МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО N 25
Юридический отдел с арбитражем
Министерства здравоохранения РСФСР направляет данные Методические рекомендации,
разработанные управлением правовой работы в народном хозяйстве Министерства
юстиции СССР с учетом мнений компетентных служб Прокуратуры СССР, МПС,
Госарбитража СССР, юридических отделов ряда министерств и ведомств, объединений
и организаций.
Методические рекомендации предназначены
для практических работников здравоохранения и юрисконсультов органов и
учреждений здравоохранения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТЕ
ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ СОХРАННОСТИ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с
Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте,
юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета
депутатов трудящихся <1>, предприятия, организации, учреждения,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467,
обеспечение правовыми средствами сохранности социалистической собственности,
выполнения заданий, обязательств по договорам является одной из основных задач
юридической службы.
--------------------------------
<1> В
связи с принятием Конституции СССР именуется "Совет народных
депутатов".
В настоящих Методических рекомендациях
освещаются формы и методы осуществления этой работы при заключении и исполнении
договоров перевозки железнодорожным транспортом грузов и обеспечении их
сохранности.
1.2. Юридический отдел (бюро), главный
(старший) юрисконсульт, юрисконсульт <2> производственного объединения,
предприятия, организации <3> в целях выполнения этих задач должен, в
частности:
--------------------------------
<2> В
дальнейшем для краткости употребляется термин "юридический отдел" или
"юридическая служба".
<3> В
дальнейшем для краткости употребляется термин "предприятие".
- обеспечивать законность издаваемых на
предприятии документов правового характера по указанным вопросам;
- организовывать совместно с
транспортными, снабженческо-сбыточными и другими заинтересованными
подразделениями предприятия работу по заключению и исполнению договоров
перевозки грузов железнодорожным транспортом;
- принимать участие в обеспечении
правовыми средствами контроля за исполнением договоров
перевозки грузов;
- организовывать работу по предъявлению и
рассмотрению претензий и исков, связанных с перевозками грузов железнодорожным
транспортом;
- участвовать в разработке и
осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности грузов;
- разъяснять действующее законодательство
по вопросам заключения и исполнения договоров перевозки грузов железнодорожным
транспортом и обеспечения их сохранности;
- анализировать практику применения
правовых средств.
1.3. Юридическому отделу предприятия
необходимо предусматривать в перспективных и текущих планах правовой работы
мероприятия, связанные с выполнением функций, предусмотренных п. 1.2 настоящих
Методических рекомендаций.
2. Обеспечение
законности документов правового характера
2.1. Юридическая служба должна проверять
соответствие требованиям законодательства проектов приказов, инструкций,
стандартов предприятий и других документов правового характера по вопросам
заключения и исполнения договоров перевозки грузов и обеспечения их
сохранности, в необходимых случаях принимать участие в подготовке этих
документов, а также визировать их.
Выполняя эту работу, надо
руководствоваться действующим законодательством, соответствующими
ведомственными методическими указаниями и рекомендациями. При этом необходимо
иметь в виду, что основные обязанности, права и ответственность железных дорог,
а также предприятий, пользующихся железнодорожным транспортом, определены
Уставом железных дорог Союза ССР <1>.
--------------------------------
<1> В
дальнейшем употребляется сокращенное наименование "Устав".
Кроме того, на
основании Устава Министерство путей сообщения утверждает в установленном
порядке Правила перевозок грузов, в которых предусматриваются: порядок
планирования перевозок грузов, выполнения коммерческих операций на
железнодорожных станциях, заполнения накладной и комплекта перевозочных
документов, сроки погрузки, доставки и выгрузки грузов, правила перегонок
отдельных видов грузов, составления актов, предъявления и рассмотрения
претензий и другие вопросы, связанные с перевозкой грузов.
Вопросы применения транспортного
законодательства при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном
урегулировании отражаются в инструктивных указаниях Государственного арбитража
СССР.
3. Организация
работы по заключению и исполнению
договоров перевозки
3.1. Юридическому отделу совместно с
другими подразделениями необходимо принимать участие в повышении уровня
организации работы по заключению и исполнению договоров перевозки.
В этих целях следует изучить все правовые
документы, изданные на предприятии по этому вопросу, дать им правовую оценку и
подготовить соответствующие предложения по их совершенствованию.
