| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

20 ноября 1980 года

 

 

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

ЗАКОН

 

ОБ АВТОНОМНЫХ ОКРУГАХ РСФСР

 

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР

от 15.06.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 24, ст. 807;

от 24.06.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 26, ст. 918;

от 21.02.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 9, ст. 307;

от 28.05.1986 - Ведомости ВС РСФСР, 1986, N 23, ст. 637)

 

Глава I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Автономный округ

 

Автономный округ есть форма советской автономии.

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР автономный округ находится в составе края или области РСФСР.

В РСФСР имеются автономные округа: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми - Пермяцкий - в Пермской, Корякский - в Камчатской, Ненецкий - в Архангельской, Усть - Ордынский Бурятский - в Иркутской, Ханты - Мансийский и Ямало - Ненецкий - в Тюменской, Чукотский - в Магаданской областях, Таймырский (Долгано - Ненецкий) и Эвенкийский в составе Красноярского края.

 

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об автономных округах

 

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правовое положение автономного округа определяется настоящим Законом, являющимся единым для всех автономных округов РСФСР, иными актами законодательства Союза ССР и РСФСР.

 

Статья 3. Вопросы административно - территориального устройства автономного округа

 

Образование, упразднение, изменение границ автономного округа, образование и упразднение в нем районов, городов, рабочих поселков и сельсоветов, установление подчиненности городов, а также решение иных вопросов административно - территориального устройства автономного округа производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Вопросы административно - территориального устройства автономного округа решаются с учетом мнения соответствующих государственных органов автономного округа.

 

Статья 4. Представительство автономного округа в Верховном Совете СССР

 

В соответствии со статьей 110 Конституции СССР от каждого автономного округа избирается в Совет Национальностей Верховного Совета СССР один депутат.

 

Статья 5. Участие граждан, проживающих в автономном округе, в выборах в Советы народных депутатов

 

Граждане, проживающие в автономном округе, участвуют в выборах в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР и в местные Советы народных депутатов в соответствии с законами Союза ССР и РСФСР.

 

Статья 6. Равноправие граждан, проживающих в автономном округе

 

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР советским гражданам, проживающим в автономном округе, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств обеспечивается равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также возможность пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

 

Статья 7. План экономического и социального развития автономного округа

 

План экономического и социального развития автономного округа является составной частью плана экономического и социального развития края, области.

План экономического и социального развития автономного округа имеет целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа.

 

Статья 8. Бюджет автономного округа

 

Бюджет автономного округа является составной частью бюджета края, области.

 

Глава II

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 9. Совет народных депутатов автономного округа - орган государственной власти

 

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР органом государственной власти в автономном округе является Совет народных депутатов автономного округа.

Основные принципы организации и деятельности окружного Совета, его полномочия определяются Законом СССР "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" и издаваемыми в соответствии с ним иными актами законодательства Союза ССР, настоящим Законом и другими актами законодательства РСФСР.

Окружной Совет решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, с учетом национальных и иных особенностей автономного округа, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов областного, краевого, республиканского и общесоюзного значения, вносит по ним свои предложения.

 

Статья 10. Порядок избрания Совета народных депутатов автономного округа

 

Совет народных депутатов автономного округа избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года.

Порядок проведения выборов в окружной Совет определяется Законом РСФСР "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР".

 

Статья 11. Основные принципы деятельности Совета народных депутатов автономного округа

 

Деятельность Совета народных депутатов автономного округа строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.

Окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

 

Статья 12. Осуществление Советом народных депутатов автономного округа руководства государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством

 

Совет народных депутатов автономного округа руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития, бюджет автономного округа и отчеты об их выполнении; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

В окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население автономного округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР.

 

Статья 13. Обеспечение Советом народных депутатов автономного округа комплексного экономического и социального развития на своей территории. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения

 

Совет народных депутатов автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально - культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету не позднее чем в месячный срок.

Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и РСФСР обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в окружные Советы, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

В бюджет автономного округа передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории окружного Совета. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджет устанавливаются законодательством РСФСР.

В формировании доходов бюджета автономного округа участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.

 

Статья 14. Осуществление Советом народных депутатов автономного округа руководства деятельностью нижестоящих Советов

 

Совет народных депутатов автономного округа, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.

Окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

 

Статья 15. Взаимодействие Совета народных депутатов автономного округа с краевым, областным Советом народных депутатов

 

Совет народных депутатов автономного округа взаимодействует с соответствующим краевым, областным Советом народных депутатов при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства. Окружному Совету обеспечивается представительство в органах государственного управления края, области.

 

2. КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 16. Полномочия в области планирования, материально - технического снабжения, учета и отчетности

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития автономного округа, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов, а также общественных организаций; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики автономного округа; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно - технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;

2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития автономного округа сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно - бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;

3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории автономного округа, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений;

4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально - технической базы;

5) доводит до районных, городских (городов окружного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов основные показатели проектов планов и утвержденных планов предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, расположенных на их территории;

6) обеспечивает составление балансов трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельного баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и других балансов, необходимых для планирования комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа;

7) принимает по согласованию с вышестоящими органами государственного управления решения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;

8) руководит организациями снабжения и сбыта окружного подчинения; организует материально - техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;

9) осуществляет контроль за состоянием учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях окружного подчинения; оказывает содействие органам государственной статистики; обеспечивает соблюдение законодательства о порядке составления и представления отчетных данных.

 

Статья 17. Полномочия в области бюджетно - финансовой работы

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) утверждает бюджет автономного округа в общей сумме доходов с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований на финансирование местного хозяйства, социально - культурных мероприятий, на содержание органов государственной власти и управления автономного округа; учитывает при составлении бюджета автономного округа наказы избирателей;

2) утверждает окружной бюджет, размер оборотной кассовой наличности по окружному бюджету; устанавливает порядок утверждения поквартального распределения доходов и расходов окружного бюджета;

3) производит разграничение доходов и расходов бюджета автономного округа между окружным бюджетом и бюджетами районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, не имеющем районного деления, - между окружным бюджетом и бюджетами городов окружного подчинения, поселковыми и сельскими бюджетами;

4) устанавливает бюджеты районов и городов окружного подчинения в общей сумме доходов и в общей сумме расходов по каждому району, городу, а также размеры оборотной кассовой наличности по этим бюджетам; утверждает размеры отчислений от государственных налогов и доходов в бюджеты районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, где нет районного деления, - также в поселковые и сельские бюджеты;

5) организует исполнение бюджета автономного округа; осуществляет контроль за ходом исполнения бюджетов районов и городов окружного подчинения, поселковых и сельских бюджетов, за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением производственно - финансовых планов и обязательств по платежам в бюджет предприятиями, объединениями и организациями, эффективным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; рассматривает итоги финансово - хозяйственной деятельности отделов, управлений исполнительного комитета, предприятий, объединений и организаций окружного подчинения; принимает меры к изысканию внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и доходов бюджета;

6) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении окружного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально - культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, поселковых и сельских Советов (изъятие из окружного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально - культурных учреждений, не допускается);

7) перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства окружного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы;

8) утверждает отчет об исполнении бюджета автономного округа;

9) осуществляет мероприятия по укреплению материально - финансовой базы исполнительных комитетов нижестоящих Советов;

10) устанавливает порядок выдачи ссуд из окружного бюджета на покрытие временных плановых кассовых разрывов по бюджетам районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, где нет районного деления, - также по поселковым и сельским бюджетам с погашением этих ссуд в пределах текущего года;

11) оказывает в необходимых случаях из средств окружного бюджета единовременную денежную помощь гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, а также в других случаях в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством;

12) списывает, в порядке исключения, с отдельных заемщиков безнадежную к взысканию задолженность по ссудам Госбанка СССР и Стройбанка СССР, выданным на индивидуальное жилищное строительство, за счет бюджета автономного округа по ходатайствам исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов, а в автономном округе, где нет районного деления, - также поселковых и сельских Советов народных депутатов;

13) руководит работой по исчислению и взиманию государственных и местных налогов и сборов; имеет право понижать ставки и устанавливать льготы по местным налогам и сборам как для групп плательщиков, так и для отдельных плательщиков, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению законодательством о налогах и сборах;

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 21.02.1985)

14) рассматривает квартальные кассовые планы отделений Госбанка СССР по районам и городам окружного подчинения, принимает меры по их выполнению; утверждает планы по автономному округу по долгосрочному кредитованию колхозов, межхозяйственных предприятий (организаций), объединений в сельском хозяйстве, жилищно - строительных кооперативов и индивидуальных заемщиков; осуществляет контроль за правильным использованием кредитов и своевременным возвратом долгосрочных ссуд; перераспределяет долгосрочные кредиты между районами и городами окружного подчинения в пределах общей суммы, установленной планом долгосрочного кредитования для каждой группы заемщиков;

15) осуществляет контроль за своевременным внесением отчислений средств колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и в централизованный союзный фонд социального страхования колхозников;

16) разрешает предприятиям, учреждениям и организациям окружного подчинения приобретать за счет средств, выделяемых им на капитальные вложения, строения, принадлежащие кооперативным и другим общественным организациям, а также гражданам, по ценам, не превышающим страховой оценки;

17) направляет работу государственных трудовых сберегательных касс, определяет развитие и размещение их сети на территории автономного округа;

18) направляет работу местных органов государственного страхования; оказывает помощь в деле развития добровольного страхования; осуществляет контроль за проведением обязательного страхования; устанавливает для районов и городов ставки страховых платежей по государственному страхованию принадлежащих гражданам на праве личной собственности строений и животных в пределах, утвержденных для автономного округа средних ставок по этому виду страхования;

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 21.02.1985)

19) содействует работе внутриведомственного финансового контроля.

 

Статья 18. Полномочия в области цен

 

Совет народных депутатов автономного округа осуществляет мероприятия по проведению на территории автономного округа единой политики цен; осуществляет контроль за правильностью установления и применения предприятиями и организациями, расположенными на территории автономного округа, цен, тарифов, наценок и скидок; принимает необходимые меры к повышению эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением цен и тарифов, а также к предотвращению и устранению нарушений государственной дисциплины цен.

 

Статья 19. Полномочия в области промышленности

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит промышленными предприятиями и объединениями окружного подчинения, обеспечивает выполнение производственно - финансовых планов, контролирует использование основных фондов и оборотных средств, качество выпускаемой продукции, утверждает итоги их финансово - хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли; осуществляет мероприятия по внедрению в производство новой техники и передовой технологии, механизации трудоемких процессов, эффективному использованию оборудования и материалов; образует в соответствии с законодательством фонд развития местной промышленности;

2) распределяет продукцию промышленных предприятий и объединений окружного подчинения, произведенную из местного сырья, а также из отходов и сырья собственных заготовок предприятий и объединений;

3) руководит развитием производства товаров народного потребления, координирует и контролирует их производство на всех предприятиях, расположенных на территории автономного округа, принимает меры по увеличению выпуска, расширению ассортимента и повышению качества товаров; организует работу по изысканию резервов материально - сырьевых ресурсов для дополнительного увеличения производства товаров народного потребления; организует производство строительных материалов на базе местного сырья с использованием нераспределяемых в централизованном порядке отходов производства; применяет в установленном порядке санкции за выпуск предприятиями строительных материалов и изделий, изготовленных с отступлением от стандартов и технических условий;

4) оказывает помощь расположенным на территории автономного округа промышленным предприятиям, объединениям и организациям вышестоящего подчинения в рациональном использовании производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшении социально - культурного, бытового и иного обслуживания рабочих и служащих;

5) способствует развитию народных художественных промыслов и ремесел; принимает меры по укреплению материально - технической базы народных художественных промыслов, увеличению выпуска изделий, повышению их качества и расширению ассортимента; обеспечивает в установленном порядке материально - техническое снабжение предприятий и организаций художественных промыслов.

 

Статья 20. Полномочия в области строительства

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит делом градостроительства, архитектуры и комплексной застройки; организует работу по проектированию, широкому внедрению экономичных типовых проектов и конструкций, индустриальных методов строительства, местных строительных материалов, эффективному использованию капитальных вложений, развитию материально - технической базы строительства; осуществляет мероприятия по снижению стоимости, повышению эффективности, качества и сокращению сроков строительства, внедрению в строительство достижений науки и техники, передовых методов работы, прогрессивных и экономичных приемов планировки и застройки, инженерного оборудования, благоустройства и озеленения;

2) утверждает или согласовывает в установленном порядке проекты и схемы районной планировки, проекты планировки пригородных зон, генеральные планы и проекты детальной планировки городов и других населенных пунктов, размещение на территории автономного округа нового строительства, а также расширение и реконструкцию промышленных, транспортных и других объектов;

3) осуществляет контроль за строительством, ведущимся на территории автономного округа, сроками и качеством строительно - монтажных работ, соблюдением проектов и смет на всех объектах жилищно - гражданского назначения, производственных объектах окружного подчинения, соблюдением проектов на производственных объектах вышестоящего подчинения, а также за правильностью использования земельных участков, отведенных под строительство объектов независимо от подчиненности; запрещает или приостанавливает строительство, проводимое с нарушением требований законодательства, применяет в установленном порядке иные санкции в случаях некачественно выполненных строительно - монтажных работ и ввода в эксплуатацию незаконченных строительством объектов жилищно - гражданского назначения;

4) руководит проектными, строительно - монтажными и ремонтно - строительными организациями окружного подчинения, обеспечивает выполнение ими производственно - финансовых планов; утверждает проекты и титульные списки по стройкам и объектам окружного подчинения в пределах сметной стоимости, устанавливаемой законодательством;

5) выполняет функции заказчика по строительству объектов окружного подчинения, обеспечивает в установленном порядке строительство финансированием, проектно - сметной документацией, материальными и трудовыми ресурсами; организует кооперативное строительство; содействует индивидуальному жилищному строительству; с согласия предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов решает вопросы о совместном использовании их средств, выделяемых на жилищное, коммунальное, дорожное строительство, строительство учреждений просвещения, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, а также об объединении средств, определяет заказчика по этим видам строительства.

