СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 1981 г. N 1007
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ВСЕСОЮЗНОГО БАНКА
ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
(СТРОЙБАНКА СССР)
Совет Министров СССР постановляет:
Утвердить прилагаемый Устав Всесоюзного
банка финансирования капитальных вложений (Стройбанка СССР).
3. Признать утратившими силу решения
Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.
Утвержден
Постановлением
Совета Министров СССР
от 15 октября 1981 г. N 1007
УСТАВ
ВСЕСОЮЗНОГО БАНКА ФИНАНСИРОВАНИЯ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Всесоюзный банк финансирования
капитальных вложений (Стройбанк СССР) является государственным банком
финансирования и кредитования капитальных вложений отраслей народного хозяйства
СССР.
Стройбанк СССР на
основе государственного плана экономического и социального развития СССР и
государственного бюджета СССР производит финансирование и долгосрочное
кредитование капитальных вложений государственных, кооперативных и иных
общественных предприятий, объединений, организаций и учреждений, краткосрочное
кредитование и расчеты в строительстве и геологии, финансирование операционных
расходов, а также капитального ремонта основных фондов строительных, монтажных,
проектных, изыскательских, буровых и геологических организаций, мобилизует
средства, предназначенные на финансирование
и кредитование капитальных вложений, финансирует и кредитует осуществляемое
Советским Союзом строительство объектов за границей и затраты, связанные с
оказанием технического содействия иностранным государствам в соответствии с
международными договорами СССР и контрактами.
Стройбанк СССР, осуществляя указанные
функции, содействует выполнению планов капитального строительства, повышению
эффективности капитальных вложений, ускорению научно-технического прогресса и
укреплению хозяйственного расчета в строительстве.
Деятельность Стройбанка СССР направлена
на обеспечение единой государственной политики в области финансирования,
кредитования и расчетов в строительстве, на совершенствование их методов и
более эффективное использование экономических рычагов и стимулов.
Стройбанк СССР несет ответственность за
укрепление системы финансирования и кредитования и повышение эффективности
банковского контроля в строительстве.
Стройбанк СССР подведомствен Совету
Министров СССР.
2. В процессе
финансирования и кредитования Стройбанк СССР осуществляет контроль за
обеспечением своевременного ввода в действие основных фондов, производственных
мощностей и объектов, выполнением плана товарной строительной продукции,
соблюдением лимитов государственных капитальных вложений и
строительно-монтажных работ, норм продолжительности проектирования и
строительства, сроков окупаемости капитальных вложений, за снижением сметной
стоимости строительства, объемов незавершенного строительства, недопущением
распыления сил и средств по многочисленным объектам строительства, за
расходованием фондов заработной платы, выполнением заданий по росту
производительности труда, по прибыли и снижению себестоимости
строительно-монтажных, буровых и геологоразведочных работ, за соблюдением
государственной плановой, финансовой и проектно-сметной дисциплины в
строительстве и геологии.
3. Стройбанк СССР принимает участие в
работе по составлению планов капитального строительства, подрядных и
проектно-изыскательских работ.
4. Стройбанк СССР в своей деятельности
руководствуется законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его
Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и настоящим
Уставом.
5. Стройбанк СССР обеспечивает соблюдение
законодательства всеми своими учреждениями и подведомственными ему
организациями, обобщает практику применения законодательства по вопросам,
входящим в компетенцию Стройбанка СССР, разрабатывает предложения по его
совершенствованию и вносит их на рассмотрение Совета Министров СССР.
6. Стройбанк СССР является юридическим
лицом и действует на началах хозяйственного расчета.
7. За полученные от Стройбанка СССР ссуды
заемщики уплачивают Стройбанку СССР проценты в размере, утверждаемом Советом
Министров СССР, а в предусмотренных им случаях - Стройбанком СССР по
согласованию с Министерством финансов СССР.
8. Стройбанк СССР не несет
ответственности по обязательствам государства, так же как и государство не
несет ответственности по обязательствам Стройбанка СССР.
