В целях дальнейшего распространения на
судах портового и служебно-вспомогательного флота практики работы членов
экипажей с совмещением должностей и других прогрессивных форм организации труда
приказано:
1. Ввести в действие с
1 октября 1980 года согласованные с ЦК профсоюза рабочих морского и речного
флота:
1.1. Типовые штаты судов портового и
служебно-вспомогательного флота на период эксплуатации в малом плавании, в
районах местного сообщения, на внешних рейдах и акваториях предприятий
(Приложение N 1).
1.2. Типовые штаты судов портового и
служебно-вспомогательного флота на период отстоя или временной консервации на
плаву (Приложение N 2).
1.3. Методику расчета дополнительной
численности работников плавсостава для подмены членов экипажей на период их
отпусков, отгула неиспользованных дней отдыха и других неявок (Приложение N 3).
2. Начальникам ГХО, руководителям
предприятий и организаций:
2.1. Распространить настоящие типовые
штаты на морские и речные суда портового и служебно-вспомогательного флота
пароходств, управлений флота, портов, СРЗ, управлений морских путей, ЭО АСПТР,
гидрографического предприятия, плавстройотрядов,
учебных заведений и других предприятий и организаций, в ведении которых
находятся суда указанных видов флота.
2.2. Привести штаты судов в соответствие
с типовыми, утвержденными настоящим Приказом. На судах, переведенных на момент введения в действие настоящих
типовых штатов на работу по щекинскому методу,
сохранить до 01.01.81 действующие штаты на период эксплуатации и порядок оплаты
за работу уменьшенным штатом и до 01.01.81 представить в установленном порядке
необходимые материалы для подтверждения Министерством и ЦК профсоюза работы
указанных судов по щекинскому методу с учетом
введения настоящих типовых штатов.
2.3. На судах, за исключением работающих
по щекинскому методу, где в настоящее время
содержится или может быть установлена численность экипажа меньшая, чем
предусмотрено настоящими типовыми штатами, и ее увеличение не вызывается
производственной необходимостью, разрешить сохранять действующие штаты или
устанавливать штаты меньшей численности.
2.4. Обеспечить дальнейшее увеличение
объема берегового технического и других видов обслуживания судов портового и
служебно-вспомогательного флота, а также разработку и осуществление других технических
и организационных мероприятий для внедрения на судах прогрессивных форм
организации труда экипажей.
2.5. Изменять по
согласованию с соответствующим профсоюзом штаты отдельных судов из-за их
конструктивных особенностей, условий работы экипажа и плавания или в других
случаях производственной необходимости в пределах численности и фонда
заработной платы (по должностным окладам), установленных типовыми штатами для
данного судна, либо в целом по всем судам портового и служебно-вспомогательного
флота данного предприятия или организации.
2.6. Определять в установленном порядке
штаты для судов, типовые штаты которых не предусмотрены настоящим Приказом или
другими нормативными документами Министерства и ЦК профсоюза, в пределах
типовых, утвержденных настоящим Приказом, с учетом назначения,
технико-эксплуатационных характеристик, условий работы и плавания судов.
2.7. Устанавливать
штаты судов на период ремонта для обеспечения сохранности судов, их безопасной
стоянки, наблюдения за ремонтом, приемки работ от исполнителей, а также участия
в выполнении ремонтных работ силами экипажа в соответствии с конкретными
условиями стоянки (групповая и другие) и производственной необходимостью,
исходя из того, чтобы общий фонд заработной платы (по должностным окладам) членов
экипажей судов, выведенных из эксплуатации на ремонт, в текущем году не
превышал 45% соответствующего фонда заработной платы членов экипажей этих судов
по штатам на период эксплуатации.
2.8. Продолжить на основе действующего
положения подготовку и переподготовку непосредственно на предприятиях кадров
командного и рядового состава судов портового и служебно-вспомогательного флота
для работы с совмещением должностей в целях укомплектования
этих судов штатами в соответствии с настоящим Приказом.
2.9. До 01.04.81 завершить подготовку
необходимых кадров и укомплектовать должности боцманов-электриков на судах,
типовыми штатами которых предусмотрено указанное совмещение. До завершения этой
работы в указанный срок разрешить вводить в штаты соответствующих судов вместо
одной должности боцмана-электрика одну должность боцмана и одну должность
электрика.