 

Статья 21. Полномочия в области руководства агропромышленным комплексом

(название с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит сельским и промысловым хозяйством, а также другими отраслями агропромышленного комплекса, принимает меры по укреплению его материально - технической базы, увеличению производства и повышению качества сельскохозяйственной и промысловой продукции, снижению себестоимости продукции, интенсификации производства, механизации и автоматизации производственных процессов, специализации и концентрации производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, улучшению жилищных и культурно - бытовых условий сельских жителей; образует окружное агропромышленное объединение, совет окружного агропромышленного объединения и изменяет состав совета; рассматривает основные показатели плана развития предприятий и организаций, входящих в агропромышленный комплекс автономного округа;

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

2) утверждает плановые задания по государственным закупкам сельскохозяйственной и промысловой продукции районам, сельскохозяйственным предприятиям, объединениям и организациям окружного подчинения, организует своевременное выполнение планов производства и продажи сельскохозяйственной и промысловой продукции государству и обеспечивает ее сохранность;

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

3) принимает меры по внедрению в сельскохозяйственное производство и промысловое хозяйство достижений науки, техники и передового опыта, совершенствованию экономической и финансовой работы в колхозах, совхозах, госпромхозах, объединениях, других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, по эффективному использованию и хранению сельскохозяйственной техники, транспорта, горючего, удобрений, ядохимикатов и других материально - технических ресурсов;

4) осуществляет контроль за работой заготовительных организаций, а также предприятий и организаций торговли по закупке, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья; принимает меры по организации приемки продукции на местах;

5) осуществляет контроль за мелиоративным строительством, обеспечивает эффективную эксплуатацию мелиоративных сооружений;

6) участвует в решении вопросов, связанных с определением или изменением производственного направления колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также промысловых хозяйств;

7) осуществляет контроль за соблюдением уставов колхозов, демократических основ управления делами колхозов, за правильным сочетанием в колхозах личных и общественных интересов;

8) решает в установленном порядке вопросы, связанные с созданием межхозяйственных предприятий (организаций), объединений в сельском хозяйстве, их деятельностью, реорганизацией и ликвидацией;

9) руководит ветеринарной службой; устанавливает в необходимых случаях карантин и обеспечивает соблюдение карантинных и других ветеринарно - санитарных правил;

10) обеспечивает проведение обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений и сорняками, принимает в необходимых случаях решения о наложении или снятии карантина растений, организует контроль за соблюдением правил по технике безопасности при применении химических средств защиты, а также правил по карантину растений;

11) разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах предприятий, учреждений и организаций, а также в личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан, на дальнейшее развитие коллективного садоводства и огородничества.

 

Статья 22. Полномочия в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны всех земель на территории автономного округа; рассматривает и утверждает отчеты о наличии, качественном состоянии и оценке земель;

2) осуществляет контроль за проведением землепользователями эффективных мер по повышению плодородия почв, предотвращению ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, а также других процессов, ухудшающих состояние почв;

3) обеспечивает контроль за сохранностью оленьих пастбищ;

4) дает разрешение на проведение геологосъемочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ на всех землях в порядке, устанавливаемом законодательством, без изъятия земельных участков у землепользователей;

5) осуществляет государственное управление и государственный контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, охотничьих угодий, атмосферного воздуха и животного мира на территории автономного округа; предоставляет полностью или частично в обособленное пользование водные объекты; разрешает споры о водопользовании; участвует в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; обеспечивает проведение мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с лесными пожарами; контролирует осуществление мероприятий по приведению земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также по рекультивации земель;

6) обеспечивает разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов; осуществляет контроль за соблюдением правил охоты и рыбной ловли; направляет деятельность обществ охраны природы, охотников, рыболовов.

 

Статья 23. Полномочия в области дорожного хозяйства

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) обеспечивает развитие на территории автономного округа сети автомобильных дорог общего пользования и их сохранность, оборудование техническими средствами регулирования дорожного движения и средствами связи, строительство зданий и сооружений для службы ремонта и содержания дорог;

2) руководит строительством, ремонтом, содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог местного, кроме краевого, областного, значения; содействует строительству, содержанию и эксплуатации автомобильных дорог общегосударственного, республиканского, краевого и областного значения; осуществляет контроль за строительством, ремонтом и содержанием внутрихозяйственных автомобильных дорог;

3) осуществляет мероприятия по рациональному использованию рабочей силы, машин и механизмов на строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог;

4) организует в порядке, установленном законодательством, привлечение колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций к участию в строительстве, реконструкции, ремонте и содержании местных автомобильных дорог, определяет формы этого участия;

5) обеспечивает развитие производственной базы строительных, ремонтно - строительных и эксплуатационных предприятий и организаций дорожного хозяйства окружного подчинения.

 

Статья 24. Полномочия в области транспорта и связи

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит предприятиями и организациями транспорта окружного подчинения;

2) осуществляет контроль за деятельностью транспортных предприятий и организаций вышестоящего подчинения по обслуживанию населения, оказывает им помощь в выполнении планов перевозок грузов;

3) организует регистрацию и учет автомобилей и других видов транспортных средств предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также надзор за их техническим состоянием; контролирует правильность использования автотранспорта, в том числе находящегося в личной собственности граждан; принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения;

4) руководит предприятиями и организациями связи окружного подчинения; принимает меры по улучшению обслуживания населения предприятиями связи, оказывает им помощь в развитии телефонной, телеграфной и почтовой связи, радиофикации и телевидения, в ремонте и охране линий связи.

