Принят
Верховным Советом РСФСР
26 марта 1980 года
РЕГЛАМЕНТ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(с изм. и доп., внесенными Указом
Президиума ВС РСФСР
от 01.07.1987 - Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 28,
ст. 989)
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. В
соответствии с Конституцией РСФСР Верховный Совет РСФСР является высшим органом
государственной власти РСФСР, правомочным решать все вопросы, отнесенные
Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР.
Порядок деятельности Верховного Совета
РСФСР и его органов определяется настоящим Регламентом и другими законами
РСФСР, издаваемыми на основе Конституции РСФСР.
Статья 2.
Деятельность Верховного Совета РСФСР основывается на коллективном, свободном,
деловом обсуждении и решении вопросов, гласности, регулярной отчетности перед
Верховным Советом РСФСР создаваемых им органов, широком привлечении граждан к
управлению государственными и общественными делами, постоянном учете
общественного мнения.
Постоянный и эффективный характер
деятельности Верховного Совета РСФСР обеспечивается работой его сессий,
Президиума Верховного Совета РСФСР, комиссий Верховного Совета РСФСР и депутатов.
Статья 3.
Осуществление Верховным Советом РСФСР своих полномочий строится на основе
активного участия в его работе каждого депутата Верховного Совета РСФСР.
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или
служебной деятельностью.
Депутату Верховного Совета РСФСР
обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его
прав и обязанностей, установленных Конституцией СССР, Конституцией РСФСР,
Законом СССР о статусе народных депутатов в СССР и
другими законодательными актами СССР и РСФСР.
Глава II
СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Статья 4. Сессии
Верховного Совета РСФСР созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР два раза
в год.
Внеочередные сессии созываются
Президиумом Верховного Совета РСФСР по его инициативе или по предложению не
менее одной трети депутатов Верховного Совета РСФСР. Предложение о созыве
внеочередной сессии представляется в Президиум Верховного Совета РСФСР с
указанием вносимых на ее рассмотрение вопросов.
Вновь избранный Верховный Совет РСФСР
созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего состава не позже чем
через два месяца после выборов.
Статья 5. Президиум
Верховного Совета РСФСР заблаговременно сообщает депутатам о времени созыва и
месте проведения сессии Верховного Совета РСФСР, а также о вопросах, вносимых
на ее рассмотрение.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о
созыве сессии Верховного Совета РСФСР публикуется, как правило, не позже чем за
тридцать дней до ее открытия.
Сообщение о вопросах, которые
предполагается внести на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, по решению
Президиума Верховного Совета РСФСР может публиковаться для всеобщего сведения.
Сообщение о месте и времени проведения
заседаний Верховного Совета РСФСР, а также о месте и времени регистрации депутатов,
прибывающих на сессию, публикуется в газете "Советская Россия" и
других газетах, передается по телевидению и радио. В случае невозможности
прибыть на сессию депутат сообщает об этом в Президиум Верховного Совета РСФСР.
Статья 6. Сессия
Верховного Совета РСФСР состоит из его заседаний, а также проводимых в период
между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета РСФСР. Сессия
открывается и закрывается на заседаниях Верховного Совета РСФСР.
Статья 7. Для
предварительного обсуждения повестки дня сессии, порядка ее работы и других
вопросов, связанных с организацией проведения сессии Верховного Совета РСФСР,
созывается Совет Старейшин Верховного Совета РСФСР.
Совет Старейшин состоит из представителей
групп депутатов, избранных по избирательным округам, образованным на территории
автономных республик, краев, областей, городов республиканского подчинения: от
каждой группы, объединяющей до 5 депутатов, в состав Совета Старейшин
выделяется один представитель, до 10 депутатов - два представителя, свыше 10
депутатов - от каждых пяти депутатов - один представитель.
Первое заседание Совета Старейшин вновь
избранного Верховного Совета РСФСР созывается и проводится Президиумом
Верховного Совета РСФСР, последующие заседания - Председателем Верховного
Совета РСФСР.
Статья 8. Верховный
Совет РСФСР избирает Председателя Верховного Совета РСФСР и восемь его
заместителей. Избрание Председателя Верховного Совета РСФСР и его заместителей
производится на первой сессии вновь избранного Верховного Совета РСФСР.
