МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 26 февраля 1982 г. N 185
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
Решениями XXVI съезда КПСС намечена
комплексная программа аграрной политики партии и советского государства,
направленная на дальнейшее, более интенсивное развитие сельскохозяйственного
производства. Предусматривается усиление мер по развитию механизации, химизации
и мелиорации сельского хозяйства страны. Поставлены задачи по продолжению
технического перевооружения сельского хозяйства на базе новой техники.
Основной задачей агропромышленного
комплекса, как указано в решениях XXVI съезда КПСС, является надежное
обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Реализация поставленных задач направлена
на всемерное улучшение экономики сельскохозяйственного производства, дальнейшее
повышение жизненного уровня, культуры и быта сельских тружеников.
Решениями XXVI съезда КПСС
предусмотрено осуществить опережающими темпами строительство на селе
благоустроенных жилых домов, детских дошкольных учреждений, клубов и других
объектов культурно-бытового назначения. Увеличить капитальные вложения на эти
цели на 39 процентов. Повысить обеспеченность сельских населенных пунктов
централизованным теплогазоснабжением, водопроводом и канализацией. Расширить
строительство дорог с твердым покрытием.
Подчеркивая необходимость дальнейших
преобразований в труде и быте сельских тружеников, Генеральный секретарь ЦК
КПСС товарищ Л.И. Брежнев в Отчетном докладе XXVI съезду КПСС отметил, что
"по мере индустриализации сельскохозяйственного производства глубокие
перемены происходят в жизни колхозного крестьянства. Его труд постепенно
сближается с трудом рабочих".
Отмечая, что потребуется много усилий,
времени и средств для улучшения культурно-бытовых
условий жизни на селе, для преодоления существенных различий между городом и
деревней, товарищ Л.И. Брежнев указал, "без этого нельзя добиться создания
стабильных трудовых коллективов, эффективно использовать производственный
потенциал, созданный на селе, в интересах успешного выполнения
продовольственной программы".
Исходя из решений XXVI съезда КПСС и
указаний Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева, перед органами
здравоохранения, всеми медицинскими работниками стоят большие и ответственные
задачи по совершенствованию охраны здоровья и медицинскому обеспечению сельских
тружеников, снижению заболеваемости, инвалидности и повышению трудоспособности.
Под руководством местных партийных и
советских организаций, при содействии профсоюзных, комсомольских организаций и
широкой общественности органы здравоохранения в X пятилетке осуществили
комплекс важных мероприятий по охране здоровья и улучшению медицинского
обеспечения сельского населения. Проведена значительная работа по развитию сети
и укреплению материально-технической базы районных и участковых больниц,
поликлиник и амбулаторий, станций и отделений скорой и неотложной медицинской
помощи, укомплектованию их врачебными и средними медицинскими кадрами,
оснащению средствами медицинской техники, обеспечению высокопроходимыми
видами санитарного автотранспорта. Число коек в центральных
районных, районных и участковых больницах, расположенных в сельских местностях,
увеличилось на 10,8% и составило на начало 1981 г. 1 млн. 132,5 тыс. При этом
возросла средняя коечная мощность: центральных районных больниц расположенных в
городских поселениях, до 268 коек, центральных районных больниц расположенных в
сельских поселениях, до 166 и участковых больниц до 35 коек. Это
позволило организовать больничную помощь сельскому населению в центральных
районных больницах по 10 - 15 и более специальностям и тем самым реально
приблизить специализированную медицинскую помощь к сельскому населению и
расширить ее объем. Этому способствовало также развитие сети межрайонных
специализированных отделений по многим профилям. На начало 1981 г. таких
отделений имелось 1087 на 50,2 тысячи коек (офтальмологические, ортопедо-травматологические,
отоларингологические, урологические, неврологические и другие).
Продолжалось развитие сети и
совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. В
течение X пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 38,7%
(с 3574 в 1975 г. до 4956 в 1980 г.); число посещений сельских жителей к врачам
возросло за этот период на 22,8% (с 425,3 млн. до
522,3 млн.).
В указанный период организовано приписных
врачебных участков: терапевтических - 1886, педиатрических - 1274, что
позволило расширить оказание амбулаторно-поликлинической помощи сельскому
населению, проживающему вблизи районных центров, по участково-территориальному
принципу. Число посещений к врачам на амбулаторном приеме на одного сельского жителя
в год увеличилось на 23,0%.
Значительные
мероприятия проведены по улучшению укомплектования лечебно-профилактических
учреждений сельских районов врачами и созданию для них более благоприятных
условий труда, быта, выплате надбавок к заработной плате и увеличению
оплачиваемого отпуска в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 870 от 22 сентября 1977 года "О мерах по дальнейшему
улучшению народного здравоохранения".
В целях расширения объема и повышения
уровня оказания медицинской помощи сельскому населению Министерством
здравоохранения СССР Приказом N 900 от 26 сентября 1978 года утверждены новые
штатные нормативы медицинского персонала центральных районных, районных,
участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских
пунктов, которые значительно приближены к нормативам городских
лечебно-профилактических учреждений. Они позволяют дополнительно ввести в штат
лечебно-профилактических учреждений сельских местностей до 60 тысяч врачебных
должностей, 80 тысяч должностей среднего и 43 тысячи должностей младшего
медицинского персонала.
Для укомплектования учреждений
здравоохранения сельских районов врачебными кадрами органы здравоохранения
ежегодно направляют для работы в них 15 - 17 тысяч врачей, окончивших медицинские
вузы.
Осуществление указанных мероприятий
позволило увеличить количество штатных врачебных должностей в
лечебно-профилактических учреждениях сельских районов на 16,6% и количество
врачей на 25,4%. Укомплектованность врачебных должностей в этих учреждениях на конец 1980 года составила 91,7% против 87,6% в 1975 году.
Значительно сокращено число участковых больниц и
амбулаторий, не имеющих врачей. Особое внимание уделялось обеспечению этих
учреждений врачами-педиатрами, число которых за X пятилетку увеличилось почти в
1,5 раза.
Несколько улучшилось оснащение
лечебно-профилактических учреждений сельских районов средствами медицинской
техники и обеспечение санитарным автотранспортом. В течение 1975 - 1980 гг. в
них направлено 52,9 тысячи автомашин повышенной проходимости. Только в 1981
году для медицинских работников сельских районов было направлено около 20 тысяч
комплектов различных наборов, в том числе для врачей-терапевтов - 4660,
врачей-педиатров - 2592, для фельдшеров - 7391, для медперсонала фельдшерско-акушерских
пунктов - 3120.
Продолжают развиваться передвижные виды
врачебной медицинской помощи (передвижные амбулатории, стоматологические
кабинеты, флюорографические установки и др.).
