МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ПИСЬМО
от 22 августа 1979 г. N 125-ц
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
Центром по научной организации труда и
управления производством разработана Примерная производственная инструкция
водителя автобуса, в которой определены основные права, обязанности и
ответственность водителей автобусов Министерства автомобильного транспорта
РСФСР.
Министерство автомобильного транспорта
РСФСР приказывает:
1. Утвердить прилагаемую Примерную
производственную инструкцию водителя автобуса.
2. Главленавтотрансу,
Главкраснодаравтотрансу, транспортным управлениям,
управлениям пассажирского автомобильного транспорта в срок до 1 декабря 1979
года на основе прилагаемой Примерной производственной инструкции разработать с
учетом местных условий производственные инструкции водителей автобусов
автотранспортных предприятий, организовать изучение их с принятием зачетов и
довести указанные инструкции до каждого водителя автобуса.
Заместитель Министра
А.К.ВАСИЛЬЕВ
ПРИМЕРНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВОДИТЕЛЯ АВТОБУСА
1. Общие положения
1.1. Настоящая Производственная
инструкция определяет основные права, обязанности и ответственность водителей автобусов автотранспортных предприятий Министерства
автомобильного транспорта РСФСР.
1.2. На основе настоящей Производственной
инструкции автотранспортное предприятие разрабатывает с учетом местных условий
производственные инструкции водителей соответствующего автотранспортного
предприятия.
1.3. Главной задачей водителей автобусов
автотранспортных предприятий является обеспечение безопасности перевозки
пассажиров и высокой культуры их обслуживания.
Работая на линии, водитель должен
помнить, что ему доверена жизнь и безопасность пассажиров. При управлении
автобусом водитель обязан проявить максимум внимания и осторожности
и ни в каких случаях не рисковать, рассчитывая на свое
умение и удачу.
1.4. Водитель автобуса назначается и
освобождается от работы приказом по автотранспортному предприятию.
1.5. Водитель непосредственно подчинен
бригадиру. При выпуске на линию водитель обязан выполнять распоряжения дежурного
диспетчера, а при работе на линии - линейного диспетчера и лиц, имеющих право
контроля.
2. Общие требования
2.1. Водитель обязан
знать и строго соблюдать при выполнении возложенных на него обязанностей:
правила дорожного движения; правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом; правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного
транспорта; правила и инструкции по технике безопасности, противопожарным мерам
и производственной санитарии; инструкции о порядке экстренной эвакуации
пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первой медицинской
помощи; правила внутреннего трудового распорядка автотранспортного
предприятия, а также производственную инструкцию водителя автобуса.
2.2. Администрация автотранспортного
предприятия обязана ознакомить водителя автобуса, а водитель обязан знать:
автобусные маршруты, закрепленные за обслуживанием, и их особенности (название
остановок, наименование и расположение на маршруте культурно-бытовых
учреждений, пункты и места пересадок на другие маршруты и виды транспорта);
формы путевой и билетно-учетной документации и порядок их оформления; нормы
времени на пробег по маршруту, на котором он работает в данный момент.
2.3. Водитель автобуса обязан знать и
выполнять требования, предусмотренные квалификационными характеристиками
профессий водителей автотранспортных средств, соответствующие присвоенному ему
классу квалификации.
2.4. Водитель при исполнении служебных
обязанностей должен быть опрятно одет (в форменной одежде) и иметь при себе:
удостоверение на право управления автобусом; путевую и билетно-учетную
документацию; маршрутное расписание движения автобуса с указанием времени и
мест остановок в пути; таблицу стоимости проезда и провоза багажа при работе на
пригородных и междугородных маршрутах; схему маршрута с указанием опасных мест;
памятку водителю автобуса по обеспечению безопасности перевоза пассажиров.
2.5. Водитель должен быть вежливым ко
всем без исключения лицам, пассажирам, участникам дорожного движения, сотрудникам
милиции и др.; заботиться о пассажирах, проявлять внимательность и
предупредительность по отношению к ним; быть дисциплинированным,
сосредоточенным, уметь быстро принимать решение.
3. Обязанности водителя перед выездом на
линию
3.1. Водитель перед началом работы на
линии обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр,
получить путевую документацию, талоны на горюче-смазочные материалы, а в
необходимых случаях - билетно-учетную документацию, проездные и абонементные
билеты.
