Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
В.Е.КОВШИЛО
10 апреля 1980 г. N 2164-80
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА
ПРОЕКТИРОВАНИЕМ,
СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
"Методические указания по
гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией
высших учебных заведений" разработаны докт. мед. наук В.И. Берзинь
(кафедра гигиены Рижского медицинского института).
Методические указания касаются условий
размещения вузов и учебно-научных комплексов, функционального зонирования их
территории, гигиенических особенностей проектирования специализированных
структурных подразделений вузов, их планировки, оснащения, микроклимата,
условий видимости, оснащения техническими средствами обучения. Настоящие
Указания дополняют и разъясняют отдельные положения главы СНиП II-68-78
"Высшие учебные заведения. Нормы проектирования". Указания составлены
на основании результатов специально проведенных исследований.
Методические указания предназначены для
органов санитарно-эпидемиологической службы, работников проектных и
строительных организаций и сотрудников высших учебных заведений.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Высокие темпы развития народного
хозяйства в нашей стране, предусмотренные решениями XXVI съезда КПСС, требуют
расширения подготовки высококвалифицированных специалистов, строительства новых
и реконструкции существующих высших учебных заведений.
В процессе обучения студенты встречаются
со многими производственными факторами. Интенсивность и длительность их
воздействия ниже, чем на промышленных предприятиях, однако, как показывают
исследования, сочетание этого воздействия с интенсивной умственной нагрузкой
определяет не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья,
эффективность учебного процесса и труда студентов и сотрудников ВУЗов.
Условия труда студентов определяются с
одной стороны спецификой учебного процесса, а с другой -
материально-технической базой ВУЗов, состояние которой во многом определяется
качеством проектирования и строительства объектов.
Здания ВУЗов в настоящее время
проектируются в соответствии с главой СНиПа II-68-78 "Высшие учебные
заведения. Нормы проектирования" и других его глав. Настоящие Методические
указания разъясняют и дополняют основные положения этой главы, регламентирующие
условия размещения ВУЗов и учебно-научных комплексов, функционального
зонирования территории, особенности проектирования учебных специализированных
структурных подразделений, планировку, микроклимат, освещение, оснащение
техническими средствами различных групп учебных помещений.
Методические указания <*>
разработаны доктором мед. наук
В.И. Берзинь (Рижский медицинский институт) и
предназначены для санитарных врачей, архитекторов и сотрудников ВУЗов.
--------------------------------
<*> Настоящие Указания распространяются
на высшие учебные заведения всех типов: институты, университеты, академии,
высшие школы, высшие училища, консерватории.
1. Гигиенические
требования к территории ВУЗов
1.1. Размещение высших учебных заведений
в генеральном плане города определяется профилем и размерами ВУЗа.
Университеты, крупные технические и
политехнические ВУЗы, институты физической культуры следует размещать в зеленой
зоне города или в пригороде. Малые и средние по вместимости ВУЗы
(педагогические, экономические институты, ВУЗы культуры и искусства) можно
размещать на селитебной территории города. Медицинские ВУЗы следует размещать
на базе крупных больниц. Сельскохозяйственные институты - в пригороде на базе
учебно-производственных хозяйств. ВТУЗы допустимо
размещать на периферии промышленных зон.
1.2. На территории ВУЗа предусматриваются
следующие основные зоны: учебно-научная с лабораторными корпусами, аудиторными
блоками и научно-исследовательскими подразделениями; хозяйственная с подсобными
мастерскими, гаражами, складами и т.п.; жилая со студенческими общежитиями и
домами для сотрудников; спортивная с закрытыми и открытыми спортивными
сооружениями. Последние две зоны могут быть общими для нескольких ВУЗов.
1.3. Плотность застройки учебно-научной
зоны должна быть в пределах 20 - 30%. Зонирование территории ВУЗа производится
с учетом смежного размещения спортивной зоны с учебно-научной и жилой. Не менее
40% земельного участка ВУЗа отводится под озеленение.