В результате
профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых медицинскими
работниками учреждений здравоохранения сельских районов, а также мер, принятых
администрацией и профсоюзными организациями совхозов по охране здоровья
рабочих, показатель временной нетрудоспособности работников сельского хозяйства
в расчете на 100 работающих в 1980 году против уровня 1975 года снизился в
случаях на 12,9% и в днях - на 10,6%.
Однако, несмотря на достигнутые
определенные положительные результаты, состояние медико-санитарного обеспечения
сельского населения в ряде союзных и автономных республик, краев и областей еще
продолжает отставать от возможностей современной медицины и потребностей
сельского населения. В деятельности лечебно-профилактических учреждений и в
системе управления здравоохранением ряда сельских районов имеются существенные
недостатки: некоторые звенья сельского здравоохранения (амбулаторная врачебная
помощь и скорая медицинская помощь) развиваются все еще медленными темпами.
Недостаточно оснащаются учреждения здравоохранения сельских районов средствами
медицинской техники, особенно портативными аппаратами и приборами, наборами,
укладками, не в полном объеме обеспечиваются высокопроходимыми
видами санитарного автотранспорта.
Несмотря на недостаточную
материально-техническую базу ряда больниц и
амбулаторий сельских районов, все еще в недостаточном объеме привлекаются
средства колхозов и совхозов для их строительства, а выделенные капитальные
вложения на эти цели осваиваются неудовлетворительно.
В X пятилетке за счет средств колхозов
предусматривалось построить больниц на 32,22 тыс. коек; фактически введено
больниц в эксплуатацию на 22 тысячи коек.
Еще значительное число первичных
посещений сельских жителей на амбулаторно-поликлиническом приеме делается к
средним медицинским работникам.
Ряд министерств здравоохранения
союзных республик не уделяет должного внимания развитию
амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. Неудовлетворительно
освоены государственные капитальные вложения на строительство
амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности: Таджикской ССР -
на 22,0%, Киргизской ССР - на 24,0%, Азербайджанской ССР - на 25,0%.
Значительное отставание по вводу амбулаторно-поликлинических учреждений за счет
средств колхозов допущено в Азербайджанской, Таджикской и Казахской ССР - от 5
до 15%.
В ряде союзных и автономных республик,
краев и областей органы здравоохранения недостаточно используют возможности,
предоставленные Приказом Министерства здравоохранения СССР N 900 от 26 сентября
1978 года по увеличению штатных врачебных должностей в амбулаториях, развитию
сети приписных терапевтических и педиатрических участков, а также для
амбулаторно-консультативного приема больных в межрайонных специализированных отделениях.
Все еще недостаточно развиваются передвижные виды врачебной помощи с
использованием специализированного автотранспорта (передвижные амбулатории,
стоматологические кабинеты, флюорографические установки,
клинико-диагностические лаборатории и др.).
Имело место неправильное отношение
некоторых руководителей органов здравоохранения к развитию сети, укреплению
материально-технической базы и совершенствованию работы участковых больниц,
принижение их роли и значения в системе оказания медицинской помощи сельскому
населению. Упорядочение сети участковых больниц, реорганизация небольших
больниц, не имеющих надлежащей материально-технической базы и перспективы
развития, в амбулатории осуществлялись в большинстве республик, краев и
областей после всестороннего изучения всех факторов. Реорганизации их
предшествовала соответствующая подготовка, обсуждение этого вопроса на сельских
и районных исполкомах Советов народных депутатов, общих собраниях колхозников.
Однако в ряде мест упорядочение сети участковых больниц проводилось без
достаточного изучения всех обстоятельств, а иногда и бесконтрольно. Нередко
руководители местных органов здравоохранения не занимались лично решением этих
вопросов. Не всегда учитывалось состояние путей и средств сообщения между
населенными пунктами, реальные возможности обеспечить в любое время оказание
стационарной медицинской помощи нуждающимся.
В результате допущенных ошибок некоторые
участковые больницы реорганизованы без должных оснований.
В некоторых
сельских районах в связи со значительным укрупнением центральных районных
больниц и расширением объема их работы главные врачи сосредоточили основное
внимание на организации работы центральной районной больницы в ущерб
руководству здравоохранением района, осуществляют ряд функций по руководству
центральной районной больницей, которые без ущерба для дела могут и должны
выполняться их заместителями. Отдельные
руководители местных органов здравоохранения своевременно не приняли
необходимых мер по устранению ошибок в руководстве лечебно-профилактическими
учреждениями района, допущенных некоторыми главными врачами центральных
районных больниц.
Все еще имеет место значительная
текучесть врачебных кадров в сельских местностях ряда республик и областей, что
является следствием отсутствия надлежащих производственных и бытовых условий,
особенно в ряде участковых больниц и амбулаторий. Несмотря на проведенную
работу по состоянию на 1 января 1981 года 315 участковых больниц и 386
амбулаторий не имели ни одного врача.
В некоторых сельских районах неудовлетворительно
осуществляется патронаж детей, отсутствует контроль за
своевременной госпитализацией, имеются существенные недостатки в организации
реанимационной службы, развитии молочных кухонь на селе.
В некоторых областях РСФСР, Украинской и
Казахской ССР, в Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР несвоевременно, не в
полном объеме и недостаточно эффективно осуществляется диспансеризация ведущих
специалистов сельскохозяйственного производства (механизаторы, животноводы и
др.). В ряде сельских районов имеются серьезные недостатки в постановке
врачебной экспертизы и нарушения в выдаче больничных листков.
Не все руководители органов
здравоохранения проявляют активность в организации дистанционных передач
электрокардиограмм из лечебно-профилактических учреждений сельских районов по
системе типа "Волна" и др. Вместе с тем имеется реальная возможность
ежегодно получать указанную аппаратуру для организации центров дистанционной
диагностики в областных, краевых, республиканских больницах. Все еще недостает
средств медицинской техники, особенно портативных аппаратов и приборов,
специальных наборов и укладок.
В ряде сельских районов недостаточен
государственный санитарный контроль за планировкой и
застройкой населенных мест, водоснабжением, за хранением и применением пестицидов
и гербицидов.
В целях дальнейшего улучшения охраны
здоровья и медицинского обеспечения сельского населения в свете решений XXVI
съезда КПСС:
1. Приказываю:
1.1. Министрам здравоохранения союзных
республик:
1.1.1. Установить действенный контроль за строительством в сельских районах больниц и
амбулаторий в объемах согласно приложениям 1 и 2 (не приводятся), обеспечить
полное выполнение объема капитальных вложений на эти объекты и ввод их в
установленные сроки.
Принять меры к осуществлению строительства
указанных учреждений по типовым проектам, с квартирами для врачей и среднего
медперсонала.
Продолжить работу по дальнейшему
привлечению средств колхозов и совхозов для строительства в сельских районах
учреждений здравоохранения и прежде всего амбулаторий.