3.2. Принимая автобус, водитель обязан
проверить его исправность и в частности: устранены ли технические неисправности
автобуса в соответствии с заявкой на ремонт, состояние колес, шин, подвески,
стекол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнего вида автобуса и
салона.
Кроме того,
водитель должен проверить наличие: знака аварийной остановки, тормозного
противооткатного башмака, двух исправных (опломбированных огнетушителей,
укомплектованной аптечки, молоточков для разбивания стекла, соответствующих
надписей, информирующих о способах экстренного открывания дверей и удаления
стекол салона автобуса в случае дорожно-транспортного происшествия, правил
пользования автобусом в салоне, правильность установки и соответствие лобовых,
боковых и задних указателей маршрута, таблички со своей фамилией в салоне, исправность запоров всех люков; работу: двигателя, рулевого
управления, тормозной системы, вспомогательного оборудования
(стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, звукоусилительной установки), привода и механизмов
открывания дверей, устройства аварийного открывания дверей в салоне автобуса,
системы отопления салона.
3.3. В случае
обнаружения неисправностей, при наличии которых воспрещается выезд на линию
согласно правилам дорожного движения, а также в случае неисправных дверей,
сигнала кондуктора, наружного и внутреннего освещения подножек, сидений,
повреждений или отсутствия стекол в кузове и в кабине водителя, проникновения
отработавших газов внутрь автобуса, отсутствия комплекта эксплуатационного
оборудования, указательных надписей в салоне и снаружи кузова водитель обязан
известить об этом диспетчера и механика ОТК.
4. Обязанности водителя при работе на
линии
4.1. Водитель при работе на линии обязан
обеспечить: постоянное внимание к процессу управления автобусом и транспортной
обстановке, строгое соблюдение расписания и маршрута движения, выполнение
пассажирами правил пользования автобусом, экономное расходование автомобильного
топлива, постоянный контроль за исправностью топливной
аппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, от
которых зависит расход топлива.
4.2. При обнаружении в салоне автобуса
забытых вещей пассажирами водитель обязан обеспечить их сохранность и при
первой возможности передать вещи начальнику (дежурному) автовокзала
(автостанции), а при отсутствии их дежурному диспетчеру автотранспортного
предприятия.
4.3. По прибытии автобуса к начальному
контрольному пункту водитель обязан: сообщить об этом линейному диспетчеру,
передать ему для оформлений путевой лист. В случае предполагаемой задержки
автобуса на маршруте или на станции для устранения дефектов немедленно сообщить
линейному диспетчеру о характере производимого ремонта, предполагаемой его
продолжительности и необходимости вызова технической помощи.
4.4. При движении автобуса по маршруту
водитель обязан:
начинать движение без резких толчков,
плавно разгонять автобус; при остановке не допускать резкого торможения, за
исключением случаев необходимости в экстренной остановке;
останавливать автобус на остановочном пункте
с таким расчетом, чтобы автобус стоял параллельно тротуару и находился от него
на расстоянии 35 см;
если остановка занята другим автобусом,
остановить автобус, не доезжая на расстояние, дающее возможность объезда без
подачи автобуса назад. После отправления впереди стоящего автобуса начать
движение без сигнала кондуктора и подъехать к остановке;
останавливать автобус с соблюдением
правил дорожного движения по требованию работников милиции и лиц, имеющих право
контроля, а также для принятия пассажиров из автобуса, остановившегося в пути
из-за неисправности.
4.5. При наличии контрольного пункта
водитель обязан сделать отметку в путевом листе или передать сообщение
диспетчеру.
4.6. При посадке и высадке пассажиров
водитель обязан: производить посадку и высадку строго в пунктах остановок на
маршрутах и только через соответствующие двери автобуса; по прибытии автобуса
на остановку и прекращении движения открыть двери, а перед началом движения
закрыть двери, убедившись в окончании выхода и входа пассажиров.
Примечание: водителю разрешается в виде
исключения производить высадку пассажиров вне пункта остановки на маршруте при
вынужденной остановке автобуса в связи с технической неисправностью или
запрещением в установленном порядке дальнейшего движения.
