МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ПРИКАЗ
от 20 ноября 1980 г. N 370
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОЗКИ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В целях упорядочения перевозок опасных
грузов автомобильным транспортом и повышения безопасности дорожного движения
приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1
марта 1981 г. Инструкцию о порядке перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом (прилагается).
2. Министрам внутренних дел союзных
республик, министрам внутренних дел автономных республик, начальникам главных
управлений и управлений внутренних дел крайоблгорисполкомов:
2.1. Организовать изучение указанной
Инструкции всеми сотрудниками Госавтоинспекции и другими работниками милиции и
обеспечить выполнение ее требований в процессе дорожного движения.
2.2. Установить надлежащий контроль за согласованием маршрутов перевозки опасных грузов
и оформлением свидетельств о допуске транспортных средств к их транспортировке.
2.3. Обеспечить проведение технического
осмотра транспортных средств, применяемых для перевозки опасных грузов, и
выдачу соответствующих свидетельств.
2.4. Довести содержание Инструкции до
сведения руководителей министерств, ведомств и организаций, связанных с
перевозками опасных грузов.
3. Хозяйственному управлению МВД СССР (т.
Калинину В.А.) в шестимесячный срок дополнительно издать Инструкцию отдельной
брошюрой в количестве 2500 экземпляров и организовать изготовление 10 тысяч информационных
карточек для обеспечения дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
4. Считать утратившим силу указание МВД
СССР от 26 июля 1978 г. N 110.
Министр,
генерал армии
Н.ЩЕЛОКОВ
Приложение
к Приказу МВД СССР
от 20 ноября 1980 г. N 370
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает
порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по дорогам
<*>, открытым для общего пользования, независимо от их ведомственной
принадлежности, на всей территории СССР и определяет основные требования к
организации, техническому обеспечению и безопасности перевозок.
------------------------------------
<*> В соответствии с Правилами
дорожного движения под дорогой понимается любая используемая для движения
дорога, улица, переулок и т.п.
Действие настоящей Инструкции не
распространяется на вещества и предметы военного назначения. Эти вещества и
предметы перевозятся в соответствии со специальными правилами и инструкциями.
1.2. К опасным грузам в соответствии с
ГОСТом 19433-74 относятся вещества и предметы, которые при транспортировании,
выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной
взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий
и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или
заболевания людей и животных.
1.3. Опасные грузы по своим химическим
свойствам делятся на следующие классы <*>:
------------------------------------
<*> Дополнительно в соответствии с
ГОСТом 19433-74 "Грузы опасные. Классификация и знаки опасности"
опасные грузы в каждом классе в зависимости от степени опасности разделяются на
подклассы.
класс 1-й - взрывчатые вещества, которые
по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а
также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания,
предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
класс 2-й - газы сжатые, сжиженные и
растворенные под давлением;
класс 3-й - легковоспламеняющиеся
жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в
растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары (имеющие
температуру вспышки в закрытом сосуде 61 град. C и ниже);
класс 4-й - легковоспламеняющиеся
вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во
время перевозки легко загореться от внешних источников воспламенения, в
результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а
также при нагревании;
класс 5-й - окисляющие вещества и
органические перекиси, которые способны легко выделять кислород, поддерживать
горение, а также могут в соответствующих условиях или в смеси с другими
веществами вызывать самовоспламенение и взрыв;
класс 6-й - ядовитые и инфекционные
вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании
внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
класс 7-й - радиоактивные вещества с
удельной активностью более 0,002 мкКи/г;
класс 8-й - едкие и коррозионные
вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз
и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждение транспортных средств,
сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими
материалами или некоторыми химическими веществами;
класс 9-й - вещества с относительно
низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из
предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки
и хранения.
1.4. Настоящая Инструкция не
распространяется на перевозку веществ класса 9, а
также на случаи перевозок минимальной безопасной массы опасного вещества или
минимального безопасного количества опасных предметов остальных классов (за
исключением взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ и предметов).
Минимальная
безопасная масса опасного вещества или минимальное безопасное количество
опасных предметов на одном транспортном средстве, перевозку которых можно
считать как перевозку неопасного груза, определяется изготовителем на основе
положений Европейского соглашения о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
или других нормативных документов и указывается в правилах или технических
условиях на перевозку данного вида груза.
При перевозке минимальной безопасной
массы опасного вещества или минимального безопасного количества опасных
предметов должны быть соблюдены требования к таре, упаковке, маркировке и т.п.
Кроме того, на транспортном средстве, перевозящем минимальную безопасную массу
опасного вещества или минимальное безопасное количество опасных предметов, не
должны перевозиться другие опасные грузы.
1.5. Основные понятия и термины,
употребляемые в настоящей Инструкции:
Грузоотправитель - организация, от
которой автотранспортное предприятие получает к перевозке опасный груз.
Грузополучатель - организация,
принимающая перевезенный автотранспортным предприятием опасный груз.
Движение в сложных дорожных условиях -
движение по горным дорогам и дорогам IV и V категорий (в соответствии со СНиП
II-Д.5-72 "Строительные нормы и правила"), а также движение в
условиях недостаточной видимости (ограничение видимости до 300 м) и (или)
сложных метеорологических условиях, затрудняющих безопасное движение (гололед,
снегопад и т.д.).
Движение колонной - одновременное движение
трех и более транспортных средств с опасными грузами.
Должностное лицо - представители органов
внутренних дел, органов здравоохранения и районных штабов гражданской обороны,
участвующие в ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Изготовитель - предприятие, производящее
и подготавливающее к перевозке (упаковка, маркировка и т.п.) опасные вещества.
N вещества по списку ООН - порядковый
номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным веществам Комитетом
экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов. N
вещества по списку ООН указывается в технической документации изготовителем
опасного груза и грузоотправителем.
Ответственное за перевозку лицо -
представитель грузополучателя, ответственный за доставку опасного груза к
грузополучателю, а также за соблюдение положений правил или технических условий
на перевозку водителем, охраной и другими сопровождающими лицами.
Организация, ответственная за перевозку,
- организация, подающая заявку в автотранспортное предприятие или
автотранспортное подразделение промышленного предприятия <*> на
перевозку, получающая в случае необходимости разрешение органов внутренних дел
на перевозку и обеспечивающая техническое оснащение перевозки.
------------------------------------
<*> В дальнейшем
"автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение
промышленного предприятия" будет именоваться: "автотранспортное
предприятие", если иное не оговорено в тексте.
Особо опасный груз - к особо опасным
грузам относятся следующие вещества, классифицированные по ГОСТу 19433-74:
- взрывчатые вещества класса 1, кроме
подкласса 1.4 <*>;
- инфекционные вещества подкласса 6.2
<**>;
------------------------------------
<*> К подклассу 1.4 относятся
безопасные взрывчатые вещества, не дающие разрушения устройств и упаковок.