Примечания: 1. На
период работы буксиров в малом плавании дополнительно к типовому штату
вводятся: на судах, указанных в графах 4 и 6 - одна должность 3-го помощника
капитана, одна должность 4-го механика (кроме буксиров типа "Аян") и одна должность буфетчика (дневального или
уборщика), а на судах, указанных в графах 3 и 5, - одна должность 3-го
помощника капитана - 4-го механика.
2. Командный состав судов типа
"Космос" и "Беломорец", не
оборудованных дистанционным управлением главными двигателями с ходового
мостика, не переводится на работу по совмещенным должностям.
Таблица 2
КАТЕРА И БОТЫ - РАБОЧИЕ, СЛУЖЕБНО-РАЗЪЕЗДНЫЕ,
ЛОЦМАНСКИЕ,
Примечания: 1. В штат самоходных
бункеровщиков проектов 1271А и 1271Б вместо должности боцмана вводится
должность боцмана-электрика. При этом должность старшего механика из типового
штата исключается.
2. В штат судов типа "Буг" при
работе в малом плавании дополнительно могут вводиться до трех должностей
матросов 2-го класса.
3. В штат самоходных судов типа "Клязьма", "Певек"
и "Казбек" на период работы в малом плавании вводятся одна должность
3-го помощника капитана, одна должность 4-го механика, две должности
обслуживающего персонала (буфетчик, дневальный), а вместо старшего электрика
вводится электромеханик по общесудовому электрооборудованию.
4. В штат несамоходных
судов, указанных в графе 10, оборудованных котельной установкой, обеспечивающей
работу грузовых насосов и подогрев груза, вместо трех должностей мотористов
1-го класса вводятся три должности котельных машинистов - матроса 1-го класса
при работе на жидком топливе или четыре должности матроса 2-го класса -
кочегара 2-го класса при работе на твердом топливе. При расположении
котельной установки в изолированном помещении вышеперечисленные должности могут
быть не совмещены.
5. В соответствии с действующими
положениями допускается обслуживание одним экипажем группы (не менее двух)
морских несамоходных судов портового флота, а также вождение и обслуживание
составов несамоходных судов речного флота без баржевых команд.
Примечания: 1. При использовании
самоходных судов проектов 698, 698П, 1538, 1526, 912А, 912Б, несамоходных судов
типа "Буг", "Вента", "Парголово" и проекта 638 в
малом плавании в их штат дополнительно могут вводиться до трех должностей
матросов 2 класса.
2. В штат несамоходных судов, указанных в
графах 9, 12 и 13, вместо должностей капитана (шкипера) - сменного механика,
сменного помощника капитана (помощника шкипера) - сменного механика и старшего
механика - сменного помощника капитана (помощника шкипера) могут вводиться
должности одного шкипера - моториста 1 класса и двух помощников шкипера -
мотористов 1 класса.
3. В соответствии с действующими
положениями допускается обслуживание одним экипажем группы (не менее двух)
морских несамоходных судов портового флота, а также вождение и обслуживание
составов несамоходных судов речного флота без баржевых команд.
4. На несамоходных лихтерах типа
"Вента" грузоподъемностью 3000 тонн и типа "Парголово"
грузоподъемностью 2000 тонн, оборудованных неавтоматизированными паровыми
котлами на твердом топливе, дополнительно вводятся четыре должности кочегаров.
5. На судах проекта 1456 вместо должности
боцмана вводится должность боцмана-электрика.
6. В штат судов проекта 1456 и 698П,
переоборудованных по проекту ЛЦПКБ, дополнительно вводятся старший
электрик-моторист 1 класса и два крановщика - матроса 2-го класса. При этом
примечание 1 к данной таблице на эти суда не распространяется.
Примечания: 1. Для экипажей судов,
находящихся на отстое или временной консервации на плаву, устанавливается режим
работы, действующий для береговых предприятий и организаций.
2. В условиях производственной
необходимости (отсутствие причального фронта и др.) в порядке исключения
допускается одиночный отстой судов. При этом штат экипажа такого судна
устанавливается в соответствии с настоящими типовыми штатами в расчете на
каждое судно.
3. Применительно к судам, входящим в
группу, а при одиночном отстое или временной консервации на плаву -
применительно к конкретному судну, наименование должностей, судоводителя и
судоводителя-механика, установленные настоящими типовыми штатами, приводятся в
соответствии с наименованиями этих должностей, предусмотренными типовыми
штатами судов на период эксплуатации (Приложение 1).
ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
К ТИПОВЫМ ШТАТАМ НА ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ
(К ПРИКАЗУ ММФ ОТ 20.06.80 N 132)
1. Настоящие типовые штаты составлены из
расчета круглосуточной работы судов и 8-часового графика несения вахт.
2. Дополнительная численность работников
плавсостава для подмены членов экипажей на период их отпусков, отгула
неиспользованных дней отдыха и других неявок в период эксплуатации настоящими
типовыми штатами не учитывается и определяется судовладельцем в соответствии с
Методикой, объявленной в Приложении 3 к Приказу.
3. Для судна, режимом
эксплуатации которого предусмотрена работа в 1 и 2 смены в течение суток,
численность экипажа по типовому штату уменьшается, соответственно, на 2/3 или
1/3 по каждой группе членов экипажа, несущих вахту (судоводителям, механикам,
матросам, мотористам и другим), а для обеспечения охраны, сохранности и
безопасной стоянки судна между рабочими сменами судовладельцем организуется
групповая стоянка (караван) в пункте приписки или базирования с общим
вахтенным обслуживанием (караванной службой).
Одиночный отстой указанного судна между
рабочими сменами допускается только в порядке исключения в условиях
производственной необходимости (отсутствие причального фронта и т.п.). При этом
для обеспечения охраны, сохранности и безопасной стоянки такого судна вводится
должность матроса 2-го класса из расчета: 1 должность на 8 часов стоянки между
рабочими сменами. В осенне-зимний период, когда по условиям одиночного отстоя
самоходного судна требуется прогревание главных двигателей, вместо указанной
выше должности вводится должность моториста (машиниста) 2-го класса - матроса
2-го класса в соответствии с приведенным нормативом.
Численность и номенклатура должностей
работников плавсостава караванной службы определяется судовладельцем в пределах
численности и фонда заработной платы (по должностным окладам) работников,
которые должны вводиться на основании приведенных выше нормативов на каждом из
судов, входящих в караван.
4. Для судна, режимом эксплуатации
которого предусмотрена работа в 1 и 2 смены в течение суток и стоянка между
рабочими сменами вне пункта приписки или базирования, численность судоводителей
и механиков (судоводителей-механиков), установленная типовым штатом, не
уменьшается, кроме случаев, когда указанная стоянка осуществляется в составе
каравана судов других владельцев.
4а. Нахождение членов экипажей, свободных
от несения вахт или выполнения судовых работ на судне в период его работы в
районах местного сообщения, на внешних рейдах и акваториях предприятий, а также
во время отстоя в пункте приписки и базирования запрещается, за исключением
особых случаев, предусмотренных действующими положениями.
5. На судах,
оборудованных камбузом, типовыми штатами которых не предусмотрена должность
повара, а по условиям работы организация питания членов их экипажей через
соответствующие береговые предприятия невозможна (кроме случаев работы судов в
малом плавании), указанная должность повара для организации коллективного питания
может вводиться дополнительно к типовому штату из расчета: один повар
соответствующей категории (разряда) на 3 - 15 членов экипажа по типовому штату,
одновременно находящихся на вахте.
6. При организации питания членов
экипажей судов через береговые предприятия общественного питания должность
повара исключается из типового.
7. Номенклатура
должностей членов экипажей судов, кроме судов, для которых в таблицах
приложения предусмотрены отдельные типовые штаты при работе в малом плавании,
приводится в соответствии с установленной по действующему положению для судов
дальнего и малого плавания применительно к следующей таблице (пример приведен
для командного состава буксирных и самоходных грузовых судов):
В зависимости от конкретных условий
указанный порядок определения номенклатуры должностей может быть изменен с
учетом требований пункта 2.5 Приказа. При этом, каждая
из должностей может быть совмещена с другими только один раз. Например, если в
штате судна уже предусмотрена должность старшего помощника капитана - 2-го
механика, то в штате данного судна не могут устанавливаться другие должности,
совмещенные с должностями старшего помощника капитана или 2-го механика. Также
не могут устанавливаться в штатах судов должности, не предусмотренные
действующими положениями для членов судовых экипажей.
7.2. Дополнительно к
штату самоходных судов, оборудованных радиотелеграфными станциями, типовыми
штатами которых не предусмотрены должности радиоспециалистов, при работе за
пределами акватории предприятия на расстоянии от нее 20 миль и более вводится
одна должность радиоспециалиста (начальника радиостанции, радиооператора) в
соответствии с номенклатурой, предусмотренной для этой категории специалистов
на судах данного вида флота в дальнем и малом плавании. При этом на
судах, оборудованных радиотелефонными станциями "Чайка-С" и
"Ласточка", указанная должность радиоспециалиста не вводится.
