Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
22 марта 1983 г. N 2683-83
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА
ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК МАЛОЙ АВИАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВБЛИЗИ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием
успешной реализации Продовольственной программы СССР, принятой на майском Пленуме
ЦК КПСС (1982 г.), является ускорение научно-технического прогресса, укрепление
материально-технической базы сельского хозяйства, всех отраслей
агропромышленного комплекса на основе дальнейшего развития механизации и
химизации производства. С этой целью, а
также для максимального сокращения потерь минеральных удобрений и химических
средств защиты растений предусматривается строительство взлетно-посадочных
полос, складов, пунктов технического обслуживания сельскохозяйственных машин и
других объектов.
За последние годы возросла роль авиации в
народном хозяйстве, в том числе в сельском хозяйстве. Расширение объема
авиационно-химических работ создает опасность загрязнения окружающей среды
ядохимикатами и возможного неблагоприятного влияния на условия проживания и
здоровье населения. В то же время особенности эксплуатации
авиации в сельском хозяйстве (близость расположения взлетно-посадочных площадок
к жилой застройке, ранние утренние часы полетов, теплое время года, ровная
поверхность обрабатываемых полей и т.д.) способствуют распространению высоких
уровней авиационного шума на большие расстояния при взлете и пролете самолетов
и вертолетов над сельскими населенными пунктами.
В настоящее время повсеместно повысилась
эффективность санитарного надзора за хранением, транспортировкой и применением
пестицидов в сельском хозяйстве, чему способствует издание соответствующих
"Санитарных правил N 1123-73", М., 1974. Однако фактору шума при
размещении взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения
не уделяется должного внимания.
Действующий в настоящее время ГОСТ
22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой
застройки и методы его измерения" в части нормируемого шума не может
распространяться на самолеты малой авиации (легкой весовой категории),
применяемые в сельском хозяйстве, которым свойственна иная технология полетов,
условия эксплуатации и они имеют другие технические акустические
характеристики.
В связи с этим вопросы упорядочения
размещения на местности и организации взлетно-посадочных операций самолетов
малой авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным
пунктам являются основанием для составления настоящих Методических указаний.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические указания
являются руководством для осуществления предупредительного и текущего
санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при
эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.
1.2. Методические
указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы,
учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения
взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия
гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки
мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного
загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при
эксплуатации подобных объектов.
1.3. В Методических указаниях
представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых
уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации,
к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения
по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям
создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета
ожидаемых уровней авиационного шума.
2. ОЦЕНКА И
НОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА
2.1. По характеру изменения уровней звука
во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным,
прерывистым.
2.2.
Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого
на территории
жилой застройки при
взлете, посадке и пролете
самолетов и
вертолетов любого типа, согласно
ГОСТ 22283-76 "Шум
авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой
застройки
и методы
его измерения" являются
эквивалентный уровень звука
L в дБА и
максимальный (пиковый) уровень звука L в
дБА при
А экв
А
каждом пролете,
оба параметра соответственно для дневного - с 7.00
до 23.00 ч и
ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.
2.3. С учетом акустических характеристик
самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на
ВПП сельскохозяйственного назначения допустимые значения уровней звука на
территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:
┌────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┐
│ Время суток │ L , дБА │ L
, дБА │
│ │ А экв │ А
│
├────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┤
│День
(7.00 - 23.00) │ 55
│ 75 │
│Ночь
(23.00 - 7.00) │ 45
│ 65 │
└────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┘
2.4. Оценка измеренных максимальных
(пиковых) уровней звука L
А
в дБА проводится
путем сопоставления наибольшего
значения L ,
А
зарегистрированного
в любой точке на территории жилой застройки
при отдельных
воздушных операциях (взлет,
посадка, пролет), с
величиной
допустимого максимального уровня звука в соответствующий
период суток.
2.5. Эквивалентный уровень звука в дБА, зарегистрированный на территории жилой застройки или
полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной
допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и
зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и
суммарной интенсивности их полетов за период измерения.
