Утверждаю
Заместитель начальника
Главного управления
вагонного хозяйства
Министерства путей
сообщения
П.Т.ЕМАНАКОВ
Главный инженер
Главного технического управления
эксплуатации энергосистем
Министерства энергетики
и электрификации СССР
В.И.ГОРИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН
В ТЕПЛЯКАХ ПРИ СЛИВЕ МАЗУТА
РД 34.23.506
СО 153-34.23.506
Составлено ПО Союзтехэнерго
и ВТИ им. Дзержинского.
Изложены требования к обеспечению
сохранности цистерн при эксплуатации мазутных тепляков, которые необходимо
учитывать при проектировании тепляков.
При разработке Технических требований
использованы материалы испытаний и эксплуатации тепляка Литовской ГРЭС, ГОСТ и
нормативные материалы МПС.
Выполнение настоящих Технических
требований является обязательным при эксплуатации мазутных тепляков на станциях
Минэнерго СССР.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Настоящие Технические требования
регламентируют условия обеспечения сохранности железнодорожных цистерн в
тепляках при сливе мазута.
1.2. Ответственность за соблюдение
настоящих Технических требований несут руководители предприятий, осуществляющих
слив мазута из цистерн в тепляках. К обслуживанию тепляка не допускаются лица,
не прошедшие проверку настоящих Технических требований.
1.3. Перед вводом в эксплуатацию тепляк
должен отвечать требованиям ГОСТ 22235-76 и должен быть принят по акту
комиссией с участием представителей МПС или Управления железной дороги.
1.4. Не допускается эксплуатация тепляка
в неисправном техническом состоянии.
Проверка обеспечения сохранности цистерн
в тепляке должна производиться периодически комиссией, в состав которой
включаются представители дороги и предприятия, эксплуатирующего тепляк. При
обнаружении неисправностей тепляка, вызывающих повреждение цистерн,
эксплуатация тепляка завершается до устранения этих неисправностей.
1.5. В местные инструкции по эксплуатации
мазутных тепляков должны быть включены указания по обеспечению сохранности
подвижного состава в соответствии с настоящими Техническими требованиями.
1.6. Мазутный тепляк закрытого типа
представляет собой сооружение, состоящее из помещений для обогрева цистерн
(рабочая зона) и эстакад для открывания и закрывания цистерн (зона обслуживания).
Слив мазута в лоток между рельсами
начинается при открытии сливных приборов цистерн в зоне обслуживания и
заканчивается в рабочей зоне, где осуществляется и зачистка цистерн путем
нагрева котла цистерны излучением паровых экранов и конвекцией горячего воздуха.
Пар в котел цистерны не вводится. После вывода цистерн из рабочей зоны в зону
обслуживания производятся проверка качества зачистки и закрывание крышек люков
и сливных приборов.
В тепляках открытого типа (без помещения)
рабочая зона и зоны обслуживания могут быть совмещены.
1.7. В целях обеспечения сохранности
цистерн от перегрева тепляк должен быть оснащен автоматическими регистрирующими
устройствами и регуляторами для контроля и поддержания в допустимых пределах
значений технологических параметров, влияющих на нагрев цистерны.
При необходимости для этих же целей
следует предусматривать защитные и охлаждающие устройства. Применять воду для
охлаждения цистерны запрещается.
1.8. Значения технологических параметров
и параметров охлаждающих устройств, определенные в ходе испытаний каждого
конкретного тепляка и обеспечивающие нагрев цистерны в допустимых пределах,
должны быть внесены в режимную карту, которая является приложением к акту,
составленному комиссией по приемке тепляка в эксплуатацию (см. п. 1.3).
1.9. В режимной карте должны быть указаны
значения:
а) предельно допустимых технологических
параметров:
- давления и температуры пара на
обогревающие экраны;
- продолжительности обогрева экранами;
- скорости (нагрузки электродвигателей
дымососов) и температуры горячего воздуха на выходе из сопл;
- продолжительности обогрева горячим
воздухом;
б) параметров охлаждающих устройств:
- температуры и давления холодного
воздуха;
- времени включения от начала разогрева и
продолжительности работы.
2. ТРЕБОВАНИЯ К
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛЯКА
2.1. Тепляк предназначен для слива
топочного мазута марок 40 и 100 (ГОСТ 10585-75).
Слив в тепляке мазута с температурой
вспышки ниже 75 °C и его заменителей при включенных обогревающих устройствах
запрещается.
2.2. Запрещается эксплуатировать тепляк
без автоматической регистрации и регулирования технологических параметров и
параметров охлаждающих устройств.
2.3. Внутренние габаритные размеры
тепляка должны соответствовать габариту приближения строений по ГОСТ 9238-73.
Для контроля габаритных размеров цистерн
тепляк должен быть оборудован габаритными воротами. Установка в тепляк цистерн,
не прошедших габаритные ворота, не допускается.
2.4. Установка в тепляк цистерн, имеющих
котлы с изоляцией, запрещается.
2.5. При передвижениях на путях тепляка
должны соблюдаться следующие условия:
а) во избежание самопроизвольного
перемещения стоящих на путях тепляка цистерн они должны быть надежно закреплены
башмаками (деревянными или из цветного металла);
б) при передвижении цистерн тяговое
усилие должно передаваться через автосцепку, опирание
каната на элементы цистерн не допускается;
в) конструкция подвагонных маневровых
устройств должна исключать возможность контакта с гребнем колеса, образования
вмятин и насечек на круге катания колеса и оси колесной пары.
2.6. Запрещается открывать нижний сливной
прибор ударами кувалды и других предметов по его деталям, а также снимать
патрубки модернизированных сливных приборов цистерн. Крышки люков, клапаны и
крышки сливных приборов после окончания зачистки цистерн должны быть плотно
закрыты.
2.7. Перед подачей цистерн в рабочую зону
тепляка воздух из тормозной системы должен быть выпущен, рукава тормозной
магистрали должны быть соединены, а крайних цистерн - подвешены или закрыты
специальными заглушками.
2.8. В соответствии с требованиями ГОСТ
22235-76 при разогреве в тепляках температура нагрева не должна превышать:
55 °C - для тормозных устройств (рабочей
камеры, двухкамерного резервуара, воздухораспределителя, тормозного цилиндра,
приборов грузового авторежима, концевых кранов,
авторегулировки рычажной передачи);
70 °C - для соединительных рукавов,
тормозной магистрали, воздушных резервуаров;
80 °C - для буксового узла на роликовых
подшипниках;
90 °C - для поверхности котла цистерны,
остальных узлов и деталей цистерны.
2.9. После окончания обработки цистерн
следует:
- проверить работу тормозного
оборудования на торможение и отпуск;
- смазать все шарнирные соединения
рычажной передачи и регуляторов хода поршня тормозного цилиндра;
- проверить состояние букс цистерн; при
обильном вытекании смазки из букс с роликовыми подшипниками следует вскрыть
смотровые крышки и при необходимости добавить смазку. Работа должна выполняться
лицом, имеющим право производства промежуточной ревизии роликовых букс;
- при необходимости дополнительной
зачистки котлов цистерн осуществлять ее скребками из цветного металла или
паром.
2.10. Разрешается закрывать котлы цистерн
после вывода из рабочей зоны без предварительного охлаждения при условии, что в
котлы не вводился пар.
При дополнительной зачистке котлов паром
закрывать крышки люков без предварительного охлаждения котла запрещается.