| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель Главного

государственного

санитарного врача СССР

А.И.ЗАИЧЕНКО

22 марта 1983 г. N 2683-83

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА

ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ

ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК МАЛОЙ АВИАЦИИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВБЛИЗИ

НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим условием успешной реализации Продовольственной программы СССР, принятой на майском Пленуме ЦК КПСС (1982 г.), является ускорение научно-технического прогресса, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, всех отраслей агропромышленного комплекса на основе дальнейшего развития механизации и химизации производства. С этой целью, а также для максимального сокращения потерь минеральных удобрений и химических средств защиты растений предусматривается строительство взлетно-посадочных полос, складов, пунктов технического обслуживания сельскохозяйственных машин и других объектов.

За последние годы возросла роль авиации в народном хозяйстве, в том числе в сельском хозяйстве. Расширение объема авиационно-химических работ создает опасность загрязнения окружающей среды ядохимикатами и возможного неблагоприятного влияния на условия проживания и здоровье населения. В то же время особенности эксплуатации авиации в сельском хозяйстве (близость расположения взлетно-посадочных площадок к жилой застройке, ранние утренние часы полетов, теплое время года, ровная поверхность обрабатываемых полей и т.д.) способствуют распространению высоких уровней авиационного шума на большие расстояния при взлете и пролете самолетов и вертолетов над сельскими населенными пунктами.

В настоящее время повсеместно повысилась эффективность санитарного надзора за хранением, транспортировкой и применением пестицидов в сельском хозяйстве, чему способствует издание соответствующих "Санитарных правил N 1123-73", М., 1974. Однако фактору шума при размещении взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения не уделяется должного внимания.

Действующий в настоящее время ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" в части нормируемого шума не может распространяться на самолеты малой авиации (легкой весовой категории), применяемые в сельском хозяйстве, которым свойственна иная технология полетов, условия эксплуатации и они имеют другие технические акустические характеристики.

В связи с этим вопросы упорядочения размещения на местности и организации взлетно-посадочных операций самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам являются основанием для составления настоящих Методических указаний.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Методические указания являются руководством для осуществления предупредительного и текущего санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения.

1.2. Методические указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при эксплуатации подобных объектов.

1.3. В Методических указаниях представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации, к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета ожидаемых уровней авиационного шума.

 

2. ОЦЕНКА И НОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА

 

2.1. По характеру изменения уровней звука во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным, прерывистым.

    2.2.  Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого

на  территории  жилой  застройки  при  взлете,  посадке  и пролете

самолетов  и  вертолетов  любого типа, согласно ГОСТ 22283-76 "Шум

авиационный.  Допустимые уровни шума на территории жилой застройки

и  методы  его  измерения"  являются  эквивалентный  уровень звука

L       в дБА и максимальный (пиковый) уровень звука L  в дБА  при

 А экв                                                А

каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00

до 23.00 ч и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч.

2.3. С учетом акустических характеристик самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на ВПП сельскохозяйственного назначения допустимые значения уровней звука на территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать:

 

┌────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┐

               Время суток              │ L     , дБА │ L , дБА

                                          А экв        А     

├────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┤

│День (7.00 - 23.00)                          55         75   

│Ночь (23.00 - 7.00)                          45         65   

└────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┘

 

    2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука L

                                                                 А

в  дБА  проводится  путем сопоставления наибольшего  значения  L ,

                                                                А

зарегистрированного  в  любой  точке на территории жилой застройки

при  отдельных  воздушных  операциях  (взлет,  посадка, пролет), с

величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий

период суток.

2.5. Эквивалентный уровень звука в дБА, зарегистрированный на территории жилой застройки или полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и суммарной интенсивности их полетов за период измерения.

 

3. ИЗМЕРЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА И РАСЧЕТ

ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА

 

3.1. Для измерения уровней звука, создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов, применяют измерительные системы, включающие шумомер 1-го класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78 "Шумомеры".

3.2. Измерительная система должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.

3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".

3.4. При измерениях уровней звука микрофон следует устанавливать на открытой площадке на высоте 1,2 м над уровнем поверхности земли. Главная ось микрофона направляется вертикально вверх.

3.5. С целью уменьшения погрешностей нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом, производственными площадками, детскими играми и т.п.

3.6. При каждом пролете самолета регистрируют максимальный уровень звука по шкале А, который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера.

3.7. Измерения следует проводить в дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов. Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч.

3.8. Точки измерения шума располагаются: вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения).

