Утверждены
Приказом
Министерства гражданской авиации
и Министерства связи СССР
от 27 декабря 1982 г. N 206/457
ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗКИ ПОЧТЫ ПО ВОЗДУШНЫМ ЛИНИЯМ СОЮЗА ССР
(с изм. и доп., внесенными Приказом МГА
СССР N 111,
Минсвязи СССР N 173 от 29.05.1984)
Сфера применения
Правил
§ 1. Настоящие Правила регламентируют
порядок перевозки почты гражданскими воздушными судами по внутренним и
международным воздушным линиям СССР и обязательны для авиапредприятий, управлений
гражданской авиации, предприятий Министерства связи СССР, министерств связи союзных республик и производственно-технических
управлений связи.
§ 2. Воздушная перевозка почты
осуществляется только авиапредприятиями Министерства гражданской авиации.
Другие предприятия, организации и
учреждения, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозку почты лишь для
обеспечения своих нужд. Действие настоящих Правил на такие перевозки не
распространяется.
Международная перевозка почты может
осуществляться также и иностранными воздушными судами.
Перевозка почты на воздушных судах,
выполняющих грузовые рейсы, а также рейсы по заказу организаций, не входящих в
систему Министерства гражданской авиации, осуществляется в объемах,
согласованных предприятием связи с перевозчиком.
§ 3. Права, обязанности
и ответственность авиапредприятий и предприятий системы Министерства связи СССР
при перевозке почты определяются Воздушным кодексом Союза ССР, Уставом связи
Союза ССР, настоящими Правилами и договорами, заключаемыми ежегодно
управлениями гражданской авиации или авиапредприятиями с министерствами связи
союзных республик или производственно-техническими управлениями связи на основе
Типового договора, утвержденного Управлением организации перевозок Министерства
гражданской авиации и Главным управлением почтовой связи Министерства
связи СССР.
§ 4. По договору воздушной перевозки
почты авиапредприятия обязуются принять, своевременно и в сохранности доставить
вверенную им почту в пункты назначения и выдать предприятиям связи, а
предприятия связи обязуются оплатить перевозку почты в установленном порядке и
принять ее в пункте назначения.
Договоры воздушной перевозки почты
оформляются в порядке и на сроки, установленные действующим законодательством
Союза ССР и союзных республик и настоящими Правилами.
Почтовые помещения
§ 5. В аэропортах предприятиям связи
предоставляются в аренду специальные помещения:
а) для обработки и хранения почты;
б) для размещения отделений перевозки
почты. Помещения для этих отделений предоставляются с внутрипортовыми
подъездными путями, сортировочными площадками, необходимыми для обработки
почты;
в) для обслуживания пассажиров почтовой,
телеграфной и телефонной связью;
г) для размещения киосков "Союзпечати".
Оплата за аренду помещений осуществляется
в размерах, установленных действующим законодательством.
Планы авиапочтовых
перевозок и гарантированные нормы
почтовой загрузки воздушных судов
§ 10. Министерство связи СССР ежегодно до
20 мая представляет в Министерство гражданской авиации
предварительный планируемый годовой объем перевозки почты в тоннах с разбивкой
по кварталам в целом по МГА, а до 15 октября министерства связи союзных
республик и ПТУС сообщают проекты планов в соответствующие управления
гражданской авиации (авиапредприятия).
Предприятия или управления связи ежегодно
до 1 мая года, предшествующего планируемому,
представляют в соответствующие авиапредприятия или управления гражданской
авиации заявки на перевозку почты вертолетами. Согласованные объемы включаются
в договоры.
§ 11. Воздушная перевозка почты
осуществляется:
- по договорам между управлениями
гражданской авиации, авиапредприятиями и министерствами связи союзных
республик, производственно-техническими управлениями связи, предприятиями
связи;
- по разовым заявкам.
§ 12. В договорах воздушной перевозки
почты должны предусматриваться плановые объемы перевозок на год по каждому
аэропорту с поквартальной разбивкой.
Ежемесячный объем перевозок определяется
гарантированными нормами почтовой загрузки. Гарантированными нормами почтовой
загрузки считаются лимиты (ежемесячные заявки) предприятий связи, согласованные
с авиапредприятиями.
Объемы перевозки почты по дням недели
уточняются ежемесячными заявками предприятий связи по каждому рейсу и
согласовываются с авиапредприятиями. При согласовании заявок авиапредприятия
должны учитывать необходимость своевременной отправки периодических изданий и
ежедневной отправки мешков с международными и страховыми почтовыми
отправлениями и авиапосылок.
