Утверждаю
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по гидрометеорологии
и контролю природной среды
В.Г.СОКОЛОВСКИЙ
6 октября 1983 года
Срок введения в действие
с 1 января 1984 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Разработаны Институтом комплексных
транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП), Управлением нормирования и
надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета,
Главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова
Госкомгидромета.
Внесены Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР.
Подготовлены к утверждению Управлением
нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета.
Утверждены Государственным комитетом СССР
по гидрометеорологии и контролю природной среды 6 октября 1983 года.
Заместитель Председателя Государственного
комитета В.Г. Соколовский.
Срок введения в действие с 1 января 1984
г.
Методическими
указаниями должны руководствоваться министерства и ведомства СССР, советы
министров союзных республик, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета при проведении работ по расчетам годового
выброса вредных веществ автомобильным транспортом, необходимого для заполнения
плановых форм N 2 попр., N 2 попр.
пл., осуществления государственного учета этих выбросов и разработки
мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля.
Общие положения
Методики расчета выброса
вредных веществ автомобильным транспортом
В основу Методики расчета выбросов
вредных веществ автомобильным транспортом заложен средний удельный выброс по
автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс
вредных веществ корректируется в зависимости от технического состояния
автомобилей, их среднего возраста, влияния природно-климатических условий
<*>.
--------------------------------
<*> В настоящей Методике
учитываются только коэффициенты влияния уровня технического состояния
автомобилей и среднего возраста парка. Коэффициент влияния
природно-климатических условий принимается равным 1 и
в дальнейшем подлежит уточнению.
В
результате для автомобилей парка рассматриваемого города
(региона)
тау
масса выброшенного за расчетный период тау вредного j-го вещества (M )
j
при наличии в группе автомобилей
с различными типами
ДВС (бензиновыми,
дизельными, газовыми и др.) определяется следующим образом:
тау
i k n
M = SUM SUM m L П R
,
j jik ik jik
где:
i - количество групп автомобилей;
m
- удельный выброс j-го вредного вещества
автомобилем i-ой группы с
jik
двигателем k-го типа на расчетный период
(включает в себя пробеговый выброс
с учетом
картерных выбросов и испарений топлива), г/км;
L -
пробег автомобилей i-й группы с двигателем k-го типа за расчетный
ik
период, млн. км;
П R -
произведение коэффициентов влияния n факторов на выброс j-го
jik
вредного вещества
автомобилями i-ой группы
с двигателей k-го типа в
рассматриваемом регионе.
А. Расчет данных за
отчетный период
Расчет ведется на основе статистической
отчетности о наличии и работе автотранспорта (форма N 1-автотранспорт) и
учетной документации по расчетным формам "Выброс автотранспорта",
приведенным в Приложении 1. В дальнейшем в Методических указаниях даются ссылки
на разделы, номера строк, граф, содержащиеся в форме статотчетности
N 1-автотранспорт, из которой берутся соответствующие данные. Заполнение
расчетных форм "Выброс автотранспорта" осуществляется в следующей
последовательности.
1. Графа 3 - пробег автомобилей в группе
по типам ДВС заполняется по данным статотчетности
(форма N 1-автотранспорт).
Грузовые и специальные грузовые
бензиновые - раздел IX, данные строки 914 графы 2 плюс раздел VIII, данные
строки 814 графы 6.
Грузовые и специальные грузовые дизельные
- раздел IX, данные строки 915 графы 2 плюс раздел VIII (данные строки 812
графы 6 минус данные строки 814 графы 6).
Автобусы бензиновые - раздел VIII, данные
строки 814 графы 2.
Автобусы дизельные - раздел VIII (данные
строки 812 графы 2 минус данные строки 814 графы 2).
Легковые служебные и специальные легковые
- раздел VIII (данные строки 812 графы 3 плюс данные строки 812 графы 4).
Легковые автомобили индивидуального
пользования - пробег рассчитывается по формуле:
L = 10 км/л х В,
ин.л
где В - расход
топлива легковых автомобилей индивидуального пользования, тыс. л.
