| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач СССР

П.Н.БУРГАСОВ

2 июня 1980 г. N 2177-80

 

Утверждаю

Заместитель Министра

просвещения СССР

К.Г.НОЖКО

2 июня 1980 года

 

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

Настоящие Методические рекомендации подготовлены Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ физиологии детей и подростков и НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР при участии Управления снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием Министерства просвещения СССР.

 

Использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в новых ГОСТах на школьную мебель (см. Приложение 1) предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д (табл. N 1).

 

Таблица N 1

 

РАЗМЕРЫ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ,

ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ ПО НОВЫМ ГОСТАМ

 

┌──────┬────────────┬───────────────┬─────────────────┬──────────┐

Группа│Группа роста│Высота заднего │Высота переднего │ Цветовая │

│мебели│ школьников │  края крышки  │края сидения над │маркировка│

          в см    │стола над полом│   полом в см             

                       в см                                

├──────┼────────────┼───────────────┼─────────────────┼──────────┤

  А   │до 130            54,0            32,0      │желтая   

  Б   │130 - 145         60,0            36,0      │красная  

  В   │145 - 160         66,0            40,0      │голубая  

  Г   │160 - 175         72,0            44,0      │зеленая  

  Д   │свыше 175         78,0            48,0      │белая    

└──────┴────────────┴───────────────┴─────────────────┴──────────┘

 

До 1972 года школьная мебель имела цифровую нумерацию и другую ростовую шкалу. Примерное соотношение старых и новых номеров, исходя из размеров мебели, следующее: группа А - N 6 - 7, Б - N 8, В - N 9, Г - N 10, Д - N 11 - 12.

 

Маркировка мебели

 

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносят группу стола (парты), стула - в числителе; диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена, - в знаменателе; например:

 

                                    Б

                              ------------.

                              130 - 145 см

 

Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (см. табл. N 1).

 

Расстановка мебели

 

Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А (или N 6, 7), вторыми - группы Б (или N 8), третьими - группы В (или N 10) и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная - от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели их росту. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

- в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда столов (парт) - не менее 0,5 м; от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) - не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) - не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) - не менее 1,6 - 2,0 м; в лабораториях - не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м;

- в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает "угол рассмотрения" для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30 град.

Для обеспечения угла рассматривания в 35 град. расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м - при четырехрядной.

 

Измерение роста школьников

 

Рост школьников измеряют обычным ростомером или специальной деревянной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом в 15 см, начиная с 130 см.

В промежутках между делениями проставляют все группы мебели.

Рост школьников измеряется в обычной обуви непосредственно в классе; могут быть использованы также данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель (классный руководитель или заведующий кабинетом), с учетом полученных данных о росте, рассаживает школьников за мебель требуемой группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которой наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см: желтая - на высоте от 115 - 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см, голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая - от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста и результатах состояний зрения и слуха школьников, группа (номер) мебели заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать маркировку соответствующих его росту стола (парты) и стула. Повседневную проверку правильности расстановки мебели следует возложить на санитарный актив класса.

Для облегчения рассаживания школьников I - III классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также группы цветовой маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и является действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

 

Правильный подбор парт, столов и стульев

 

Учебные помещения должны оборудоваться мебелью двух или трех номеров в соответствии с примерным распределением роста школьников в разных классах (табл. N 2).

 

Таблица N 2

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУПП РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

ПО КЛАССАМ (В ПРОЦ.)

 

┌────────────┬──────┬────────────────────────────────────────────┐

│Группы роста│Группы                  Классы                   

│ школьников │мебели├──────┬───┬───┬───┬──┬──┬──┬───┬────┬───┬───┤

   см)         подго-│ I │II │III│IV│V │VI│VII│VIII│IX │ X │

                  товит.│                           

├────────────┼──────┼──────┼───┼───┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───┼───┤

│До 130 см     А     90  │70 │30 │                     

│130 - 145     Б     10  │30 │70 │80 │60│30│              

│145 - 160     В               │20 │40│70│80│40 │ 30 │     

│160 - 175     Г                      │20│60 │ 70 │80 │80 │

│Св. 175       Д                               │20 │20 │

└────────────┴──────┴──────┴───┴───┴───┴──┴──┴──┴───┴────┴───┴───┘

 

Распределение школьников по принятым в настоящее время ростовым группам из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса, администрация школы и района, пользуясь табл. 2, может определить примерную потребность школы в мебели разных номеров для того, чтобы рассадить детей в соответствии с их ростом.

Учебные помещения для школьников подготовительных и первых классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79 или ученическими столами (ГОСТ 11015-77) и ученическими стульями (ГОСТ 11016-77).

Запрещается использовать в классах, кабинетах табуреты и другую мебель без спинки.

