| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

 

ДЕКРЕТ

от 30 ноября 1918 года

 

О НАРОДНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПОЛОЖЕНИЕ)

 

Общие начала судоустройства

 

Ст. 1. В пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики учреждается единый Народный Суд в составе:

1) одного постоянного Народного Судьи;

2) двух или шести очередных Судей Народных Заседателей.

 

Ст. 2. Народный Суд действует на территории Советского района, уездного или городского.

 

Ст. 3. Число Народных Судов в отдельном Советском районе определяется Уездными или Городскими Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и утверждается Губернским Исполнительным Комитетом Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов. В городах, в которых существуют Районные Советы, число Народных Судов определяется районными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов и утверждается городским Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов.

 

Ст. 4. Народному Суду в пределах района подсудны все уголовные дела о преступлениях и проступках, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также все дела, отнесенные к ведению суда в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения Республики установление факта или события.

Примечание. Дела о контр-революционных деяниях и выступлениях, саботаже, дискредитировании Советской власти и шпионаже рассматриваются Революционным Трибуналом, от которого зависит признать деяние неимеющим политического значения и передать дело в Народный Суд.

 

Ст. 5. Народный Суд действует в составе:

или 1) одного постоянного Народного Судьи,

или 2) постоянного Народного Судьи и двух очередных Народных Заседателей,

или 3) постоянного Народного Судьи и шести очередных Народных Заседателей.

 

Ст. 6. Постоянный Народный Судья единолично:

1) рассматривает дела о расторжении браков и дела в порядке бесспорного производства;

2) производит, если встретится надобность, предварительное следствие по уголовным делам, подлежащим рассмотрению Народного Суда с его участием в составе двух Заседателей;

3) проверяет законность и правильность поводов содержания лиц под стражей в местах заключения района и в случае неправильности или незаконности такового освобождает из-под стражи;

4) наблюдает за производством дознания органами Советской милиции, давая руководящие указания, утверждает или усиливает меры пресечения уклонения от следствия, принятые этими органами, в случае необходимости смягчить меры пресечения немедленно вносит вопрос на разрешения Народного Суда.

 

Ст. 7. Народный Суд действует в составе постоянного Народного Судьи и шести очередных Народных Заседателей при рассмотрении уголовных дел: о посягательствах на человеческую жизнь, причинении тяжелых ран или увечья, изнасиловании, разбое, подделке денежных знаков и документов, взяточничестве и спекуляции монопольными и нормированными продуктами потребления.

 

Ст. 8. Народный Суд действует в составе постоянного Народного Судьи и двух очередных Народных Заседателей по всем остальным уголовным и по всем гражданским делам.

Примечание. Народный Судья по уголовным делам, указанным в настоящей статье, может признать необходимым рассмотрение их в составе шести Заседателей.

 

Ст. 9. При рассмотрении уголовных и гражданских дел очередные Народные Заседатели во всех стадиях судебного разбирательства пользуются одинаковыми правами с постоянным Народным Судьей, решая совместно с ним вопросы о факте преступления, наказания, присуждения исковых требований или отказа в иске и все вопросы, возникающие при разборе дел.

 

Ст. 10. В судебном присутствии с участием шести очередных Народных Заседателей председательствует постоянный Судья или один из Заседателей по избрании наличным составом Суда, в судебном присутствии с участием двух очередных Народных Заседателей председательствует постоянный Народный Судья.

 

Ст. 11. При разрешении гражданских дел, требующих специальных познаний, Народный Суд может, по собственному усмотрению, пригласить на судебное заседание сведущих лиц.

 

Порядок избрания Народных Судей и Заседателей

 

Ст. 12. Постоянные Народные Судьи должны удовлетворять следующим условиям:

1) иметь право избирать и быть избираемыми в Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов;

2) иметь политический опыт работы в пролетарских организациях партии, профессиональных союзах, рабочих кооперативах, фабрично-заводских комитетах и Советских учреждениях;

3) иметь теоретическую и практическую подготовку для должности Советского Судьи.

