ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 315
О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИИ
ЕЕ РОЛИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных
республик, крайкомам и обкомам партии, Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик в соответствии с Основными направлениями
реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить дальнейшее
развитие и совершенствование системы профессионально-технического образования
как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров,
повышать ее роль в осуществлении перехода к всеобщему профессиональному
обучению молодежи.
Усилить идейно-политическую
направленность учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических
учебных заведениях. Формировать у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение,
стойкие материалистические представления, непримиримость к любым проявлениям
враждебной идеологии. Добиваться, чтобы каждый будущий
молодой рабочий воспитывался как гражданин социалистического общества, патриот
и интернационалист, активный строитель коммунизма, рачительный хозяин с
присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами,
коллективистской психологией, высокой культурой труда, поведения и быта.
Направлять усилия инженерно-педагогических
коллективов, всех работников профессионально-технического образования на
овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, на выработку у них
современного экономического мышления, высокого профессионального мастерства,
творческого отношения к труду. Обратить особое внимание на подготовку
квалифицированных рабочих для создания и эксплуатации новой техники,
автоматизированных производств с применением
компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.
2. Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию и Советам Министров союзных республик
реорганизовать в 1984 году существующие профессионально-технические учебные
заведения в единый тип - среднее профессионально-техническое училище с
соответствующими отделениями по профессиям и срокам обучения в зависимости от
уровня образования поступающих.
Средние профессионально-технические
училища осуществляют подготовку квалифицированных рабочих со средним
образованием из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, как правило,
со сроком обучения 3 года и выпускников средней общеобразовательной школы с
дифференцированными сроками обучения до 1 года с учетом их трудовой подготовки
и сложности профессий. В средних профессионально-технических училищах могут
создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам
среднего образования, филиалы, вечерние (сменные) отделения, а также может
осуществляться переподготовка рабочих кадров.
Сохранить за учащимися и работниками этих
профессионально-технических училищ ранее установленные
в соответствующих учебных заведениях профессионально-технического образования
льготы, преимущества и условия материального обеспечения.
Поручить Государственному комитету СССР
по профессионально-техническому образованию, Госплану СССР, Министерству
финансов СССР, Министерству юстиции СССР и ВЦСПС внести в Совет Министров СССР
предложения по унификации законодательства о льготах и об условиях
материального обеспечения учащихся и работников профессионально-технических
учебных заведений.
Средние профессионально-технические
училища создаются в установленном порядке на базе производственных объединений,
предприятий, строек, организаций с численностью работников 2 тыс. человек и
более, а в сельской местности, как правило, - в каждом административном районе
и входят в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятий с
меньшей численностью работников училища могут создаваться на основе отраслевой
и межведомственной кооперации.
Министерствам, имеющим в своем ведении
профессиональные (профессионально-технические) училища, осуществляющие
подготовку рабочих кадров, завершить в 1984 - 1986 годах передачу этих училищ в
систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому
образованию.
3. Повысить роль
Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию в
осуществлении единой государственной политики в подготовке квалифицированных
рабочих, предоставив ему право определять в установленном порядке перечень
профессий, по которым может проводиться подготовка рабочих во всех учебных
заведениях и на производстве, устанавливать единый, обязательный для всех
министерств, ведомств и других организаций, осуществляющих профессиональное
обучение, уровень содержания этого обучения, порядок аттестации и присвоения
квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих, а также право контроля за соблюдением требований, предъявляемых к
подготовке рабочих.
Государственному
комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством
высшего и среднего специального образования СССР, ВЦСПС, другими министерствами
и ведомствами СССР разработать и утвердить в 1984 - 1985 годах перечень
профессий и специальностей для подготовки квалифицированных рабочих в средних
профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях,
непосредственно на производстве.
4. Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию с участием заинтересованных
министерств и ведомств разработать в 1985 - 1987 годах учебные планы, а также
программы по специальным предметам и на их основе подготовить новые учебники
для средних профессионально-технических училищ. Обеспечить высокий научный
уровень и доступность содержания каждого учебного предмета, устранив излишне
усложненный и второстепенный материал. Предусмотреть в них также усиление
преемственности в обучении и воспитании учащихся профессионально-технических
училищ и общеобразовательных школ, политехнической направленности, более
глубокое изучение технических, агрономических и других специальных дисциплин,
раскрывающих тенденции и перспективы научно-технического прогресса.
Принять меры к повышению уровня
общеобразовательной подготовки, обеспечению прочного овладения основами наук,
улучшению качества знаний учащихся в соответствии с едиными требованиями к
общему среднему образованию, теснее увязывать преподавание общеобразовательных
предметов с получаемой профессией. Улучшить изучение наряду с родным языком
русского языка. Вводить с учетом интересов учащихся факультативные и кружковые
занятия, шире практиковать лабораторные и самостоятельные работы.