3.2. Вопросы организации этой работы на
предприятии и ее особенности следует предусмотреть в
специальном приказе (инструкции).
В этом документе рекомендуется
определить:
- подразделения, отвечающие за оформление
перевозочных и других необходимых документов, их регистрацию и учет (отделы
снабжения, сбыта, транспортный цех и др.);
- порядок и сроки оформления комплекта
перевозочных (накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и
квитанции в приеме груза) и других документов (спецификация, сертификат о
качестве и др.);
- службы, осуществляющие подготовку
грузов и транспортных средств к перевозке, проверку
наличия и готовности погрузочно-разгрузочных механизмов и специальных
приспособлений;
- порядок подготовки грузов к отправке и
сдачи их органам транспорта, пломбирования перевозочных средств и грузов;
- порядок приемки грузов от органов
железнодорожного транспорта и подразделения, выполняющие эту работу;
- систему контроля за
своевременной подачей перевозочных средств и надлежащим исполнением договора
перевозки;
- формы участия юридической службы в
работе по заключению и исполнению договоров перевозки грузов и контроля за их исполнением.
3.3. Участвуя в этой работе, юридической
службе необходимо иметь представление о плановых основаниях заключения договора
перевозки грузов железнодорожным транспортом. Основными документами,
определяющими оформление и выполнение планов перевозок грузов, являются месячные
развернутые планы, декадные заявки грузоотправителя, декадные задания
начальника отделения дороги и учетные карточки.
При этом следует иметь в виду, что в
соответствии с утвержденными планами перевозок грузов
предприятие-грузоотправитель обязан за 3 дня до
наступления декады (ст. 28 Устава) подать в отделение железной дороги (через
начальника станции) декадную заявку на погрузку по утвержденной форме.
Непредставление ее или подача заявки с нарушением сроков рассматривается как
отказ от погрузки. Учет выполнения плана перевозок осуществляется в учетной
карточке, находящейся на станции отправления. При этом второй экземпляр
карточки целесообразно иметь на предприятии. Оба экземпляра должны сверяться с
фактическими данными по итогам суток и подписываться представителем предприятия
и начальником железнодорожной станции.
Необходимо также учитывать, что в случае
нарушения планов перевозки грузов (неподача транспортных средств, непредъявление груза к перевозке против плановых норм)
предприятие-грузоотправитель и железная дорога должны принять соответствующие
меры к быстрому восполнению недогруза (ст. 30 Устава). Восполнение недогруза
железной дорогой производится по требованию грузоотправителя, на основании его
заявки.
3.4. В целях обеспечения надлежащего
порядка заключения и исполнения договоров перевозки грузов железнодорожным
транспортом, юридической службе необходимо учитывать особенности этого вида
договора. При этом в первую очередь следует учитывать, что договор перевозки
грузов железнодорожным транспортом считается заключенным с момента сдачи
отправителем груза к перевозке и наложения календарного штемпеля на накладной и
грузовой квитанции станцией отправления.
В этой работе большое значение имеет
выполнение требований, которые предъявляются к заполнению перевозочных
документов (ст. 37 - 39 Устава) <1>. Кроме того, необходимо иметь в виду,
что органы железнодорожного транспорта обязаны подавать перевозочные средства
под погрузку в технически исправном состоянии и годными
для перевозки данного груза. Пригодность этих средств в коммерческом
отношении определяется в установленном порядке (ст. 46 Устава, Правила
перевозки грузов).
--------------------------------
<1> Подробно об этом смотрите
"Устав железных дорог СССР" (практический комментарий). Орлов В.Г.,
Васильев В.Ф., Мкртунян Н.Э., изд-во
"Транспорт", М., 1978, ст. 48 - 54.
3.5. Юридическому отделу совместно с
заинтересованными подразделениями целесообразно участвовать в подготовке для
соответствующих работников должностных инструкций, памяток. В частности, в
памятке для работников, занятых подготовкой грузов к перевозке, целесообразно
предусмотреть порядок и правила осмотра перевозочных средств (вагонов, контейнеров,
полувагонов, цистерн), использования приспособлений для перевозки, технические
нормы загрузки, правила погрузки и определения веса груза, требования к таре,
упаковке, маркировке груза и другие вопросы.