9. На средства
предприятий, объединений, организаций и учреждений, находящиеся в Стройбанке
СССР, арест может быть наложен не иначе как по постановлениям судебных,
следственных органов или органов арбитража, а взыскание может быть обращено
лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам органов арбитража и
другим исполнительным документам, а в случаях, предусмотренных
законодательством СССР, - по требованию финансовых органов, Стройбанка СССР и
других организаций.
10. Все служащие Стройбанка СССР обязаны
хранить тайну по операциям и счетам Стройбанка СССР и его клиентов.
Справки об операциях и счетах
предприятий, объединений, организаций и учреждений могут выдаваться самим
клиентам, их вышестоящим органам, а также судебным, следственным, финансовым
органам и органам народного контроля с соблюдением установленного порядка.
11. Стройбанк СССР и его учреждения
освобождаются от уплаты государственных и местных налогов и государственной
пошлины.
12. Стройбанк СССР и его учреждения имеют
печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.
II. ФОНДЫ
СТРОЙБАНКА СССР
13. Стройбанк СССР имеет уставный фонд,
резервный фонд, фонд основных средств, фонд амортизации, фонд долгосрочного
кредитования и фонд развития банковского дела.
С разрешения Совета Министров СССР
Стройбанк СССР может иметь и другие специальные фонды.
14. Уставный фонд определяется в сумме
500 млн. рублей. Увеличение этого фонда производится по решению Совета
Министров СССР.
Уставный фонд служит обеспечением
обязательств Стройбанка СССР.
15. Резервный фонд образуется за счет
отчислений из прибыли Стройбанка СССР и предназначается для покрытия возможных
убытков по его операциям.
Отчисления в резервный фонд производятся
до достижения им размера уставного фонда. Если резервный фонд частично или
полностью будет израсходован на покрытие убытков, то отчисления в этот фонд
возобновляются и производятся впредь до достижения им
установленного размера.
16. Фонд основных средств состоит из
принадлежащих Стройбанку СССР зданий, сооружений и другого имущества,
относящегося к основным средствам.
17. Фонд амортизации образуется и
расходуется в порядке, установленном законодательством СССР.
18. Фонд долгосрочного кредитования
образуется за счет ассигнований из государственного бюджета СССР. Размер этого
фонда ежегодно определяется Советом Министров СССР при утверждении кредитного
плана Стройбанка СССР.
19. Фонд развития банковского дела образуется
за счет отчислений из прибыли Стройбанка СССР и предназначается для
финансирования мероприятий по внедрению новой техники в Стройбанке СССР,
строительства и ремонта зданий учреждений Стройбанка СССР и подведомственных
ему организаций.
Положение о фонде развития банковского
дела утверждается Стройбанком СССР.
20. Прибыль Стройбанка СССР
распределяется следующим образом:
а) 50 процентов перечисляется в союзный
бюджет;
б) 3 процента зачисляется в фонд развития
банковского дела;
в) остальная часть прибыли используется
по решению Совета Министров СССР.
21. Свободные средства Стройбанк СССР
хранит в Госбанке СССР, который осуществляет на договорных началах кассовое
обслуживание Стройбанка СССР.
III. ОПЕРАЦИИ
СТРОЙБАНКА СССР ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ
И ДОЛГОСРОЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
22. Стройбанк СССР
финансирует капитальные вложения предприятий, объединений, организаций и
учреждений промышленности, строительства, транспорта, связи, геологии,
просвещения, науки, культуры, здравоохранения, торговли, жилищного и
коммунального хозяйства и других отраслей народного хозяйства СССР,
финансирование которых возложено Советом Министров СССР на Стройбанк СССР.
Стройбанк СССР финансирует операционные
расходы, связанные со строительством, а также с производством геологоразведочных
работ, и капитальный ремонт основных фондов строительных, монтажных, проектных,
изыскательских, буровых и геологических организаций, имеющих расчетные счета в
Стройбанке СССР.
23. Стройбанк СССР осуществляет
финансирование государственных капитальных вложений по стройкам
производственного назначения непрерывно, на основе титульных списков на весь
период строительства, в пределах сумм, предусмотренных в утвержденном сметном
расчете стоимости строительства.