 

Статья 25. Полномочия в области жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит жилищным, коммунальным хозяйством и благоустройством, предприятиями, учреждениями и организациями жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства окружного подчинения, принимает меры по укреплению их материально - технической базы; обеспечивает комплексное развитие жилищного, коммунального хозяйства;

2) обеспечивает сохранность, правильную эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося в ведении местных Советов;

3) организует контроль за состоянием и эксплуатацией ведомственного жилищного фонда, коммунальных предприятий и сооружений, за содержанием кооперативных жилых домов и домов, находящихся в личной собственности граждан; принимает меры к передаче ведомственного жилищного фонда в ведение местных Советов;

4) контролирует состояние учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также правильность распределения жилой площади;

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 21.02.1985)

5) разрабатывает и организует проведение мероприятий по электрификации, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению и канализации городов, поселков и других населенных пунктов, обеспечению населения коммунальными услугами и топливом; контролирует строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств;

6) обеспечивает проведение мероприятий по повышению уровня благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов, сохранению и расширению зеленых насаждений;

7) контролирует работу по привлечению предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения к участию в благоустройстве населенных пунктов;

8) разрешает в установленном порядке проводить благоустройство жилых домов за счет средств, выделяемых на капитальный ремонт;

9) обеспечивает поддержание в надлежащем порядке кладбищ, братских могил и иных мест захоронения.

 

Статья 26. Полномочия в области торговли и общественного питания

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит государственной и кооперативной торговлей, общественным питанием на территории автономного округа, предприятиями, организациями торговли и общественного питания окружного подчинения; осуществляет мероприятия по укреплению материально - технической базы предприятий торговля и общественного питания, оснащению их торгово - технологическим, холодильным и другим оборудованием;

2) утверждает планы товарооборота предприятиям и организациям розничной торговли и общественного питания окружного подчинения; распределяет и перераспределяет в соответствии с установленной номенклатурой рыночные фонды товаров народного потребления по организациям государственной торговли и потребительской кооперации;

3) координирует и контролирует работу предприятий и организаций торговли и общественного питания вышестоящего подчинения;

4) организует работу по вовлечению в товарооборот дополнительных местных ресурсов продовольственных и промышленных товаров;

5) организует изучение спроса населения на товары народного потребления; обеспечивает заключение договоров предприятий, объединений, колхозов и совхозов с предприятиями и организациями торговли и общественного питания; осуществляет мероприятия по развитию сети предприятий торговли и общественного питания, внедрению прогрессивных форм торговли и обслуживания;

6) контролирует торговлю сельскохозяйственными продуктами, осуществляемую потребительской кооперацией на комиссионных началах;

7) осуществляет контроль за соблюдением устава окружного союза потребительских обществ, демократических основ управления делами потребительской кооперации;

8) принимает меры по развитию колхозной торговли;

9) осуществляет контроль, за соблюдением правил торговли и санитарных правил на предприятиях торговли, общественного питания, а также на колхозных рынках.

 

Статья 27. Полномочия в области бытового обслуживания населения

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит бытовым обслуживанием населения, предприятиями и организациями бытового обслуживания окружного подчинения; осуществляет мероприятия по развитию сети и укреплению материально - технической базы предприятий службы быта, эффективному использованию действующих мощностей;

2) обеспечивает выполнение производственно - финансовых планов предприятиями и организациями бытового обслуживания окружного подчинения, контролирует использование основных фондов и оборотных средств, утверждает итоги их финансово - хозяйственной деятельности, распределение в установленном порядке полученной прибыли;

3) утверждает планы по реализации бытовых услуг предприятиям и организациям окружного подчинения;

4) координирует и контролирует работу предприятий и организаций бытового обслуживания вышестоящего подчинения;

5) обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах; принимает меры по специализации и укрупнению производства, внедрению и расширению видов бытовых услуг, улучшению качества выполнения работ и повышению культуры обслуживания; устанавливает и контролирует режим работы предприятий службы быта;

6) способствует развитию шефства и сотрудничества промышленных предприятий с предприятиями бытового обслуживания, содействует использованию возможностей предприятий, колхозов и совхозов для расширения сети и повышения технического уровня предприятий службы быта.

 

Статья 28. Полномочия в области народного образования и науки

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит делом народного образования, дошкольного и внешкольного воспитания, а также делом воспитания детей и подростков в школах - интернатах, детских домах, специальных школах; обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодежи; принимает меры по укреплению связи школы с производством, улучшению трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников; организует учет детей школьного возраста;

2) обеспечивает развитие школьной сети, рациональное размещение общеобразовательных школ, использование для трудового обучения и воспитания учащихся учебных цехов и участков предприятий, организаций, колхозов и совхозов, а также межшкольных учебно - производственных комбинатов, ученических производственных бригад и других трудовых объединений школьников; принимает меры к улучшению работы вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ; осуществляет контроль за работой предприятий, организаций, колхозов и совхозов по вовлечению работающей молодежи в обучение, созданию учащимся условий для успешного совмещения работы с учебой, за предоставлением им установленных льгот:

3) обеспечивает развитие сети детских дошкольных и внешкольных учреждений, рациональное их размещение; увеличивает при необходимости контингенты детей в дошкольных учреждениях сверх установленных в плане экономического и социального развития автономного округа с финансированием дополнительных расходов за счет бюджета автономного округа;

4) осуществляет контроль за работой общеобразовательных школ, детских дошкольных и внешкольных учреждений независимо от подчиненности, за правильностью образования и использования фонда всеобуча;

5) обеспечивает укрепление учебно - материальной базы школ, школ - интернатов, детских домов, детских дошкольных и внешкольных учреждений, а также материальной базы трудового обучения и воспитания школьников;

6) принимает меры по бесплатному обеспечению школьными учебниками учащихся общеобразовательных школ;

7) обеспечивает бесплатный проезд учащихся сельской местности в школу и из школы, а также бесплатный подвоз учащихся к местам занятий по труду;

8) направляет работу органов опеки и попечительства;

9) содействует развитию науки, работе высших и средних специальных учебных заведений, а также профессионально - технических учебных заведений, расположенных на территории автономного округа.

 

Статья 29. Полномочия в области культурно - просветительной работы и искусства

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит культурно - просветительной работой, культурно - просветительными организациями и учреждениями, организациями и учреждениями искусства окружного подчинения; обеспечивает повышение роли культурно - просветительных учреждений и учреждений искусства в коммунистическом воспитании, осуществляет мероприятия по укреплению их материально - финансовой базы;

2) координирует и контролирует деятельность культурно - просветительных организаций и учреждений, организаций и учреждений искусства независимо от подчиненности;

3) разрабатывает и осуществляет комплексные мероприятия по развитию сети учреждений культуры и искусства в автономном округе, совершенствованию системы культурного обслуживания населения, созданию сельских культурных комплексов; принимает меры по развитию национальной культуры, искусства и литературы;

4) руководит развитием радиовещания; организует кинообслуживание населения; принимает меры по развитию театрального, музыкального, хореографического, изобразительного и других видов искусства, народного творчества и художественной самодеятельности; организует проведение фестивалей, декад, конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в области культуры и искусства;

5) направляет работу по внедрению в быт советских гражданских обрядов;

6) осуществляет государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры;

7) руководит предприятиями и организациями книжной торговли окружного подчинения;

8) содействует деятельности творческих союзов и организаций, общества "Знание" РСФСР.