4. Участие в контроле за исполнением договоров
перевозки грузов
4.1. Юридическому отделу совместно с
другими структурными подразделениями предприятия рекомендуется участвовать в
организации контроля за исполнением договора перевозки
грузов железнодорожным транспортом в разработке наиболее эффективных для
данного предприятия форм обеспечения контроля. В частности, для организации
контроля за своевременной и ритмичной подачей вагонов, учета правильности
взыскания штрафов за сверхнормативные простои транспортных средств под
погрузочно-разгрузочными операциями. Целесообразно организовать на предприятии
(в транспортной службе) регистрацию уведомлений железной дороги о подаче
вагонов под погрузку и выгрузку.
4.2. В целях контроля
за сроками доставки грузов для соответствующих структурных подразделений
юридической службе желательно разработать на основе Устава и Правил перевозок
грузов специальную таблицу исчисления этих сроков с указанием санкций,
предусмотренных законодательством, за их нарушение. При исчислении сроков
доставки грузов необходимо учитывать, что в накладной указывается наикратчайшее
тарифное расстояние, а срок доставки исчисляется по действительно пройденному
пути, который может быть установлен по дорожной ведомости (в ней расписывается
грузополучатель в момент раскредитования накладной).
4.3. Юридическому отделу следует знать
порядок розыска непоступившего в срок груза и, в
частности, перечень документов, которые необходимы для этого (грузовая
квитанция, а при отсутствии этой квитанции - счет - платежное требование
отправителя, либо заменяющий его документ и справка станции погрузки).
Юридическая служба должна разъяснять
работникам, осуществляющим контроль, какие следует принять меры в случаях непоступления груза: в частности, о необходимости получения
на станции назначения отметки на грузовой квитанции или на справке станции
погрузки о том, что груз на станцию назначения не прибыл. Это является
необходимым условием для подачи станции назначения заявления о розыске непоступившего груза и дальнейшего предъявления управлению
железной дороги назначения претензии об утрате груза и возмещении его
стоимости.
4.4. Для обеспечения правильной приемки
грузов юридической службе, совместно с другими подразделениями, рекомендуется
разработать должностную инструкцию, памятку для работников, осуществляющих приемку,
в которой следует предусмотреть, в частности:
- порядок контроля за
правильностью выдачи груза органами железнодорожного транспорта;
- проверку правильности внесения железной
дорогой записей в соответствующие документы (накладные, коммерческие акты и
др.);
- порядок и сроки обжалования действий
органов железнодорожного транспорта в случаях, предусмотренных
законодательством;
- порядок и сроки передачи коммерческих
актов, накладных, актов экспертизы, счетов - платежных требований, расчетов и
других документов в соответствующий отдел для принятия мер.
4.5. Юридическому отделу необходимо
инструктировать представителей предприятия, которые выделены для участия в
приемке грузов от органов железнодорожного транспорта.
При этом следует обращать их внимание на
случаи, при которых груз выдается без проверки веса и количества мест
(исправность пломб, перевозочных средств, тары, упаковки и т.д.), и на перечень
обстоятельств, при которых груз выдается с обязательной проверкой. Разъяснить
этим лицам порядок и сроки обжалования действий железной дороги, указать
примерный перечень таких обстоятельств (отказ от выдачи груза с проверкой веса
и количества мест, от составления и выдачи актов и т.д.). Обратить внимание
представителей, участвующих в приемке грузов, на необходимость контроля за правильностью составления органами
железнодорожного транспорта коммерческих актов, актов общей формы, технического
осмотра и других документов. Объяснить им, что в актах должны
отражаться техническое и коммерческое состояние вагона (контейнера), описание
пломб (данные о наименовании грузоотправителя, станции, дороги, контрольных
знаках и номере тисков), их целостность, наличие перегрузок в пути, состояние
контрольных лент и защитной маркировки на таре и упаковке, наличие следов повреждений,
хищений, порчи, недостачи и т.д.
Юридическому отделу следует довести до
сведения заинтересованных подразделений особенности приемки импортных грузов,
прибывших по договору международной перевозки. В соответствии
с действующим законодательством и международными соглашениями, приемка этих
грузов от органов железнодорожного транспорта должна производиться с проверкой
по количеству мест или весу (против данных накладных), а при уклонении
перевозчика от надлежащего порядка выдачи груза и составления необходимых актов
грузополучателю следует в общем порядке обжаловать действия железной дороги и
произвести надлежащую приемку груза с участием эксперта, а при его отсутствии - с компетентным представителем
незаинтересованной организации.