    3.9.  Эквивалентный уровень звука (L     )  на местности может

                                        А экв

определяться:

1) Методом измерения эквивалентных уровней звука в дБА за время не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР); интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР); измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип 4426, фирмы "Брюль и Къер" (Дания); интегрирующего прецизионного измерителя уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия).

    2)   Расчетным   методом   на  основе  измерения  максимальных

(пиковых)  уровней  звука  в дБА шумомером любого типа при  каждой

воздушной  операции  самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный

уровень  звука  L       в точке  измерения  вычисляется по формуле

                 А экв

согласно ГОСТ 22283-76:

 

                                        0,1L

                         1  N               Аn

           L      = 10lg(- SUM тау  x 10      ), дБА,

            А экв        T n=1    n

 

    где:

    L   - максимальный  уровень  звука при каждом пролете самолета

     Аn

(вертолета) в дБА;

    тау  - эффективное  время  воздействия шума при каждом пролете

       n

самолета вертолета), с;

    T   -   период  наблюдения  (общая  продолжительность  времени

измерений), с, равный не менее 7200 с  для  дневного    7.00  до

23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч);

    n - номер пролета;

    N - общее число пролетов в период наблюдения.

Примечание: эффективное время воздействия шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле согласно ГОСТ 22283-76.

 

Если эффективное время воздействия шума не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБА при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень звука приближенно может быть вычислен следующим образом:

    - по максимальному уровню  звука  L   для каждого пролета и по

                                       Аn

типу   самолета   по   таблице  3.1  определяют  параметр  формулы

         0,1L

             Аn

тау  x 10      ;

   n

                                                       0,1L

                                                           Аn

    - суммируют  (SUM)  полученные  значения  тау  x 10         от

                                                 n

всех самолетов за время измерения;

    - по  номограмме  на  рис.  1  определяют  значение  L       в

                                                          А экв

                                  0,1L

                      N               Аn

зависимости от суммы SUM тау  x 10        за время  измерения  при

                     n=1    n

наибольшей интенсивности полетов.

 

Таблица 3.1

 

                                      0,1L

                                          Аn

          ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТАУ  x 10       ДЛЯ РАСЧЕТА

                                n

           ОРИЕНТИРОВОЧНОГО (ОЖИДАЕМОГО) ЭКВИВАЛЕНТНОГО

                       УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА

 

┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

  Максимальный уровень звука │                       0,1L      

│для каждого пролета L  , дБА                           Аn    

                     Аn           Параметр тау  x 10          

                                              n                

                             ├──────────────────────────────────┤

                                Винтовые самолеты, вертолеты  

├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

                                                   9          

             60                          0,024 x 10           

                                                   9          

             61                          0,029 x 10           

                                                   9          

             62                          0,033 x 10           

                                                   9          

             63                          0,039 x 10           

                                                   9          

             64                          0,045 x 10           

                                                   9          

             65                          0,054 x 10            

                                                   9          

             66                          0,063 x 10           

                                                   9          

             67                          0,073 x 10           

                                                   9          

             68                          0,086 x 10           

                                                   9          

             69                         0,103 x 10           

                                                   9          

             70                          0,12 x 10            

                                                  9           

             71                          0,14 x 10            

                                                  9           

             72                          0,17 x 10            

                                                  9           

             73                          0,20 x 10            

                                                  9           

             74                          0,24 x 10            

                                                  9            

             75                          0,27 x 10            

                                                  9           

             76                          0,32 x 10            

                                                  9           

             77                          0,37 x 10            

                                                  9           

             78                          0,44 x 10            

                                                  9           

             79                          0,51 x 10            

                                                  9           

             80                          0,60 x 10            

                                                  9           

             81                          0,71 x 10            

                                                  9           

             82                          0,83 x 10            

                                                  9           

             83                          0,98 x 10            

                                                  9           

             84                          1,15 x 10             

                                                  9           

             85                          1,35 x 10            

                                                  9           

             86                          1,58 x 10            

                                                  9           

             87                          1,86 x 10            

                                                  9           

             88                          2,18 x 10            

                                                  9           

             89                          2,57 x 10            

                                                  9           

             90                          3,02 x 10            

└─────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

 

3) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука в дБА производится для вновь проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука, создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) - Приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с использованием номограммы на рис. 1.