 

Статья 30. Полномочия в области здравоохранения

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит делом здравоохранения в автономном округе, организациями и учреждениями здравоохранения окружного подчинения, осуществляет мероприятия по укреплению их материально - технической базы; принимает меры по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению; увеличивает при необходимости количество больничных коек сверх установленных в плане экономического и социального развития автономного округа с финансированием дополнительных расходов за счет бюджета автономного округа; обеспечивает организацию медицинской помощи населению;

2) осуществляет контроль за работой учреждений здравоохранения вышестоящего подчинения;

3) координирует и контролирует деятельность всех предприятий, учреждений и организаций по разработке и проведению мер в области охраны здоровья, санитарно - эпидемического благополучия населения, предупреждения инфекционных заболеваний; в случае угрозы возникновения или распространения эпидемических инфекционных заболеваний вводит в установленном порядке на территории автономного округа особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозок, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию этих заболеваний;

4) обеспечивает население и лечебно - профилактические учреждения автономного округа лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

5) организует работу по охране материнства и детства, улучшению условий труда, быта и отдыха женщин, проведению оздоровительных мероприятий среди детей и подростков;

6) координирует и контролирует проведение мероприятий по предупреждению, снижению интенсивности и устранению шума в производственных, жилых и общественных помещениях, в городах и других населенных пунктах;

7) осуществляет государственный контроль за соблюдением правил по оздоровлению окружающей среды, санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха;

8) принимает участие в решении вопросов о признании местности курортом, установлении границ округов санитарной охраны курортов и определении их режима;

9) направляет деятельность окружной организации общества Красного Креста РСФСР.

 

Статья 31. Полномочия в области физической культуры и спорта

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит делом физической культуры и спорта;

2) обеспечивает развитие сети спортивных сооружений и зданий и размещение их на территории автономного округа; создает центры физкультурно - оздоровительной работы для населения; принимает меры по укреплению материально - технической базы для занятий физической культурой и спортом, развитию национальных видов спорта;

3) обеспечивает развитие зон массового отдыха трудящихся; осуществляет контроль за их использованием;

4) организует проведение окружных спортивных мероприятий;

5) направляет деятельность окружных организаций добровольных спортивных обществ.

 

Статья 32. Полномочия в области труда, использования трудовых ресурсов и подготовки кадров

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов на территории автономного округа, принимает меры по их рациональному использованию, а также по развитию системы трудоустройства; организует информацию населения о потребности предприятий, учреждений и организаций в рабочих и служащих; осуществляет контроль за соответствием численности рабочих и служащих плану по труду, проведением мер по сокращению текучести кадров на предприятиях и в организациях, расположенных на территории автономного округа;

2) организует контроль за соблюдением законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от подчиненности;

3) обеспечивает выполнение планов организованного набора рабочих и переселения, утверждает планы трудоустройства молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные школы, с доведением заданий до предприятий, учреждений и организаций независимо от подчиненности, осуществляет контроль за выполнением планов; контролирует выполнение предприятиями и организациями обязательств по созданию рабочим, прибывшим по организованному набору, переселяемому населению, а также молодежи необходимых производственных, жилищно - бытовых, социально - культурных условий и предоставление им установленных законодательством льгот;

4) принимает совместно с органами профсоюзных и других общественных организаций меры по развитию социалистического соревнования на территории автономного округа; утверждает совместно с окружными органами общественных организаций условия социалистического соревнования и подводит его итоги;

5) осуществляет руководство подготовкой и повышением квалификации рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях окружного подчинения, контролирует эту работу на предприятиях, в учреждениях и организациях вышестоящего подчинения;

6) планирует контингент работников народного образования, культуры, здравоохранения и других работников, необходимых для автономного округа, обеспечивает правильную расстановку, использование и повышение квалификации этих кадров;

7) принимает меры по созданию работникам народного образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения необходимых условий труда и быта, осуществляет контроль за обеспечением этих работников необходимыми жилищно - бытовыми условиями и предоставлением им льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством;

8) принимает меры по внедрению научной организации труда, распространению передовых методов труда, эффективному использованию рабочего времени;

9) принимает меры по развитию изобретательства и рационализаторства, внедрению изобретений и рационализаторских предложений в производство.

 

Статья 33. Полномочия в области социального обеспечения

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) руководит делом социального обеспечения, учреждениями и организациями социального обеспечения окружного подчинения;

2) осуществляет контроль за работой расположенных на территории автономного округа учреждений, предприятий и организаций социального обеспечения вышестоящего подчинения;

3) организует работу по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий, контролирует соблюдение законодательства о предоставлении гражданам льгот и преимуществ;

4) устанавливает персональные пенсии местного значения, возбуждает в порядке, предусмотренном законодательством, ходатайства об установлении персональных пенсий республиканского и союзного значения;

5) образует окружной совет социального обеспечения колхозников и контролирует его деятельность;

6) организует работу по трудовому устройству и материально - бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, а также по трудовому устройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан; обеспечивает создание производств, цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров;

7) решает вопросы, связанные с устройством граждан в учреждения социального обеспечения; осуществляет мероприятия по развитию сети учреждений социального обеспечения и укреплению материальной базы этих учреждений; принимает меры по улучшению обслуживания граждан, находящихся в учреждениях социального обеспечения;

8) руководит работой органов врачебно - трудовой экспертизы;

9) направляет и контролирует деятельность окружных организаций обществ слепых и глухих, оказывает помощь в развитии учебно - производственных и других предприятий этих обществ.

 

Статья 34. Полномочия в области обеспечения социалистической законности, охраны государственного и общественного порядка, прав граждан, осуществления народного контроля

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) обеспечивает соблюдение законов Союза ССР и РСФСР, других актов вышестоящих органов государственной власти и управления, охрану государственного и общественного порядка, социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций;

2) принимает меры по совершенствованию правовой работы, осуществляет руководство этой работой на предприятиях, в учреждениях и организациях окружного подчинения, организует разъяснение законодательства и оказание юридической помощи населению;

3) систематически анализирует состояние законности на своей территории; осуществляет мероприятия по профилактике правонарушений;

4) отменяет в необходимых случаях акты руководителей подчиненных окружному Совету органов управления, предприятий, учреждений и организаций, а в автономном округе, не имеющем районного деления, отменяет также противоречащие законодательству решения общих собраний членов колхозов (собраний уполномоченных), общих собраний членов потребительских обществ (собраний уполномоченных), собраний уполномоченных расположенных на территории автономного округа межхозяйственных предприятий (организаций), объединений в сельском хозяйстве, правлений колхозов, райпотребсоюза и других кооперативных организаций, советов межхозяйственных предприятий (организаций), объединений в сельском хозяйстве;

5) приостанавливает исполнение противоречащих законодательству актов руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения по вопросам землепользования, водопользования, охраны окружающей среды, строительства, жилищного и коммунального хозяйства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления и местных строительных материалов, охраны и использования памятников истории и культуры, социально - культурного, торгового, бытового и иного обслуживания населения и сообщает об этом соответствующим вышестоящим органам;

