ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ
СТРОИТЕЛЬСТВА
N 285
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ СССР
N 259
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
N 527
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 1982 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ ПРИРОДЫ
Государственный комитет СССР по делам
строительства, Государственный плановый комитет СССР и Государственный комитет
СССР по науке и технике постановляют:
Утвердить прилагаемые Методические
указания по составлению территориальных комплексных схем охраны природы,
разработанные в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 1 декабря 1978 г. N 984.
Заместитель Председателя
Госстроя СССР
А.БОРОВОЙ
Заместитель Председателя
Госплана СССР
Я.РЯБОВ
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по науке и технике
Л.ЕФРЕМОВ
Утверждены
Постановлением
Госстроя СССР, Госплана СССР и ГКНТ
от 29 ноября 1982 г. N 285/259/527
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ
ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания
разработаны в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
1 декабря 1978 г. N 984 "О дополнительных мерах по усилению охраны природы
и улучшению использования природных ресурсов".
1.2. Территориальные комплексные схемы
охраны природы устанавливают комплексные мероприятия по охране природы,
предупреждению загрязнения и деградации окружающей природной среды, а также
эффективному использованию в народном хозяйстве природных ресурсов.
1.3. Территориальные
комплексные схемы охраны природы составляются в увязке с мероприятиями по
комплексному использованию природных ресурсов и рациональному сочетанию
отраслевого и территориального развития экономических районов, союзных
республик и отраслей, устанавливаемыми на первом этапе разработки схем развития
и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, а также
схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и
союзным республикам.
1.4. Природоохранные мероприятия, предусматриваемые
утвержденными в установленном порядке территориальными комплексными схемами
охраны природы, в дальнейшем уточняются в схемах развития и размещения
производительных сил при разработке материалов, обосновывающих целесообразность
проектирования, строительства, реконструкции или расширения предприятий и
сооружений.
1.5. Схемы охраны природы составляются
для следующих основных объектов:
городов и крупных промышленных центров;
территориально-производственных
комплексов;
союзных и автономных республик, краев и
областей;
отдельных природных комплексов и
регионов.
1.6. Схемы охраны природы должны
содержать:
характеристику существующего состояния
природной среды с оценкой степени влияния на нее антропогенных воздействий с
определением источников вредных воздействий на человека и природную среду,
включая атмосферу, гидросферу, литосферу, флору и фауну;
данные
санитарно-эпидемиологической службы по оценке состояния здоровья населения,
проживающего на территориях, подверженных влиянию вредных выбросов и других
неблагоприятных воздействий;
данные о перспективах развития лесного,
сельского и водного хозяйства, минерально-сырьевой базы,
топливно-энергетической и обрабатывающей промышленности, энергетики,
транспорта, связи, строительства, а также формирования территориально-производственных
комплексов, промышленных районов и узлов, развития городов, поселков и сельских
населенных пунктов;
анализ сложившихся и создаваемых систем
разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки
минерального сырья, а также использования лесных, водных и естественных
биологических ресурсов;
прогноз возможных изменений состояния
природной среды и степени влияния на нее антропогенных воздействий с уточнением
характеристик источников вредных воздействий на человека и природную среду и
данных о предполагаемых изменениях в состоянии здоровья населения;
варианты комплексных мероприятий по
охране природы и здоровья людей, предупреждению загрязнения и деградации
окружающей природной среды, эффективному использованию природных ресурсов;
технико-экономическое сравнение
предлагаемых вариантов и выбор оптимального комплекса мероприятий по
социальным, экономическим и экологическим показателям с выделением
первоочередных работ, обеспечивающих решение наиболее важных проблем;
предложения к проектам планов, а также к
программам развития отдельных регионов и территориально-производственных
комплексов.
1.7. Предложения к проектам планов должны
содержать материалы с необходимыми расчетами, обосновывающими целесообразность
проектирования, строительства, реконструкции или расширения природоохранных
объектов, предприятий и сооружений в первом пятилетии и в первые два-три года
второго пятилетия, а также расчетную стоимость строительства (реконструкции,
расширения) и другие основные технико-экономические показатели.
1.8. Схемы охраны природы составляются на
15-летний период (по пятилетиям) с разбивкой основных показателей на первое
пятилетие по годам и на последующие пятилетия - по последним годам пятилеток
(по капитальным вложениям - на пятилетие в целом). При необходимости в схемы
могут вноситься уточнения и дополнения.
Основные показатели устанавливаются
заказчиками и включаются в задания на составление схем.