Мешки с правительственными почтовыми
отправлениями и письменной корреспонденцией должны отправляться всеми
воздушными судами, но не более трех раз в сутки в одном направлении.
§ 13. По разовым заявкам почта
принимается к перевозке авиапредприятиями при наличии транспортных
возможностей.
§ 14. Почта должна перевозиться в
соответствии с заявками предприятий (управлений) связи по согласованным
гарантированным нормам загрузки на каждый рейс по типам самолетов.
§ 18. Гарантированные нормы почтовой
загрузки определяются как на начальные, так и на проходящие рейсы в пределах,
предусмотренных настоящими Правилами.
Гарантированные нормы почтовой загрузки
на проходящих рейсах устанавливаются в пределах норм, предусмотренных для
перевозки почты из начального аэропорта для такого рейса. В этих случаях
промежуточные аэропорты обязаны предварительно согласовывать с начальным
аэропортом норму загрузки, которую будет обеспечивать предприятие связи на этом
рейсе. Предприятия связи промежуточных аэропортов должны контролировать
соблюдение гарантированных норм загрузки рейса почтой.
Прием, оформление,
перевозка и сдача почты
§ 20. Предприятия связи обязаны
предъявить, а авиапредприятия принять почту к воздушной перевозке в сроки,
установленные в договорах.
§ 31. Разрешается принимать к отправке
воздушными судами без упаковки в мешки (в том числе и принятые к пересылке
комбинированным способом) авиапосылки, упакованные в
строгом соответствии с Почтовыми правилами.
§ 34. Запрещается предприятиям связи
сдавать, а авиапредприятиям принимать к воздушной перевозке:
а) авиапосылки
с телевизионными трубками (более четырех в один адрес), авиапосылки
с пчелами от частных лиц;
б) почту в неисправном, поврежденном и
промасленном состоянии;
в) почту без адресных ярлыков;
г) почту, не соответствующую данным,
указанным в накладных, или не включенную в сопроводительные документы;
д) авиапосылки
со скоропортящимся вложением в отдаленные пункты. Список пунктов, куда запрещен
прием авиапосылок со скоропортящимся вложением,
утверждается Главным управлением почтовой связи Министерства связи СССР;
е) авиапосылки
ценностью свыше 100 руб., не заделанные в страховые мешки, кроме авиапосылок с отметкой "Осторожно".
Авиапосылки ценностью свыше 100 руб. с отметкой "Осторожно" могут
пересылаться только в пункты, не имеющие регулярных наземных сообщений. На
рейсе количество таких авиапосылок не должно
превышать 10 штук;
ж) авиапосылки
граждан, пересылаемые открыто, не обшитые материалом,
за исключением посылок, указанных в § 31, пп. "а
- д", настоящих Правил.
§ 35. Категорически запрещается в
почтовых отправлениях пересылать радиоактивные вещества, а также вещества,
легко переходящие в жидкое состояние, взрывчатые и легковоспламеняющиеся
предметы, ртуть и приборы, ртуть содержащие, яды, кислоты и другие едкие и опасные
вещества.
§ 36. Международная почта, направляемая
за границу или из-за границы, должна сдаваться к воздушной перевозке
оформленной в соответствии с положениями Устава связи Союза ССР, Всемирной
почтовой конвенции, Соглашения о почтовых посылках Всемирного почтового союза,
а также двусторонних соглашений, заключенных Министерством связи СССР с
почтовыми администрациями других стран.
Порядок оформления, приема, сдачи и
перевозки международной почты изложен в § 119 - 132 настоящих Правил.
§ 37. Сдача почты оформляется почтовыми
накладными, установленными Почтовыми правилами.
Почтовые накладные заполняются и
подписываются работниками связи, ответственными за сдачу почты, и скрепляются
оттисками календарного штемпеля предприятия связи.
Запрещается: 1. Авиапредприятиям
принимать, а предприятиям связи сдавать почту по накладным неустановленной
формы.
2. Работникам авиапредприятий вносить
какие-либо изменения в почтовые накладные.
Исправления и изменения в почтовых
накладных могут быть внесены только в исключительных случаях работниками связи,
что должно быть отмечено на всех экземплярах накладных и заверено оттисками
календарного штемпеля предприятия связи.
§ 38. На почту, отправляемую воздушным
транспортом, предприятия связи составляют:
а) отдельные накладные - на группы
почтовых отправлений или вещей в соответствии с Почтовыми правилами;
б) перечни - на периодические издания,
экспедируемые предприятиями связи;
в) общие накладные - на почту,
отправляемую в каждый пункт посадки воздушного судна;
г) рейсовые накладные - на всю почту,
сдаваемую для отправки на каждый рейс воздушного судна.