6) обеспечивает своевременное и правильное рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб граждан, проверяет состояние этой работы в отделах и управлениях исполнительного комитета окружного Совета, нижестоящих Советах народных депутатов, на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории автономного округа, заслушивает по этим вопросам отчеты их руководителей;

7) принимает в случаях и в порядке, определяемых законодательством, решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность в установленных пределах;

8) образует комитет народного контроля автономного округа и изменяет его состав; руководит деятельностью комитета народного контроля автономного округа, заслушивает отчеты о его работе; отменяет постановления комитета народного контроля автономного округа в случае несоответствия их законодательству;

9) избирает суд автономного округа и изменяет его состав; заслушивает отчеты о работе суда автономного округа;

10) руководит государственным арбитражем и нотариатом; содействует органам прокуратуры в их работе;

11) осуществляет руководство подчиненными органами внутренних дел; обеспечивает контроль за соблюдением правил паспортной системы;

12) руководит работой органов записи актов гражданского состояния, окружным архивом;

13) организует проведение мероприятий, связанных с предупреждением стихийных бедствий и ликвидацией их последствий, привлекает в необходимых случаях к участию в выполнении указанных мероприятий предприятия, учреждения и организации, а также население;

14) координирует работу по руководству добровольными народными дружинами по охране общественного порядка, товарищескими судами, другими органами общественной самодеятельности населения;

15) руководит делом противопожарной охраны на территории автономного округа; координирует работу по руководству деятельностью добровольных пожарных дружин;

16) руководит делом охраны жизни людей на реках, озерах, прибрежных участках морей, водохранилищах и иных водоемах;

17) контролирует соблюдение законодательства о религиозных культах.

 

Статья 35. Полномочия в области оборонной работы

 

Совет народных депутатов автономного округа:

1) обеспечивает исполнение Закона СССР о всеобщей воинской обязанности всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, учреждениями и организациями;

2) руководит гражданской обороной на территории автономного округа;

3) оказывает содействие в проведении призыва граждан на действительную военную службу, а также в организации и проведении учебных сборов и начальной военной подготовки;

4) контролирует соблюдение законодательства о льготах и преимуществах, установленных для участников Великой Отечественной войны, граждан, уволенных в запас и демобилизованных из рядов Вооруженных Сил СССР, а также о льготах и пособиях для семей граждан, призванных на действительную военную службу, погибших воинов и партизан;

5) организует работу по военно - патриотическому воспитанию населения, пропаганде боевых традиций; развивает шефские связи трудовых коллективов с воинскими частями; направляет и контролирует работу добровольных оборонных обществ.

 

Статья 36. Полномочия в области организации выборов

 

Совет народных депутатов автономного округа обеспечивает на территории автономного округа осуществление необходимых мероприятий по подготовке и проведению выборов в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, местные Советы народных депутатов, а также в районные (городские) народные суды.

 

Статья 37. Полномочия в области награждения государственными наградами

 

Совет народных депутатов автономного округа рассматривает и возбуждает ходатайства о награждении орденами и медалями СССР, присвоении почетных званий СССР, а также о награждении государственными наградами РСФСР.

 

Статья 38. Другие полномочия Совета народных депутатов автономного округа

 

Совет народных депутатов автономного округа кроме полномочий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляет и другие полномочия в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

СЕССИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 39. Созыв и порядок работы сессии

 

Сессии Совета народных депутатов автономного округа созываются исполнительным комитетом окружного Совета не реже четырех раз в год.

Сессия окружного Совета может быть также созвана по предложению не менее одной трети депутатов окружного Совета.

Первая сессия вновь избранного окружного Совета созывается исполнительным комитетом окружного Совета предыдущего созыва не позднее чем в трехнедельный срок после выборов и открывается одним из старейших депутатов. Последующие сессии окружного Совета открываются председателем исполнительного комитета Совета.

О времени созыва и месте проведения сессии окружного Совета, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета, исполнительный комитет окружного Совета сообщает депутатам и доводит до сведения населения не позднее чем за две недели до сессии. По вопросам, вносимым на рассмотрение Совета, исполнительный комитет окружного Совета предоставляет депутатам необходимые материалы.

Сессия окружного Совета правомочна при наличии не менее двух третей общего числа депутатов окружного Совета.

Окружной Совет для ведения сессии избирает из числа депутатов председателя и секретаря сессии.

 

Статья 40. Внесение вопросов на рассмотрение сессии Совета

 

Вопросы на рассмотрение сессии Совета народных депутатов автономного округа вносятся исполнительным комитетом, постоянными комиссиями и депутатами окружного Совета.

Предложения к повестке дня сессии окружного Совета могут представляться окружными органами общественных организаций, районными и городскими Советами народных депутатов, а в автономном округе, где нет районного деления, - также поселковыми и сельскими Советами народных депутатов.

 

Статья 41. Вопросы, решаемые на сессиях

 

Совет народных депутатов автономного округа правомочен рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к его ведению законодательством Союза ССР и РСФСР.

Исключительно на сессиях решаются следующие вопросы:

1) признание полномочий депутатов; решение вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;

2) избрание исполнительного комитета окружного Совета и изменение его состава; образование, избрание постоянных комиссий окружного Совета и изменение их состава:

3) рассмотрение отчетов о работе исполнительного комитета и постоянных комиссий;

4) заслушивание сообщений депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Совета и его органов;

5) образование отделов и управлений исполнительного комитета, утверждение и освобождение от должности их руководителей;

5.1) образование окружного агропромышленного объединения, совета окружного агропромышленного объединения и изменение состава совета;

(пункт введен Указом Президиума ВС РСФСР от 15.06.1982)

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

6) образование комитета народного контроля автономного округа и изменение его состава; заслушивание отчета о работе комитета народного контроля; отмена постановлений комитета народного контроля в случае несоответствия их законодательству;

7) образование при исполнительном комитете комиссий, предусмотренных законодательством;

8) избрание суда автономного округа и изменение его состава; заслушивание отчета о работе суда автономного округа;

9) утверждение текущих и перспективных планов экономического и социального развития, а также бюджета автономного округа;

10) утверждение отчетов о выполнении текущих и перспективных планов экономического и социального развития и исполнении бюджета автономного округа;

11) рассмотрение и утверждение плана мероприятий по выполнению наказов избирателей;

12) рассмотрение запросов депутатов и принятие решений по запросам;

13) отмена решений и распоряжений исполнительного комитета окружного Совета; отмена решений нижестоящих Советов в случае несоответствия этих решений законодательству.