Расход топлива легковыми автомобилями
индивидуального пользования берется по данным региональных подразделений Госкомнефтепродукта как реализация бензина рыночного фонда.
2. Графа
4 - удельный
выброс вредных веществ (CO, CH,
NO ) на 1 км
х
пробега одним
средним автомобилем (г/км).
Удельные выбросы окиси углерода,
углеводородов, окислов азота для всех групп автомобилей в зависимости от
расчетного года приняты постоянными и приведены в табл. 1.
Таблица 1
УДЕЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ, Г/КМ
┌─────────────────────────┬──────────┬─────────────┬─────────────┐
│ Группа автомобилей │
1983 │ 1984
│ 1985 - 1986 │
│ │ │ │ <*> │
│ ├──┬───┬───┼────┬────┬───┼────┬────┬───┤
│ │CO│CH │NO
│ CO │ CH │NO │ CO │ CH │NO │
│ │ │
│ х│ │
│ х│ │
│ х│
├─────────────────────────┼──┼───┼───┼────┼────┼───┼────┼────┼───┤
│Грузовые
и специальные │70│15 │8 │65,9│14,2│8 │61,9│13,3│8 │
│грузовые
с бензиновыми │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ДВС │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Грузовые
и специальные │15│6,4│8,5│15 │6,4 │8,5│15 │6,4 │8,5│
│грузовые
дизельные │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Автобусы
с бензиновыми │65│12
│8 │61,2│11,3│8 │57,5│10,7│8 │
│ДВС │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Автобусы
дизельные │15│6,4│8,5│15 │6,4 │8,5│15 │6,4 │8,5│
│Легковые
служебные и │21│3 │2,9│19,8│2,6 │2,8│18,7│2,25│2,7│
│специальные │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│Легковые
индивидуального │20│2,9│2,8│18,9│2,5 │2,7│17,9│2,1
│2,6│
│пользования │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
└─────────────────────────┴──┴───┴───┴────┴────┴───┴────┴────┴───┘
--------------------------------
<*> На последующие годы значения
удельных выбросов будут уточнены по мере введения новых стандартов.
В настоящих Методических указаниях не
выделены газобаллонные автомобили, поскольку в форме статистической отчетности
N 1-автотранспорт нет данных по их пробегу. При наличии таких данных значения
удельных выбросов вредных веществ следует брать равными
рекомендуемым значениям для дизельных автомобилей.
3. Графа 5 - коэффициент влияния среднего
возраста парка.
Коэффициенты влияния среднего возраста
парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп
автомобилей приняты постоянными и приведены в расчетных формах.
4. Графа 6 - коэффициент влияния уровня
технического состояния.
Коэффициенты влияния уровня технического
состояния приняты постоянными и даны в расчетных формах.
5. Годовой выброс вредных веществ по
отдельным группам автомобилей (грузовые и специальные
грузовые бензиновые, дизельные и др.) определяется перемножением построчно
данных граф 3 - 6 расчетных форм выброса автотранспорта. Общий выброс
автотранспорта складывается из выбросов вредных веществ всех
групп автомобилей. Полученные данные (общий выброс) используются для заполнения
форм N 2 попр. (графа 2, код 220).
Б. Расчет данных на
текущий год (ожидаемое выполнение)
и плановый период
1. Для расчетов ожидаемого выброса в
текущем году и на плановый период используется расчет данных за отчетный
период, изложенный в разделе А, с учетом планируемых
показателей развития автотранспорта. Данные о планируемых показателях развития
автотранспорта берутся из форм 15 ПТС или других соответствующих плановых
документов. Ниже приводится порядок расчета с использованием форм 15 ПТС и 18
ПТС. Расчет годового выброса вредных веществ, ожидаемого в текущем году и на
плановый период, проводится раздельно по группам автомобилей следующим образом:
план план
план отчет m
p
M = M
------ ------,
отчет отчет
m p
где:
отчет
M
- годовой выброс
вредного вещества за
отчетный год, т/год
(бензиновые - данные строки 1 графы 7 расчетной формы;
дизельные - данные
строки 2 графы 7
расчетной формы);
план
m
- удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним
автомобилем на
плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1);
отчет
m
- удельный выброс
вредного вещества на 1
км пробега одним
средним
автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1);
план
p - планируемый или ожидаемый грузооборот,
млн. т/км (бензиновые -
строка 8, форма
15 ПТС; дизельные - строка 9, форма 15 ПТС);
отчет
p - отчетный грузооборот, млн. т/км
(бензиновые - строка 8, форма
15 ПТС, дизельные
- строка 9, форма 15 ПТС), значение должно совпадать с
соответствующими
данными формы N 1-автотранспорт.