3. ИЗМЕРЕНИЕ АВИАЦИОННОГО
ШУМА И РАСЧЕТ
ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА
3.1. Для измерения уровней звука,
создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов, применяют
измерительные системы, включающие шумомер 1-го
класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры.
Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78
"Шумомеры".
3.2. Измерительная система должна иметь
действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.
3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной
характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов
самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни
шума на территории жилой застройки и методы его измерения".
3.4. При измерениях уровней звука
микрофон следует устанавливать на открытой площадке на
высоте 1,2 м над уровнем поверхности земли. Главная ось микрофона направляется
вертикально вверх.
3.5. С целью уменьшения погрешностей
нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким
уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом,
производственными площадками, детскими играми и т.п.
3.6. При каждом пролете самолета
регистрируют максимальный уровень звука по шкале А,
который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.
3.7. Измерения следует проводить в
дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов.
Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.
3.8. Точки измерения шума располагаются:
вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и
посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой
застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные
учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).
3.9.
Эквивалентный уровень звука (L )
на местности может
А экв
определяться:
1) Методом
измерения эквивалентных уровней звука в дБА за время
не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР);
интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР);
измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип
4426, фирмы "Брюль и Къер"
(Дания); интегрирующего прецизионного измерителя
уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).
2)
Расчетным методом на основе измерения
максимальных
(пиковых) уровней
звука в дБА
шумомером любого типа при каждой
воздушной операции
самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный
уровень звука
L в точке измерения
вычисляется по формуле
А экв
согласно ГОСТ
22283-76:
0,1L
1 N Аn
L = 10lg(- SUM тау x 10 ), дБА,
А экв T n=1
n
где:
L -
максимальный уровень звука при каждом пролете самолета
Аn
(вертолета) в дБА;
тау
- эффективное время воздействия шума при каждом пролете
n
самолета
вертолета), с;
T -
период наблюдения (общая
продолжительность времени
измерений), с, равный не менее 7200 с
для дневного (с
7.00 до
23.00 ч) и
ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);
n - номер пролета;
N - общее число пролетов в период
наблюдения.
Примечание: эффективное время воздействия
шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент
пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой
пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки
измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле
согласно ГОСТ 22283-76.
Если эффективное время воздействия шума
не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБА
при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень
звука приближенно может быть вычислен следующим образом:
- по максимальному уровню звука
L для каждого пролета и по
Аn
типу самолета
по таблице 3.1
определяют параметр формулы
0,1L
Аn
тау x 10 ;
n
0,1L
Аn
- суммируют
(SUM) полученные значения
тау x 10 от
n
всех самолетов
за время измерения;
- по
номограмме на рис. 1 определяют
значение L в
А экв
0,1L
N Аn
зависимости от
суммы SUM тау x 10 за время измерения
при
n=1 n
наибольшей
интенсивности полетов.
