МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 3 июля 1981 г. N 103
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 12 июня 1980 г. N 705 "О дальнейшем улучшении
психоневрологической и наркологической помощи населению" и в целях
совершенствования системы обучения и воспитания детей с психоневрологическими
заболеваниями приказываю:
1. Ввести в действие:
- Инструкцию по приему в специальные
общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 1);
- Типовое положение о специальной
общеобразовательной школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 2);
- Типовой учебный план специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития (Приложение 3).
2. Министерствам просвещения союзных
республик открывать специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития в счет планов по
контингентам специальных школ-интернатов для детей с поражением центральной
нервной системы, предусмотренных п. 9 указанного Постановления.
3. Установить штаты специальных
общеобразовательных школ-интернатов для детей с задержкой
психического развития в соответствии с Типовыми штатами специальных
школ-интернатов для детей с дефектами умственного или физического
развития, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 29.08.79 N
165.
Установить штаты специальных
общеобразовательных школ с продленным днем для детей с
задержкой психического развития в соответствии с Типовыми штатами
общеобразовательных школ, утвержденными Советами Министров союзных республик (с
учетом дополнительных Типовых штатов, утвержденных Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 15.02.60 N 182).
4. Ввести в штаты указанных специальных
общеобразовательных школ-интернатов и школ с продленным днем дополнительно
должность учителя-логопеда из расчета одна единица на 25 - 30 детей с
нарушением речи.
Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИЕМУ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
(ШКОЛЫ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Приему в специальные школы-интернаты,
школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат
дети 7 - 9 лет (старше - в порядке исключения), у которых имеются специфические
нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Отклонения в познавательной сфере
проявляются в несформированности умственной
деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для
усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевая сфера
характеризуется недостаточной сформированностью
учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной
целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в
развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении
словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами
наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном
уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и
навыков на новый материал.
2. В специальные школы-интернаты (школы)
для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в
I - II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в
усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду
указанных нарушений психического развития не
подготовленные к усвоению школьной программы.
3. Основным медицинским
показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического
развития является наличие задержки интеллектуального развития
церебрально-органического генеза (как правило, резидуального
характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной
системы, реже - при генетических пороках развития), при которой нарушения
познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти,
внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой
работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых
функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо
в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического
инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной
расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В порядке исключения в специальные
школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития
направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического
развития:
а) задержка психического развития по типу
конституционального (гармонического) психического и психофизического
инфантилизма;
б) задержка психического развития
соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной
инфантилизацией;
в) задержка психического развития
психогенного происхождения при патологическом развитии личности по
невротическому типу с явлениями психической тормозимости,
психогенной инфантилизацией.
Примечание. Дети,
страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в
пунктах 3 "а", "б", "в", направляются в
специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае
выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с
неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в
общеобразовательной массовой школе.
4. Противопоказанием к приему в
специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития
является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) олигофрения;
б) органическое слабоумие;
в) эпилептическое слабоумие;
г) шизофреническое слабоумие;
д) выраженные нарушения слуха, зрения,
речи, опорно-двигательного аппарата;
е) шизофрения без явления слабоумия;
ж) психопатия и психопатоподобные
состояния различной природы;
з) судорожные пароксизмы как дневные, так
и ночные;
и) энурез
(дневной и стойкий ночной), энкопрез;
к) различные нервно-психические
расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и
школьной неуспеваемостью;
л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов
пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, страдающие
заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 "а" -
"д", подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для
детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на
лечение;
дети, страдающие заболеваниями и
патологическими состояниями, названными в пункте 4 "е" -
"к", подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям - по
программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения
системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги
хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса
зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой
психического развития только после санации указанных болезненных очагов.
5. Не подлежат направлению в специальные
школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями
педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной
деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
Примечание. Эти дети подлежат обучению в
массовой школе.
6. Направление в специальную
школу-интернат (школу) для детей с задержкой психического развития производится
на основании заключения медико-педагогической комиссии.
Перевод в специальную школу другого типа
осуществляется медико-педагогической комиссией. Школа представляет на комиссию
документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе
обучения, доказывающие целесообразность перевода.
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
1 июля 1981 года
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
(ШКОЛ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Общие положения
1.1. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития предназначена для детей с замедленным темпом психического развития
вследствие ослабленности нервной системы после
инфекций, интоксикаций, травм головного мозга, перенесенных внутриутробно, при
родах или в раннем детстве.