Основные показатели должны
соответствовать показателям, устанавливаемым в государственных планах
экономического и социального развития СССР по разделу "Охрана окружающей
среды и рациональное использование природных ресурсов" (снижение объема
сброса загрязненных сточных вод - в млн. куб. метров; снижение общего количества
вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, - в тыс. тонн; рекультивация земель
- в га; защита лесов от вредителей и болезней
биологическим методом - в тыс. га; организация заповедников - в единицах/тыс.
га; извлечение сопутствующих компонентов из перерабатываемого минерального
сырья - в процентах и др.).
1.9. Настоящие Методические указания
применяются при составлении схем охраны природы в 1982 - 1985 годах.
2. Методические
основы составления
территориальных комплексных схем охраны природы
2.1. Разработка природоохранных
мероприятий и решение вопросов комплексного и рационального использования
природных ресурсов должны входить составной частью в работу министерств,
ведомств и Советов Министров союзных республик по составлению схем развития и
размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем
развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным
республикам.
2.2. Схемы охраны природы, составляемые в
соответствии с настоящими Указаниями, предназначаются в первую очередь для
сложившихся объектов, расположенных на территории, уже подверженной
значительному загрязнению или неблагоприятным воздействиям.
2.3. Основной целью
разработки схем охраны природы является исключение и предупреждение вредного
влияния загрязнения и деградации природной среды на здоровье населения,
оптимизация свойств природной среды с учетом ее воздействия на
жизнедеятельность человека, основанная на рациональной эксплуатации
естественных ресурсов, их охране, расширенном воспроизводстве, а также защите и
сохранении генофонда и эталонов живой и неживой природы.
2.4. При составлении
схем охраны природы должен быть обеспечен учет синергического воздействия на
природную среду различных факторов и осуществлен комплексный подход к разработке
природоохранных мероприятий, включающих в себя взаимоувязанные работы,
направленные на исключение и предупреждение отрицательного влияния
антропогенных воздействий, на повышение надежности мелиорации и освоения
территорий, а также снижение интенсивности износа основных производственных и
непроизводственных фондов.
2.5. Одной из основных
задач при составлении схем охраны природы является определение путей
использования достижений научно-технического прогресса при составлении
природоохранных мероприятий и установлении рационального использования
природных ресурсов с учетом не только имеющихся новых технических решений, но
также ожидаемых в ближайшие 15 - 20 лет (на базе Комплексной программы
научно-технического прогресса, разрабатываемой Академией наук СССР, ГКНТ и
Госстроем СССР).
2.6. При разработке
схем охраны природы должны учитываться требования обеспечения наибольшего
соответствия производственной структуры территориально-производственных
комплексов (городов, крупных промышленных центров и отдельных регионов)
условиям природной среды и оптимальным для данного периода условиям
жизнедеятельности населения с учетом характерных для этого района стихийных
процессов (землетрясений, вулканической активности, тектонических разломов,
наводнений, оползней, эрозии, обвалов, просадок, опускания суши, лавин, селей,
пучений, разжижений грунтов).
2.7. При проработке
вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов
следует руководствоваться соответствующими методическими указаниями и
материалами министерств и ведомств СССР, на которые возложены функция контроля
за состоянием природной среды и, в частности, по вопросам охраны атмосферы, -
указаниями Госкомгидромета, гидросферы - Госкомгидромета, Минводхоза СССР и Мингео
СССР, земли, флоры и фауны - Минсельхоза СССР, Госкомгидромета,
Гослесхоза СССР и Минрыбхоза СССР и по
вопросам охраны недр - Госгортехнадзора СССР.
2.8. При разработке природоохранных
мероприятий следует учитывать социальные, экономические и экологические
аспекты, а при сопоставлении и выборе вариантов строительства различных
предприятий и сооружений руководствоваться Инструкцией по определению
экономической эффективности капитальных вложений в строительстве, утвержденной
Постановлением Госстроя СССР от 31 мая 1971 г. N 50.
2.9. Правовой основой составления схем
охраны природа является законодательство Союза ССР и союзных республик по
вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов, а
нормативной базой - комплекс общетехнических и природоохранных государственных
стандартов, строительные нормы и правила и прогрессивные технико-экономические
нормы и нормативы.
2.10. При установлении источников вредных
воздействий на человека и природную среду должны использоваться: обобщенные
материалы инвентаризации источников выбросов вредных веществ и производственных
отходов по территориям союзных и автономных республик, краев, областей и по
отраслям народного хозяйства (а по водным ресурсам - также по бассейнам рек) Госкомгидромета, Минводхоза СССР и Госснаба СССР; отчетные
статистические данные предприятий об использовании воды и охране воздушного
бассейна - формы ЦСУ СССР N 2-ТП (водхоз) и N 2-ТП
(воздух); данные санитарно-эпидемиологической службы по оценке состояния
здоровья населения.