Таблица 3.1
0,1L
Аn
ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТАУ x 10
ДЛЯ РАСЧЕТА
n
ОРИЕНТИРОВОЧНОГО (ОЖИДАЕМОГО)
ЭКВИВАЛЕНТНОГО
УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА
┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Максимальный уровень звука │ 0,1L │
│для
каждого пролета L , дБА
│ Аn │
│ Аn │ Параметр тау x 10
│
│ │ n │
│ ├──────────────────────────────────┤
│ │ Винтовые самолеты, вертолеты │
├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│ │ 9 │
│ 60 │ 0,024 x 10 │
│ │ 9 │
│ 61 │ 0,029 x 10 │
│ │ 9 │
│ 62 │ 0,033 x 10 │
│ │ 9 │
│ 63 │ 0,039 x 10 │
│ │ 9 │
│ 64 │ 0,045 x 10 │
│ │ 9 │
│ 65 │ 0,054 x 10 │
│ │ 9 │
│ 66 │ 0,063 x 10 │
│ │ 9 │
│ 67 │ 0,073 x 10 │
│ │ 9 │
│ 68 │ 0,086 x 10 │
│ │ 9 │
│ 69 │ 0,103 x 10 │
│ │ 9 │
│ 70 │ 0,12 x 10 │
│ │ 9 │
│ 71 │ 0,14 x 10 │
│ │ 9 │
│ 72 │ 0,17 x 10 │
│ │ 9 │
│ 73 │ 0,20 x 10 │
│ │ 9 │
│ 74 │ 0,24 x 10 │
│ │ 9 │
│ 75 │ 0,27 x 10 │
│ │ 9 │
│ 76 │ 0,32 x 10 │
│ │ 9
│
│ 77 │ 0,37 x 10 │
│ │ 9 │
│ 78 │ 0,44 x 10 │
│ │ 9 │
│ 79 │ 0,51 x 10 │
│ │ 9 │
│ 80 │ 0,60 x 10 │
│ │ 9 │
│ 81 │ 0,71 x 10 │
│ │ 9 │
│ 82 │ 0,83 x 10 │
│ │ 9 │
│ 83 │ 0,98 x 10 │
│ │ 9 │
│ 84 │ 1,15 x 10 │
│ │ 9 │
│ 85 │ 1,35 x 10 │
│ │ 9 │
│ 86 │ 1,58 x 10 │
│ │ 9 │
│ 87 │ 1,86 x 10 │
│ │ 9 │
│ 88 │ 2,18 x 10 │
│ │ 9 │
│ 89 │ 2,57 x 10 │
│ │ 9 │
│ 90 │ 3,02 x 10 │
└─────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘
3) Расчет ожидаемого эквивалентного
уровня звука в дБА производится для вновь
проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и
мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука,
создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) -
Приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их
полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с
использованием номограммы на рис. 1.
┌────────────────────────────┬─────────────────┐
│ 0,1L │ L
дБА │
│ Аn -9 │ А экв, │
│ SUM тау x 10
x 10 ├────────┬────────┤
│ n │ день │ ночь │
└────────────────────────────┼────────┼────────┘
500,0─┤
70 │
├ ├
─┤ │
├ ├
300,0─┤ │
├ ├─70
│ │
├ ├
200,0─┤ │
├─65 ├
│ │
├ ├
100,0─┤ │
┼ ├
80,0─┤ │
├ ├─65
┤ │
┼ ├
┤ │
├─60 ├
50,0─┤ │
├ ├
40,0─┤ │
├ ├
30,0─┤ │
├ ├─60
│ │
├ ├
20,0─┤ │
├─55 ├
│ │
├ ├
│ │
┼ ├
10,0─┤ │
├ ├─55
─┤ │
├ ├
┤ │
┼─50 ├
5,0─┤ │
├ ├
4,0─┤ │
├ ├
3,0─┤ │
├ ├─50
│ │
├ ├
2,0─┤ │
├─45 ├
│ │
├ ├
│ │
├ ├
1,0─┤ │
┼ ├─45
┤ │
┼ ├
0,6─┤ │
├─40 ├
0,5─┤ │
├ ├
0,4─┤ │
├ ├
0,3─┤ │
├ ├─40
│ │
├ ├
0,2─┤ │
├─35 ├
│ │
├ ├
│ │
├ ├35
0,1─┘ │
Рис. 1. Номограмма для определения
L
А экв
3.10. Измерения авиационного шума
проводятся:
- для определения в конкретных условиях
размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей
существующей жилой застройки;
- для разработки и оценки эффективности
мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;
- при отводе земельных участков и
строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз
отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;
- при выборочном санитарном контроле
шумового режима на территории жилой застройки.
3.11. Результаты измерений уровней
авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма
протокола дана в Приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени
измерения и общего количества пролетов.
4. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К РАСПОЛОЖЕНИЮ ВПП
МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ
4.1. Взлетно-посадочные
площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать
на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также
факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей
среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности
сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы,
водоемы, роза ветров и т.д.).