1.4. В крупных ВУЗах и вузовских
комплексах не допускается размещение учебных корпусов в одну вытянутую линию.
Наиболее рационально размещение специализированных лабораторий в параллельно
или периметрально стоящих корпусах. Максимально
допустимое расстояние между учебными корпусами одного факультета не должно
превышать 700 м. Для ВУЗов, размещаемых в 1-м строительно-климатическом районе,
предусматриваются отапливаемые переходы между отдельными учебными зданиями.
1.5. При наличии магистральных дорог
вблизи учебных зданий последние должны располагаться не менее чем в 50 м от
границы проезжей части. Земельный участок высшего учебного заведения
ограждается и не должен пересекаться транспортными магистралями.
2. Гигиенические
требования
к объемно-планировочным решениям ВУЗов
2.1. Здания ВУЗов следует проектировать с
учетом их функционального назначения, объединяя в планировочные группы:
- общеинститутские
помещения - ректорат, административно-хозяйственные подразделения, мастерские,
столовые, корпуса общеинститутских кафедр, общеинститутский аудиторный блок,
технический центр института, центральная библиотека, блок актового зала и
клуба, медицинский центр;
- факультетские помещения - корпуса
специализированных кафедр факультета, факультетский аудиторный блок, деканат;
- корпуса научно-исследовательских
подразделений (могут примыкать или объединяться с учебными зданиями
соответствующих факультетов);
- спортивные сооружения;
- корпуса производственных, складских,
хозяйственных и вспомогательных помещений;
- жилые здания для студентов и
сотрудников.
Перечисленные структурные элементы
необходимо размещать на территории ВУЗа в соответствующих функциональных зонах.
2.2. По характеру учебно-технологического
процесса, состоянию учебно-производственной среды, влиянию ее на функциональное
состояние организма студентов и виду их деятельности учебные помещения ВУЗов
распределяются на 5 групп:
I группа. Помещения общего назначения -
лекционные и групповые аудитории, читальные залы библиотек;
II группа. Специализированные учебные
помещения - лаборатории физические, радиотехнические, с вычислительной
техникой, с техническими средствами обучения, лингафонные кабинеты, лаборатории
с точными измерительными приборами и с электро- и радиоаппаратурой, залы
курсового и дипломного проектирования;
III группа. Учебные лаборатории-практикумы
(с выделением производственных вредностей - стеклодувные, сварочные,
химические, со средним и тяжелым машинным оборудованием);
IV группа. Лаборатории-практикумы со
специальным технологическим оборудованием - технология пищевых продуктов, химическая
технология; обработка сырья, металлов, сплавов, пластмасс; ядерные установки и
т.п.;
V группа. Спортивные помещения.
2.3. Поточные лекционные аудитории
следует размещать в специализированных аудиторных блоках. В малых и средних
ВУЗах допустимо размещение поточных аудиторий в торцевой части лабораторного
блока (на нижних этажах) или в пристройке к нему. Изоляция лекционных аудиторий
от лабораторий в этом случае достигается посредством холла или вестибюля.
2.4. Размеры площади учебных помещений I
и II групп принимаются согласно таблице 1.
Таблица 1
┌───┬──────────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐
│
N │ Наименование
помещений │Площадь на
одно место │
│п/п│ │ (в кв. м) │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │
I группа - помещения общего назначения
│ │
│ │ │ │
│1
│Аудитория на 50 - 75 мест │1,5 │
│2 │-"- 100 мест │1,3 │
│3 │-"- 150 мест │1,2 │
│4 │-"- 200 мест │1,1 │
│5 │-"- 300 мест │1,1 │
│6 │-"- 400 мест │1,0 │
│7 │-"- 500 мест │0,9 │
│8 │Групповые аудитории на 25 мест │2,2 │
│ │ │ │
│ │
II группа - специализированные учебные │ │
│ │ помещения │ │
│ │ │ │
│1 │Полугрупповые аудитории на 12 мест,
кабинеты с│3,0 │
│ │вычислительной техникой, лингафонные
кабинеты │ │
│2 │Учебные кабинеты на 25 мест │2,2 │
│3 │Аудитории с обратной связью на 50 -
100 мест │1,8 │
│4 │Чертежные залы, залы курсового и дипломного
│3,6 │
│ │проектирования │ │
└───┴──────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
2.5. Для обеспечения
оптимальных условий видимости на меловой доске минимально допустимый угол
рассматривания (физиологически обоснованный) должен составлять 35°. Допускается
его уменьшение до 30°, при этом площадь рабочей поверхности меловой доски для
аудитории на 50 - 75 мест должна быть не менее 5 кв. м, для аудитории на 100 -
150 мест - не менее 7 кв. м, для аудитории на 200 и более мест - не
менее 10 кв. м. Ширина меловой доски должна быть не менее 4 м в аудиториях до
100 мест и не менее 5 м в аудиториях вместимостью более 100 мест.
