ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 4 марта 1980 г. N 1662-X
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ
И ЖАЛОБ ГРАЖДАН"
Президиум Верховного Совета СССР
постановляет:
1. Внести в Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17,
ст. 144) изменения и дополнения, вытекающие из Конституции СССР, утвердив его
новую редакцию.
2. Поручить Президиумам
Верховных Советов союзных республик привести законодательство союзных
республик в соответствие с Указом в новой редакции.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
Л.БРЕЖНЕВ
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
М.ГЕОРГАДЗЕ
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ГРАЖДАН
Обращения граждан в государственные и
общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство
осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного
аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при
решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и
социально-культурного строительства. Являясь одной из форм участия трудящихся в
управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля народа за
деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой,
бюрократизмом и другими недостатками в их работе.
Учитывая большое значение, которое имеет
постоянное совершенствование деятельности государственных, общественных органов
и должностных лиц, направленной на улучшение приема населения, своевременное и
правильное рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан, выявление и
устранение причин, вызывающих жалобы, Президиум Верховного Совета СССР
постановляет:
1. Все государственные
и общественные органы должны обеспечивать гражданам СССР необходимые условия
для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и
советскими законами прав вносить в письменной и устной форме в государственные
органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности,
критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия
должностных лиц, государственных и общественных органов.
Государственные и общественные органы,
предприятия, учреждения, организации, их руководители, другие должностные лица
обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные
настоящим Указом и другим законодательством Союза ССР и союзных республик
порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать
на них ответы и принимать необходимые меры.
2. Предложения, заявления и жалобы
граждан государственные органы разрешают в соответствии с их компетенцией,
установленной Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик,
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Органы Союза ССР разрешают предложения,
заявления и жалобы граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР.
По вопросам
совместного ведения Союза ССР и союзных республик органы Союза ССР разрешают
предложения, заявления и жалобы граждан, когда данные вопросы отнесены к
компетенции союзных органов, а также в порядке рассмотрения жалоб на решения,
принятые по предложениям, заявлениям и жалобам центральными органами союзной
республики, в случае несоответствия этих решений законодательству Союза ССР.
По иным вопросам предложения, заявления и
жалобы граждан разрешаются соответствующими республиканскими и местными
государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
3. В целях своевременного рассмотрения
предложений, заявлений и жалоб граждан:
предложения и заявления подаются
гражданами в те государственные и общественные органы, предприятия, учреждения,
организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых
относится разрешение данного вопроса;
жалобы подаются в те органы или тем
должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный,
общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.
Жалобы на решения общих собраний членов
колхозов, кооперативных и иных общественных организаций, не имеющих своих
вышестоящих органов, а также на решения органов общественной самодеятельности,
действующих под руководством Советов народных депутатов, подаются в
исполнительный и распорядительный орган соответствующего Совета.
В случаях и порядке, предусмотренных
законом, жалобы могут быть поданы в суд.
4. Государственные и общественные органы,
предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные
лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в
предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный
срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме
разъясняют, куда им следует обратиться.
5. Запрещается направлять жалобы граждан
для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
6. Руководители и другие должностные лица
государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций
обязаны проводить личный прием граждан.
Прием должен проводиться в установленные
и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, в
необходимых случаях - в вечерние часы, по месту работы и жительства.
Личную ответственность за организацию
приема и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных
и общественных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях несут их
руководители.
7. Государственные и общественные органы,
предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица
при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:
внимательно разбираться в их существе, в
случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на
места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
принимать обоснованные решения по
предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное
исполнение этих решений;
сообщать гражданам в письменной или
устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в
случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок
обжалования;
систематически анализировать и обобщать
предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с
целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав
и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения,
совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий,
учреждений и организаций.
8. Гражданин, не
согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет
право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым
непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие,
учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.
9. Заявления и жалобы разрешаются в срок
до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на
предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу,
а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не
позднее 15 дней.
Законодательством союзных республик могут
устанавливаться сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в
республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и
организациях.