При потенциально сохранных возможностях
интеллектуального развития у этих детей наблюдается слабость памяти, внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов. У
них, как правило, снижена умственная работоспособность, повышена истощаемость,
отмечаются головные боли, двигательная расторможенность, эмоциональная
возбудимость или, наоборот, вялость, апатичность.
Общая задержка интеллектуального развития
является следствием перечисленных особенностей и проявляется в недостаточной сформированности основных мыслительных процессов,
ограниченности запаса знаний, представлений и навыков, необходимых для усвоения
учебного материала.
1.2. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития работает в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы и
настоящим Положением.
1.3. Порядок открытия и закрытия
специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для
детей с задержкой психического развития определяется Советами Министров союзных
республик. Они находятся в введении министерств
просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых,
областных, районных отделов народного образования.
В специальных школах-интернатах для детей
с задержкой психического развития для приходящих детей могут организовываться
группы продленного дня. В исключительных случаях по согласованию с
министерствами просвещения союзных республик при общеобразовательных школах
могут открываться специальные классы для детей с задержкой психического
развития с группами продленного дня при них.
Эти классы в своей работе руководствуются
настоящим Положением.
1.4. Специальная общеобразовательная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития осуществляет образование учащихся в объеме восьмилетней
общеобразовательной школы.
Выпускники сдают экзамены на общих
основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
1.5. Специальные общеобразовательные
школы-интернаты (школы с продленным днем) при открытии комплектуются в составе
только начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек.
Впоследствии наполняемость школы-интерната (школы) не должна превышать 360 -
400 человек.
1.6. Предельная наполняемость учащихся
класса и воспитательной группы школы-интерната и групп продленного дня - 20
человек.
1.7. В специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития осуществляется комплексная лечебно-восстановительная,
санитарно-гигиеническая и профилактическая работа.
2. Структура школы
и организация
учебно-воспитательного процесса
2.1. Обучение детей с задержкой
психического развития осуществляется в соответствии с типовыми учебными
планами, утверждаемыми Министерством просвещения СССР для данных специальных
школ, по программам, предусматривающим полный объем содержания образования
восьмилетней общеобразовательной школы.
2.2. Структура начальных классов может
быть представлена в двух или одном из двух вариантов:
Первый - в составе подготовительного,
I, II, III классов - для детей, ранее не обучавшихся в школе.
Второй - в составе II, III и III дополнительного классов - для детей, ранее обучавшихся в
массовой общеобразовательной школе.
Обучение по программе IV - VIII классов
общеобразовательной школы осуществляется в IV - VIII и VIII дополнительном
классах.
2.3. По окончании начальных классов
педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос
либо о переводе учащихся в массовую общеобразовательную школу, либо в случае
тяжелых форм задержки психического развития - о продолжении обучения в данной
специальной школе.
2.4. В целях коррекции недостатков
психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов
предыдущего обучения, а также для развития моторики, пространственной
ориентации и др. проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во
второй половине дня согласно расписанию.
2.5. В учебно-воспитательной работе
специальной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с задержкой
психического развития осуществляется принцип дифференцированного подхода на
основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка,
используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают
сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей,
активизации и коррекции их познавательной деятельности.
2.6. Продолжительность урока в
подготовительном классе - 35 минут; после второго урока в этом классе
организуется перерыв - 40 минут, который следует проводить на воздухе.
Продолжительность урока в I - VIII классе
и VIII дополнительном классах - 45 минут. В течение урока во всех классах
отводится время для физкультпаузы.
2.7. Для учащихся начальных классов
проводится дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется
по рекомендации врача.
2.8. В соответствии с учебным планом
проводятся факультативные занятия с учетом интересов и возможностей учащихся, а
также для углубления профессионально-трудовой подготовки.
3. Трудовое
обучение
3.1. В специальной общеобразовательной
школе-интернате (школе с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития трудовое обучение является одним из разделов работы школы по
подготовке учащихся к общественно полезной деятельности. Она осуществляется
следующим образом:
- обучение ручному труду в начальных
классах;
- трудовая подготовка с политехническим
направлением в IV - VII классах;
- профессионально-трудовая подготовка на
политехнической основе в VIII и VIII дополнительном
классах.
3.2. Занятия ручным трудом в начальных
классах - первоначальная ступень формирования трудового опыта, положительного
отношения к труду - важнейшая составная часть для осуществления коррекционной
работы по формированию учебной деятельности в целом.
Уроки ручного труда проводятся в
специально оборудованных кабинетах.
3.3. Занятия по труду в IV - VII классах
проводятся в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием для
обучения профессиональным умениям и приемам работы. Станки и оборудование
приобретают в пределах ассигнований, выделяемых школам на эти цели.