24. Порядок сообщения
финансовыми органами учреждениям Стройбанка СССР планов финансирования
капитальных вложений и геологоразведочных работ и перечисления денежных средств
из государственного бюджета СССР в соответствии с этими планами, а также
порядок представления учреждениями Стройбанка СССР финансовым органам
отчетности по операциям, связанным с финансированием капитальных вложений и
геологоразведочных работ, устанавливаются Министерством финансов СССР и
Стройбанком СССР.
25. Стройбанк СССР разрабатывает и вносит
в Совет Министров СССР на утверждение планы Стройбанка СССР по долгосрочному
кредитованию, разрабатывает расчеты долгосрочных кредитов на пятилетие (с
распределением по годам) к сводному финансовому балансу.
Стройбанк СССР
предоставляет в порядке прямого, целевого, срочного и возвратного кредитования
долгосрочный кредит на капитальные вложения предприятиям, объединениям и
организациям отраслей, финансирование и кредитование которых возложено на
Стройбанк СССР, жилищно-строительным кооперативам в городах и поселках
городского типа, а также гражданам, проживающим в городах и поселках городского
типа, на индивидуальное жилищное строительство, капитальный ремонт жилых домов,
хозяйственное обзаведение и на другие цели,
предусмотренные действующим законодательством.
Долгосрочные кредиты, выдаваемые
гражданам на строительство и ремонт жилых домов, обеспечиваются залогом
строений, возводимых или ремонтируемых за счет кредита банка.
Мероприятия, на которые предоставляются
Стройбанком СССР долгосрочные кредиты, а также условия и сроки их предоставления
определяются Советом Министров СССР.
26. Предприятиям, объединениям и
организациям, имеющим просроченную задолженность по ранее выданным Стройбанком
СССР долгосрочным ссудам, новые долгосрочные кредиты не предоставляются, за
исключением случаев, предусмотренных решениями Совета Министров СССР.
IV. ОПЕРАЦИИ
СТРОЙБАНКА СССР
ПО КРАТКОСРОЧНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
27. Стройбанк СССР разрабатывает и вносит
в Совет Министров СССР на утверждение планы Стройбанка СССР по краткосрочному
кредитованию, разрабатывает расчеты краткосрочных кредитов на пятилетие (с
распределением по годам) к сводному финансовому балансу.
28. Стройбанк СССР осуществляет
кредитование предприятий, объединений и организаций, состоящих на хозяйственном
расчете, имеющих самостоятельный баланс и наделенных собственными оборотными
средствами.
При кредитовании Стройбанк СССР
обеспечивает дифференцированный подход к предприятиям, объединениями
организациям, предоставляя хорошо работающим преимущества, установленные
действующим законодательством, и применяя меры кредитного воздействия в
отношении плохо работающих предприятий, объединений и организаций.
В случаях, предусмотренных
законодательством СССР, Стройбанк СССР может предоставлять кредит министерствам
и ведомствам.
29. Стройбанк СССР выдает ссуды в порядке
прямого, целевого, срочного и возвратного кредитования на потребности,
возникающие в ходе выполнения планов производства и не покрываемые собственными
оборотными средствами, и для обеспечения своевременных расчетов в строительстве
и геологии.
Объекты кредитования устанавливаются
решениями Совета Министров СССР или, по его поручению, Стройбанком СССР.
30. Предприятиям, объединениям и организациям,
имеющим просроченную задолженность по ранее выданным Стройбанком СССР
краткосрочным ссудам, новые краткосрочные кредиты не предоставляются, за
исключением случаев, предусмотренных решениями Совета Министров СССР.
31. Порядок выдачи и погашения ссуд
определяется Стройбанком СССР с учетом особенностей отраслей народного
хозяйства.
32. Суммы выдаваемых Стройбанком СССР
ссуд могут быть зачислены на счета предприятий, объединений и организаций либо
направлены на погашение ранее выданных ссуд или непосредственно на производство
платежей предприятий, объединений и организаций в соответствии с целевым
назначением ссуд.
33. Кредиты предоставляются Стройбанком
СССР под срочные обязательства заемщика или обязательства сроком по
предъявлению, а в установленных случаях - на основе кредитных соглашений
Стройбанка СССР с предприятиями, объединениями и организациями.