Председатель Верховного Совета РСФСР
руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним
распорядком.
На первой сессии вновь избранного
Верховного Совета РСФСР первое заседание Верховного Совета РСФСР открывает по
поручению Совета Старейшин один из старейших депутатов, который ведет заседание
до избрания Председателя Верховного Совета РСФСР.
Заместители Председателя Верховного
Совета РСФСР по поручению Председателя Верховного Совета РСФСР председательствуют
на заседаниях Верховного Совета РСФСР, а в отсутствие Председателя выполняют
его функции в порядке очередности.
Статья 9. Верховный
Совет РСФСР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение
о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о
выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 10.
Заседания Верховного Совета РСФСР проводятся, если на них присутствует
большинство от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР. Перед каждым
заседанием производится регистрация депутатов, прибывших на заседание.
Статья 11. По всем
вопросам, рассматриваемым на заседаниях Верховного Совета РСФСР, депутат
Верховного Совета РСФСР пользуется правом решающего голоса.
Депутат Верховного
Совета РСФСР имеет право избирать и быть избранным в органы Верховного Совета
РСФСР, участвовать в прениях, вносить в устной или письменной форме
предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых на сессии вопросов,
предложения по персональному составу создаваемых Верховным Советом РСФСР
органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Верховным
Советом РСФСР, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользуется другими правами в соответствии с Конституцией
СССР, Конституцией РСФСР, Законом СССР о статусе народных депутатов в СССР, настоящим Регламентом и другими законами СССР и
РСФСР.
Статья 12.
Верховный Совет РСФСР, если им не будет принято иное решение, проводит в
течение дня два заседания: утреннее - с 10 до 14 часов и вечернее - с 16 до 18
часов.
Статья 13. Повестка
дня сессии Верховного Совета РСФСР и порядок работы сессии обсуждаются и
утверждаются путем голосования депутатов на первом заседании Верховного Совета
РСФСР.
Депутат Верховного Совета РСФСР вправе
предлагать вопросы для рассмотрения на сессии, вносить предложения по повестке
дня и порядку работы сессии.
Статья 14. Время
для докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается Председателем
Верховного Совета РСФСР по согласованию с докладчиками и содокладчиками.
Заявления о предоставлении слова для
выступления в прениях подаются на имя Председателя Верховного Совета РСФСР. Для
выступления в прениях предоставляется в первый раз до 15 минут, во второй раз -
до 5 минут. Для выступления по порядку ведения заседания, по мотивам
голосования и для справок предоставляется до 5 минут.
Председательствующий может в необходимых
случаях с согласия депутатов продлить время для выступления.
Статья 15. Прения
прекращаются по решению Верховного Совета РСФСР. Перед прекращением прений
председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся для выступления
и выступивших.
После прекращения прений докладчики и
содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.
Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу
может передать председательствующему свои предложения и замечания в письменной
форме.
Статья 16.
Заседания Верховного Совета РСФСР являются открытыми.
На заседания приглашаются представители
государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов,
печати, телевидения, радио, а также иные лица.
Лица, входящие в состав Совета Министров
РСФСР, Председатель Верховного Суда РСФСР, Прокурор РСФСР и Главный
государственный арбитр РСФСР, если они не являются депутатами Верховного Совета
РСФСР, участвуют в заседаниях Верховного Совета РСФСР с правом совещательного
голоса.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 01.07.1987)
По решению Верховного Совета РСФСР может
быть проведено закрытое заседание.
Глава III
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Статья 17. В
соответствии с Конституцией РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР является
постоянно действующим органом Верховного Совета РСФСР, подотчетным ему во всей
своей деятельности и осуществляющим в пределах, предусмотренных Конституцией
РСФСР, функции высшего органа государственной власти РСФСР в период между его
сессиями.
Статья 18.
Президиум Верховного Совета РСФСР избирается из числа депутатов на первой
сессии вновь избранного Верховного Совета РСФСР.
При избрании Президиума Верховного Совета
РСФСР проводится голосование вначале по кандидатуре Председателя Президиума
Верховного Совета РСФСР, затем - по кандидатурам заместителей Председателя
Президиума Верховного Совета РСФСР, Секретаря Президиума и членов Президиума
Верховного Совета РСФСР - по каждой кандидатуре или в ином порядке по решению
Верховного Совета РСФСР.