 

    ┌────────────────────────────┬─────────────────┐

                  0,1L             L        дБА 

                      Аn     -9    А экв,      

    │ SUM тау  x 10       x 10   ├────────┬────────┤

            n                     день    ночь 

    └────────────────────────────┼────────┼────────┘

                           500,0─┤ 70    

                                        

                                ─┤       

                                        

                           300,0─┤        

                                         ├─70

                                        

                                        

                           200,0─┤       

                                 ├─65    

                                        

                                        

                           100,0─┤       

                                        

                            80,0─┤       

                                         ├─65

                                        

                                        

                                        

                                 ├─60    

                            50,0─┤       

                                        

                            40,0─┤       

                                        

                            30,0─┤       

                                         ├─60

                                        

                                        

                            20,0─┤       

                                 ├─55    

                                        

                                        

                                        

                                        

                            10,0─┤       

                                         ├─55

                                ─┤       

                                        

                                        

                                 ┼─50    

                             5,0─┤       

                                        

                             4,0─┤       

                                        

                             3,0─┤       

                                         ├─50

                                        

                                        

                             2,0─┤       

                                 ├─45    

                                        

                                        

                                        

                                        

                             1,0─┤       

                                         ├─45

                                        

                                        

                             0,6─┤       

                                 ├─40    

                             0,5─┤       

                                        

                             0,4─┤       

                                        

                             0,3─┤       

                                         ├─40

                                        

                                        

                             0,2─┤       

                                 ├─35    

                                        

                                        

                                        

                                         ├35

                             0,1─┘       

 

            Рис. 1. Номограмма для определения L

                                                А экв

 

3.10. Измерения авиационного шума проводятся:

- для определения в конкретных условиях размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей существующей жилой застройки;

- для разработки и оценки эффективности мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории;

- при отводе земельных участков и строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП;

- при выборочном санитарном контроле шумового режима на территории жилой застройки.

3.11. Результаты измерений уровней авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма протокола дана в Приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени измерения и общего количества пролетов.

 

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПОЛОЖЕНИЮ ВПП

МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

4.1. Взлетно-посадочные площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы, водоемы, роза ветров и т.д.).

4.2. Важнейшим мероприятием по оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения является установление санитарно-защитных зон следующих размеров:

- при местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее 2 км;

- при боковом удалении от оси ВПП населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5 км.

4.3. Воздушные операции должны проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, с поверхности самолетов и т.д.

4.4. Большое значение имеет правильная организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует принимать по СНиП II-12-77, ч. II, гл. 12 "Защита от шума", таблица 4.1.

 

Таблица 4.1

 

           СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА ДЕЛЬТА L      В ДБА

                                         А зел

                   ПОЛОСАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

 

┌────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐

     Полоса зеленых насаждений      │Ширина │  Снижение уровня 

                                    │полосы │звука ДЕЛЬТА L    

                                      в м                А зел

                                                  в дБА      

├────────────────────────────────────┼───────┼───────────────────┤

│1. Однорядная при шахматной посадке │10 - 15│       4 - 5      

│деревьев внутри полосы                                       

                                                             

│2. То же                            │16 - 20│       5 - 8      

                                                             

│3. Двухрядная при расстояниях между │21 - 25│       8 - 10     

│рядами 3 - 5 м; ряды аналогичны                              

│однорядной посадке                                           

                                                             

│4. Двух- или трехрядная при         │26 - 30│      10 - 12     

расстояниях между рядами 3 м; ряды                           

аналогичны однорядной посадке                                

└────────────────────────────────────┴───────┴───────────────────┘

 

Примечание: Эффективность снижения уровня звука определяется при высоте деревьев не менее 5 - 8 м.

 

4.5. Указанные величины санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (Приложение 4).

 

4.6. Эксплуатация существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах, попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ, необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения, т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора.

К таким мерам относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их эксплуатацией, а также по ограничению зон пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов.

За соблюдением допустимых уровней звука на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА МЕСТНОСТИ

ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ

 

Таблица 1

 

УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ САМОЛЕТОМ АН-2

 

┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐

        Точка измерения шума         │Максимальные уровни звука │

                                     │на границе жилой застройки│

                                              L  в дБА        

                                               А              

                                     ├───────┬─────────┬────────┤

                                     │ Взлет │ Посадка │ Пролет │

├─────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼────────┤

│100 м перп. от центра грунтов.         73      66        -  

│ВПП (бок.)                                                  

│250 м от центра грунт. ВПП (бок.)      69      65        -  

│600 м от оси ВПП (бок.)                68       -        -  

│300 м от конца ВПП (по курсу)          89      82       72  

│1 км от конца ВПП (по курсу)           87      75        -  

│1,5 км от конца ВПП (по курсу)         78       -       68  

│3 км от конца ВПП (по курсу)           71       -        -  

│4 км от оси ВПП (бок.)                  -       -       75  

└─────────────────────────────────────┴───────┴─────────┴────────┘

 

