СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1981 г. N 1040
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
И ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДОМСТВЕННОЙ
ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 17.10.1987 N 1175)
В соответствии со статьей 47 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и целях усиления роли
маркшейдерской и геологической служб и охране государственных интересов при
пользовании недрами Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Типовое положение о ведомственной маркшейдерской службе и Типовое положение о
ведомственной геологической службе.
2. Обязать Министерство
угольной промышленности СССР, Министерство черной металлургии СССР,
Министерство цветной металлургии СССР, Министерство по производству минеральных
удобрений, Министерство промышленности строительных материалов СССР,
Министерство нефтяной промышленности, Министерство газовой промышленности и
другие министерства и ведомства, осуществляющие проектирование и строительство
предприятий по добыче полезных ископаемых и разработку месторождений полезных
ископаемых, а также проектирование, строительство и эксплуатацию подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых:
а) принять меры к улучшению работы
маркшейдерской и геологической служб и усилению их роли в охране
государственных интересов при разработке месторождений полезных ископаемых и
пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в
обеспечении наиболее полного и комплексного использования месторождений
полезных ископаемых и охраны недр;
б) укрепить маркшейдерскую и
геологическую службы квалифицированными кадрами и оснастить эти службы
необходимыми приборами и аппаратурой;
в) разработать в
6-месячный срок на основе утвержденных настоящим Постановлением типовых
положений и утвердить по согласованию с Госгортехнадзором СССР отраслевые
положения о маркшейдерской и геологической службах с учетом специфики отраслей
народного хозяйства.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 27 октября 1981 г. N 1040
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 17.10.1987 N 1175)
1. Маркшейдерская
служба организуется по отраслевому принципу в министерствах, ведомствах, на
предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование и
строительство предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений полезных ископаемых, а также в необходимых случаях
на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, или пользующихся недрами в иных целях.
2. Главными задачами маркшейдерской
службы являются:
своевременное и высококачественное
осуществление маркшейдерских работ для обеспечения наиболее полного и
комплексного использования месторождений полезных ископаемых, эффективного и
безопасного ведения горных работ и охраны недр;
совершенствование организации и методов
ведения маркшейдерских работ на основе широкого внедрения новейших достижений
науки и техники и передового опыта;
осуществление
ведомственного контроля за правильностью разработки месторождений полезных
ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, за выполнением требований по охране недр и наиболее полному
извлечению из недр основных и других совместно с ними залегающих полезных ископаемых,
за выполнением мероприятий, обеспечивающих при проведении горных работ
безопасность для жизни и здоровья работников и населения, охрану окружающей
природной среды, зданий и сооружений от вредного
влияния этих работ, и за соблюдением других требований, определяющих
деятельность маркшейдерской службы.
3. Маркшейдерская служба в отрасли
возглавляется маркшейдерским подразделением соответствующего министерства,
ведомства.
Маркшейдерская служба на предприятиях, в
организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование и строительство
предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений полезных ископаемых, является, как правило,
самостоятельным структурным подразделением.
На предприятиях, в организациях и
учреждениях, осуществляющих проектирование и строительство предприятий по
добыче общераспространенных полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений этих полезных ископаемых, проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользование недрами в иных целях, может быть образована
объединенная геолого-маркшейдерская служба.
Для выполнения
работ по развитию маркшейдерских опорных сетей, фотограмметрических съемок,
наблюдения за деформацией горных массивов, контроля за правильностью учета
объемов выполненных горных и других работ, связанных с маркшейдерским
обеспечением действующих и строящихся предприятий по добыче полезных ископаемых,
могут создаваться в установленном порядке специализированные маркшейдерские
подразделения (бюро, лаборатории, группы и т.п.).
Капитальные маркшейдерские и
топографо-геодезические работы, требующие применения специальных методов и
технических средств, выполняются в установленном законодательством порядке
специализированными организациями.