Постоянный Народный Судья должен безусловно удовлетворять первому условию и хотя бы одному из последних двух условий.

 

Ст. 13. Постоянные Народные Судьи избираются следующим порядком:

1) в городах, имеющих районные Советы Рабоче-Крестьянских Депутатов, общим собранием отдельных районных Советов из числа кандидатов, предлагаемых Исполнительным Комитетом районного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, после предварительной тщательной проверки соответствия кандидатов своему назначению, а в остальных городах тем же порядком - общим собранием городского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов;

2) в уездах, включая города, неимеющие городских Советов, Исполнительными Комитетами Уездных Съездов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, которые в списки кандидатов включают всех кандидатов сельских и волостных Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, удовлетворяющих условиям ст. 12.

Примечание. Постоянные Народные Судьи могут быть отозваны в любое время Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов или Исполнительными Комитетами Съездов Советов, их избравшими.

 

Ст. 14. Очередными Народными Заседателями могут быть только лица, имеющие право избирать и быть избираемыми в Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов.

 

Ст. 15. Списки очередных Народных Заседателей составляются рабочими организациями, волостными и сельскими Советами отдельного судебного района и вносятся на утверждение Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, районных, городских или уездных.

Примечание. В уездах списки Народных Заседателей составляются по районам волостных Советов Депутатов.

 

Ст. 16. Списки Народных Заседателей составляются на 6 месяцев.

 

Ст. 17. Из утвержденных списков Народных Заседателей избираются по жребию по 8 Заседателей (6 очередных и 2 запасных) на каждую сессию Народного Суда для рассмотрения дел, указанных в ст. 7, по 3 Заседателя (2 очередных и 1 запасный) для рассмотрения дел, указанных в ст. 8 настоящего положения, следующим порядком: в городах, имеющих районные Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов, Президиумом этих Советов совместно с коллегией постоянных Судей данного Советского района, а в остальных городах и уездах Президиумом Исполнительных Комитетов городских или уездных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов совместно с представителями Народного Суда или Совета Народных Судей.

Примечание. В видах экономии времени, органы, намечающие по жребию Заседателей, могут одновременно установить несколько очередей согласно расписания, представленного Народными Судьями.

 

Ст. 18. Каждый из Заседателей участвует в заседаниях Народного Суда в течение не более шести заседаний, причем за ним сохраняется его заработная плата на месте его работы. Неимеющие заработка, а также лица, получающие средства существования от сельского хозяйства или ремесла, получают за дни заседания суточные в размере минимума заработной платы, установленного для данной местности, из общегосударственных средств.

 

Ст. 19. Очередные Народные Заседатели извещаются о начале сессии постоянным Народным Судьей повестками по месту жительства с таким расчетом, чтобы повестка была вручена Заседателю не позже, как за 3 дня до начала сессии.

 

Ст. 20. Уклонение Народных Заседателей от государственной повинности по отправлению правосудия не допускается. Неявившийся Заседатель, своевременно не известивший о невозможности явиться и не представивший доказательств уважительности причин своей неявки, подвергается штрафу в размере до 100 р. по постановлению того же Народного Суда в распорядительном заседании. Штрафы вносятся в доход Республики по смете Народного Комиссариата Юстиции.

 

Общие начала судопроизводства

 

Ст. 21. В Российской Социалистической Федеративной Советской Республике допускается судоговорение на всех местных языках.

На каком языке или языках происходит судоговорение и судопроизводство в данном судебном районе, определяет городской Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов или Исполнительный Комитет уездных Съездов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов при участии представителей от Народного Суда.

 

Ст. 22. При рассмотрении всех дел Народный Суд применяет декреты Рабоче-Крестьянского Правительства, а в случае отсутствия соответствующего декрета или неполноты такового руководствуется социалистическим правосознанием.