4.6. Юридическая служба проверяет в
соответствующих подразделениях предприятия соблюдение законодательства о
порядке приемки грузов от органов железнодорожного транспорта, а также
осуществляет контроль за правильным оформлением актов
приемки.
Контроль осуществляется юридическим отделом
путем проверки выполнения конкретными должностными лицами требований,
предусмотренных действующим законодательством.
Основной задачей контроля является
своевременное выявление отклонений от установленного законодательством порядка
приемки продукции, определение причин допущенных отклонений и установление
виновных лиц.
При незначительных нарушениях
установленного порядка юридический отдел может ограничиться указаниями об их
устранении. В других случаях о допущенных нарушениях следует сообщать
руководству предприятия и внести конкретные предложения, направленные на
устранение выявленных недостатков и принятие мер по возмещению материального
ущерба, причиненного предприятию (см. раздел 6 "Работа по обеспечению
сохранности грузов" настоящих Методических рекомендаций).
5. Предъявление и
рассмотрение претензий и исков,
связанных с перевозками грузов
5.1. В случаях выявления
нарушений условий договора перевозки юридическому отделу следует
участвовать в принятии мер по их устранению, обеспечивая своевременное
предъявление претензий к перевозчику или грузоотправителю, нарушившему
обязательства по договору перевозки.
Степень участия юридической службы в
претензионной и исковой работе на предприятии определяется приказом
(инструкцией) о порядке ведения этой работы.
В приказе (инструкции) рекомендуется, в
частности, предусмотреть:
- подразделения, которые ведут
претензионную работу;
- порядок регистрации претензий, исковых
заявлений и других документов;
- порядок и сроки представления
соответствующими подразделениями (отделами) снабжения, сбыта, бухгалтерией,
транспортным цехом и др.) необходимых материалов для предъявления претензий,
исков и подготовки ответов на поступающие претензии, иски к предприятию;
- формы контроля за
движением претензий и исков.
5.2. Претензии, подготавливаемые
подразделениями предприятия, должны передаваться во всех случаях юридической
службе для визирования.
Юридическому отделу, если он не
занимается подготовкой претензий, следует осуществлять методическое руководство
претензионной работой на предприятии, следить за соблюдением претензионного
порядка, установленного действующим законодательством и приказом (инструкцией)
предприятия.
При выполнении этой работы надо
учитывать, что Уставом (ст. 169 - 176) и Правилами предъявления и рассмотрения
претензий <1> установлен особый порядок предъявления и рассмотрения
претензий, связанных с перевозками грузов.
--------------------------------
<1> Смотри
раздел 38 Сборника "Правила перевозок грузов", (Изд.
"Транспорт", М., 1975).
Необходимо иметь в виду, что претензии по
перевозкам могут предъявляться управлению железной дороги в течение 6 месяцев,
а по претензиям об уплате штрафов - в течение 45 дней, а также обратить
внимание на правила исчисления этих сроков (ст. 174 Устава). Орган железнодорожного
транспорта (перевозчик) обязан рассмотреть заявленную претензию в течение 3-х
месяцев, по перевозкам в прямом смешанном сообщении - в течение 6 месяцев, а
претензию об уплате штрафа - 45 дней.
Следует помнить, что пропуск срока на
предъявление претензии или неприложение к ней
подлинных транспортных и других необходимых документов лишает грузополучателя
права на предъявление иска.
5.3. Юридической службе необходимо
информировать соответствующие подразделения о том, что в случае признания претензии
железной дорогой и неперечисления суммы, ее следует
взыскать в бесспорном порядке. Для этого следует получить в нотариальной
конторе исполнительную надпись на подлинном уведомлении (извещении) железной
дороги о признании ею соответствующей суммы <2>.
--------------------------------
<2> Такой
порядок предусмотрен законодательством союзных республик, например,
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.76 N 171 (СП РСФСР, 1976, N 7,
стр. 56).
Документ с исполнительной надписью
представляется в соответствующую контору госбанка, которая взыскивает сумму
задолженности в бесспорном порядке.