4. На предприятиях по добыче полезных
ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) маркшейдерская
служба возглавляется главным маркшейдером, который подчиняется непосредственно
руководителю или главному инженеру предприятия.
Главный маркшейдер назначается и
освобождается от должности руководителем предприятия с последующим утверждением
вышестоящим органом.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина
СССР от 17.10.1987 N 1175)
5. Маркшейдерская служба руководствуется
в своей деятельности законами СССР и иными решениями Верховного Совета СССР и
его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР,
настоящим Типовым положением, соответствующими актами высших органов
государственной власти и управления союзных республик и другими нормативными
актами, регулирующими деятельность этой службы.
6. Проектирование, строительство и
реконструкция предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведка,
эксплуатационная разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, а
также проектирование, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, без соответствующего маркшейдерского
обеспечения не разрешаются.
7. В соответствии с главными задачами
маркшейдерская служба министерства, ведомства:
а) обеспечивает:
техническое и
методическое руководство маркшейдерской службой на предприятиях, в организациях
и учреждениях, подведомственных министерству, ведомству, систематический анализ
состояния и определение уровня маркшейдерских работ в отрасли;
разработку предложений о проведении
научных исследований по совершенствованию методов и технических средств
осуществления маркшейдерских работ и охраны недр, внедрение в производство
законченных научных разработок в этой области;
контроль в системе
министерства, ведомства за правильностью разработки месторождений полезных
ископаемых, выполнением требований по охране недр, обеспечением наиболее
полного извлечения из недр основных и других совместно с ними залегающих
полезных ископаемых, за правильностью определения объемов выполненных горных
работ, своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий, обеспечивающих
при проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья работников и
населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния этих работ, за правильностью
установления границ безопасного ведения горных работ, барьерных и
предохранительных целиков и за соблюдением других требований, определяющих
деятельность маркшейдерской службы;
снабжение маркшейдерских служб
предприятий, организаций и учреждений, подведомственных министерству,
ведомству, нормативными документами, методическими и справочными пособиями, а
также контроль за оснащением этих служб необходимыми
приборами, инструментами, оборудованием и материалами;
планирование и координацию маркшейдерских
работ, осуществляемых в отрасли, разработку предложений по совершенствованию
организации маркшейдерской службы, а также по подбору, расстановке
маркшейдерских кадров и повышению их квалификации;
б) участвует:
в разработке годовых и пятилетних планов
развития отрасли в части обеспечения охраны недр и рационального использования
минеральных ресурсов;
в рассмотрении представляемых в
установленном порядке на согласование проектов строительства, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых, проектов и
схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, проектов
производственных планов и иных документов, связанных с деятельностью
маркшейдерской службы;
в составлении установленной
статистической отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о
полноте отработки запасов полезных ископаемых по отрасли;
в работе по приемке-передаче разведанных
месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения, по приемке в
эксплуатацию новых и реконструированных предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по консервации и ликвидации таких предприятий и сооружений.