<**> К подклассу 6.2 относятся
вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы. Перечень таких
веществ устанавливает Министерство здравоохранения СССР.
- радиоактивные
вещества 7-го класса радиационных упаковок II, III и IV транспортных категорий
(транспортная категория определяется в соответствии с Правилами безопасности
при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73), а также вещества других
классов, имеющие хотя бы одну из следующих характеристик:
- температура вспышки ниже минус 18 град.
C (в соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ));
- предел допустимой
концентрации (ПДК) менее 1 мг/куб. м (в соответствии с ГОСТом 12.1.007-76
"ССБТ. Вредные вещества. Классификация
и общие требования безопасности").
Система информации об опасности (СИО) -
система, оповещающая об опасности при движении транспортного средства с
опасными грузами и определяющая мероприятия по ликвидации последствий ДТП.
1.6. Опасные грузы перевозятся в
соответствии со специальными правилами или техническими условиями на перевозку.
Правила или
технические условия на перевозку разрабатываются изготовителями опасного груза
для конкретного вида или группы опасных грузов на основании действующих в СССР
нормативных документов и направляются министерствами предприятий-изготовителей
для согласования с Всесоюзным научно-исследовательским институтом безопасности
дорожного движения МВД СССР (ВНИИБД МВД СССР) в части, относящейся к
обеспечению безопасности дорожного движения (Приложение N 1).
В случае перевозки
взрывчатых материалов или сильнодействующих ядовитых веществ, перечень которых
установлен Инструкцией Министерства внутренних дел СССР о порядке сбыта, приобретения,
хранения, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых веществ от 4 сентября
1968 г. N 247, правила или технические условия на перевозку, кроме того,
согласовываются с Главным управлением охраны общественного порядка МВД СССР
(ГУООП МВД СССР).
1.7. Перевозка порожней тары из-под
опасных грузов разрешается на общих основаниях как неопасный груз при наличии в
товарно-транспортном документе отметки "Тара очищена, безопасна",
которая делается организацией, производившей очистку тары.
В случае отсутствия такой отметки
порожняя тара перевозится на тех же условиях, на каких перевозился находившийся
в ней опасный груз.
1.8. Тара с опасным
грузом, перевозимая автомобильным транспортом, маркируется и снабжается знаками
опасности (согласно ГОСТу 14192-77 "Тара транспортная.
Маркировка" и ГОСТу 19433-74 "Грузы опасные. Классификация и знаки
опасности"), продублированными в аварийной
карточке СИО (Приложение N 2).
1.9. При перевозке особо опасных грузов
грузополучателем выделяется ответственное за перевозку лицо. Дополнительная
охрана выделяется в случаях, оговоренных в правилах или технических условиях на
перевозку конкретного вида или группы опасных грузов.
При перевозке остальных видов опасных
грузов ответственное за перевозку лицо выделяется по усмотрению грузополучателя.
1.10. За повреждение дороги, дорожных
сооружений или за нанесение какого-либо другого материального ущерба, вызванные
несоблюдением Правил дорожного движения, правил или технических условий на
перевозку конкретного вида или группы опасных грузов и настоящей Инструкции,
виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
2. Порядок выбора и
согласования маршрута
перевозки опасных грузов
2.1. Выбор маршрута перевозки
осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным
подразделением промышленного предприятия, перевозящим опасные грузы.
2.2. При выборе маршрута перевозки
автотранспортному предприятию необходимо руководствоваться следующим:
- маршрут перевозки по возможности не
должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов;
- маршрут перевозки по возможности не
должен проходить через зоны отдыха, природные заповедники и вблизи
архитектурных памятников;
- в случае перевозки опасных грузов
внутри крупных населенных пунктов маршрут перевозки по возможности не должен
проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и
лечебных учреждений;
- в маршруте перевозки указываются места
стоянок, заправок топливом и опасные участки дорог. (Опасные участки дороги
указываются Госавтоинспекциями, согласующими маршрут перевозки.)
2.3. Маршрут перевозки согласовывается с
Госавтоинспекциями, по территории обслуживания которых
осуществляется перевозка:
- при прохождении маршрута перевозки по
территории союзной республики, не имеющей областного деления, - с ГАИ МВД
союзной республики;
- при прохождении маршрута перевозки по
территории союзной республики, имеющей областное деление, - с соответствующими ГАИ
УВД крайоблисполкомов, ГАИ МВД автономных республик;
- при прохождении маршрута перевозки в
пределах города - с ГАИ ОВД, УВД горисполкома;
- при прохождении маршрута перевозки в
пределах района - с ГАИ ОВД, УВД райисполкома.
2.4. Для согласования маршрута перевозки
автотранспортное предприятие или автотранспортное подразделение промышленного
предприятия обязано не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в
Госавтоинспекцию следующую документацию:
- правила или технические условия на
перевозку данного вида опасного груза, согласованные с ВНИИБД МВД СССР, а в
случаях, указанных в п. 1.6 настоящей Инструкции, и с ГУООП МВД СССР.
Кроме того, при перевозке взрывчатых
веществ (в соответствии с Едиными правилами безопасности при взрывных работах)
и сильнодействующих ядовитых веществ (в соответствии с Инструкцией о порядке
сбыта, приобретения, хранения, учета и перевозки сильнодействующих ядовитых
веществ) организация, ответственная за перевозку, дополнительно получает и
представляет разрешение органов внутренних дел на перевозку;
- свидетельство о допуске транспортного
средства к перевозке опасного груза (Приложение N 3);
- маршрут перевозки (Приложение N 4).
2.5. Свидетельство о допуске
транспортного средства к перевозке опасного груза выдается Госавтоинспекцией по
месту регистрации транспортного средства. Свидетельство действительно на весь
срок перевозок опасного груза, но не более чем на 6 месяцев <*>.
------------------------------------
<*> Транспортное средство может
быть допущено к перевозке опасных грузов при условии выполнения соответствующих
пунктов раздела 4 настоящей Инструкции и специального раздела правил или
технических условий на перевозку конкретного вида опасного груза, согласованных
с ВНИИБД МВД СССР.
2.6. Согласованный маршрут перевозки
действителен на весь срок перевозок опасного груза, но не более чем на 6
месяцев.
В разрешении на перевозку опасного груза
органы внутренних дел могут особо оговорить срок перевозок.
2.7. Первый экземпляр согласованного
маршрута перевозки (Приложение N 4) хранится в Госавтоинспекции до окончания
перевозок, второй - на автотранспортном предприятии, а третий находится во
время перевозки груза у ответственного за перевозку лица или в случае его
отсутствия у водителя.
2.8. Госавтоинспекции, согласовавшие
маршрут перевозки, обязаны сообщить в дежурные части ГАИ и дежурные части
органов внутренних дел, расположенные по трассе следования, сроки, маршрут
перевозки <*>, его возможные изменения, вид опасности, код экстренных
мер, номер вещества по списку ООН и его техническое наименование.
