СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 1980 г. N 296
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР
Совет Министров СССР постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о
профессионально-технических учебных заведениях СССР.
Поручить
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию и
Министерству юстиции СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Министерства
финансов СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам,
Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств
СССР и представить в Совет Министров СССР перечень решений Правительства СССР,
утративших силу в связи с принятием указанного Положения.
Председатель
Совета Министров СССР
А.КОСЫГИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.СМИРТЮКОВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 11 апреля 1980 г. N 296
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР
Раздел I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Профессионально-технические учебные
заведения являются основной школой профессионально-технического образования
молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса.
2. Обучение в профессионально-технических
учебных заведениях бесплатное.
3. К профессионально-техническим учебным
заведениям относятся:
средние профессионально-технические
училища по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием из
числа лиц, окончивших восьмилетние общеобразовательные школы;
технические училища по подготовке
квалифицированных рабочих из числа выпускников средних общеобразовательных
школ;
профессионально-технические училища по
подготовке квалифицированных рабочих из числа лиц, окончивших восьмилетние
общеобразовательные школы;
вечерние (сменные)
профессионально-технические учебные заведения по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации рабочих, занятых на производстве;
профессиональные школы по подготовке и
переподготовке рабочих.
В профессионально-технических учебных
заведениях могут создаваться отдельные учебные группы из молодежи со средним
образованием для подготовки квалифицированных рабочих по программам технических
училищ.
В дневных профессионально-технических
учебных заведениях могут организовываться в установленном порядке вечерние
(сменные) отделения (группы) по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации рабочих, занятых на производстве.
Сельские профессионально-технические
училища и технические училища могут иметь филиалы, создаваемые в установленном
порядке.
Профессионально-технические учебные
заведения могут организовывать в установленном порядке по договорам с
предприятиями, учреждениями и организациями теоретическое обучение рабочих,
получающих профессиональную подготовку на производстве.
Профессионально-технические учебные
заведения системы Государственного комитета СССР по
профессионально-техническому образованию находятся в ведении государственных
комитетов союзных республик по профессионально-техническому образованию (не
имеющих областного деления), республиканских (АССР), краевых, областных и
городских управлений профессионально-технического образования.
Профессионально-технические учебные
заведения министерств, ведомств и организаций находятся соответственно в их
ведении.
Перечень профессий, по которым осуществляется
подготовка квалифицированных рабочих и младшего технического персонала в
профессионально-технических учебных заведениях, сроки обучения, возраст лиц,
принимаемых на обучение, порядок присвоения и уровень квалификации (разряд,
класс, категория) выпускников этих учебных заведений утверждаются в
установленном порядке Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию.
4. Главными задачами
профессионально-технических учебных заведений являются:
подготовка для народного хозяйства
всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых
квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим
требованиям современного производства и научно-технического прогресса, а также
перспективам их развития;
осуществление в средних
профессионально-технических училищах профессиональной подготовки и общего
среднего образования молодежи. Общеобразовательная подготовка учащихся средних
профессионально-технических училищ проводится на уровне общеобразовательной подготовки
учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных
заведений;
формирование у учащихся
марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание у них высоких моральных
качеств, советского патриотизма, социалистического интернационализма,
коммунистического отношения к труду и общественной собственности, готовности
беречь и преумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса;
эстетическое и физическое воспитание
учащихся, укрепление их здоровья, подготовка к защите социалистической Родины.
5. Профессионально-технические учебные
заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, устанавливаемом
Советами Министров союзных республик, а также министерствами и ведомствами
СССР, в ведении которых находятся соответствующие учебные заведения.
Профессионально-технические учебные
заведения могут открываться только при наличии соответствующих зданий, учебного
оборудования, а также педагогических кадров.
6. Планы приема молодежи в
профессионально-технические учебные заведения и выпуска квалифицированных
рабочих по профессиям устанавливаются учебным заведениям вышестоящими по
подчиненности органами с учетом потребности предприятий, учреждений и
организаций в квалифицированных рабочих.
7. Типовые правила внутреннего распорядка
профессионально-технических учебных заведений утверждаются Государственным
комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с
ВЦСПС и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам.
Правила внутреннего распорядка профессионально-технического
учебного заведения разрабатываются и утверждаются директором учебного заведения
по согласованию с профсоюзными организациями профессионально-технического
учебного заведения на основе указанных типовых правил.
8. Профессионально-технические учебные
заведения обязаны соблюдать в своей деятельности социалистическую законность и
государственную дисциплину.
Раздел II.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
9. Учебно-воспитательный процесс в профессионально-технических учебных заведениях
осуществляется на основе связи обучения с жизнью, с производством.
Обучение учащихся проводится по учебным
планам и программам, утверждаемым Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию.
10. Учебно-воспитательный процесс включает в себя теоретическое и производственное
обучение, физическую и начальную военную подготовку, а также воспитательную и
культурно-массовую работу с учащимися.