8. В соответствии с главными задачами
маркшейдерская служба предприятия, организации, учреждения:
а) обеспечивает:
построение и развитие маркшейдерских
опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках,
производство съемок горных выработок и земной поверхности, составление и
пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических
элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и
коммуникаций, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и
предохранительных целиков;
определение наиболее рациональных и
эффективных схем развития горных работ на основе результатов детального
изучения горно-технических, гидрогеологических и
других условий разработки месторождения полезных ископаемых и строительства
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
периодический контроль
за соблюдением установленных соотношений геометрических элементов
технических сооружений во время их эксплуатации; организацию и проведение
инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, проявлениями
горного давления, деформации земной поверхности, зданий и сооружений, за
устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
контроль за
выполнением на предприятии, в организации, учреждении требований, содержащихся
в проектах предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не
связанных с добычей полезных ископаемых, в планах развития горных работ,
проектах и схемах разработки месторождений нефти, газа и подземных вод,
требований по рациональному использованию и охране недр, за своевременностью и
эффективностью выполнения мероприятий, обеспечивающих при проведении горных
работ безопасность для жизни и
здоровья работников и населения, охрану окружающей природной среды, зданий и
сооружений от вредного влияния этих работ, и за соблюдением других требований,
относящихся к деятельности маркшейдерской службы;
приемку маркшейдерских и
топографо-геодезических работ, выполняемых подрядными организациями;
передачу комплекта маркшейдерской и
топографо-геодезической документации соответствующим предприятиям, организациям
и учреждениям, являющимся правопреемниками передаваемых, объединяемых,
ликвидируемых или консервируемых предприятий по добыче полезных ископаемых;
разработку норм потерь и разубоживания
полезных ископаемых при их добыче;
определение и учет с участием
геологической службы на основании маркшейдерской и геологической документации
объемов выполненных горных и строительно-монтажных работ, в том числе объемов
добычи и потерь полезных ископаемых, и полноты отработки запасов полезных
ископаемых; учет состояния вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов
полезных ископаемых;
выполнение с участием геологической службы
работ, связанных с геометризацией месторождения полезных ископаемых;
б) участвует:
в разработке
проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий
(участков) по добыче полезных ископаемых, доразведки
и эксплуатационной разведки месторождений полезных ископаемых, планов развития
горных работ, проектов и схем разработки месторождений нефти, газа и подземных
вод, мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, по
предупреждению и ликвидации аварий, по охране зданий, сооружений и окружающей
природной среды от вредного влияния горных
работ, по рациональному и комплексному использованию месторождений полезных
ископаемых, проектов горных отводов и отводов земельных участков, застройки
площадей залегания полезных ископаемых, рекультивации земель, нарушенных
горными работами, а также проектов строительства, консервации и ликвидации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и иных
объектов, связанных с пользованием недрами;
в подготовке материалов по списанию и
временной консервации запасов полезных ископаемых;
в составлении установленной отчетности об
объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов
полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в работе по приемке
в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий (участков) по добыче
полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, по определению возможности использования отработанных горных
выработок для удовлетворения потребностей народного хозяйства, по консервации и
ликвидации таких предприятий (участков) и подземных сооружений, по ликвидации
горных выработок и провалов, выходящих на земную поверхность, по приемке горных
выработок, а также в рассмотрении и решении других
вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.
9. Деятельность маркшейдерской службы
должна быть направлена на обеспечение строгого соблюдения государственных
интересов при пользовании недрами и предупреждение проявлений
узковедомственного, местнического подхода к использованию и охране недр.
Работники маркшейдерской службы
министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений несут
ответственность за своевременность и эффективность осуществления возложенных на
них функций, за объективность рассмотрения вопросов, возникающих при проведении
ведомственного контроля за использованием и охраной
недр.
Возложение на работников маркшейдерской
службы функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим
Типовым положением, не допускается.
10. Руководитель маркшейдерской службы
министерства, ведомства имеет право:
проверять деятельность подведомственных
маркшейдерских служб и соблюдение ими требований законодательства о недрах,
выполнение приказов, инструкций и других нормативных актов, регулирующих
деятельность маркшейдерской службы;
давать обязательные для предприятий,
организаций и учреждений, подведомственных министерству, ведомству, указания по
вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений
требований законодательства о недрах;
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по разработке месторождений полезных ископаемых и использованию недр в иных
целях в случаях, если проведение этих работ может повлечь за собой
нерациональное использование и необоснованные потери запасов полезных
ископаемых, возникновение условий, опасных для жизни и здоровья работников и
населения, а также
неоправданные затраты государственных средств;
представлять соответствующим
руководителям предложения о поощрении работников предприятий, организаций и
учреждений за рациональное, комплексное использование месторождений полезных
ископаемых и высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а также о
наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение
требований законодательства о недрах.