------------------------------------
<*> Сведения о маршруте перевозки
(наименование улиц, дорог, места стоянок и заправок топливом и т.п.) сообщаются
в дежурную часть только в пределах территории, которую она обслуживает.
2.9. В случае возникновения
обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута перевозки,
автотранспортное предприятие обязано вторично согласовать новый маршрут
перевозки в Госавтоинспекции, где производилось согласование прежнего маршрута
перевозки.
3. Организация
передвижения транспортных средств
при перевозке опасных грузов
3.1. Организация
передвижения при перевозке опасных грузов осуществляется в соответствии в
Правилами дорожного движения и настоящей Инструкцией.
3.2. Допустимая скорость движения при
перевозке опасных грузов устанавливается Госавтоинспекцией при согласовании
маршрута перевозки в соответствии с правилами или техническими условиями на
перевозку конкретного вида или группы опасных грузов и с учетом конкретных
дорожных условий.
В случае ограничения скорости на
транспортном средстве устанавливается знак, описание которого дано в Правилах
дорожного движения.
3.3. При перевозке опасных грузов
колонной между транспортными средствами, входящими в нее, соблюдаются следующие
дистанции:
- при движении по горизонтальному участку
дорог - не менее 50 м;
- при движении в горной местности - не
менее 300 м.
При движении колонной ответственное за
перевозку лицо находится в переднем автомобиле. В этом случае одно из лиц
охраны, если она предусмотрена правилами или техническими условиями на
конкретный вид или группу опасных грузов, располагается в последнем автомобиле.
3.4. Транспортное средство, перевозящее
опасный груз, обеспечивается топливом на весь путь следования без дозаправки на
автозаправочных станциях общего пользования.
В случае
необходимости заправка топливом производится с передвижных АЗС, в местах,
указанных в маршруте перевозки (Приложение N 4).
3.5. В условиях недостаточной видимости
(туман, дождь, снегопад и т.п.), ограничивающих видимость до 300 м, перевозка
особо опасных грузов запрещается.
3.6. При перевозке особо опасных грузов
запрещается устраивать стоянки для отдыха в населенных пунктах. Такие стоянки
разрешаются в указанных в маршруте перевозки местах, расположенных не ближе чем
в 200 метрах от жилых строений и других мест скопления людей.
3.7. Необходимость и вид сопровождения
специальными автомобилями при перевозке особо опасных грузов определяются
Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки.
3.8. Сопровождение может осуществляться:
- патрульным автомобилем ГАИ;
- автомобилем прикрытия <*>,
который выделяет организация, ответственная за перевозку опасного груза.
------------------------------------
<*> Автомобиль прикрытия -
автомобиль, выделяемый организацией, ответственной за перевозку, информирующий
участников движения о повышенной опасности на дороге и предотвращающий
возможные встречные столкновения.
3.9. Сопровождение колонны транспортных
средств, перевозящих особо опасные грузы, патрульным автомобилем ГАИ
осуществляется при наличии в составе колонны 10 и более транспортных средств
или когда в процессе движения возникает необходимость проведения дополнительных
мероприятий по регулированию дорожного движения с целью обеспечения
безопасности проезда.
3.10. Порядок сопровождения патрульным
автомобилем ГАИ при прохождении маршрута перевозки по территориям двух или
более областей (краев, республик) определяется начальником Госавтоинспекции, с
территории которой начинается перевозка, по согласованию с начальниками
госавтоинспекций, по территории обслуживания которых
проходит маршрут перевозки.
3.11. Госавтоинспекция должна оказывать
содействие в беспрепятственном проезде автомобилей, перевозящих опасные грузы.
3.12. Сопровождение автомобилем прикрытия
обязательно во всех случаях, когда перевозка особо опасных грузов осуществляется
колонной транспортных средств.
Порядок движения автомобиля прикрытия и
способы информации других участников движения об осуществлении перевозки
указываются Госавтоинспекцией в разделе "Особые условия движения"
бланка согласования маршрута перевозки (Приложение N 4).
3.13. Автомобилю прикрытия необходимо
двигаться впереди сопровождаемых транспортных средств. При этом по отношению к сопровождаемым автомобиль прикрытия должен двигаться
уступом с левой стороны, т.е. таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал
за габарит сопровождаемых транспортных средств.
3.14. Автомобиль прикрытия оборудуется
проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является лишь
дополнительным средством информации для предупреждения других участников
движения и не дает права преимущественного проезда. Проблесковый маячок на
автомобиль прикрытия устанавливается организацией, ответственной за перевозку.
На автомобилях прикрытия и транспортных
средствах, осуществляющих перевозку, в дневное время включаются фары ближнего
света.
3.15. При перевозке особо опасных грузов
колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе обязательно наличие
резервного транспортного средства, приспособленного для перевозки данного вида
груза. Резервное транспортное средство движется в конце колонны.
4. Дополнительные
требования к техническому состоянию
транспортных средств, перевозящих опасные грузы
4.1. Опасные грузы перевозятся
специализированными транспортными средствами или транспортными средствами
общего назначения, приспособленными для этих целей <*>.
------------------------------------
<*> Разработка, постановка на
производство или переоборудование транспортных средств производится
в соответствии со специальными правилами или инструкциями.
Техническое состояние транспортных
средств, участвующих в перевозке опасных грузов, должно отвечать требованиям
инструкций заводов-изготовителей, Правилам дорожного движения и настоящей
Инструкции.
4.2. Автомобили, систематически
используемые для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5, оборудуются
выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону радиатора с наклоном
выпускного отверстия вниз <*>.
------------------------------------
<*> В случаях разовых перевозок
опасных грузов классов 1, 2, 3, 4, 5 на автомобилях общего назначения
допускается устанавливать на выпускную трубу искрогасительную сетку.
Топливный бак удаляется от двигателя,
электрических проводов и выпускной трубы и располагается таким образом, чтобы
он, по мере возможности, предохранялся от повреждения в случае ДТП. В случае
утечки горючего из поврежденного топливного бака оно не должно попадать на
перевозимый опасный груз.
Топливный бак также удаляется от
аккумуляторной батареи или отделяется от нее перегородкой. Кроме этого, он оборудуется
защитой (кожухом) со стороны днища и боков.
4.3. Электрическое оборудование
транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, 5, 8,
должно удовлетворять следующим требованиям:
- номинальное напряжение
электрооборудования не должно превышать 24 В;
- электропроводка должна быть рассчитана
таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание;
- электросеть должна предохраняться от
повышенных нагрузок при помощи плавких предохранителей (заводского
изготовления) или автоматических выключателей;
- электропроводка должна иметь надежную
изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы не могла
пострадать от ударов и трения о части автомобиля и чтобы была защищена от
тепла, выделяемого выпускной системой;
- электропроводка должна состоять из
проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии.
