| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ СССР

 

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ

от 31 декабря 1982 г. N И-1-6

 

О РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕДОСТАЧАМИ

ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ ПРИ ПОСТАВКАХ

 

В целях обеспечения единообразного и правильного применения законодательства при рассмотрении споров по недостачам продукции и товаров при поставках, а также унификации ранее изданных по этим вопросам указаний Государственный арбитраж СССР предлагает органам арбитража руководствоваться следующими указаниями:

1. Арбитражам необходимо правильно и своевременно рассматривать споры, связанные с недостачами продукции и товаров <*> при поставках, выяснять причины и место образования недостач. В этих целях тщательно проводить подготовку материалов каждого дела к рассмотрению в заседании, требовать от сторон представления всех необходимых документов, в том числе и материалов служебных проверок, обязательность проведения которых отправителем (поставщиком) и получателем прямо предусмотрена Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.

--------------------------------

<*> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "продукция".

 

2. При рассмотрении споров по недостачам хлебных грузов арбитражам необходимо учитывать, что действующим законодательством установлена обязанность начальников станций и руководителей предприятий, принявших хлебные грузы, совместно рассматривать коммерческие акты на недостачу и излишки хлебных грузов, семян бобовых и масличных культур, комбикормов и отрубей.

При рассмотрении споров, связанных с недостачами этих грузов, арбитражи должны требовать от получателей представления материалов совместного со станциями железных дорог рассмотрения фактов несохранной перевозки хлебных грузов. Если будет установлено, что станции железных дорог и грузополучатели не выполнили этой обязанности, направлять сообщения их вышестоящим органам.

3. Принимать меры к тому, чтобы в заседаниях арбитража при рассмотрении споров по недостачам, как правило, участвовали руководители спорящих предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими ответственные представители, компетентные в вопросах отгрузки, транспортировки и приемки продукции.

В необходимых случаях запрашивать объяснения должностных лиц, принимавших участие в отгрузке и приемке продукции, или вызывать их в заседание арбитража. Такие объяснения должны оцениваться арбитражами наряду с другими доказательствами по делу.

4. При разрешении споров по недостачам обращать особое внимание на соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями действующих правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции. Тщательно анализировать обстоятельства, имеющие важное значение для выявления причин и места образования недостачи продукции и установления виновных в этом лиц, в частности:

а) соблюдение отправителями (поставщиками) предусмотренных Правилами перевозок грузов мер к обеспечению сохранности отгружаемой продукции, наличие в транспортных документах отметки о недостатках тары, правильность заполнения сопроводительных документов (спецификаций, фактур, ярлыков, кипных карт и др.) и их соответствие требованиям стандартов, технических условий;

б) способ определения отправителями (поставщиками) веса груза при сдаче его органам транспорта; за чьим весом и пломбами (органа транспорта или отправителя) отправлен груз и за чьими пломбами прибыли вагоны (контейнеры) и другие перевозочные средства, в каких перевозочных средствах (опломбированных или неопломбированных) следовал груз и сопровождал ли его проводник отправителя или получателя; правильность оформления транспортных документов;

в) соблюдение правил перевозок грузов при перегрузке или перевалке груза в пути, время нахождения груза в пути и дата его прибытия;

г) когда и откуда (из транспортного средства или со склада органа транспорта) был выдан груз получателю; производилась ли выдача груза органом транспорта с проверкой веса, количества мест. Если выдача груза производилась без такой проверки, то имеется ли на накладной отметка, предусмотренная соответствующими транспортными уставами и кодексами. Составлялся ли в необходимых случаях коммерческий акт, наличие в акте всех необходимых данных;

д) соблюдение грузополучателем правил приемки продукции по количеству при получении. Когда и каким способом груз был доставлен на склад получателя; когда и кем составлен акт о недостаче, указаны ли в акте все необходимые реквизиты (даты отправки и прибытия груза, состояние пломб и описание оттисков на них, состояние тары и упаковки и другие обстоятельства).

5. Порядок приемки, предусмотренный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции по количеству. Если для данного вида продукции установлен иной порядок, чем упомянутый инструкцией, получатели обязаны приемку продукции по количеству производить в соответствии со стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки или иными обязательными для сторон правилами.

Арбитражам необходимо учитывать, что стороны не вправе изменять порядок приемки продукции по количеству, установленный нормативными актами. Вместе с тем стороны могут предусмотреть в договоре дополнительные условия, направленные на обеспечение сохранности продукции при поставках. Разногласия по этим условиям подлежат рассмотрению на общих основаниях.

6. Арбитражам следует тщательно проверять все имеющиеся в деле материалы. Если в результате проверки материалов дела будут выявлены нарушения правил отгрузки, транспортировки и приемки продукции, повлекшие за собой невозможность определить, где и по чьей вине образовалась недостача продукции, требования стороны, допустившей нарушения, о возложении ответственности за недостачу продукции на другую сторону удовлетворению не подлежат.