Примечание. Ссылки в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств воспрещаются.

 

Ст. 23. Народный Суд имеет право по своему убеждению определять меру наказания, а также постановить приговор об условном или полном освобождении обвиняемого от всякого наказания. В тех случаях, когда в декрете установлено наказание не ниже известной нормы, Народный Суд в праве уменьшить наказание или совсем освободить от него, только мотивировав основания смягчения приговора.

 

Ст. 24. Народный Суд не стеснен никакими формальными доказательствами и от него зависит по обстоятельствам дела допустить те или иные доказательства или потребовать их от третьих лиц, для коих такое требование обязательно. Присяга, как доказательство, не допускается.

 

Ст. 25. Формальные отводы по гражданским делам о смешении и дроблении исков не допускаются.

 

Ст. 26. Тяжущимся разрешается во время производства дел как изменять основания иска или встречных требований, так и расширять дела новыми требованиями и привлекать к делу на сторону истца или ответчика новых лиц.

 

Ст. 27. Свидетели дают показания без присяги с предупреждением об ответственности за ложное показание и отобранием соответствующей подписки.

 

Следствие

 

Ст. 28. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым Народным Судом с участием шести Заседателей, возлагается на Следственные Комиссии, уездные и городские. По остальным уголовным делам от Народного Суда зависит ограничиться произведенным милицией дознанием или передать дело для производства предварительного следствия в Следственную Комиссию, а в нетерпящих отлагательства случаях поручить производство предварительного следствия постоянному Народному Судье.

 

Ст. 29. Распределение территории уезда или города на следственные участки производится Уездным Исполнительным Комитетом Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и утверждается Губернским Исполнительным Комитетом Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов. В городах, имеющих, кроме губернских, особые городские Советы, распределение городской территории на следственные участки производится городскими Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов.

 

Ст. 30. Каждая участковая Следственная Комиссия состоит из председателя и двух членов, избираемых Городскими Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов или Уездными Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов. Председатель и члены Следственной Комиссии могут быть отозваны во всякое время как Советами, их избравшими, так и соответствующими высшими органами Советской власти (ст. 62 основного закона).

 

Ст. 31. Председатель и члены Следственных Комиссий должны удовлетворять следующим условиям:

1) иметь право избирать и быть избираемыми в Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов;

2) иметь теоретическую и практическую подготовку для должности Советских следователей.

 

Ст. 32. Следственная Комиссия приступает к производству предварительного следствия: 1) по заявлениям граждан, 2) сообщению милиции, должностных лиц и учреждений, 3) по постановлению Народного Суда, 4) по усмотрению самой Комиссии.

 

Ст. 33. Следственная Комиссия может обратиться за содействием как к Советской милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно государственным и общественным учреждениям.

 

Ст. 34. В предварительном следствии допускается участие защитника, назначаемого Коллегией защитников по просьбе привлекаемого к следствию, но участие защиты может быть ограниченным по постановлению Следственной Комиссии, если того требуют интересы раскрытия истины.

 

Ст. 35. Следственная Комиссия в полном составе:

1) возбуждает или прекращает следствие,

2) избирает меру пресечения и изменяет ее,

3) постановляет о заключении следствия или предании Суду.

 

Ст. 36. Постановление Следственной Комиссии о прекращении следствия или о предании Суду направляется в Народный Суд по месту совершения преступления вместе со всем делопроизводством. Окончательное решение вопроса о прекращении дела принадлежит Народному Суду.

 

Ст. 37. Следственная Комиссия может поручить отдельные следственные действия, как-то: допрос свидетелей, осмотр на месте, осмотр вещественных доказательств и т.д. отдельным ее членам или производить их в полном составе.

 

Ст. 38. Постановления Следственной Комиссии могут быть обжалованы в двухнедельный срок в Народный Суд по месту совершения преступления; постановления Народного Суда по возбужденным жалобой вопросам являются окончательными.