При контроле за
эксплуатацией аудиторий следует исходить из физиологически обоснованного
минимального "угла рассматривания" меловой доски в 35°. При величине
угла рассматривания 35° веерообразное размещение рабочих мест (в аудиториях на
100 мест и более) допустимо в пределах рабочего сектора с углом не более 110°.
При соблюдении такой величины угла рабочего сектора приемлемой конфигурацией
лекционных аудиторий может быть прямоугольная, квадратная и трапецевидная.
2.6. Расстояние между оборудованием в
аудиториях определяется условиями видимости объектов на меловой доске, а также органометрическими требованиями и принимается в
соответствии с таблицей 2 (СНиП II-68-78; 3.23). Ширина коридоров в учебных
зданиях и переходов между ними должна быть не менее 2,2 м.
Таблица 2
┌───┬─────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│
N │ Расстояние между
оборудованием │ Допустимые │
│п/п│
│ величины (см) │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│1 │От меловой
доски до демонстрационного стола
│100 │
│2 │От
демонстрационного стола до пюпитров первого ряда в│ │
│ │аудиториях: │ │
│ │- до 100 мест включительно │110 │
│ │- свыше 100 мест │250 │
│3 │От меловой
доски до стола преподавателя
│не менее 90 │
│4 │От меловой
доски до первого ряда в аудиториях без
│не менее 200 │
│ │демонстрационного стола │ │
│5 │От меловой
доски до последнего ряда в аудиториях
│не более 2000 │
│6 │Между
аудиторными столами (включая место для стульев)│не менее 70 │
│7 │Между торцами
столов в аудиториях до 50 мест │не
менее 60 │
│8 │От пола до
нижней кромки меловой доски
│90 │
│9 │От пола до
верхней кромки меловой доски в рабочем
│не более 230 │
│ │положении │ │
└───┴─────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘
2.7. Применение технических средств
обучения в ВУЗах требует учета технических возможностей проекционной аппаратуры
и соблюдения гигиенических рекомендаций по оптимальному ее использованию в
лекционных и групповых аудиториях разной вместимости и размеров (табл. 3). С
целью сохранения оптимальных условий в аудиториях вместимостью более 200 мест
проекционную аппаратуру рекомендуется размещать в смежном помещении -
аппаратной. При использовании препараторских для проекции "на
просвет" их площадь и глубина принимаются в зависимости от вида
аппаратуры. Расстояние от экрана до спинки первого ряда сидений должна быть не
менее 3 м, а до спинки последнего ряда - не более 20 м.
Таблица 3
УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ
В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ВУЗОВ
┌─────────────────┬───────────┬──────────────┬────────────┬───────────────┐
│Виды
проекционной│ Фокусное │ Максимальное │ Размеры
│ Расстояние от │
│ аппаратуры
│расстояние │ проекционное │ экрана (м) │экрана
до 1-го │
│ │ (м)
│расстояние (м)│
│ ряда (м) │
├─────────────────┼───────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│1.
Луч │18 │4,50 │110 х 80 │1,65 │
│2.
Протон │75 │4,60 │208 х 142 │3,12 │
│3.
Протон │100 │6,15 │208 х 141 │3,12 │
│4.