Статья 19.
Заседания Президиума Верховного Совета РСФСР созывает и ведет Председатель
Президиума Верховного Совета РСФСР.
По поручению Председателя Президиума
Верховного Совета РСФСР вести заседания Президиума может один из заместителей
Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.
В заседаниях
Президиума Верховного Совета РСФСР могут участвовать с правом совещательного
голоса Председатель Совета Министров РСФСР, Председатель Верховного Совета
РСФСР, председатели комиссий Верховного Совета РСФСР, Председатель Комитета
народного контроля РСФСР, Председатель Верховного Суда РСФСР, Прокурор РСФСР,
Главный государственный арбитр РСФСР и по приглашению Президиума Верховного
Совета РСФСР - представители других государственных органов и общественных
организаций.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 01.07.1987)
Лицам, входящим в состав Президиума
Верховного Совета РСФСР, а также другим лицам, участвующим в его заседаниях,
заблаговременно сообщается о вопросах, которые предполагается рассмотреть на
заседании, и предоставляются необходимые материалы.
Статья 20. Рассмотрение Президиумом Верховного Совета РСФСР вопросов,
связанных с внесением изменений в действующие законодательные акты РСФСР,
образованием и упразднением министерств РСФСР и государственных комитетов
РСФСР, толкованием законов РСФСР, руководством деятельностью местных Советов
народных депутатов, награждением Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета
РСФСР и присвоением почетных званий РСФСР, приемом в гражданство РСФСР, помилованием,
с осуществлением других полномочий Президиума, производится в порядке,
определяемом Президиумом Верховного Совета РСФСР в соответствии с
Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, настоящим Регламентом и другими законами
СССР и РСФСР.
Решения Президиума Верховного Совета
РСФСР принимаются большинством от общего состава Президиума Верховного Совета
РСФСР.
Статья 21. Для
подготовки предложений по рассматриваемым вопросам Президиум Верховного Совета
РСФСР образует в случае необходимости постоянные и временные комиссии из своего
состава, из числа депутатов Верховного Совета РСФСР, а также представителей
государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов,
научных учреждений.
Статья 22.
Президиум Верховного Совета РСФСР вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР
на его очередной сессии изданные в период между
сессиями Верховного Совета РСФСР указы, которые, согласно Конституции РСФСР,
подлежат представлению на утверждение Верховного Совета РСФСР.
Статья 23.
Президиум Верховного Совета РСФСР в связи с созывом и проведением сессий
Верховного Совета РСФСР:
1) обеспечивает подготовку к рассмотрению
Верховным Советом РСФСР проектов законов и других вопросов, внесенных в
Верховный Совет РСФСР в период между сессиями, организует планирование работы
по подготовке проектов законов;
2) предварительно рассматривает
предложения о повестке дня и порядке работы сессии Верховного Совета РСФСР;
3) предоставляет депутатам Верховного
Совета РСФСР проекты законов, постановлений и другие необходимые материалы по
вопросам, рассматриваемым на сессии Верховного Совета РСФСР;
4) обеспечивает опубликование законов и
иных актов, принятых Верховным Советом РСФСР;
5) решает другие вопросы, связанные с
созывом и проведением сессий Верховного Совета РСФСР.
Статья 24. Президиум
Верховного Совета РСФСР в связи с координацией деятельности постоянных комиссий
Верховного Совета РСФСР:
1) в случае необходимости передает в
постоянные комиссии Верховного Совета РСФСР для предварительного или
дополнительного рассмотрения проекты законов и иных актов Верховного Совета
РСФСР или Президиума Верховного Совета РСФСР, а также другие вопросы,
заслушивает сообщения постоянных комиссий о подготовленных ими заключениях и
предложениях;
2) принимает необходимые меры по
организации совместной работы постоянных комиссий при подготовке и рассмотрении
вопросов, относящихся к ведению нескольких постоянных комиссий;
3) дает поручения и рекомендации
постоянным комиссиям Верховного Совета РСФСР о разработке проектов законов, по
вопросам осуществления контроля за деятельностью
государственных органов и организаций, о подготовке других вопросов;
4) рассматривает предложения, внесенные
постоянными комиссиями в Президиум Верховного Совета РСФСР;
5) заслушивает сообщения государственных
и общественных органов, учреждений и организаций о результатах рассмотрения
рекомендаций постоянных комиссий и принятых по ним мерах;
6) оказывает помощь постоянным комиссиям
в организации их работы.