 

Ст. 39. Постановление Следственной Комиссии о предании Суду или прекращении следствия должно быть мотивировано. Если это постановление будет признано Народным Судом недостаточно обоснованным, Народный Суд направляет к доследованию в Следственную Комиссию.

 

Коллегия защитников, обвинителей и представителей сторон

в гражданском процессе

 

Ст. 40. Для содействия Суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе, при Уездных Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов (включая и уездный город) и при Губернских Исполнительных Комитетах Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов учреждаются Коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

 

Ст. 41. Члены Коллегии избираются Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов на общих со всеми должностными лицами Советской Республики основаниях из состава лиц, удовлетворяющих требованиям ст. 64 основного закона.

 

Ст. 42. Члены Коллегии, как должностные лица Советской Республики, получают содержание в размере оклада, устанавливаемого для Народных Судей, по смете Народного Комиссариата Юстиции.

 

Ст. 43. Привлечение к участию в процессе защитника по просьбе обвиняемого обязательно по уголовным делам, рассматриваемым с участием шести Народных Заседателей. В остальных уголовных делах вопрос о допущении защитника определяется Судом в распорядительном или судебном заседании.

Примечание. В тех случаях, когда признана необходимость участия в процессе обвинителя, обязательно и участие защитника.

 

Ст. 44. На время отдельной судебной сессии Коллегия защитников, обвинителей и представителей сторон командирует в Народный Суд для участия в уголовных процессах своих членов в числе, указанном Судом.

 

Ст. 45. Для участия в процессе защитники и обвинители персонально назначаются Судом из числа прикомандированных к Суду членов Коллегии.

 

Ст. 46. По гражданским делам стороны, желающие иметь на Суде представителей своих интересов, с просьбой о назначении последних обращаются непосредственно в Совет Коллегии. Совет Коллегии, ознакомившись с существом дела, может отказать в удовлетворении ходатайства о назначении представителя. Постановление Совета об отказе в назначении представителя может быть обжаловано заинтересованною стороною в Суд, рассматривающий дело.

 

Ст. 47. В качестве представителей сторон и защитников, кроме членов Коллегии, допускаются: а) близкие родные тяжущихся, как-то: родители, дети, супруги, братья и сестры, б) юрисконсульты Советских учреждений по уполномочию руководящих их органов.

 

Ст. 48. Плата за участие в процессах членов Коллегии определяется и взимается с обвиняемых и сторон Судом и зачисляется в доход Республики по смете Народного Комиссариата Юстиции.

 

Ст. 49. Выполнение предусмотренных статьями 45 и 46 обязанностей по прикомандированию к судебным учреждениям защитников и обвинителей и по назначению представителей сторон в гражданских процессах возлагается на Совет Коллегии, избираемый членами Коллегии сроком на один год.

 

Об отводах Народных Судей и Народных Заседателей

 

Ст. 50. Обвиняемые и стороны в гражданском процессе имеют права заявлять об отводе как Народного Судьи, так и Народных Заседателей.

 

Ст. 51. Отвод с изложением оснований заявляется при открытии судебного заседания и разрешается составом Суда с участием запасного Заседателя.

 

Ст. 52. Народный Судья и Народные Заседатели обязаны отвести себя в том случае, если прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела или находятся в особых отношениях к сторонам.

 

О производстве дел

 

Ст. 53. Производство в Народном Суде начинается по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, должностных лиц и по усмотрению Суда в тех случаях, когда Суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского Правительства или учинение преступления.

 

Ст. 54. Народный Судья, в случае необходимости, может своим единоличным постановлением подвергать обвиняемого личному задержанию, причем такое постановление должно быть подтверждено не далее ближайшего заседания Народным Судом.

 

Ст. 55. Дела, по коим обвиняемый содержится под стражей, назначаются к слушанию в первую очередь.

 

Ст. 56. Заинтересованные лица своевременно вызываются к разбору дела повестками или извещаются словесно с отобранием подписей о явке в срок.

