ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ РСФСР
ПИСЬМО
от 20 октября 1983 г. N И-2/7
О РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ И ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЕЙ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В целях обеспечения правильной и
единообразной практики разрешения споров, возникающих между
организациями-грузоотправителями (грузополучателями) и автотранспортными
предприятиями в связи с транспортно-экспедиционным обслуживанием,
Государственный арбитраж РСФСР предлагает руководствоваться следующими
указаниями.
1. Постановлением Совета Министров СССР
от 19.11.79 N 1025 "О мерах по улучшению транспортно-экспедиционного
обслуживания в РСФСР" установлено, что на территории республики
автотранспортные предприятия и организации общего пользования <1>
осуществляют транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и
грузополучателей при перевозке грузов как в прямом
автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном,
автомобильно-водном, автомобильно-авиационном сообщении.
--------------------------------
<1> В
дальнейшем употребляется термин "автотранспортное предприятие".
Условия выполнения
транспортно-экспедиционных операций и услуг при перевозке в прямом
автомобильном сообщении должны предусматриваться в годовых договорах на
перевозку грузов автомобильным транспортом, заключаемых на основе Типового
годового договора на перевозку грузов, утвержденного Минавтотрансом
РСФСР 30.11.70 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР.
При перевозке
грузов в автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном,
автомобильно-авиационном сообщении условия транспортно-экспедиционного
обслуживания должны предусматриваться в договорах на централизованную перевозку
грузов, заключаемых на основе Типового годового договора на централизованную
перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на
станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 06.02.81 по согласованию с Госпланом
РСФСР и Госарбитражем РСФСР <1>.
--------------------------------
<1> В
дальнейшем именуется Типовой годовой договор на централизованную перевозку
грузов.
При рассмотрении
споров, связанных с выполнением автотранспортными предприятиями транспортно-экспедиционных
операций и услуг, арбитражам следует руководствоваться Уставом автомобильного
транспорта РСФСР, другими законодательными актами, Правилами
транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений
в РСФСР, Типовыми договорами, а по вопросам, не урегулированным Правилами и
типовыми договорами, - Общими правилами перевозок грузов автомобильным
транспортом, а также нормами транспортных уставов, кодексов и правил,
действующих на соответствующем виде
транспорта.
2. В соответствии с п.
2 Типового годового договора на централизованную перевозку грузов
централизованному завозу и вывозу автомобильным транспортом подлежат все грузы
грузоотправителей (грузополучателей}, за исключением опасных, наливных и
запрещенных к перевозке согласно ст. 18 УАТ РСФСР.
Следовательно, при разрешении споров по
вопросу включения в договоры на централизованную перевозку грузов условия о
вывозе со станций железных дорог скоропортящихся грузов госарбитражи
должны исходить из того, что автотранспортные предприятия не вправе отказаться
от вывоза таких грузов, если их погрузка и выгрузка на железнодорожных станциях
осуществляется силами железных дорог.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
согласно § 3 Правил централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным
транспортом общего пользования на станции железных дорог при централизованном
завозе (вывозе) грузов автотранспортные предприятия обязаны обеспечить
своевременный завоз и вывоз всех грузов, прием и выдача которых производятся на
местах общего пользования станций железных дорог. В связи с
этим должны признаваться неправомерными требования грузоотправителей
(грузополучателей) о включении в объем централизованного завоза (вывоза) грузов
по договору централизованной перевозки таких грузов, погрузка и выгрузка
которых осуществляется на подъездных путях предприятий и организаций,
прирельсовых складах предприятий и организаций и других пунктах заказчиков и
железной дороги, не относящихся к местам общего пользования.
3. Правила транспортно-экспедиционного
обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР содержат перечень
обязательных операций и услуг, выполняемых автотранспортными предприятиями при
перевозках грузов в прямом автомобильном сообщении (§ 5) и при централизованных
перевозках грузов (§ 7).
