Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
Э.М.СААКЪЯНЦ
25 ноября 1980 г. N 2268-80
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по профессионально-техническому
образованию
В.И.ЛЕБЕДЕВ
25 ноября 1980 г. N 08-9
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯМ, СВЯЗАННЫМ С УПРАВЛЕНИЕМ
И ОБСЛУЖИВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, И ТРЕБОВАНИЯ
К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ МАСТЕРСКИХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Методические
рекомендации разработаны сотрудниками Московского ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательского института гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана
кандидатами медицинских наук Г.Г. Ястребовым и Г.И.
Куценко, Министерства здравоохранения СССР - В.В. Стан, Государственного комитета
СССР по профтехобразованию - А.А. Якубовичем.
Ответственный редактор член-корреспондент
АМН СССР профессор А.П. Шицкова.
Рекомендации предназначены для работников
органов и учреждений здравоохранения и профессионально-технического
образования, предприятий, научно-исследовательских учреждений, проектных
организаций, разрабатывающих и изготовляющих строительную технику и специализированные
тренажеры.
Возросшие темпы строительства, повышение
уровня механизации строительных работ требуют массовой подготовки
квалифицированных рабочих кадров по управлению и обслуживанию строительной
техники. Их подготовка в настоящее время в значительной степени осуществляется
в средних профессионально-технических и технических училищах.
В число наиболее распространенных
профессий входят машинисты экскаваторов, бульдозеров, башенных и автомобильных
кранов и др. Для обучения указанным профессиям в ПТУ принимаются подростки 16 -
17 лет.
Сложность
профессиональной подготовки молодежи на строительной технике обусловливается
тем, что производственное обучение учащихся в ряде училищ за неимением
специализированных учебных мастерских и полигонов нередко ведется на
строительных площадках в условиях воздействия на их организм неблагоприятных
производственных факторов (шум, вибрация, дискомфортный микроклимат,
запыленность, загазованность) и нерациональной организации рабочих мест
(габариты, расположение оборудования, кресел и т.п.) в кабинах строительных
машин.
С целью снижения
отрицательного воздействия факторов производственной среды на растущий организм
подростков и сохранения их здоровья, сосредоточения внимания учащихся на
отработке навыков по управлению строительными машинами, экономии энергетических
ресурсов и сохранности дорогостоящей техники широкое распространение на
начальном этапе профессиональной подготовки в строительных ПТУ получило
внедрение в учебный процесс различного рода технических средств обучения (ТСО)
- специализированных тренажеров, а также учебных полигонов.
Применение их на
начальном этапе профессионального обучения в ПТУ способствует сосредоточению
внимания учащихся на отработке конкретных профессиональных навыков по
управлению строительной техникой, ведет к экономии энергетических ресурсов и
сохранности дорогостоящей техники, дает возможность имитирования при подготовке
на тренажерах сложных рабочих ситуаций, не подвергая в то же время подростков
воздействию комплекса указанных производственных факторов.
В последние годы Всесоюзным трестом
производственных предприятий Госпрофобра СССР
разработано и налажено производство тренажеров экскаватора ТР
Э652А, автотренажера ТР ЗИЛ-130, тренажеров башенного крана и др. В ряде
профтехучилищ сконструированы и используются в учебном процессе самодеятельные
тренажеры автомобильного крана КС-2561 и других строительных машин.
С целью организации режима подготовки
учащихся по профессии "машинист строительных
машин" рекомендуется:
- обратить особое внимание на освоение
основных приемов и навыков выполнения работ по управлению строительной техникой
с использованием специализированных тренажеров;
- проводить тренажерную подготовку
учащихся в начальный период обучения управлению техникой, а также при прохождении
тем и заданий по изучению работы отдельных узлов строительных машин;
- иметь общий объем тренажерной
подготовки в течение учебного дня не свыше двух часов с обязательным
чередованием занятий на тренажерах с изучением узлов и механизмов конструкций
строительных машин;
- проводить тренажерную подготовку в
учебных мастерских с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут занятий;
- не превышать занятость подростков во
время профессиональной подготовки с использованием специализированных
тренажеров 70 - 75-процентной общей длительности занятий;
- допускать к обучению на тренажерах
учащихся, прошедших инструктаж по безопасности труда и электробезопасности
управления механизмами;
- проводить подготовку учащихся на
тренажерах перед их обучением управлению строительной техникой.