2. Для автобусов годовой выброс того или
иного вредного вещества на плановый (текущий) период определяется по формуле:
план план план
m N
+ N
план отчет 1 2
M = M
х ------ х ---------------,
отчет отчет отчет
m N
+ N
1 2
где:
отчет
M
- годовой выброс
вредного вещества за отчетный период, т/год
(бензиновые - данные строки 3 графы 7 расчетной формы,
дизельные - данные
строки 4 графы 7
расчетной формы);
план
m
- удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним
автомобилем на
плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1);
отчет
m
- удельный выброс
вредного вещества на 1
км пробега одним
средним
автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1);
план
отчет
N ; N - среднесписочное количество автобусов
общего пользования
1
1
на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт.
(данные
формы 18
ПТС); отчетные данные
должны совпадать с
данными формы
1 -
автотранспорт;
план
отчет
N ; N -
среднесписочное количество автобусов
министерств и
2
2
ведомств на
плановый (или ожидаемое
количество) и отчетный периоды, тыс.
шт. (данные
формы 15 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными формы
N
1-автотранспорт.
Если
расчет выброса вредных
веществ проводится в каком-либо
министерстве или ведомстве,
то в формулу в качестве третьего множимого
подставляется отношение
соответствующих парков на плановый и отчетный
план
N
1
периоды: для
транспорта общего пользования
только ------, для
отчет
N
1
план
N
2
ведомственного
- ------. Для
советов министров союзных
республик
отчет
N
2
подставляются данные
по среднесписочному количеству
автобусов всех
подчиненных
министерств.
3. Выброс вредных веществ легковыми
служебными и специальными автомобилями по годам принимается в соответствии с
табл. 1 постоянным, равным выбросу за отчетный год.
4. Расчет выброса вредных веществ
легковыми автомобилями индивидуального пользования на плановый период или
ожидаемое количество осуществляется по методу, описанному
выше в разделе А. В расчет закладываются плановые данные и ожидаемое
выполнение по реализации бензина рыночного фонда региональными подразделениями Госкомнефтепродукта.
Пример расчета
А. Расчет данных за отчетный период
Пример расчета сделан по данным, которые
приведены в частично заполненной форме N 1-автотранспорт (см. Приложение 2).
Расчет осуществляется по расчетным формам
(см. таблицы 2 - 4) в последовательности, описанной выше.
Таблица 2
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс окиси углерода за 1983 г.
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│выброс окиси │ влияния
│ окиси углерода │
│ │ │в группе по│
углерода на ├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │типам ДВС, │1
км пробега │сред-│уровня │ транспортом,
│
│ │ │млн. км/год│одним средним│него
│техни- │
т/год │
│ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│
│ │ │ │ г/км
│раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │472,41 │70 │1,33 │1,69 │74327,0 │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │70,59 │15 │1,33 │1,80 │2535,0 │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │253,0 │65 │1,32 │1,69 │36685,4 │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │22,0 │15 │1,27 │1,80 │754,3 │
│5 │Легковые
служебные │315,0 │21 │1,28 │1,63 │13801,5 │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │200,0 │20 │1,28 │1,62 │8294,3 │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс окиси │ │ │ │ │136397,5 │
│ │углерода │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
Таблица 3
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс углеводородов за 1983 г.
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│
выброс │ влияния
│ углеводородов │
│ │ │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │ типам ДВС,│ на 1 км
│сред-│уровня │ транспортом,
│
│ │ │млн. км/год│пробега одним│него
│техни- │
т/год │
│ │ │ │ средним
│воз- │ческого│(гр.
