МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РСФСР
ПРИКАЗ
от 31 мая 1983 г. N 263
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ
ИНСТРУКЦИИ ПО СЦЕПКЕ И БУКСИРОВКЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1
сентября 1983 г. "Типовую инструкцию по сцепке и буксировке
троллейбусов" согласно Приложению.
2. Министерствам жилищно-коммунального
хозяйства АССР, управлениям жилищно-коммунального хозяйства край(обл)исполкомов, Главному
управлению городского пассажирского транспорта Мосгорисполкома,
трамвайно-троллейбусному управлению Ленгорисполкома
до 1 октября 1983 г. с учетом требований Типовой инструкции разработать и
утвердить местные инструкции по сцепке и буксировке троллейбусов, исходя из
условий работы подведомственных предприятий, организовать их изучение и
проверку знаний всеми работниками, связанными с обеспечением безопасности
движения.
3. Объединению "Росремэлектротранс"
(т. Грандову) размножить указанную Инструкцию в количестве
400 экз. и разослать до 1 июля 1983 г. в трамвайно-троллейбусные, троллейбусные
управления и ремонтные заводы, постоянно осуществлять технический надзор за
внедрением и выполнением Типовой и местных инструкций трамвайно-троллейбусными,
троллейбусными управлениями и ремонтными заводами.
4. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главгорэлектротранспорт
(т. Власова).
Министр
Ф.В.ПОПОВ
Приложение
к Приказу Минжилкомхоза
РСФСР
от 31 мая 1983 г. N 263
Согласовано
с ВНИИ БД МВД СССР
В.В.ПОПОВ
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО СЦЕПКЕ И БУКСИРОВКЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Передвижение троллейбусов, не
имеющих собственного хода, с неисправной тормозной системой или другими
неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться
буксировкой. Буксировка троллейбуса с неисправной тормозной системой
запрещается, если масса буксируемого троллейбуса превышает половину общей
фактической массы буксирующего транспортного средства.
1.2. Буксировка неисправных троллейбусов
с линии допускается только автомобилями скорой технической помощи или тягачами
на жестком сцепном устройстве (см. рисунок - не приводится). Жесткое сцепное
устройство должно испытываться 1 раз в год с записью результата в спецжурнале и окрашиваться чередующимися желтыми и черными
полосами шириной 100 мм.
1.3. При заклинивании заднего моста
разрешается буксировать троллейбус после снятия полуоси редуктора.
1.4. Перед производством сцепки и
буксировки троллейбус должен быть освобожден от пассажиров.
1.5. Все работники, связанные со сцепкой
троллейбуса, должны быть обучены и проверены в знании правил сцепки, расцепки и
буксировки согласно настоящей Инструкции. Инструктаж по Правилам техники
безопасности на городском электротранспорте с целью проверки и повышения уровня
знаний должен производиться не реже одного раза в 6 месяцев.
1.6. Производить сцепку и расцепку
троллейбуса имеют право:
водитель неисправного троллейбуса,
водитель тягача, работники бригады скорой технической помощи - при технической
неисправности на линии;
работники, связанные с производством
маневровых работ, - в депо, троллейбусно-ремонтных мастерских и на заводе.
1.7. Основные правила сцепки троллейбуса
следующие:
буксируемый троллейбус должен быть
заторможен; токоприемники опущены и закреплены;
крепление жесткого сцепного устройства
должно производиться за две буксировочные серьги, установленные на троллейбусе;
сцепку производить в комбинированных
рукавицах и сигнальных жилетах оранжевого цвета.
1.8. Если водителю при сцепке необходимо
выйти из троллейбуса, он обязан:
затормозить троллейбус ручным
(стояночным) тормозом и убедиться в его действии;
поставить рукоятку реверсора
(контроллера) в положение "0" и взять ее с собой;
отключить все высоковольтные и
низковольтные цепи;
одеть сигнальный жилет оранжевого цвета;
установить противооткатный упор под
правое заднее колесо: на горизонтальном участке дороги - со стороны сцепки, на
уклоне - со стороны спуска;
опустить токоприемники, завести их за
лиры и закрепить веревками;
выставить на расстоянии 25 - 30 м позади
троллейбуса знак аварийной остановки.
1.9. В случае вынужденной остановки
троллейбуса в туннелях, под эстакадами, мостами или путепроводами, а также с
нарушением правил остановки транспортного средства водитель обязан
дополнительно к работам, указанным в п. 1.8, включить аварийную световую
сигнализацию.
1.10. Водителю неисправного троллейбуса
не разрешается оставлять троллейбус без надзора до прибытия автомобиля скорой
технической помощи или тягача. Водитель должен встать со стороны
приближающегося транспорта и наблюдать за проходящим транспортом, не допуская
его приближения к неисправному троллейбусу.
1.11. В темное время суток или в других
условиях недостаточной видимости, а также в туннелях место производства работ
по сцепке и расцепке должно быть освещено переносным фонарем или фарами
троллейбуса.
Примечание. Условиями недостаточной
видимости считаются метеорологические условия (туман, дождь, снегопад и т.п.),
когда расстояние видимости менее 300 м.
1.12. Руководство организацией работ по
сцепке и буксировке троллейбуса возлагается на:
руководителя бригады скорой технической
помощи или водителя тягача - при технической неисправности на линии;
ревизора движения или руководителя
бригады автомобиля скорой технической помощи - на участках с тяжелыми условиями
движения;
лиц, указанных в местной инструкции по
производству маневровых работ, - на территории предприятия.