§ 44. Почтовые документы (два экземпляра
общей накладной вместе с первыми экземплярами приписанных к ней отдельных
накладных и перечней) вкладываются в специальные конверты отдельно для каждого
пункта посадки воздушного судна (приложение 5 - не приводится). Отдельные
накладные на страховую почту вкладываются в конверт сверху общей накладной. На
конверте с левой стороны указываются: аэропорт назначения почты, номер рейса и
воздушного судна, наименование предприятия связи, отправляющего почту, и
количество накладных, перечней, вложенных в конверт.
На конверте с правой стороны указываются:
количество почтовых отправлений и вещей по видам, итог и общая масса почты.
Сведения, указанные на конверте, подписываются работником связи и заверяются
оттиском календарного штемпеля.
Ответственность за полное и правильное
вложение в конверт общих и отдельных накладных возлагается на предприятие
связи, отправляющее почту, а за сохранность при транспортировке и сдачу в
пункте назначения конверта с документами - на авиапредприятие.
При сдаче почты предприятием связи
авиапредприятию в первую очередь выдается рейсовая накладная и конверты с
общими накладными.
§ 47. Почта считается принятой к
перевозке с момента, когда работник авиапредприятия принял почту от работника
предприятия связи и выдал экземпляр накладной с распиской, заверенный личным
штампом работника авиапредприятия или штампом авиапредприятия, в приеме почты с
указанием прописью количества принятых отправлений и вещей, времени приема,
должности и фамилии принявшего.
§ 48. Принятая к перевозке почта
записывается работниками авиапредприятия в почтово-грузовую ведомость
воздушного судна с указанием аэропорта назначения или выгрузки почты,
количества мест и массы по видам: мешки с письменной корреспонденцией,
правительственными, международными и страховыми отправлениями, периодические
издания и посылки, в том числе посылки ценностью свыше 100 руб. с отметкой
"Осторожно".
При перевозке почты в контейнерах в
почтово-грузовую ведомость записываются номера контейнеров и их масса (брутто).
Почта, принятая от предприятия связи,
учитывается по массе (нетто), указанной в рейсовой и общих накладных
предприятия связи.
Работники аэропорта имеют право проверить
общую массу, а также массу отдельных групп почты.
§ 49. Доставка почты из предприятий
связи, находящихся на территории аэропортов, и
погрузка в воздушные суда, а также выгрузка почты из воздушных судов и доставка
в эти предприятия связи производится силами и средствами аэропортов.
В аэропортах, где отсутствуют предприятия
связи (обменные пункты), почта грузится в воздушные суда и разгружается из них
силами и средствами аэропортов, а доставляется от аэропортов до предприятий
связи вне аэропортов силами и средствами предприятий связи.
Сроки доставки и приема почты
устанавливаются предприятиями связи и авиапредприятиями в заключаемых
договорах.
§ 52. Погрузка почты на воздушное судно и
выгрузка из него осуществляются работниками аэропорта в присутствии
бортпроводника или одного из членов экипажа, ответственного за коммерческую
загрузку.
Бортпроводник или член экипажа, принявший
почту к перевозке, отвечает за ее сохранность, за исключением случаев, когда
почта перевозится в сопровождении работников предприятия связи.
После проверки почты по накладной
(страховой - поименно, а остальной - счетом мест) и просмотра исправности
упаковки бортпроводник (член экипажа) расписывается в почтово-грузовой
ведомости аэропорта и проставляет свой штамп.
Бортпроводник (член экипажа) принимает
(сдает) почту от работников аэропорта непосредственно у воздушного судна в
порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема-сдачи коммерческой
загрузки на борт воздушного судна гражданской авиации.
§ 53. На местных воздушных линиях
бортпроводник (член экипажа) принимает (сдает) почту у воздушного судна
непосредственно от работника предприятия связи.
§ 54. Почтовые отправления и вещи,
доставленные к воздушному судну без надлежащей маркировки, с поврежденной
упаковкой, нарушенными печатями (пломбами), оборванной перевязью, бортпроводник
к перевозке не принимает, о чем делается соответствующая отметка в накладных и
почтово-грузовой ведомости за подписью работника предприятия связи и
бортпроводника.
§ 55. В случае обнаружения в прибывшей
почте: несоответствия данных, указанных в почтово-грузовой ведомости или
накладных, фактическим; отсутствия документов; неисправной, поврежденной
упаковки, а также упаковки с доступом к вложению, с нарушением целостности
печатей (пломб) - составляется акт о неисправностях при перевозке за подписями
работника аэропорта, принявшего почту, и бортпроводника (члена экипажа),
сдавшего почту.