2.11. Определение степени загрязнения окружающей
среды должно производиться путем сравнения данных государственной системы
наблюдений и контроля за окружающей природной средой с
установленными нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в
атмосферном воздухе, почве и водоемах.
3. Порядок
составления, рассмотрения
и утверждения схем охраны природы
3.1. Схемы охраны природы составляются в
соответствии с утвержденными министерствами и ведомствами СССР и Советами
Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР планами работ по
составлению схем и других материалов, выполняемых за счет государственного
бюджета.
3.2. Функции заказчика по составлению
схем охраны природа осуществляются:
министерствами и ведомствами СССР - по
городам и крупным промышленным центрам, природная среда которых загрязняется
преимущественно предприятиями данного министерства и ведомства СССР, а также по
территориально-производственным комплексам (в соответствии с подчиненностью
головного предприятия) согласно перечням, утвержденным Госпланом СССР и Госкомгидрометом;
Советами Министров союзных республик - по
территории союзной республики, территориям автономных республик, краев и
областей, по отдельным природным комплексам, а также по крупным городам и
промышленным центрам, природная среда которых загрязняется предприятиями
нескольких министерств и ведомств;
Госкомгидрометом - по отдельным регионам, расположенным на территории двух или
нескольких союзных республик.
3.3. Схемы охраны
природы для союзной республики, а также для автономных республик, краев и
областей, входящих в состав экономического района, разрабатываются в составе
схем развития и размещения производительных сил союзной республики или
экономического района как один из их разделов в порядке, установленном
Методическими указаниями о составе, порядке разработки, согласования,
утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства
и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных
сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденными
Постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.
3.4. Схемы охраны природы отдельных
регионов, расположенных на территории двух или нескольких союзных республик,
составляются Госкомгидрометом по программе работ,
утверждаемой по согласованию с Госстроем СССР.
3.5. Схемы охраны природы
территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и городов
разрабатываются как разделы соответственно программы развития
территориально-производственного комплекса, схемы генерального плана
промышленного узла и схемы генерального плана города.
3.6. Для отдельных
природных комплексов, а также для сложившихся объектов, территории которых
подвержены значительному загрязнению или неблагоприятным воздействиям и для
которых природоохранные мероприятия не разрабатывались в виде раздела,
входящего в состав схем и программ, указанных в пунктах 3.3 и 3.5 настоящих
Методических указаний, схемы охраны природы разрабатываются в соответствии с
настоящими Методическими указаниями и прилагаемой примерной структурой
территориальных комплексных схем охраны природы.
3.7. Заказчики схем охраны природы
определяют головных разработчиков схем, как правило, из числа подведомственных
им научно-исследовательских и проектных организаций.
При необходимости заказчики могут
привлекать в качестве головных разработчиков схем организации других министерств
и ведомств (по согласованию с ними), в частности, при разработке схем охраны
природы городов, крупных промышленных центров и территориально-производственных
комплексов - проектные институты, которые разрабатывали для этих объектов
проекты планировки и застройки.
3.8. Заказчики обеспечивают выдачу
головным разработчикам заданий на разработку схем охраны природы. Головные
разработчики по согласованию с заказчиками указанных схем могут привлекать в
случае необходимости для выполнения субподрядных работ научно-исследовательские
и проектные организации следующих министерств и ведомств, на которые возложено
решение специальных задач:
Минводхоза СССР - по организации
рационального использования вод, охране их от загрязнения, засорения и
истощения, повышения эффективности мелиоративных систем и проведению работ по рассолению засоленных земель;
Минхиммаша - по разработке систем газоочистки и пылеулавливания, а также систем
улавливания ценных продуктов из промышленных выбросов, разработке проектов
газоочистных сооружений и созданию более совершенного оборудования и аппаратуры
для защиты атмосферного воздуха от загрязнений промышленными выбросами;
Минсельхоза СССР - по организации охраны,
рационального использования и рекультивации земель, правильному применению в
сельском хозяйстве ядохимикатов, развитию и широкому применению биологических
средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур и
насаждений, выполнению комплекса противоэрозионных мероприятий, сохранению и
обогащению полезной флоры и фауны, заповедному делу и охотничьему хозяйству;
Минрыбхоза СССР - по решению вопросов,
связанных со снижением отрицательного воздействия антропогенных факторов на
состояние рыбных ресурсов, установлением величины ущерба от их влияния, а также
с характером и объемами мероприятий по компенсации ущерба;
Гослесхоза СССР - по обеспечению рационального использования лесных ресурсов,
воспроизводству и повышению продуктивности лесов, защите лесов от вредных
насекомых и болезней, организации охраны лесов от пожаров и самовольных порубок
и других действий, причиняющих ущерб лесному хозяйству;
Госстроя СССР, Госгражданстроя,
госстроев союзных республик и исполкомов местных
Советов народных депутатов - по вопросам охраны окружающей среды,
предусмотренным в проектах районной планировки, проектах планировки и застройки
городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также в схемах генеральных
планов промышленных узлов;
министерств и ведомств, осуществляющих
добычу и переработку полезных ископаемых и нерудных материалов, - по охране
недр и рациональному использованию минеральных ресурсов, предотвращению
вредного влияния при добыче и обогащении полезных ископаемых и сырья;
министерств и
ведомств основных отраслей промышленности, энергетики, транспорта, связи и
строительства - по снижению на подведомственных предприятиях производственных и
иных выбросов в окружающую среду, организации захоронения вредных отходов,
разработке природоохранных мероприятий, внедрению малоотходных и безотходных
технологических процессов, а также систем оборотного и повторного использования
воды и сточных вод, оснащению всех источников вредных выбросов очистным
оборудованием;
министерств коммунального хозяйства
союзных республик - по решению вопросов захоронения, утилизации и уничтожения
коммунальных жидких и твердых отходов и бытового мусора.