4.7. В случае причинения пассажиром
материального ущерба автобусу водитель должен: принять меры к задержанию
пассажира, виновного в случившемся, при возможности привлечь свидетелей, обратиться
за содействием к сотрудникам милиции, а также передать сообщение о случившемся
диспетчеру.
4.8. Водителю запрещается осуществлять
перевозку пассажиров на автобусе, техническое состояние и оборудование которого
не отвечают требованиям правил дорожного движения и правил технической
эксплуатации.
4.9. Водителю автобуса
запрещается в процессе управления автобусом на линии: принимать пищу, курить,
вести посторонние разговоры; провозить в кабине людей, багаж, горюче-смазочные
материалы; производить размен денег; начинать движение до полного закрывания
дверей; открывать двери до полной остановки; отклоняться от маршрута без
разрешения линейного диспетчера или уполномоченного на то лица; производить
посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов.
5. В случае опоздания водителя второй
смены (не более чем на 30 минут) водитель первой смены не имеет право оставлять
автобус до прихода сменщика. В случае неявки водителя второй смены (или
опоздания более чем на 30 минут) водитель первой смены обязан возвратиться в
автотранспортное предприятие и выполнить требования, перечисленные в пункте 10.
6. При смене на линии водитель второй
смены обязан проверить техническое состояние автобуса и расписаться в путевом
листе в его приеме.
7. Водителю первой смены категорически
запрещается: умышленно задерживать устранение дефектов автобуса до прихода
водителя второй смены; сдавать автобус водителю, не записанному в путевой лист;
производить смену без ведома линейного диспетчера.
8. Если при смене водителей автобус
находится не в исправном состоянии, то водитель второй смены обязан его принять
и сделать запись в путевом листе об имеющихся дефектах.
9. По окончании сдачи автобуса водитель
первой смены передает своему сменщику оформленный путевой лист и
билетно-учетную документацию.
10. Водитель после
окончания работы и при возвращении в автотранспортное предприятие обязан
заправить автобус топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
предъявить его для проверки технического состояния, сообщив об обнаруженных во
время работы на линии технических неисправностях автобуса; сдать с заполненными
реквизитами путевой лист, заказ на перевозку пассажиров автобусом, а также
билетно-учетную документацию; поставить автобус в зону стоянки.
11. При работе без кондуктора на городских
автобусных маршрутах водитель обязан:
11.1. Перед выездом на линию получить
контрольные билеты, абонементные талоны, месячные проездные билеты; проверить
исправность звукоусилительной установки (сигнала
кондуктора в кабину водителя), компостеров, касс-копилок, наличие и целостность
всех пломб и соответствующих контрольных знаков на пломбах, указанных в
билетно-учетном листе; заправить билетницы
контрольными билетами.
При обнаружении неисправности звукоусилительной установки, касс-копилок и отсутствия на
них пломб водитель не имеет права работать на этом автобусе
и обязан сообщить о случившемся линейному диспетчеру или диспетчеру
автотранспортного предприятия.
11.2. При работе на
линии громко и правильно объявлять название каждого следующего остановочного
пункта, места пересадок; напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда и
провоза багажа; следить за порядком и соблюдением пассажирами правил
пользования автобусом и наличием в кассах-копилках контрольных билетов и в
случае необходимости заправлять их; производить продажу абонементных талонов и
месячных проездных билетов (только на остановках).
На конечном пункте
маршрута водитель обязан сообщить пассажирам об окончании маршрута, проверить
исправность компостеров, касс-копилок, наличие на них и целостность пломб;
сменить и установить единый шифр на всех компостерах салона автобуса; записать
в билетно-учетном листе номера верхних контрольных билетов, оставшихся в билетнице, произвести принудительное опускание оставшихся
на площадке (клапане) кассы-копилки денег в кассету сбора выручки; включить одну из групп внутреннего освещения салона с минимальным
количеством ламп (при стоянке автобуса в темное время суток); проверить чистоту
салона и в случае необходимости принять меры к его уборке.
Примечание: В неосвещенном салоне
автобуса производить какие-либо работы водителю категорически запрещается.