11. Руководитель маркшейдерской службы
предприятия, организации, учреждения имеет право:
давать
руководителям участков, цехов и других подразделений предприятия, организации,
учреждения обязательные для исполнения указания по вопросам маркшейдерского
обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства
о недрах, планов развития горных работ, проектов и схем разработки
месторождений нефти, газа и подземных вод и другой утвержденной проектной и
технической документации в целях предотвращения сверхнормативных потерь
полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным
потерям запасов полезных ископаемых, и недопущения других нарушений, наносящих
ущерб государственным интересам;
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по разработке месторождений полезных ископаемых и пользованию недрами в иных
целях в случаях, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу
месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок,
прорыв в горные выработки воды или вредных газов и возникновение других аварийных явлений, немедленно ставя об этом в известность
руководителя предприятия, организации, учреждения;
браковать подконтрольные маркшейдерской
службе работы, выполненные с отступлениями от планов развития горных работ и
утвержденной проектной и технической документации;
представлять руководителю предприятия,
организации, учреждения предложения о поощрении работников за рациональное
использование недр и высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а
также о наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение
требований законодательства о недрах и утвержденной проектной и технической
документации.
В случае получения от руководителя
предприятия, организации, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям
законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской службы обязан письменно
уведомить этого руководителя о неправильности данного им распоряжения. При
подтверждении распоряжения руководитель маркшейдерской службы исполняет его,
немедленно сообщая об этом вышестоящей организации, а также органам
Госгортехнадзора СССР.
12. Руководитель маркшейдерской службы
наряду с руководителем предприятия, организации, учреждения несет
ответственность за достоверность отчетов предприятия, организации, учреждения о
полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, маркшейдерской
документации по учету объемов выполненных работ, а также других документов,
связанных с деятельностью маркшейдерской службы.
13. Предприятия, организации и учреждения
обеспечивают маркшейдерскую службу необходимыми техническими и транспортными
средствами и создают надлежащие условия для хранения маркшейдерской
документации.
14. Настоящее Типовое положение является
обязательным для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций и
учреждений, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию
предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений полезных ископаемых, а также проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользование недрами в иных целях.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 27 октября 1981 г. N 1040
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 17.10.1987 N 1175)
1. Геологическая служба
организуется по отраслевому принципу в министерствах, ведомствах, на
предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование и
строительство предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений полезных ископаемых, а также в необходимых случаях
на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользующихся недрами в иных целях.
2. Главными задачами геологической службы
являются:
укрепление сырьевой базы предприятий по
добыче полезных ископаемых, повышение достоверности разведанных запасов
полезных ископаемых, наиболее полное и комплексное использование месторождений
полезных ископаемых и охрана недр;
своевременное и высококачественное
геологическое обеспечение работ при проектировании, строительстве и
реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведке
и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при проектировании,
строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользовании недрами в иных целях;
совершенствование организации и методов
ведения работ по геологическому изучению недр на основе широкого внедрения
новейших достижений науки и техники и передового опыта;
осуществление
ведомственного контроля за соблюдением установленного порядка пользования
недрами, правильностью ведения работ по геологическому изучению недр, за
выполнением требований по охране недр и обеспечением наиболее полного
извлечения из недр основных и других совместно с ними залегающих полезных
ископаемых, а также содержащихся в них компонентов, в том числе при обогащении
и переработке добытого минерального сырья; за
соблюдением правил учета запасов и месторождений полезных ископаемых и других
правил и норм, определяющих деятельность геологической службы.
3. Геологическая служба в отрасли
возглавляется геологическим подразделением соответствующего министерства,
ведомства.
Геологическая служба на предприятиях, в организациях
и учреждениях, осуществляющих проектирование и строительство предприятий по
добыче полезных ископаемых, доразведку и разработку
месторождений полезных ископаемых, является, как правило, самостоятельным
структурным подразделением.