При разрешении споров госарбитражи
должны исключать из договоров условия, направленные на необоснованное
ограничение предусмотренных Правилами обязанностей автотранспортных
предприятий.
Выполнение дополнительных операций и
услуг в соответствии с § 6, 9 Правил может предусматриваться в договорах по
согласованию сторон с учетом местных условий и возможностей. При разрешении
споров о включении в договор дополнительных операций и услуг госарбитражам следует с учетом конкретных обстоятельств спора запрашивать заключение вышестоящей организации
автомобильного транспорта о возможности выполнения соответствующих работ и
принимать решение в соответствии с этим заключением.
4. При разрешении
споров, связанных с установлением в договоре числа смен работы баз и складов
грузоотправителей и грузополучателей, госарбитражам
следует учитывать, что Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 07.03.67 N 199, ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.08.68 N 598, Типовым
годовым договором на централизованную перевозку грузов (п. 8, абз. 1) установлена обязанность предприятий и организаций -
грузоотправителей и грузополучателей - обеспечивать работу баз и
складов, как правило, в две-три смены, в том числе в выходные и праздничные
дни, не допуская снижения объема погрузочно-разгрузочных работ.
Вместе с тем транспортно-экспедиционное
обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, отправляющих (получающих)
грузы нерегулярно и в небольших объемах, должно осуществляться с учетом
конкретных условий и возможностей. В этих случаях по соглашению сторон в
договоре может быть предусмотрен режим работы баз и складов по отправлению и
приемке грузов от одной до полутора смен.
При разрешении споров госарбитражам
следует обращать внимание на включение в договор условия об обязательной
выгрузке (погрузке) груза при поступлении информации от автопредприятия о
завозе (вывозе) груза независимо от режима работы баз и складов грузоотправителей
(грузополучателей). При этом необходимо иметь в виду, что отсутствие у
грузоотправителей (грузополучателей) указанной информации не освобождает их от
возмещения автотранспортным предприятиям убытков от уплаты сборов за хранение
грузов и штрафов соответствующим транспортным организациям. Вместе с тем в этом
случае не подлежит взысканию с заказчиков штраф за простой автомобилей,
стоимость прогона автомобилей, а также другие убытки автомобильного транспорта,
вызванные доставкой груза или подачей автомобилей под погрузку в нерабочее
время.
5. Типовым годовым
договором на централизованную перевозку грузов (п. 7, абз.
5) установлена обязанность автотранспортных предприятий предупреждать
грузоотправителей и грузополучателей до 15 часов о завозе (вывозе) грузов во
вторую и третью смены, а о завозе (вывозе) в выходные и праздничные дни - до 17
часов дня, предшествующего завозу (вывозу), и сообщать ориентировочное время
завоза (вывоза) и количество груза.
Однако независимо от передачи
соответствующей информации о завозе (вывозе) грузов грузополучатели в
соответствии со ст. 55 Устава автомобильного транспорта РСФСР обязаны принять
прибывший в их адрес груз от автотранспортного предприятия в сроки,
установленные транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов
транспорта или изданными на основании их правилами.
6. Обязанность осуществления
погрузочно-разгрузочных работ возлагается, как правило, на грузоотправителей
(грузополучателей). Причем указанные работы должны производиться без перерыва
на обед.
Вместе с тем
Постановлением Совета Министров РСФСР от 21.12.79 N 627 "О мерах по
улучшению транспортно-экспедиционного обслуживания в РСФСР" (п. 1
"ж") предусмотрено расширение практики выполнения средствами
автотранспортных предприятий, осуществляющих транспортно-экспедиционное
обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, погрузочно-разгрузочных
работ для предприятий, организаций и учреждений, отправляющих и получающих
грузы нерегулярно и в небольшом объеме.
При разрешении споров по вопросу о том,
на кого возложить обязанность осуществления погрузочно-разгрузочных работ, госарбитражам следует выяснять, располагают ли
автопредприятия возможностями по выполнению в указанных случаях
погрузочно-разгрузочных работ своими силами, в частности, запрашивать заключение
вышестоящей организации автомобильного транспорта. Решение необходимо принимать
в соответствии с этим заключением.