Статья 25. Президиум
Верховного Совета РСФСР в целях содействия депутатам Верховного Совета РСФСР в
эффективном осуществлении ими своих полномочий:
1) рассматривает информации депутатов об
отчетах перед избирателями, перед коллективами и общественными организациями,
выдвинувшими их кандидатами в депутаты, а также предложения, заявления и
сообщения депутатов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и
принимает по ним необходимые меры;
2) дает поручения депутатам о проверке
работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по
вопросам, относящимся к ведению Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного
Совета РСФСР;
3) осуществляет контроль
за рассмотрением и реализацией государственными и общественными
органами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов, высказанных на
сессиях Верховного Совета РСФСР, а также за выполнением наказов избирателей
депутатам по вопросам, относящимся к ведению органов РСФСР;
4) обеспечивает депутатов официальными
изданиями Верховного Совета РСФСР, необходимыми справочными и другими
материалами, информирует депутатов о реализации наказов избирателей, о мерах,
принятых по замечаниям и предложениям депутатов, высказанным на сессиях
Верховного Совета РСФСР;
5) оказывает депутатам необходимую помощь
и содействует обмену опытом их работы в избирательных округах.
Глава IV
КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Статья 26. В соответствии с Конституцией РСФСР Верховный Совет РСФСР избирает
из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и
подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета РСФСР, а также для
содействия проведению в жизнь законов РСФСР и иных решений Верховного Совета
РСФСР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и
организаций.
Верховный Совет РСФСР создает, когда
сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому
вопросу.
Статья 27. Вновь
избранный Верховный Совет РСФСР на первой сессии образует Мандатную комиссию,
Комиссию законодательных предположений, Планово - бюджетную комиссию, Комиссию
по иностранным делам, а также постоянные комиссии по другим вопросам
государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства.
Постоянные комиссии Верховного Совета РСФСР избираются на срок полномочий
Верховного Совета РСФСР в составе председателя и членов комиссии. Численный
состав постоянных комиссий определяется Верховным Советом РСФСР.
В состав постоянных комиссий не могут
быть избраны Председатель Верховного Совета РСФСР, его заместители, а также
депутаты, входящие в состав Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета
Министров РСФСР, Комитета народного контроля РСФСР, Верховного Суда РСФСР,
Прокурор РСФСР и Главный государственный арбитр РСФСР.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 01.07.1987)
При избрании постоянных комиссий
голосование проводится в целом по составу комиссии, или по каждой кандидатуре,
либо в ином порядке по решению Верховного Совета РСФСР.
В течение срока полномочий Верховный
Совет РСФСР может образовывать новые постоянные комиссии и вносить изменения в
состав комиссий.
Статья 28.
Постоянные комиссии Верховного Совета РСФСР ответственны перед Верховным
Советом РСФСР и ему подотчетны.
Деятельность постоянных комиссий
Верховного Совета РСФСР координируется Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Председатель Верховного Совета РСФСР,
ведая внутренним распорядком Верховного Совета РСФСР, оказывает помощь в
организации работы постоянных комиссий Верховного Совета РСФСР.
Статья 29. Порядок
деятельности постоянных комиссий Верховного Совета РСФСР определяется в
соответствии с Конституцией РСФСР настоящим Регламентом, Положением о
постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР, другими законами РСФСР.
Порядок деятельности следственных,
ревизионных и иных комиссий Верховного Совета РСФСР определяется Верховным
Советом РСФСР при их образовании.
Глава V
ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР -
ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР
Статья 30. Вопрос
об образовании Совета Министров РСФСР - Правительства РСФСР - рассматривается
Верховным Советом РСФСР на его заседаниях.
Статья 31. В
соответствии с Конституцией РСФСР Совет Министров РСФСР слагает свои полномочия
перед вновь избранным Верховным Советом РСФСР на его первой сессии.