11.3. По окончании
работы на линии и возвращении в парк записать в билетно-учетном листе верхние
номера оставшихся в билетницах контрольных билетов, а
также номера всех контрольных билетов, оставшихся у водителей (в полных и
неполных катушках); изъять из билетниц контрольные
билеты и вложить их в сумку для хранения, после чего отдать сумку в билетную
кассу; при обнаружении неисправностей касс-копилок, звукоусилительной
установки и другого оборудования дать заявки на их устранение; находиться в
салоне автобуса до прибытия бригады кассиров для изъятия кассет с выручкой из
касс-копилок.
12. Водитель имеет
право: участвовать в проверке технического состояния и приемке автобуса перед
выездом на линию и после выполнения технического обслуживания и ремонта
автобуса; требовать своевременной постановки в известность об изменениях
графика работы на линии (не менее чем за сутки до начала работы), оформления
необходимых документов в случае вынужденного и преждевременного возврата с
линии.
13. За допущенные во время работы
нарушения водитель в зависимости от их характера привлекается в установленном
порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной
или уголовной ответственности.
ПАМЯТКА
ВОДИТЕЛЮ АВТОБУСА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ!
Автобусный транспорт пользуется у нас
заслуженным уважением. В любое время суток, в любую погоду бегут по улицам и
дорогам неутомимые труженики - автобусы. Сейчас в Российской Федерации
автобусами перевозится пассажиров больше, чем всеми остальными видами транспорта,
вместе взятыми.
Скорость сообщения, регулярность
движения, комфортные условия для пассажиров, культура их обслуживания - главные
и постоянные заботы работников автобусного транспорта. Но ни одна из них не
может сравниться по важности с заботой о безопасности пассажиров в пути, ибо
это - забота о жизни и здоровье многих людей...
Автомобильный парк страны
стремительно растет, интенсивность движения на дорогах все более возрастает.
Это с особой остротой ставит перед нами проблемы дорожной безопасности.
Важнейшее значение приобретает соблюдение водителями правил дорожного движения.
(Статистика показывает, что в 60 - 70 случаях из ста причиной аварий являются
не дорожные условия или техническое состояние автомобиля, а неправильные
действия самого водителя.) Очень большую роль в обеспечении безопасности
пассажиров в пути играет также выполнение водителем требований техники
безопасности на автомобильном транспорте.
Дорогой товарищ! Тебе доверено сложное,
очень ответственное и почетное дело - перевозка людей. Помни: в твоих руках не
просто руль, а жизнь и здоровье пассажиров. Этой мысли ты должен подчинять все
свои действия, свое поведение за рулем. Будь предельно внимателен и осторожен
на линии. Неукоснительно соблюдай требования правил дорожного движения и
техники безопасности. Забвение этих правил может обернуться большой бедой.
СЧАСТЛИВОГО ТЕБЕ ПУТИ!
Коллегия Министерства автомобильного транспорта
РСФСР
ВОДИТЕЛЬ, ЗАПОМНИ:
Хорошее, ровное настроение - первое
условие собранности и внимательности за рулем. Поэтому перед началом работы
старайся не расстраивать ни себя, ни своих товарищей.
Готовясь к рабочей смене, непременно
хорошо отдохни и поешь - иначе быстро наступит усталость. Отдых между сменами
должен восстанавливать твои силы, поэтому он должен быть правильно организован.
Алкоголь - злейший враг водителя. У
человека, принявшего хмельного, замедляется реакция на события, нарушается
координация движения, появляется излишняя самоуверенность, притупляется чувство
ответственности за свои действия. А за рулем это недопустимо! И абсолютно
справедливы слова: "Пьяный водитель - это потенциальный убийца".
Расписание движения должно быть для тебя
законом. Выдерживая свой график, ты обеспечиваешь регулярность движения,
создаешь для пассажиров удобство поездки, а это - сбереженное время и нервы
пассажиров, словом - это культура обслуживания.
Следуй только по установленному маршруту.
Водить автобус там, где маршруты не открыты, опасно; в особенности это
относится к загородным дорогам - они могут оказаться слабыми, непригодными для
движения тяжелых транспортных средств, на них могут быть ветхие мосты и т.д.
Не допускай переполнения автобуса. Когда
автобус перегружен, ухудшается его устойчивость (из-за стоящих в салоне
пассажиров центр тяжести автобуса повышается), управлять им становится труднее.