7. Действующее законодательство не предусматривает обязательного взвешивания крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом при отпуске потребителям и при перевозке. Вместе с тем конечный получатель таких товаров вправе при наличии достаточных оснований проверить на своем складе соответствие фактического веса товаров, указанному в стандартах, технических условиях. Такая проверка может быть произведена только с участием представителя отправителя (поставщика), инспектора соответствующей государственной инспекции по качеству или экспертом Бюро товарных экспертиз, представителя органа Госстандарта. Иски покупателей (получателей) к отправителям (поставщикам) о взыскании стоимости недостающей крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом, в обоснование которых представляются акты, составленные с участием представителя общественности предприятия-получателя или представителя другого предприятия, учреждения или организации, удовлетворению не подлежат.

При подтверждении недостачи товаров кроме стоимости недостачи, с отправителя (поставщика) подлежит взысканию предусмотренный п. 82 Положения о поставках товаров народного потребления штраф за нарушение стандартного веса.

8. В тех случаях, когда отправители (поставщики) в обоснование отсутствия своей вины в недостаче представляют в арбитраж акты контрольных или комиссионных отгрузок, составленные при отгрузке продукции (товаров) с участием представителей общественных и других организаций, арбитражи при рассмотрении споров должны оценивать такие акты в совокупности с другими представленными по делу доказательствами.

9. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству установлено, что в акте приемки должны указываться данные о состоянии пломб и оттисков на них. При оценке актов приемки арбитражам следует учитывать, что в них должны быть указаны те же сведения об оттисках на пломбах, которые предусмотрены в разделе "А" коммерческого акта.

10. Железная дорога, как это предусмотрено Уставом железных дорог Союза ССР, обязана по требованию грузополучателя в графе 6 накладной делать отметки о порядке выдачи груза. В практике имеют место случаи, когда грузополучатели при получении груза в порядке ст. ст. 65, 67 Устава железных дорог Союза ССР без проверки не требуют от органов транспорта проставления в транспортной накладной такой отметки, между тем в акте приемки, составленном в установленном порядке, указывается, что груз получен от железной дороги в исправном состоянии и за ненарушенными пломбами отправителя и дано их описание.

При разрешении споров, связанных с недостачами продукции, когда в накладной отсутствует надлежащая отметка о том, в каком состоянии получен груз от органов транспорта, нет оснований возлагать ответственность за недостачу на отправителя (поставщика), поскольку недостача могла произойти вследствие несохранной перевозки. Исключением могут быть только случаи, когда получателем установлена недостача внутри исправных тарных мест.

11. Удостоверение недостачи груза коммерческими актами может иметь место только тогда, когда органы транспорта в соответствии с действующими на транспорте правилами выдают получателю груз с проверкой веса, количества мест и состояния его и при обнаружении во время такой выдачи обстоятельств, являющихся основанием для выдачи коммерческого акта.

Если орган транспорта в нарушение действующих правил не выдает груз с проверкой веса, количества мест и его состояния или не выдает коммерческий акт, грузополучатель должен обжаловать такой отказ в установленном порядке, а приемку продукции произвести в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. В этом случае получатель должен представить доказательства обжалования неправильных действий органа транспорта и акт приемки по количеству, составленный в соответствии с указанной Инструкцией.

12. Если недостача груза удостоверяется коммерческими актами и дата составления коммерческого акта не совпадает с датой выдачи груза, то арбитражу для установления даты фактической выдачи груза следует запрашивать ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика, выписки из книг перевески и другие первичные документы, составленные на железной дороге.

13. Коммерческие акты и акты о несохранной перевозке составляются в подтверждение обстоятельств, которые могут служить основанием материальной ответственности за недостачу как органа транспорта, так и грузоотправителей и грузополучателей.

В тех случаях, когда в коммерческом акте или акте о несохранной перевозке точно определен размер недостачи продукции, арбитражи не вправе отказывать в иске к отправителю (поставщику) только по той причине, что грузополучателем не составлен акт приемки в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, если особыми условиями поставки не установлено иное.

14. Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству предусмотрено, что выборочная (частичная) проверка продукции с распространением результатов проверки на всю партию может быть установлена договором. Споры об установлении в договоре выборочной (частичной) проверки с распространением ее результатов на всю партию подлежат рассмотрению арбитражами.

При разрешении этих споров арбитражи должны устанавливать такое количество подлежащей проверке продукции, которое позволяло бы сделать обоснованный вывод о недостаче продукции во всей партии. При отсутствии оснований для установления выборочной (частичной) проверки количества продукции в требовании о включении в договор соответствующих условий должно быть отказано. В случае необходимости арбитраж может получить заключение от компетентных органов, в том числе научно-исследовательских институтов.

15. В соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству в качестве представителей общественности предприятия-получателя не должны выделяться материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей.

При возникновении сомнений или разногласий о том, является ли представитель общественности, выделенный предприятием-получателем для участия в приемке, материально ответственным лицом или лицом, связанным с учетом, хранением и отпуском материальных ценностей, арбитражу следует запрашивать должностные инструкции этого представителя и решение принимать с учетом этих материалов.