Верховный Совет РСФСР, рассмотрев
заявление Совета Министров РСФСР о сложении полномочий, назначает Председателя
Совета Министров РСФСР и поручает ему представить Верховному Совету РСФСР
предложение о персональном составе Совета Министров РСФСР. Одновременно
Верховный Совет РСФСР решает вопрос о продолжении выполнения Советом Министров
РСФСР своих обязанностей впредь до образования Верховным Советом РСФСР нового
Совета Министров РСФСР.
Статья 32.
Верховный Совет РСФСР рассматривает представленное Председателем Совета
Министров РСФСР предложение о персональном составе Совета Министров РСФСР.
При образовании Совета Министров РСФСР
проводится голосование по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам
одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета РСФСР.
По вопросу об образовании Совета
Министров РСФСР Верховный Совет РСФСР принимает постановление.
Президиум Верховного Совета РСФСР в
период между сессиями Верховного Совета РСФСР по вопросам освобождения от
должности и назначения отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров РСФСР,
издает указы.
Глава VI
ОБРАЗОВАНИЕ КОМИТЕТА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ РСФСР,
ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РСФСР, НАЗНАЧЕНИЕ
ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРА РСФСР
(название с изм. и доп., внесенными
Указом Президиума ВС РСФСР от 01.07.1987)
Статья 33. Вопросы
об образовании Комитета народного контроля РСФСР, избрании Верховного Суда
РСФСР и назначении Главного государственного арбитра РСФСР рассматриваются на
первой сессии вновь избранного Верховного Совета РСФСР.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума
ВС РСФСР от 01.07.1987)
Статья 34. Комитет
народного контроля РСФСР образуется в составе Председателя, первого заместителя
Председателя, заместителей Председателя и членов Комитета народного контроля
РСФСР.
При образовании Комитета народного
контроля РСФСР проводится голосование по каждой кандидатуре, или по всем
кандидатурам одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета
РСФСР.
Статья 35.
Верховный Суд РСФСР избирается в составе Председателя, заместителей
Председателя, членов и народных заседателей Верховного Суда РСФСР.
При избрании Верховного Суда РСФСР
проводится голосование по каждой кандидатуре, или по всем кандидатурам
одновременно, либо в ином порядке по решению Верховного Совета РСФСР.
Статья 36. По
вопросам образования Комитета народного контроля РСФСР, избрания Верховного
Суда РСФСР и назначения Главного государственного арбитра РСФСР Верховный Совет
РСФСР принимает постановления.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 01.07.1987)
Глава VII
РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ РСФСР
И ДРУГИХ ВОПРОСОВ
Статья 37. Проекты
законов РСФСР и другие вопросы государственного, хозяйственного и социально -
культурного строительства вносятся на рассмотрение Верховного Совета РСФСР
органами, организациями и лицами, обладающими в соответствии с Конституцией
РСФСР правом законодательной инициативы.
Статья 38. Проекты
законов, постановлений и иных актов, вносимые на рассмотрение Верховного Совета
РСФСР, представляются вместе с необходимыми обоснованиями в Президиум
Верховного Совета РСФСР, а во время сессий могут представляться также
Председателю Верховного Совета РСФСР.
Статья 39.
Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями Президиум Верховного Совета
РСФСР могут передать проект закона либо иной вопрос, внесенный в Верховный
Совет РСФСР, для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или
несколько комиссий.
Комиссии дают свое заключение по проекту
закона или иному вопросу Верховному Совету РСФСР, Президиуму Верховного Совета
РСФСР.
Верховный Совет
РСФСР, а в период между сессиями Президиум Верховного Совета РСФСР могут
запросить по проекту закона или иному вопросу мнение Совета Министров РСФСР,
Президиумов Верховных Советов и Советов Министров автономных республик,
краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов
народных депутатов и их исполнительных комитетов, других государственных и
общественных органов и организаций.
Статья 40. Проекты
законов РСФСР и другие важные вопросы государственной жизни республики решением
Верховного Совета РСФСР либо Президиума Верховного Совета РСФСР могут быть
вынесены на народное обсуждение. Проекты законов и соответствующие материалы по
другим вопросам при вынесении их на народное обсуждение публикуются в газете
"Советская Россия" и других газетах, а в случае необходимости - и в
местной печати.