3 х гр. 4 х│
│ │ │ │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ г/км │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │472,41 │15,0 │1,2 │1,86
│15816,0 │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │70,59 │6,4 │1,2 │2,0
│1084,4 │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │253,0 │12,0 │1,2 │1,86
│6776,4 │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │22,0 │6,4 │1,17 │2,0 │329,4 │
│5 │Легковые
служебные │315,0 │3,0 │1,17 │1,83 │2023,3 │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │200,0 │2,9 │1,17 │1,78 │1207,9 │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │
│ │углеводородов │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
Таблица 4
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс окислов азота за 1983 г.
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│Удельный вы- │ Коэффициент │
Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│брос окислов │ влияния
│ окислов азота │
│ │ │в группе по│азота
на 1 км├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │типам ДВС, │пробега
одним│сред-│уровня │
транспортом, │
│ │ │млн. км/год│средним
│него │техни- │
т/год │
│ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│
│ │ │ │г/км │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4
│ 5 │
6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │472,41 │8,0 │1,0 │0,8
│3023,4 │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │70,59 │8,5 │1,0 │1,0
│600,1 │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │253,0 │8,0 │1,0 │0,8
│1619,2 │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │22,0 │8,5 │1,0 │1,0
│187,0 │
│5 │Легковые
служебные │315,0 │2,9 │1,0 │0,85
│776,5 │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │200 │2,8 │1,0 │0,9
│504,0 │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс │ │ │ │ │6710,2 │
│ │окислов
азота │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
1. Заполняется графа 3 - пробег
автомобилей в группе по типам ДВС (см. таблицы 2 - 4).
Пробег грузовых и специальных грузовых
бензиновых складывается из пробега грузовых бензиновых, который равен 428910
тыс. км (см. раздел IX, данные строки 914 графы 2), и из пробега специальных
грузовых бензиновых, который равен 43500 тыс. км (см. раздел VIII, данные
строки 814 графы 6), и составляет 472410 тыс. км. Данную сумму (472410 тыс. км)
заносим в графу 3 строку 1 расчетной формы в млн. км.
Пробег грузовых и
специальных грузовых дизельных складывается из пробега грузовых дизельных, который
равен 64090 тыс. км (см. раздел IX, данные строки 915 графы 2), и из пробега
специальных дизельных, который определяется как разность общего пробега
специальных грузовых автомобилей - 50000000 км (см. раздел VIII, данные строки
812 графы 6) и пробега специальных грузовых с бензиновыми ДВС - 43500000 км
(см. раздел VIII, данные строки 814
графы 6), и составляет 6500000 км. Суммарный пробег грузовых и специальных
грузовых дизельных автомобилей в млн. км (64,09 + 6,5 = 70,59) заносим в графу
3 строку 2.
Пробег бензиновых автобусов составляет
253 млн. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2).
Пробег дизельных автобусов берется как
разница общего пробега автобусов - 275000000 км (см. раздел VIII, данные строки
812 графы 2) и пробега бензиновых автобусов - 253000000 км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 2). Разница составляет 22000000 км. Данное значение
заносим в расчетные формы в графу 3 строку 4 в млн. км.
Пробег легковых служебных и специальных
автомобилей складывается из пробега легковых служебных - 300050000 км (см.
раздел VIII, данные строки 812 графы 3) и из пробега специальных легковых
автомобилей - 14950000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 4) и
составляет 315000000 км. Данное значение заносится в расчетные формы в графу 3 строку
5 в млн. км.
Пробег парка легковых автомобилей
индивидуального пользования рассчитывается по формуле:
L
= 10 х 20000 = 200000 (тыс. км),
ин.л
где
20000 - расход топлива парком легковых автомобилей индивидуального
пользования в
данном примере, тыс. л.
2.
Удельные выбросы вредных веществ
(CO, CH, NO ) на 1 км пробега для
х
всех групп
автомобилей берутся в
таблице 1. Например, в нашем случае
удельные выбросы
окиси углерода, углеводородов и
окислов азота в 1983 г.
для грузовых и специальных грузовых бензиновых
составят соответственно 70,
15 и
8 г/км. Эти
данные заносятся в графу 4 строку 1 расчетных форм.