В повестках указывается - вызывается ли данное лицо в качестве свидетеля, обвиняемого, потерпевшего, эксперта или стороны в процессе.

Примечание. Повестки посылаются заказными пакетами с обратной распиской, через рассыльных или через милицию.

 

Ст. 57. Взыскания за неявку, а также привод вызываемого в Суд определяется постановлением Народного Суда.

 

Ст. 58. По открытии заседания председательствующий разъясняет обвиняемому, а равно сторонам, их право заявить отвод как Народного Судьи, так и очередных Народных Заседателей.

 

Ст. 59. Суд выясняет, кто из сторон и свидетелей и участвующих в деле лиц прибыл в заседание и разрешает вопрос о возможности слушания дела в настоящем его положении; неявка сторон, обвиняемого или свидетелей без уважительных причин не останавливает разбора дела, если явка их в Суд не будет признана Судом обязательной. Копия приговора и решения по рассмотрении дела в отсутствии сторон сообщается обвиняемому или ответчику. Отзывы на заочные приговоры и решения не допускаются, и заочные приговоры и решения могут быть обжалованы лишь в кассационном порядке на общем основании, причем срок на принесение кассационной жалобы исчисляется с момента вручения копии приговора и решения или повестки об исполнении, смотря по тому, которая из них вручена раньше.

 

Ст. 60. В случае заявления сторонами ходатайства о допросе свидетелей Суд требует указания, какие обстоятельства должны быть установлены этими свидетелями, и разрешает вопрос о допущении или о недопущении свидетелей.

 

Ст. 61. Перед допросом свидетелей Суд выясняет, какие отношения существуют между сторонами и свидетелями по делу, находящемуся на рассмотрении Суда.

 

Ст. 62. Кроме свидетелей допрашиваются и эксперты, если они вызваны в заседание Суда. В случае необходимости производится осмотр вещественных доказательств, которые должны быть своевременно затребованы Судом до назначения дела к слушанию.

 

Ст. 63. Свидетели до их допроса не могут присутствовать в зале заседания при разборе дела.

 

Ст. 64. Все заседания Суда открыты, но если по тем или другим соображениям встретится надобность, публика может быть удалена по постановлению Суда.

 

Ст. 65. Слушание дела, по которому произведено предварительное следствие, начинается докладом Народного Судьи и оглашением постановления Следственной Комиссии о предании Суду. После этого председательствующий опрашивает обвиняемого, признает ли он обвинение правильным.

 

Ст. 66. По прочим уголовным делам, а равно по гражданским делам после доклада Народного Судьи дается слово обвинителю или истцу для изложения фактов и освещения их. Председательствующий формулирует обвинение или сущность иска и опрашивает обвиняемого, признает ли он обвинение, или ответчика - признает ли он иск.

 

Ст. 67. При полном и согласном с обстоятельствами дела сознании подсудимого Суд может не допрашивать свидетелей или, допросив нужных, перейти к заключительным моментам судебного заседания.

 

Ст. 68. В случае отрицания виновности выслушивается подсудимый и производится допрос свидетелей, которые приглашаются в зал заседания по одиночке. Показания свидетелей записываются вкратце в протокол, который подписывается ими; свидетели остаются в зале заседания до освобождения их Судом. Если свидетель неграмотен, об этом отмечается в протоколе.

 

Ст. 69. По делам, могущим по мнению Суда кончиться примирением, сторонам предлагается вопрос, не пожелают ли они примириться.

 

Ст. 70. Когда Суд находит, что дело судебным следствием достаточно выяснено, он предоставляет последнее слово сторонам с тем, чтоб последним говорил ответчик или обвиняемый (после защитника), если таковой участвует в деле, и удаляется в совещательную комнату для постановления решения или приговора.

 

Ст. 71. Во время совещания Суда в совещательную комнату не допускаются никакие посторонние лица.