Президиум Верховного Совета РСФСР может
также по своей инициативе либо по предложению постоянных комиссий Верховного
Совета РСФСР или органов, организаций и лиц, вносящих законопроект, принять
решение об опубликовании проекта закона в специализированных периодических
изданиях для обсуждения общественностью.
Поступившие в ходе обсуждения предложения
граждан, трудовых коллективов, учреждений и организаций по проектам законов и
другим вопросам рассматриваются и обобщаются в порядке, определяемом Верховным
Советом РСФСР или его Президиумом, и докладываются Верховному Совету РСФСР при
рассмотрении на сессии проекта закона либо иного вопроса.
Статья 41.
Обсуждение законопроектов и других вопросов на заседаниях Верховного Совета
РСФСР производится в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Регламентом.
Статья 42. Орган
или организация, внесшие законопроект или другой
вопрос на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, назначают докладчика.
Постоянные и иные комиссии Верховного Совета РСФСР могут выделять содокладчиков
по вопросам, рассматриваемым на сессии. О докладчиках и содокладчиках
сообщается в Президиум Верховного Совета РСФСР, а во время сессии -
Председателю Верховного Совета РСФСР.
Статья 43. Порядок
обсуждения проекта закона или иного вопроса определяется Верховным Советом
РСФСР. Исходя из характера законопроекта, Верховный Совет РСФСР может принять
решение о проведении вначале общего, а затем постатейного обсуждения проекта
закона. Постатейное обсуждение проводится после принятия решения об одобрении
основных положений законопроекта, если не будет принято иное предложение.
Статья 44. Поправки
к проекту закона или иного акта могут быть внесены депутатами в устной или
письменной форме. Поправки, внесенные в письменной форме, председательствующий
доводит до сведения депутатов. По просьбе депутата ему предоставляется слово
для обоснования внесенной им поправки.
Поправки к проектам законов и иных актов
ставятся на голосование. По решению Верховного Совета РСФСР поправки могут быть
переданы для подготовки предложений по ним в соответствующие комиссии.
Предложения комиссий ставятся на голосование в Верховном Совете РСФСР. По
требованию депутата внесенные им поправки, предварительно рассмотренные в
соответствующей комиссии, также должны быть поставлены на голосование.
Статья 45. Предложения и замечания, кроме поправок к проектам законов или иных
актов, высказанные на сессии Верховного Совета РСФСР депутатами, а также
содержащиеся в заключениях постоянных комиссий, если они не получили разрешения
на сессии, направляются Президиумом Верховного Совета РСФСР соответствующим
государственным и общественным органам, которые о результатах их рассмотрения и
принятых мерах сообщают в установленный срок депутату, постоянной комиссии, а
также Президиуму Верховного Совета РСФСР.
Статья 46. Текст проекта закона или другого акта, обсуждаемого на сессии,
а также заключения комиссий по проекту заблаговременно предоставляются
депутатам. Если проект акта, не имеющего общенормативного
характера, не был вручен депутатам, он оглашается перед голосованием.
По решению Верховного Совета РСФСР
голосование проекта закона или иного акта может проводиться в целом или вначале
постатейно, по разделам, по главам, а затем в целом.
Статья 47. В
соответствии с Конституцией РСФСР закон РСФСР считается принятым, если за него
проголосовало большинство от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР.
Закон о внесении изменения в Конституцию
РСФСР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от
общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР.
Постановления и иные акты Верховного
Совета РСФСР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного
Совета РСФСР.
Статья 48. По
решению Верховного Совета РСФСР проекты законов РСФСР и другие важные вопросы
государственной жизни республики могут быть поставлены на народное голосование
(референдум). О проведении референдума Верховный Совет РСФСР принимает
постановление.
Глава VIII
РАССМОТРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАНОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РСФСР,
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РСФСР И ОТЧЕТОВ
ОБ ИХ ВЫПОЛНЕНИИ
Статья 49.
Государственные планы экономического и социального развития РСФСР,
государственный бюджет РСФСР и отчеты об их выполнении, а также проекты
соответствующих законов и постановлений вносятся в Верховный Совет РСФСР
Советом Министров РСФСР не позднее чем за месяц до
рассмотрения их на сессии Верховного Совета РСФСР.