Ссуды под товарно-материальные ценности
обеспечиваются залогом этих ценностей, а в необходимых случаях - гарантиями
вышестоящих организаций заемщиков.
34. Порядок залога товарно-материальных
ценностей в Стройбанке СССР определяется Стройбанком СССР в соответствии с
действующим законодательством.
V. ОПЕРАЦИИ
СТРОЙБАНКА СССР ПО РАСЧЕТАМ
35. Стройбанк СССР организует и
осуществляет расчеты в строительстве и геологии и способствует их ускорению.
При проведении расчетных операций
Стройбанк СССР осуществляет контроль за соблюдением
предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями правил расчетов и
договорной дисциплины.
36. Денежные средства предприятий,
объединений, организаций и учреждений, как собственные, так и заемные, подлежат
обязательному хранению в Стройбанке СССР, за исключением переходящих остатков
денег в их кассах в установленных размерах. Все причитающиеся предприятиям,
объединениям, организациям и учреждениям платежи поступают на их счета в
Стройбанке СССР.
37. Для хранения денежных средств и
осуществления расчетов Стройбанк СССР открывает предприятиям, объединениям,
организациям и учреждениям в зависимости от характера их деятельности и
источников финансирования счета финансирования, расчетные и другие счета.
При открытии и закрытии счетов Стройбанк
СССР осуществляет контроль за соблюдением действующего
законодательства о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий,
объединений, организаций и учреждений.
Порядок открытия и закрытия счетов
устанавливается Стройбанком СССР.
38. Расчеты предприятий, объединений,
организаций и учреждений осуществляются через Стройбанк СССР в форме акцепта,
аккредитива и особого счета, посредством поручений, переводов, чеков и других
форм расчетов.
Стройбанк СССР организует и осуществляет
расчеты путем зачета взаимных требований предприятий, объединений и организаций
одной или разных отраслей народного хозяйства и применения плановых платежей.
Разрешаемые Стройбанком СССР зачеты
взаимных требований производятся независимо от имеющихся к участникам зачета
первоочередных претензий кредиторов.
39. Без согласия предприятий,
объединений, организаций и учреждений списание средств, находящихся на их
счетах в Стройбанке СССР, допускается лишь в случаях, предусмотренных
законодательством СССР.
При удовлетворении претензий Стройбанк
СССР соблюдает очередность, установленную законодательством СССР.
VI. ПРАВА
СТРОЙБАНКА СССР
40. Для осуществления возложенных на
Стройбанк СССР задач и обеспечения операций по финансированию, кредитованию и
расчетам Стройбанку СССР предоставляется право:
а) издавать на основании и во исполнение
действующего законодательства инструкции и другие акты, обязательные для его
клиентуры;
б) получать от министерств, ведомств,
исполкомов Советов народных депутатов, предприятий, объединений, организаций и
учреждений, имеющих счета в Стройбанке СССР:
проекты планов
капитального строительства, подрядных и проектно-изыскательских работ,
титульных списков проектно-изыскательских работ, перечней вновь начинаемых
строительством предприятий и сооружений и действующих предприятий, намечаемых к
реконструкции и расширению, перечней разрабатываемых проектов, титульных списков
строек и объектов, а также планы капитального строительства, планы товарной
строительной продукции, титульные списки строек и объектов и другие материалы,
необходимые для анализа экономической эффективности капитальных вложений,
финансирования, кредитования и
осуществления финансового контроля.