Транспортное средство должно иметь
приспособление для отключения аккумулятора от всей цепи с помощью двухполюсного
выключателя (или другого средства), который приводится в действие из кабины
водителя.
Запрещается устанавливать на транспортное
средство лампы, имеющие цоколи с резьбой. Все электролампы освещения,
находящиеся внутри кузова транспортного средства, необходимо закрывать прочной
сеткой или решеткой.
Электропроводка кузова транспортных
средств должна быть защищена от повреждений внутренней обшивкой.
Транспортные средства должны иметь
металлическую заземлительную цепь с касанием земли на длине 200 мм и
металлический штырь с тросом (для защиты от статического электричества на
стоянке).
4.4. У транспортного средства с кузовом
типа "фургон", перевозящего опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, 5 и 7,
кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и разделяться с
кабиной водителя промежутком не менее 150 мм.
Дерево, применяемое для изготовления
кузова, необходимо пропитывать огнезащитным составом. Для внутреннего покрытия
необходимо использовать материалы, не вызывающие искр. Запрещается применять
материалы, способные образовывать опасные соединения с перевозимыми грузами.
Двери или дверь кузова оборудуются
замками.
4.5. Кузов, предназначенный для перевозки
опасных грузов классов 2, 5 и 6, должен иметь систему вентиляции в соответствии
с техническими условиями на перевозимый груз данного вида.
4.6. В случаях, когда в качестве покрытия
открытых кузовов, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7, 8, используется ткань, она должна быть трудновоспламеняющейся,
непромокаемой, хорошо натянутой и перекрывать борта кузова не менее чем на 200
мм.
4.7. Транспортные средства,
предназначенные для перевозки опасных грузов класса 7 (II, III и IV
транспортной категории в соответствии с ПБТРВ-73), дополнительно оборудуются
экранирующим устройством радиационной защиты (стальной или свинцовый экран,
устанавливаемый между кабиной водителя и кузовом транспортного средства).
4.8. Для закрепления грузовых мест с
опасными грузами классов 1, 2, 3, 4, 5 запрещается использовать
легковоспламеняющиеся материалы.
4.9. Каждое транспортное средство,
предназначенное для перевозки опасных грузов, комплектуется:
- набором инструмента для мелкого
(аварийного) ремонта транспортного средства;
- одним огнетушителем, предназначенным
для тушения пожара на транспортном средстве, и не менее чем одним
огнетушителем, предназначенным для тушения пожара при загорании перевозимого
опасного груза;
- не менее чем одним противооткатным
упором. Размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства;
- одним мигающим фонарем красного цвета
или одним знаком аварийной остановки;
- аптечкой;
- средствами нейтрализации перевозимых
опасных веществ.
В случаях, предусмотренных в аварийной
карточке, транспортное средство комплектуется средствами индивидуальной защиты,
лопатой и необходимым запасом песка. При перевозке особо опасных грузов
транспортное средство дополнительно комплектуется двумя знаками, запрещающими
движение.
4.10. Транспортное средство обозначается
в соответствии с указаниями раздела 7 настоящей Инструкции и Правил дорожного
движения.
Информационные таблицы СИО (приложение N
5) <*> на транспортном средстве располагаются спереди и сзади
перпендикулярно его продольной оси.
------------------------------------
<*> Не приводится.
Спереди таблица СИО устанавливается на
правой стороне бампера. Таблица СИО не должна выступать за габариты бампера в
правую сторону и вниз, а также перекрывать номерной знак транспортного
средства.
Сзади таблица СИО устанавливается на
стенке кузова или цистерны, не выступая за ее габариты и не перекрывая номерной
знак и внешние световые приборы.
Для крепления таблиц СИО на транспортном
средстве предусматриваются специальные устройства, обеспечивающие надежную их
фиксацию.
5. Дополнительные
требования к водителям
транспортных средств, перевозящих опасные грузы
5.1. К управлению транспортными
средствами, на которых перевозятся опасные грузы, допускаются водители, имеющие
стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет, удостоверение на
право управления транспортным средством соответствующей категории и прошедшие
специальную подготовку <*> или инструктаж и медицинский контроль
<**>.
------------------------------------
<*> Допуск водителей к перевозке
взрывчатых материалов (класс 1) осуществляется в соответствии со специальными
правилами.
<**> Отметка о прохождении
водителем специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля
делается в транспортных документах (Приложение N 6).
Сроки прохождения водителями медицинского
переосвидетельствования определены Инструкцией о порядке медицинского
освидетельствования лиц, желающих получить удостоверение на право управления
автомототранспортом и городским электротранспортом, и переосвидетельствования
водителей транспортных средств, утвержденной Приказом Министра здравоохранения
СССР от 16 сентября 1972 г. N 733 и согласованной с МВД СССР.
5.2. Водитель транспортного средства
обязан соблюдать настоящую Инструкцию и правила или технические условия на
перевозку отдельных видов опасных грузов.
5.3. Водитель, привлекаемый к перевозке
опасных грузов, проходит специальную подготовку или инструктаж на
автотранспортном предприятии.
5.4. В случаях, когда при междугородных
перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс
направляются два водителя.
5.5. Водитель, временно привлекаемый к
перевозкам опасных грузов, проходит медицинский осмотр и специальную подготовку
или инструктаж при назначении его на данный вид перевозок.
5.6. Водитель, осуществляющий перевозку
опасного груза, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения,
обязан иметь при себе:
- аварийную карточку системы информации
об опасности (Приложение N 2);
- свидетельство о допуске транспортного
средства (Приложение N 3);
- маршрут перевозки (Приложение N 4) (при
отсутствии ответственного за перевозку лица);
- свидетельство (Приложение N 6);
- сопроводительную документацию к грузу.
5.7. В графах 20 и 21 путевого листа по
типовой межведомственной форме N 4-С, П, М,
утвержденной Минфином СССР и ЦСУ СССР 28 декабря 1979 г., указывается маршрут
перевозки, а в графе 22 - номер вещества по списку Организации Объединенных
Наций. В верхнем левом углу путевого листа красным цветом выполняется отметка
"Опасный груз".
5.8. При перевозке опасных грузов
водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с
Госавтоинспекцией маршрута перевозки, мест стоянок и превышать установленную
скорость движения.
5.9. В случае вынужденной остановки
транспортного средства с опасным грузом водитель обязан обозначить место
остановки согласно Правилам дорожного движения, а также принять меры к
эвакуации транспортного средства за пределы дороги, если это предусмотрено
правилами или техническими условиями на перевозку конкретного вида опасного
груза.
При вынужденной остановке транспортного
средства из-за повреждения тары или упаковки с особо опасным грузом и если его
свойства представляют опасность для других участников
движения место остановки дополнительно обозначается двумя знаками
"Движение запрещено" <*>.