Государственные планы экономического и
социального развития РСФСР, государственный бюджет РСФСР и отчеты об их
выполнении передаются Президиумом Верховного Совета РСФСР для предварительного
рассмотрения и подготовки заключений по ним Планово -
бюджетной и другим постоянным комиссиям Верховного Совета РСФСР.
Статья 50.
Верховный Совет РСФСР рассматривает государственные планы экономического и
социального развития РСФСР, государственный бюджет РСФСР, отчеты о выполнении
планов и исполнении бюджета по докладам Совета Министров РСФСР, заключениям и
содокладам Планово - бюджетной и других постоянных
комиссий Верховного Совета РСФСР. Материалы о плане, бюджете и отчетах об их
выполнении, а также соответствующие заключения постоянных комиссий
заблаговременно вручаются депутатам.
Статья 51.
Государственные планы экономического и социального развития РСФСР и
государственный бюджет РСФСР утверждаются законами РСФСР.
Закон о государственном бюджете РСФСР
ставится на голосование после утверждения Верховным Советом РСФСР общей суммы
доходов и общей суммы расходов государственного бюджета РСФСР, если Верховным
Советом РСФСР не будет принято иное решение.
По отчетам о выполнении государственных
планов экономического и социального развития РСФСР и исполнении
государственного бюджета РСФСР Верховный Совет РСФСР принимает постановления.
Глава IX
РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Статья 52.
Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР рассматривают
внешнеполитические вопросы, руководствуясь целями, задачами и принципами
внешней политики, определенными Конституцией СССР.
Статья 53. Порядок
деятельности Президиума Верховного Совета РСФСР в области международных
отношений определяется в соответствии с законодательными актами СССР и РСФСР.
Статья 54.
Верховный Совет РСФСР или его Президиум определяют состав направляемых ими в
зарубежные страны делегаций, заслушивает их отчеты и сообщения
и принимают соответствующие постановления.
Глава X
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ РСФСР
КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 55. Верховный Совет РСФСР непосредственно и через создаваемые им органы
осуществляет контроль за соблюдением и проведением в жизнь государственными и
общественными организациями Конституции СССР и Конституции РСФСР, законов СССР
и законов РСФСР, иных решений Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР,
за выполнением государственных планов экономического и социального развития и
государственного бюджета РСФСР, за деятельностью всех подотчетных Верховному
Совету РСФСР государственных органов.
Статья 56. В
соответствии с Конституцией РСФСР Совет Министров РСФСР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом РСФСР.
В период между сессиями Верховного Совета
РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР может заслушивать доклады Совета
Министров РСФСР по вопросам его работы.
Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями
Президиум Верховного Совета РСФСР могут также заслушивать отчеты министров,
председателей государственных комитетов РСФСР, других членов Совета Министров
РСФСР.
Статья 57. Комитет
народного контроля РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет
отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР, систематически докладывает
о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР и в установленном законом порядке -
Совету Министров РСФСР.
Статья 58.
Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет
о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически докладывает о ней
Президиуму Верховного Совета РСФСР.
Главный государственный арбитр РСФСР не
реже одного раза за период полномочий представляет отчет о деятельности Государственного
арбитража РСФСР Верховному Совету РСФСР, систематически докладывает о ней
Президиуму Верховного Совета РСФСР и по вопросам, относящимся к компетенции
Правительства РСФСР, - Совету Министров РСФСР.
(часть вторая введена Указом Президиума ВС
РСФСР от 01.07.1987)
Статья 59. Запрос к
Совету Министров РСФСР, к министрам и руководителям других органов, образуемых
Верховным Советом РСФСР, а также к руководителям расположенных на территории
РСФСР предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным
к ведению РСФСР, может быть внесен депутатом в письменной или устной форме.
Запрос, внесенный в письменной форме,
оглашается председательствующим на заседании Верховного Совета РСФСР.
Председательствующий на заседании
незамедлительно доводит запрос до сведения Председателя Совета Министров РСФСР,
министра, руководителя другого органа или руководителя предприятия, учреждения
и организации союзного подчинения, к которому запрос обращен. Совет Министров РСФСР или должностное лицо, к которому обращен запрос,
обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета
РСФСР.
Ответ на запрос заслушивается на
заседании Верховного Совета РСФСР и может быть поставлен на обсуждение. По
ответу на запрос Верховный Совет РСФСР принимает постановление.