 

Статья 42. Решения Совета народных депутатов автономного округа

 

Совет народных депутатов автономного округа принимает решения в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Союза ССР и РСФСР, обеспечивает их исполнение, осуществляет контроль за проведением решений в жизнь. Решения окружного Совета обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Решения окружного Совета принимаются открытым голосованием большинством от общего числа депутатов окружного Совета и подписываются председателем и секретарем исполнительного комитета Совета. Решения об избрании или изменении состава исполнительного комитета подписываются председателем и секретарем сессии Совета.

Решения окружного Совета доводятся исполнительным комитетом Совета до сведения соответствующих организаций, должностных лиц и граждан не позднее чем в десятидневный срок. Содержащиеся в решениях окружного Совета предложения и рекомендации в адрес расположенных на территории автономного округа предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения должны быть рассмотрены руководителями этих организаций и результаты рассмотрения сообщены Совету или его исполнительному комитету не позднее чем в двухнедельный срок.

Окружной Совет и его исполнительный комитет в случае невыполнения их решений руководителями предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения входят в соответствующие вышестоящие органы с представлениями о наложении на этих руководителей дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения их от занимаемых должностей. Результаты рассмотрения представлений должны быть сообщены окружному Совету или его исполнительному комитету не позднее чем в месячный срок.

Решение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству может быть отменено краевым, областным Советом народных депутатов.

 

Статья 43. Сообщения о сессиях Советов

 

Информационные сообщения о сессиях Советов народных депутатов автономного округа, решения окружного Совета по вопросам государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства публикуются в печати, передаются по радио и телевидению, а также доводятся до сведения населения другими средствами массовой информации.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 44. Исполнительный комитет Совета народных депутатов автономного округа - исполнительный и распорядительный орган Совета

 

Исполнительным и распорядительным органом Совета народных депутатов автономного округа является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет в составе: председателя, первого заместителя, заместителей председателя, секретаря и от шести до двенадцати членов.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 24.06.1982)

Численный состав исполнительного комитета окружного Совета устанавливается окружным Советом.

Исполнительный комитет непосредственно подотчетен как Совету, его избравшему, так и исполнительному комитету краевого, областного Совета народных депутатов.

Исполнительный комитет не реже одного раза в год отчитывается перед окружным Советом, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Заседания исполнительного комитета окружного Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания исполнительного комитета правомочны при наличии не менее двух третей общего состава исполнительного комитета Совета.

 

Статья 45. Основные полномочия исполнительного комитета

 

Исполнительный комитет Совета народных депутатов автономного округа руководит государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством на территории соответствующего Совета на основе решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительный комитет вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Совета.

Исполнительный комитет:

созывает сессии Совета и обеспечивает их подготовку;

организует предварительное обсуждение проектов решений Совета по важнейшим вопросам на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан;

координирует работу постоянных комиссий Совета;

оказывает депутатам содействие в осуществлении их полномочий;

разрабатывает и вносит в окружной Совет текущие и перспективные планы экономического и социального развития, а также бюджет автономного округа; принимает меры по осуществлению планов и бюджета; представляет окружному Совету отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, наказов избирателей и информирует депутатов и население об их реализации.

 

Статья 46. Осуществление исполнительным комитетом руководства отделами и управлениями. Взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями

 

Исполнительный комитет Совета народных депутатов автономного округа руководит отделами и управлениями исполнительного комитета, предприятиями, учреждениями и организациями окружного подчинения; в период между сессиями Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии назначает исполняющими обязанности и освобождает от исполнения обязанностей руководителей отделов и управлений исполнительного комитета (по согласованию с соответствующим вышестоящим органом государственного управления); назначает и освобождает от должности иных руководящих работников отделов и управлений исполнительного комитета, руководителей предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения (согласно перечню должностей, утверждаемому исполнительным комитетом окружного Совета по согласованию с вышестоящим органом государственного управления).

Назначение и освобождение от должности руководителей предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, расположенных на территории автономного округа и имеющих важное значение для обслуживания населения, производится только по согласованию с исполнительным комитетом окружного Совета. Перечень таких предприятий, учреждений и организаций устанавливается исполнительным комитетом соответствующего Совета по согласованию с органами, в ведении которых находятся эти предприятия, учреждения и организации.

Исполнительный комитет окружного Совета может принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению его отделов и управлений.

 

Статья 47. Решения и распоряжения исполнительного комитета

 

Исполнительный комитет Совета народных депутатов автономного округа в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения.

Решения исполнительного комитета окружного Совета принимаются большинством от общего состава исполнительного комитета и подписываются председателем и секретарем исполнительного комитета.

Распоряжения исполнительного комитета окружного Совета подписываются председателем исполнительного комитета, а в его отсутствие - заместителем, на которого возложено исполнение обязанностей председателя.

Исполнительный комитет окружного Совета имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

Решения и распоряжения исполнительного комитета окружного Совета имеет право отменять окружной Совет, а также исполнительный комитет краевого, областного Совета народных депутатов.

 

Статья 48. Срок полномочий исполнительного комитета

 

По истечении полномочий Совета народных депутатов автономного округа его исполнительный комитет сохраняет свои полномочия вплоть до избрания окружным Советом нового созыва исполнительного комитета.

 

Статья 49. Структура и штаты исполнительного комитета

 

Структура и штаты исполнительного комитета Совета народных депутатов автономного округа, его отделов и управлений определяются, исходя из принятых в РСФСР нормативов и установленной для данного исполнительного комитета численности аппарата органов государственного управления и ассигнований на его содержание. Штаты устанавливаются в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним ставкам схемы должностных окладов, и с соблюдением схемы должностных окладов.

 

Статья 50. Комиссии при исполнительном комитете

 

Исполнительный комитет Совета народных депутатов автономного округа осуществляет руководство и контроль за деятельностью комиссий, образуемых окружным Советом при исполнительном комитете. Компетенция этих комиссий определяется положениями, утверждаемыми Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Исполнительный комитет окружного Совета по вопросам своей деятельности может образовывать комиссии, задачи которых определяются при их образовании.

 

ПОСТОЯННЫЕ И ИНЫЕ КОМИССИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 51. Образование и подотчетность постоянных комиссий

 

Совет народных депутатов автономного округа избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь решений Совета и вышестоящих государственных органов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Окружной Совет образует мандатную комиссию, планово - бюджетную комиссию, комиссию по социалистической законности и охране общественного порядка, а также постоянные комиссии по другим вопросам государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства.

В состав постоянных комиссий окружного Совета не могут быть избраны депутаты, входящие в состав исполнительного комитета окружного Совета, комитета народного контроля автономного округа, суда автономного округа, и прокурор автономного округа.

Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны.

 

Статья 52. Взаимоотношения постоянных комиссий с государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Рекомендации комиссий

 

Постоянные комиссии Совета народных депутатов автономного округа по вопросам, относящимся к их ведению, вправе заслушивать руководителей отделов и управлений исполнительного комитета Совета, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории автономного округа.