На предприятиях, в организациях и
учреждениях, осуществляющих проектирование и строительство предприятий по
добыче общераспространенных полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений этих полезных ископаемых, проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользование недрами в иных целях, может быть образована
объединенная геолого-маркшейдерская служба.
Для проведения специальных геологических,
геофизических, гидрогеологических и иных работ, связанных с геологическим
обеспечением действующих и строящихся предприятий и других объектов, могут
создаваться в установленном порядке специализированные подразделения
(экспедиции, партии, лаборатории и т.п.).
4. На предприятиях по добыче полезных
ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) геологическая
служба возглавляется главным геологом, который подчиняется непосредственно
руководителю или главному инженеру предприятия.
Главный геолог назначается и
освобождается от должности руководителем предприятия с последующим утверждением
вышестоящим органом.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 17.10.1987 N 1175)
5. Геологическая служба руководствуется в
своей деятельности законами СССР и иными решениями Верховного Совета СССР и его
Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, настоящим
Типовым положением, соответствующими актами высших органов государственной
власти и управления союзных республик и другими нормативными актами,
регулирующими деятельность этой службы.
6. Проектирование, строительство и
реконструкция предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведка
и разработка месторождений полезных ископаемых, а также проектирование,
строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, без соответствующего геологического обеспечения не
разрешаются.
7. В соответствии с главными задачами
геологическая служба министерства, ведомства:
а) обеспечивает:
техническое и методическое руководство
геологической службой на предприятиях, в организациях и учреждениях,
подведомственных министерству, ведомству, систематический анализ состояния и
определение уровня работ по геологическому изучению недр в отрасли;
постоянный контроль за
состоянием минерально-сырьевой базы отрасли и обеспеченностью предприятий
разведанными запасами полезных ископаемых, подготовку предложений о дальнейшем
развитии геологоразведочных работ;
разработку предложений о проведении
научных исследований по совершенствованию методов и технических средств осуществления
работ по геологическому изучению недр, внедрение в производство законченных
научных разработок в этой области;
своевременную выдачу заключений по
проектам кондиций на минеральное сырье для подсчета запасов полезных
ископаемых;
планирование и координацию работ по
геологическому изучению недр, осуществляемых в отрасли, разработку предложений
по совершенствованию организации геологической службы, а также по подбору,
расстановке геологических кадров и повышению их квалификации;
согласование с уполномоченными на то
государственными органами направлений и объемов работ по геологическому
изучению недр за пределами границ горных отводов, предоставляемых
подведомственным предприятиям и организациям, и соблюдение установленного
порядка обязательной регистрации этих работ;
контроль в системе министерства,
ведомства за правильностью ведения работ по геологическому изучению недр, и в
частности за использованием при осуществлении этих работ методов и способов,
исключающих неоправданные потери полезных ископаемых и снижение их качества; за
выполнением требований по охране недр и обеспечением наиболее полного и
комплексного использования месторождений полезных ископаемых; за недопущением
выборочной отработки месторождений, необоснованного списания запасов полезных ископаемых,
порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых в
результате проводимых горных работ; за сохранностью запасов полезных
ископаемых, консервируемых в недрах, соблюдением правил учета запасов и
месторождений полезных ископаемых и иных правил и норм, определяющих
деятельность геологической службы;
снабжение геологических служб
предприятий, организаций и учреждений, подведомственных министерству,
ведомству, нормативными документами, методическими и справочными пособиями,
геологическими материалами, а также контроль за
оснащением этих служб необходимыми приборами, инструментами, оборудованием и
материалами;
б) участвует:
в разработке годовых и пятилетних планов
развития отрасли в части обеспечения охраны недр и рационального использования
минеральных ресурсов;
в рассмотрении представляемых в
установленном порядке на согласование проектов строительства, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых, проектов и
схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, проектов
производственных планов и иных документов, связанных с деятельностью
геологической службы;
в разработке предложений по обеспечению
рациональной и комплексной переработки минерального сырья с целью наиболее
полного извлечения содержащихся в нем полезных компонентов;
в составлении установленной
статистической отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о
полноте отработки запасов полезных ископаемых по отрасли;
в работе по приемке-передаче разведанных
месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения, по приемке в
эксплуатацию новых и реконструированных предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по консервации и ликвидации таких предприятий и сооружений.