3.4. Профессионально-трудовая подготовка
учащихся VIII и VIII дополнительного классов осуществляется с учетом
производственного окружения школы, возможности проведения производственной
практики и трудоустройства выпускников. Специальные программы в соответствии с
видами трудового обучения разрабатываются каждой школой совместно с базовыми
предприятиями и утверждаются министерствами просвещения союзных и автономных
республик, краевыми и областными отделами народного образования.
3.5. В IV - VIII и VIII дополнительном классах для занятий по труду класс делится на
две группы.
3.6. Учебные мастерские могут выполнять
работы по заказу разных предприятий и учреждений, однако
при обязательном соблюдении требований школьной программы.
3.7. При оборудовании
мастерских и организации практической работы учащихся следует руководствоваться
Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных
учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов,
цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая
подготовка учащихся, утвержденными Министерством просвещения СССР, и другими
нормативными документами Минпроса СССР по данному
вопросу.
3.8. Производственная практика в VII и
VIII классах проводится с учетом профиля профессионально-трудовой подготовки на
базе соответствующих предприятий. Непосредственное руководство производственной
практикой осуществляет учитель трудового обучения.
3.9. Учащиеся VIII дополнительного
класса, овладевшие профессией в процессе обучения, сдают квалификационные
экзамены по специальности. Эти экзамены принимает квалификационная комиссия на
базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.
4. Учащиеся
4.1. Направление учащихся в специальную
общеобразовательную школу-интернат (школу с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития осуществляется на основании заключения
медико-педагогической комиссии в соответствии с Инструкцией по приему детей в
данный тип специальной школы, утверждаемой Министерством просвещения СССР. Порядок работы этих комиссий определен Положением о республиканской
и областных медико-педагогических комиссиях.
4.2. Комплектование специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) проводится
соответствующими отделами народного образования до 25 августа. Пополнение
классов при наличии свободных мест может осуществляться в течение учебного
года.
4.3. Специальная
общеобразовательная школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития производит прием учащихся только в начальные
классы (в подготовительный, I и II классы, в III - в порядке исключения).
4.4. Комплектование учащихся по классам
осуществляется на основании документа об успеваемости за предшествующий год
обучения.
4.5. Состав учащихся начальных классов
подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в массовую
общеобразовательную школу. Перевод детей в общеобразовательную школу
осуществляется соответствующими отделами народного образования на основании
решения педагогического совета специальной школы. На весь срок обучения в
специальной школе остаются только дети с наиболее тяжелыми формами задержки
психического развития.
4.6. Вопрос о переводе в другие типы
специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития
решается не позже чем после одного года пребывания в данной школе на основании
заключения республиканской, областной, городской, районной
медико-педагогической комиссии.
4.7. Условия содержания и материального
обеспечения воспитанников специальных школ-интернатов и учащихся групп
продленного дня для детей с задержкой психического развития соответствуют
порядку, установленному для воспитанников специальных школ-интернатов и
учащихся групп продленного дня для детей с недостатками в физическом или
умственном развитии.
5. Учителя и
воспитатели
5.1. Учителя и воспитатели специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития назначаются отделами народного образования из
числа лиц, имеющих высшее педагогическое образование или высшее
дефектологическое образование, прошедших специальную подготовку, раскрывающую
специфику обучения и воспитания детей данной категории.
5.2. Учителя и воспитатели специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития наряду с общими задачами, предусмотренными
Уставом средней общеобразовательной школы, решают специальные задачи коррекции
недостатков психического развития детей. Они систематически изучают динамику
развития детей, выявляют запас знаний учащихся, возможности и особенности
усвоения учебного материала, особенности речи, памяти, внимания,
работоспособности детей и т.п. На основе этого изучения и рекомендаций со
стороны медицинского персонала учителя и воспитатели осуществляют
индивидуальную помощь учащимся на уроках и во внеурочное время.
5.3. Учитель-логопед назначается из числа
лиц, имеющих высшее специальное (логопедическое) образование. Учитель-логопед
обязан всесторонне изучать речь учащихся, вести индивидуально-групповую работу
с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, оказывать методическую помощь
учителям по устранению недостатков речи учащихся. Один учитель-логопед работает
с 25 - 30 детьми, имеющими недостатки речи.
6. Руководство
школы-интерната
6.1. Руководство специальной
общеобразовательной школы-интерната (школы с продленным днем) для детей с
задержкой психического развития назначается органами народного образования и
выполняет свои обязанности в соответствии с Уставом средней общеобразовательной
школы. Руководители обязаны пройти специальную подготовку.