 

Таблица N 3

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ

(КОМПЛЕКТОВ УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ)

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (В ШТ.)

 

┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Группы │                      Классы                          

│ мебели ├────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤

        │подготовительные│      I          II         III    

├────────┼────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

   А           12            14           6                

   Б            1             6         14          16    

   В                                                  4    

└────────┴────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

 

Примечания. 1) Под комплектом понимается 2-местный стол со стульями соответствующих групп.

2) При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

 

При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в I и II смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов, например II и III, IV и V и т.п.

При этом в помещении, предназначенном для II и III классов, расставляются 2 - 3 парты группы А, 15 - 16 - группы Б и 2 - 3 - группы В, что позволит рассадить большинство детей и во II и в III классе в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников IV - X классов оборудуются комплектами двухместных ученических столов по ГОСТ 11015-77 со стульями по ГОСТ 11016-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся IV - V. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10 - 11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература и математика, уроки по которым бывают во все дни недели (табл. N 4).

 

Таблица N 4

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВ ДВУХМЕСТНЫХ

УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ

(В % И ШТ.)

 

┌──────┬──────────────────────────────────────┬──────────────────┐

│Группы│               Классы                 Однокомплект. шк. │

│мебели├────────────┬────────────┬────────────┼──────────────────┤

         IV - V     VI - VIII │   IX - X         VI - X     

      ├─────┬──────┼─────┬──────┼─────┬──────┼────────┬─────────┤

        %    шт. │  %    шт. │  %    шт. │   %       шт.  

├──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼────────┼─────────┤

  Б   │ 40     8                                        

  В   │ 60    12  │ 50    10                30       6   

  Г              │ 50    10  │ 80    15     60      12   

  Д                         │ 20     3     10       2   

└──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴────────┴─────────┘

 

Для оборудования кабинетов физики, химии и биологии предназначаются специальные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТу 18314-73 (табл. N 5).

 

Таблица N 5

 

ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ

УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СО СТУЛЬЯМИ В УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ

(В % И ШТ.)

 

┌─────────────┬────────────────┬────────────────┬────────────────┐

│ Лаборатории │     физики          химии          биологии   

├─────────────┼───────┬────────┼───────┬────────┼───────┬────────┤

│группы мебели│   %      шт.     %      шт.     %      шт. 

├─────────────┼───────┼────────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

      В         20      4      15      3      30      6  

      Г         70     14     75     15      60     12  

      Д         10      2      10      2      10      2  

└─────────────┴───────┴────────┴───────┴────────┴───────┴────────┘

 

Рабочая поза и ее формирование

 

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты (сиденья) в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждой скамьи (стула) обязательно наличие профилированной спинки, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции спинки и дистанции сиденья.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья - дифференция - равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0 - 6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) - дистанция спинки - оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается "зажатым" между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья - дистанция сиденья (скамьи) - должно быть только отрицательным (не менее 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников с первых классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветной маркировке, одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу "Правильно сиди при письме". После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице: еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д., и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

Таблицу "Правильно сиди при письме" следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий. Роль учителя в воспитании у учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

 

Пользование мебелью и ремонт ее

 

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть положены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже 10 град. С.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметов, повреждающих покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более +60 град. С) водой с последующей протиркой сухой чистой мягкой тряпкой.

Правильная и бережная эксплуатация мебели гарантирует ее долговечную и надежную службу до 20 лет. Следует иметь в виду, что ресурсы (лимиты) на цели замены ее по амортизации выделяются ежегодно из расчета 5% от стоимости всей мебели.

Поступающие от поставщиков изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения установлен ГОСТ 22046-76 для изделий 1-й категории качества - 24 месяца, для изделий со Знаком качества - 30 месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.

Мелкий ремонт мебели, не связанный с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе. К мелким ремонтным работам относятся: укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпаклевкой, а глубоких - вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм.

Наиболее частыми дефектами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху "на проход" двумя - четырьмя шурупами 5 x 50 (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Головки шурупов следует утопить на 1 - 2 мм ниже плоскости крышки и зашпаклевать.

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами N 6 с полукруглой головкой и усом или с полупотайной или потайной головками (рис. 2), установленными с двух сторон на расстоянии 350 - 400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов - не менее 300 мм для столов группы А и Б и 340 мм - для столов группы Г и Д (рис. 3).

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице N 6 и на рис. 4.