Организация производственного обучения
учащихся на строительных машинах на объектах строек должна предусматривать:
- проведение его под руководством
мастеров производственного обучения;
- закрепление учащихся за опытными
машинистами - наставниками в период производственной практики на объектах
строек;
- соблюдение длительности рабочей смены
для учащихся 18-летнего возраста, установленной действующим законодательством
на предприятии для рабочих соответствующих профессий и возрастов;
- проведение производственного обучения
для лиц, не достигших 18-летнего возраста, непосредственно на строительной
технике не более четырех часов (Постановление Госкомитета СССР по труду и
социальным вопросам N 283/П-9 от 10 сентября 1980 г.);
- организацию отдыха и питания учащихся
вне кабин в бытовых помещениях строительных площадок, оборудованных в
соответствии с санитарными требованиями.
Профессиональное обучение будущих
машинистов строительных машин должно проводиться на современных тренажерах и
строительной технике, отвечающих гигиеническим и эргономическим требованиям.
Ответственность за его проведение в условиях профтехучилищ возлагается на
администрацию ПТУ; на строительных площадках и технике - на базовые
предприятия, обеспечивающие соответствующие санитарно-гигиенические требования
к условиям труда учащихся.
Важное место в системе мероприятий по
снижению действия производственных вредностей, охране и укреплению здоровья
учащихся-строителей принадлежит организации их медицинского обслуживания,
включающего:
- тщательное проведение предварительных
медицинских осмотров в соответствии с перечнем медицинских показаний и
противопоказаний к работе и производственному обучению учащихся строительным
профессиям;
- ежегодное проведение периодических
медицинских осмотров с целью принятия своевременных мер по предупреждению
заболеваний.
С целью улучшения использования в
учебно-производственном процессе профессионально-технических училищ
специализированных тренажеров рекомендуется проведение следующих
организационных и эргономических мероприятий:
- создание в строительных ПТУ, ведущих
подготовку машинистов строительных машин, специализированных тренажерных
кабинетов (мастерских, лабораторий), оборудованных в соответствии с
требованиями гигиены и эргономики необходимой учебной аппаратурой;
- размещение тренажеров в учебных
помещениях профтехучилищ под углом в 45° по отношению к источникам
естественного освещения на расстоянии друг от друга, достаточном для прохода
учащихся и возможности безопасного проведения одновременной подготовки на всех
тренажерах;
- разработка специальных конструкций
кресел тренажеров, обеспечивающих регулировку по высоте и углу наклона с
наличием полужесткого сиденья, спинки и подлокотников.
Сиденье тренажера должно обеспечивать
достаточную площадь опоры и иметь следующие размеры: ширину не менее 550 мм,
глубину сиденья не менее 400 мм; высоту сиденья, регулируемую в пределах 420 -
470 мм; регулировку сиденья "вперед-назад" +/- 150 мм с надежной
фиксацией положения; угол наклона сиденья спереди-назад не более 3 - 5°.
Высота спинки сиденья тренажера должна
составлять не менее 500 мм, угол наклона спинки по вертикали в пределах 5 -
15°, пределы перемещения спинки по высоте (от нижнего края сиденья) должны
составлять 100 - 255 мм.
Рычаги управления рабочими органами
тренажеров и щитки приборов контроля должны соответствовать их расположению на
реальной строительной технике и находиться в оптимальной рабочей зоне сидящего
подростка.
Форма и размеры
рукояток рычагов управления должны соответствовать таковым на реальной
строительной технике; усилия на ручных рычагах управления должны составлять не
более 3 кГс, на ножных рычагах управления (педалях) -
не более 7 - 8 кГс; рабочий ход рычагов не должен
превышать 300 мм; самопроизвольное перемещение рычагов должно быть исключено
благодаря наличию надежной фиксации; тренажеры
должны быть снабжены специальными табличками с несмываемыми надписями,
указывающими схему их переключения и назначение.