От министерств и ведомств СССР проекты
планов капитального строительства Стройбанк СССР получает в объемах,
согласованных с Госпланом СССР;
бухгалтерские отчеты и балансы с
соответствующими приложениями к ним, финансовые планы, а также сведения о
наличии и поступлении кредитуемого оборудования, иных товарно-материальных
ценностей и другие данные, необходимые для кредитования и расчетов;
плановые и отчетные материалы,
необходимые для составления кредитных планов;
проектно-сметную документацию на
техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и строительство
предприятий, зданий, сооружений, объектов и на другие работы;
в) получать от ЦСУ СССР, республиканских
и местных органов государственной статистики сводные данные по основным
показателям бухгалтерской отчетности и статистические данные, необходимые
Стройбанку СССР для финансирования, кредитования и организации расчетов;
г) проверять наличие и комплектность
проектно-сметной документации, соответствие ее требованиям заданий на
проектирование, действующим нормам проектирования, сметным нормам и ценам,
правильность ее утверждения, наличие документов, подтверждающих проведение
экспертизы, акты и счета за проектную продукцию и товарную строительную
продукцию;
д) производить проверку денежных и
расчетных документов, бухгалтерских записей, отчетных и
оперативно-статистических материалов предприятий, объединений, организаций и
учреждений;
е) проверять своевременность и полноту
перечисления предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями
средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений, операционных
расходов и капитального ремонта, а также выполнение заданий по мобилизации
внутрихозяйственных резервов;
ж) проверять использование по целевому
назначению предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями выданных
Стройбанком СССР ссуд и полученных в Стройбанке СССР денежных средств, а также
наличие, условия хранения и сохранность товарно-материальных ценностей,
являющихся обеспечением ссуд Стройбанка СССР;
з) проверять финансово-хозяйственную
деятельность предприятий, объединений и организаций, финансирование и
кредитование которых осуществляются Стройбанком СССР, а также действующих
предприятий, построенных с привлечением кредитов банка, по освоению проектных
мощностей и советских организаций, принимающих участие в проектировании и
строительстве объектов, сооружаемых за границей;
и) производить контрольные обмеры
выполненных строительно-монтажных, буровых, геологоразведочных, проектных, изыскательских
и других работ, а также проверять в выборочном порядке качество выполненных
работ при строительстве жилых домов и объектов культурно-бытового назначения;
к) осуществлять проверку своевременности
сдачи оборудования в монтаж и снижения запасов неустановленного оборудования;
л) проверять правильность распределения и
использования фондов заработной платы министерствами, ведомствами, исполкомами
Советов народных депутатов, предприятиями, объединениями, организациями и
учреждениями, а также соблюдение установленного порядка возмещения перерасхода
фондов заработной платы и планового соотношения между темпами роста
производительности труда и темпами роста средней заработной платы;
м) проверять соблюдение кассовой
дисциплины на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях, давать
обязательные для них указания по устранению выявленных нарушений кассовой
дисциплины;
н) проверять выполнение предприятиями,
объединениями, организациями и учреждениями договорных обязательств и
соблюдение ими правил расчетов, своевременность составления и представления в
банк расчетных документов, их товарность, а также сохранность неоплаченных
товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении у
покупателей;
о) требовать в необходимых случаях от руководителей
предприятий, объединений, организаций и учреждений и от их вышестоящих органов
проведения мероприятий по улучшению хозяйственной и финансовой деятельности
предприятий, объединений, организаций и учреждений и принятия
необходимых мер к устранению выявленных недостатков;
п) списывать в
бесспорном порядке со счетов предприятий, объединений, организаций и
учреждений, а также их вышестоящих органов (при централизованных расчетах)
начисленные по отчетным балансам, но не внесенные в срок собственные средства,
предназначенные для финансирования капитального строительства, и суммы
амортизационных отчислений, предназначенные для финансирования капитального
ремонта основных фондов строительных, монтажных, проектных, изыскательских,
буровых и геологических организаций;
р) взыскивать в установленном порядке
излишне полученные предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями
суммы, выявленные в результате контрольных обмеров выполненных работ и проверки
документов, служащих основанием для получения средств; налагать штрафы за
нарушение правил совершения расчетных операций.
Предоставленные права Стройбанк СССР
осуществляет в отношении всех имеющих счета в Стройбанке СССР министерств,
ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений, за исключением
тех, для которых законодательством СССР установлен специальный порядок
представления плановых и отчетных материалов и проведения проверок.
41. Предприятиям, объединениям и
организациям, выполняющим и перевыполняющим планы ввода в действие производственных
мощностей и объектов, планы товарной строительной продукции, задания по росту
производительности труда и по прибыли, а также сохраняющим собственные
оборотные средства, при финансировании и кредитовании предоставляются
преимущества, установленные действующим законодательством.
