Утверждена
Заместителем министра
гражданской авиации
В.В.КУЗЬКИНЫМ
18 марта 1983 года
Согласовано
Председателем Всесоюзного
объединения "Мореплавание"
Министерства морского флота
Б.С.МАЙНАГАШЕВЫМ
10 марта 1983 года
Дата введения -
18 марта 1983 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-2 И КА-26
С СЕРИЙНОЙ ОПРЫСКИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ БОРЬБЫ
С АВАРИЙНЫМИ РАЗЛИВАМИ НЕФТИ В МОРЕ
Согласована Председателем Всесоюзного объединения "Мореплавание"
Министерства морского флота Б.С. Майнагашевым
10.03.1983.
Утверждена Заместителем министра гражданской авиации В.В. Кузькиным 18.03.1983.
Инструкция составлена на основании
результатов исследований, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским
институтом применения гражданской авиации в народном хозяйстве (ВНИИПАНХ ГА) и
Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) в 1979
- 1982 гг.
Инструкция подготовлена начальником
отдела применения авиации в отраслях народного хозяйства, начальником сектора
применения авиации в промышленности, младшими научными сотрудниками (ВНИИПАНХ
ГА).
Инструкция предназначена для специалистов
предприятий гражданской авиации и морского флота, занимающихся ликвидацией
аварийных разливов нефти в море.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящей Инструкцией
регламентируются:
- организация подготовительных работ;
- методика выполнения полетов;
- правила техники безопасности.
1.2. Вертолеты Ми-2 и
Ка-26 с серийной опрыскивающей аппаратурой обрабатывают нефтяную пленку
аварийного разлива нефти в море в соответствии с требованиями настоящей
Инструкции, действующих "Руководства по летной эксплуатации вертолета
Ми-2", "Руководства по летной эксплуатации вертолета Ка-26",
"Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию конструкции вертолета
Ми-2 с двумя двигателями ГТД-350", "Инструкции по технической
эксплуатации вертолета Ка-26".
1.3. В качестве рабочей жидкости
используют диспергент ОМ-6 (ТУ 38-30940-79) <*>, применяемый спецформированиями АСПТР и портами Министерства морского
флота при проведении работ по борьбе с аварийными разливами нефти в море.
Подготовка диспергента нефти ОМ-6 <*> и условия его применения
регламентируются РД 31.04.02-80 "Временная инструкция по применению
диспергентов ОМ-6 и Корексит 9527, предназначенных
для ликвидации нефтяных пленок, плавающих на поверхности воды" (Л.,
ЦНИИМФ, 1980) <**>.
--------------------------------
<*> и диспергента ОМ-84.
<**> С 01.01.87 вместо РД
31.04.02-80 действует РД 31.04.24-86 "Инструкция по применению
диспергентов нефти ОМ-6, ОМ-84 и Корексит 9527".
1.4. Диспергент ОМ-6 представляет собой
жидкую смесь биохимически окисляемых и
взрывобезопасных веществ, вязкость которой зависит от температуры.
Характеристики диспергента ОМ-6
Плотность 840 - 890 кг/куб. м
Вязкость:
при 20 °C не
более 40 сСт
при 5 °C не
более 200 сСт
Температура:
замерзания ниже
минус 10 °C
вспышки в закрытом тигле не ниже 65 °C
Коррозионная активность отсутствует.
Диспергенты не рекомендуется использовать
при температуре воды и воздуха менее 5 °C.
1.5. В соответствии с
"Инструкцией об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в
море", утвержденной министром морского флота 2 февраля 1977 г. и министром
гражданской авиации 16 марта 1977 г., территориальное управление гражданской
авиации по заявке штаба руководства операциями по ликвидации аварийных разливов
нефти (ШРО) соответствующего пароходства выделяет необходимое количество
вертолетов и технические средства для их обслуживания.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1. ШРО пароходства информирует
руководителя авиапредприятия о месте аварийного разлива нефти в море,
направлении его дрейфа и норме внесения диспергента.
2.2. Представитель
аэродромной службы авиапредприятия совместно с представителем ШРО пароходства
определяет место базирования вертолета (посадочную площадку) в соответствии с
действующими "Инструкцией по проектированию вертолетных станций,
вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации" и
Инструкцией N 28/И-81 и информирует руководителя авиапредприятия о месте и
размерах выбранной площадки, условиях подхода вертолета, состоянии грунта.
2.3. ШРО пароходства направляет своего
представителя к месту базирования вертолета для организации доставки
диспергентов, их загрузки в емкости опрыскивающей аппаратуры и определения норм
внесения диспергента.
2.4. Перед вылетом в район аварийного
разлива нефти экипаж вертолета должен:
2.4.1. Нанести на полетную карту место
аварийного разлива нефти с учетом его дрейфа, место базирования вертолета и
маршрут полета к нефтяному полю от характерного ориентира (навигационной или
радионавигационной точки) на берегу.