4.2. Важнейшим мероприятием по
оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения
является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:
- при
местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются
повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов
расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее
2 км;
- при боковом удалении от оси ВПП
населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5
км.
4.3. Воздушные операции должны
проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с
гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов
самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит
исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение
разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также
возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, с поверхности самолетов и
т.д.
4.4. Большое значение имеет правильная
организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос
озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует
принимать по СНиП II-12-77, ч. II, гл. 12 "Защита от шума", таблица
4.1.
Таблица 4.1
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА ДЕЛЬТА L В ДБА
А зел
ПОЛОСАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
┌────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐
│ Полоса зеленых насаждений │Ширина │ Снижение уровня │
│ │полосы
│звука ДЕЛЬТА L │
│ │ в м │ А зел│
│ │
│ в дБА │
├────────────────────────────────────┼───────┼───────────────────┤
│1.
Однорядная при шахматной посадке │10 - 15│ 4 - 5 │
│деревьев
внутри полосы │ │ │
│ │ │ │
│2.
То же │16
- 20│ 5 - 8 │
│ │ │ │
│3.
Двухрядная при расстояниях между │21 - 25│ 8 - 10 │
│рядами
3 - 5 м; ряды аналогичны │ │ │
│однорядной
посадке │ │ │
│ │ │ │
│4.
Двух- или трехрядная при │26 - 30│ 10 - 12 │
│расстояниях между рядами 3 м; ряды │
│ │
│аналогичны однорядной посадке │ │ │
└────────────────────────────────────┴───────┴───────────────────┘
Примечание: Эффективность снижения уровня
звука определяется при высоте деревьев не менее 5 - 8 м.
4.5. Указанные величины
санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной
территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по
хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и
другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (Приложение 4).
4.6. Эксплуатация
существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную
опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах,
попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим
органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на
относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ,
необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению
отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем
обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения,
т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.
К таким мерам
относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков
для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового
жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению
необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных
полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по
снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их
эксплуатацией, а также по ограничению зон
пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.
За соблюдением допустимых уровней звука
на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией
ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности
должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы.
Приложение 1
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА
МЕСТНОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ МАЛОЙ
АВИАЦИИ
Таблица 1
УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ САМОЛЕТОМ
АН-2
┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐
│ Точка измерения шума │Максимальные уровни звука │
│ │на
границе жилой застройки│
│ │ L
в дБА
│
│ │ А │
│ ├───────┬─────────┬────────┤
│ │
Взлет │ Посадка │ Пролет │
├─────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼────────┤
│100
м перп. от центра грунтов. │
73 │ 66 │ - │
│ВПП
(бок.) │ │ │ │
│250
м от центра грунт. ВПП (бок.) │ 69 │ 65 │ - │
│600
м от оси ВПП (бок.) │ 68 │ - │ - │
│300
м от конца ВПП (по курсу) │ 89 │ 82 │ 72 │
│1
км от конца ВПП (по курсу) │
87 │ 75 │ - │
│1,5
км от конца ВПП (по курсу) │ 78 │ - │ 68 │
│3
км от конца ВПП (по курсу) │ 71 │ - │ - │
│4
км от оси ВПП (бок.) │ - │ - │ 75 │
└─────────────────────────────────────┴───────┴─────────┴────────┘
Таблица 2
УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТОМ
МИ-1
┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│Точки
измерения │ Максимальные уровни
звука на границе жилой │
│ шума
│ застройки,
L в дБА │
│ │ А │
│ ├───────┬───────────────┬───────────────┬───────┤
│ │Завис. │ Взлет
│ Посадка │Пролет
│
│ │ ├───────┬───────┼───────┬───────┤ │
│ │ │на тер.│от жил.│со сто-│с про- │ │
│ │ │ жилой │застр.