8. В соответствии с главными задачами
геологическая служба предприятия, организации, учреждения:
а) обеспечивает:
постоянный контроль за
состоянием минерально-сырьевой базы и обеспеченностью предприятия разведанными
запасами полезных ископаемых, анализ данных по этим вопросам и разработку
соответствующих предложений;
своевременную доразведку
и эксплуатационную разведку месторождений полезных ископаемых в целях уточнения
количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных
ископаемых и содержащихся в них компонентов, а также горнотехнических,
гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных
ископаемых;
полноту геологического изучения недр при
строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
контроль за
наиболее полным извлечением из недр основных и совместно с ними залегающих
полезных ископаемых, за недопущением сверхнормативных потерь полезных
ископаемых и выборочной отработки богатых участков месторождений, за
выполнением требований по охране недр, по комплексному извлечению полезных
компонентов из минерального сырья, за правильностью размещения извлекаемых из
недр горных пород и полезных ископаемых и исключением их вредного влияния на
окружающую среду, а также за
соблюдением других требований, относящихся к деятельности геологической службы;
разработку предложений по
совершенствованию методов и технических средств осуществления работ по
геологическому изучению разрабатываемых месторождений, по рациональному
использованию полезных ископаемых и охране недр, внедрение в производство
законченных научных разработок в этой области;
своевременный учет состояния и движения
запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и
содержащихся в них компонентов, учет и контроль за
сохранностью попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых и
отходов производства, содержащих полезные компоненты;
контроль за сохранностью разведочных горных выработок и буровых скважин, которые
могут быть использованы при разработке месторождений и в иных
народнохозяйственных целях, и ликвидацию в установленном порядке выработок и
скважин, не подлежащих использованию;
списание в установленном порядке с учета
предприятий балансовых запасов полезных ископаемых, утративших промышленное
значение, потерянных в процессе добычи либо не подтвердившихся при доразведке, эксплуатационной разведке и разработке
месторождений;
сохранность геологической и технической
документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных
ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр и
разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в
целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
пополнение геологической документации на
момент завершения горных работ и сдачу ее в установленном порядке на хранение
при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых;
б) участвует:
в разработке
проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий
(участков) по добыче полезных ископаемых, доразведки
и эксплуатационной разведки месторождений полезных ископаемых, горных отводов;
планов развития горных работ, проектов и схем разработки месторождений нефти,
газа и подземных вод, а также проектов строительства, консервации и ликвидации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и иных
объектов, связанных с пользованием недрами;
в подготовке при разработке годовых и
пятилетних планов предложений по охране недр и рациональному использованию
минеральных ресурсов, а также в разработке мероприятий по повышению извлечения
полезных ископаемых из недр и наиболее полному и комплексному использованию
минерального сырья;
в рассмотрении представляемых на
заключение проектов кондиций на минеральное сырье для
подсчета запасов полезных ископаемых;
в приемке-передаче разведанных
месторождений (участков) для промышленного освоения;
в разработке норм потерь и разубоживания
полезных ископаемых при их добыче, в определении и учете этих потерь;
в работе по определению возможности
использования отработанных горных выработок для удовлетворения потребностей
народного хозяйства;
в составлении установленной отчетности об
объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов
полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в разработке, на основе изучения
горно-геологических и гидрогеологических условий пользования недрами, мероприятий
по безопасному ведению работ при пользовании недрами, по охране недр и
окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния горных
работ;
в подготовке и обосновании материалов на
списание запасов полезных ископаемых, на ликвидацию и консервацию предприятий
по добыче полезных ископаемых, в рассмотрении вопросов о предоставлении недр
для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в рассмотрении и
решении других вопросов, относящихся к деятельности геологической службы.
