СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 1981 г. N 389
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила
застройки сельских населенных пунктов РСФСР.
2. Признать утратившим силу Постановление
Совета Министров РСФСР от 6 мая 1970 г. N 280 "Об утверждении Правил
застройки сельских населенных пунктов РСФСР" (СП РСФСР, 1970, N 14, ст.
83).
Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 20 июля 1981 г. N 389
ПРАВИЛА
ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают
порядок подготовки и осуществления застройки и благоустройства сельских
населенных пунктов РСФСР.
2. Правила застройки сельских населенных
пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и
других общественных предприятий, учреждений и организаций, а также для
индивидуальных застройщиков.
3. При застройке сельских населенных
пунктов необходимо исходить из задач преобразования их в благоустроенные
поселки с хорошими жилищными и культурно-бытовыми условиями, удовлетворяющими
запросам сельского населения, и соответствующими производствами, позволяющими
создать условия для высокопроизводительного труда сельского населения и
интенсивного развития сельского хозяйства и учитывающими возможность ведения
сельскими жителями личных подсобных хозяйств.
4. Все виды строительства и благоустройства
в сельских населенных пунктах производятся с разрешения соответствующего
исполкома поселкового, сельского и районного (в районных центрах) Совета
народных депутатов.
5. Госстрои автономных республик, управления (отделы) по делам строительства и
архитектуры, районные архитекторы в порядке, устанавливаемом Советами Министров
автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами, выдают
архитектурно-планировочные задания, которые являются основой для разработки
проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов, проектов застройки
жилых зон, общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий,
промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учреждений
санаторно-курортного профиля и других объектов строительства в сельской
местности.
6. Отвод земельных участков
государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям
и организациям, а также индивидуальным застройщикам для строительства в
сельских населенных пунктах производится в установленном порядке.
7. Организации, выполняющие инженерные
изыскания, сдают на хранение госстроям автономных
республик, управлениям (отделам) по делам строительства и архитектуры, районным
архитекторам все топографо-геодезические и инженерно-геологические материалы, в
том числе и материалы по подземным коммуникациям и сооружениям, в порядке,
устанавливаемом Советами Министров автономных республик, крайисполкомами и
облисполкомами. При этом должны быть определены головные организации,
отвечающие за обобщение и систематизацию всех топографо-геодезических и
инженерно-геологических материалов, создание и ведение картотеки по этим
вопросам. Документация по подземным коммуникациям и сооружениям, а также работы
по уточнению их положения в натуре выполняются под контролем районных архитекторов
совместно с эксплуатирующими организациями и учреждениями.
8. Для разрешения
вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием,
благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах
создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его
заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего)
инженера-землеустроителя, районного инженера - инспектора государственного
архитектурно-строительного контроля, представителей плановой комиссии,
производственного управления сельского хозяйства, отдела (управления)
коммунального хозяйства и отдела культуры райисполкома, районной
санитарно-эпидемиологический станции, инспекции пожарного надзора и
органа по регулированию использования и охране вод.
При выборе территории под строительство в
состав комиссии включается также представитель проектной организации.
9. Строительство жилых домов, объектов
культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в
сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной
планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских
населенных пунктов.
10. Осуществление любого вида
строительства допускается только при наличии у застройщика (землепользователя)
разрешения на производство строительных работ.
11. Перенос проекта в натуру выполняется
производственной группой районного архитектора. Проверка планового и высотного
положения строящихся сооружений, инженерных сетей (надземных и подземных),
исполнительная съемка выполняются подрядными строительными организациями и, в
виде исключения, могут быть выполнены производственной группой районного
архитектора.
12. Капитальные вложения на строительство
в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом очередности,
последовательности и комплексности застройки, обеспечивающей население
необходимыми видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.
13. Предприятия, учреждения и
организации, ведущие строительство в сельских населенных пунктах, принимают в
установленном порядке долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения,
канализации, энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве
населенных пунктов.
14. Советами Министров автономных
республик, исполкомами местных Советов народных депутатов обеспечивается
систематический контроль за застройкой и
благоустройством сельских населенных пунктов.
II. Порядок
осуществления строительства
и благоустройства
15. Застройка сельских поселков должна
быть проста и выразительна, иметь четкую организацию уличной сети, обеспечивать
связь существующих и вновь размещаемых объектов, способствовать сохранению
ценных зданий и сооружений, многолетних насаждений, создавать законченные
комплексы в архитектурном отношении.
При разработке проектов планировки и
застройки сельских населенных пунктов размещение жилых, производственных зон,
формирование общественного центра необходимо предусматривать с учетом
особенностей участка и условий местности - характера рельефа, наличия лесных
массивов, живописных речных долин, открытых водоемов и других элементов
природы. Парковая зона должна органично увязываться с природным окружением.