Аналогично определяются
удельные выбросы вредных
веществ и для
всех
остальных групп
автомобилей.
3 и 4. Коэффициенты влияния среднего
возраста парка и уровня технического состояния (графы 5 и 6 расчетных форм) на
выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей
приведены в расчетных формах. Например, для грузовых и специальных грузовых
автомобилей коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси
углерода, углеводородов и окислов азота соответственно будут равны 1,33; 1,2 и
1,0.
5. Далее определяется годовой выброс
вредных веществ по отдельным видам автомобилей. Например, для грузовых и
специальных грузовых бензиновых автомобилей годовые выбросы окиси углерода,
углеводородов и окислов азота соответственно определяются следующим образом:
M =
472,41 х 70 х 1,33 х 1,69 = 74327,0 т,
CO
M =
472,41 х 15 х 1,2 х 1,86 = 15816,0 т,
CH
M
= 472,41 х 8 х 1,0 х 0,8 = 3023,4 т.
NO
х
Полученные данные заносим в графу 7
расчетных форм выбросов автотранспорта.
Общий выброс того или иного вредного
вещества всем автотранспортом определяем как сумму выбросов всеми группами
автомобилей. Например, годовой выброс окиси углерода автотранспортом составит:
74327,0 + 2535,0 + 36685,4 + 754,3 +
13801,5 + 8294,3 = 136397,5 т.
Аналогично определяются выбросы
углеводородов, окислов азота всем автотранспортом.
Если бы рассмотренный пример расчета
относился к расчету какого-либо министерства или ведомства для заполнения формы
N 2 попр., то полученные данные по выбросу вредных веществ
автомобильным транспортом составили бы:
136397,6 + 27237,4 + 6710,2 = 170345,1 т,
что и заносится в форму N 2 попр. в тыс. т с округлением до третьего знака (см.
частично заполненную форму N 2 попр., графа 3, код
220 - Приложение 3).
Аналогично данные по легковым автомобилям
индивидуального пользования непосредственно берутся из расчетных форм:
8294,3 + 1207,9 + 504,0 = 10006,2 т
и заносятся в формы N 2 попр. в тыс. т (см. частично заполненную форму N 2 попр., графа 2, код 230).
Б. Расчет данных на текущий год
(ожидаемое выполнение) и плановый период
Расчет данных на текущий год и плановый
период производится раздельно по группам автомобилей в последовательности,
описанной выше в разделе Б.
1. Допустим, грузооборот бензиновых
грузовых автомобилей в отчетном 1983 г. составил 2645,496 млн. т/км;
планировалось, что грузооборот на 1984 и 1985 гг. составит соответственно
2698,405 и 2764,543 млн. т/км; ожидаемое выполнение плана грузооборота на 1984
год - 2680,5 млн. т/км.
Рассмотрим расчет годового выброса окиси
углерода на плановый 1985 год на примере бензиновых грузовых и специальных
грузовых автомобилей:
61,9 2764,543
M = 74327,0 х ---- х
-------- = 74327,0 х 0,884 х 1,045 = 68861,8 (т/год),
CO
70 2645,496
где:
74327,0
- годовой выброс
окиси углерода грузовыми и специальными
грузовыми бензиновыми автомобилями
за отчетный период
1983 г., т (см.
расчетную форму
выброса окиси углерода за 1983 г., строка 1 графа 7);
61,9
---- - отношение удельных выбросов окиси
углерода на 1 км пробега одним
70
средним автомобилем на
плановый 1985 г. и отчетный 1983 г. (см. данные
таблицы 1);
2764,543
--------
- отношение планируемого грузооборота
на 1985 г. к
2645,496
грузообороту,
выполненному в 1983 г. (данные строки 8 формы 15 ПТС).
Аналогично рассчитываются выбросы
углеводородов и окислов азота на плановый период.
Также проводится
расчет на текущий 1984 г. (ожидаемое количество). В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого на 1984
г. грузооборота подставляется ожидаемое выполнение плана по грузообороту:
65,9 2680,5
M =
74327,0 х ---- х -------- = 70641,12 т.