2. ПОРЯДОК СЦЕПКИ
ТРОЛЛЕЙБУСА С АВТОМОБИЛЕМ СКОРОЙ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ИЛИ ТЯГАЧОМ
2.1. По сигналу работника, производящего
сцепку, водитель автомобиля скорой технической помощи (в дальнейшем -
автомобиля) или тягача обязан:
остановить автомобиль или тягач на
расстоянии не менее 4 м от неисправного троллейбуса;
выйти и проверить исправность буксирного
крюка;
помочь работнику, производящему сцепку,
закрепить жесткое сцепное устройство на буксировочных серьгах троллейбуса.
2.2. Работник, производящий сцепку,
обязан:
проверить исправность буксировочных
серег;
закрепить жесткое сцепное устройство на
буксировочных серьгах троллейбуса;
выйти из зоны сцепки на расстояние не
менее 1 м от правого борта кузова троллейбуса.
2.3. По сигналу работника, производящего
сцепку, автомобиль или тягач подается назад на расстояние, позволяющее
закрепить конец жесткого сцепного устройства на буксировочном крюке автомобиля
или тягача.
2.4. Работник, производящий сцепку,
обязан:
закрепить конец жесткого сцепного
устройства на буксировочном крюке автомобиля или тягача;
убрать знак аварийной остановки;
убрать противооткатный упор.
3. ПОРЯДОК
БУКСИРОВКИ ТРОЛЛЕЙБУСА
3.1. Руководство буксировкой возлагается
на водителя буксирующего транспортного средства.
3.2. Перед началом буксировки водитель
буксирующего транспортного средства обязан проинструктировать водителя
троллейбуса о правилах буксировки, сделать запись в путевом листе троллейбуса
"Водитель проинструктирован" и расписаться.
3.3. Водитель неисправного троллейбуса
обязан:
занять свое место в кабине;
закрыть двери;
включить ближний свет фар и габаритные
огни;
в темное время суток и в других условиях
недостаточной видимости (см. п. 1.11) включить аварийное освещение;
растормозить троллейбус;
убедившись в безопасности движения дать
один предупредительный сигнал к началу движения.
3.4. Водитель автомобиля или тягача
обязан убедиться в надежности крепления жесткого сцепного устройства;
занять свое место в кабине;
включить ближний свет фар;
получив один предупредительный сигнал,
начать движение.
3.5. Движение состава транспортных
средств по перегонам должно осуществляться по Правилам дорожного движения, ПТЭ
троллейбуса и должностной инструкции.
3.6. Водитель неисправного троллейбуса
обязан вести троллейбус строго по колее автомобиля или тягача.
3.7. При вынужденной остановке на уклоне
водитель троллейбуса после получения сигнала обязан выйти из кабины и подложить
под колеса буксирующего транспортного средства и троллейбуса противооткатные
упоры со стороны спуска.
4. ПОРЯДОК РАСЦЕПКИ
ТРОЛЛЕЙБУСА
4.1. Расцепка троллейбуса должна
производиться на прямом, горизонтальном участке пути.
4.2. Для расцепки необходимо затормозить
состав транспортных средств в установленном месте и убедиться, что троллейбус
надежно заторможен ручным тормозом.
4.3. Работник, производящий расцепку,
обязан:
подложить противооткатный упор под правое
заднее колесо троллейбуса со стороны расцепки;
сообщить водителю автомобиля или тягача:
"Иду на расцепку";
отсоединить жесткое сцепное устройство от
крюка буксирующего транспортного средства;
выйти из зоны сцепки и сообщить водителю
автомобиля или тягача: "Троллейбус расцеплен" и, убедившись в
безопасности движения, дать сигнал "отъехать";
отсоединить жесткое сцепное устройство от
троллейбуса.
4.4. Водитель автомобиля или тягача
обязан:
после получения сигнала
"отъехать" отъехать на расстояние 3 - 5 м от троллейбуса и
затормозить;
выйти и помочь работнику, производящему
расцепку, отсоединить жесткое сцепное устройство от буксировочных серег
троллейбуса.
5. ОСОБЕННОСТИ
СЦЕПКИ И БУКСИРОВКИ ТРОЛЛЕЙБУСА
НА УЧАСТКАХ С ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ДВИЖЕНИЯ
5.1. На участках с тяжелыми условиями
движения, расположенными у ревизорского поста, сцепкой должен руководить
ревизор движения, обученный правилам сцепки.
5.2. На участках без ревизорского поста
сцепкой должен руководить бригадир бригады скорой технической помощи.
5.3. Скорость движения на участках с
тяжелыми условиями движения при буксировке троллейбуса не должна превышать 10
км/ч.
6. СИГНАЛИЗАЦИЯ ПРИ
БУКСИРОВКЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
6.1. При буксировке неисправных
троллейбусов должна применяться следующая сигнализация:
звуковыми сигналами троллейбуса;
световыми сигналами буксирующего
транспортного средства.
6.2. Звуковыми сигналами троллейбуса подаются
следующие команды:
один сигнал - движение вперед;
два коротких - "тише";
три коротких - "стой".
6.3. Световыми сигналами буксирующего
транспортного средства подаются следующие команды:
все сигналы горят - движение вперед;
горит сигнал торможения - остановка;
горит сигнал поворота направо - поворот
направо;
горит сигнал поворота налево - поворот
налево.
7. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНСТРУКЦИИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ
7.1. Контроль за
выполнением настоящей Инструкции возлагается на начальников трамвайно-троллейбусных
и троллейбусных управлений и директоров ремонтных заводов предприятий.
7.2. Виновные в нарушении Инструкции
подвергаются дисциплинарным взысканиям и могут привлекаться к административной
и судебной ответственности в соответствии с действующими законоположениями.