16. Основным направлением строительства в
сельских населенных пунктах является реконструкция существующей застройки и
использование свободных площадей в границах этих населенных пунктов. Развитие
сельских населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель допускается в
установленном порядке при соответствующих расчетах, подтверждающих
необходимость и экономическую целесообразность строительства.
Строительство сельского населенного
пункта на новом месте допускается:
в районах освоения новых земель и
строительства крупных гидротехнических сооружений;
при залегании в границах существующего
поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. В этом случае
строительство сельских населенных пунктов на новом месте осуществляется при
условии, если не представляется возможным разместить объекты нового строительства
в близлежащих населенных пунктах.
17. При застройке сельских населенных
пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются
имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.
18. Основными проектно-планировочными
документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских
населенных пунктах, являются утвержденные в
установленном порядке:
а) схемы и проекты районной планировки;
б) проекты планировки и застройки
сельских населенных пунктов;
в) проектно-сметная документация на
строительство зданий и сооружений.
19. При отсутствии проекта планировки и
застройки сельского населенного пункта строительство в нем может
осуществляться, в виде исключения, с разрешения Совета Министров автономной
республики, крайисполкома, облисполкома по схеме размещения первоочередного
строительства.
20. Схема размещения первоочередного
строительства составляется в соответствии со строительными нормами и правилами,
согласовывается с госстроем автономной республики,
управлением (отделом) по делам строительства и архитектуры, другими
заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом.
21. Схема размещения первоочередного
строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан
проект планировки и застройки сельского населенного пункта.
22. Новое строительство должно
размещаться в развиваемых на перспективу населенных пунктах.
В населенных пунктах, сохраняемых на
расчетный срок, разрешается капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений,
проведение работ по инженерному оборудованию, благоустройству и озеленению
территории, по улучшению дорог, мостов и тротуаров. В этих населенных пунктах
по решению райисполкомов при необходимости может быть допущено строительство
отдельных домов для работников совхозов и колхозников, других специалистов,
работающих в сельской местности, а также переоборудование существующих зданий и
сооружений для размещения культурно-бытовых учреждений повседневного
обслуживания.
В населенных пунктах, жители которых
сселяются в первую очередь, разрешается текущий ремонт зданий и сооружений,
проведение работ по благоустройству и озеленению территорий, по улучшению
дорог, мостов и тротуаров.
23. Планировка и застройка территории
сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городах, в пригородных и
курортных зонах, осуществляется в соответствии с генеральными планами этих
городов и проектами планировки пригородных и курортных зон.
24. На участках, отведенных под
застройку, запрещается строительство временных зданий и сооружений без
разрешения соответствующих исполкомов районных, поселковых, сельских Советов
народных депутатов.
Временные здания и сооружения, а также
железнодорожные подъездные пути, возведенные на период строительства, должны
быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство,
а занимаемая ими территория приведена в порядок.
25. Одним из важнейших требований к
проектированию и строительству всех видов зданий и сооружений, планировке и
застройке сельских населенных пунктов является охрана окружающей среды.
26. Размещение новых и реконструкция
действующих предприятий, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения
должны проводиться только при условии исключения влияния вредных для здоровья
населения факторов, проведения мероприятий, направленных на охрану водоемов,
почвы, атмосферного воздуха от загрязнения, и соответствовать действующим
нормативам в части соблюдения санитарно-защитных зон между предприятиями и
жилыми зонами населенных пунктов.
27. Существующие в жилых районах и
кварталах вредные в санитарном отношении производства не подлежат расширению и
в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или осуществлены меры по
предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и
почвы.
28. Работы по застройке сельских
населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, осуществляются с
соблюдением требований, установленных Законом РСФСР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры".
29. Строительство памятников, обелисков,
монументов и мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных
пунктах в установленном порядке.
Застройка
производственных зон
30. Строительство и реконструкция
сельскохозяйственных комплексов должны осуществляться на основе расчетов,
подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость
проектирования и строительства данных комплексов.
При составлении проекта необходимо
руководствоваться схемами и проектами районной планировки по виду, мощности и
местоположению сельскохозяйственных комплексов.
31. Размещение и строительство
производственных комплексов, сельскохозяйственных предприятий и отдельных
производственных построек осуществляются в пределах производственной зоны
сельского населенного пункта с учетом технологических, санитарных и
противопожарных норм.
32. При размещении отдельных зданий в
пределах производственных зон необходимо:
рационально использовать существующие
постройки, инженерные коммуникации и элементы благоустройства;
предусматривать четко выраженные линии застройки
для создания архитектурно-планировочной композиции существующих и вновь
размещаемых объектов.
