СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 1981 г. N 281
О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В МИНИСТЕРСТВАХ,
ВЕДОМСТВАХ И ДРУГИХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ
РСФСР
Совет Министров РСФСР отмечает, что
многие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик,
крайисполкомы и облисполкомы не приняли необходимых мер по совершенствованию и
повышению эффективности ведомственного контроля, недостаточно организуют работу
по выполнению указаний Партии и Правительства, а также собственных решений по
этому вопросу.
Проводимые министерствами, ведомствами и
другими органами управления РСФСР ревизии и проверки все еще малоэффективны и
не в полной мере отвечают требованиям дальнейшего укрепления государственной
дисциплины, предупреждения бесхозяйственности и обеспечения сохранности
социалистической собственности. Ревизии и проверки нередко носят поверхностный,
формальный характер и не оказывают должного воздействия на улучшение работы
объединений, предприятий, организаций и учреждений, они, как правило, никем не
координируются, что порождает параллелизм и дублирование в работе. В результате
последующими ревизиями и проверками вскрываются факты растрат и хищений, расточительного
расходования материальных и финансовых ресурсов, приписок и других искажений в
государственной отчетности. В 1980 году Министерство легкой промышленности
РСФСР провело 479 ревизий и выявило незаконных денежных выплат в сумме 571 тыс.
рублей. За это же время ревизиями, проведенными Министерством финансов РСФСР,
на 72 предприятиях этой отрасли установлено незаконных расходов на 830 тыс.
рублей.
Ведомственные ревизии
финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и
учреждений проводятся во многих случаях некомплексно,
без участия специалистов, компетентных в вопросах производства, экономики,
оплаты труда, ценообразования, использования сырья и материалов, редко
привлекаются к участию в ревизиях общественность, трудовые коллективы, посты и
группы народного контроля. Установленная периодичность проведения ревизий не
соблюдается, в связи с чем на многих предприятиях, в
организациях и учреждениях ревизии не проводятся. В 1980 году осталось необревизованным каждое третье предприятие и организация в
системе Министерства топливной промышленности РСФСР и Министерства рыбного
хозяйства РСФСР, каждое четвертое - Министерства бытового обслуживания
населения РСФСР. В системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР
на 400 предприятиях и в организациях ревизии не проводились более двух лет.
В Министерстве заготовок РСФСР,
Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерстве
жилищно-гражданского строительства РСФСР, Министерстве легкой промышленности
РСФСР и некоторых других министерствах и ведомствах РСФСР в ряде случаев на
длительное время затягивалось принятие мер по результатам ревизий, не всегда
давалась принципиальная оценка выявленным нарушениям. Виновные лица нередко к
ответственности не привлекаются. Ослаблена работа по возмещению причиненного
ущерба, в результате задолженность за виновными лицами ежегодно возрастает. Не
принимаются необходимые меры по своевременному предупреждению нарушений и
злоупотреблений, контроль за принятыми решениями по
проведенным ревизиям должным образом не организован. Результаты многих ревизий
не предаются гласности.
В большинстве министерств и ведомств
РСФСР слабо осуществляется методическое и практическое руководство
контрольно-ревизионной работой в отрасли, недостаточно практикуется проведение
ревизий и проверок в министерствах и ведомствах автономных республик,
управлениях и отделах исполкомов краевых и областных Советов народных
депутатов.
В ряде министерств и ведомств РСФСР и
автономных республик, управлений и отделов исполнительных комитетов местных
Советов народных депутатов принижена роль контрольно-ревизионных подразделений,
не уделяется должного внимания повышению квалификации и подбору кадров
ревизоров, их материально-бытовым нуждам, вследствие чего штаты этого аппарата
в течение ряда лет полностью не укомплектовываются. В целом по хозяйству
подчинения РСФСР штат ведомственных ревизоров укомплектован только на 79%, а в
Министерстве топливной промышленности РСФСР, Министерстве местной
промышленности РСФСР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства РСФСР и
Министерстве культуры РСФСР - на 60 - 67 процентов.
В отдельных министерствах, ведомствах и
других органах управления РСФСР, несмотря на то, что имеющаяся численность
ревизоров не обеспечивает проведение ревизий в надлежащем порядке и в
установленные сроки, штаты контрольно-ревизионных подразделений необоснованно
сокращаются.