Таблица 2

 

УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТОМ МИ-1

 

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│Точки измерения │  Максимальные уровни звука на границе жилой  

      шума                   застройки, L  в дБА              

                                         А                    

                ├───────┬───────────────┬───────────────┬───────┤

                │Завис. │     Взлет         Посадка    │Пролет │

                       ├───────┬───────┼───────┬───────┤      

                       │на тер.от жил.│со сто-│с про- │      

                       │ жилой │застр. │роны   тивоп. │      

                       застр. │       │жил.   стор.        

                                     застр. │от жил.│      

                                            застр. │      

├────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤

│1 км по курсу от│57 - 69│74 - 87│   -      -   │67 - 69│79 - 84│

│конца ВПП                                                

                                                         

     ┌ 0,5 км по                                         

     │ курсу от                                         

│бок.конца ВПП│68 - 72│75 - 78│63 - 76│82 - 86│66 - 72│  57  

     │ 0,5 км от                                         

     └ оси ВПП                                           

└────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

ПРИМЕР РАСЧЕТА

ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА

В ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ НА МЕСТНОСТИ

 

Определение эквивалентного уровня звука в дБА на местности вблизи ВПП сельскохозяйственной авиации расчетным методом проводится на основе измеренных максимальных (пиковых) уровней звука в дБА при пролетах самолетов и суммарной интенсивности полетов за время измерения.

Например: жилая застройка сельского населенного пункта удалена на расстоянии 250 м от оси временной, грунтовой ВПП сельскохозяйственного назначения.

Местность ровная, открытая, малоозелененная. Взлетно-посадочные операции самолета АН-2 совершаются параллельно жилой застройке, а перелет с одного участка на другой - через населенный пункт. Расчетная точка располагается на расстоянии 250 м против ВПП на границе жилой застройки.

Измерение максимальных уровней звука в дБА проведено прецизионной акустической аппаратурой - шумомером "Брюль и Къер", тип 2203 с микрофоном типа 4144 в течение 2,5 час. - с 4.30 до 7.00 час., т.е. в ночное время. По результатам измерений заполняется таблица по форме (Приложение 3):

    Для ориентировочного расчета L      необходимо:

                                  А экв

                                                0,1L

                                                    Аn

    - определить  значение  параметра  тау  x 10       для каждого

                                          n

этапа в отдельности в  зависимости  от  максимального уровня звука

по таблице 3.1;

                                                   0,1L

                                       N               Аn

    - суммировать полученные значения SUM тау  x 10       = 2,061;

                                      n=1    n

    - по  номограмме  на  рис.  1  установить  значение  L       в

                                                          А экв

                                  0,1L

                      N               Аn

зависимости от суммы SUM тау  x 10       за  период  измерения 

                     n=1    n

данном случае - за 2,5 часа в течение ночи) - 48,5 дБА.

    Полученные   данные   показывают,  что  рассчитанная  величина

L      составляет 48,5 дБА, т.е. превышает допустимые значения для

 А экв

ночного  времени;  максимальные  уровни   звука  L   при   взлетах

                                                  А

самолета АН-2 в четырнадцати измерениях из двадцати пяти превышают

допустимые величины на 2 - 7 дБА (56%) для ночного времени.

 

         ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРОТОКОЛА

                        ПРИ РАСЧЕТЕ L

                                     А экв

 

┌───┬─────┬───────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────────┬──────┐