Постоянные комиссии по вопросам, относящимся к их ведению, вправе требовать от государственных и общественных органов и организаций, от должностных лиц представления документов, письменных заключений и иных материалов.

Рекомендации постоянных комиссий Совета подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям не позднее чем в месячный срок либо в иной срок, установленный комиссиями.

 

Статья 53. Вопросы ведения постоянных комиссий

 

Вопросы ведения, права и обязанности, порядок организации и деятельности постоянных комиссий Совета народных депутатов автономного округа определяются Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР, настоящим Законом, а также положением о постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов.

 

Статья 54. Временные комиссии Совета

 

Совет народных депутатов автономного округа может образовывать временные комиссии. Задачи временных комиссий определяются окружным Советом при их образовании.

 

ДЕПУТАТ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 55. Участие депутатов в осуществлении Советом государственной власти

 

Осуществление Советом народных депутатов автономного округа своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого депутата Совета.

Участвуя в работе Совета, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства, организуют проведение решений Совета в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Депутат окружного Совета на время сессии Совета, заседания исполнительного комитета и постоянной комиссии, в состав которых он избран, а также для выполнения поручений Совета и его исполнительного комитета освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

 

Статья 56. Участие депутата в сессиях и в работе органов Совета

 

Депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета народных депутатов автономного округа и активно участвовать в ее работе.

Депутат пользуется решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым Советом на сессии, имеет право избирать и быть избранным в органы Совета.

Депутат вправе предлагать вопросы для рассмотрения Советом, вносить предложения по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом, обращаться с запросами, участвовать в прениях, задавать вопросы, вносить проекты решений и поправки к ним, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки.

Депутат, избранный в исполнительный комитет, постоянные комиссии и другие органы окружного Совета, вправе вносить вопросы на рассмотрение указанных органов, участвует в подготовке вопросов к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений Совета и его органов и в контроле за их выполнением.

 

Статья 57. Депутатский запрос

 

Депутат Совета народных депутатов автономного округа имеет право обратиться с запросом к исполнительному комитету окружного Совета, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению окружного Совета.

Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии Совета. Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на сессии Совета, а при необходимости более длительного времени на подготовку ответа - в срок, установленный Советом, с обязательным сообщением об этом на сессии. По ответу на запрос окружной Совет принимает решение.

 

Статья 58. Рассмотрение предложений, замечаний и обращений депутатов

 

Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Совета, обязаны в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в исполнительный комитет окружного Совета.

Депутат окружного Совета вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны рассмотреть его предложения и дать ответ в двухнедельный срок.

 

Статья 59. Связь депутата с избирателями, его подотчетность и ответственность перед ними

 

Депутат Совета народных депутатов автономного округа поддерживает связь с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.

Депутат ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат окружного Совета не реже двух раз в год обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями и перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат окружного Совета, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

 

Статья 60. Определение полномочий депутата и гарантий депутатской деятельности

 

Полномочия депутата Совета народных депутатов автономного округа, порядок их осуществления, а также гарантии депутатской деятельности определяются Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Законом СССР о статусе народных депутатов в СССР, другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР, а также настоящим Законом.

 

ОТДЕЛЫ И УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА.

ОКРУЖНОЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

(название с изм. и доп., внесенными

Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

 

Статья 61. Образование отделов и управлений. Окружное агропромышленное объединение

(название с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

 

Отделы и управления исполнительного комитета Совета народных депутатов автономного округа образуются окружным Советом и подчиняются в своей деятельности как Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему вышестоящему органу государственного управления.

Отделы и управления исполнительного комитета окружного Совета отчитываются о своей работе перед Советом, его исполнительным комитетом, соответствующим вышестоящим органом государственного управления, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Перечень отделов и управлений исполнительного комитета и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР.

Отделы и управления исполнительного комитета состоят на бюджете или на хозяйственном расчете.

Положения об отделах и управлениях исполнительного комитета окружного Совета утверждаются Советом Министров РСФСР.

Окружное агропромышленное объединение подчиняется в своей деятельности как Совету народных депутатов и его исполнительному комитету, так и агропромышленному комитету края, области.

(часть шестая введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

Положение об окружном агропромышленном объединении утверждается исполнительными комитетом Совета народных депутатов автономного округа.

(часть седьмая введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986)

 

Статья 62. Основные полномочия отделов и управлений и принципы их деятельности

 

Отделы и управления исполнительного комитета Совета народных депутатов автономного округа осуществляют руководство порученными им отраслями государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства на территории автономного округа.

Руководители отделов и управлений исполнительного комитета окружного Совета издают в пределах компетенции отделов и управлений приказы на основании и во исполнение решений окружного Совета, решений и распоряжений его исполнительного комитета, а также актов вышестоящих органов государственной власти и управления.

 

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РАБОТЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 63. Участие населения в работе Совета народных депутатов автономного округа

 

Совет народных депутатов автономного округа организует широкое участие граждан в решении вопросов местного и общегосударственного значения, вовлекает их в работу постоянных комиссий, исполнительного комитета и других подотчетных Совету органов.

 

Статья 64. Информирование населения о работе Совета и подотчетных ему органов

 

Совет народных депутатов автономного округа информирует население о своей деятельности, работе постоянных комиссий, исполнительного комитета, его отделов и управлений путем регулярных выступлений депутатов Совета, работников исполнительного комитета, его отделов и управлений в трудовых коллективах и по месту жительства граждан, а также через печать, телевидение, радио и иные средства массовой информации.

 

Глава III

 

ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

Статья 65. Суд автономного округа

 

На основании статьи 164 Конституции РСФСР Совет народных депутатов автономного округа избирает суд автономного округа.

 

Статья 66. Судопроизводство в автономном округе

 

В соответствии со статьей 171 Конституции РСФСР судопроизводство в автономном округе ведется на русском языке или на языке автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

 

Статья 67. Прокурор автономного округа

 

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР прокурор автономного округа назначается Прокурором РСФСР и утверждается Генеральным прокурором СССР.

 

Глава IV

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 68. Совет народных депутатов автономного округа - юридическое лицо

 

Совет народных депутатов автономного округа пользуется правами юридического лица.

Исполнительный комитет окружного Совета имеет гербовую печать по образцу, утверждаемому Президиумом Верховного Совета РСФСР.

 

Статья 69. Поднятие Государственного флага

 

В соответствии с Положением о Государственном флаге РСФСР на здании, где проводится сессия Совета народных депутатов автономного округа, Государственный флаг РСФСР поднимается на весь период сессии, а на здании исполнительного комитета - постоянно.

Поднятие Государственного флага СССР на здании исполнительного комитета окружного Совета, а также поднятие Государственного флага СССР и Государственного флага РСФСР на зданиях государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций производится в порядке, установленном положениями о Государственном флаге СССР и Государственном флаге РСФСР.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024