Министерство финансов РСФСР недостаточно
проводит проверок состояния контрольно-ревизионной работы в министерствах и
ведомствах РСФСР.
Учитывая, что усиление контроля является
неотъемлемой частью совершенствования управления экономикой, в целях
дальнейшего улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах
и других органах управления РСФСР и во исполнение Постановления Совета Министров
СССР от 2 апреля 1981 г. N 325 Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Обязать министерства и ведомства
РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты Советов
народных депутатов:
рассмотреть на
заседаниях коллегий министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных
республик, исполкомов местных Советов народных депутатов вопрос о состоянии
ведомственного контроля, разработать и осуществить конкретные меры по
устранению недостатков в этом деле, совершенствованию организации и деятельности
контрольно-ревизионного аппарата, повышению эффективности и действенности
проводимых ревизий и проверок, а также к усилению координации осуществления
этого контроля;
преобразовать (или создать)
контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств РСФСР и автономных
республик, управлений и отделов исполнительных комитетов Советов народных
депутатов и других органов управления в самостоятельные структурные
подразделения (управления, отделы, группы), подчинив их непосредственно
руководителям указанных органов.
Преобразование (или создание) указанных
подразделений произвести в пределах численности работников и ассигнований на
содержание центрального аппарата соответствующего министерства, ведомства или
аппарата другого органа управления.
В необходимых случаях указанные
подразделения могут быть централизованы в единую контрольно-ревизионную службу
соответствующего министерства, ведомства или другого органа управления, с
возложением на нее обязанностей по проведению ревизий и проверок
финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объединений, предприятий,
организаций и учреждений.
Установить, что
создание централизованных контрольно-ревизионных подразделений производится: в
центральном аппарате министерств и ведомств РСФСР - с разрешения Совета
Министров РСФСР по их предложениям, согласованным с Министерством финансов
РСФСР, в аппарате министерств и ведомств автономных республик, управлений и
отделов исполкомов краевых, областных, городских и районных Советов народных
депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов
- по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского
и Ленинградского горисполкомов, согласованным с Министерством финансов РСФСР;
обеспечить качественное проведение
ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности объединений,
предприятий, организаций и учреждений, опираясь на трудовые коллективы,
общественные организации, группы и посты народного контроля, привлекая к этой
работе специалистов, хорошо знающих планирование и организацию производства,
вопросы организации труда и заработной платы, финансов, бухгалтерского учета и
другие вопросы экономики. Своевременно рассматривать материалы ревизий и
проверок, принимать необходимые меры по каждому факту злоупотреблений, хищений,
бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины;
улучшить работу по подбору и подготовке
кадров для контрольно-ревизионных служб, укрепить их квалифицированными
специалистами, обеспечить систематическое повышение квалификации этих
работников. В кратчайший срок укомплектовать контрольно-ревизионный аппарат,
больше уделять внимания вопросам материального обеспечения и поощрения
работников этих подразделений;
ежегодно представлять Министерству
финансов РСФСР информацию о состоянии контрольно-ревизионной работы, о наиболее
серьезных нарушениях плановой и финансовой дисциплины, выявленных на
подведомственных предприятиях и в организациях, и о принятых мерах.
Министерству финансов РСФСР обобщать
полученные материалы и представлять в Совет Министров РСФСР доклады по этому
вопросу.
2. Министерствам и ведомствам РСФСР:
улучшить методическое и практическое
руководство контрольно-ревизионной работой в непосредственно подчиненных
объединениях, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в министерствах
и ведомствах автономных республик, отделах, управлениях и объединениях
крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов;
до 1 января 1982 г. в установленном
порядке привести отраслевые инструкции об организации и порядке проведения
ревизий и проверок в соответствие с настоящим Постановлением и Положением о
ведомственном контроле за финансово-хозяйственной
деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений, утвержденным
Постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 325;
проводить проверки состояния
контрольно-ревизионной работы в соответствующих министерствах и ведомствах
автономных республик, управлениях и отделах крайисполкомов, облисполкомов,
Московского и Ленинградского горисполкомов.