CO 70 2645,496
Аналогично рассчитываются выбросы вредных
веществ дизельными грузовыми автомобилями на плановый и текущий периоды.
2. Годовой выброс окиси углерода
бензиновыми автобусами в данном примере на 1985 г. рассчитывается следующим
образом:
план 57,5 1,75 + 1,03
M = 36685,4 х ---- х
----------- = 36685,4 х 0,885 х 1,039 = 33408,1 т,
CO 65 1,72 + 0,98
где:
36685,4
- годовой выброс окиси
углерода бензиновыми автобусами за
отчетный 1983
г. , т/год (см. расчетную форму выброса окиси
углерода за
1983 г., данные
строки 3 графы 7);
57,5
---- - отношение удельных выбросов окиси
углерода на 1 км пробега одним
65
средним автобусом на
плановый 1985 г.
и отчетный 1983 г. (см. данные
таблицы 1);
1,75;
1,72 - среднесписочное количество
автобусов министерств и
ведомств на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г., тыс. шт. (см.
данные формы
15 ПТС).
Также проводится расчет на текущий 1984
г. В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого парка
бензиновых автобусов (1,75 + 1,03 = 2,78 тыс. шт.) подставляется ожидаемое
среднесписочное количество бензиновых автобусов в текущем 1984 г. (1,73 + 1,01
= 2,74 тыс. шт.):
61,2 1,73 + 1,01
M = 36685,4 х ---- х
----------- = 36685,4 х 0,942 х 1,015 = 35076,0 т.
CO
65 1,72 + 0,98
Аналогично проводятся расчеты выбросов
углеводородов и окислов азота для бензиновых автобусов и всех вредных веществ для дизельных автобусов.
Выбросы вредных
веществ служебными и специальными легковыми автомобилями на плановый 1985 г.
принимаются равными выбросам за отчетный 1983 г. Например, выброс окиси
углерода легковыми автомобилями в 1985 г. составит 13801,5 т (см. расчетную
форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 5 графа 7).
Для легковых
автомобилей индивидуального пользования расчет выброса вредных веществ на
плановый и текущий периоды осуществляется по методу, описанному в разделе А.
Допустим, что в 1985 г. планируется
реализовать 22000 тыс. л бензина рыночного фонда, тогда пробег составит:
L
= 10 х 22000 = 220000 тыс. км.
ин.л
Выброс окиси углерода легковыми
автомобилями индивидуального пользования на 1985 г. рассчитывается следующим
образом:
M =
220 х 17,9 х 1,28 х 1,62 = 8165,83 т.
CO
Для заполнения плановых форм N 2 попр. необходимо просуммировать выброс всех вредных веществ
за расчетный (плановый) год. В нашем примере годовой выброс вредных веществ представлен в табл. 5.
Таблица 5
ГОДОВОЙ ВЫБРОС ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НА
ПЛАНОВЫЙ 1985 Г. (Т)
┌───┬───────────────────┬────────┬─────────┬─────────┬───────────┐
│
N │Группа автомобилей │ Окись
│Углеводо-│ Окислы │ Всего │
│п/п│
│углерода│роды │
азота │ по группе │
│ │ │ (CO) │(CH) │
(NO ) │автомобилей│
│ │ │ │ │ х │ │
├───┼───────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼───────────┤
│1 │Грузовые и специ- │68811,8 │14643,5 │3159,45 │86664,81 │
│ │альные
грузовые с │ │ │ │ │
│ │бензиновыми ДВС │ │ │ │ │
│2 │Грузовые и специ- │2712,45 │1158,5 │642,1 │4513,05 │
│ │альные
грузовые │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │
│3 │Автобусы с │33408,71│6302,05 │1666,15 │41376,30 │
│ │бензиновыми ДВС │ │ │ │ │
│4 │Автобусы дизельные │776,17 │338,18 │192,42 │1306,77 │
│5 │Легковые служебные │13801,5 │2023,3 │776,5 │16601,3 │
│ │и специальные │ │ │ │ │
│6 │Легковые
индивиду- │8165,83 │962,16 │514,8 │9642,79 │
│ │ального
пользования│ │ │ │ │
│7 │Всего по │127725,8│25427,75 │6951,42 │160105,02 │
│ │автотранспорту │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴───────────┘
Расчетный суммарный выброс - 160105,02 т
заносится в форму N 2 попр. (графа 6, код 220) в тыс.