§ 56. Работник предприятия связи,
принимающий почту, должен расписаться на втором экземпляре общей накладной,
указав прописью количество принятых почтовых отправлений и вещей, заверить
расписку оттиском календарного штемпеля и возвратить этот экземпляр накладной
работнику авиапредприятия, сдавшему почту.
§ 57. При отсутствии в аэропорту
предприятия связи почта сдается на складе аэропорта работнику предприятия
связи. Предприятие связи в таких случаях обеспечивает явку своих представителей
в аэропорт для приема почты в сроки, установленные в договорах.
§ 58. Почта считается доставленной
предприятию связи с момента, когда работник предприятия связи принял почту от
работника авиапредприятия и выдал соответствующую расписку. Расписка выдается
работником предприятия связи немедленно после получения почты от работника
авиапредприятия.
В тех случаях, когда почта доставлена с
нарушениями порядка, установленного настоящими Правилами, расписка за принятую
почту выдается только после составления и подписания акта (межведомственного)
сторонами. Акт составляется работником предприятия связи.
§ 59. Почта, не сданная в пункте
назначения по вине авиапредприятия, досылается по назначению первым отлетающим
воздушным судном с оформлением ее отдельными от остальной почты документами.
В рейсовой накладной работником предприятия
связи делается отметка "Почта провезена. Досылается бесплатно". Для
предприятия связи такая почта досылается бесплатно, а для аэропорта - за счет
авиапредприятия, по вине которого произошло нарушение в доставке почты.
При отсутствии в ближайшее время рейса
указанная почта может быть отправлена в пункт назначения по железной дороге или
другими видами транспорта за счет авиапредприятия, допустившего нарушение в
доставке почты.
§ 60. Почта, принятая к перевозке от
предприятия связи и прибывшая в аэропорт назначения, регистрируется аэропортом
в книге учета количества отправленной и прибывшей почты.
Контейнерные
перевозки почты
§ 61. Перевозка почты может быть
организована в стандартных контейнерах предприятий Министерства гражданской
авиации и контейнерах предприятий Министерства связи СССР.
§ 62. Перевозка почты может
осуществляться в контейнерах Аэрофлота под пломбой предприятий связи.
При перевозке почты в контейнерах
Аэрофлота под пломбой предприятий связи погрузка и выгрузка почтовых
отправлений и вещей из контейнеров, составление накладных, адресных ярлыков,
пломбирование (опечатывание) осуществляются предприятиями связи.
§ 68. При перевозке почты в контейнерах
под пломбой предприятия связи прием-сдача контейнеров производится по их
количеству с проверкой исправности, наличия и сохранности пломб (печатей) и
проверкой соответствия номеров контейнеров и пломб с записями в
сопроводительной документации.
Ответственность за правильность сведений,
внесенных в сопроводительные документы, несет предприятие связи.
Перевозчику предоставляется право
проверять правильность этих сведений. Вскрытие контейнеров для проверки должно
осуществляться в присутствии работников связи и оформляться межведомственным
актом.
§ 69. Перевозчик несет ответственность за
целостность пломбы (печати) предприятия связи. Если контейнер поступил без
пломбы или с нарушенной пломбой (печатью), перевозчик обязан в присутствии
работников связи проверить соответствие прибывшей почты сведениям, указанным в
сопроводительной документации, состояние упаковки почты и оформить
межведомственный акт.
В случае утраты, недостачи, порчи или
повреждения почты, прибывшей в исправном контейнере с исправными пломбами
(печатями) предприятия связи, перевозчик ответственности не несет.
Ответственность
сторон за нарушение
Правил перевозки почты по воздушным линиям Союза
ССР
§ 77. В соответствии с Воздушным кодексом
Союза ССР авиапредприятие несет ответственность перед предприятиями связи за
утрату, повреждение и несвоевременную доставку почты в размерах ответственности
предприятий связи перед отправителями или адресатами, предусмотренных Уставом
связи Союза ССР, Уставом, Конвенцией и Соглашением о почтовых посылках
Всемирного почтового союза <*>.
--------------------------------
<*> См. ст. 102 Воздушного кодекса
Союза ССР.
Авиапредприятие несет ответственность за
сохранность и своевременность доставки почты с момента принятия ее от
предприятия связи - отправителя до момента сдачи и получения расписки
предприятия связи - получателя.