Протон │150 │9,20 │208 х 141 │3,12 │
│5.
Горизонт │78 │4,80 │209 х 142 │3,13 │
│6.
ЛЭТИ (36 х 24)│92 │6,83 │260 х 170 │3,90 │
│7.
ЛЭТИ (36 х 24)│122 │9,06 │260 х 170 │3,90 │
│8.
ЛЭТИ (36 х 24)│143 │10,00 │260 х 170 │3,90 │
│9.
Украина-4 │35 │8,75 │240 х 180 │3,60 │
│10.
Украина-4 │50 │12,50 │240 х 180 │3,60 │
│11.
Украина-4 │65 │16,25 │240 х 180 │3,60 │
│12.
КПТ-2 │110 │16,60 │320 х 230 │4,80 │
│13.
Черноморец │35 │12,75 │350 х 261 │5,25 │
│14.
Черноморец │50 │10,25 │350 х 261 │5,25 │
│15.
Черноморец │65 │23,70 │350 х 261 │5,25 │
└─────────────────┴───────────┴──────────────┴────────────┴───────────────┘
2.8. При проектировании учебных
лабораторий и практикумов со специальным учебно-технологическим оборудованием
(III и IV группы) следует руководствоваться нормами СНиП для предприятий
соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства. В указанных
помещениях предусматривается защита от газовыделений,
шума, вибрации, ионизирующих излучений, электромагнитных полей, избыточных
низких или высоких температур и т.п. согласно установленным соответствующими
документами нормативам.
2.9. Помещения научно-исследовательских
подразделений проектируются в соответствии с инструкцией по проектированию
зданий научно-исследовательских учреждений.
2.10. Закрытые спортивные помещения и
сооружения для ВУЗов проектируются в соответствии с главой СНиП II-76-78 по
проектированию спортивных сооружений. Размещение крытых спортивных сооружений
над учебными помещениями не допускается.
2.11. Спортивные помещения ВУЗов должны
размещаться в специальных корпусах. Размеры и количество спортивных залов
принимаются согласно таблице 4. Для ВУЗов или группы ВУЗов с контингентом более
10 тыс. студентов допускается устройство легкоатлетических манежей и бассейна
для плавания с ванной 50 х 25 м.
Таблица 4
┌────────────────────────────────┬───────────┬────────────────────────────┐
│ Виды спортивных помещений │Размеры (м)│ Количество залов при │
│ │ │ расчетном числе
студентов │
│ │ │ (тыс. чел.) │
│ │ ├────┬────┬───┬────┬────┬────┤
│ │ │до 2│ 4 │ 6 │ 8 │ 10 │ 12 │
├────────────────────────────────┼───────────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┤
│Универсальный
зал для спортивных│36 х 18 х 8│2 │2
│3 │3 │4
│4 │
│игр
и гимнастики │ │ │
│ │ │
│ │
│Универсальный
зал для спортивных│42 х 24 х 8│- │1
│1 │1 │1
│2 │
│игр
(с местами для зрителей) │ │ │
│ │ │
│ │
│Универсальный
специализированный│24 х 15 х 7│-
│1 │2
│3 │4 │4
│
│зал
для борьбы, фехтования, │ │ │
│ │ │
│ │
│бокса
и др. │ │ │
│ │ │
│ │
│Зал
занятий специальных │18 х
12 х 4│- │- │1
│2 │2 │3
│
│подготовительных
групп │ │ │
│ │ │
│ │
└────────────────────────────────┴───────────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┘
2.12. Количество открытых спортивных
сооружений ВУЗов принимается согласно таблице 5. Открытые спортивные сооружения
не должны размещаться со стороны окон учебных и библиотечных помещений. От окон
остальных помещений ВУЗов спортивные площадки должны размещаться на расстоянии
не менее 20 м. Допускается предусматривать лыжные базы с необходимым инвентарем
на 20% студентов дневной формы обучения. Для ВУЗов, размещенных в IV
строительно-климатическом районе, допускается устройство открытых бассейнов с
подогревом воды.