В профессионально-технических учебных
заведениях создаются условия для глубокого овладения учащимися
профессиональными знаниями и умениями, повышения их общеобразовательного и
культурного уровня.
11. Теоретическое обучение в
профессионально-технических учебных заведениях осуществляется в тесной связи с
практикой и включает изучение общественных, общетехнических и специальных, а в
средних профессионально-технических училищах и общеобразовательных дисциплин.
12. Производственное обучение является
основой профессиональной подготовки учащихся и включает:
а) обучение учащихся в
учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных
хозяйствах, а также в цехах и на участках, предоставляемых учебным заведениям
предприятиями, учреждениями и организациями. Профессиональные умения и навыки
учащиеся приобретают в процессе изготовления продукции, выполнения
производственных заказов, заданий по обслуживанию населения при непременном
условии соответствия содержания этих работ и заданий требованиям учебных
программ.
Обучение непосредственно на рабочих
местах в условиях производства осуществляется с целью расширения, закрепления и
совершенствования знаний и умений по изучаемой профессии, овладения современной
техникой и передовыми методами труда;
б) производственную практику на базовых
предприятиях, в учреждениях и организациях.
Производственное
обучение в условиях производства и производственная практика учащихся
проводятся, как правило, на тех предприятиях, в учреждениях и организациях и на
тех рабочих местах, где учащиеся будут работать после окончания учебного
заведения, под руководством мастеров производственного обучения учебного
заведения в составе учебных групп, ученических бригад (звеньев), на
самостоятельно обслуживаемых рабочих местах или в составе лучших производственных
бригад.
Продолжительность рабочего дня учащихся в
период производственного обучения в условиях производства и производственной
практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, но не
превышать продолжительности рабочего дня, установленной трудовым
законодательством для соответствующих категорий работников.
Производственная практика учащихся
профессионально-технических учебных заведений независимо от их ведомственной
подчиненности организуется в соответствии с положениями о производственной
практике, утверждаемыми в установленном порядке Государственным комитетом СССР
по профессионально-техническому образованию.
13. Учебный год в
профессионально-технических учебных заведениях начинается 1 сентября (в
технических училищах - не позднее 1 октября).
Для учащихся, обучающихся один год и
более, устанавливаются каникулы. Сроки предоставления учащимся каникул и их
продолжительность определяются учебными планами.
В вечерних (сменных)
профессионально-технических учебных заведениях может быть установлен другой
учебный режим с учетом характера работы предприятий отдельных
отраслей народного хозяйства.
14. Учащиеся профессионально-технических
учебных заведений объединяются по профессиям в учебные группы по 25 - 30
человек.
Производственное обучение
по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, с
выполнением опасных или особо сложных работ, осуществляется в группах по 12 -
15 человек.
Перечень этих профессий и работ
определяется Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому
образованию по согласованию с ВЦСПС, Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам и Министерством финансов СССР.
В средних профессионально-технических
училищах и технических училищах на занятиях по иностранному языку, а также на
занятиях по русскому языку в средних сельских профессионально-технических
училищах, в которых преподавание ведется не на русском языке, группы с числом
учащихся свыше 25 человек могут делиться на две подгруппы.
15. Основной формой организации учебно-воспитательной
работы в профессионально-техническом учебном заведении является урок.
Продолжительность урока по предметам
теоретического обучения устанавливается 45 минут, продолжительность перемен
между уроками - не менее 10 минут, перерыв на обед - не менее 1 часа.
Занятия в учебных мастерских проводятся с
10-минутными перерывами через каждые 50 минут в первом году и через каждые 1
час 50 минут - во втором и в последующих годах обучения.
16. Знания учащихся оцениваются по
пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2
(плохо), 1 (очень плохо). Балл 3 является зачетным.
Поведение учащихся оценивается как
примерное, удовлетворительное и неудовлетворительное.
17. Учащиеся профессионально-технического
учебного заведения, закончившие полный курс обучения и имеющие положительные
итоговые оценки по всем предметам, производственному обучению и поведению,
допускаются к сдаче выпускных квалификационных экзаменов.
Порядок проведения выпускных
квалификационных экзаменов определяется инструкцией, утверждаемой
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
18. Учащимся средних
профессионально-технических училищ, сдавшим выпускные квалификационные
экзамены, выдается диплом о получении среднего образования и присвоении соответствующей
квалификации (разряда, класса, категории) по профессии, а учащимся технических
училищ - диплом о присвоении соответствующей квалификации (разряда, класса,
категории) по профессии.
Учащимся других
профессионально-технических учебных заведений, сдавшим выпускные
квалификационные экзамены, выдается аттестат о присвоении соответствующей
квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
Учащимся средних
профессионально-технических училищ и технических училищ, имеющим по
производственному обучению и не менее чем по 75 процентам других предметов
учебного плана итоговую оценку "5", а по остальным предметам - оценку
"4" и примерное поведение, сдавшим выпускные квалификационные
экзамены с оценкой "5" и проявившим себя в общественной работе,
выдается диплом с отличием, а учащимся других профессионально-технических
учебных заведений, имеющим такие же итоговые
показатели, - аттестат с отличием.