5.4. В случаях полного
или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения
от нее ответа в установленные сроки, юридический отдел должен подготовить
исковой материал (ст. 177, 178 Устава) для направления его на рассмотрение
государственного арбитража, а по спорам, связанным с перевозками грузов в
прямом международном сообщении - на рассмотрение народного суда по
установленной подведомственности (подсудности).
5.5. Юридическому отделу необходимо
учитывать особенности претензионно-исковой работы,
связанной с перевозками грузов в прямом международном сообщении, в частности:
порядка оформления претензий, исков, подсудности, претензионно-исковых
сроков, сроков для ответа <1>.
--------------------------------
<1>
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) - Тарифное
руководство N 11-А, МПС, изд. "Транспорт", М., 1974). Правила предъявления и рассмотрения претензий по
перевозкам грузов в международном сообщении, утвержденным МПС, Минвнешторгом и согласованные с Минфином СССР 25/26/30
сентября 1957 г. N ЦИ/1933 (Сборник инструктивных указаний Госарбитража СССР.
Выпуск 15. М., Госюриздат, 1961), с
изменениями в соответствии с распоряжением МПС от 14.11.78 N 37015 (Сборник
правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР, N 241, М.,
"Транспорт", 1980).
6. Работа по
обеспечению сохранности грузов
6.1. Юридическому отделу необходимо
участвовать совместно с другими подразделениями предприятия в работе по
обеспечению сохранности грузов и разработке мероприятий по борьбе с порчей,
хищениями, бесхозяйственностью и другими посягательствами на социалистическую
собственность, подготовке соответствующих документов правового характера. При
этом юридической службе следует принять меры к обеспечению использования
правовых средств на всех стадиях выполнения договора перевозки.
В этой работе важное
значение имеет организация надлежащего порядка отгрузки, приемки, учета
и хранения грузов. Эти вопросы определяются в специальных правовых документах
(см. п. п. 3.2, 4.4 настоящих Рекомендаций).
6.2. В мероприятиях по обеспечению
сохранности грузов целесообразно определить меры, направленные в первую очередь
на выяснение причин и условий, способствующих хищениям, недостачам, порче
грузов и на их предупреждение.
В этих целях юридической службе
необходимо проводить проверки соблюдения законности в транспортных,
снабженческо-сбытовых и других подразделениях (службах), связанных с
обеспечением сохранности грузов (по вопросу приемки грузов смотрите п. 4.6
настоящих Рекомендаций); анализировать практику использования правовых средств
по этому вопросу.
При проведении этой
работы и подготовки соответствующих правовых документов следует иметь в виду,
что недостатки в обеспечении сохранности грузов могут возникнуть, в частности,
по следующим причинам: неисправности перевозочных средств (вагонов,
контейнеров, цистерн), недостатков тары или упаковки, креплений, пломбирования;
неправильной погрузки и выгрузки грузов, в том числе неполной погрузки и
выгрузки наливных, сыпучих и навалочных грузов; нарушения температурного режима, сроков доставки грузов и других
правил перевозки, а также вследствие недостаточного знания норм и требований
транспортного законодательства и нормативных актов об охране социалистической
собственности.
6.3. Значительную роль в обеспечении
сохранности грузов играют материально ответственные лица (складские работники,
лица, сопровождающие грузы, экспедиторы).
Юридической службе
совместно с отделом кадров и другими заинтересованными подразделениями следует
обращать внимание на своевременное и правильное заключение с материально
ответственными лицами письменного договора о материальной ответственности в
соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за
ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденным Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., Перечнем должностей и работ,
замещаемых или выполняемых
работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной
материальной ответственности и Типовым договором о полной индивидуальной
материальной ответственности, утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. N 447/24 <1>.
--------------------------------
<1> Сборник нормативных актов
"Охрана социалистической собственности", изд-во "Юридическая
литература", М., 1980.
Заключаемые с материально ответственными
лицами договоры о полной материальной ответственности должны проверяться и
визироваться юридической службой.
6.4. Целесообразно, чтобы юридический
отдел давал правовую оценку (заключение) по всем случаям выявленных недостач,
хищений, повреждений и порчи грузов.