33. При размещении зданий и сооружений в
производственной зоне предусматривать возможность организации единых
общепоселковых сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения,
канализации, очистных сооружений и дорог.
Застройка жилой
зоны
34. Проектирование и строительство
сельских населенных пунктов необходимо осуществлять с учетом эстетических
требований к их застройке и благоустройству. Архитектурно-планировочная
композиция застройки сельского населенного пункта должна представлять собой
единый ансамбль, включающий группы жилых домов, общественных и
культурно-бытовых зданий.
35. В целях повышения архитектурной
выразительности застройки сельских населенных пунктов:
при строительстве жилых домов и надворных
построек необходимо использовать национальные и местные традиции, опыт
народного зодчества. При проектировании и привязке типовых проектов жилых
домов, особенно усадебных, следует разрабатывать решения
функционально-эстетических элементов сельского дома (скатной кровли, карнизов,
цоколя, наличников, фронтонов, крылец и т.п.);
строительство культурно-бытовых зданий
рекомендуется сосредотачивать в общественном центре.
36. Этажность и типы жилых домов для
строительства, осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет
государственных капитальных вложений, определяются Советами Министров
автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами. При этом следует предусматривать
преимущественное применение одно-двухэтажных
одно-двухквартирных жилых домов усадебного типа и многоквартирных блокированных
жилых домов с приусадебными земельными участками. В зависимости от местных
условий допускается применение секционных жилых домов не выше четырех этажей.
37. Для всех многоквартирных жилых домов
необходимо предусматривать хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для
содержания скота и птицы личного подсобного хозяйства граждан рекомендуется
размещать на специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки,
детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые
насаждения общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных
требований.
38. В целях дальнейшего улучшения
жилищно-бытовых условий граждан в сельских населенных пунктах необходимо
развивать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с привлечением
средств сельского населения. Для кооперативного строительства необходимо
отводить участки, свободные от застройки и обеспеченные инженерными
коммуникациями.
39. Застройка и благоустройство участка,
отведенного индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом
соответствии с генпланом участка, выданным районным архитектором.
40. В сельских населенных пунктах для
населения, проживающего в секционных и многоквартирных домах, разрешается
строительство блокированных гаражей.
В зонах усадебной застройки, при
согласовании в установленном порядке, разрешается строительство индивидуальных
гаражей на приусадебных участках без нарушения линии застройки.
Инженерное
оборудование, благоустройство и озеленение
41. Инженерное оборудование,
благоустройство и озеленение сельских населенных пунктов производится
одновременно со строительством жилых домов, общественных и производственных зданий.
Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых
домов, общественных зданий, других сооружений должны быть закончены работы по
инженерному оборудованию и благоустройству территории.
42. Инженерное оборудование сельских
населенных пунктов должно осуществляться поэтапно. Общественный центр и
кварталы застройки многоквартирными домами обеспечивать централизованными
системами инженерного оборудования. В кварталах усадебной застройки на первом
этапе предусматривать местные системы водоснабжения и канализации, а на последующих
этапах осуществлять строительство централизованных сетей водопровода и
канализации с очистными сооружениями с подключением к ним жилых домов.
Теплоснабжение усадебных домов на первом
этапе, как правило, осуществлять от местных генераторов тепла.
43. В сельских населенных пунктах следует
предусматривать, как правило, водосточную сеть открытого типа.
44. В сельских населенных пунктах, в
которых предусматривается устройство централизованной канализации, следует
ориентироваться на строительство компактных очистных сооружений, а при
соответствующих благоприятных геологических и гидрогеологических условиях - на
устройство естественной биологической очистки сточных вод.
45. При домах в два и
более этажей необходимо предусматривать для размещения мусоросборников
площадки с твердым покрытием и удобными подъездами.
Для мусора и жидких нечистот должны
предусматриваться (с соблюдением санитарных требований) места свалок, поля
запахивания и ассенизации, исключающие вредное воздействие на окружающую среду.
46. Участки жилых домов, общественных
зданий и производственных комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и
соседних владений оградами в виде живых изгородей из кустарников.
При устройстве ограждений, выходящих на
улицу, их конструкция и применяемые материалы согласовываются с районным
архитектором.
47. На всех застройщиков (в том числе и
на индивидуальных) возлагается обязательное проведение работ по озеленению и
благоустройству участков, устройству тротуаров в пределах занимаемых ими
участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке
как самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов.
48. Территория сельских населенных
пунктов должна быть озеленена в целях улучшения санитарно-гигиенических условий
для жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных ветров, а
также шума, пыли и отработанных газов транспортных средств.