7.3. При организации коллективного
питания на судне, типовыми штатами которого не предусмотрены должности
персонала, обслуживающего камбуз, должность повара вводится дополнительно из
расчета: 1 повар соответствующей категории (разряда) на 6 - 20 членов экипажа
по типовому штату судна, включая повара.
8. Номенклатура
должностей лиц командного и рядового состава судов, постоянно работающих на
реках, приводится в соответствие с установленной действующими положениями для
членов экипажей судов речного флота.
9. Районы местных сообщений определяются
в соответствии с Приказом ММФ от 17.09.1960 N 223 и другими приказами ММФ,
изданными в его дополнение.
10. Наименование, типы, номера проектов и
эксплуатационно-технические характеристики судов приведены по справочникам
морских сухогрузных, наливных транспортных судов и морских буксиров, изданных
Министерством в 1968 - 69 годах с учетом последующих их дополнений и изменений,
а также по проекту вспомогательных морских и речных судов и плавсредств,
изданному ЛУПКБ в 1976 году.
Приложение N 3
к Приказу ММФ
от 20 июня 1980 г. N 132
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПЛАВСОСТАВА
ДЛЯ ПОДМЕНЫ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ НА ПЕРИОД ИХ ОТПУСКОВ, ОТГУЛА
НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДНЕЙ ОТДЫХА И ДРУГИХ НЕЯВОК
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнительная
численность плавсостава для подмены членов экипажей судов портового и
служебно-вспомогательного флота на период отпусков, отгула неиспользованных
дней отдыха и других неявок рассчитывается и учитывается в плане по труду,
когда по условиям работы каждого конкретного судна невозможно обеспечить
эксплуатацию его в течение соответствующего эксплуатационного периода экипажей
в пределах настоящих типовых штатов и штатных нормативов.
В связи с этим и в целях обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени членов
экипажей судов в пределах соответствующего учетного периода
руководителям предприятий, учреждений и организаций ММФ предлагается:
а) обеспечить для членов экипажей судов
распорядок вахт и судовых работ в строгом соответствии с действующим
"Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов
морского флота".
Для членов
экипажей, не несущих вахтенную службу, как правило, устанавливать 7-часовой
график работы на ходу и на стоянке в период эксплуатации, кроме случаев, когда
трудовым законодательством предусмотрена меньшая продолжительность рабочего
дня, а во внеэксплуатационный период - рабочий день (неделю) нормальной
продолжительности в соответствии со статьями 21 - 22 Основ законодательства Союза
ССР и союзных республик о труде;
б) принять необходимые меры к
своевременному предоставлению членам экипажей суммированных дней отдыха за
работу в дни еженедельного отдыха, праздничные дни и за работу сверх нормальной
продолжительности рабочего времени в порядке, установленном действующим
"Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов
морского флота".
Когда по условиям
работы не представляется возможным в период эксплуатации судов нерегулярное
предоставление натурой еженедельных дней отдыха, праздничных дней и
суммированных дней отдыха за работу сверх нормальной продолжительности рабочего
времени, то эти дни должны предоставляться во внеэксплуатационный период в
соответствии с действующим "Положением о рабочем времени и времени отдыха
плавающего состава судов морского флота";
в) принять действенные меры по
упорядочению продолжительности нахождения судов в ремонте, отстое и временной
консервации;
г) обеспечить учет и контроль
за суммированием и предоставлением плавсоставу неиспользованных дней
отдыха (отгулов).
О - сумма чел.-часов,
запланированных по судну на представление в период эксплуатации дней отдыха
(отгулов) натурой и на выполнение работ за недостающих членов экипажа;
тау - средний годовой бюджет рабочего
времени в часах на одного работника плавсостава данного предприятия, учреждения
или организации ММФ, определяется при расчете баланса рабочего времени на год
по формуле (3):
тау = F- W x t,(3)
н
где W - среднее число рабочих дней -
невыходов на работу в рабочие дни одного работника плавсостава (очередные и
дополнительные отпуска, выполнение гос. обязанностей, болезни и т.п.) в
отчетном году, откорректированное по состоянию на плановый год:
Примечание: Дополнительная численность
членов экипажей может иметь отрицательное значение, в связи
с чем среднесписочная численность может быть ниже штатной нормативной
численности.
Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.