------------------------------------
<*> Знаки "Движение
запрещено" выполняются в соответствии с ГОСТом 10807-78 "Знаки
дорожные. Общие технические условия". Знаки устанавливаются на трассах
спереди и сзади транспортного средства на расстоянии 100 м от него.
5.10. При поломке автомобиля и
невозможности устранения технической неисправности своими силами водитель
должен принять меры для сообщения о месте своей вынужденной стоянки в
Госавтоинспекцию и вызова машины технической помощи с автотранспортного
предприятия.
5.11. В случае ДТП водитель действует в
соответствии с Правилами дорожного движения. Кроме того, водитель обязан:
- при необходимости принять меры для
вызова пожарной охраны и скорой медицинской помощи;
- в соответствии с указаниями аварийной
карточки принять меры по первичной ликвидации последствий ДТП;
- оказать первую медицинскую помощь
пострадавшим;
- сообщить о ДТП в органы внутренних дел;
- обозначить место ДТП согласно пункту
5.9 настоящей Инструкции;
- по возможности не допускать посторонних
лиц к месту ДТП;
- по прибытии на место ДТП представителей
органов внутренних дел и здравоохранения <*> проинформировать их об
опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый
груз.
------------------------------------
<*> Представители органов
здравоохранения в случае необходимости вызываются работниками скорой
медицинской помощи.
5.12. Во время движения по маршруту
перевозки водитель осуществляет контроль за
техническим состоянием транспортных средств, креплением груза в кузове и
сохранностью маркировки и пломб.
5.13. При управлении транспортным
средством водителю запрещается:
- резко трогать транспортное средство с
места;
- производить обгон транспорта,
движущегося со скоростью более 30 км/час;
- резко тормозить;
- ездить с выключенными
сцеплением, коробкой передач и двигателем;
- курить в
транспортном средстве во время движения (курить разрешается только во время
остановок. При этом расстояние до
места курения выбирается в зависимости от класса груза, но не ближе чем в 50 м
от места стоянки);
- разводить огонь (в исключительных случаях
для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 100 м от
стоянки транспорта);
- отлучаться от транспортного средства
без крайней необходимости.
5.14. Запрещается перевозка на
транспортном средстве грузов, не предусмотренных документацией, а также
посторонних лиц, не связанных с перевозкой данного опасного груза.
5.15. Сопровождающие транспортные
средства лица - ответственные за перевозку, охрана, дозиметрист - обязаны иметь
свидетельство, удостоверяющее их право на участие в перевозках опасных грузов
по данному маршруту. Фамилия, имя, отчество сопровождающих транспортное
средство лиц указываются в путевом листе.
5.16. Сопровождающие транспортное
средство лица руководствуются в своих действиях соответствующими служебными
инструкциями.
6. Действия
работников органов внутренних дел
в случае вынужденной остановки транспортного
средства
или возникновения дорожно-транспортного
происшествия
при перевозке опасных грузов
6.1. Дежурный по ГАИ или органу
внутренних дел <*>, на территории обслуживания которого осуществляется
перевозка опасных грузов, должен знать вид опасности, код экстренных мер, N
вещества по списку ООН, его техническое наименование, сроки и маршрут перевозки.
------------------------------------
<*> В дальнейшем будет именоваться
"дежурный".
6.2. При поступлении сообщения или
заявления о вынужденной остановке транспортного средства, перевозящего опасный
груз, дежурный:
- выясняет место и причины остановки;
- сообщает полученные сведения в дежурную
часть вышестоящего органа внутренних дел;
- направляет к месту остановки инспектора
дорожно-патрульной службы ГАИ или наряд наружной службы милиции для оказания
помощи.
6.3. Прибыв к месту вынужденной
остановки, инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ или наряд наружной службы
милиции:
- контролирует правильность обозначения
водителем места остановки знаками, предусмотренными Правилами дорожного
движения и пунктом 5.9 настоящей Инструкции;
- докладывает о сложившейся обстановке
дежурному;
- организует при необходимости эвакуацию
транспортного сродства с опасным грузом в безопасную зону;
- организует в необходимых случаях
движение транспортных средств в объезд места вынужденной остановки;
- оказывает ответственному за перевозку
лицу возможную помощь в устранении причин остановки;
- по окончании устранения причин
остановки докладывает в дежурную часть о возможности дальнейшего движения.
6.4. При поступлении сообщения или
заявления о ДТП, возникшем при перевозке опасного груза, дежурный выясняет:
- место и время происшествия, его
характер и последствия;
- сведения о
пострадавших (фамилия, имя, отчество, возраст, домашний адрес, место работы,
телефон);
- необходимость оказания медицинской
помощи;
- наличие на транспортных средствах,
причастных к ДТП, информационных таблиц СИО (приложение N 5), а при возможности
сведения из указанных таблиц о виде опасности, коды экстренных мер и N опасных
веществ по списку ООН;
- данные о транспортных средствах,
причастных к ДТП (марка, номерной знак, принадлежность);
- сведения о заявителе (фамилия, имя,
отчество, домашний адрес, телефон).
6.5. Полученные сведения о ДТП дежурный
сообщает в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.
6.6. После приема сообщения или заявления
о ДТП дежурный:
- направляет к месту ДТП инспектора
дорожно-патрульной службы ГАИ или наряд наружной службы милиции;
- вызывает в необходимых случаях
работников скорой медицинской помощи, пожарной охраны, районного штаба
гражданской обороны <*>.
------------------------------------
<*> Работники штаба гражданской
обороны вызываются в случае ДТП при перевозке ядовитых и радиоактивных веществ.
При вызове работников скорой медицинской
помощи, пожарной охраны, районного штаба гражданской обороны дежурный сообщает
им сведения из информационной таблицы СИО о виде опасности, код экстренных мер,
N опасного вещества по списку ООН и его техническое наименование. В случае
отсутствия конкретных данных дежурный сообщает предположительные сведения о
виде опасности, код экстренных мер, N опасного вещества по списку ООН и его
техническое наименование, полученные от Госавтоинспекции.
6.7. Прибыв на место ДТП, должностные
лица обязаны:
- проконтролировать правильность
обозначения места ДТП знаками, предусмотренными Правилами дорожного движения и
пунктом 5.9 настоящей Инструкции, или принять меры к обозначению места ДТП;
- уточнить вид опасности, код экстренных
мер и N опасного вещества по списку ООН с помощью аварийной карточки (Приложение
N 2) или информационной таблицы (приложение N 5);
- принять в случае необходимости меры к
эвакуации людей из прилегающего к месту ДТП района;
- организовать в необходимых случаях
движение транспортных средств в объезд места ДТП;
- принять меры к ограничению
распространения очага поражения.
В последующем должностные лица действуют
в соответствии со своими служебными инструкциями.
О ходе ликвидации последствий ДТП
должностные лица обязаны периодически информировать дежурного.