Запросы, внесенные постоянными
комиссиями, рассматриваются в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 60. Президиум Верховного Совета РСФСР рассматривает вопросы о
соблюдении Конституции РСФСР государственными и общественными организациями, должностными
лицами по собственной инициативе, по представлениям Совета Министров РСФСР,
высших органов государственной власти и управления автономных республик,
краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов
народных депутатов и их исполнительных комитетов, постоянных и иных комиссий
Верховного Совета РСФСР, депутатов Верховного Совета РСФСР, Комитета народного
контроля РСФСР, Верховного Суда РСФСР, Прокурора РСФСР, Главного
государственного арбитра РСФСР, общественных организаций в лице их общесоюзных
и республиканских органов.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 01.07.1987)
В случае выявления расхождения
Конституции или закона автономной республики с Конституцией или законом РСФСР
Президиум Верховного Совета РСФСР ставит перед Президиумом Верховного Совета
автономной республики вопрос о приведении Конституции или закона автономной
республики в соответствие с Конституцией или законом РСФСР, издавая при
необходимости указ по данному вопросу.
Об отмене постановления или распоряжения
Совета Министров РСФСР, Совета Министров автономной республики, решения
краевого, областного, городского (города республиканского подчинения) Совета
народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области в случае
несоответствия их закону Президиум Верховного Совета РСФСР издает указ.
Статья 61. Постоянные комиссии Верховного Совета РСФСР, участвуя в
осуществлении контроля за проведением в жизнь законов СССР и законов РСФСР,
иных решений Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, Президиума
Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, за деятельностью
государственных органов и организаций, разрабатывают предложения и принимают
рекомендации, подлежащие обязательному рассмотрению соответствующими государственными
и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Глава XI
ОПУБЛИКОВАНИЕ АКТОВ, ИЗДАНИЕ СТЕНОГРАФИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ
И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Статья 62. Законы
РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР, указы и постановления
Президиума Верховного Совета РСФСР не позднее семидневного срока после их
принятия публикуются за подписями Председателя и Секретаря Президиума
Верховного Совета РСФСР.
Законы РСФСР, постановления и иные акты
Верховного Совета РСФСР подлежат опубликованию в "Ведомостях Верховного
Совета РСФСР" и в газете "Советская Россия", а указы и
постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, имеющие общее значение, - в
"Ведомостях Верховного Совета РСФСР". Акты Президиума Верховного
Совета РСФСР, требующие широкого и немедленного обнародования, публикуются
также в газете "Советская Россия". Акты Верховного Совета РСФСР и
Президиума Верховного Совета РСФСР могут быть обнародованы также иными
средствами массовой информации.
Статья 63.
Протоколы заседаний Верховного Совета РСФСР подписываются председательствующим
на заседании.
Протоколы Президиума Верховного Совета
РСФСР подписываются Председателем Президиума Верховного Совета РСФСР и
Секретарем Президиума либо председательствовавшим на заседании Заместителем
Председателя Президиума и Секретарем Президиума Верховного Совета РСФСР.
Подлинный текст закона, иного акта
Верховного Совета РСФСР или указа, постановления его Президиума подписывается
Председателем и Секретарем Президиума Верховного Совета РСФСР.
Каждый акт, принятый Верховным Советом
РСФСР или его Президиумом, заносится в Государственную книгу регистрации актов
Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР с присвоением
порядкового номера.
Статья 64. В ходе
сессии Верховного Совета РСФСР депутатам предоставляются бюллетени со
стенографической записью каждого заседания Верховного Совета РСФСР.
Информационные сообщения о заседаниях
Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР публикуются для
всеобщего сведения.
Стенографические отчеты сессий Верховного
Совета РСФСР издаются на русском языке.
Глава XII
АППАРАТ И СМЕТА РАСХОДОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
Статья 65.
Обслуживание деятельности Верховного Совета РСФСР и его Президиума, комиссий
Верховного Совета РСФСР обеспечивается аппаратом Президиума Верховного Совета
РСФСР. Положение об аппарате, его структура и штаты утверждаются Президиумом
Верховного Совета РСФСР.
Статья 66. Смета
расходов, связанных с деятельностью Верховного Совета РСФСР и его органов,
утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР.