Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
2 июня 1980 г. N 2177-80
Утверждаю
Заместитель Министра
просвещения СССР
К.Г.НОЖКО
2 июня 1980 года
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Настоящие Методические рекомендации
подготовлены Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства
здравоохранения СССР, Институтом гигиены детей и подростков Министерства
здравоохранения СССР, НИИ физиологии детей и подростков и НИИ школьного
оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР
при участии Управления снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным
оборудованием Министерства просвещения СССР.
Использование школьной мебели,
соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для
обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития,
профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков.
В процессе учебных занятий организм
учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью
длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко
увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее
размеров росту и пропорциям тела учащихся. Одновременно возникают условия,
способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки.
Гигиенические требования, предъявляемые к
школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.
Специальными измерениями было
установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для
нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста
детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не
разнятся.
С 1972 года для школьников принята
ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в новых
ГОСТах на школьную мебель (см. Приложение 1) предусмотрено изготовление для
учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д
(табл. N 1).
Таблица N 1
РАЗМЕРЫ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ,
ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ ПО НОВЫМ ГОСТАМ
┌──────┬────────────┬───────────────┬─────────────────┬──────────┐
│Группа│Группа роста│Высота заднего │Высота переднего │
Цветовая │
│мебели│
школьников │
края крышки │края сидения
над │маркировка│
│ │
в см │стола над полом│ полом в см │ │
│ │ │ в см │ │ │
├──────┼────────────┼───────────────┼─────────────────┼──────────┤
│ А │до
130 │ 54,0
│ 32,0 │желтая │
│ Б │130 - 145 │
60,0 │ 36,0
│красная │
│ В │145
- 160 │ 66,0
│ 40,0 │голубая │
│ Г │160
- 175 │ 72,0
│ 44,0 │зеленая │
│ Д │свыше
175 │ 78,0
│ 48,0
│белая │
└──────┴────────────┴───────────────┴─────────────────┴──────────┘
До 1972 года школьная мебель имела
цифровую нумерацию и другую ростовую шкалу. Примерное соотношение старых и
новых номеров, исходя из размеров мебели, следующее: группа А
- N 6 - 7, Б - N 8, В - N 9, Г - N 10, Д - N 11 - 12.
Маркировка мебели
Парты, столы и стулья, изготовленные в
соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку.
На нижних поверхностях крышки стола и
сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносят группу
стола (парты), стула - в числителе; диапазон роста школьников, для которых
мебель предназначена, - в знаменателе; например:
Б
------------.
130 - 145 см
Цветовая маркировка мебели должна быть
видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола
(парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной
20 мм (см. табл. N 1).
Расстановка мебели
Первыми во всех трех (четырех) рядах
ставят мебель группы А (или N 6, 7), вторыми - группы
Б (или N 8), третьими - группы В (или N 10) и т.д. При необходимости поставить
мебель больших размеров ближе к доске ее следует ставить только первой в первом
или третьем (четвертом) рядах.
Рабочие места в учебных кабинетах за
первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со
значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4
м, а шепотная - от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения
отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами (партами), где
наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей
коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.
Школьникам с ревматическими
заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних
дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.
Не менее 2-х раз в год школьников,
сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая
соответствия номеров мебели их росту. Это необходимо проводить с целью
профилактики нарушения осанки.
Между рядами столов (парт) и стенами
учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:
- в учебных
помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда
столов (парт) - не менее 0,5 м; от внутренней стены до третьего ряда столов
(парт) - не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) - не менее 0,65 м; от
классной доски до первых столов (парт) - не менее 1,6 - 2,0 м; в лабораториях - не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов - не
менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м;
- в учебных
помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре
ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее
2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает "угол рассмотрения" для
школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не
менее 30 град.
Для обеспечения угла рассматривания в 35
град. расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть
увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м - при четырехрядной.
Измерение роста школьников
Рост школьников измеряют обычным
ростомером или специальной деревянной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки
наносят деления с интервалом в 15 см, начиная с 130 см.
В промежутках между делениями проставляют
все группы мебели.
Рост школьников измеряется в обычной
обуви непосредственно в классе; могут быть использованы также данные роста
школьников, имеющиеся в медицинских картах, в этом случае к показателю роста
прибавляют 2 см на обувь.
Учитель (классный руководитель или
заведующий кабинетом), с учетом полученных данных о росте, рассаживает
школьников за мебель требуемой группы.
Рекомендуется в
каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на
которой наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15
см: желтая - на высоте от 115 - 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см,
голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая - от 175 до 190
см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели.
Данные о дате измерения роста и
результатах состояний зрения и слуха школьников, группа (номер) мебели
заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула.
Повседневную проверку правильности расстановки мебели следует возложить на
санитарный актив класса.
Для облегчения рассаживания школьников I
- III классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист
здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого
школьника, а также группы цветовой маркировки столов (парт) и стульев. Лист
подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором
школы и является действенной формой контроля за правильным
использованием школьной мебели.
Правильный подбор парт, столов и стульев
Учебные помещения должны оборудоваться
мебелью двух или трех номеров в соответствии с примерным распределением роста
школьников в разных классах (табл. N 2).
Таблица N 2
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП РОСТА ШКОЛЬНИКОВ
ПО КЛАССАМ (В ПРОЦ.)
┌────────────┬──────┬────────────────────────────────────────────┐
│Группы
роста│Группы│ Классы │
│
школьников │мебели├──────┬───┬───┬───┬──┬──┬──┬───┬────┬───┬───┤
│ (в см) │
│подго-│ I │II │III│IV│V
│VI│VII│VIII│IX │ X │
│ │ │товит.│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
├────────────┼──────┼──────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───┼───┤
│До
130 см │ А
│ 90 │70 │30 │ │
│ │ │
│ │ │
│
│130
- 145 │ Б
│ 10 │30 │70 │80 │60│30│ │
│ │ │
│
│145
- 160 │ В
│ │ │
│20 │40│70│80│40 │ 30 │ │
│
│160
- 175 │ Г │ │
│ │ │
│ │20│60 │
70 │80 │80 │
│Св.
175 │ Д
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│20 │20 │
└────────────┴──────┴──────┴───┴───┴───┴──┴──┴──┴───┴────┴───┴───┘
Распределение школьников по принятым в
настоящее время ростовым группам из года в год меняется мало. Зная число
параллелей каждого класса, администрация школы и района, пользуясь табл. 2,
может определить примерную потребность школы в мебели разных номеров для того,
чтобы рассадить детей в соответствии с их ростом.
Учебные помещения для школьников
подготовительных и первых классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ
5994-79 или ученическими столами (ГОСТ 11015-77) и ученическими стульями (ГОСТ
11016-77).
Запрещается использовать в классах,
кабинетах табуреты и другую мебель без спинки.
Таблица N 3
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ
(КОМПЛЕКТОВ УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ)
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (В ШТ.)
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│
Группы │
Классы │
│
мебели ├────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤
│ │подготовительные│ I
│ II │
III │
├────────┼────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│ А │ 12
│ 14 │ 6
│ │
│ Б │ 1
│ 6 │ 14
│ 16 │
│ В │ │ │ │ 4
│
└────────┴────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Примечания. 1) Под комплектом понимается
2-местный стол со стульями соответствующих групп.
2) При оборудовании учебных помещений
одноместными столами количество комплектов удваивается.
При необходимости организации занятий в
две смены в учебных помещениях, занятых в I и II смене, должны размещаться
учащиеся смежных по возрасту классов, например II и III, IV и V и т.п.
При этом в помещении, предназначенном для
II и III классов, расставляются 2 - 3 парты группы А,
15 - 16 - группы Б и 2 - 3 - группы В, что позволит рассадить большинство детей
и во II и в III классе в соответствии с их ростом.
Учебные кабинеты для школьников IV - X
классов оборудуются комплектами двухместных ученических столов по ГОСТ 11015-77
со стульями по ГОСТ 11016-77.
Оборудовать учебные кабинеты мебелью в
соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов
для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо
оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты
для учащихся IV - V. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10
- 11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык,
литература и математика, уроки по которым бывают во все дни недели (табл. N 4).
Таблица N 4
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВ
ДВУХМЕСТНЫХ
УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ В УЧЕБНЫХ
КАБИНЕТАХ
(В % И ШТ.)
┌──────┬──────────────────────────────────────┬──────────────────┐
│Группы│ Классы │Однокомплект.
шк. │
│мебели├────────────┬────────────┬────────────┼──────────────────┤
│ │
IV - V │ VI - VIII │ IX - X
│ VI - X
│
│ ├─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼────────┬─────────┤
│ │
% │ шт. │
% │ шт. │
% │ шт. │
% │ шт. │
├──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼────────┼─────────┤
│ Б │ 40
│ 8 │
│ │ │ │ │ │
│ В │
60 │ 12 │
50 │ 10 │ │ │
30 │ 6 │
│ Г │ │ │ 50 │
10 │ 80 │
15 │ 60 │ 12 │
│ Д │ │ │ │ │ 20 │
3 │ 10 │ 2 │
└──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴────────┴─────────┘
Для оборудования кабинетов физики, химии
и биологии предназначаются специальные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТу 18314-73 (табл. N 5).
Таблица N 5
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ
УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ В УЧЕБНЫХ
ЛАБОРАТОРИЯХ
(В % И ШТ.)
┌─────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┐
│
Лаборатории │ физики │
химии │ биологии
│
├─────────────┼───────┬────────┼───────┬────────┼───────┬────────┤
│группы
мебели│ % │
шт. │ % │ шт. │ % │ шт. │
├─────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ В
│ 20 │
4 │ 15 │ 3 │ 30 │ 6 │
│ Г
│ 70 │
14 │ 75 │ 15 │ 60 │ 12 │
│ Д
│ 10 │
2 │ 10 │ 2 │ 10 │ 2 │
└─────────────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────┴────────┘
Рабочая поза и ее формирование
Важно не только
обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его
сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко
на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в
тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно
лежать на столе.
Размеры и соотношения основных частей
ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных
антропометрических исследований школьников.
Для определения высоты (сиденья) в
качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая
глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.
Посадка учащихся устойчива и менее
утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается
не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме
бедра и ягодиц.
У каждой скамьи (стула) обязательно
наличие профилированной спинки, которая используется школьниками как
дополнительная опора.
В школьной мебели обязательно должно быть
выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и
сиденья стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки и дистанции сиденья.
Расстояние (по
вертикали) от заднего края стола до сиденья - дифференция
- равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего
школьника с добавлением 5,0 - 6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать
правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению
позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от
глаз до книги (тетради).
Расстояние (по
горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) - дистанция
спинки - оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний
диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки
школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как
дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры
смещается вперед. При недостаточной
дистанции спинки школьник оказывается "зажатым" между крышкой парты и
спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка
увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.
Расстояние (по горизонтали) между краем
крышки стола и краем сиденья - дистанция сиденья (скамьи) - должно быть только
отрицательным (не менее 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно
положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на
столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются
условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.
Воспитывать правильную посадку у
школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников с
первых классов следует выделить специальный урок.
Учитель обращает внимание на подбор
мебели, соответствующей росту ученика, по цветной маркировке, одинаковой для
стола и стула, демонстрирует таблицу "Правильно сиди при письме".
После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица)
держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги;
обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.
Стул задвигается под стол так, чтобы при
опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.
Далее учитель
предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как
это показано на таблице: еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи,
руки и т.д., и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и
что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья
от локтя до конца пальцев. Руки лежат
свободно, не прижимаясь к столу: на тетради лежит правая рука и пальцы левой.
Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При письме школьник опирается о спинку
парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно,
опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и
подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки
просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в
случае необходимости их позу.
Таблицу "Правильно сиди при
письме" следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед
глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие
дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка
определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом,
а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки
учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время
занятий. Роль учителя в воспитании у учащихся
правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в
школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в
последующие годы обучения.
Пользование мебелью и ремонт ее
При транспортировке мебели должны
соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения
изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными
материалами и тарой должны быть положены мягкие прокладки.
Сборку мебели, поставляемой в разобранном
виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях,
избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо
периодически проверять затяжку болтов и стяжек.
Изделия школьной мебели должны храниться
в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 10 град. С.
При использовании мебели ее следует
оберегать от ударов и не ставить на нее предметов, повреждающих покрытие.
Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными
лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей
(ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.
Мебель следует систематически протирать
от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать
мыльной теплой (не более +60 град. С) водой с последующей протиркой сухой
чистой мягкой тряпкой.
Правильная и бережная эксплуатация мебели
гарантирует ее долговечную и надежную службу до 20 лет. Следует иметь в виду,
что ресурсы (лимиты) на цели замены ее по амортизации выделяются ежегодно из
расчета 5% от стоимости всей мебели.
Поступающие от поставщиков изделия, в
которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно
заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при
соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения
установлен ГОСТ 22046-76 для изделий 1-й категории качества - 24 месяца, для
изделий со Знаком качества - 30 месяцев. В течение этого срока потребитель
имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми
обоснованиями.
Мелкий ремонт мебели, не связанный с
использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений,
производится в школе. К мелким ремонтным работам относятся:
укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры
(стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.),
переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение
незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка
мелких сколов, отщепов и трещин шпаклевкой, а
глубоких - вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт
нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.
При ремонте мебели должны соблюдаться
требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно
следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.
В отремонтированных изделиях не должно
быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает
опасность ушибов, ущемлений и других травм.
Наиболее частыми дефектами ученических
столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек
от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах).
При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение.
Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать
вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно
дополнительно прикрепить сверху "на проход" двумя - четырьмя шурупами
5 x 50 (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Головки шурупов следует
утопить на 1 - 2 мм ниже плоскости крышки и зашпаклевать.
К металлическому каркасу крышку
целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами N 6 с полукруглой головкой
и усом или с полупотайной или потайной головками (рис. 2), установленными с
двух сторон на расстоянии 350 - 400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику.
При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо
обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм и расстояние по
горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов - не менее 300
мм для столов группы А и Б и 340 мм - для столов
группы Г и Д (рис. 3).
При ремонте стульев следует соблюдать
размеры, указанные в таблице N 6 и на рис. 4.
Таблица N 6
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Размеры
│ Нормы для стульев группы, мм │
│ ├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤
│ │ А │ Б │ В │ Г │ Д │
├──────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤
│1.
Высота передне-│ 320 │ 360 │ 400 │ 440 │ 480 │
│го края сиденья, Н│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.
Ширина сиденья │ 270 │
310 │ 340 │ 360 │ 380 │
│мин. │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.
Глубина │ 260 │ 290 │ 320 │ 350 │ 380 │
│сиденья,
В │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.
Высота нижнего │
120 │ 135 │ 150 │ 165 │ 180 │
│края
спинки над │ │ │ │ │ │
│сиденьем │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│5.
Ширина спинки │ 240 │ 270 │ 300 │ 320 │ 340 │
│мин. │ │ │ │ │ │
│ │
│ │ │ │ │
│6.
Высота спинки │60 - 120│70 -
135│80 - 150│90 - 165│100 - 180│
│ │ │
│7.
Радиус изгиба │ для всех групп 20 - 50 │
│переднего
края │ │
│сиденья │ │
│ │ │
│8.
Радиус изгиба │ для всех групп 80 - 100 │
│спинки │ │
│ │ │
│9.
Угол наклона │ для всех групп 0 - 3 град. │
│сиденья │ │
│ │ │
│10.
Угол наклона │ для всех групп 102 - 108 град. │
│спинки │ │
└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘
Изношенные сиденья можно заменить
сидениями из фанеры толщиной 9 - 12 мм. Передняя кромка фанерного сиденья
должна быть округлена радиусом 20 - 25 мм (рис. 5).
При ремонте прозрачных лаковых покрытий с
поверхности удаляют пыль и загрязнения, а затем снимают с дефектных мест старое
лаковое или эмалевое покрытие и наносят новое. Вместо нитролаков и нитроэмалей возможно применять пентафталевые лаки и эмали,
которые легче наносятся кистью, но имеют большее время высыхания.
Для ремонта школьной мебели должны
использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологической
службы, стойкие к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а
также обладающие низкой теплопроводностью.
Лицевые поверхности крышки стола (парты),
сидения и спинки стула (скамьи) следует отделывать с сохранением текстуры
светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых тонов.
Цвета отделки должны соответствовать рекомендуемым
ГОСТ 22046-76 (светло-зеленый, бежевый, светлый серовато-зеленый,
светло-серый).
Окрашивать школьную мебель в белый цвет
нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение
школьников.
Поверхность школьной мебели не должна
иметь большого блеска, так как блестящая поверхность столов, шкафов и другого
оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их, резко
снижает (на 12 - 18%) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения,
устойчивость ясного видения.
На вновь окрашенные ученические столы и
стулья должна быть нанесена цветовая маркировка в соответствии с табл. 1.
Администрация и учителя школы обязаны
строго выполнять настоящие рекомендации.
Медицинские работники школы, имея точные
данные о росте, состоянии зрения и слуха школьников, обязаны оказывать помощь
администрации и учителям школы в составлении расчета необходимого набора
мебели, в ее маркировке (если в этом есть необходимость), расстановке по
классам и кабинетам, а также осуществлять повседневный контроль
за правильной посадкой школьников и др.
Контроль за правильным использованием мебели и оказание помощи в этом органам
народного образования осуществляют санитарно-эпидемиологические станции.
Методические рекомендации "Об
использовании школьной мебели" от 12 сентября 1974 г. N 1178-74 считать
утратившими силу.
Приложение N 1
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НА ШКОЛЬНУЮ МЕБЕЛЬ
ГОСТ
22046-76 Мебель школьная. Общие
технические условия.
ГОСТ
5994-79 Парты школьные. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
11015-77 Столы ученические. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
23380-78 Столы ученические деревянные.
Методы испытаний на
устойчивость, прочность,
жесткость и
долговечность.
ГОСТ
11016-77 Стулья ученические. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
23381-78 Стулья ученические деревянные.
Методы испытаний
на устойчивость, прочность,
жесткость и
долговечность.
ГОСТ
18314-73 Столы ученические
лабораторные. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
19549-74 Столы ученические для черчения
и рисования. Типы
и функциональные размеры.
ГОСТ
19550-74 Столы ученические для
кабинетов иностранного языка
(языковых лабораторий). Типы и
функциональные
размеры.
ГОСТ
18313-73 Столы для учителя. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
18607-73 Столы демонстрационные. Типы и
функциональные
размеры.
ГОСТ
22361-77 Подставки для технических
средств обучения. Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
20064-74 Доски классные. Общие
технические требования.
ГОСТ
22359-77 Стулья для актовых залов школ.
Типы и
функциональные размеры.
ГОСТ
18666-73 Шкафы для учебных пособий.
Типы и функциональные
размеры.
ГОСТ
22360-77 Шкафы вытяжные для школьных
химических кабинетов.
Типы и функциональные размеры.
ГОСТ
20902-74 Столы обеденные школьные. Типы
и функциональные
размеры.