§ 78. Авиапредприятие освобождается от
ответственности за внутреннее состояние и содержание почтовых отправлений
(вещей), доставленных в неповрежденной упаковке с ненарушенными перевязями,
печатями (пломбами) предприятий связи (отправителя), если не будет доказано,
что скрытое повреждение, недостача части вложения почтовых отправлений (вещей)
возникли по вине авиапредприятия.
§ 79. Авиапредприятие освобождается от
ответственности, если докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение
почты произошли вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить
или устранение которых от него не зависело вследствие:
а) явлений стихийного характера;
б) особых свойств перевозимых предметов;
в) вины отправителя;
г) изъятия или конфискации в
установленном законом порядке;
д) сдачи почты к перевозке без указания в
перевозочном документе ее особых свойств, требующих специальных условий или мер
предосторожности.
§ 80. За нарушение настоящих Правил
авиапредприятия и предприятия связи несут ответственность в следующих размерах:
авиапредприятия:
а) за несвоевременное представление
расписания или несвоевременное уведомление об изменении расписания - штраф в
размере 2 руб. 50 коп. за
каждый просроченный день;
б) за несвоевременное уведомление
предприятий связи о вынужденной посадке воздушного судна с почтой в пунктах, не
предусмотренных расписанием, и дальнейшей задержке его вылета более суток -
штраф в размере 5 руб. за каждый случай. Несвоевременным считается уведомление,
сделанное позднее 30 минут с момента получения аэропортом сообщения о посадке
воздушного судна. Санкция не применяется, если авиапредприятие докажет, что
задержка информации произошла не по его вине;
в) за недоставку и сдачу не по назначению
всей или части почты в пунктах посадки воздушного судна - штраф в размере 5
руб. за каждое место, но не более 30 руб.;
г) за каждый случай отмены вылета или
опоздания прибытия в промежуточный и конечный пункты воздушного судна с
газетами на борту более чем на 3 часа по вине авиапредприятия - штраф в размере
20 руб.;
д) за каждый случай
отказа в приеме для отправки полной или части гарантированной нормы или
согласованного по отдельным заявкам и своевременно доставленного количества
почты, а также за снятие почты в пути - 5 руб. за каждый мешок или отдельную
упаковку, но не более 30 руб. Санкция не применяется, если почта была
отправлена другим самолетом, прибывшим в пункт назначения не позднее 3-х часов после прибытия рейсового самолета, с которым подлежала отправке
эта почта;
е) за нарушение установленных сроков
доставки почты с рейсовых воздушных судов в предприятие связи - штраф в размере
5 руб. за каждый случай;
ж) за задержку в отправке почты по вине
авиапредприятия в пунктах ее перегрузки более суток или несообщении об этом
предприятиям связи - штраф в размере 5 руб. за каждый случай;
з) за несвоевременную подачу транспорта к
предприятию связи в согласованные сроки под погрузку почты - штраф в размере 5
руб. за каждый случай;
и) за доставку отдельных мест почты в
неисправной, поврежденной, с доступом к вложению упаковке - штраф в размере 1
руб. за каждое неисправное место;
к) за сдачу страховой почты без
документов или при несоответствии ее документам - штраф в размере 5 руб. за
каждый случай;
предприятия связи:
а) за несвоевременное представление
ежемесячных лимитов (заявок) - штраф в размере 2 руб. 50 коп.
за каждый просроченный день против установленного в
договоре срока;
б) за каждый случай задержки вылета
воздушного судна против времени, указанного в расписании, на 1 час и более по
вине предприятия связи - штраф в размере 20 руб. Санкция не применяется в
случае задержки вылета воздушного судна по причине поздней доставки газет
издательствами;
в) за несоответствие массы почты,
указанной в документах, фактической - штраф в размере 20 руб. за каждый случай;
г) за простой транспорта авиапредприятия
в предприятии связи свыше согласованного времени для погрузки или разгрузки
почты - штраф в размере 5 руб. за каждый случай.
Межведомственный
акт
§ 81. Все случаи нарушения настоящих
Правил и заключенных на их основе договоров воздушной перевозки почты
оформляются межведомственными актами. Межведомственные акты составляются
одновременно с приемом-выдачей почты.
Факты, изложенные в этих актах, подлежат
обязательной проверке той стороной, по вине которой произошли нарушения
настоящих Правил или договора. Каждая из сторон обязана оказывать другой
стороне содействие в проверке фактов нарушений (давать необходимые сведения,
представлять для ознакомления документы и т.д.).
Сторона, проводившая проверку по
межведомственному акту, обязана сообщить другой стороне о ее результатах.