6.8. Должностное лицо, заполняющее
учетную карточку ДТП, в графе 24 "Особые отметки" указывает вид
опасности, код экстренных мер, N вещества по списку ООН и его техническое
наименование.
7. Система
информации об опасности
7.1. Система информации об опасности
(СИО) состоит:
- из аварийной карточки для определения
мероприятий по ликвидации последствий ДТП (Приложение N 2);
- из информационной таблицы для
обозначения транспортного средства (приложение N 5);
- из информационной карточки для
расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной таблице
(Приложение N 7).
7.2. Аварийная карточка СИО заполняется
по единой форме (Приложение N 2) изготовителем опасных грузов и прилагается к
путевому листу автотранспортным предприятием.
Аварийная карточка находится на
транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, или на автомобиле прикрытия.
7.3. Информационные таблицы СИО
изготовляются грузополучателем опасных веществ и представляются
автотранспортному предприятию для установки на транспортное средство.
7.4. Габаритные размеры информационных
таблиц СИО должны соответствовать образцу (приложение N 5).
При изготовлении и окраске таблиц
необходимо соблюдать следующие требования:
- фон левой части таблицы должен быть
белый;
- фон граф "КЭМ" (код
экстренных мер) и "N ООН" (N Организации Объединенных Наций) -
оранжевый;
- наименование граф ("КЭМ",
"N ООН") и надпись в знаке опасности "Едкое вещество"
выполняются белым цветом;
- окантовка таблицы, разделительные линии
граф, код экстренных мер, N вещества по списку ООН и надписи в остальных знаках
опасности выполняются черным цветом;
- окантовка знака опасности наносится
черным цветом на расстоянии 5 мм от кромок знака линией, имеющей толщину не
менее 5 мм;
- толщина цифр и букв в
графах "КЭМ" и "N ООН" - не менее 15 мм, на знаке
опасности - не менее 3 мм;
- толщина окантовки рамки и
разделительных линий таблиц равна 15 мм;
- при написании буквенно-цифрового кода
экстренных мер сначала указываются цифры, а затем буквы.
7.5. Информационной карточкой СИО
(Приложение N 7) обеспечиваются органы внутренних дел, согласующие и
контролирующие перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
7.6. Информационная карточка СИО
выполняется на картоне-прессшпане беленом. С лицевой стороны она содержит
расшифровку информационных таблиц СИО, на обороте приведены образцы знаков
опасности по ГОСТу 19433-74.
Цифрами обозначен
КЭМ при пожаре и утечке, а также информация о степени опасности попадания
веществ в сточные воды и водоемы. Буквами обозначен
КЭМ при защите людей. Код экстренных мер может состоять из одного, двух и более
знаков (цифр и букв). Каждому знаку соответствует определенное действие по
ликвидации последствий ДТП или других инцидентов. Например, если при перевозке
фосфора белого или желтого (этому веществу присвоен N ООН 1381) произошло ДТП
или другой инцидент, то КЭМ 15Д (приложение N 5) определяет следующие действия:
1 - Воду не применять! Применять сухие
огнетушащие вещества!
5 - Предотвратить попадание вещества в
сточные воды и водоемы.
Д - Необходим дыхательный аппарат и
защитные перчатки.
7.7. В случае ДТП при перевозке опасных
грузов мероприятия по ликвидации последствий осуществляются согласно указаниям
аварийной карточки СИО или кода экстренных мер по информационной таблице СИО.
7.8 Полная идентификация перевозимого
опасного груза осуществляется по N ООН, имеющемуся в
информационной таблице и аварийной карточке СИО, а также в заявке на перевозку.
7.9. Упаковка и маркировка грузовых мест
с опасными грузами производится предприятиями-изготовителями или
грузоотправителями.
Всесоюзный научно-исследовательский
институт безопасности дорожного
движения МВД СССР
Приложение N 1
к Инструкции
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ ПРАВИЛА
ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПЕРЕВОЗКУ
КОНКРЕТНОГО
ВИДА ОПАСНОГО ГРУЗА <*>
------------------------------------
<*> Ниже приведен перечень
сведений, касающихся только обеспечения безопасности дорожного движения.
1. Общие положения
1.1. Срок действия правил или технических
условий.
1.2. Техническое наименование опасного
вещества, на которое распространяется действие данных правил или технических
условий.
1.3. Классификация вещества в
соответствии с ГОСТом 19433-74 "Грузы опасные. Классификация и знаки
опасности", а также указание о том, относится ли данное вещество к особо
опасным грузам.
1.4. Физические свойства опасного
вещества, его фаз, смесей и соединений, которые могут перевозиться
автомобильным транспортом.
1.5. Максимальная масса вещества или
масса одной упаковки и их максимальное количество, которое можно перевозить на
одном транспортном средстве.
1.6. Таблица совместимости или перечень
веществ, с которыми запрещена совместная перевозка данного вещества.
1.7. Минимальная масса вещества или
количество упаковок на одном транспортном средстве, перевозку которых можно
считать как перевозку неопасного груза.
1.8. Условия перевозки порожней тары.
1.9. Необходимость выделения
ответственного за перевозку лица.
1.10. Необходимость выделения
дополнительной охраны.
1.11. Необходимость выделения автомобиля
прикрытия.
2. Организация
передвижения транспортных средств
при перевозке опасных грузов
2.1. Максимальная допустимая скорость
перевозки.
2.2. Движение в сложных дорожных условиях
(разрешено или нет).
2.3. Дистанция между транспортными
средствами (движение колонной), а также расположение сопровождающих лиц.
2.4. Необходимость эвакуации
транспортного средства за пределы дороги при вынужденной остановке.
2.5. Организация стоянок.
2.6. Условия заправки транспортных
средств топливом.
3. Требования к
техническому состоянию
транспортных средств, перевозящих опасные грузы
3.1. Тип (типы) транспортного средства,
пригодного для перевозки данного опасного груза.
3.2. Необходимость переоборудования
выпускной трубы и установки искрогасительной сетки.
3.3. Требования к установке топливного
бака.
3.4. Требования к электрооборудованию.
3.5. Требования к кузову или цистерне и
ее оборудованию.
3.6. Перечень дополнительного
оборудования, средств пожаротушения, сведения об огнетушащем веществе, перечень
инструмента и т.д., которыми необходимо комплектовать
транспортное средство.
4. Требования к
водителям транспортных средств,
перевозящих опасные грузы
4.1. Условия допуска водителей к
перевозке опасных грузов.
4.2. Специальные действия водителя в
случае вынужденной остановки транспортного средства с данным видом груза.
4.3. Специальные действия водителя в
случае ДТП транспортного средства с данным видом груза или в случаях, когда
груз пролит, и пр.
4.4. Условия, которые необходимо
соблюдать водителю при перевозке опасного груза.
5. Требования к
сопровождающему опасный груз персоналу
5.1. Рекомендуемый состав сопровождающего
опасный груз персонала при перевозке одиночным транспортным средством и при
перевозке колонной.