7. Автотранспортные предприятия не вправе
требовать явки представителя грузополучателя для приемки груза и составления
акта при установлении недостачи, порчи и повреждении груза, кроме как в
случаях, когда требуются специальные знания, связанные с определением качества
и состояния груза (п. 10, абз. 2, Типового годового
договора на централизованную перевозку грузов). В остальных случаях при
несохранной перевозке прием грузов от других видов транспорта производится
автопредприятиями в общем порядке.
При рассмотрении споров, связанных с несохранностью грузов, следует иметь в виду, что в пункте
назначения при сдаче груза автотранспортные предприятия и организации обязаны
проверить вес, количество мест и состояние груза. Если при этом будет
обнаружена недостача, повреждение или порча груза, не подтвержденные
коммерческими и другими актами станций железных дорог, порта (пристаней),
аэропорта, грузополучатель должен потребовать от автотранспортного предприятия
удостоверения этих обстоятельств в товарно-транспортной накладной или
составления акта о несохранной перевозке в порядке, установленном разделом 10
Общих правил перевозок грузов.
8. Ответственность автотранспортных
предприятий (организаций), а также грузоотправителей и грузополучателей в
случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, вытекающих из
централизованной перевозки грузов, установлена Уставом автомобильного транспорта
РСФСР. Перечень нарушений, влекущих за собой соответствующую ответственность,
предусмотрен в п. 14 Типового годового договора на централизованную перевозку
грузов.
Если Правилами
транспортно-экспедиционного обслуживания или Типовым договором установлена обязанность
сторон, но ответственности за неисполнение не предусмотрено, то стороны не
вправе устанавливать такую ответственность в договоре. В случае, если при рассмотрении спора будет установлено, что
договоры содержат условия об ответственности, не предусмотренной УАТ РСФСР, госарбитражи по своей инициативе должны исключать эти
условия из договора.
9. В соответствии со ст. 142 Устава
автомобильного транспорта РСФСР грузоотправители и грузополучатели несут
ответственность перед автотранспортными предприятиями за задержку контейнеров
сверх установленных норм.
Норма времени на погрузку (выгрузку)
контейнеров установлена прейскурантом N 13-01-01 и составляет 2 часа на одну
операцию (погрузку или выгрузку) и 4 часа - на обе операции.
Основанием для взыскания штрафа за
задержку контейнеров сверх установленных норм согласно § 13 раздела 11 Общих
правил перевозок грузов автомобильным транспортом являются товарно-транспортные
накладные с отметками о времени получения контейнера и сдачи его
автотранспортному предприятию. Время простоя контейнеров у грузополучателей
следует исчислять с момента завоза и до вывоза контейнеров с их территории.
В случаях, когда на складах
грузоотправителей (грузополучателей) в соответствии с § 27 раздела 25 Правил
перевозок грузов открыты контейнерные пункты с обменным парком контейнеров и
норма обменного парка соблюдается, штраф за задержку контейнеров не подлежит
взысканию, независимо от того, что какой-либо их контейнеров задержан более
установленного срока.
10. В соответствии со
ст. 151 Устава автомобильного транспорта РСФСР грузополучатель, не принявший от
автотранспортного предприятия при централизованном вывозе со станций железных
дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов груз в сроки, установленные
транспортными уставами (кодексами) соответствующих видов транспорта или
изданными на основании их правилами, возмещает автотранспортному предприятию
связанные с этим убытки, в том числе уплаченные сборы за хранение грузов и
штрафы.
11. При невывозе
грузов и контейнеров в размере установленного договором среднесуточного объема
по вине автотранспортного предприятия, а также при невозврате указанных
контейнеров станции железной дороги, порту (пристани) уплаченные
соответствующему виду транспорта плата за хранение грузов и штраф за задержку контейнеров
относятся на автотранспортное предприятие.
Заместитель Главного
государственного арбитра РСФСР
Н.П.БУРСА