1.1.2. До 1 июля 1982 года разработать
мероприятия по опережающему развитию амбулаторно-поликлинических учреждений,
имея в виду достичь установленного норматива потребности сельского населения в
амбулаторно-поликлинической помощи (8,2 врачебного посещения на одного
сельского жителя в год) к 1987 году. Согласовать в установленном порядке и
утвержденный план мероприятий представить в Министерство здравоохранения СССР к
1 января 1983 года.
1.1.3. Обеспечить дальнейшее более
интенсивное развитие сети приписных терапевтических и педиатрических участков,
систематическое увеличение должностей врачей-специалистов в амбулаториях в
соответствии с действующими нормативами. Шире использовать право по введению
дополнительных врачебных и других должностей медицинского персонала в штаты
амбулаторий и других лечебно-профилактических учреждений сельских районов в
соответствии с объемом работы.
1.1.4. Принять меры к расширению
передвижных видов врачебной медицинской помощи с использованием специальных
автомашин и, прежде всего, передвижных амбулаторий и стоматологических
кабинетов. Использовать получаемые спецавтомашины
только по прямому назначению, организовать работу выездных врачебных бригад в
соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР
от 23 сентября 1981 г. N 1000.
1.1.5. Обеспечить в течение 1982 - 1983
гг. полное укомплектование врачами участковых больниц и амбулаторий в сельской
местности и усилить работу по профессиональной подготовке врачей
лечебно-профилактических учреждений в районах. Ежегодно направлять для работы в
эти учреждения врачей, окончивших медицинские вузы, в количествах,
обеспечивающих выполнение поставленных задач.
1.1.6. Принять меры к созданию надлежащих
производственных и бытовых условий в лечебно-профилактических учреждениях
сельских районов для врачей и среднего медицинского персонала. Установить
строгий контроль за предоставлением льгот и преимуществ для
медицинских и фармацевтических работников этих учреждений, предусмотренных
действующим законодательством.
1.1.7. Обеспечить оснащение больниц и
амбулаторий в сельских районах, фельдшерско-акушерских пунктов современными
средствами медицинской техники и другим оборудованием, а также санитарным
автотранспортом по действующим нормам и табелям. Обратить особое внимание на
обеспечение врачей амбулаторий, фельдшеров и акушерок портативными аппаратами
для диагностики и лечения больных, наборами и укладками.
1.1.8. Принять меры по совершенствованию
работы лечебно-профилактических учреждений сельских районов; повышению уровня
профилактической и лечебно-диагностической работы, расширению и повышению
качества профилактических осмотров и диспансеризации сельских жителей. Усилить
работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, повысить уровень
пропаганды здорового образа жизни, роли физкультуры и спорта в укреплении
здоровья сельского населения; усилить борьбу с вредными привычками - курением и
употреблением алкоголя.
1.1.9. Шире использовать медицинских
работников фельдшерско-акушерских пунктов: фельдшеров, акушерок, патронажных
медицинских сестер для проведения среди сельского населения профилактических и
лечебно-оздоровительных мероприятий, а также мер по санитарно-гигиеническому
воспитанию сельских жителей.
1.1.10. Обеспечить дальнейшее развитие
специализированной медицинской помощи и приближение ее к сельскому населению в
центральных районных больницах и межрайонных отделениях специализированной
медицинской помощи. Обеспечить развертывание сети межрайонных специализированных
отделений в объемах согласно приложению 3 (не приводится) и организацию их
работы в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министерства
здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000. Обеспечить расширение их
функций по консультативно-диагностической помощи сельскому населению.
1.1.11. Завершить в течение XI пятилетки
организацию отделений скорой и неотложной медицинской помощи во всех сельских
районах, укомплектовать их врачами, средним медицинским персоналом, оснастить
современной диагностической и лечебной аппаратурой, обеспечить санитарным
транспортом повышенной проходимости, телефонной и радиосвязью.
1.1.12. Завершить в XI пятилетке
организацию во всех союзных и автономных республиках, краях и областях
дистанционной передачи электрокардиограмм по системе "Волна" из
лечебно-профилактических учреждений сельских районов в центры дистанционной
диагностики областных, краевых и республиканских больниц.
1.1.13. Разработать и осуществить
дополнительные мероприятия по обеспечению сельского населения стоматологической
помощью путем организации стоматологических кабинетов в составе амбулаторий,
передвижных стоматологических кабинетов и зубопротезных лабораторий.
1.1.14. Улучшить постановку медицинской
экспертизы трудоспособности сельского населения, особенно в населенных пунктах,
отдаленных от районных центров, обеспечив выдачу больничных листков по месту
жительства. С этой целью расширить подготовку врачей и фельдшеров
лечебно-профилактических учреждений сельских районов по вопросам экспертизы
временной нетрудоспособности и усилить контроль за
выдачей ими больничных листков.
1.1.15. Сосредоточить особое внимание на
охране здоровья матери и ребенка, разработке и осуществлении дополнительных мер
по улучшению оказания медицинской помощи детям и матерям, проживающим в
сельских местностях.
1.1.16. Обеспечить первоочередное
строительство в сельских районах родильных домов, родильных и детских корпусов
в составе центральных районных больниц, укомплектование их квалифицированными
кадрами и оснащение современной медицинской техникой.
1.1.17. Принять меры к укомплектованию
амбулаторно-поликлинических учреждений сельских районов врачами-педиатрами,
имея в виду усилить проведение профилактических и лечебно-оздоровительных
мероприятий, обеспечить систематическое наблюдение за детьми первого года жизни
и других возрастов.
1.1.18. Повысить уровень патронажной
работы, обеспечить своевременную госпитализацию детей, нуждающихся в
стационарном лечении.
1.1.19. Уделить особое внимание развитию
сети колхозных молочных кухонь, а также принять меры к систематическому
обеспечению детских учреждений (отделений) молочными и другими необходимыми
продуктами питания.
1.1.20. Принять меры к усилению
управления здравоохранения в сельском районном звене. С этой целью:
- максимально сосредоточить внимание
главных врачей центральных районных больниц на выполнение ими функций главного
врача района в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Приказом;
- освободить главных врачей центральных
районных больниц от ряда текущих обязанностей по руководству центральной
районной больницей, возложив эту работу на соответствующих заместителей
главного врача, положения о которых утверждены настоящим Приказом;
- обеспечить до 1 июля 1982 года создание
при главных врачах районов медицинских советов по оперативному руководству
учреждениями здравоохранения района;
- привести в 1982 - 1983 гг. штаты
организационно-методических кабинетов центральных районных больниц в
соответствие с установленными нормативами (Приложение 8 к настоящему Приказу).
Сосредоточить работу персонала указанных кабинетов в основном на разработке и
осуществлении мер, проводимых главным врачом района по руководству учреждениями
здравоохранения района.