9. Деятельность геологической службы
должна быть направлена на обеспечение строгого соблюдения государственных
интересов при пользовании недрами и предупреждение проявлений
узковедомственного, местнического подхода к использованию и охране недр.
Работники геологической службы
министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений несут
ответственность за своевременность и эффективность осуществления возложенных на
них функций, за объективность рассмотрения вопросов, возникающих при проведении
ведомственного контроля за использованием и охраной
недр.
Возложение на работников геологической
службы функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим
Типовым положением, не допускается.
10. Руководитель геологической службы
министерства, ведомства имеет право:
проверять деятельность подведомственных
геологических служб и соблюдение ими требований законодательства о недрах,
выполнение приказов, инструкций и других нормативных актов, регулирующих
деятельность геологической службы;
давать обязательные для предприятий,
организаций и учреждений, подведомственных министерству, ведомству, указания по
вопросам геологического обеспечения работ, а также об устранении нарушений
требований законодательства о недрах;
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по доразведке, эксплуатационной разведке и разработке
месторождений полезных ископаемых и пользованию недрами в иных целях в случаях,
если проведение этих работ может повлечь за собой нерациональное использование
и необоснованные потери запасов полезных ископаемых, возникновение условий,
опасных для жизни и здоровья работников
и населения, а также неоправданные затраты государственных средств;
представлять соответствующим
руководителям предложения о поощрении работников предприятий, учреждений и
организаций за рациональное, комплексное использование месторождений полезных
ископаемых и высококачественное выполнение геологических работ, а также о
наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение
требований законодательства о недрах.
11. Руководитель геологической службы
предприятия, организации, учреждения имеет право:
давать
руководителям участков, цехов и других подразделений предприятия, организации,
учреждения обязательные для исполнения указания по вопросам геологического
обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства
о недрах, планов развития горных работ, проектов и схем разработки
месторождений нефти, газа и подземных вод и другой утвержденной проектной и
технической документации в целях предотвращения сверхнормативных потерь
полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных
ископаемых, и недопущения других нарушений в использовании и охране недр,
наносящих ущерб государственным интересам;
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных
ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
по доразведке, эксплуатационной разведке и разработке
месторождений полезных ископаемых и пользованию недрами в иных целях в случаях,
если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных
ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные выработки
воды или вредных газов и
возникновение других аварийных явлений, немедленно ставя об этом в известность
руководителя предприятия, организации, учреждения;
браковать подконтрольные геологической
службе работы, выполненные с отступлениями от планов развития горных работ и
утвержденной проектной и технической документации;
представлять руководителю предприятия,
организации, учреждения предложения о поощрении работников за рациональное
использование недр и высококачественное выполнение работ по геологическому
изучению недр, а также о наложении в установленном порядке на работников
взысканий за нарушение ими требований законодательства о недрах и утвержденной
проектной и технической документации.
В случае получения от руководителя
предприятия, организации, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям
законодательства о недрах, руководитель геологической службы обязан письменно
уведомить этого руководителя о неправильности данного им распоряжения. При
подтверждении распоряжения руководитель геологической службы исполняет его,
немедленно сообщая об этом вышестоящей организации, а также органам
Госгортехнадзора СССР.
12. Руководитель геологической службы
наряду с руководителем предприятия, организации, учреждения несет
ответственность за достоверность отчетов предприятия, организации, учреждения о
полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, а также других документов,
связанных с деятельностью геологической службы.
13. Предприятия, организации и учреждения
обеспечивают геологическую службу необходимыми техническими и транспортными
средствами и создают надлежащие условия для хранения геологической
документации.
14. Настоящее Типовое положение является
обязательным для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций и
учреждений, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию
предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку
и разработку месторождений полезных ископаемых, а также проектирование,
строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, и пользование недрами в иных целях.