3.9. Головные разработчики составляют
совместно с организациями-соисполнителями программу работ и координационный
план по разработке схем охраны природы с учетом особенностей природных,
территориальных и производственных условий района и осуществляют
непосредственное организационное и методическое руководство деятельностью
соисполнителей.
3.10. Схемы охраны природы
согласовываются головными разработчиками с соответствующими органами
государственного надзора и другими заинтересованными министерствами и
ведомствами СССР и союзных республик, и утверждаются заказчиками схем.
3.11. Схемы охраны природы отдельных
регионов, расположенных на территории двух или нескольких союзных республик, по
представлению Госкомгидромета рассматриваются и
утверждаются Госпланом СССР по согласованию с Госстроем СССР.
3.12. Материалы схем охраны природы
представляются заказчикам головными разработчиками этих схем в следующем
объеме:
расчетно-пояснительная записка (в
сброшюрованном виде, с оглавлением входящих в нее разделов) - в четырех
экземплярах.
К расчетно-пояснительной записке
прилагаются фотокопии графических материалов;
графические материалы (карты, схемы,
чертежи), пригодные для тиражирования - в одном экземпляре;
основные положения схемы (основная
концепция, задачи схемы, перечень природоохранных мероприятий, фотокопии
основных графических материалов) - в четырех экземплярах.
Экземпляр расчетно-пояснительной записки
и рабочие материалы хранятся в организации, являющейся головным разработчиком
схемы.
3.13. Расчетно-пояснительная записка и
графические материалы должны иметь подписи директора (главного инженера)
организации, руководителя и ответственных исполнителей схемы или ее разделов.
3.14. После утверждения схем охраны
природы заказчики обеспечивают тиражирование основных положений схем и передают
их в 3-месячный срок всем заинтересованным организациям, министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, госпланам
и госстроям соответствующих союзных республик, а
также исполкомам местных Советов народных депутатов, для территории которых
составлена схема охраны природы.
Копии разделов комплексных и
первоочередных мероприятий по охране природы передаются тем министерствам и
ведомствам, чьи предприятия определены в схемах охраны природы как источники
вредных воздействий на природные ресурсы и окружающую среду.
Приложение
к Методическим указаниям
по составлению территориальных
комплексных схем охраны природы
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
I. Общая характеристика объекта.
II. Существующее состояние природной
среды.
1. Характеристика современного состояния:
атмосферы;
гидросферы;
литосферы;
флоры;
фауны.
2. Степень, характер и объем антропогенных
воздействий.
III. Социальное и экономическое состояние
и развитие объекта.
IV. Социально-экономические и
экологические последствия воздействий на природную среду:
оценка влияния загрязнения природной
среды на состояние здоровья населения;
экологические последствия;
экономический ущерб, причиняемый
народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды.
V. Прогнозы:
степени, характера и объема антропогенных
воздействий;
состояния окружающей среды;
социально-экономических и экологических
последствий.
VI. Комплексные мероприятия по охране
природы и рациональному использованию природных ресурсов:
промышленности;
энергетики;
транспорта и связи;
сельского хозяйства;
строительства;
коммунального хозяйства;
лесного и водного хозяйства.
VII. Первоочередные мероприятия и
предложения к планам экономического и социального развития, а также к
программам развития отдельных регионов и территориально-производственных
комплексов.