Это опасно при движении на поворотах, на спусках и подъемах, особенно на горных
дорогах и при гололеде. Перегруз может также вызвать поломку автобуса.
Если тебя перевели работать на автобус
незнакомой тебе модели или назначили обслуживать другой маршрут, то прежде чем
выехать на линию, хорошо усвой приемы вождения и особенности эксплуатации
автобуса, изучи маршрут, запомни на нем места, представляющие опасность для
движения.
Как тебе самому известно, к концу смены
дает знать о себе усталость, труднее становится управлять автобусом: быстрота
восприятия тобой дорожной обстановки падает, медленно переключается внимание с
предмета на предмет в окружающей тебя среде. Поэтому, чем дольше ты просидел за
рулем, тем бдительнее следи за дорогой, не двигайся на высокой скорости,
увеличивай дистанцию движения.
Даже если ты уверен в исправности
тормозов, все равно - перед крутым подъемом или спуском проверь их надежность.
Постоянно следи за исправностью
электрооборудования и системы питания двигателя. При отказе топливного насоса в
пути никогда не используй самотек для подачи бензина в карбюратор.
Воздерживайся от курения за рулем.
Первейшей обязанностью водителя при
загорании автобуса является немедленная эвакуация пассажиров из салона.
В автобусе всегда должны быть:
проверенный огнетушитель, набор инструментов водителя, аптечка для оказания
первой медицинской помощи пострадавшим пассажирам.
ВОДИТЕЛЬ,
НАПОМИНАЕМ ТЕБЕ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ НА ЛИНИЮ:
- пройди предрейсовый
медицинский осмотр;
- при получении путевой документации
предъяви свое удостоверение на право управления транспортным средством;
- убедись в полной технической исправности
автобуса; лично проверь действие крана экстренного открытия дверей и убедись в
безотказной работе дверей;
- получи карту-схему маршрута с
обозначенными опасными участками и сведения о дорожных и метеорологических
условиях на трассе движения;
- при изменении условий работы на
обслуживаемом тобой маршруте или при переходе на другой маршрут получи
соответствующий инструктаж у диспетчера своего предприятия или у начальника
автовокзала (автостанции).
Водитель не имеет права выезжать в рейс,
если его отдых между сменами был короче удвоенной продолжительности работы в
предыдущей смене.
НА ЛИНИИ:
- следуй только по указанному маршруту;
- соблюдай расписание движения;
- соблюдай установленные нормы
вместимости автобуса: на городских и пригородных маршрутах - по предельно
допускаемой вместимости, на междугородных маршрутах и в горной местности - по
количеству мест для сидения; в случае переполнения автобуса - не начинай
движения, пока не высадишь лишних пассажиров;
- начинай движение и двигайся только с
закрытыми дверями автобуса, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми
дверями (по ледовым переправам);
- избегай резких маневров: плавно
трогайся с места и также плавно тормози, увеличивай и замедляй скорость
движения постепенно, не делай крутых поворотов; это исключит опасность травмирования пассажиров;
- поддерживай скорость движения в
соответствии с графиком, установленным расписанием движения, а также с учетом
дорожных и погодных условий;
- при возникновении неисправности
автобуса, угрожающей безопасности движения, прими меры к ее устранению, а если
это невозможно - вызови техническую помощь;
- во время движения не отвлекайся от
управления автобусом: не вступай в разговоры с пассажирами, не продавай
абонементные талоны, не оставляй рабочее место до полной остановки автобуса;
- при вынужденной остановке убедись, что
автобус находится в безопасности и не создает помех для других транспортных
средств, останови двигатель, затормози автобус стояночным тормозом и включи
низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложи под колеса подкладки
(лучше - клиновидные);
- на спусках не разобщай трансмиссию от
двигателя, при необходимости пользуйся торможением двигателя, перед затяжными
спусками и подъемами остановись для проверки действия тормозов;
- при ослеплении светом встречного
автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизь
скорость и остановись;
- в случае дорожно-транспортного
происшествия окажи помощь пострадавшим и как можно скорее сообщи о случившемся
на свое предприятие и в милицию;
- выполняй указания линейного контролера,
по его требованию останови автобус и предъяви путевую документацию
(билетно-учетный лист и др.);
- если при работе на междугородном
маршруте в ночное время наступает дремотное состояние, остановись, выйди из
автобуса, разомнись, проделай несколько физических упражнений;
- при движении с пассажирами не пользуйся
разгон-накатом, не отсоединяй двигатель от
трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при
скорости движения не более 40 км/час;
- сразу же по прибытии на автовокзал
(автостанцию) отметь у диспетчера фактическое время прибытия и сообщи ему об
условиях движения на маршруте.