6.2. Директор школы-интерната отвечает за
организацию и качество учебно-воспитательной работы с учетом специфики,
связанной с коррекцией задержки психического развития учащихся, за создание
необходимой материально-технической базы. Директор несет личную ответственность
за прием детей в школу в соответствии с Инструкцией по приему
в данный тип школы, за своевременный перевод учащихся в соответствующие учебные
учреждения, за организацию профессионально-трудовой подготовки учащихся.
6.3. Заместитель директора по учебной
(учебно-воспитательной) работе помимо обязанностей, определенных Уставом
средней общеобразовательной школы, организует и направляет деятельность
педагогического коллектива по коррекционному обучению с учетом индивидуального
подхода к учащимся в процессе обучения, отвечает за оснащение уроков
наглядно-дидактическим материалом, осуществляет связь в работе учителей и
воспитателей. Заместитель директора по учебной работе организует методическую
работу в школе, повышение квалификации педагогического персонала.
6.4. Заместитель директора по
воспитательной работе руководит всей воспитательной работой школы-интерната,
отвечает за соблюдение режима, проведение самоподготовки, организует и
контролирует проведение внеклассных мероприятий, направленных на повышение
уровня общего развития детей в общественно полезном труде.
6.5. Помощник директора по хозяйственной
части (или заведующий хозяйством) несет ответственность за состояние хозяйства
специальной школы-интерната, за материальное обеспечение учебно-воспитательного
процесса и лечебно-профилактической работы, сохранность имущества и инвентаря,
нормальную эксплуатацию зданий и помещений, содержание их в должном санитарном
состоянии.
7.
Учебно-материальная база.
Финансирование и отчетность
7.1. Специальная
школа-интернат (школа с продленным днем) для детей с задержкой психического
развития, помимо помещений, предусмотренных Уставом средней общеобразовательной
школы и Положением о школе-интернате, должна иметь специальные помещения для
проведения логопедической работы, психологического обследования, игровые
комнаты, а также кабинеты для проведения лечебно-восстановительной работы,
оснащенные оборудованием в пределах ассигнований, выделяемых на приобретение
оборудования и инвентаря.
7.2. Специальная школа-интернат (школа с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития финансируется по
республиканскому, краевому, областному, городскому, районному бюджету в
соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой расходов.
Доходы, получаемые в результате
реализации продукции от работы учащихся в учебно-производственных мастерских,
подсобных хозяйствах, а также на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах и
других организациях, используются школами-интернатами в соответствии с действующим
законодательством.
7.3. Специальная школа-интернат (школа с
продленным днем) для детей с задержкой психического развития пользуется правами
юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба, в
зависимости от подчиненности, со своим наименованием и штамп с указанием места
нахождения школы-интерната.
Утверждаю
Начальник Главного
управления школ
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(ШКОЛЫ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
┌────────────────┬─────────────────────────────────────────┬─────┐
│ Предметы
│ Количество часов по
классам │Всего│
│ ├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┤не- │
│ │ 0 │ I │II │III│IV
│ V │VI │VII│VIII│VIII│дель-│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │доп.│ных │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │часов│
├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤
│Русский
язык <*>│12 │12 │10 │10 │6 │6
│4 │3 │2
│2 │67 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Литература │-
│- │- │-
│2 │2 │2
│2 │3 │3
│14 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Математика │6
│6 │6 │6
│6 │6 │6
│6 │6 │6
│60 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│История │- │-
│- │- │2
│2 │2 │2
│2 │2 │12
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Основы
Советско-│- │- │-
│- │- │-
│- │- │1
│1 │2 │
│го государства и│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│права │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Природоведение │-
│- │2 │2
│2 │- │-
│- │- │-
│6 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│География │-
│- │- │-
│- │2 │3
│2 │2 │2
│11 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Биология │- │-
│- │- │-
│2 │2 │2
│1 │1 │8
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Физика │- │-
│- │- │-
│- │2 │2
│3 │3 │10
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Черчение │- │-
│- │- │-
│- │- │1
│1 │1 │3
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Химия │- │-
│- │- │-
│- │- │2
│1 │1 │4
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Иностранный
язык│- │- │-
│- │3 │2
│2 │2 │2
│1 │12 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Изобразительное
│1 │1 │1
│1 │1 │1
│1 │- │-
│- │7 │
│искусство │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Музыка
и пение │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │1
│- │- │8
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Физическая куль-│2
│2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │2 │2
│20 │
│тура │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Трудовое
обуче- │2
│2 │2 │2
│2 │2 │3