Таблица 5
┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ Виды спортивных сооружений │Количество спортсооружений при│
│ │расчетном
количестве студентов│
│ │ (тыс. человек) │
│ ├─────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│ │до 2 │
4 │ 6 │ 8
│ 10 │ 12 │
├─────────────────────────────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Спортивное
ядро с полем для │1 │1
│1 │1 │1
│1 │
│футбола
и беговой дорожкой 400 м │ │ │ │
│ │ │
│Площадка
для волейбола │3 │3
│4 │6 │7
│9 │
│Площадка
для баскетбола │2 │2
│3 │4 │5
│6 │
│Площадка
для тенниса │2 │2
│2 │4 │4
│4 │
└─────────────────────────────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┘
2.13. Общая площадь служебных помещений
ВУЗов (ректорат, учебная часть, деканаты, административно-хозяйственные
помещения и др.) принимается в зависимости от численности контингента
студентов:
студентов не менее 1000 - по 1,0 кв. м на 1
студента
-"- 1000 - 2000 - по 0,8 -"-
-"- 2000 - 4000 - по 0,7 -"-
-"- 4000 - 6000 - по 0,6 -"-
-"- 6000 - 10000 - по 0,5 -"-
-"- 10000 - 12000 - по 0,4 -"-
В составе каждой кафедры
предусматривается: кабинет заведующего кафедры - 18
кв. м, методический кабинет - 54 кв. м, кабинеты для преподавателей из расчета
по 4 кв. м на одного преподавателя.
2.14. Столовые и буфеты высших учебных заведений
проектируются в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий
общественного питания. Количество буфетов в зданиях общежитий принимается в
соответствии с главой СНиП II-Л.1-71. "Жилые здания".
Столовые ВУЗов следует размещать в
отдельных зданиях. Наибольшее расстояние от учебно-производственных помещений
до столовых не должно превышать 500 м.
2.15. Общее количество посадочных мест в столовых ВУЗов должно составлять 20% расчетного
контингента студентов. В том числе:
в столовых для студентов и сотрудников -
13%
в столовых для сотрудников - 1%
в диетических столовых - 2%
в буфетах для студентов - 3%
в буфетах для сотрудников - 1%
Количество посадочных мест в одном зале
буфета должно быть не более 50.
2.16. Для студентов и сотрудников ВУЗов с
контингентом 8000 студентов и более предусматривается поликлиника. В ВУЗах с контингентом до 8000 студентов должен быть медицинский
пункт, состоящий из: кабинета заведующего медпунктом и дежурной медсестры,
терапевтического кабинета с приемной и помещением для ожидающих, зубоврачебного
кабинета, процедурной, физиотерапевтического кабинета. Площадь указанных
помещений принимается по 18 кв. м. В ВУЗах с контингентом студентов более 4000
площадь терапевтического и физиотерапевтического кабинетов и процедурной
увеличивается до 36 кв. м. Для туалета следует выделять помещение на 2 - 4
унитаза с умывальником.
В составе медпунктов консерваторий и
музыкальных факультетов должен быть фониатрический
кабинет площадью 54 кв. м. В учебных корпусах ВУЗов допускается размещение
аптечного киоска.
3. Естественное и
искусственное освещение
учебных помещений ВУЗов
3.1. Учебные помещения ВУЗов должны иметь
непосредственное естественное освещение, качественные и количественные
показатели которого принимаются в соответствии с главой СНиП II-4-79
"Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Объемно-планировочные решения аудиторий и лабораторий ВУЗов и размещение в них
учебно-технологического оборудования должны обеспечить боковое левостороннее
естественное освещение рабочей поверхности. В поточных лекционных аудиториях на
200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
3.2. Размещение залов курсового и
дипломного проектирования, чертежных и рисовальных залов производится с учетом
их ориентации на С, СВ, СЗ. Для остальных видов
учебных помещений допускается свободная ориентация светопроемов.
Солнцезащитные устройства рассчитываются в зависимости от климатического района
и ориентации помещений.