16. Учреждения или организации, осуществляющие в соответствии с положениями о них функции контроля за деятельностью других предприятий, учреждений и организаций, не должны выделять представителей для участия в приемке по количеству продукции, поступающей к подконтрольным предприятиям, учреждениям, организациям, в качестве другого предприятия (учреждения, организации).

Исключение могут составлять территориальные органы Госстандарта и другие органы, на которые возложено осуществление контроля за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по отдельным вопросам, а также специальные отраслевые инспекции министерств и ведомств.

17. Установленные нормы естественной убыли при перевозках могут применяться лишь в случаях, когда при приемке продукции выявляется фактическая недостача веса продукции.

Арбитражам необходимо иметь в виду, что не допускается покрытие недостачи целых мест и недостачи веса в отдельных поврежденных местах за счет нормы естественной убыли продукции, исчисленной от всего веса продукции. При проверке веса всей продукции норму естественной убыли следует исчислять от веса продукции в поврежденных местах отдельно от веса продукции в исправных местах.

Нормы точности взвешивания не включают в себя естественную убыль, которая должна применяться в соответствии с установленными для отдельных видов продукции нормами.

18. В случаях, когда недостача окажется выше нормы точности взвешивания (при отсутствии нормы естественной убыли для данного вида продукции), вся недостача, без исключения из нее указанной нормы, должна быть оформлена в установленном порядке.

Если для данного вида продукции установлена норма естественной убыли, то при обнаружении недостачи, превышающей норму точности взвешивания, из этой недостачи следует исключить норму естественной убыли. Когда после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая норму точности взвешивания, то она рассматривается как норма точности взвешивания.

Если же недостача будет превышать сумму нормы естественной убыли и нормы точности взвешивания, то из недостачи исключается только норма естественной убыли.

19. В тех случаях, когда поставщики (базы снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и оптово-розничных торговых организаций), переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), в соответствии с действующим законодательством обязаны были произвести приемку продукции по количеству внутри тарных мест, то срок исковой давности для иска получателя (покупателя) к изготовителю в связи с внутритарной недостачей продукции, переотправленной поставщиком, исчисляется с того дня, когда акт приемки должен быть составлен поставщиком.

Если в этом случае иск, вытекающий из внутритарной недостачи, предъявляется покупателем (получателем) к поставщику, то срок исковой давности исчисляется с того дня, когда в надлежащем порядке акт, устанавливающий недостачу продукции, составлен или должен быть составлен покупателем (получателем).

Когда же поставщик, не являющийся изготовителем продукции, не обязан был проверять на своем складе количество полученной им от изготовителя продукции, то срок исковой давности для предъявления иска покупателем (получателем) как изготовителю, так и поставщику исчисляется со дня составления акта, если он составлен своевременно, или со дня, когда такой акт должен был быть составлен.

20. Если при рассмотрении спора арбитраж установит, что недостача произошла по вине отправителя (поставщика), то в решении следует указать о необходимости внесения соответствующих уточнений в отчетные данные о количестве отгруженной продукции. Такие решения должны быть взяты на контроль и, если на них удовлетворительный ответ не поступит, сообщать об этом вышестоящим органам хозяйственного управления и органам ЦСУ.

21. При установлении вины отправителя (поставщика) в недостаче, кроме стоимости недостающей продукции, с него следует взыскать также проценты за пользование чужими средствами.

22. Согласно статье 36 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик возмещение стоимости недостающей продукции не освобождает поставщика от исполнения обязательства в натуре. Следовательно, поставщик обязан в установленный договором срок поставить недостающую продукцию. За невыполнение этой обязанности подлежит взысканию неустойка за недопоставку. Арбитражу в случае непредъявления покупателем требований о взыскании неустойки возбуждать дела о ее взыскании по своей инициативе. Неуклонное применение этой санкции должно способствовать повышению имущественной ответственности за недостачу продукции.

23. Арбитраж, выявляя нарушение правил отгрузки, транспортировки и приемки, должен разобраться в сущности нарушений и в какой мере они повлекли за собой невозможность выявить конкретного виновника недостачи продукции. Не допускать случаев формального отношения к оценке доказательств.

В тех случаях, когда при рассмотрении дел есть основания предполагать, что недостача продукции образовалась вследствие злоупотреблений или хищений, направлять материалы таких дел в следственные органы.

24. В случаях установления факта недостачи товарно-материальных ценностей, когда они значатся у отправителя поставленными, а также в случаях, когда не доказана вина отправителя в недостаче, в решении арбитража может быть предложено администрации предприятий, организаций и учреждений соответственно отправителей или получателей рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба виновными в этом лицами в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению и организации, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.

25. В связи с изданием настоящих инструктивных указаний признать утратившими силу:

инструктивные указания от 14.11.63 N И-1-55 (сист. сб., 1976, стр. 144);

инструктивные указания от 14.06.65 N И-1-17 (сист. сб., 1976, стр. 149);

инструктивные указания от 25.08.72 N И-1-30 (сист. сб., 1976, стр. 153).

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024