1.1.21. Усилить государственный
санитарный надзор, обратив особое внимание на соблюдение гигиенических норм при
планировке и застройке сельских населенных мест, контроль за
водоснабжением, хранением, перевозкой и применением гербицидов и пестицидов в
сельскохозяйственном производстве, профилактику профессиональных и желудочно-кишечных
заболеваний, травматизма.
1.1.22. В течение 1982 года изучить опыт
работы передовых амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов по оказанию
амбулаторно-поликлинической помощи и санитарно-гигиеническому воспитанию
сельского населения, принять меры к его распространению.
1.2. Начальнику
Управления кадров Минздрава СССР тов. Варакину В.Н. установить контроль за
своевременным и в полном объеме доездам врачей,
окончивших медицинские вузы в 1982 году и направляемых для работы в
лечебно-профилактические учреждения сельских районов.
1.3. Начальнику "Союзмедтехники"
тов. Русанову В.П.:
1.3.1. Обеспечить по заявкам министерств здравоохранения союзных республик выделение фондов и
поставку:
- аппаратуры типа "Волна" для
дистанционной передачи электрокардиограмм из лечебно-профилактических
учреждений сельских районов в дистанционно-диагностические центры областных,
краевых, республиканских больниц;
- наборов и укладок для врачей и
фельдшеров, а также портативных приборов и аппаратов для обследования и лечения
больных в лечебно-профилактических учреждениях сельских районов;
- специализированных автомобилей для
передвижных видов врачебной помощи сельскому населению (амбулатории,
стоматологические кабинеты, флюорографические установки, клинико-диагностические
лаборатории и др.).
1.4. Начальнику Управления по внедрению
новых лекарственных средств и медицинской техники тов. Бабаяну Э.А. обеспечить
выполнение заданий по созданию новых образцов портативных приборов, аппаратов и
наборов для лечебно-профилактических учреждений сельских районов.
1.5. Начальнику ГАПУ Минздрава СССР тов.
Клюеву М.А.:
1.5.1. Принять меры к бесперебойному
снабжению сельского населения медикаментами, аптечками первой медицинской
помощи и перевязочным материалом, особенно в период весенне-летних полевых
работ.
1.5.2. Обеспечить увеличение передвижных
аптечных пунктов по доставке медикаментов непосредственно на полевые станы, в
районы отгонного животноводства.
2. Утверждаю:
2.1. Положения о главном враче
центральной районной больницы (главном враче района) и заместителях главного
врача центральной районной больницы (главного врача района) - врачах
(Приложения 4 - 7).
2.2. Дополнение штатных нормативов
персонала организационно-методических кабинетов центральных районных больниц
сельских районов (Приложение 8).
3. Объявляю положения о выездной
врачебной бригаде и межрайонном специализированном лечебно-профилактическом
отделении центральной районной (районной, городской) больницы, утвержденные
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000
(Приложения 9 - 10 к настоящему Приказу).
4. Считать утратившими силу:
4.1. Положение "О главном враче
центральной районной больницы (главном враче района)", приложение N 18 к
Приказу Министра здравоохранения СССР N 395 от 31 июля 1963 года;
4.2. Положение "О заместителе
главного врача центральной районной больницы по медицинскому обслуживанию
населения района", - приложение N 19 к Приказу Министра здравоохранения
СССР N 395 от 31 июля 1963 г.
4.3. Положение "О заместителе
главного врача центральной районной больницы по детству и
родовспоможению", утвержденное зам. Министра здравоохранения СССР 11
ноября 1970 года.
Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра
здравоохранения СССР т. Сафонова А.Г.
Министр
С.П.БУРЕНКОВ
Приложение N 4
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ ВРАЧЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ
(ГЛАВНОМ ВРАЧЕ РАЙОНА)
1. Главный врач несет непосредственную
ответственность за организацию и уровень здравоохранения района, работу всех
учреждений здравоохранения, качество оказания медицинской и лекарственной
помощи населению района.
2. Главный врач осуществляет руководство деятельностью
центральной районной больницы, отвечает за всю профилактическую,
лечебно-диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую
деятельность больницы.
3. Главный врач назначается из числа
квалифицированных врачей, имеющих опыт лечебной и организационной работы;
утверждается и увольняется соответствующим исполкомом Совета народных депутатов
по согласованию с областным (краевым) отделом (управлением) здравоохранения,
министерством здравоохранения автономной и союзной (не имеющей областного деления)
республики.
4. Главный врач находится в
непосредственном подчинении соответствующего исполкома Совета народных
депутатов и вышестоящих органов здравоохранения.
5. Главный врач
руководит здравоохранением района в соответствии с Основами законодательства
Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденных Законом СССР от
19 декабря 1969 года, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по
вопросам народного здравоохранения, приказами, указаниями и инструкциями
Министерства здравоохранения СССР, а также распоряжениями и указаниями
вышестоящих органов здравоохранения и исполкома Совета народных депутатов,
действующим законодательством.
6. В соответствии с основными задачами
главный врач разрабатывает и осуществляет:
6.1. Проведение мероприятий, направленных
на профилактику, снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также
снижение общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой
трудоспособности, инвалидности, детской и общей смертности.
6.2. Руководство и контроль
за деятельностью учреждений здравоохранения района.
6.3. Планирование развития сети
лечебно-профилактических учреждений района, укомплектование врачебными,
средними медицинскими и другими кадрами, оснащение учреждений здравоохранения
медицинской техникой, обеспечение санитарным автотранспортом.
6.4. Общее наблюдение и контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, других
министерств и ведомств (железнодорожного транспорта, МГА и др.), находящихся на
территории района.
7. Для усиления оперативного руководства здравоохранением
района при главном враче и под его руководством создается медицинский совет по
вопросам здравоохранения района, на котором рассматриваются вопросы, связанные
с развитием и совершенствованием здравоохранения, охраной здоровья и оказанием медицинской
помощи населению района.
7.1. В состав
медицинского совета по вопросам здравоохранения района должны входить следующие
ответственные работники и специалисты: заместители главного врача больницы -
врачи, главный врач районной санитарно-эпидемиологической станции, заведующий
поликлиникой (амбулаторией) центральной районной больницы, заведующий
центральной районной аптекой, председатель райкома профсоюза медицинских
работников, председатель райкома общества Красного Креста и Красного
Полумесяца, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр,
акушер-гинеколог и др.).
7.2. Персональный состав медицинского
совета по вопросам здравоохранения района утверждается исполкомом Совета
народных депутатов по представлению главного врача района.
8. Для организационно-методического
руководства учреждениями здравоохранения района, разработкой и осуществлением
основных мероприятий в области профилактики заболеваний,
санитарно-гигиенического воспитания и проведения лечебно-оздоровительных
мероприятий среди населения района, анализа и оценки состояния здравоохранения
района и работы лечебно-профилактических учреждений главный врач использует
организационно-методический кабинет и врачей-специалистов центральной районной
больницы.