42. В отношении предприятий, объединений
и организаций, не выполняющих своих обязательств перед Стройбанком СССР и
допускающих бесхозяйственность в строительстве, нарушение плановой,
проектно-сметной, финансовой, кассовой, расчетной или кредитной дисциплины,
Стройбанк СССР имеет право:
а) прекращать полностью или частично
кредитование, за исключением случаев, предусмотренных законодательством СССР;
б) досрочно
взыскивать ссуды в случаях возникновения необеспеченной задолженности,
использования выданных средств не по целевому назначению или с нарушением
установленных правил кредитования, продажи или израсходования заложенных
ценностей без обращения вырученных сумм на погашение задолженности Стройбанку
СССР, неудовлетворительного хранения товарно-материальных ценностей, являющихся
обеспечением ссуд Стройбанка СССР, уклонения от банковского контроля, а также в
случаях прекращения кредитования предприятия, объединения или организации;
в) переводить предприятия, объединения и
организации на кредитование под гарантию вышестоящей организации;
г) вводить в установленном порядке особый
режим кредитования;
д) прекращать финансирование
строительства и применять другие санкции в соответствии с действующим
законодательством.
43. Стройбанк СССР
имеет право досрочно взыскивать в судебном порядке всю задолженность по ссудам,
выданным индивидуальным заемщикам, в случаях использования ссуд не по целевому
назначению или неуплаты в течение шести месяцев очередных платежей, с
обращением взыскания на дома, построенные или отремонтированные за счет ссуд
Стройбанка СССР, а в необходимых случаях - на прочее имущество заемщиков, на
которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.
44. По претензиям Стройбанка СССР,
возникшим в связи с наступлением срока или просрочкой платежей, а также в связи
с досрочным взысканием ссуд, выданных предприятиям, объединениям и
организациям, Стройбанк СССР производит взыскание в бесспорном порядке на
основании срочного обязательства, обязательства сроком по предъявлению или
кредитного соглашения.
При наличии длительной, свыше 60 дней,
просроченной задолженности по ссудам, обеспеченным залогом товарно-материальных
ценностей, Стройбанк СССР имеет право после удовлетворения претензий по
заработной плате и платежей в бюджет направлять непосредственно на погашение
задолженности выручку от реализации этих ценностей.
При отсутствии средств на счете должника
взыскание может быть обращено также на незаложенные товарно-материальные
ценности, принадлежащие должнику, за исключением основных средств и другого
имущества, на которое в соответствии с действующим законодательством не может
быть обращено взыскание.
Продажа незаложенного имущества должника
производится через судебного исполнителя: при взыскании просроченной
задолженности - по нотариальной исполнительной надписи, при досрочном взыскании
задолженности - по исполнительному листу, выданному на основании решения суда,
либо по приказу органа арбитража.
45. Претензии Стройбанка СССР по его
кредитным операциям приравниваются в отношении очередности удовлетворения их к
претензиям Госбанка СССР.
46. В полное или частичное погашение
задолженности Стройбанку СССР могут засчитываться все
денежные средства должника, причитающиеся ему от Стройбанка СССР по каким бы то
ни было основаниям.
Стройбанк СССР
может осуществлять право зачета путем погашения задолженности, срок платежа
которой еще не наступил, если предприятие, объединение или организация обращены
к ликвидации своих дел или прекратили платежи по своим обязательствам, а также
в случаях, когда Стройбанк СССР имеет право производить досрочное взыскание
выданных ссуд или взыскание причитающихся ему сумм по другим основаниям.
47. Стройбанк СССР может приобретать с
разрешения Совета Министров СССР акции и облигации иностранных банков и
предприятий.
VII.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СТРОЙБАНКА СССР
48. Стройбанк СССР со всеми своими
учреждениями является единой централизованной системой.
В столицах союзных и автономных
республик, в краевых и областных центрах, центрах автономных областей и
автономных округов, в районных центрах, городах и других населенных пунктах
Стройбанк СССР имеет свои конторы, отделения, а также пункты уполномоченных при
учреждениях Госбанка СССР.
В населенных пунктах, где нет контор,
отделений и пунктов уполномоченных Стройбанка СССР, финансирование капитальных
вложений, выдача и взыскание ссуд производятся Госбанком СССР по поручению
Стройбанка СССР на основе заключенных корреспондентских договоров.