Зеленые насаждения должны служить также
для укрепления берегов водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных
территорий.
В мероприятиях по озеленению населенного
пункта предусматриваются:
а) озеленение площадей, улиц и проездов;
б) создание общественных парков и садов;
в) озеленение участков, занимаемых
жилыми, общественными, производственными зданиями и сооружениями, а также
территорий специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных, водоохранных, противопожарных).
49. Ветрозащитные, водоохранные,
противопожарные и другие территории при благоприятных климатических и почвенных
условиях рекомендуется использовать под многолетние фруктовые насаждения.
50. Запрещается строительство на
территории скверов, бульваров и парков зданий, не имеющих отношения к
организации отдыха населения.
51. При наличии на территории сельского
населенного пункта водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны
должны использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных
сооружений.
52. Предприятия, учреждения, организации
и отдельные лица, в пользование которых отводятся земельные участки для
строительства в сельских населенных пунктах, обязаны обеспечить сохранность
существующих на этих участках зеленых насаждений. В случае необходимости
вырубки деревьев для освобождения площадки под строительство застройщик должен
осуществить новую посадку деревьев в местах и количестве, определяемых
исполкомом местного Совета народных депутатов.
III. Порядок
оформления разрешений на производство
строительных работ
53. Выдача разрешений на производство
строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими
общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также
индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами - инспекторами
государственного архитектурно-строительного контроля или районными
архитекторами.
54. Для получения разрешения на
производство строительных работ государственные, кооперативные и другие
общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить:
а) заявление застройщика о выдаче
разрешения на производство строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного
участка под застройку;
в) план земельного участка и документ,
удостоверяющий право пользования земельным участком;
г) регистрационную карту объекта;
д) титульный список на строительство
объекта;
е) проектно-сметную документацию на
строительство, утвержденную в установленном порядке;
ж) стройгенплан
(на крупные объекты или комплексы зданий);
з) карточку учета работников,
осуществляющих руководство строительством;
и) договор с проектной организацией на
ведение авторского надзора за строительством объектов;
к) выписки из приказов застройщика и
строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и
производителя работ;
л) журнал производства работ.
55. Для получения разрешения на
производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек
индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру - инспектору
государственного архитектурно-строительного контроля или районному архитектору:
а) заявление застройщика о выдаче
разрешения на производство строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного
участка под застройку;
в) типовой или рекомендуемый органами по
делам строительства и архитектуры проект жилого дома;
г) план застройки земельного участка,
проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек),
согласованные с районным архитектором;
д) документ, удостоверяющий право
пользования земельным участком;
е) разрешение на специальное
водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных
колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых
сооружений.
Индивидуальные застройщики в процессе
строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения
районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения
органа, предоставившего земельный участок.
56. Обеспечение проектами жилых домов и
планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится
хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах. Этими же
группами производится отвод в натуре участка для строительства индивидуального
жилого дома и хозяйственных построек.
57. При предоставлении документов,
предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на
производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок.
IV. Порядок
осуществления архитектурно-строительного
контроля за строительством и благоустройством
58. Районные архитекторы и инженеры -
инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля осуществляют контроль за качеством строительства в сельских населенных
пунктах и несут ответственность за застройку и благоустройство.
59. Районные архитекторы и инженеры -
инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля в случаях
нарушения проекта планировки и застройки сельского населенного пункта или
другой проектной документации вносят предложения в соответствующий исполком
Совета народных депутатов о запрещении или приостановлении строительства.
Застройщики, допустившие отступления от
проектов, обязаны за свой счет устранить допущенные нарушения. Застройщики,
допустившие самовольное строительство, привлекаются к ответственности в
установленном порядке.
60. Госстрои автономных
республик, управления (отделы) по делам строительства и архитектуры в целях
повышения качества сельского строительства привлекают к проведению этой работы
архитектурно-строительную общественность.
61. Органы архитектурно-строительного
контроля при строительстве зданий и сооружений, а также производстве работ по
благоустройству площадей, улиц и проездов осуществляют контроль
за соблюдением установленных проектами красных линий и линий
регулирования застройки.
Предприятия, учреждения и организации, а
также отдельные граждане, допустившие нарушение красных линий или линий
регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет устранить
указанные нарушения в сроки, установленные исполкомами районных, поселковых,
сельских Советов народных депутатов.
При невыполнении указанных требований
устранение нарушений обеспечивается исполкомами районных, поселковых, сельских
Советов народных депутатов за счет предприятий, учреждений и организаций и
отдельных граждан, допустивших нарушения.
62. Приемка в эксплуатацию законченных
строительством объектов в сельских населенных пунктах производится в
установленном порядке.