§ 82. Межведомственный акт составляется в
четырех экземплярах: два экземпляра - для предприятия связи, два - для
авиапредприятия. Все экземпляры акта подписываются, заверяются сторонами и
имеют равную правовую силу. В акте должны быть указаны все известные на момент
составления акта сведения, позволяющие сделать правильное заключение о причинах
и факте нарушения договора перевозки.
Акт подписывается двумя уполномоченными
работниками предприятия связи и авиапредприятия, должности которых определены в
договорах. Подписи заверяются календарными штемпелями предприятия связи и
личным штампом работника аэропорта или штампом службы организации перевозок.
Уполномоченный работник авиапредприятия
или предприятия связи, не согласный с содержанием акта, обязан подписать
межведомственный акт с оговоркой о несогласии и приобщить свое мнение к нему.
Отказываться от подписания акта этим работникам запрещается.
Акты передаются сторонами немедленно
после подписания.
§ 83. Межведомственные акты утверждаются
начальником авиапредприятия и начальником предприятия связи и должны быть
заверены печатями предприятия связи и авиапредприятия.
§ 84. Начальник предприятия связи или
авиапредприятия, отказавшийся утвердить межведомственный акт, обязан в
пятидневный срок со дня составления акта передать другой стороне письменное
возражение.
§ 85. Межведомственный акт, не
утвержденный одной из сторон в течение десяти дней со дня его составления,
считается спорным. По одному экземпляру спорного акта направляется сторонами в
свои вышестоящие организации для принятия согласованного решения. Одновременно
предъявляется претензия (а в случае неудовлетворения претензии - иск) с
приложением другого экземпляра акта в порядке, предусмотренном § 89 - 99.
§ 86. В случае подписания
межведомственного акта с оговоркой начальник авиапредприятия и начальник
предприятия связи должны рассмотреть возникшие разногласия и принять по ним
решение.
§ 87. Межведомственные акты составляются
для удостоверения следующих обстоятельств:
а) невыполнения сторонами установленных
гарантированных норм загрузки воздушных судов;
б) задержки предприятием связи выдачи
почты для погрузки в воздушное судно;
в) отмены или задержки вылета воздушных
судов из начальных пунктов, прекращения начатого рейса, длительных задержек и
вынужденных посадок в пути, которые вызывают замедление продвижения почты. В
таких случаях один экземпляр межведомственного акта передается, а из
промежуточных аэропортов направляется в аэропорт отправления для учета при
расчетах за перевозку почты;
г) обнаружения недостачи почтового
отправления или вещи при приеме прибывшей с воздушными судами почты;
д) установления при приеме почты
повреждения или неисправности упаковки почтового отправления.
При повреждении упаковки, перевязей или
печатей (пломб) мешков, посылок, контейнеров почтовые отправления и вещи
взвешиваются для сличения фактической массы с массой, указанной на ярлыке и в
документах. Для проверки вложения почтовые отправления вскрываются работниками
предприятия связи в присутствии представителя аэропорта. В этих случаях
составляется также акт (ведомственный Министерства связи СССР) за подписями
работников предприятия связи и авиапредприятия, участвующих при вскрытии
почтового отправления или вещи.
При составлении акта подробно
характеризуется наружное состояние почтового отправления или вещи, указывается
масса отправления (вещи) по документам и фактическая, внутреннее содержание
(раздельно перечисляется каждый предмет, его состояние, размер, масса, а также
общая масса вложения мешка, вещи, масса тары и т.д.).
Подлинный экземпляр акта вкладывается во внутрь мешка, а при открытой
пересылке почтового отправления направляется с документами, к которым приписано
данное почтовое отправление;
е) получения почты без сопроводительных
документов или документов без почты. При получении почты без документов, кроме
межведомственного акта, составляются почтовые накладные в трех экземплярах с
отметкой на них "Почта получена без документов, составлен акт".
Один экземпляр накладной и экземпляр акта
остаются на предприятии связи, получившем почту, второй экземпляр накладной с
распиской работника связи и два экземпляра акта выдаются представителю
аэропорта (члену экипажа), третий экземпляр накладной и один экземпляр акта
направляются предприятию связи, отправившему почту.
Предприятие связи, составившее акт,
немедленно направляет на предприятие связи места загрузки воздушного судна
телеграмму, в которой указывается количество полученных без документов посылок
и мешков по видам почты;
ж) подтверждения факта засылки почты не
по месту назначения;
з) несоответствия фактической массы почты
и массы, указанной в почтовых документах. В этом случае акт служит основанием
для расчетов за фактически отправленную почту. По одному экземпляру акта,
составленного авиапредприятием, направляется в аэропорт и предприятие связи
отправления почты;
и) удостоверения факта утраты почтового
отправления, установленного в результате возникновения жалобы. В этом случае
межведомственный акт составляется на основании собранного материала
предприятием связи и авиапредприятием, куда была адресована общая (рейсовая)
накладная.
