МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 31 марта 1982 г. N 17-М
О НАРУШЕНИЯХ В РАСХОДОВАНИИ СРЕДСТВ НА ВЫПЛАТУ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Проверки правильности расходования
средств на выплату заработной платы, произведенные в 1981 году в ряде
учреждений просвещения, установили, что органы народного образования не
принимают достаточных мер по контролю за правильным и эффективным расходованием
государственных средств, выделяемых на заработную плату.
В проверенных учреждениях продолжают
иметь место многочисленные нарушения при тарификации работников, незаконные
выплаты и другие недостатки, что приводит к переплатам и недоплатам заработной
платы. Эти нарушения допускаются в результате небрежного ведения личных дел и
трудовых книжек работников, незнания действующего порядка тарификации, а часто
и намеренного нарушения его.
Так, в ряде школ Маркутского
района Актюбинской области, Лебяжинского района
Павлодарской области и в школах Целиноградской области Казахской ССР
отсутствовали трудовые книжки некоторых учителей, на многих учителей не были
заведены личные дела. В проверенных школах Узгенского
района Киргизской ССР на 21 учителя не оформлены личные дела, 64 работников -
трудовые книжки, в 21 личном деле отсутствовали копии дипломов об образовании;
в Сусамырской средней школе Панфиловского района
недооформлено 13 личных дел. В проверенных школах Армянской ССР отсутствовали
трудовые книжки на 50% работников. Много случаев неправильного оформления
личных дел учителей было выявлено в школах г. Бухары, г. Кувасае Ферганской
области, Ташкентской и Сурхандарьинской областей Узбекской ССР.
По проверенным общеобразовательным школам
597 работникам заработная плата выплачивалась в завышенных и 347 работникам
заниженных размерах.
Много нарушений допускается при
дополнительной оплате труда за классное руководство. Так, в средних школах N 3,
10, 11 г. Исфары и средней школе N 61 Гиссарского
района Таджикской ССР произведена оплата за классное руководство семи
лаборантам и библиотекарям, в то время как она может производиться только
учителям.
Действующими инструкциями о порядке
исчисления заработной платы работникам учреждений просвещения установлено, что
оплата за часы педагогической работы руководителям и другим работникам из числа
административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала школ не
может превышать 12 часов в неделю. Однако это положение нередко нарушается.
Так, директору Вирцовской
средней школы Елгавского района Латвийской ССР
оплачивались 3 часа в неделю сверх разрешенной нормы, заместителю директора по
учебно-воспитательной работе - за 5 часов, директору и заместителю директора по
учебно-воспитательной работе Извалтской средней школы
и Скайтской 8-летней школы Краславского
района - за 3 часа каждому. Неправильные выплаты допускались в Кирбижской и Мерниекской 8-летних
школах Лимбажского района этой же Республики и в 54
школах Целиноградской области Казахской ССР. Такие же факты имели место в ряде
проверенных школ РСФСР, Белорусской ССР и других союзных республик.
В общеобразовательных школах нередко
допускаются неправильное деление классов на подгруппы при изучении иностранного
языка, а также русского языка в национальных школах, грубые нарушения
законодательства о совместительстве по службе и установленного порядка
освобождения учителей начальных классов от ведения уроков пения и физической
культуры.
В связи с
нарушением деления классов на подгруппы в Альседжяйской
средней школе Плунгеского района Литовской ССР в
седьмом классе излишне предусмотрено 8 часов в неделю, в первой средней школе
г. Плунге в двух десятых классах - 14 часов, в трех
школах Центрального района г. Душанбе Таджикской ССР - 9 часов, в средней школе
N 7 Колхозабадского района - 29 часов, в средней
школе N 9 - 15 часов, в средней школе N 51 -
28 часов в неделю. В школах г. Гурьева Казахской ССР, в трех школах
Центрального района г. Душанбе и в школе Шакяйского
района Литовской ССР учителям начальных классов, не ведущим по состоянию
здоровья уроков пения и физкультуры, не установлена дополнительная нагрузка
другой учебно-воспитательной работой.
Министерство
просвещения СССР в связи с изложенным и в целях устранения имеющихся
недостатков в расходовании государственных средств на заработную плату в
учреждениях просвещения, соблюдения действующего законодательства о порядке и
размерах оплаты труда предлагает министерствам просвещения союзных республик:
1. Обязать органы
народного образования усилить контроль за соблюдением законодательства о
порядке оплаты труда, правильности тарификации учителей, о совместительстве по
службе, руководствуясь при этом действующим законодательством и Инструкцией о
порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной
Министерством просвещения СССР (2 издание, переработанное и дополненное, 1982
г.); принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений при расходовании средств
на заработную плату.
2. Управлениям (отделам) кадров министерств просвещения союзных республик разработать и осуществить
конкретные меры по устранению недостатков в ведении личных дел работников
системы просвещения.
3. Органам народного образования при
проведении ревизий и инспектировании школ и других подведомственных учреждений
проверять правильность расходования средств на выплату заработной платы,
обращая внимание на наличие и оформление трудовых книжек, личных дел учителей и
других педагогических работников, их тарификацию, обоснованность деления
классов на подгруппы в установленных случаях, законность совместительства по
службе.
4. О принятых мерах сообщить Министерству
просвещения СССР к 1 июля 1982 года.
Заместитель Министра
К.Г.НОЖКО