т. Из общего выброса вредных веществ в форме N 2 попр.
выделяется выброс автомобилями индивидуальных владельцев - 9642,79 т, который
подставляется в графу 6, код 230 в тыс. т (Приложение 3).
Приложение 1
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс окиси углерода за 19__ год
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│выброс окиси │ влияния
│ окиси углерода │
│ │ │в группе по│
углерода на ├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │типам ДВС, │1
км пробега │сред-│уровня │ транспортом,
│
│ │ │млн. км/год│одним
средним│него │техни- │ т/год
│
│ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│
│ │ │ │ г/км
│раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,33 │1,69 │ │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,33 │1,80 │ │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │ │ │1,32 │1,69 │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,27 │1,80 │ │
│5 │Легковые
служебные │ │ │1,28 │1,63 │ │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │ │ │1,28 │1,62 │ │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс окиси │ │ │ │ │ │
│ │углерода
от │ │ │ │ │ │
│ │автотранспорта │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс углеводородов за 19__ год
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│
выброс │ влияния
│ углеводородов │
│ │ │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │ типам ДВС,│ на 1 км
│сред-│уровня │ транспортом,
│
│ │ │млн. км/год│пробега одним│него
│техни- │
т/год │
│ │ │ │ средним
│воз- │ческого│(гр.
3 х гр. 4 х│
│ │ │ │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ г/км │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,2 │1,86
│ │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,2 │2,0
│ │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │ │ │1,2 │1,85
│ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,17 │2,0 │ │
│5 │Легковые
служебные │ │ │1,17 │1,83 │ │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │ │ │1,17 │1,78 │ │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │
│ │углеводородов
от │ │ │ │ │ │
│ │автотранспорта │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
Расчетная форма
Выброс автотранспорта
Выброс окислов азота за 19__ год
┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐
│ N │
Группа │ Пробег
│Удельный вы- │ Коэффициент │
Годовой выброс │
│п/п│
автомобилей │автомобилей│брос окислов │ влияния
│ окислов азота │
│ │ │в группе по│азота
на 1 км├─────┬───────┤
автомобильным │
│ │ │типам ДВС, │пробега
одним│сред-│уровня │
транспортом, │
│ │ │млн. км/год│средним
│него │техни- │
т/год │
│ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│
│ │ │ │г/км │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │
│ │ │ │ │парка│ния │ │
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│
├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤
│1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,0 │0,8
│ │
│ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,0 │1,0
│ │
│ │альные грузовые │ │ │ │ │ │
│ │дизельные │ │ │ │ │ │
│3 │Автобусы
с │ │ │1,0 │0,8
│ │
│ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │
│4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,0 │1,0
│ │
│5 │Легковые
служебные │ │ │1,0 │0,85
│ │
│ │и
специальные │ │ │ │ │ │
│6 │Легковые индивиду- │ │ │1,0 │0,9
│ │
│ │ального пользования│ │ │ │ │ │
│7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │
│ │окислов
азота от │ │ │ │ │ │
│ │автотранспорта │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘
Приложение 2
Вкладной лист
к форме N 1-автотранспорт
Раздел VIII. Работа и использование автобусов,
легковых
и специальных автомобилей за 1983 г.
┌────────────┬───────┬─────┬─────────┬──────────┬────────────────────┬───────────┬─────────┐
│
│Единица│N │Автобусы │ Легковые │Специальные
легковые│Специальные│Контроль-│
│
│измере-│стро-│ │служебные │ автомобили │автомобили
│ная сумма│
│
│ния
│ки
│ │автомобили├─────┬──────────────┤(без
специ-│(гр.