§ 88. При несоответствии поступившей
почты (не страховой) документам (замена одного мешка другим или одной посылки
другой) после поименной проверки предприятие связи составляет акт
(ведомственный) и в месячный срок проводит с авиапредприятием проверку. В
случае установления вины авиапредприятия в месте, где составлен акт,
составляется еще и межведомственный акт.
Претензии и иски
§ 89. До предъявления авиапредприятию или
предприятию связи иска, вытекающего из договора воздушной перевозки почты,
обязательно предъявление письменной претензии.
§ 90. Претензия авиапредприятию и
предприятию связи может быть предъявлена не позднее 6-месячного срока с момента
наступления события по внутренним и международным воздушным линиям.
Претензия об уплате штрафа должна быть
предъявлена не позднее 45 дней.
§ 91. Претензии предъявляются по месту
составления межведомственного акта. В случаях полной утраты или уничтожения
почты и почтовых документов претензии предъявляются предприятием связи,
которому была адресована общая накладная на данное почтовое отправление.
При утрате почты в результате авиапроисшествий претензии предъявляются авиапредприятию по
месту происшествия.
§ 92. Претензии,
вытекающие из перевозок международной почты иностранными авиакомпаниями,
предъявляются иностранной почтовой службе в том случае, если прибывшая в
поврежденном виде почта сдается Аэрофлотом предприятию связи с соответствующей
отметкой о неисправности в накладной с подписями работника аэропорта и
представителя авиакомпании или с актом о повреждении (утере) груза с подписями
указанных выше лиц. При сдаче международной почты без отметки в
накладной или без акта о повреждении (утере) груза претензии предъявляются
Аэрофлоту.
§ 93. Документами, удостоверяющими право
на предъявление претензии об утрате, повреждении и несвоевременной доставке
почты, являются межведомственные акты.
В случае утраты почты и документов при
транспортировке основанием для предъявления претензии являются копии почтовых
накладных предприятия связи отправления, заверенные его гербовой печатью (в
международном сообщении заверяется календарным штемпелем).
§ 94. К претензии должны быть приложены
следующие документы:
1. В случае утраты и повреждения почтовых
отправлений:
копия межведомственного акта;
копии отдельной и общей накладных, а на
международную почту - копия накладных, при которых следовало почтовое
отправление или вещь, заверенные предприятием связи;
справка о размере
материальной ответственности предприятия связи перед клиентом (клиентами) в
соответствии с Уставом связи СССР и на основании выписки из квитанционной
тетради или дневника почтово-кассового аппарата предприятия связи, принявшего
почтовое отправление, а при утрате мешка (вещи) с вложением нескольких почтовых
отправлений размер определяется суммой, указанной в справках по каждому
отправлению.
2. В случае недостачи вложения почтового
отправления:
копия межведомственного акта;
акт о проверке представителями сторон
вложения данного отправления;
справка о размере
материальной ответственности предприятий связи перед клиентами на основании
выписок по каждому почтовому отправлению из квитанционных тетрадей или
дневника почтово-кассового аппарата предприятий связи, принявших почту.
3. По штрафным санкциям:
копия межведомственного акта;
копия письма или телеграммы о
несвоевременном уведомлении об изменении расписания.
Все прилагаемые к претензии документы
должны быть заверены гербовой печатью предприятия связи или гербовой печатью
авиапредприятия.
§ 95. Претензия, предъявленная без
приложения документов, указанных в § 94 настоящих Правил, возвращается
заявителю в десятидневный срок со дня ее получения вместе с приложенными
документами с указанием причин возвращения. Предъявление претензии без
надлежащих документов не прерывает срока, установленного для предъявления
претензий.
§ 96. Авиапредприятие и предприятие связи
обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о результатах
рассмотрения в течение трех месяцев со дня ее получения, а претензию об уплате
штрафа - в течение 45 дней.
В случае частичного удовлетворения или
отклонения претензии авиапредприятие и предприятие связи обязаны указать в
своем ответе основания, по которым ими принято такое решение, со ссылкой на
соответствующие параграфы настоящих Правил. Документы, направленные при
претензии, должны быть возвращены не позднее двухмесячного срока.