2.4.2. Провести предполетную подготовку в
соответствии с НПП-78 ГА, п. 8.12.11.
2.4.3. Оборудовать вертолет серийной сельскохозяйственной
аппаратурой, установив на штангах распылители необходимого диаметра. На борту
вертолета иметь полный комплект распылителей других стандартных диаметров и при
необходимости техническое средство для заправки вертолета рабочей жидкостью.
2.4.4. После заполнения баков
опрыскивателя водой проверить работу опрыскивающей аппаратуры на земле.
Обратить особое внимание на качество герметизации стыковочных узлов
опрыскивателя и в случае необходимости устранить подтекание
жидкости. Применение опрыскивающей аппаратуры с негерметичной системой
опрыскивателя запрещается.
2.5. По прибытии на посадочную площадку
командир экипажа должен:
2.5.1. Проверить соответствие посадочной
площадки требованиям Руководств по летной эксплуатации вертолетов Ми-2 и Ка-26.
При необходимости принять меры к устранению выявленных недостатков.
2.5.2. Провести инструктаж (под расписку)
всех членов загрузочной бригады, водителей погрузочных и транспортных средств о
соблюдении правил загрузки диспергента, техники безопасности и требований
пожарной безопасности при работе у вертолета.
2.5.3. Уточнить у представителя ШРО
пароходства о местонахождении нефтяного разлива, нормах внесения диспергента и
произвести необходимые штурманские и технологические расчеты.
2.5.4. В соответствии с полученной
информацией рассчитать секундный расход рабочей жидкости в зависимости от ее
вязкости по формуле:
Q = Q x
K,
рж в
где:
Q - секундный
расход воды в
системе опрыскивания вертолета
(см.
в
табл. 1);
K - безразмерный коэффициент, равный
отношению расхода рабочей жидкости
к расходу воды
(см. рис. - не приводится).
Таблица 1
СЕКУНДНЫЙ РАСХОД ВОДЫ В СИСТЕМЕ
ОПРЫСКИВАНИЯ ВЕРТОЛЕТОВ, Л/С
┌─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Тип вертолета
│ Диаметр
выходного отверстия, мм │
│ ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ 1 │
1,25 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├─────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Ми-2 │- │1,9 │3,2 │5,8 │6,8 │8,1 │10,2 │
│Ка-26 │1,75 │-
│3,5 │5,36 │7,65
│10,1 │- │
└─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
2.5.5. Установить на штанге опрыскивателя
необходимый комплект распылителей и проверить правильность регулировки
опрыскивающей системы при выполнении первого полета по обработке поля нефтяного
разлива.
2.5.6. Определить условия полета
вертолета на рабочем гоне в зависимости от норм расхода диспергента (табл. 2).
Таблица 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ АВИАОПРЫСКИВАНИЯ
┌───────────────┬───────────────┬──────────────┬──────────────────────────┐
│Норма
расхода, │ Скорость │
Секундный │Диаметр
выходных отверстий│
│ л/га │ полета, км/ч │ расход, л/с │
распылителей, мм │
├───────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────────────────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│ 4 │
├───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┤
│ Вертолет
Ми-2 │
│
│
│15 │115 │1,9 │1,25 │
│20 │85 │1,9 │1,25 │
│25 │115 │3,2 │2,0 │
│30 │100 │3,2 │2,0 │
│40 │70 │3,2 │2,0 │
│50 │105 │5,8 │3,0 │
│60 │100 │6,8 │4,0 │
│60 │120 │8,1 │5,0 │
│70 │85 │6,8 │4,0 │
│70 │105 │8,1 │5,0 │
│80 │90 │8,1 │6,0 │
│80 │115 │10,2 │6,0 │
│90 │100 │10,2 │6,0 │
│100 │90 │10,2 │6,0 │
│
│
│ Вертолет
Ка-26 │
│
│
│15 │105 │1,75 │1,0 │
│20 │80 │1,75 │1,0 │
│25 │65 │1,75 │1,0 │
│25 │120 │3,5 │2,0 │
│30 │105 │3,5 │2,0 │
│40 │80 │3,5 │2,0 │
│40 │120 │5,36 │3,0 │
│50 │95 │5,36 │3,0 │
│60 │80 │5,36 │3,0 │
│60 │115 │7,65 │4,0 │
│70 │70 │5,36 │3,0 │
│70 │100 │7,65 │4,0 │
│80 │115 │10,1 │5,0 │
│90 │100 │10,1 │5,0 │
│100 │90 │10,1 │5,0 │
└───────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────────────────┘
Примечания: 1. Число распылителей
постоянно и равно:
для вертолета Ми-2 - 128 шт.;
для вертолета Ка-26 - 108 шт.
2. Ширина рабочего захвата - 40 м.