 

Ст. 72. Приговор или решение выносится по большинству голосов. Член Суда, несогласный с приговором, может представить свое особое мнение, которое должно быть приложено к протоколу.

 

Ст. 73. В приговоре и в решении должны быть указаны сущность приговора или решения и основание его.

 

Порядок обжалования приговоров и решений Народного Суда

 

Ст. 74. Приговоры и решения Народного Суда являются окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.

 

Ст. 75. Приговоры по уголовным делам, а также решения по гражданским делам могут быть обжалованы в кассационном порядке в Совете Народных Судей.

Примечание. Приговоры могут быть обжалованы как обвиняемыми и лицами и учреждениями, возбудившими уголовное преследование, так и местными Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.

 

Ст. 76. Кассационные жалобы подаются или через Народный Суд, который постановил приговор или решение, и представляются Народным Судьей вместе с делом не позднее трех дней в Совет Народных Судей или подаются непосредственно в Совет Народных Судей.

 

Ст. 77. Срок на подачу кассационной жалобы устанавливается месячный со дня объявления приговора.

 

Об исполнении приговоров и решений Народного Суда

 

Ст. 78. Приговоры и решения Народного Суда приводятся в исполнение немедленно по истечении срока на обжалование. В случае отказа сторон от кассационной жалобы приговоры и решения приводятся в исполнение до истечения указанного срока. Подача кассационной жалобы в течение установленного срока приостанавливает исполнение до рассмотрения жалобы Советом Народных Судей. Народный Суд обязан при вынесении приговора или решения постановить о принятии или изменении мер пресечения или обеспечения иска.

 

Ст. 79. Народному Суду предоставляется право досрочного освобождения, помилования и восстановления в правах осужденных как по их личному или их близких ходатайству, так и по представлению органов, применяющих наказание, в порядке, предусмотренном инструкцией о досрочном освобождении.

 

Ст. 80. Приговоры, присуждающие к принудительным работам или другому виду лишения свободы, приводятся в исполнение органами Советской милиции, а решения по гражданским делам и всякие денежные взыскания Судебными Исполнителями.

 

Советы Народных Судей

 

Ст. 81. Все народные суды, входящие в состав губернии или соответствующей ей отдельной территориальной единицы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, составляют судебный округ.

Примечание. Гор. Москва и Петроград выделяются в отдельные судебные округа.

 

Ст. 82. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных и частных жалоб на приговоры, решения и действия Народных Судов и ближайшего контроля над ними учреждается Совет Народных Судей.

 

Ст. 83. Совет Народных Судей состоит из:

1) Председателя Совета Народных Судей и его заместителя.

2) Постоянных членов Совета Народных Судей в числе от двух до пяти.

3) Народных Судей округа, участвующих в заседании Совета по очереди.

 

Ст. 84. Председатель, заместитель председателя и постоянные члены Совета Народных Судей из числа Народных Судей избираются губернскими съездами Народных Судей Округа, а в Москве и Петрограде общими собраниями их, утверждаются соответствующими Исполнительными Комитетами губернских или городских Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и образуют Президиум Совета Народных Судей. Члены Президиума Совета Народных Судей отзываются губернскими и городскими Исполнительными Комитетами как по их инициативе, так и по представлению съездов и собрания Народных Судей.

 

Ст. 85. Для рассмотрения поступающих дел Совет Народных Судей образует уголовные и гражданские отделения, которыми заведывают члены Президиума Совета Народных Судей.

 

Ст. 86. Заседания Совета Народных Судей для рассмотрения кассационных жалоб происходят в составе пяти человек: двух членов Президиума Совета Народных Судей и трех Народных Судей. Заседания для рассмотрения частных жалоб и жалоб на отдельные действия Народных Судов происходят в составе не менее трех членов при непременном участии члена Президиума. Функции контроля принадлежат Президиуму Совета Народных Судей.