1 + │
│
│ │ │ │ │Всего│В том числе со│альных │гр. 6) │
│
│ │ │ │ │ │ стационарным │легковых) │ │
│
│ │
│ │ │ │
несъемным │ │ │
│
│ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │
├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│
А │ Б │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6
│ 7 │
├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤
│Общий пробег│км │812 │275000000│300050000 │ │ │50000000 │ │
│автомобилей │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(автобусов) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в том числе │-"- │814
│253000000│Х │ │ │43500000 │ │
│бензиновых
│ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────┴───────┴─────┴─────────┴──────────┴─────┴──────────────┴───────────┴─────────┘
Раздел IX. Работа и использование грузовых
автомобилей
и автоприцепов за 1983 г.
┌────────────────┬───────┬─────┬────────────────────┬───────────────────┬─────────┬─────────┐
│
│Единица│N │Все грузовые автомо-│ Из общего итога │Автопри- │Контроль-│
│
│измере-│стро-│били (включая пикапы│гр. 2 - автомобили │цепы │ная сумма│
│ │ния │ки │и фургоны на шасси ├─────────┬─────────┤бортовые,│(гр.
1 + │
│
│ │ │легковых автомоби- │Работаю- │Привле- │само- │гр. 5) │
│
│ │ │лей), работающие
по │щие по
│ченные на│свальные,│ │
│
│ │ │сдельному и повре- │сдельному│уборку │фургоны │ │
│
│ │ │менному
тарифу │тарифу │урожая │ │ │
├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│
А │ Б │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Общий пробег
│ │ │ │ │ │ │ │
│автомобилей -
│ │ │ │ │ │ │ │
│всего
│тыс. км│912 │493000 │ │ │Х │ │
│в том числе
│-"- │913 │ │ │ │Х │ │
│бортовых
│ │ │ │ │ │ │ │
│Из общего пробе-│ │ │ │ │ │ │ │
│га (стр. 912) - │ │ │ │ │ │ │ │
│пробег:
│ │ │ │ │ │ │ │
│бензиновых
│тыс. км│914 │428910 │ │ │Х │ │
│легковых
│ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────┴─────┴────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
Приложение 3
Лист 3 формы N 2 попр.
┌────────────────────────┬───────┬───┬───────┬──────────────────┬───────────────────┬──────┐
│ │Единица│Код│1983
г.│ 1984 г. │ 1985 г. │Запол-│
│ │измере-│ │
│ (текущий год) │ (планируемый год) │няется│
│ │ния │ │
├───────┬──────────┼───────────┬───────┤ВЦ │
│ │ │
│ │ План │Ожидаемое │По пятилет-│Проект
│ │
│ │ │
│ │ │выполнение│нему
плану │ плана │ │
│ │ │
│ │ │ │и расчетам │ │ │
│ │ │
│ │ │ │к нему │ │ │
├────────────────────────┼───────┼───┼───────┼───────┼──────────┼───────────┼───────┼──────┤
│Снижение (-), увеличение│тыс. т/│195│ │ │
│ │ │ │
│(+) общего количества │год
│ │ │ │ │ │ │ │
│вредных веществ, выбра-
│ │ │
│ │ │ │ │ │
│сываемых в
атмосферный │ │
│ │ │ │ │ │ │
│воздух (по отношению к │
│ │ │ │ │ │ │ │
│предыдущему году) │ │
│ │ │ │ │ │ │
│в том числе газообразные│-"- │210│ │ │ │ │ │ │
│и жидкие │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ II.
Передвижные │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ транспортные источники │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Общее количество вредных│-"- │215│ │ │ │ │ │ │
│веществ, выбрасываемых в│ │
│ │ │ │ │ │ │
│атмосферный воздух │ │ │
│ │ │ │ │ │
│в том числе выбросы │-"- │220│170,345│165,419│164,235 │ │160,105│ │
│автомобилями │ │
│ │ │ │ │ │ │
│из них автомобилями │-"- │230│10,006 │9,880 │9973,0 │ │9,643 │
│
│индивидуальных │ │
│ │ │ │ │ │ │
│владельцев <*> │ │
│ │ │ │ │ │ │
└────────────────────────┴───────┴───┴───────┴───────┴──────────┴───────────┴───────┴──────┘
--------------------------------
<*> Заполняется советами министров
союзных республик.