Дипломы и аттестаты вручаются учащимся в
торжественной обстановке.
19. Производственные разряды, классы,
категории, присвоенные лицам, окончившим профессионально-технические учебные
заведения, обязательны для всех предприятий, учреждений и организаций.
20. Профессионально-технические учебные
заведения поддерживают связь со своими выпускниками, изучают их производственную
деятельность и на основе ее анализа совершенствуют работу по обучению и
воспитанию учащихся.
21. Профессионально-технические учебные
заведения оказывают помощь общеобразовательным школам в трудовом воспитании и
ориентации школьников на рабочие профессии.
Раздел III.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
22. Для обеспечения высокого качества
подготовки квалифицированных рабочих профессионально-техническое учебное
заведение должно располагать:
учебными кабинетами и лабораториями,
оснащенными учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения
и наглядными пособиями;
учебно-производственными мастерскими и
участками для подготовки рабочих по каждой профессии или группе профессий, учебными
хозяйствами, полигонами, оснащенными современным, отвечающим требованиям
безопасности оборудованием, материалами, инструментами и приспособлениями;
помещениями и сооружениями для проведения
уроков физического воспитания и начальной военной подготовки учащихся,
спортивно-массовой работы, занятий кружков художественной самодеятельности и
технического творчества;
библиотекой, читальным и актовым залами;
помещением для
медицинского персонала, столовой, общежитием для иногородних учащихся,
оборудованными в соответствии с действующими нормативами;
помещениями для педагогических
работников, административного и обслуживающего персонала, коммунально-бытовыми
и другими помещениями.
Учебные хозяйства сельских
профессионально-технических училищ должны иметь земельные участки,
сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных,
учебно-производственные и жилищно-бытовые постройки.
Типовые нормативы оснащения
учебно-производственных мастерских и участков, полигонов, учебных хозяйств,
учебных кабинетов, лабораторий разрабатываются и утверждаются Государственным
комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с
Министерством финансов СССР.
23. Строительство и расширение
профессионально-технических учебных заведений осуществляются по типовым и индивидуальным проектам министерствами и ведомствами СССР и
Советами Министров союзных республик за счет капитальных вложений на
строительство объектов производственного назначения, выделяемых на развитие тех
отраслей народного хозяйства, для которых производится подготовка рабочих
кадров.
Строительство и расширение общежитий,
столовых, объектов культурно-бытового назначения, спортивных и других зданий и
сооружений, входящих в комплексы этих учебных заведений, обеспечение их
оборудованием для учебно-производственных целей, мебелью и инвентарем
осуществляются также за счет указанных капитальных вложений.
24. Обеспечение
профессионально-технических учебных заведений современным оборудованием,
машинами, приборами, инструментами, материалами, топливом, электроэнергией, а
также ремонт их помещений осуществляются предприятиями, учреждениями и
организациями, для которых эти учебные заведения готовят квалифицированных
рабочих, за счет фондов, выделяемых Советами Министров союзных республик и министерствами
и ведомствами СССР. Предприятия, учреждения и организации безвозмездно
предоставляют профессионально-техническим учебным заведениям помещения,
выделяют необходимые оборудование, приборы, инструменты и материалы
как для учебных целей, так и для выполнения в процессе производственного
обучения заказов предприятий, учреждений и организаций.
Выделение земельных участков для учебных
хозяйств сельских профессионально-технических училищ производится в
установленном порядке.
Раздел IV.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
25. Профессионально-технические учебные
заведения специализируются на подготовке рабочих кадров по отраслям народного
хозяйства и проводят свою работу на базе соответствующих предприятий,
учреждений и организаций.
26. Прикрепление
профессионально-технических учебных заведений системы Государственного комитета
СССР по профессионально-техническому образованию к базовым предприятиям,
учреждениям и организациям, перевод этих учебных заведений на другую
производственную базу или прикрепление их ко второй производственной базе
осуществляются государственными комитетами союзных республик по
профессионально-техническому образованию по согласованию с соответствующими
министерствами и ведомствами.
27. Базовые
предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия для
подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных
заведениях, обеспечивают участие трудовых коллективов, наставников и общественных
организаций в воспитании будущих рабочих, совместно с учебными заведениями
проводят работу по профессиональной ориентации и набору учащихся, оказывают
помощь в подборе инженерно-педагогических кадров, обеспечивают своевременное
прибытие выпускников профессионально-технических учебных заведений к месту
работы.
Руководители предприятий, учреждений и
организаций осуществляют своевременную подготовку к приему молодых рабочих,
окончивших профессионально-технические учебные заведения, создают им
необходимые условия для работы в соответствии с полученной профессией и
квалификацией, обеспечивают надлежащие бытовые и жилищные условия, всемерно
способствуют росту профессионального, общеобразовательного и культурного уровня
молодых рабочих.
28. Профессионально-технические учебные
заведения оказывают предприятиям, учреждениям и организациям методическую
помощь в профессиональном обучении рабочих непосредственно на производстве.
29. Взаимоотношения
профессионально-технических учебных заведений с базовыми предприятиями,
учреждениями и организациями, а также обязанности министерств, ведомств,
предприятий, учреждений и организаций по созданию и дальнейшему укреплению
учебно-материальной базы и обеспечению необходимых условий для успешной работы
этих учебных заведений определяются в порядке, устанавливаемом Советом
Министров СССР.
Раздел V. УЧАЩИЕСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
30. В профессионально-технические учебные
заведения принимаются граждане СССР, окончившие восьмилетнюю или среднюю
общеобразовательную школу.
В дневные профессионально-технические
учебные заведения принимаются лица в возрасте до 30 лет, а в вечерние (сменные)
- без ограничения возраста.
Прием в профессионально-технические
учебные заведения производится в соответствии с правилами, утверждаемыми
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, и
перечнем медицинских показаний и противопоказаний к работе и производственному
обучению учащихся профессиям, по которым проводится подготовка квалифицированных
рабочих в этих учебных заведениях.
Прием молодежи в
профессионально-технические учебные заведения для обучения по
профессиям, связанным с выполнением вредных, тяжелых и опасных работ, а
также с движением транспорта, производится с учетом действующего трудового
законодательства.
31. Учащимся профессионально-технических
учебных заведений выдаются билет учащегося и книжка успеваемости установленного
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию
образца.
32. Учащиеся профессионально-технических
учебных заведений имеют право:
пользоваться бесплатно учебными
кабинетами и лабораториями, учебно-производственными мастерскими и участками,
полигонами, библиотеками и читальными залами, спортивными сооружениями,
инвентарем и оборудованием, находящимися в распоряжении
профессионально-технического учебного заведения;
участвовать через общественные
организации учебного заведения в обсуждении вопросов совершенствования
учебно-воспитательной работы, организации производственного обучения и
производственной практики, а также вопросов успеваемости, трудовой и учебной
дисциплины и других вопросов, связанных с учебой и бытом учащихся.
Учащиеся участвуют в общественной жизни
коллектива.
33. Учащиеся, обучающиеся без отрыва от
производства в вечерних (сменных) профессионально-технических учебных
заведениях и на вечерних (сменных) отделениях (в группах) дневных
профессионально-технических учебных заведений, пользуются льготами,
установленными для них действующим законодательством.
34. Учащиеся профессионально-технических
учебных заведений обязаны:
систематически и глубоко овладевать
теоретическими знаниями и практическими навыками, посещать учебные занятия, в
установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и
программами;
повышать свой идейный и культурный
уровень;
соблюдать правила внутреннего распорядка
в учебных заведениях и на предприятиях;
быть дисциплинированными и
организованными, соблюдать нормы социалистического общежития;
беречь и укреплять социалистическую
собственность, нетерпимо относиться ко всяким антиобщественным проявлениям.
За успехи в учебной и общественной
работе, социалистическом соревновании для учащихся устанавливаются различные
меры поощрения.
За нарушение правил поведения к учащимся
могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до исключения из учебного
заведения.
35. Учащиеся профессионально-технических
учебных заведений привлекаются к самообслуживанию и другим видам общественно
полезного труда во внеурочное время с учетом возраста, пола, состояния здоровья
и соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.
Контроль за соблюдением учащимися этих норм и правил, а также техники
безопасности возлагается на администрацию учебного заведения, медицинских
работников, мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей.
Освобождение учащихся от уроков
теоретического и производственного обучения для выполнения общественных
поручений, участия в спортивных и других мероприятиях не допускается.
36. Медицинское обслуживание учащихся
профессионально-технических учебных заведений осуществляется лечебными
учреждениями, прикрепленными к этим учебным заведениям в установленном порядке.
Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и, совместно с
администрацией и комитетом профсоюза учебного заведения,
санитарно-гигиенические мероприятия, содействующие сохранению здоровья,
физическому развитию, успешному обучению и воспитанию учащихся.
37. Нормы материального обеспечения
учащихся профессионально-технических учебных заведений утверждаются Советом
Министров СССР.
38. За продукцию, изготовленную в
процессе производственного обучения, а также за работы, выполненные в период
производственной практики, учащимся профессионально-технических учебных
заведений начисляются денежные суммы по действующим нормам, расценкам, ставкам
(окладам). Выплаты учащимся за выполненные ими работы производятся в
установленных порядке и размерах.
39. Время обучения в
профессионально-технических учебных заведениях засчитывается в общий трудовой
стаж, а также в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем окончания
учебного заведения и днем поступления на работу не превысил 3 месяцев.
40. Выпускники
профессионально-технических учебных заведений, получившие диплом или аттестат с
отличием, пользуются преимущественным правом при распределении на работу, а
также правом поступления соответственно в высшие и средние специальные учебные
заведения непосредственно после окончания учебного заведения.
Выпускники
профессионально-технических учебных заведений, получившие диплом с отличием,
при поступлении в высшие учебные заведения пользуются преимуществами,
установленными для выпускников средних общеобразовательных школ, награжденных
золотой медалью, и выпускников средних специальных учебных заведений,
получивших диплом с отличием.
Выпускники технических училищ, получившие
диплом с отличием и поступающие в высшие учебные заведения для обучения без
отрыва от производства по родственным специальностям, зачисляются на обучение вне
конкурса при получении положительных оценок на вступительных экзаменах.
Выпускники средних
профессионально-технических училищ и технических училищ, имеющие отличные и
хорошие оценки по всем предметам и успешно выдержавшие квалификационные
экзамены, имеют право поступать в дневные высшие учебные заведения по
соответствующей специальности (до 10 процентов выпуска) по решению
педагогического совета непосредственно после окончания училищ.
41. Лицам, окончившим
профессионально-технические учебные заведения и направленным на работу вне
места их постоянного жительства, в установленном порядке оплачиваются расходы,
связанные с проездом к месту работы, предоставляются жилье и другие льготы,
предусмотренные действующим законодательством.
42. Выпускники дневных профессионально-технических
учебных заведений направляются в установленном порядке на предприятия, в
учреждения, организации и обеспечиваются работой в соответствии с полученной
профессией и квалификацией.
Учащиеся, направленные на учебу
предприятиями, учреждениями и организациями, по окончании
профессионально-технического учебного заведения направляются для работы на эти
предприятия, в учреждения и организации.
Распределение молодых рабочих -
выпускников профессионально-технических учебных заведений по предприятиям,
учреждениям и организациям осуществляется, как правило, до начала
производственной практики.
Выпускники дневных
профессионально-технических учебных заведений обязаны проработать не менее двух
лет на предприятиях, в учреждениях и организациях, куда они направлены после
окончания профессионально-технических учебных заведений.
Руководителям предприятий, учреждений и
организаций запрещается в течение этого срока принимать молодых рабочих -
выпускников профессионально-технических учебных заведений на работу без
соответствующего направления учебного заведения.
43. Предприятия, учреждения и организации
предоставляют выпускникам дневных профессионально-технических учебных
заведений, обучавшимся один год и более, перед началом работы отпуск с оплатой
его из расчета тарифной ставки по присвоенному выпускнику квалификационному
разряду (классу, категории) или соответствующего должностного оклада с учетом
действующего в данной местности районного коэффициента.
Выпускникам в возрасте до 18 лет
предоставляется отпуск продолжительностью один календарный месяц, а остальным
выпускникам - продолжительностью, установленной для работников данной профессии
и вида производства на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Выпускникам дневных
профессионально-технических, учебных заведений, обучавшимся менее одного года,
время обучения засчитывается в трудовой стаж, дающий право на очередной отпуск.
44. Иностранные граждане и лица без
гражданства, проживающие на территории СССР, принимаются в
профессионально-технические учебные заведения на общих основаниях.
На иностранных граждан и лиц без
гражданства, принятых в профессионально-технические учебные заведения СССР,
распространяются права и обязанности учащихся, установленные настоящим
Положением.
Если международным договором СССР
установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, то
применяются правила международного договора.
Раздел VI. МАСТЕРА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
45. Ведущая роль в обучении и
коммунистическом воспитании учащихся в профессионально-технических учебных
заведениях принадлежит мастерам производственного обучения и преподавателям.
Мастера производственного обучения и
преподаватели отвечают за качество профессиональной и общеобразовательной
подготовки, уровень знаний, навыков и умений учащихся и за воспитание у них
высоких идейно-политических и нравственных качеств, любви к своей профессии,
стремления честно и добросовестно трудиться на благо Родины. Основными
обязанностями мастеров производственного обучения являются:
формирование у учащихся профессиональных
знаний и умений, предусмотренных квалификационной характеристикой;
обеспечение выполнения учебных планов и
программ по производственному обучению;
обеспечение безопасных условий работы в
процессе производственного обучения и в период производственной практики
учащихся;
осуществление комплексного подхода к
обучению и воспитанию учащихся;
развитие совместно с профсоюзной и
комсомольской организациями учебной группы социалистического соревнования по
производственной деятельности среди учащихся, оказание им помощи в разработке и
выполнении принятых обязательств;
забота о здоровье, быте, физическом
воспитании и культуре отдыха учащихся;
широкое использование современных и
наиболее эффективных методов, форм и средств организации производственного
обучения.
Основные обязанности преподавателей
состоят в том, чтобы:
вооружать учащихся прочными и глубокими
теоретическими знаниями, навыками и умениями по специальным, общетехническим и
общеобразовательным предметам в соответствии с требованиями учебных программ;
полнее использовать передовой
педагогический опыт, применять новые методы и средства обучения, развивать
познавательные интересы и навыки самостоятельной работы учащихся, создавать
условия для их творческого роста;
проводить учебную работу на высоком
идейном и научном уровне;
обеспечивать выполнение учебных планов и
программ, объективно оценивать качество знаний и умений учащихся,
организовывать и контролировать их самостоятельную учебную работу;
воспитывать учащихся в духе
коммунистической морали, обеспечивая единство идейно-политического, трудового и
нравственного воспитания;
проводить внеклассную
культурно-воспитательную работу с учащимися, руководить предметными
самодеятельными кружками и кружками технического творчества;
обеспечивать выполнение требований
безопасности труда и производственной санитарии, заботиться о здоровье
учащихся.
Мастера производственного обучения и
преподаватели должны систематически повышать свой идейно-политический уровень,
профессиональную и педагогическую квалификацию, показывать личный пример в
труде, быту и соблюдении правил социалистического общежития.
46. Мастерами производственного обучения
назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное
образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по
соответствующей профессии.
Преподавателями
профессионально-технических учебных заведений назначаются лица, имеющие
соответствующее высшее образование.
Прием мастеров производственного обучения
и преподавателей на работу в профессионально-техническое учебное заведение
производится директором учебного заведения.
47. Мастера производственного обучения и
преподаватели, включая руководителей физического воспитания и военных
руководителей, проходят в установленном порядке аттестацию не реже одного раза
в пять лет.
Мастера производственного обучения
проходят стажировку на передовых предприятиях, стройках и в организациях сроком
до 2 месяцев (с отрывом и без отрыва от работы в учебном заведении).
48. Мастера
производственного обучения и преподаватели профессионально-технических учебных
заведений участвуют в обсуждении на заседаниях педагогических советов и
методических комиссий, совещаниях и конференциях вопросов, связанных с
организацией и содержанием учебной, производственной и воспитательной работы,
представляют предложения по этим вопросам руководству учебных заведений и
вышестоящим органам, лично участвуют в подведении итогов проверки их работы
руководителями учебных заведений и представителями вышестоящих органов.
В свободное от учебных занятий время
мастера производственного обучения и преподаватели проводят внеклассные
мероприятия с учащимися и работу с их родителями.
Отвлечение мастеров производственного
обучения и преподавателей от выполнения их прямых обязанностей не допускается.
49. Контроль за
содержанием, организацией и качеством учебно-воспитательной работы мастеров
производственного обучения и преподавателей профессионально-технического
учебного заведения осуществляют директор учебного заведения, его заместители по
учебно-производственной работе (части) и учебно-воспитательной работе,
заведующий учебной частью по общеобразовательным дисциплинам среднего
профессионально-технического училища, старший мастер.
Раздел VII.
РУКОВОДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
50. Руководство всей деятельностью
профессионально-технического учебного заведения осуществляет его директор на
основе настоящего Положения, приказов, инструкций и указаний вышестоящих
органов.
Директор назначается органом, в
непосредственном подчинении которого находится профессионально-техническое
учебное заведение, из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее,
как правило, профилю учебного заведения, и стаж инженерной, педагогической или
воспитательной работы не менее 5 лет.
51. Директор профессионально-технического
учебного заведения:
организует всю работу учебного заведения
и направляет работу его подразделений на обеспечение высокой эффективности
обучения учащихся;
осуществляет контроль
за качеством работы преподавателей, мастеров производственного обучения
и других работников учебного заведения;
обеспечивает выполнение планов приема
молодежи в учебное заведение и подготовку квалифицированных рабочих, а также
планов производственной и хозяйственной деятельности;
организует деятельность коллектива по
обеспечению выполнения учебных планов и программ;
обеспечивает строгое соблюдение
финансовой и штатной дисциплины.
Директор учебного заведения несет
ответственность перед государством за организацию и качество
учебно-воспитательной работы и профессиональной подготовки учащихся, укрепление
их здоровья и физическое развитие, а также за состояние хозяйственно-финансовой
деятельности профессионально-технического учебного заведения.
52. Директор профессионально-технического
учебного заведения имеет право:
производить расходы в пределах
утвержденных смет по бюджетным и внебюджетным средствам;
списывать с баланса в порядке,
установленном для бюджетных учреждений, морально устаревшие, изношенные и
непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства,
инвентарь и инструменты, когда восстановление этого имущества невозможно или
экономически нецелесообразно и оно не может быть
реализовано;
издавать в пределах своей компетенции
приказы по профессионально-техническому учебному заведению;
принимать на работу и увольнять
работников профессионально-технического учебного заведения в соответствии с
трудовым законодательством.
53. Заместитель директора по
учебно-производственной работе (части) является непосредственным организатором
учебно-производственной и методической работы в профессионально-техническом
учебном заведении. Он отвечает за правильную организацию
учебной и производственной работы, выполнение учебных планов и программ,
качество преподавания, знаний и умений учащихся; руководит деятельностью
инженерно-педагогических работников учебного заведения и осуществляет контроль
за учебной работой мастеров производственного обучения и преподавателей,
идейно-политической направленностью преподавания, успеваемостью, посещаемостью
и поведением учащихся; обобщает и распространяет передовой педагогический опыт,
организует повышение квалификации мастеров производственного обучения и
преподавателей.
Заместитель директора по
учебно-производственной работе (части) назначается органом, в непосредственном
подчинении которого находится профессионально-техническое учебное заведение, по
представлению директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее
образование, соответствующее профилю учебного заведения, и стаж инженерной или
педагогической работы не менее 3 лет.
54. Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе:
организует воспитательную и
культурно-массовую работу в профессионально-техническом учебном заведении и
осуществляет контроль за качеством преподавания
общественных дисциплин и идейным содержанием занятий, за успеваемостью,
посещаемостью и поведением учащихся;
направляет работу преподавателей и
мастеров производственного обучения по
коммунистическому воспитанию учащихся в процессе обучения;
организует совместно с комитетами
профсоюза и комсомола внеклассную работу по воспитанию учащихся, привлекает к
активному участию в этой работе преподавателей и мастеров производственного
обучения;
направляет и контролирует работу
воспитателей, совета общежития, библиотечных работников, руководителей кружков
художественной самодеятельности, утверждает планы их работы;
осуществляет совместно с руководителем
физического воспитания, военным руководителем и общественными организациями
меры по развитию физкультурно-спортивной и военно-патриотической работы в
учебном заведении;
организует отдых и культурный досуг
учащихся;
помогает в работе профсоюзной и
комсомольской организациям, совместно с комитетами профсоюза и комсомола
организует социалистическое соревнование.
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе назначается органом, в непосредственном подчинении
которого находится профессионально-техническое учебное заведение, по представлению
директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж
педагогической или воспитательной работы среди молодежи не менее 3 лет.
55. Заведующий учебной частью по
общеобразовательным дисциплинам среднего профессионально-технического училища
организует общеобразовательную подготовку учащихся, отвечает за выполнение
учебных планов и программ, качество преподавания и знаний учащихся по
общеобразовательным предметам, осуществляет контроль за
работой преподавателей общеобразовательных предметов, успеваемостью,
посещаемостью и поведением учащихся, организует методическую работу по этим
предметам.
Заведующий учебной частью активно
участвует в подборе преподавателей общеобразовательных предметов и в
установленном порядке организует повышение их квалификации, регулирует учебную
нагрузку учащихся по этим предметам, оказывает помощь заместителю директора
училища по учебно-воспитательной работе в организации преподавания общественных
дисциплин.
Заведующий учебной частью назначается
органом, в непосредственном подчинении которого находится
профессионально-техническое учебное заведение, по представлению директора
учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование и
стаж педагогической работы не менее 3 лет.
56. Старший мастер
профессионально-технического учебного заведения организует производственное
обучение учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ,
непосредственно руководит работой мастеров производственного обучения и
персонала учебно-производственных мастерских учебного заведения.
Старший мастер назначается директором
учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее
профилю учебного заведения, высокую производственную квалификацию и опыт работы
по профессиональному обучению.
57. Заведующий учебным хозяйством
сельского профессионально-технического училища обеспечивает ведение учебного
хозяйства в соответствии с задачами производственного обучения учащихся, несет
ответственность за выполнение производственных планов, организует
производственное обучение учащихся в учебном хозяйстве.
Заведующий учебным хозяйством назначается
органом, в непосредственном подчинении которого находится сельское
профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из
числа лиц, имеющих высшее или среднее сельскохозяйственное образование и
производственный опыт работы по специальности.
58. Начальник учебно-производственной
мастерской (учебной лаборатории) профессионально-технического учебного
заведения обеспечивает выполнение в учебно-производственной мастерской (учебной
лаборатории) производственных заказов и заданий, отвечающих требованиям учебных
программ, контролирует состояние, эксплуатацию и сохранность
учебно-производственного оборудования и инструментов.
Начальник учебно-производственной
мастерской (учебной лаборатории) назначается директором
профессионально-технического учебного заведения из числа лиц, имеющих, как
правило, высшее техническое образование, соответствующее профилю учебного
заведения, и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
59. Воспитатель
профессионально-технического учебного заведения совместно с советом общежития
организует во внеурочное время воспитательную работу с учащимися, прививает им
высокие моральные качества, навыки культурного поведения и личной гигиены,
организует культурно-массовую работу с учащимися, оказывает им помощь в
организации домашней учебной работы, быта и досуга, осуществляет совместно с
медицинским работником мероприятия по укреплению здоровья и физическому
развитию учащихся.