3.3. Помещения, используемые в качестве
рекреаций, обеспечиваются естественным освещением. При освещении коридора с
одного торца длина коридора не должна превышать 24 м, а при освещении с обоих
торцов - не более 60 м. Расстояние между "световыми карманами" и
коридорах принимается не более 30 м.
3.4. Коэффициенты отражения ограждающих
поверхностей и мебели в учебных помещениях принимаются не менее:
стены - 0,6 двери - 0,7
потолок - 0,7 оконные переплеты -
0,7
полы - 0,25 мебель и
оборудование - 0,35
3.5. Физиологически обоснованный
минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) на рабочих местах в
наиболее удаленной от окон точке в лекционных и групповых аудиториях составляет
2,5% для помещений. Указанная величина КЕО. может быть обеспечена только за
счет верхнего света. При боковом освещении минимально допустимая величина КЕО
составляет 1,5%.
3.6. Искусственное освещение в
аудиториях, читальных залах и лабораториях ВУЗов должно обеспечивать на рабочих
местах не менее 300 лк при использовании
люминесцентных ламп (СНиП II-4-79). Оптимальный уровень освещенности на рабочих
местах студентов составляет 600 лк. В кабинетах
преподавателей искусственная освещенность от общего освещения должна быть не
менее 200 лк с обязательным дополнительным местным
освещением; в залах курсового и дипломного проектирования, а также в чертежных
залах требуется 500 лк, в спортивных залах - 400 лк.
4.
Воздушно-тепловой режим в помещениях
разного назначения
4.1. Расчетные температуры воздуха (в
отопительный сезон) в учебных помещениях разного назначения принимаются
согласно СНиП II-68-78 (таблица 6).
Таблица 6
┌───┬─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│
N │ Назначение помещений │ Температура <*> воздуха, °С │
│п/п│ ├───────────┬───────────┬───────────┤
│ │ │Допустимые │Оптимальные│
Расчетная │
│ │ │ пределы
│ параметры │температура│
│ │ │
колебаний │ │ │
├───┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │
├───┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ │
I группа - помещения общего │20
- 21 │20 │18 │
│ │
назначения │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1 │Поточные лекционные аудитории │ │ │ │
│2 │Читальные залы библиотек │ │ │ │
│3 │Учебные кабинеты на 25 мест │ │ │ │
│4 │Чертежные и рисовальные залы │ │ │ │
│5 │Залы курсового
и дипломного │ │ │ │
│ │проектирования на 50 мест │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ II группа - специализированные │19 - 21 │20 │20 │
│ │ лаборатории │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1 │Физические │ │ │ │
│2 │Радиотехнические │ │ │ │
│3 │С точной
измерительной │ │ │ │
│ │аппаратурой │ │ │ │
│4 │С электро- и
радиоаппаратурой │ │ │ │
│5 │Кабинеты с вычислительной │ │ │ │
│ │техникой │ │ │ │
│6 │Кабинеты с техническими │ │ │ │
│ │средствами обучения │ │ │ │
│7 │Лингафонные кабинеты │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
III группа - лаборатории │17
- 18 │17 │16 │
│ │
с выделением производственных │ │ │ │
│ │ вредностей │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1 │Химические │ │ │ │
│2 │Стеклодувные │ │ │ │
│3 │Сварочные │ │ │ │
│4 │Практикумы с машинным │ │ │ │
│ │оборудованием │ │ │ │
│ │ │ │
│ │
IV группа - лаборатории │ │
│ │ со специальным технологическим │ │
│ │ оборудованием │ │
│ │ │ │
│1 │Технология пищевых продуктов │Принимается
в соответствии с │
│2 │Химическая технология │технологическим заданием и
нормами │
│3 │Обработка сырья, металлов, │СНиП для предприятий
соответствую- │
│ │сплавов │щих
отраслей промышленности и │
│4 │Ядерные установки и пр. │отраслей народного
хозяйства │
│ │ │ │
│ │ V группа - спортивные помещения │12
- 14 │14 │14 │
│ │ │ │ │ │
│ │Служебные помещения: │20 - 22 │20 │18 │
│ │
общественные организации, │ │ │ │
│ │
вспомогательные помещения, │ │ │ │
│ │
книгохранилища, фотолаборатории│ │ │ │
│ │Гардероб, вестибюли, рекреации │16 - 18 │16 │16 │
└───┴─────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
--------------------------------
<*> При относительной влажности
воздуха 30 - 60% и скорости движения воздуха до 0,15 м/сек.