Конторы Стройбанка СССР осуществляют
руководство деятельностью учреждений Стройбанка СССР, расположенных на
территории соответствующих союзных и автономных республик, краев, областей,
автономных областей и автономных округов.
49. Структура и численность работников
центрального аппарата Стройбанка СССР утверждаются Советом Министров СССР.
VIII. УПРАВЛЕНИЕ
СТРОЙБАНКОМ СССР
50. В Стройбанке СССР образуется
Правление в составе Председателя Правления, заместителей Председателя и членов
Правления, назначаемых Советом Министров СССР.
51. Стройбанк СССР организует свою работу
на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех
вопросов по руководству деятельностью Стройбанка СССР.
52. Председатель Правления Стройбанка
СССР руководит всей деятельностью Стройбанка СССР и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Стройбанк СССР задач.
53. Председатель Правления Стройбанка
СССР:
а) издает приказы, другие акты и
утверждает инструкции по всем вопросам деятельности Стройбанка СССР на основе и
во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его
Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и настоящего
Устава;
б) распоряжается в соответствии с
действующим законодательством всем имуществом и средствами Стройбанка СССР,
выдает доверенности, устанавливает порядок подписания обязательств и выдачи
доверенностей от имени Стройбанка СССР, а также осуществляет представительство
по всем вопросам деятельности Стройбанка СССР в государственных органах СССР и
за границей;
в) создает, реорганизует и ликвидирует
учреждения Стройбанка СССР и подведомственные ему организации, переводит эти
организации на хозяйственный расчет;
г) утверждает штатное расписание
центрального аппарата Стройбанка СССР, а также типовые структуры и типовые
штаты учреждений Стройбанка СССР и подведомственных ему организаций;
д) устанавливает численность и фонды
заработной платы работников учреждений Стройбанка СССР и подведомственных ему
организаций в пределах плана по труду;
е) назначает должностных лиц Стройбанка
СССР согласно установленной номенклатуре и увольняет их, устанавливает в
соответствии с действующим законодательством должностные и персональные оклады,
поощряет отличившихся работников, налагает дисциплинарные взыскания;
ж) утверждает положения о структурных
подразделениях центрального аппарата Стройбанка СССР, а также об учреждениях
Стройбанка СССР и о подведомственных ему организациях;
з) распределяет обязанности между
заместителями Председателя Правления Стройбанка СССР, устанавливает степень
ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений
центрального аппарата Стройбанка СССР за состояние дел на порученном участке
работы.
Председатель Правления Стройбанка СССР
может поручить решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию,
руководителям структурных подразделений центрального аппарата Стройбанка СССР,
а также руководителям контор и других учреждений Стройбанка СССР и
подведомственных ему организаций.
54. Для обеспечения выполнения
возложенных на Стройбанк СССР задач в области финансирования, кредитования и
расчетов в строительстве и других задач Председатель Правления Стройбанка СССР:
а) определяет порядок исполнения
кредитных планов Стройбанка СССР, утверждаемых Советом Министров СССР;
б) устанавливает для отдельных отраслей
народного хозяйства порядок кредитования предприятий, объединений и
организаций;
в) решает в соответствии с действующим
законодательством вопросы об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
г) представляет в Совет Министров СССР на
утверждение предложения о размерах процентных ставок по операциям Стройбанка
СССР.
55. Правление Стройбанка СССР
осуществляет контроль за соблюдением учреждениями
Стройбанка СССР законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его
Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, настоящего
Устава, приказов, инструкций и других актов Стройбанка СССР.
56. Правление Стройбанка СССР на своих
заседаниях рассматривает:
основные вопросы организации
финансирования, кредитования, расчетов, учета, отчетности, внутрибанковского
контроля и другие вопросы деятельности Стройбанка СССР;
проекты кредитных планов Стройбанка СССР
и принимает меры к обеспечению выполнения этих планов;
вопросы руководства работой учреждений
Стройбанка СССР и подведомственных ему организаций;
вопросы подбора, подготовки и
использования кадров;
проекты важнейших приказов, инструкций и
других актов Стройбанка СССР;
годовой отчет и баланс Стройбанка СССР;
отчеты управляющих конторами Стройбанка
СССР, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Стройбанка
СССР и подведомственных ему организаций.