 

Таблица N 6

 

┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

     Размеры              Нормы для стульев группы, мм        

                  ├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┤

                     А       Б       В       Г        Д   

├──────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┤

│1. Высота передне-│  320     360     400     440      480  

го края сиденья, Н│                                        

                                                          

│2. Ширина сиденья │  270     310     340     360      380  

│мин.                                                      

                                                          

│3. Глубина          260     290     320     350      380  

│сиденья, В                                                

                                                          

│4. Высота нижнего  120     135     150     165      180  

│края спинки над                                           

│сиденьем                                                  

                                                          

│5. Ширина спинки    240     270     300     320      340  

│мин.                                                      

                                                          

│6. Высота спинки  │60 - 120│70 - 135│80 - 150│90 - 165│100 - 180│

                                                              

│7. Радиус изгиба            для всех групп 20 - 50            

│переднего края                                                

│сиденья                                                       

                                                              

│8. Радиус изгиба            для всех групп 80 - 100            

│спинки                                                        

                                                              

│9. Угол наклона            для всех групп 0 - 3 град.         

│сиденья                                                        

                                                              

│10. Угол наклона         для всех групп 102 - 108 град.       

│спинки                                                        

└──────────────────┴─────────────────────────────────────────────┘

 

Изношенные сиденья можно заменить сидениями из фанеры толщиной 9 - 12 мм. Передняя кромка фанерного сиденья должна быть округлена радиусом 20 - 25 мм (рис. 5).

При ремонте прозрачных лаковых покрытий с поверхности удаляют пыль и загрязнения, а затем снимают с дефектных мест старое лаковое или эмалевое покрытие и наносят новое. Вместо нитролаков и нитроэмалей возможно применять пентафталевые лаки и эмали, которые легче наносятся кистью, но имеют большее время высыхания.

Для ремонта школьной мебели должны использоваться материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологической службы, стойкие к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также обладающие низкой теплопроводностью.

Лицевые поверхности крышки стола (парты), сидения и спинки стула (скамьи) следует отделывать с сохранением текстуры светлой древесины или наносить непрозрачные покрытия спокойных светлых тонов. Цвета отделки должны соответствовать рекомендуемым ГОСТ 22046-76 (светло-зеленый, бежевый, светлый серовато-зеленый, светло-серый).

Окрашивать школьную мебель в белый цвет нельзя, так как это резко повышает яркость и отрицательно действует на зрение школьников.

Поверхность школьной мебели не должна иметь большого блеска, так как блестящая поверхность столов, шкафов и другого оборудования оказывает на школьников слепящее действие, утомляет их, резко снижает (на 12 - 18%) зрительные функции: остроту зрения, быстроту различения, устойчивость ясного видения.

На вновь окрашенные ученические столы и стулья должна быть нанесена цветовая маркировка в соответствии с табл. 1.

 

Администрация и учителя школы обязаны строго выполнять настоящие рекомендации.

Медицинские работники школы, имея точные данные о росте, состоянии зрения и слуха школьников, обязаны оказывать помощь администрации и учителям школы в составлении расчета необходимого набора мебели, в ее маркировке (если в этом есть необходимость), расстановке по классам и кабинетам, а также осуществлять повседневный контроль за правильной посадкой школьников и др.

Контроль за правильным использованием мебели и оказание помощи в этом органам народного образования осуществляют санитарно-эпидемиологические станции.

Методические рекомендации "Об использовании школьной мебели" от 12 сентября 1974 г. N 1178-74 считать утратившими силу.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ НА ШКОЛЬНУЮ МЕБЕЛЬ

 

ГОСТ 22046-76   Мебель школьная. Общие технические условия.

 

ГОСТ 5994-79    Парты школьные. Типы и функциональные размеры.

 

ГОСТ 11015-77   Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

 

ГОСТ 23380-78   Столы ученические деревянные. Методы испытаний на

                устойчивость, прочность, жесткость и

                долговечность.

 

ГОСТ 11016-77   Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

 

ГОСТ 23381-78   Стулья ученические деревянные. Методы испытаний

                на устойчивость, прочность, жесткость и

                долговечность.

 

ГОСТ 18314-73   Столы ученические лабораторные. Типы и

                функциональные размеры.

 

ГОСТ 19549-74   Столы ученические для черчения и рисования. Типы

                и функциональные размеры.

 

ГОСТ 19550-74   Столы ученические для кабинетов иностранного языка

                (языковых лабораторий). Типы и функциональные

                размеры.

 

ГОСТ 18313-73   Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

 

ГОСТ 18607-73   Столы демонстрационные. Типы и функциональные

                размеры.

 

ГОСТ 22361-77   Подставки для технических средств обучения. Типы и

                функциональные размеры.

 

ГОСТ 20064-74   Доски классные. Общие технические требования.

 

ГОСТ 22359-77   Стулья для актовых залов школ. Типы и

                функциональные размеры.

 

ГОСТ 18666-73   Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные

                размеры.

 

ГОСТ 22360-77   Шкафы вытяжные для школьных химических кабинетов.

                Типы и функциональные размеры.

 

ГОСТ 20902-74   Столы обеденные школьные. Типы и функциональные

                размеры.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024