4.2. Кратность воздухообмена на одно
рабочее место в учебных помещениях I и II групп предусматривается не менее 30
куб. м воздуха. В лабораториях и практикумах с выделением производственных
вредностей предусматривается подача не менее 90% от общего расчетного объема
приточного воздуха, остальное количество воздуха подается в коридоры. При наличии
в лабораториях вытяжных шкафов вытяжка осуществляется через них.
4.3. Скорость движения воздуха в рабочих
проемах вытяжных шкафов принимается в зависимости от ПДК выделяемых химических
веществ:
1,0 - 1,5 м/сек. при ПДК менее 0,1 мг/куб.
0,6 - 1,0 м/сек. при ПДК от 0,1 до 10
мг/куб. м
0,5 м/сек. при ПДК более 10 мг/куб.
м.
4.4. В моечных помещениях и лабораториях
без вытяжных шкафов обеспечивается приток свежего воздуха в объеме 4 куб.
м/час, вытяжка 6 куб. м/час на человека. В вестибюлях и рекреациях
предусматривается приток воздуха по 2 куб. м/час на человека. Вытяжка из
служебных помещений должна составлять 1 куб. м/час на человека. В остальных
помещениях кратность воздухообмена принимается по расчету в соответствии с
технологическим заданием.
4.5. Вытяжные и приточные вентиляционные
системы в специализированных лабораториях, практикумах и поточных аудиториях
должны иметь пульт дистанционного управления контроля за
их работой.
4.6. Оконные переплеты во всех видах
учебных помещений должны иметь открывающиеся створки, фрамуги и форточки в
верхней зоне окна.
4.7. У входных дверей высших учебных
заведений рекомендуется проектировать воздушно-тепловые завесы в соответствии с
главой СНиП II-33-75 "Отопление, вентиляция и кондиционирование
воздуха".
5. Санитарное
содержание территории и помещений ВУЗов
5.1. Территория ВУЗа должна
использоваться студентами и сотрудниками в качестве дополнительных рекреаций во
время перерывов между занятиями и для проведения спортивных игр на площадках
спортивной зоны. Во все сезоны года необходимо организовывать очистку
территории ВУЗа. В летний период проводятся мероприятия по уходу за зелеными
насаждениями, дорожками, площадками. Зимой дорожки и площадки очищаются от
снега.
5.2. Полы, мебель, подоконники,
оборудование в помещениях ВУЗов подлежат влажной уборке 3 - 4 раза в неделю.
Санузлы периодически дезинфицируются 10% раствором хлорной извести.
5.3. Спортивные помещения проветриваются
после каждого занятия. Инвентарь и мебель подвергаются влажной уборке. Занятия
в спортивных помещениях допускаются только в спортивных костюмах и спортивной
обуви.
5.4. Административно-хозяйственная часть
обеспечивает регулярный контроль за осветительной
аппаратурой и приборами по обеспечению воздушно-теплового режима. Очистка
светильников осуществляется не реже одного раза в 3 месяца.
5.5. Администрация и общественные
организации ВУЗа обязаны содействовать соблюдению оптимальных условий во всех
помещениях. При этом необходимо руководствоваться Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении
качества подготовки специалистов" (19 июля 1979 г.) и Приказом N 438 (5
мая 1978 г.) Министерства высшего и среднего специального образования СССР
"О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья студентов и учащихся высших и средних специальных учебных
заведений".
5.6. Санитарный надзор за условиями
обучения, труда, быта и отдыха студентов возлагается на персонал медпунктов
ВУЗов и местные санитарно-эпидемиологические станции.