Решения Правления Стройбанка СССР
проводятся в жизнь, как правило, приказами Председателя Правления Стройбанка
СССР. В случае разногласий между Председателем и Правлением Председатель
проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету
Министров СССР, а члены Правления, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в
Совет Министров СССР.
57. В республиканской (союзной
республики) конторе Стройбанка СССР образуется правление в составе управляющего
конторой (председатель правления), его заместителей и членов правления,
назначаемых Председателем Правления Стройбанка СССР.
Функции правления республиканской
(союзной республики) конторы Стройбанка СССР определяются Председателем
Правления Стройбанка СССР.
58. Конторы и отделения Стройбанка СССР
возглавляют управляющие.
Порядок назначения управляющих конторами,
отделениями и уполномоченных Стройбанка СССР устанавливается Стройбанком СССР.
IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СТРОЙБАНКА СССР ПО ЕГО ОПЕРАЦИЯМ
59. В случае неправильной выдачи
Стройбанком СССР денежных средств или неправильного зачисления их на счета
Стройбанк СССР несет ответственность за ущерб, причиненный клиентам, в пределах
неправильно выданных или зачисленных денежных сумм, если не будет установлено,
что неправильная выдача или зачисление средств произведены
по вине клиентов.
Во всех остальных случаях ответственность
Стройбанка СССР перед клиентами ограничивается штрафом, предусмотренным
Положением о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций.
X. УЧЕТ И
ОТЧЕТНОСТЬ СТРОЙБАНКА СССР
И РЕВИЗИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕГО УЧРЕЖДЕНИЙ
60. Правила ведения учета и организации
документооборота в учреждениях Стройбанка СССР устанавливаются Стройбанком
СССР.
61. Годовой отчет и баланс Стройбанка
СССР представляются в Совет Министров СССР на утверждение не позднее 30 апреля
следующего за отчетным года.
62. Списание с баланса
Стройбанка СССР безнадежной к взысканию задолженности, недостач и потерь
товарно-материальных ценностей, принадлежащих Стройбанку СССР, морально
устаревшего, изношенного и непригодного для дальнейшего использования
оборудования и транспортных средств, а также затрат по прекращенным и
неосуществленным капитальным работам производится с разрешения Председателя
Правления Стройбанка СССР, за исключением случаев, когда такое списание может
быть произведено только с разрешения Совета Министров СССР.
63. Ревизия деятельности учреждений
Стройбанка СССР осуществляется ревизионным аппаратом Стройбанка СССР.
Организация ревизионного аппарата, его подчиненность, порядок и периодичность
ревизий учреждений Стройбанка СССР устанавливаются Стройбанком СССР.
64. Ревизоры Стройбанка СССР вправе
получать от предприятий, объединений, организаций и учреждений справки и копии
с документов по операциям ревизуемых учреждений Стройбанка СССР.
Утвержден
Постановлением
Совета Министров СССР
от 15 октября 1981 г. N 1007
ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР
1. Постановление Совета Министров СССР от
1 октября 1964 г. N 822 "Об утверждении Устава Всесоюзного банка
финансирования капитальных вложений (Стройбанка СССР)" (СП СССР, 1964, N
19, ст. 122).
2. Пункт 9 Изменений,
которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с Постановлением Совета
Министров СССР от 3 апреля 1967 г. N 280 "О мерах по дальнейшему улучшению
кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в
стимулировании производства", утвержденных Постановлением Совета Министров
СССР от 21 мая 1969 г. N 368 (СП СССР, 1969, N 14, ст. 76).
3. Пункт 5 Постановления Совета Министров
СССР от 28 июля 1972 г. N 558 "Об итогах деятельности Стройбанка СССР за
1971 год".
4. Пункт 3 Изменений,
которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с Постановлением Совета
Министров СССР от 22 августа 1973 г. N 594 "О некоторых мерах по улучшению
порядка кредитования и расчетов в народном хозяйстве", утвержденных
Постановлением Совета Министров СССР от 4 июня 1974 г. N 464 (СП СССР, 1974, N
13, ст. 72).