5.2. Критерии допуска персонала к
перевозке опасного груза.
5.3. Обязанности персонала.
5.4. Возможные аварийные ситуации и меры
по их ликвидации.
5.5. Действия персонала в случае
вынужденной остановки транспортного средства.
5.6. Действия персонала в случае ДТП.
5.7. Оснащение обслуживающего персонала
спецодеждой, инструментом и т.д.
6. Система
информации об опасности
6.1. Чертеж информационной таблицы для
обозначения транспортного средства.
6.2. Описание кода экстренных мер.
6.3. Номер вещества по списку Организации
Объединенных Наций.
7. Приложение. Список нормативных
документов, на основании которых разрабатывались правила или технические
условия на перевозку конкретного вида опасного груза.
Приложение N 2
к Инструкции
АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОПАСНОСТИ
Техническое наи-
менование груза
|
Класс
опас-
ного
груза
|
Код
экстренных
мер
|
N по
списку
ООН
|
Минимальная
безопасная
масса опас-
ного груза
в кг
|
Минимальное
безопасное
количество
опасных
предметов в
шт.
|
|
Другие наимено-
вания (синонимы)
|
|
|
|
|
|
|
Физические
свойства
|
Знаки
опасности
|
Т. кипения,
°C
|
|
Т. плавле-
ния, °C
|
|
Летучесть
(упругость
пара)
|
|
Плотность
паров (по
воздуху)
|
|
Плотность
(по воде)
|
|
Раствори-
мость в воде
|
|
Пожаро- и взрывоопасность
|
Т. всп.
(воспл.), °C
|
Т. самовос., °C
|
Область воспл.
паров
|
Пределы воспл.,
°C
|
нижний
|
верхний
|
Опасность для
живых организмов
|
Класс опасности
(по ГОСТу
12.1.007-76)
|
Предельно
допустимая
концентра-
ция (ПДК),
мг/куб. м
|
Токсичность
при попада-
нии внутрь
(ЛД50), мг/
кг
|
Токсичность
при попадании
через кожу
(ЛД50), мг/кг
|
Токсичность
при вдыха-
нии (ЛК50),
мг/куб. м
|
Пути поступле-
ния в организм
|
|
|
|
|
Токсическое
действие
|
|
|
|
|
Воздействие на
кожу и слизис-
тые оболочки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(оборотная сторона аварийной карточки)
Огнегасительные
средства, рекомендуемые при пожаре
|
|
Меры первой
помощи
|
При вдыхании
|
|
При остановке
дыхания
|
|
При попадании в
глаза
и на кожу
|
|
При
проглатывании
|
|
Индивидуальные
средства защиты
|
Органов
дыхания
|
|
Глаз
|
|
Кожи
|
|
Способы и
средства обезвреживания
|
Организация,
ответственная за перевозку __________________________
__________________________________________________________________
(полное наименование)
Представитель
организации, ответственной за перевозку ____________
__________________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы, подпись,
дата, печать)
Приложение N 3
к Инструкции
СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ДОПУСКЕ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНОГО ГРУЗА
1.
Свидетельство N _____, удостоверяющее в том, что указанное
ниже транспортное средство
отвечает условиям, предписанным
Инструкцией о
порядке перевозки опасных
грузов автомобильным
транспортом, Правилами
дорожного движения, и
допускается к
перевозке
опасных грузов.
2. Действительно до "__"
____________ 19__ г.
3.
Настоящее свидетельство подлежит возвращению выдавшему его
подразделению
ГАИ при изъятии указанного транспортного средства из
эксплуатации, перемене
владельца, по истечении
срока действия
свидетельства и
в случае переоборудования транспортного средства.
4.
Тип кузова транспортного
средства: закрытый, открытый,
цистерна, с
(без) прицепом(а)
(полуприцепом) закрытым, открытым
(нужное
подчеркнуть).
5. Марка транспортного средства
(автомобиля, прицепа,
полуприцепа)
_____________________________________________________
6.
Государственный номерной знак
транспортного средства
(автомобиля,
прицепа, полуприцепа) _______________________________
7. Наименование автотранспортного предприятия или
автотранспортного подразделения
промышленного предприятия и его
адрес
____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Транспортное средство подвергнуто
осмотру "__" ____________
19__ г. и может быть допущено к перевозке опасных
грузов классов
(указать каких)
__________________________________________________
(оборотная
сторона свидетельства)
Начальник Госавтоинспекции
___________________________________
(наименование органа
внутренних
__________________________________________________________________
дел, фамилия, инициалы, подпись,
печать)
"__"
____________ 19__ г.
9. Срок действия настоящего
свидетельства продлен до "__"
____________
19__ г.
Начальник Госавтоинспекции
___________________________________
(наименование органа внутренних
__________________________________________________________________
дел, фамилия, инициалы, подпись,
печать)
"__"
____________ 19__ г.
10. Срок действия настоящего свидетельства
продлен до "__"
____________
19__ г.
Начальник Госавтоинспекции
___________________________________
(наименование органа внутренних
__________________________________________________________________
дел, фамилия, инициалы, подпись,
печать)
"__"
____________ 19__ г.
Приложение N 4
к Инструкции
СОГЛАСОВАНО
Начальник Госавтоинспекции
__________________________
(фамилия, инициалы,
подпись, печать)
"__" _____________ 19__ г.
Срок действия
с "__"
_____________ 19__ г.
до
"__" ____________ 19__ г.
МАРШРУТ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНОГО
ГРУЗА
Техническое
наименование
груза
|
|
Знаки опасности
|
Класс опасного
груза
по ГОСТу 19433-74
|
|
Код экстренных
мер (КЭМ)
|
|
N вещества по
списку ООН
|
|
Общий вес груза на одном транспортном
средстве ______ т.
Количество транспортных средств,
перевозящих груз одновременно, ____________ авт.
Особые условия движения
1. Допустимая скорость на перегонах.
2. Прикрытие (на всем маршруте, на
отдельных участках, нет необходимости).
3. Сопровождение (на всем маршруте, на
отдельных участках, нет необходимости).
4. Движение ночью (разрешено, запрещено).
(оборотная сторона маршрута перевозки)
Маршрут
движения
|
1. Почтовый адрес
и телефон грузоотправителя
|
|
2. Почтовый адрес
и телефон грузополучателя
|
|
3. Наименование
улиц, населенных пунктов, по
которым проследуют транспортные средства
|
|
4. Наименование
дорог вне населенных пунктов,
по которым проследуют транспортные средства
|
|
5. Почтовые
адреса промежуточных пунктов,
куда в случае необходимости можно сдать груз
|
|
6. Почтовые
адреса и телефоны дежурных частей
ГАИ и органов внутренних дел, расположенных
по маршруту
|
|
7. Места
стоянок
|
|
8. Места заправок
топливом
|
|
9. Опасные
участки дорог
|
|
Директор автотранспортного
предприятия
или автотранспортного
подразделения
промышленного
предприятия
_________________________________
"__" ____________ 19__ г. (фамилия, инициалы, подпись,
печать)
Срок действия
настоящего Начальник
Госавтоинспекции
маршрута продлен до
_________________________________
"__" ____________ 19__ г. (фамилия, инициалы, подпись
и печать)
Срок действия
настоящего Начальник
Госавтоинспекции
маршрута продлен до
_________________________________
"__" ____________ 19__ г. (фамилия, инициалы, подпись
и печать)
Приложение N 6
к Инструкции
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Выдано водителю транспортного средства тов.