2.6. В случае использования водных
растворов диспергента при заправке вертолета рабочей жидкостью первоначально
закачивается расчетное количество чистого диспергента, а затем добавляется требуемое
количество воды и смесь перемешивается в течение 2 - 5 мин.
3. МЕТОДИКА
ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ
3.1. Типовой полет вертолетов Ми-2 и
Ка-26 при ликвидации аварийных разливов нефти состоит из следующих элементов:
- взлет с заполненными рабочей жидкостью баками;
- набор высоты, переход в горизонтальный
полет;
- горизонтальный полет к характерному
ориентиру на берегу моря;
- полет от характерного ориентира в район
поля нефтяного разлива;
- выход в район поля нефтяного разлива,
его поиск и обнаружение;
- маневр по заходу на поле нефтяного
разлива, достижение рекомендуемых рабочей высоты и
скорости полета;
- включение аппаратуры в начале гона;
- полет над гоном с работающей
аппаратурой, выключение аппаратуры в конце гона;
- маневр по заходу на следующий гон или
полет на посадочную площадку.
3.2. Для наибольшей эффективности
применения вертолетов Ми-2 и Ка-26 полеты выполнять с максимально допустимой
взлетной массой, рассчитанной в соответствии с Руководством по летной
эксплуатации соответствующего вертолета из условий возможности выполнения
полета на одном двигателе.
3.3. Первый полет к нефтяному разливу
выполнить от характерного ориентира на берегу моря по предварительно
вычисленным параметрам (расчетный курс, путевая скорость, расчетное время) на
высоте 100 - 200 м.
3.4. Если по истечении расчетного времени
полета вертолета поле нефтяного разлива не будет обнаружено, его поиск
осуществлять методом "расходящейся коробочки" с набором высоты до 500
м. Если после 15 - 20-минутного поиска поле не обнаружено, экипажу вертолета
возвратиться на посадочную площадку для уточнения местонахождения нефтяного
разлива и повторения полета.
3.5. После обнаружения поля (нефтяное
загрязнение просматривается контрастным глянцевым пятном на поверхности моря
при полете "на солнце" и радужным с серебристыми отливами пятном при
полете "от солнца") необходимо выполнить обзорный облет района,
уточнить местонахождение, размер, конфигурацию и направление дрейфа поля
нефтяного разлива. Если разлив нефти произошел вблизи береговой черты, выявить
наличие и характер препятствий на берегу, мешающих полетам по опрыскиванию. В
результате обзорного облета принять решение о способе и направлении обработки
поля нефтяного разлива.
3.6. Исходя из конфигурации поля
нефтяного разлива и гидрометеорологической обстановки, обработку рекомендуется
проводить по периметру поля, двигаясь к центру, или, начиная с одного края (с
подветренной стороны), двигаться к другому краю.
Обработку можно выполнять как загонным,
так и челночным способом в зависимости от размера, формы и направления его
дрейфа, однако предпочтительнее применение загонного способа, так как в данном
случае при заходе вертолета на очередной гон обрабатываемый участок нефтяного
разлива постоянно находится в поле зрения пилота.
Вследствие быстрого и эффективного
воздействия диспергента на нефть на водной поверхности образуется хорошо
просматриваемый след, который служит ориентиром для последующего захода на
рабочий гон. Время дня и погода на процесс диспергирования нефтяной пленки не
влияют.
3.7. При выполнении первого полета по
обработке поля нефтяного разлива уточнить секундный расход рабочей жидкости в
опрыскивающей системе, и с учетом полученных результатов откорректировать
параметры полета вертолета над гоном.
3.8. Для обеспечения
оптимальной ширины захвата, улучшения равномерности распределения и уменьшения
сноса рабочей жидкости обработку поля нефтяного разлива производить при высоте
полета вертолета 10 - 20 м и скорости от 65 км/ч до максимально допустимой (в
зависимости от нормы внесения рабочей жидкости).
Заход на гон выполнять с учетом
солнцестояния и направления ветра.
4. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При проведении работ по ликвидации
аварийных разливов нефти в море с помощью диспергента ОМ-6 <*>,
относящегося к классу малоопасных химических веществ (4 класс по ГОСТ
12.1.007-76), следует соблюдать требования действующих "Правил по технике
безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических
работах".
--------------------------------
<*> и диспергента ОМ-84.
4.2. В случае загрузки вертолета
неразбавленным диспергентом двигатель внутреннего сгорания загрузчика должен
быть снабжен искрогасителем, глушитель - защищен листовым асбестом или железным
кожухом, а вертолет и загрузчик - заземлены.
4.3. При полетах над водной поверхностью
каждый член экипажа на борту воздушного судна должен быть обеспечен
спасательным жилетом, готовым к применению (п. 8.12.11.3 НПП-78 ГА).
4.4. Ежедневно после окончания
опрыскивания сельскохозяйственную аппаратуру вертолетов необходимо промывать
водой.