3. Поручить министерствам и ведомствам
РСФСР внести в Совет Министров РСФСР предложения о введении начальников
контрольно-ревизионных управлений (отделов) в состав коллегий (комитетов).
4. Руководителям министерств и ведомств
РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР разрешать в отдельных
случаях проведение комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности
отдельных объединений, предприятий и организаций республиканского (РСФСР)
подчинения, состоящих на хозяйственном расчете, один раз в два года.
5. Министерству финансов РСФСР обеспечить
постоянный контроль за организацией и состоянием
контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах
управления РСФСР, заслушивать на заседаниях коллегии Министерства отчеты их
руководителей по вопросам состояния контрольно-ревизионной работы и давать им
обязательные указания по устранению выявленных недостатков в этой работе.
6. Рекомендовать Роспотребсоюзу,
Росколхозстройобъединению и центральным органам
общественных организаций РСФСР осуществить меры по улучшению
контрольно-ревизионной работы в соответствии с Постановлением Совета Министров
СССР от 2 апреля 1981 г. N 325 и настоящим Постановлением.
Пункт 7 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N
325 "О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах,
ведомствах и других органах управления".
8. Признать утратившими силу решения
Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.
Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 26 мая 1981 г. N 281
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РСФСР, УТРАТИВШИХ СИЛУ
1. Постановление СНК РСФСР от 28 мая 1936
г. N 658 "О внутриведомственном финансовом контроле и документальной
ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и
строительств".
2. Постановление СНК РСФСР от 1 октября
1936 г. N 1552 "О работе торговой сети и развитии товарооборота в
Саратовском крае".
3. Постановление СНК РСФСР от 1 октября
1936 г. N 1561 "О работе торговой сети и развитии товарооборота в
Воронежской области".
4. Постановление СНК РСФСР от 14 сентября
1945 г. N 553 "О результатах ревизии Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР и подведомственных ему зрелищных и
производственных предприятий".
5. Постановление СНК РСФСР от 11 февраля
1946 г. N 101 "О финансово-хозяйственных мероприятиях хозорганов
республиканского и местного подчинения РСФСР".
6. Постановление Совета Министров РСФСР
от 12 декабря 1951 г. N 1507 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению
работы детских домов и усилению контроля за их
учебно-воспитательной и финансово-хозяйственной деятельностью".
7. Постановление Совета Министров РСФСР
от 17 июля 1952 г. N 900 "О фактах нарушения законов и постановлений
Правительства органами государственного нотариата".
8. Постановление Совета Министров РСФСР
от 4 октября 1952 г. N 1346 "О неудовлетворительном состоянии
внутриведомственного финансового контроля в Министерстве коммунального
хозяйства РСФСР".
9. Постановление Совета Министров РСФСР
от 1 ноября 1954 г. N 1656 "О крупных хищениях на предприятиях Московского
и Калининского райпромкомбинатов г. Ленинграда и в
розничной торговой сети Ленхозторга".
10. Постановление Совета Министров РСФСР
от 18 августа 1959 г. N 1382 "Об усилении внутриведомственного финансового
контроля".
11. Постановление Совета Министров РСФСР
от 19 июля 1960 г. N 1167 "Об итогах хозяйственно-финансовой деятельности
совхозов, ремонтно-технических станций и хозяйственных организаций Министерства
сельского хозяйства РСФСР за 1959 год".
12. Постановление Совета Министров РСФСР
от 10 августа 1961 г. N 1018 "О неудовлетворительном выполнении
Постановления Совета Министров РСФСР от 18 августа 1959 г. N 1382 "Об
усилении внутриведомственного финансового контроля".
13. Постановление Совета Министров РСФСР
от 10 декабря 1964 г. N 1535 "О состоянии сохранности социалистической
собственности и об усилении борьбы с растратами, хищениями и потерями от порчи
товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве РСФСР".
14. Пункт 49 Постановления Совета
Министров РСФСР от 9 декабря 1965 г. N 1400 "О Государственном бюджете РСФСР
на 1966 год".
15. Распоряжение Совета Министров РСФСР
от 24 июня 1966 г. N 1754-р.