В тех случаях,
когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной
проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер,
сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены
руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа,
предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с
сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в
срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют
дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
10. Заявления и жалобы военнослужащих и
членов их семей разрешаются:
в органах Союза ССР
и в республиканских органах в срок до 15 дней со дня их поступления в орган,
обязанный разрешить вопрос по существу;
в местных органах, на предприятиях, в
учреждениях и организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня
поступления заявления или жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по
существу.
В тех случаях,
когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной
проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер,
сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены
руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа,
предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 15 дней, с сообщением
об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения, заявления и жалобы
военнослужащих, связанные с прохождением службы, подаются, рассматриваются и
разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом
Вооруженных Сил СССР.
11. Предложения, заявления и жалобы
граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других
средств массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати
материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, рассматриваются
государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и
организациями в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Указом.
12. Исполнительные комитеты местных
Советов народных депутатов для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан привлекают депутатов и актив соответствующих Советов.
Государственные органы, предприятия,
учреждения и организации для рассмотрения предложений, заявлений и жалоб,
проведения по ним проверок и других мер привлекают представителей
общественности, народных контролеров, передовых рабочих, колхозников и
служащих.
В необходимых случаях предложения
граждан, а также результаты рассмотрения заявлений и жалоб, имеющих
общественное значение, должны обсуждаться на собраниях трудовых коллективов и
по месту жительства граждан.
13. Все государственные и общественные
органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению
предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им предприятиях,
учреждениях и организациях, принимать меры к устранению причин и условий,
порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих
поступление повторных заявлений и жалоб.
14. Советы народных
депутатов и их органы проверяют состояние дел по рассмотрению предложений,
заявлений и жалоб граждан в соответствующих государственных и общественных
органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных
на территории данного Совета; результаты проверок в необходимых случаях
обсуждают на сессиях Советов народных депутатов, заседаниях исполнительных и
распорядительных органов, постоянных комиссий Советов народных депутатов.
Руководители исполнительных и
распорядительных органов Советов народных депутатов, других государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически отчитываться о работе по рассмотрению предложений, заявлений
и жалоб на сессиях Советов народных депутатов, заседаниях их исполнительных и
распорядительных органов, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту
жительства граждан.
15. Нарушение установленного порядка
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, бюрократическое отношение к ним,
волокита, а также преследование граждан в связи с подачей предложений,
заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных
должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.
Те же деяния должностных лиц, причинившие
существенный вред государственным или общественным интересам или правам и
охраняемым законом интересам граждан, влекут уголовную ответственность по соответствующим
статьям уголовных кодексов союзных республик о должностных преступлениях.
Подача гражданином заявления или жалобы в
клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством.
16. Органы народного
контроля осуществляют контроль за соблюдением должностными лицами советских
законов при рассмотрении предложений, заявлений, жалоб граждан, проводят
проверки состояния этой работы в министерствах, государственных комитетах,
ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах,
кооперативных и иных общественных организациях, ведут борьбу с волокитой и
бюрократизмом, допускаемыми при рассмотрении обращений граждан, воздействуют на
лиц, виновных в недостатках или нарушениях в работе с предложениями,
заявлениями, жалобами, как путем товарищеской критики, обсуждения их
неправильных действий, так и посредством привлечения к ответственности в
соответствии с Законом о народном контроле в СССР.
17. Генеральный
прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляют высший надзор за точным
и единообразным исполнением законов при рассмотрении предложений, заявлений и
жалоб граждан всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными
органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными
общественными организациями, должностными лицами, принимают меры к
восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан,
привлекают нарушителей к ответственности и принимают другие меры в соответствии
с Законом о прокуратуре СССР.
18. Действие настоящего Указа не
распространяется на порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным
законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением о порядке рассмотрения
трудовых споров, Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских
предложениях, Уставом связи и другим законодательством Союза ССР и союзных
республик.
19. Делопроизводство по предложениям,
заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в
учреждениях и организациях ведется в порядке, утверждаемом Советом Министров
СССР.