__________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в том, что он
ознакомлен с правилами или техническими условиями на
перевозку
_______________________________________________________,
(наименование конкретного вида
опасного груза)
прошел обучение по специальной подготовке или инструктаж и допущен
к выполнению
перевозок указанного груза.
Обучение или
инструктаж проведен ____________ 19__ г.
Медицинский
осмотр проведен ____________ 19__ г.
Срок действия
свидетельства до "__" ____________ 19__ г.
Директор
автотранспортного предприятия
или
автотранспортного подразделения
промышленного
предприятия
____________________________________
(фамилия,
инициалы, подпись, печать)
"__"
____________ 19__ г.
Приложение 7
к Инструкции
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА
СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐│
││ Перевозка опасных
грузов ││
││ Система информации об
опасности ││
│└──────────────────────────────────────────────────────────────┘│
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐│
││ Обозначение транспортного
средства ││
││ ┌──────────┬───────┐ ││
││ │ /\
│ * │ ││
││ │ /
\ │ │ ││
││ │ / ** \
├───────┤ ││
││ │ \
/ │ │ ││
││ │ \
/ │ *** │ ││
││ │ \/
│ │ ││
││ └──────────┴───────┘ ││
│└──────────────────────────────────────────────────────────────┘│
│┌───┐
┌────────────────────────────────────────────────────────┐│
││
1 │ │ ВОДУ НЕ ПРИМЕНЯТЬ! ││
││ │ │ ПРИМЕНЯТЬ СУХИЕ ОГНЕТУШАЩИЕ
СРЕДСТВА! ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
2 │ │ ПРИМЕНЯТЬ ВОДЯНЫЕ СТРУИ ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
3 │ │ ПРИМЕНЯТЬ РАСПЫЛЕННУЮ ВОДУ ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
4 │ │ ПРИМЕНЯТЬ ПЕНУ ИЛИ СОСТАВЫ НА ОСНОВЕ ХЛАДОНОВ ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
5 │ │ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОПАДАНИЕ ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫЕ ВОДЫ И ││
││ │ │ ВОДОЕМЫ
││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
Д │ │ НЕОБХОДИМ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
П │ │ НЕОБХОДИМ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И
ЗАЩИТНЫЕ ПЕРЧАТКИ ││
││ │ │ ТОЛЬКО ПРИ ПОЖАРЕ ││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
К │ │ НЕОБХОДИМ ПОЛНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОМПЛЕКТ
ОДЕЖДЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЙ││
││ │ │ АППАРАТ
││
│├───┤
├────────────────────────────────────────────────────────┤│
││
Э │ │ НЕОБХОДИМА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ││
│└───┘
└────────────────────────────────────────────────────────┘│
│┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐│
││
* - код экстренных мер при пожаре или утечке
││
││
** - знак опасности по ГОСТ 19433-74 ││
││
*** - N ООН
││
│└──────────────────────────────────────────────────────────────┘│
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
(оборотная сторона информационной карточки)
ОБРАЗЦЫ ЗНАКОВ ОПАСНОСТИ <*>
------------------------------------
<*> Рисунки не приводятся.
ЦВЕТА ЗНАКОВ ОПАСНОСТИ И НАДПИСИ НА НИХ
┌────┬──────────────────────┬────────────────┬───────────────────┐
│N │
Цвет поля знака │Класс и
подкласс│Надписи, характери-│
│ри- │ │ веществ,
│зующие опасность │
│сун-│ │ обозначаемых
│груза и номер клас-│
│ка │ │ знаком
│са, наносимые на │
│ │ │ │знак │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1 │Оранжевый │Класс 1 │Взрывает 1 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│2 │Зеленый │Класс 2 │Невоспламеняющийся │
│ │ │Подкласс 2.1 │газ 2 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│3 │Красный │Класс 2 │Легковоспламеняю- │
│ │ │Подклассы 2.3 и │щийся
газ 2 │
│ │ │2.4 │ │
│ │ │Класс 3 │Легковоспламеняюща-│
│ │ │ │яся жидкость 3 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│4 │Красные и белые чере- │Класс 4 │Воспламеняется
4 │
│ │дующиеся
вертикальные │Подкласс 4.1 │ │
│ │полосы │ │ │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│5 │Верхняя половина - бе-│Класс 4 │Самовоспламеняется
│
│ │лая, нижняя
- красная │Подкласс 4.2 │4 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│6 │Синий │Класс 4 │Загорается
от воды │
│ │ │Подкласс 4.3 │4 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│7 │Желтый │Класс 5 │Окислитель 5 │
│ │ │Подкласс 5.1 │Органическая
пере- │
│ │ │Подкласс 5.2 │кись 5 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│8 │Белый │Класс 2 │Ядовитый газ 2 │
│ │ │Подклассы 2.2 и │ │
│ │ │2.4 │ │
│ │ │Класс 6 │Яд 2 │
│ │ │Подкласс 6.1 │ │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│9 │Белый │Класс 6 │Вредно. Хранить │
│ │ │Подкласс 6.3 │вдали от пищевых │
│ │ │ │продуктов 6 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│10 │Белый │Класс 6 │Инфекционное
вещес-│
│ │ │Подкласс 6.2 │тво 6 │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│11 │Белый (одна вертикаль-│Класс
7 │Радиоактивно 7 │
│ │ная красная полоса в │Подкласс 7.1 │ │
│ │нижнем треугольнике) │ │ │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│12 │Верхняя половина - │Класс 7 │Радиоактивно 7 │
│ │желтая,
нижняя - белая│Подкласс 7.1 │ │
│ │(две
вертикальные │ │ │
│ │красные полосы в ниж- │ │ │
│ │нем
треугольнике) │ │ │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│13 │Верхняя половина - │Класс 7 │Радиоактивно 7 │
│ │желтая,
нижняя - белая│Подкласс 7.1 │ │
│ │(три
вертикальные │ │ │
│ │красные полосы в ниж- │ │ │
│ │нем
треугольнике) │ │ │
├────┼──────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│14 │Верхняя половина - бе-│Класс
8 │Едкое вещество 8 │
│ │лая, нижняя
- черная │ │ │
└────┴──────────────────────┴────────────────┴───────────────────┘