ПРИ РАБОТЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
I. При работе на горных дорогах:
- перед выездом на линию обязательно
получи у диспетчера информацию о состоянии дороги, погоде и условиях движения
на маршруте;
- на участках дороги, обозначенных знаком
"Крутой спуск", где встречный разъезд затруднен, при движении под
уклон уступи дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем;
- помни о запрещении:
а) движения с выключенным сцеплением или
передачей на участках, обозначенных знаком "Крутой спуск";
б) буксировки на гибкой сцепке;
в) всякой буксировки в гололедицу.
II. При движении через ледовые переправы
и переправы на паромах:
- движение через ледовые переправы и
переправы на паромах начинай только при наличии в путевом листе письменного
разрешения диспетчера;
- перед выездом в рейс по маршруту, где
есть такие переправы, получи особый инструктаж.
III. При движении через железнодорожные
переезды:
- во всех случаях, подъезжая к
железнодорожному переезду, убедись в безопасности движения, а на внегородских
маршрутах перед переездом остановись и убедись в отсутствии приближающегося к
переезду поезда;
- при вынужденной остановке на переезде
высади пассажиров и немедленно прими все меры для освобождения переезда. Если
удалить автобус с переезда не удается, то необходимо:
а) при имеющейся возможности - послать
двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (или одного
человека в сторону худшей видимости пути), объяснив им, как передавать сигнал
остановки машинисту приближающегося поезда;
б) самому оставаться возле автобуса и
подавать сигнал общей тревоги;
в) при появлении поезда - бежать ему
навстречу, подавая сигнал остановки; таким сигналом служит круговое движение
руки днем с лоскутом яркой материи или каким-либо видимым предметом, ночью - с
факелом или фонарем.
ВОДИТЕЛЮ АВТОБУСА ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- производить обгон транспортных средств в случаях, когда нет уверенности в обеспечении
безопасности движения;
- буксировать автобус с пассажирами;
- передавать автобус при смене вне
предприятия водителю-сменщику, не имеющему при себе соответствующего
удостоверения, а также, если тот находится в нетрезвом состоянии;
- применять приспособления и устройства
для подачи бензина к карбюратору самотеком и пускать двигатель при подтекании топлива;
- производить ремонт системы питания и
электрооборудования при нахождении в автобусе пассажиров.
ВОДИТЕЛЬ, ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
РАСЧЕТНЫЕ ОСТАНОВОЧНЫЕ ПУТИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И СОСТОЯНИЯ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ
ДОРОГИ
┌───────────┬────────────────┬───────────────────────────────────┐
│
Скорость │Путь, проходимый│ Остановочный путь, м │
│автомобиля,│ автомобилем
├──────────┬───────────┬────────────┤
│ км/ч
│ за 1 сек., м │ на сухом │
на мокром │при гололеде│
│ │ │ асфальте │ асфальте │ │
├───────────┼────────────────┼──────────┼───────────┼────────────┤
│20 │5,6 │10,7 │13,6 │20,8 │
│30 │8,3 │19,0 │25,7 │73,8 │
│40 │11,0 │29,5 │41,2 │126,8 │
│50 │14,0 │42,0 │60,3 │194,0 │
│60 │16,6 │56,4 │82,7 │275,0 │
│70 │19,5 │72,9 │108,8 │370,3 │
│80 │22,2 │91,4 │138,4 │480,7 │
│90 │25,0 │112,0 │171,5 │604,0 │
│100 │28,0 │134,5 │207,5 │742,0 │
└───────────┴────────────────┴──────────┴───────────┴────────────┘
Общее время реакции водителя при
торможении составляет 0,76 - 1,7 сек.
Время оценки водителем обстановки через
зеркала заднего вида в двух направлениях составляет 1,4 - 2,3 сек.
Время на оценку водителем обстановки, на
принятие решения составляет 1,6/3,6.