При выявлении таких фактов необходимо
принимать меры к возмещению ущерба, причиненного предприятию. Убытки в
установленном порядке должны относиться на виновных лиц.
6.5. Юридической службе, участвуя в
работе по возмещению материального ущерба, необходимо иметь в виду, что в
соответствии с Уставом железных дорог СССР <1> органы железнодорожного
транспорта, несут материальную ответственность за сохранность груза с момента
принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю. В Уставе и Правилах
перевозки грузов предусмотрены случаи, при которых железная дорога
освобождается от ответственности, а также пределы и размер этой
ответственности, порядок зачета недостачи за счет излишков, нормы естественной
убыли и расхождения в показаниях весов. При этом надо учитывать существующие
отличия норм естественной убыли при перевозках грузов в
прямом международном железнодорожном сообщении от норм убыли при перевозках
грузов во внутреннем железнодорожном грузовом сообщении.
--------------------------------
<1> См.
раздел VII Устава железных дорог СССР "Ответственность железной дороги
грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски".
Кроме того, надо иметь в виду, что в
настоящее время в целях повышения ответственности за сохранность перевозимых
грузов ведется разработка предложений о внесении необходимых изменений в
действующие нормативные акты, регламентирующие коммерческую работу железных
дорог, предприятий и организаций.
6.6. Юридическая служба подготавливает с
участием других подразделений материалы о хищениях, недостачах, порче и
повреждениях грузов для передачи следственным, судебным органам и товарищеским
судам.
Материалы по недостачам и другим потерям,
явившимся следствием злоупотреблений и других правонарушений, должны направляться
в следственные органы в течение 5 дней после выявления таких фактов <2>.
--------------------------------
<2> Положение о бухгалтерских
отчетах и балансах, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 29.06.79 N 633
(СП СССР, 1979, N 19, ст. 121).
В заявлении следственным органам кратко
излагаются обстоятельства правонарушения: размер ущерба в количестве (весе,
объеме и др.); сумма хищения, недостачи, порчи грузов; сведения о месте и
времени выявленного правонарушения и другие необходимые данные. К заявлению
прилагаются: накладные, коммерческие акты, акты экспертизы, акты общей формы,
акты приемки, счета, расчеты, объяснения должностных и материально
ответственных лиц и другие документы.
Юридическому отделу следует иметь в виду,
что в случае законного отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по
переданным материалам, необходимо предъявить гражданский иск в народный суд.
В целях обеспечения неотвратимости
наказания виновных лиц, полного и своевременного возмещения ущерба юридической
службе необходимо интересоваться движением дел в следственных органах и судах
до положительного решения по делу и возмещения установленного ущерба.
Материалы о мелких хищениях
подготавливаются в судебные органы или товарищеские суды в соответствии с
действующим законодательством союзной республики.
7. Разъяснение
действующего законодательства
по вопросам заключения и исполнения договоров
перевозки грузов железнодорожным транспортом
и обеспечения их сохранности
7.1. Юридической службе следует
организовывать совместно с другими подразделениями изучение должностными лицами
предприятия действующего законодательства, регулирующего вопросы заключения и
исполнения договоров перевозки грузов и обеспечения их сохранности.
В этих целях надо активно использовать
многотиражные и стенные газеты, радиовещание предприятия, проводить лекционную
пропаганду, беседы, принимать участие в организации и проведении для
хозяйственных руководителей и специалистов предприятий занятий (семинаров),
постоянно информировать работников о новых законодательных и ведомственных
нормативных актах по этим вопросам.
8. Анализ
договорной работы по железнодорожным перевозкам
грузов и обеспечению их сохранности
8.1. Юридический отдел предприятия
совместно с другими подразделениями должен постоянно проводить анализ и
обобщение работы по заключению и исполнению договоров перевозки грузов,
обеспечению их сохранности и подготавливать предложения по дальнейшему
улучшению этой работы.
При проведении аналитической работы
рекомендуется использовать формы и методы, изложенные в 7 разделе "Анализ
договорной работы" Методических рекомендаций Министерства юстиции СССР от
29.09.78 <1> об участии юридических служб в организации договорной работы
на предприятиях, в производственных объединениях и организациях.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов
министерств и ведомств СССР, 1979, N 3.
Начальник
юридического отдела
В.Е.ВОРОНОВ