Воспитатель работает совместно с советом
общежития и в тесном контакте с педагогическим коллективом, ученическими
профсоюзной и комсомольской организациями и родителями учащихся.
Воспитатель назначается директором
учебного заведения, как правило, из числа лиц, имеющих высшее или среднее
педагогическое образование.
60. Руководитель физического воспитания
профессионально-технического учебного заведения обеспечивает выполнение
программы обучения, организует физическое воспитание учащихся, отвечает за
качество учебно-спортивной и спортивно-массовой работы.
Руководитель физического воспитания
назначается директором учебного заведения в установленном порядке из числа лиц,
имеющих, как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по
физической культуре и спорту.
61. Военный руководитель
профессионально-технического учебного заведения несет ответственность за
военную подготовку учащихся, организует и проводит занятия по начальной военной
подготовке, руководит кружками по изучению основ военного дела, проводит работу
по военно-патриотическому воспитанию учащихся, заведует военным кабинетом,
обеспечивает сохранность оружия и боеприпасов, исправное состояние
материально-технических средств для военной подготовки
учащихся.
Военный руководитель назначается директором
учебного заведения по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом
из числа лиц, имеющих соответствующую военную подготовку.
62. Органы
профессионально-технического образования, министерства, ведомства и
организации, в ведении которых находятся профессионально-технические учебные
заведения, обеспечивают создание педагогическим и другим работникам этих
учебных заведений необходимых условий для успешной работы и систематического
повышения квалификации, предоставление им установленных действующим
законодательством льгот и преимуществ, а также проявляют постоянную заботу о
поддержании авторитета педагогических работников, правильном использовании их
труда и рабочего времени.
Профессиональные права, честь и
достоинство педагогических работников охраняются законом.
63. Работники
профессионально-технического учебного заведения обязаны бережно относиться к
его имуществу, правильно осуществлять эксплуатацию зданий, сооружений,
оборудования и инструментов, экономно расходовать материальные ценности и
денежные средства учебного заведения. Лица, виновные в порче имущества и
причинении учебному заведению материального ущерба, несут ответственность в
установленном порядке.
64. Для обеспечения коллегиального
рассмотрения основных вопросов учебно-производственной, воспитательной и
методической работы в профессионально-техническом учебном заведении образуется
педагогический совет из числа инженерно-педагогических работников,
представителей общественных организаций и базовых предприятий, учреждений и
организаций.
Состав и деятельность педагогического
совета определяются положением о педагогическом совете, утверждаемым
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
Инженерно-педагогические работники
профессионально-технического учебного заведения участвуют в методической
работе, организуемой в соответствии с положением о методической работе,
утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому
образованию.
65. При дневном
профессионально-техническом учебном заведении создается родительский комитет,
деятельность которого определяется положением, утверждаемым государственным
комитетом союзной республики по профессионально-техническому образованию или
министерством, ведомством и организацией, в ведении которых
находится учебное заведение.
Раздел VIII.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
66. В соответствии с Уставом профессиональных
союзов СССР в профессионально-техническом учебном заведении создается первичная
профсоюзная организация.
На основе Устава Всесоюзного Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи в профессионально-техническом учебном
заведении создается комсомольская организация.
В учебном заведении в установленном
порядке создаются первичная организация Всесоюзного общества изобретателей и
рационализаторов, коллективы физической культуры Всесоюзного добровольного
спортивного общества "Трудовые резервы" и других обществ.
На основе самодеятельности учащихся
учебного заведения создаются ученические кружки, спортивные секции, клубы,
советы и другие объединения учащихся.
67. В профессионально-техническом учебном
заведении, имеющем общежитие, из числа учащихся избирается совет общежития.
Деятельность совета общежития определяется типовым положением о совете
общежития профессионально-технического учебного заведения, утверждаемым
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по
согласованию с ВЦСПС.
Раздел IX.
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
68. Здания, сооружения, оборудование,
инвентарь и другое имущество профессионально-технического учебного заведения
используются по прямому назначению.
69. Профессионально-техническое
учебное заведение предоставляет профсоюзной и другим общественным организациям
учебного заведения в бесплатное пользование помещения, необходимые для их
работы и проведения собраний, и обеспечивает оборудование, отопление,
освещение, охрану и уборку этих помещений.
70. Профессионально-техническое учебное
заведение имеет смету, утверждаемую в установленном порядке.
71. Профессионально-техническое учебное
заведение ведет установленные для него делопроизводство, архив, бухгалтерскую и
статистическую отчетность, отчитывается о работе перед
вышестоящим органом и представляет статистическую отчетность и другие сведения
в соответствующие организации.
72. Профессионально-техническое учебное
заведение пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением
Государственного герба союзной республики, наименованием учебного заведения и
органа, в ведении которого оно находится.