9. Главный врач организует и обеспечивает:
9.1. Анализ общей заболеваемости и
смертности населения, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и
инвалидности среди работников сельского хозяйства (колхозников и рабочих
совхозов), а также рабочих и служащих промышленных предприятий, расположенных
на территории района. На основе анализа полученных данных обеспечивает
разработку и осуществление комплекса санитарно-гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня
заболеваемости, инвалидности и смертности населения района.
9.2. Систематическое изучение причин
заболеваемости и смертности детей с последующей разработкой мер по их
устранению, улучшению работы по оказанию лечебно-профилактической помощи детям
и матерям, повышению эффективности профилактических мероприятий, патронажа
детей и беременных, их диспансерного наблюдения.
9.3. Преимущественное медицинское
обеспечение ведущих групп сельского населения, занятых в важнейших отраслях
сельского хозяйства (механизаторы, животноводы, работники полевых бригад и
др.), а также подростков, занятых в сельскохозяйственном производстве и системе
профессионально-технического образования, в соответствии с существующими
положениями.
9.4. Квалифицированную и доступную для
населения района амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь.
При необходимости использует передвижные виды врачебной помощи (амбулатории,
стоматологические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории,
флюорографические установки и др.).
9.5. Систематическую
организационно-методическую консультативную и практическую помощь врачам и
средним медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений района.
9.6. Повышение профессиональной
квалификации врачей, среднего медицинского и другого персонала с использованием
существующей системы специализации и усовершенствования.
9.7. Своевременное внедрение и широкое
применение в практике лечебно-профилактических учреждений района современных
методов и средств профилактики, диагностики и лечения
больных; в том числе восстановительного лечения, а также передовых методов
работы учреждений здравоохранения.
9.8. Расширение объема и повышение
эффективности диспансеризации населения в соответствии с действующими
положениями и инструкциями.
9.9. Проведение плановых (ежемесячных и
ежеквартальных) совещаний и практических конференций медицинских работников
района по наиболее актуальным вопросам медицинского обслуживания населения.
10. Главный врач несет ответственность:
10.1. За развитие материально-технической
базы здравоохранения, выполнение планов развития сети, строительство и
капитальный ремонт учреждений здравоохранения, рациональное и эффективное
использование медицинских и других кадров, медицинской техники, лекарственных
средств, бюджетных ассигнований.
10.2. За качество и культуру работы
учреждений здравоохранения района, их надлежащее санитарно-гигиеническое
состояние.
10.3. За своевременное и качественное
обследование и лечение больных в соответствии с современными достижениями
медицинской науки и техники, образцовый уход, чуткое и внимательное отношение к
больным в лечебно-профилактических учреждениях района.
10.4. За постановку и уровень врачебной
экспертизы в лечебно-профилактических учреждениях района, за порядок и
обоснованность выдачи больничных листков, за хранение и учет бланков больничных
листков в соответствии с действующим положением.
10.5. За привлечение общественности к
разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию
населения района и работы учреждений здравоохранения.
10.6. За готовность учреждений
здравоохранения района в соответствии с требованиями гражданской обороны и
других специальных указаний.
10.7. За своевременность и достоверность
статистического учета и отчетности в учреждениях здравоохранения района.
11. Главный врач имеет право:
11.1. Издавать приказы и отдавать
распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками здравоохранения
района.
11.2. Осуществлять подбор и расстановку
руководящих кадров (главных врачей районных и участковых больниц, диспансеров,
родительных домов, амбулаторий и других учреждений здравоохранения района) и
работников ЦРБ, производить их назначение и увольнение в установленном порядке.
11.3. Распределять по учреждениям
здравоохранения района: медицинские и др. кадры, прирост (и перераспределение)
коечного фонда, ассигнования, капиталовложения, средства на капитальный ремонт
учреждений, медицинское оборудование и аппаратуру, санитарный транспорт и
другие материальные ресурсы.
11.4. Увеличивать и уменьшать, а также
перепрофилировать коечный фонд больниц и других учреждений района в пределах
плана и бюджета здравоохранения района.
11.5. Поощрять, накладывать
взыскания на медицинских и других работников учреждений здравоохранения
района.
11.6. Представлять здравоохранение района
в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и
других организациях.
11.7. Вносить на рассмотрение и
обсуждение соответствующего исполкома Совета народных депутатов вопросы и
мероприятия, направленные на улучшение медицинского обслуживания и усиление
охраны здоровья населения района.
11.8. Систематически анализировать и
контролировать работу лечебно-профилактических учреждений района путем:
проверок состояния работы отдельных учреждений, заслушивания отчетов о деятельности
главных врачей больниц, поликлиник (амбулаторий), диспансеров и др.
12. Главный врач обязан:
12.1. Периодически (не реже двух раз в
год) отчитываться о работе центральной районной
больницы и здравоохранении района перед населением.
12.2. Своевременно представлять
установленную статистическую отчетность о деятельности центральной районной
больницы и здравоохранении района, обеспечивая достоверность отчетных данных.
12.3. Регулярно принимать участие в
работе общественного совета и создавать необходимые условия для его работы.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.Г.САФОНОВ
Приложение N 5
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАМЕСТИТЕЛЕ ГЛАВНОГО ВРАЧА ЦЕНТРАЛЬНОЙ
РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ (ГЛАВНОГО ВРАЧА РАЙОНА)
ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА
1. Заместитель главного врача центральной
районной больницы (главного врача района) по медицинскому обслуживанию
населения района является первым заместителем главного врача, несет
непосредственную ответственность за состояние и уровень медицинского
обслуживания населения района, качество и культуру работы
лечебно-профилактических и других учреждений района.
2. Заместителем главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района назначается врач, имеющий опыт
лечебной и организационной работы; утверждается и освобождается исполкомом
Совета народных депутатов по представлению главного врача центральной районной
больницы.
3. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района находится в непосредственном
подчинении главного врача центральной районной больницы.
4. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района организует работу в соответствии с
положениями, приказами и инструкциями органов здравоохранения, распоряжениями и
указаниями главного врача.
5. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района по указанию главного врача и под его
руководством организует и осуществляет:
5.1. Непосредственное руководство
деятельностью лечебно-профилактических учреждений района и
организационно-методическим кабинетом центральной районной больницы.
5.2. Разработку,
совместно с районной санитарно-эпидемиологической станцией и
врачами-специалистами центральной районной больницы, плана мероприятий,
направленных на снижение и ликвидацию инфекционных заболеваний, снижение общей
заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности,
инвалидности, детской и общей смертности населения района, представляет план на
утверждение главному врачу и обеспечивает своевременное и полное выполнение
мероприятий, предусмотренных планом.