│роны │тивоп. │ │
│ │ │застр. │ │жил. │стор. │
│
│ │ │ │ │застр. │от
жил.│ │
│ │ │ │ │ │застр. │ │
├────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│1
км по курсу от│57 - 69│74 - 87│ - │ - │67
- 69│79 - 84│
│конца
ВПП │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ ┌ 0,5 км по│ │ │ │ │ │ │
│ │ курсу от │ │ │ │ │ │ │
│бок. │ конца ВПП│68 - 72│75
- 78│63 - 76│82 - 86│66 - 72│ 57 │
│ │ 0,5 км от│ │ │ │ │ │ │
│ └ оси ВПП │
│ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Приложение 2
ПРИМЕР РАСЧЕТА
ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА
В ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ НА МЕСТНОСТИ
Определение эквивалентного уровня звука в
дБА на местности вблизи ВПП сельскохозяйственной
авиации расчетным методом проводится на основе измеренных максимальных
(пиковых) уровней звука в дБА при пролетах самолетов
и суммарной интенсивности полетов за время измерения.
Например: жилая застройка сельского
населенного пункта удалена на расстоянии 250 м от оси временной, грунтовой ВПП
сельскохозяйственного назначения.
Местность ровная, открытая, малоозелененная. Взлетно-посадочные операции самолета АН-2
совершаются параллельно жилой застройке, а перелет с одного участка на другой -
через населенный пункт. Расчетная точка располагается на расстоянии 250 м
против ВПП на границе жилой застройки.
Измерение максимальных уровней звука в дБА проведено прецизионной акустической аппаратурой - шумомером "Брюль и Къер", тип 2203 с микрофоном типа 4144 в течение 2,5
час. - с 4.30 до 7.00 час., т.е. в ночное время. По
результатам измерений заполняется таблица по форме (Приложение 3):
Для
ориентировочного расчета L необходимо:
А экв
0,1L
Аn
-
определить значение параметра
тау x 10 для каждого
n
этапа в отдельности в
зависимости от максимального уровня звука
по таблице 3.1;
0,1L
N Аn
- суммировать
полученные значения SUM тау x 10 = 2,061;
n=1 n
- по номограмме
на рис. 1
установить значение L
в
А экв
0,1L
N Аn
зависимости от суммы SUM тау x 10
за период измерения
(в
n=1 n
данном случае - за 2,5 часа в
течение ночи) - 48,5 дБА.
Полученные данные показывают,
что рассчитанная величина
L составляет
48,5 дБА, т.е. превышает допустимые значения для
А экв
ночного
времени; максимальные уровни
звука L при
взлетах
А
самолета АН-2 в четырнадцати измерениях из двадцати
пяти превышают
допустимые величины на 2 - 7 дБА
(56%) для ночного времени.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРОТОКОЛА
ПРИ РАСЧЕТЕ L
А экв
┌───┬─────┬───────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────────┬──────┐
│ N │Тип
│ Воздушная │ Максимальный │ 0,1L
│ 0,1L │
│
│п/п│само-│
операция, │уровень звука,│ Аn│
N Аn│ │
│ │лета
│этап полета│ L , дБА │тау x 10
│SUM тау x 10 │L │
│ │ │ │ А
│ n │n=1 n │ А экв│
├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤
│ 1 │
2 │ 3
│ 4 │ 5
│ 6 │ 7 │
├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│1 │АН-2
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│2 │ │пролет │ 68
│ 0,086 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│3 │ │посадка │
63 │ 0,039 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│4 │ │взлет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│5 │ │пролет │ 65
│ 0,054 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│6 │ │посадка │
64 │ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│7 │ │взлет │ 68
│ 0,086 x 10 │ │ │
│ │
│ │ │ 9
│ │ │
│8 │ │посадка │
61 │ 0,029 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│9 │ │взлет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│10 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│11 │
│взлет │ 67
│ 0,073 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│12 │
│пролет │ 66
│ 0,063 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│13 │
│посадка │ 64
│ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│14 │
│взлет │ 71
│ 0,14 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│15 │
│пролет │ 64
│ 0,045 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│16 │
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│17 │
│посадка │ 65
│ 0,054 x 10 │
2,061 │ 48,5 │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│18 │
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│19 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│20 │
│взлет │ 72
│ 0,17 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│21 │
│пролет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │
│ │
│ │ │ 9
│ │ │
│22 │
│посадка │ 65
│ 0,054 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│23 │
│взлет │ 71
│ 0,14 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│24 │
│пролет │ 72
│ 0,17 x 10 │ │ │
│ │ │ │ │ 9
│ │ │
│25 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │
└───┴─────┴───────────┴──────────────┴───────────────┴───────────────────┴──────┘
Так как в исследуемой точке на границе
жилой застройки уровни звука не соответствуют требованиям санитарных норм,
необходимо осуществлять мероприятия по шумозащите
жилой застройки, т.е. в конкретном примере это может быть достигнуто
увеличением разрыва до ВПП за счет ее переноса на новый, более удаленный
участок.