§ 97. Если претензия отклонена или ответ
не получен в срок, установленный в § 96 настоящих Правил, заинтересованная
сторона имеет право не позднее двух месяцев со дня получения ответа или со дня
истечения срока, установленного для ответа на претензию, предъявить иск в
арбитраж в соответствии с действующим законодательством.
§ 98. Споры по искам о возмещении
материального ущерба на сумму до 100 рублей разрешаются вышестоящими по
отношению к ответчику организациями в порядке подчиненности.
§ 99. Авиапредприятия и предприятия связи
обязаны взаимно предъявлять документы, необходимые для установления причин
нарушения настоящих Правил и договоров.
Перевозка почты с
сопровождающими работниками связи
§ 115. Министерство связи СССР по
согласованию с Министерством гражданской авиации может устанавливать рейсы, на
которых почта перевозится в сопровождении работников связи.
В этом случае авиапредприятие не несет
материальную ответственность за утрату, порчу, недостачу почты, если
предприятие связи не докажет, что утрата, порча, недостача и повреждение
произошли по вине авиапредприятия.
§ 118. При перевозке почты с
сопровождающими работниками связи почта разгружается с прилетающих воздушных
судов, грузится на отлетающие воздушные суда и доставляется в предприятие
связи, а также из предприятия связи под наблюдением сопровождающих работников
связи.
Порядок приема,
сдачи, оформления и перевозки
международной почты по международным воздушным
линиям
§ 119. Настоящий
порядок приема, сдачи, оформления и перевозки международной почты разработан в
соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, Соглашения о почтовых
посылках, их регламентов, Воздушного кодекса Союза ССР, Таможенного кодекса
Союза ССР, Устава связи Союза ССР и распространяется на воздушные перевозки
почты, выполняемые воздушными судами Министерства гражданской авиации и
иностранных авиакомпаний, если законодательством СССР, союзных республик и
международными соглашениями не предусмотрено иное.
§ 120. Прием и отправка депеш при ввозе в
СССР и вывозе из СССР осуществляется в присутствии работников таможенных
учреждений в соответствии с Правилами таможенного контроля за
международными почтовыми отправлениями.
§ 121. Международная авиапочта
перевозится в мешках синего цвета либо в мешках с широкой синей полосой. На
мешках отчетливо обозначается латинским шрифтом "Postes"
(почта), учреждение международного почтового обмена или страна подачи. Мешки должны
быть в исправном состоянии, иметь на верхней стороне кромку, надлежащим образом
закрыты, опломбированы и снабжены адресными ярлыками.
§ 126. Сдача и перевозка авиапочты
оформляется накладными. Накладные составляются в пяти экземплярах для каждого
аэропорта посадки, в которых осуществляется выгрузка почты.
§ 128. Итоговые данные накладных вносятся
в составляемую в трех экземплярах рейсовую накладную отдельно для каждого
аэропорта выгрузки почты.
§ 130. В случаях получения неисправной
международной почты с воздушных судов иностранных авиакомпаний аэропорт
передает эту почту в учреждение международного почтового обмена с
соответствующей отметкой в накладных, заверенной подписями представителя
аэропорта и иностранной авиакомпании. При неполучении накладных почта
передается при акте о повреждении/утере груза с подписями указанных выше лиц,
на основании которого учреждение международного почтового обмена составляет
копии накладных на принятую почту и направляет запрос в иностранную почтовую
службу. Один экземпляр копии накладной с распиской передается в аэропорт.
Аналогичные факты нарушений, допущенные
при перевозке международной почты воздушными судами Аэрофлота, оформляются
межведомственными актами.
Контроль за выполнением настоящих Правил сторонами
§ 133. Авиапредприятия и предприятия
связи на местах не реже одного раза в квартал проводят совместные проверки
выполнения настоящих Правил.
После каждой проверки с привлечением
актива работников проводятся совместные совещания, на которых намечаются
конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков.
Контроль за выполнением намеченных мероприятий
осуществляется начальниками предприятий связи и авиапредприятий.
§ 134. Министерство гражданской авиации и
Министерство связи СССР ежегодно проводят по согласованному плану проверки
работы по организации перевозок почты по воздушным линиям Союза ССР и
осуществлению контроля на местах.
При совместных с работниками МГА
проверках организации перевозок почты представителям Главного управления
почтовой связи Министерства связи СССР, ведающим авиапочтовыми перевозками,
выдаются годовые служебные билеты литеры "Ц" (на предъявителя).
При совместных с
работниками управлений гражданской авиации проверках состояния организации
перевозок почты представителям управлений почтовой связи министерств связи
союзных республик, ведающим авиапочтовыми перевозками, выдаются готовые
служебные билеты литеры "У" (на предъявителя).