│ N │Тип  Воздушная │ Максимальный │         0,1L               0,1L       

п/п│само-│ операция, │уровень звука,│             Аn│ N               Аn     

   │лета │этап полета│   L , дБА    │тау  x 10      │SUM тау  x 10      │L    

                       А            n           │n=1    n           │ А экв

├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤

│ 1 │  2       3           4              5                6           7  

├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤

                                             9                          

│1  │АН-2 │взлет            70        0,12  x 10                           

                                             9                          

│2       │пролет           68      │ 0,086  x 10                           

                                             9                          

│3       │посадка          63      │ 0,039  x 10                           

                                             9                          

│4       │взлет            69      │ 0,103  x 10                           

                                             9                          

│5       │пролет           65      │ 0,054  x 10                           

                                             9                           

│6       │посадка          64      │ 0,045  x 10                           

                                             9                          

│7       │взлет            68      │ 0,086  x 10                           

                                            9                          

│8       │посадка          61      │ 0,029  x 10                           

                                             9                          

│9       │взлет            69      │ 0,103  x 10                           

                                             9                          

│10 │     │посадка          62      │ 0,033  x 10                           

                                             9                          

│11 │     │взлет            67      │ 0,073  x 10                           

                                             9                          

│12 │     │пролет           66      │ 0,063  x 10                           

                                             9                          

│13 │     │посадка          64      │ 0,045  x 10                           

                                             9                          

│14 │     │взлет            71        0,14  x 10                           

                                             9                          

│15 │     │пролет           64      │ 0,045  x 10                           

                                             9                          

│16 │     │взлет            70        0,12  x 10                           

                                             9                          

│17 │     │посадка          65      │ 0,054  x 10          2,061       │ 48,5 │

                                             9                          

│18 │     │взлет            70        0,12  x 10                           

                                             9                          

│19 │     │посадка          62      │ 0,033  x 10                           

                                             9                           

│20 │     │взлет            72        0,17  x 10                           

                                             9                          

│21 │     │пролет           69      │ 0,103  x 10                           

                                            9                          

│22 │     │посадка          65      │ 0,054  x 10                           

                                             9                          

│23 │     │взлет            71        0,14  x 10                           

                                             9                          

│24 │     │пролет           72        0,17  x 10                           

                                             9                          

│25 │     │посадка          62      │ 0,033  x 10                           

└───┴─────┴───────────┴──────────────┴───────────────┴───────────────────┴──────┘

 

Так как в исследуемой точке на границе жилой застройки уровни звука не соответствуют требованиям санитарных норм, необходимо осуществлять мероприятия по шумозащите жилой застройки, т.е. в конкретном примере это может быть достигнуто увеличением разрыва до ВПП за счет ее переноса на новый, более удаленный участок.

    Для  расчета  L        по  формуле  необходимо   дополнительно

                   А экв

определять   зависимость  эффективного  времени  воздействия  шума

(тау )  от  максимального уровня L  при каждом пролете отдельно по

    n                             А

секундомеру  - под трассой взлетов и посадок самолета, в остальных

случаях  по ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума

на территории жилой застройки и методы его измерения".

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ПРОТОКОЛ

измерений уровней шума от самолетов и вертолетов

малой авиации сельскохозяйственного назначения

на территории жилой застройки

 

"__" ____________ 19__ г.      ___________________________________

                               (населенный пункт, поселок совхоза,

                                    колхоза, других объектов)

 

1. Место проведения измерений:

Описание и схема расположения точек измерения шума по отношению к ВПП с указанием направлений пролетов самолетов, характера эксплуатации ВПП, степени ее благоустройства и озеленения, наличие склада ядохимикатов и расстояние до жилой застройки и защищаемых объектов.

2. Измерительные приборы (указать тип прибора, сведения о государственной или ведомственной поверке).

3. Результаты измерений уровней звука

Начало наблюдений - час.

Конец наблюдений - час.

4. Количество пролетов за время наблюдения -

 

┌──────┬──────────────┬─────────────┬─────────────────┬──────────┐

│N изм.│  Воздушная   │Тип самолета,│  Максимальный   │Примечания│

п/п  │операция, этап│  вертолета    уровень звука           

                                     L  в дБА              

                                      А                    

├──────┼──────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────┤

                                                           

└──────┴──────────────┴─────────────┴─────────────────┴──────────┘

 

5. Эквивалентный уровень звука в дБА.

6. Заключение на соответствие результатов измерений допустимым уровням авиационного шума.

 

    Отв. исполнитель _____________________________________________

                           (Ф.И.О., организация, должность)

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ

ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО

И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНЫХ НАДЗОРОВ

 

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 898 от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".

2. Постановление Совета Министров СССР N 726 от 03.10.1973 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".

3. Приказ Министра здравоохранения СССР от 25.12.1973 N 1020 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах".

4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 773 от 19.08.1982 "О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения".

5. Закон СССР об охране атмосферного воздуха. М., 1980.

6. ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" (срок действия продлен до 1 января 1988 года Постановлением Госстандарта от 25.10.1982).

7. СНиП II-12-77, ч. II "Защита от шума", М., 1978.

8. СТ СЭВ 1357-78 "Шумомеры".

9. ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования".

10. "Санитарные правила по хранению, транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском хозяйстве" N 1123-73.

11. "Правила по технике безопасности и производственной санитарии на авиационно-химических работах", МГА, СССР, РИО, М., 1975.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024