Для расчета
L по формуле
необходимо дополнительно
А экв
определять
зависимость эффективного времени
воздействия шума
(тау ) от
максимального уровня L при каждом
пролете отдельно по
n
А
секундомеру -
под трассой взлетов и посадок самолета, в остальных
случаях по ГОСТ
22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума
на территории жилой застройки и методы его
измерения".
Приложение 3
ПРОТОКОЛ
измерений уровней шума от самолетов и вертолетов
малой авиации сельскохозяйственного назначения
на территории жилой застройки
"__"
____________ 19__ г.
___________________________________
(населенный пункт, поселок совхоза,
колхоза,
других объектов)
1. Место проведения измерений:
Описание и схема расположения точек
измерения шума по отношению к ВПП с указанием направлений пролетов самолетов,
характера эксплуатации ВПП, степени ее благоустройства и озеленения, наличие
склада ядохимикатов и расстояние до жилой застройки и защищаемых объектов.
2. Измерительные приборы (указать тип
прибора, сведения о государственной или ведомственной поверке).
3. Результаты измерений уровней звука
Начало наблюдений - час.
Конец наблюдений - час.
4. Количество пролетов за время
наблюдения -
┌──────┬──────────────┬─────────────┬─────────────────┬──────────┐
│N
изм.│ Воздушная │Тип самолета,│ Максимальный
│Примечания│
│
п/п │операция,
этап│ вертолета │
уровень звука │ │
│ │ │ │ L в дБА │ │
│ │ │ │ А
│ │
├──────┼──────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────┤
│ │ │ │ │ │
└──────┴──────────────┴─────────────┴─────────────────┴──────────┘
5. Эквивалентный уровень звука в дБА.
6. Заключение на соответствие результатов
измерений допустимым уровням авиационного шума.
Отв. исполнитель
_____________________________________________
(Ф.И.О., организация,
должность)
Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО
И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНЫХ
НАДЗОРОВ
1. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 898 от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении
использования природных ресурсов".
2. Постановление Совета Министров СССР N
726 от 03.10.1973 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях,
в городах и других населенных пунктах".
3. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 25.12.1973 N 1020 "О мерах по снижению шума на промышленных
предприятиях, в городах и других населенных пунктах".
4. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 773 от 19.08.1982 "О дополнительных мерах по улучшению
охраны здоровья населения".
5. Закон СССР об охране атмосферного
воздуха. М., 1980.
6. ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный.
Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его
измерения" (срок действия продлен до 1 января 1988 года Постановлением
Госстандарта от 25.10.1982).
7. СНиП II-12-77, ч. II "Защита от
шума", М., 1978.
8. СТ СЭВ
1357-78 "Шумомеры".
9. ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования".
10. "Санитарные правила по хранению,
транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском
хозяйстве" N 1123-73.
11. "Правила по технике безопасности
и производственной санитарии на авиационно-химических работах", МГА, СССР,
РИО, М., 1975.