 

Ст. 87. Ведение заседаний Совета Народных Судей по каждому отделению возлагается на председательствующего, каждый раз для того избираемого данным составом из своей среды, или одного из членов Президиума Совета Народных Судей.

 

Ст. 88. К слушанию дела в Совете Народных Судей вызываются: потерпевшие, обвинители, стороны и лица, заявляющие права на вещественные доказательства, однако неявка их не останавливает рассмотрения дела, за исключением тех случаев, когда Совет признает присутствие их необходимым.

 

Ст. 89. Совет Народных Судей имеет право отменить приговоры и решения в случае признаваемых им существенными нарушения или неправильного применения декретов, в частности нарушения форм судопроизводства, а также в случае неполноты следствия. Совету Народных Судей принадлежит также право отмены приговоров и решений Народного Суда в тех случаях, когда обжалованные приговоры и решения Народного Суда явно несправедливы.

 

Ст. 90. Совет Народных Судей при рассмотрении дела не связан пределами кассационной жалобы и поводами, в ней указанными.

 

Ст. 91. В случае отмены приговора или решения Совет Народных Судей указывает, в чем именно заключается неправильность применения закона, какие формы судопроизводства нарушены или в чем выразилась неполнота следствия или явная несправедливость отменяемого приговора или решения.

 

СТ. 92. Отменяя приговор или решение, Совет Народных Судей передает дело для вторичного рассмотрения по существу в другой Народный Суд того же района. Указания, сделанные Советом Народных Судей в мотивах к отмене приговора или решения, обязательны для суда, пересматривающего дело.

 

Ст. 93. В случае отмены приговора или решения дело в течение трех дней отсылается в тот Народный Суд, коему поручено новое рассмотрение дела, копия же решения Совета Народных Судей отсылается для руководства в Народный Суд, постановивший отмененный приговор или решение.

 

О судебной пошлине и судебных издержках

 

Ст. 94. По гражданским делам в Народном Суде взимаются пошлина и листовой сбор. Пошлина взимается в размере 1% по делам с ценою иска до 500 руб., 3% по делам до 3000 р., 5% по делам до 10000 руб. и 10% свыше 10000 руб., и листовой сбор соответственно 1, 3, 5 и 10 руб. По делам, оценке не подлежащим, а равно где цена иска ни при предъявлении такового, ни при постановлении решения определена быть не может, пошлина взимается в размере 10 руб., а листовой сбор в размере 3 р. с листа. Листовой сбор взимается с каждой получаемой и подаваемой бумаги по всем делам, как гражданским, так и уголовным.

Примечание. По уголовным делам без взимания листового сбора выдаются обвиняемым лишь копии заключений следственных комиссий и копии приговоров.

 

Ст. 95. От суда зависит признать за стороной недостаточность средств к уплате пошлин и сбора и отсрочить или рассрочить взнос и даже совершенно освободить от уплаты таковых.

 

Ст. 96. Постановляя решение, Народный Суд присуждает в пользу истца или ответчика, в зависимости от того, в чью пользу решено дело, полностью или частью издержки, понесенные на ведение дела (пошлина, сборы и оплата труда правозаступников). Вместе с тем Суд может присудить с неправой стороны понесенный другой стороной расход и убытки, связанные с ведением дела.

 

Ст. 97. По уголовным делам Народный Суд может присудить с виновной стороны издержки, расход и убытки, понесенные другой стороной на ведение дела.

 

Ст. 98. При подаче кассационных жалоб взимаются судебная пошлина и листовой сбор на общем основании с обжалуемой суммы иска; разрешая кассационную жалобу, Совет Народных Судей в отношении издержек руководствуется статьями 96 и 97.

 

Председатель Всероссийского

Центрального Исполнительного

Комитета Советов

Я.СВЕРДЛОВ

 

Народный Комиссар Юстиции

КУРСКИЙ

 

Секретарь Всероссийского

Центрального Исполнительного

Комитета Советов

В.АВАНЕСОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2017