│3 │4 │6
│28 │
│ние │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤
│Всего
обязатель-│24 │24 │24 │24 │27
│28 │30 │30 │30 │31 │272
│
│ных │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
├────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────┼─────┤
│Индивидуальные
и│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│групповые
заня- │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│тия по коррекции│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│недостатков
раз-│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│вития: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Ритмика │2 │2
│2 │2 │-
│- │- │-
│- │- │8
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Исправление
не- │3 │3 │3
│3 │- │-
│- │- │-
│- │12 │
│достатков в раз-│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│витии,
восполне-│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ние пробелов в │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│знаниях и т.п. │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Факультативные │-
│- │- │-
│- │- │-
│- │4 │4
│8 │
│занятия │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│Общественно
по- │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│лезный труд и │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│производственная│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
│практика: │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ в днях
│- │- │-
│- │- │5
│5 │12 │24 │- │
│
│ в часах
│- │- │-
│- │- │15 │15 │48 │96 │-
│ │
└────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴─────┘
--------------------------------
<*> Из часов, отведенных на русский
язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с
окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной
программе.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
(ШКОЛЫ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(II вариант структуры начальных классов)
┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Предметы │Количество часов по
классам│
│ ├────────┬────────┬─────────┤
│ │ II │ III │
III доп.│
├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤
│Русский
язык <*> │12 │11 │10 │
│ │ │ │ │
│Литература │- │- │- │
│ │ │ │ │
│Математика │6 │6 │6 │
│ │ │ │ │
│История │- │- │- │
│ │ │ │ │
│Основы
Советского государства и
│- │- │- │
│права │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Природоведение │- │1 │2 │
│ │ │ │ │
│География │- │- │- │
│ │ │ │ │
│Биология │- │- │- │
│ │ │ │ │
│Физика
│- │- │- │
│ │ │ │ │
│Черчение │- │- │- │
│ │ │ │ │
│Химия
│- │- │- │
│ │ │ │ │
│Иностранный
язык
│- │- │- │
│ │ │ │ │
│Изобразительное
искусство │1 │1 │1 │
│ │ │ │ │
│Музыка
и пение │1 │1 │1 │
│ │ │ │ │
│Физическая
культура │2 │2 │2 │
│ │ │ │ │
│Трудовое
обучение │2 │2 │2 │
├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤
│Всего
обязательных │24 │24 │24 │
├────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┤
│Индивидуальные
и групповые занятия │ │ │ │
│по
коррекции недостатков развития: │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Ритмика │2 │2 │2 │
│ │ │ │ │
│Исправление
недостатков в развитии, │3 │3 │3 │
│восполнение
пробелов в знаниях и │ │ │ │
│т.п. │ │ │ │
└────────────────────────────────────┴────────┴────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Из часов, отведенных на русский
язык в первые два года обучения, выделяется время на уроки "Знакомство с
окружающим миром и развитие речи", осуществляемые по специальной
программе.
Примечания
к Типовому учебному плану специальных
общеобразовательных школ-интернатов (школ) для
детей
с задержкой психического развития
1. Учебные занятия и каникулы начинаются
и заканчиваются в сроки, установленные для общеобразовательных школ.
2. "Знакомство с окружающим миром и
развитие речи" изучается за счет часов, отведенных на русский язык:
- в подготовительном - I классах - по 2 часа в неделю;
- во II - III классах (второй вариант
структуры) - соответственно по 2 и 1 часу.
3. Для занятий по труду в IV - VIII и
VIII дополнительном классах класс делится на две
группы.
4. В VIII и VIII
дополнительном классах проводится углубленная профессионально-трудовая
подготовка на базе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где
осуществляется учебно-производственная практика.
5. Экзамены за курс восьмилетней
общеобразовательной школы проводятся после окончания VIII дополнительного
класса в порядке, установленном для восьмилетних общеобразовательных школ.
6. Учащимся VIII дополнительного класса,
овладевшим профессией в процессе обучения, присваивается квалификационный
разряд. Квалификационные экзамены по профессии принимает квалификационная
комиссия на базовом предприятии в соответствии с действующим законодательством.
7. Общественно полезный труд в V - VI
классах проводится по окончании учебного года.
Учебно-производственная практика в VII и
VIII классах проводится как в конце учебного года, так и в течение всего
учебного года в определенные календарные периоды. В последнем случае школа
составляет для каждого класса график чередования учебы и практики с учетом
равномерного распределения учебных занятий по всем предметам учебного плана до
25 июня включительно.
8. В национальных школах и в школах
союзных республик, где обучение ведется на русском языке, выделяется дополнительно
по 2 - 3 часа в неделю в каждом классе на изучение русского языка или языка
союзной республики.