Внедрение комплекса вышеперечисленных
мероприятий при профессиональной подготовке учащихся - машинистов строительных
машин - позволит сохранить и укрепить здоровье молодежи, повысить качество
подготовки рабочих кадров для данной отрасли строительного производства.
СПИСОК
МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ
ЗА РЕЖИМОМ И УСЛОВИЯМИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКИМ
ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПТУ ПРОФЕССИИ -
МАШИНИСТЫ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1. Список производств, профессий,
специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших
18-летнего возраста (Постановление Государственного комитета СССР по труду и
социальным вопросам N 283/П-9 от 10 сентября 1980 г.).
2. СНиП II-66-78
"Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения.
Нормы проектирования". М., Стройиздат, 1978.
3. Методические рекомендации по
совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних
профессионально-технических училищ. М., 1978.
4. Санитарные правила по устройству и
содержанию учебных помещений системы профтехобразования.
М., 1980.
5. СНиП II-Г.7-62 "Отопление,
вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования".
6. СНиП II-4-79 "Естественное и
искусственное освещение. Нормы проектирования". М., Стройиздат,
1980.
7. ГОСТ 12.1.003-76 "Шум. Общие
требования безопасности".
8. ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей
зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
9. ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные
вещества. Классификация и общие требования безопасности".
10. ГОСТ 12.1.012-78 "Вибрация.
Общие требования безопасности".
11. Санитарные нормы и правила по
ограничению шума и вибрации на рабочих местах машинистов тракторов,
сельскохозяйственных, мелиоративных, строительно-дорожных машин и грузового
автотранспорта. N 1102-73. М., 1973.
12. Санитарные правила по устройству и
оборудованию кабин машинистов кранов. N 1204-74. М., 1975.
13. Методические рекомендации по
профилактике неблагоприятного действия производственного шума на организм
подростков. М., 1978.
14. Перечень
медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков
профессиям и специальностям строительства, промышленности строительных
материалов, легкой, деревообрабатывающей, мебельной, спичечной и
целлюлозно-бумажной промышленности (сборник N 4. М.,
1965).
15. Инструктивно-методические указания по
проведению врачебно-профессиональной консультации подростков. N 10-61/14-129 и
N 567-65. М., 1965.
16. Инструктивно-методические указания по
проведению предварительных и периодических медицинских осмотров подростков. N
06-14/15. М., 1967.
17. Методические рекомендации по
оптимизации производственного обучения подростков на строительной технике. М.,
1978.
18. Рационализация профессиональной
подготовки учащихся ПТУ на специализированных строительных тренажерах. М., 1980.
19. Санитарные правила для временных
(стационарных) и передвижных пунктов питания строительных рабочих. Утверждены МЗ СССР от 10.02.69.
20. ГОСТ 12.2.033-78 "Рабочее место
при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования".
21. ГОСТ 12.2.032-78 "Рабочее место
при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования".
22. СНиП III-А.11-70 "Техника
безопасности в строительстве". М., Стройиздат,
1970.
23. Сборник изменений и дополнений главы
СНиП III-А.11-70 "Техника безопасности в строительстве". М., Стройиздат, 1977.
24. О повышении организационного и
методического уровня использования тренажеров в учебно-воспитательном процессе
учебных заведений профтехобразования (методическое
письмо). М., 1980.
25. Положение о производственной практике
учащихся городских профессионально-технических и технических училищ,
подготавливающих квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта,
связи, торговли, общественного питания и отраслей, обслуживающих население. N 4
от 22 января 1975 г. М., 1975.
26. ГОСТ 12.1.013-78 "Строительство.
Электробезопасность. Общие требования".
27. Положение о
профессионально-технических учебных заведениях СССР. N 296 от 11 апреля 1980 г.