5.3. Представление на утверждение
главному врачу практических предложений по развитию сети
лечебно-профилактических учреждений района, укомплектованию их медицинскими
кадрами, оснащению медицинской аппаратурой, инструментарием, обеспечение
санитарным транспортом и другим оборудованием.
5.4. Представление на рассмотрение и
утверждение главному врачу предложений по подбору и расстановке руководящих
кадров (главных врачей лечебно-профилактических учреждений района).
5.5. Анализ основных показателей работы
лечебно-профилактических учреждений; по итогам и результатам разрабатывает
мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе учреждений
здравоохранения района и представляет их на рассмотрение и утверждение главному
врачу.
5.6. Мероприятия по развитию и
приближению к населению района врачебной, в т.ч.
специализированной, медицинской помощи.
5.7. Мероприятия по специализации и
повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала учреждений
здравоохранения района в соответствии с действующими положениями.
5.8. Плановые выезды врачей-специалистов
центральной районной больницы в участковые больницы и амбулатории для оказания
практической помощи медицинским работникам этих лечебно-профилактических
учреждений.
5.9. Мероприятия по расширению объема,
повышению эффективности и установлению действенного контроля
за проведением диспансеризации населения.
5.10. Разработку и контроль за
выполнением плана мероприятий (после утверждения его главным врачом) по
внедрению в практику работы учреждений здравоохранения района
современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения
больных, передовых форм работы лечебно-профилактических учреждений.
5.11. Прием совместно с заведующими
специализированными отделениями центральной районной больницы статистических
отчетов о деятельности лечебно-профилактических учреждений района.
6. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района несет непосредственную
ответственность:
6.1. За развитие сети учреждений
здравоохранения района, совершенствование организационных форм и методов их
работы.
6.2. За рациональное и эффективное
использование основных ресурсов здравоохранения района: врачебных и средних
медицинских кадров, коечного фонда, медицинской техники, санитарного
автотранспорта, капитальных вложений, бюджетных ассигнований.
6.3. За надлежащее качество обследования,
лечения и содержания больных, в соответствии с современным уровнем развития
медицинской науки и техники, в медицинских учреждениях района.
6.4. За широкое внедрение и рациональное
использование при оказании помощи больным в учреждениях здравоохранения района
современных средств и методов обследования и лечения, принципов
лечебно-охранительного режима, физических методов и лечебной физкультуры,
местных бальнеологических и климатических факторов, методов трудовой и
механотерапии, рефлексотерапии, диетического питания и других средств и методов
восстановительного лечения.
6.5. За организацию и проведение
совещаний, конференций, декадников, семинаров и других мероприятий для
медицинских работников лечебно-профилактических учреждений района.
6.6. За организацию и постановку скорой и
неотложной медицинской помощи населению района.
6.7. За состояние и качество врачебной
экспертизы в лечебно-профилактических учреждениях района.
7. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района имеет право:
7.1. Отдавать распоряжения и указания
руководителям учреждений здравоохранения района по всем вопросам деятельности
учреждений, за исключением тех, которые находятся в компетенции главного врача.
7.2. Осуществлять подбор и расстановку
руководящих медицинских кадров; вносить предложения главному врачу о назначении
и освобождении главных врачей лечебно-профилактических учреждений района.
7.3. Представлять предложения главному
врачу для поощрения или наложения взыскания на руководителей, а при
необходимости и других работников лечебно-профилактических учреждений района.
7.4. Организовывать и проводить проверку
работы лечебно-профилактических учреждений района.
7.5. Устанавливать порядок направления
больных из лечебно-профилактических учреждений района в центральную районную
больницу для поликлинического и стационарного обследования и лечения.
7.6. Определять порядок, характер и объем
работы поликлинического отделения центральной районной больницы по оказанию
консультативной помощи больным, направляемым из медицинских учреждений района.
8. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района обязан:
8.1. Своевременно доводить до сведения
медицинских работников района:
- приказы, распоряжения и
инструктивно-методические указания вышестоящих организаций и обеспечивать их
своевременное выполнение;
- сведения о новых методах и средствах
профилактики, диагностики и лечения больных, а также эффективных
организационных формах медицинского обслуживания населения и работы учреждений
здравоохранения.
8.2. Разрабатывать и подготавливать для
внесения на рассмотрение и обсуждение исполкома Совета народных депутатов
вопросы и мероприятия, направленные на улучшение медицинского обслуживания и
усиление охраны здоровья населения района.
8.3. Изучать, обобщать и пропагандировать
опыт работы лучших лечебно-профилактических учреждений и отдельных медицинских
работников района.
8.4. Совместно с
санитарно-эпидемиологической станцией разрабатывать и осуществлять проведение
мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения.
8.5. Исполнять обязанности главного врача
по руководству здравоохранением района в его отсутствие (отпуск, командировка,
болезнь).
9. Заместитель главного врача по
медицинскому обслуживанию населения района является заместителем председателя
медицинского совета по вопросам здравоохранения района.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.Г.САФОНОВ
Приложение N 6
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАМЕСТИТЕЛЕ ГЛАВНОГО ВРАЧА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ
(ГЛАВНОГО ВРАЧА РАЙОНА) ПО ДЕТСТВУ И РОДОВСПОМОЖЕНИЮ
1. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению несет непосредственную ответственность за состояние охраны
здоровья матери и ребенка, уровень и качество оказания медицинской помощи детям
и матерям в районе.
2. Заместителем главного врача по детству
и родовспоможению назначается врач-педиатр или акушер-гинеколог, имеющий опыт
лечебной и организационной работы в области охраны здоровья матери и ребенка;
утверждается и освобождается исполкомом Совета народных депутатов по
представлению главного врача центральной районной больницы.
3. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению находится в непосредственном подчинении главного врача
центральной районной больницы (главного врача района).
4. Заместитель главного
врача по детству и родовспоможению организует свою работу по руководству
детскими лечебно-профилактическими учреждениями, родильными домами и
отделениями, имеющимися в районе, в соответствии с положением о центральной
районной больнице, родильном доме (отделении), женской консультации, приказами
и другими документами, издаваемыми в установленном порядке Министерством
здравоохранения СССР и министерствами здравоохранения союзных республик,
распоряжениями и указаниями местных органов здравоохранения.
5. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению в соответствии с задачами в области охраны здоровья женщин и
детей обязан:
5.1. Осуществлять руководство
деятельностью детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родительных
домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций.
5.2. На основе анализа деятельности
лечебно-профилактических учреждений района, оказывающих медицинскую помощь
женщинам и детям, разрабатывать мероприятия по охране здоровья женщин и детей,
направленные на профилактику и снижение заболеваемости, материнской и детской
смертности, укрепление физического развития детей, представлять их на
утверждение главному врачу и обеспечивать их выполнение.
5.3. Совместно с санитарно-эпидемиологической
станцией определять режим работы детских лечебно-профилактических учреждений
(подразделений), родильных домов, акушерских и гинекологических отделений,
женских консультаций района и устанавливать действенный контроль
за его соблюдением.
5.4. Организовывать выезды
соответствующих специалистов и выезжать лично в лечебно-профилактические
учреждения района (участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские
пункты) для проверки их работы и оказания практической помощи врачам и средним
медицинским работникам по вопросам организации лечебно-профилактической помощи
детям, беременным женщинам, родильницам и женщинам, страдающим
гинекологическими заболеваниями.
5.5. Разрабатывать предложения по
развитию сети детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений)
родильных домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций,
укомплектованию их медицинскими кадрами, оснащению медицинской аппаратурой,
инструментарием и другим оборудованием.
5.6. Отчитываться о
проведенной работе по организации лечебно-профилактической помощи женщинам и
детям перед главным врачом и по его поручению перед вышестоящими органами
здравоохранения, партийными, советскими, общественными организациями и
населением; готовить материалы для внесения на рассмотрение и обсуждение
исполкома Совета народных депутатов по вопросам усиления охраны здоровья женщин
и детей, улучшения оказания им медицинской помощи.
6. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению организует и обеспечивает:
6.1. Разработку мероприятий по улучшению
работы детских лечебно-профилактических учреждений (подразделений), родильных
домов, акушерских и гинекологических отделений, женских консультаций.
6.2. Осуществление мероприятий по
повышению квалификации различных групп медицинских работников учреждений
(подразделений) по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.
6.3. Внедрение в практику эффективных
методов и средств профилактики, диагностики и лечения,
а также организационных форм работы по оказанию лечебно-профилактической помощи
женщинам и детям.
6.4. Четкую преемственность между
учреждениями здравоохранения района, оказывающими медицинскую помощь детям и
женщинам.
7. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению осуществляет контроль:
7.1. За качеством лечебно-профилактической
помощи детям и матерям, диспансеризацией детей, больных хроническими
заболеваниями, реконвалесцентами, а также беременными
женщинами и гинекологическими больными.
7.2. За правильностью своевременного
представления отпусков по беременности и родам, а также за выдачей листков
нетрудоспособности женщинам по поводу гинекологических заболеваний, матерям по
уходу за больными детьми.
8. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению несет непосредственную ответственность:
8.1. За состояние и уровень организации
лечебно-профилактической помощи детскому населению, беременным женщинам и
гинекологическим больным.
8.2. За организацию и проведение в
больницах конференций, совещаний и других мероприятий для медицинских
работников района с целью повышения их квалификации по вопросам педиатрии,
акушерства и гинекологии.
8.3. За своевременное рассмотрение
предложений, жалоб и заявлений трудящихся по вопросам оказания
лечебно-профилактической помощи женщинам и детям.
9. Заместитель главного врача по детству
и родовспоможению имеет право:
9.1. Осуществлять подбор и расстановку
медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям,
вносить предложения главному врачу центральной районной больницы о их назначении и освобождении, а также поощрении или наложении
взыскания.
9.2. Устанавливать порядок направления
больных женщин и детей в центральную районную больницу для поликлинического и
стационарного обследования и лечения.
9.3. Организовывать и проводить проверку
работы лечебно-профилактических учреждений (подразделений) района, оказывающих
медицинскую помощь женщинам и детям.
Начальник Главного управления
лечпрофпомощи детям и матерям
Минздрава СССР
И.И.ГРЕБЕШЕВА
Приложение N 7
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАМЕСТИТЕЛЕ ГЛАВНОГО ВРАЧА
ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ЧАСТИ
1. Заместитель главного врача центральной
районной больницы по медицинской части непосредственно руководит всеми
лечебно-диагностическими отделениями, кабинетами и лабораториями стационара,
деятельностью аптеки, кабинета учета медицинской статистики и совета
медицинских сестер; отвечает за качество лечебно-диагностического процесса и
постановку всей работы больницы и других стационаров района по обследованию,
лечению и обслуживанию больных.
2. Заместителем главного врача больницы
по медицинской части назначается квалифицированный врач, имеющий опыт лечебной
и организационной работы.
3. Назначение и увольнение заместителя
главного врача больницы по медицинской части производятся исполкомом Совета
народных депутатов по представлению главного врача центральной районной
больницы.
4. Заместитель главного врача по
медицинской части подчиняется главному врачу больницы.
5. Заместитель главного врача больницы по
медицинской части руководствуется в своей работе настоящим Положением,
приказами и указаниями Министерства здравоохранения СССР, а также указаниями и
распоряжениями главного врача больницы и местных органов здравоохранения,
действующим законодательством.
6. Заместитель главного врача по
медицинской части несет непосредственную ответственность:
- за организацию, постановку и качество
лечебно-диагностической работы больницы в соответствии с уровнем современных
достижений медицинской науки и техники;
- за правильную расстановку и организацию
труда медицинского персонала и проведение мероприятий
по систематическому повышению квалификации врачебного и среднего медицинского
персонала;
- за целесообразное и эффективное
использование основных ресурсов больницы: медицинских кадров, коечного фонда,
медицинской техники, ассигнований по бюджету;
- за установление и обеспечение
надлежащей преемственности в обследовании и лечении больных между поликлиникой
и стационаром;
- за обеспечение технически грамотной
эксплуатации персоналом лечебно-диагностической аппаратуры и другой медицинской
техники;
- за своевременное и широкое внедрение в
практику новых методов обследования и лечения больных; принципов
лечебно-охранительного режима; лечебного питания, методов лечебной физкультуры
и восстановительной терапии; новых организационных форм и методов по
обслуживанию и уходу за больными в условиях стационара;
- за рациональное применение и
использование в лечении больных современных медикаментозных средств,
кровезаменителей и препаратов крови, бактерийных препаратов, средств для наркоза, рентгеноконтрастных
средств и др.;
- за составление и выполнение планов
работы больницы всеми ее структурными подразделениями, за постановку и качество
врачебной экспертизы в лечебно-диагностических отделениях стационара больницы;
- за улучшение непосредственных и
отдаленных результатов лечения;
- за снижение послеоперационной,
общебольничной летальности, а также послеоперационных осложнений;
- за выполнение и соблюдение
санитарно-гигиенического режима в больнице, соблюдение обслуживающим персоналом
и больными правил внутреннего распорядка;
- за организацию и состояние
воспитательной работы среди персонала больницы.
7. Заместитель главного врача больницы по
медицинской части обязан:
- осуществлять непосредственное
руководство деятельностью заведующих специализированными отделениями,
кабинетами, лабораториями и другими структурными подразделениями больницы;
- обеспечивать плановую (и внезапную)
проверку состояния работы лечебно-диагностических структурных подразделений
больниц с последующим обсуждением результатов проверки на больничном совете;
- систематически осуществлять анализ
качественных показателей деятельности больницы и по их результатам принимать
меры;
- постоянно осуществлять проверку медицинской
документации, качества ее ведения, правильности и целесообразности применяемых
методов обследования и лечения больных;
- организовывать и проводить клинические,
клинико-анатомические и утренние конференции, больничные советы; повышение
квалификации врачей и среднего медицинского персонала, клинические разборы,
консультации и консилиумы;
- обеспечивать постановку
систематического учета и отчетности в больнице и службу информации;
- исполнять обязанности главного врача
центральной районной больницы в его отсутствие (отпуск, командировка, болезнь).
8. Заместитель главного врача по
медицинской части имеет право:
- отдавать распоряжения и указания
руководителям и работникам структурных подразделений больницы;
- решать вопросы приема и выписки
больных, возглавляя комиссию по госпитализации, в соответствии с установками по
этому вопросу Министерства здравоохранения СССР;
- представлять подчиненных ему работников
к поощрению и вносить предложения о наложении взысканий на лиц, нарушающих
трудовую дисциплину и неудовлетворительно выполняющих свои обязанности.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.Г.САФОНОВ
Приложение N 8
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
ДОПОЛНЕНИЕ
ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ ПЕРСОНАЛА
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ БОЛЬНИЦ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ
В целях укрепления
организационно-методических кабинетов центральных районных больниц сельских
районов в дополнение к нормативам, предусмотренным для указанных кабинетов таблицей
пункта 97 приложения 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 26.09.78
N 900, устанавливаются следующие должности:
┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Наименование должности │
В районах с населением
│
│ │ (тыс. человек) │
│ ├───────────┬───────────┬───────────┤
│ │от 30 до 60│от
60 до 90│ свыше 90 │
├────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │
4 │
├────────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Врач-методист │ 1
│ - │
1 │
│Фельдшер
или акушерка │ 1 │ 1
│ 2 │
└────────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
Начальник Планово-финансового
управления
В.В.ГОЛОВТЕЕВ
Приложение N 9
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
Утверждено
Приказом Минздрава СССР
от 23 сентября 1981 г. N 1000
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЫЕЗДНОЙ ВРАЧЕБНОЙ БРИГАДЕ
1. Выездная врачебная бригада является
временным или постоянно действующим функциональным подразделением, создаваемым
в областных (краевых, республиканских) и центральных районных больницах в целях
приближения к населению сельских районов квалифицированной специализированной
амбулаторно-поликлинической помощи.
2. Выездная врачебная бригада формируется
главным врачом больницы из числа штатных врачей и средних медицинских
работников с соблюдением действующего законодательства.
В ее состав по указанию соответствующего
органа здравоохранения могут включаться медицинские работники других
лечебно-профилактических учреждений (родильных домов, диспансеров и др.).
3. Состав врачей-специалистов выездной
врачебной бригады определяется в зависимости от развития сети
амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) на соответствующей
территории, ее укомплектованности врачами и потребности населения в
соответствующих видах медицинской помощи. В нее могут входить врачи: терапевты,
педиатры, хирурги, акушеры-гинекологи, офтальмологи, невропатологи и др.
4. Выездная врачебная бригада работает по
плану и графику, утверждаемому в установленном порядке главным врачом больницы,
в составе которой она организуется.
5. Руководство выездной врачебной
бригадой осуществляется по указанию главного врача больницы одним из
квалифицированных врачей бригады, имеющим опыт лечебной и организационной
работы.
6. Выездная бригада обеспечивается
соответствующими транспортными средствами, в том числе и специальными, и
оснащается необходимой аппаратурой, в основном портативной, и оборудованием для
обследования и лечения больных.
7. Выездная врачебная бригада находится в
непосредственном подчинении заместителя главного врача по
организационно-методической работе (по медицинскому обслуживанию населения
района).
8. Выездная врачебная бригада в своей
работе руководствуется настоящим Положением, положениями о соответствующих
учреждениях здравоохранения, их структурных подразделениях и должностных лицах,
приказами, инструктивно-методическими и другими нормативными документами
Министерства здравоохранения СССР, действующим законодательством.
Приложение N 10
к Приказу Минздрава СССР
от 26 февраля 1982 г. N 185
Утверждено
Приказом Минздрава СССР
от 23 сентября 1981 г. N 1000
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖРАЙОННОМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
РАЙОННОЙ (РАЙОННОЙ, ГОРОДСКОЙ) БОЛЬНИЦЫ
1. Функции межрайонного
специализированного лечебно-профилактического отделения выполняет
специализированное отделение стационара или поликлиники крупных центральных
районных (районных, городских) больниц, способное обеспечить сельскому
населению специализированную высококвалифицированную, стационарную или
амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, в случаях, когда центральные
районные больницы окружающих районов не имеют возможности оказывать
квалифицированную медицинскую помощь по данной специальности.
2. Возложение функций межрайонного
специализированного лечебно-профилактического отделения на соответствующее
отделение больницы и прикрепление к нему соответствующего населения сельских
районов производится областным (краевым, республиканским) органом здравоохранения
с учетом удобств населения (географического расположения, экономических связей,
состояния транспортного сообщения).
3. Межрайонное специализированное
лечебно-профилактическое отделение (больницы, поликлиники) наряду с выполнением
функций структурного подразделения учреждения, осуществляет:
- консультативные приемы в поликлинике
больных соответствующего профиля по направлению врачей лечебно-профилактических
учреждений прикрепленных районов;
- госпитализацию больных из прикрепленных
районов в установленном порядке;
- организационно-методическую и
консультативную помощь (включая экспертизу трудоспособности) врачам
лечебно-профилактических учреждений прикрепленных районов, в том числе путем
плановых выездов;
- внедрение в практику работы учреждений
здравоохранения своего и прикрепленных районов современных средств и методов
профилактики, диагностики и лечения больных по соответствующей специальности.
4. Число коек и объем
амбулаторно-поликлинической помощи межрайонного специализированного отделения
устанавливается соответствующим органом здравоохранения с учетом численности
населения прикрепленных районов и фактического объема работы.
5. Штаты межрайонного специализированного
лечебно-профилактического отделения стационара устанавливаются в соответствии с
действующими штатными нормативами стационаров больниц, а поликлиники - по
нормативам поликлиник в составе этих больниц с введением дополнительных
должностей в зависимости от численности прикрепленного населения других
районов, что отражается в справках о плановых показателях для установления
штатов.
6. В бюджете больниц, в составе которых
имеются межрайонные специализированные лечебно-профилактические отделения,
предусматриваются командировочные расходы для выездов врачей в прикрепленные
районы.
7. Прием больных на консультацию и
госпитализацию в межрайонное специализированное отделение из прикрепленных
районов производится в порядке, устанавливаемом областным (краевым,
республиканским) органом здравоохранения.
8. Руководство межрайонным специализированным
отделением осуществляет заведующий, назначаемый в установленном порядке.