Особое внимание уделять комплексному
педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, созданию
учебно-методических пособий и дидактических средств обучения. Разработать
учебные пособия для учащихся по общеобразовательным предметам, отражающие
содержание профессиональной подготовки по соответствующим группам профессий.
5. Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить
уровень профессиональной подготовки учащихся и прежде всего их производственного
обучения. Добиваться более глубокого и полного соединения обучения с
производительным трудом учащихся, шире практиковать производственное обучение
на выпуске полезной продукции, выполнении сложных видов работ, как правило, по
заказам базовых предприятий. Обеспечить прочное овладение учащимися
практическими навыками и умением эффективно использовать новую технику и
технологию, опытом новаторов производства.
Проводить производственное обучение и
производственную практику учащихся профессионально-технических училищ в составе
лучших бригад и звеньев под руководством передовиков, новаторов производства,
ветеранов труда и опытных наставников. Повысить ответственность руководителей
предприятий, учреждений и организаций за проведение производственного обучения
учащихся профессионально-технических училищ.
Учащиеся профессионально-технических
учебных заведений во время производственной практики в списочный состав
работников предприятий и организаций не включаются. Разрешить выплачивать
учащимся средних профессионально-технических училищ не менее 50 процентов сумм,
заработанных ими в период производственного обучения и производственной
практики. Оплата за переработку норм выработки и премии выплачиваются учащимся,
проходящим производственную практику в составе бригад, непосредственно на
производстве.
6. Госплану СССР,
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию,
министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик предусматривать
в проектах пятилетних и годовых планов экономического и социального развития
постепенное увеличение (в перспективе примерно вдвое) приема в средние
профессионально-технические училища выпускников неполной средней школы с учетом
потребностей народного хозяйства в рабочих кадрах, особенностей отдельных регионов,
города и села.
В этих целях всемерно укреплять
учебно-материальную базу средних профессионально-технических училищ, повышать
их авторитет, улучшать учебно-воспитательный процесс и качество
общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих молодых рабочих.
Особое внимание уделять организации профессиональной ориентации молодежи.
Органам профессионально-технического
образования расширять связи с общеобразовательными школами, трудовыми
коллективами, с родителями.
Базовым предприятиям принимать активное
участие в комплектовании профессионально-технических учебных заведений
учащимися.
Создавать выпускникам средних
профессионально-технических училищ необходимые условия для повышения
квалификации и продолжения образования.
Государственному комитету СССР по делам
издательств, полиграфии и книжной торговли, Государственному комитету СССР по
телевидению и радиовещанию, редакциям газет и журналов систематически освещать
опыт работы лучших педагогических коллективов профессионально-технических
учебных заведений, базовых предприятий, молодых рабочих - выпускников училищ в
печати, по телевидению и радио.
7. Министерствам и
ведомствам СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому
образованию и Советам Министров союзных республик осуществить в 1986 - 1990
годах мероприятия по укреплению учебно-материальной базы
профессионально-технических учебных заведений согласно приложениям N 1 - 5
<*>. При строительстве новых и расширении действующих предприятий и
объектов осуществлять одновременно строительство предусмотренных в плане
средних профессионально-технических училищ, обеспечивая первоочередной ввод их
в эксплуатацию.
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Министерствам и ведомствам СССР расширить
практику передачи в порядке долевого участия Советам Министров союзных
республик лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на
строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов
профессионально-технического образования. Задания по вводу их в действие
доводятся до исполкомов местных Советов народных депутатов как составная часть
плана строительства объектов социально-бытового назначения.
8. Министерствам и ведомствам
предусматривать в планах материально-технического снабжения предприятий и организаций
поставку для средних профессионально-технических училищ современных
оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, сельскохозяйственной и
мелиоративной техники, мерительного, режущего и другого инструмента,
горюче-смазочных материалов по заявкам органов профессионально-технического
образования и базовых предприятий.
Базовым предприятиям и организациям
обеспечивать ремонт зданий и оборудования средних профессионально-технических
училищ, создавать учебные цехи и участки, необходимые для обучения учащихся, а
также осуществлять материально-техническое обеспечение мастерских этих училищ.
9. Советам Министров
союзных республик, Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, Министерству сельского хозяйства
СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству
плодоовощного хозяйства СССР и Госкомсельхозтехнике
СССР обратить особое внимание на дальнейшее развитие и рациональное размещение
сети средних профессионально-технических училищ на селе, совершенствование
подготовки квалифицированных кадров для отраслей агропромышленного комплекса, а
также на создание необходимых условий труда, быта и отдыха выпускников
профессионально-технических училищ и закрепление их в сельскохозяйственном
производстве. Обеспечить выделение в 1986 - 1990 годах средним
профессионально-техническим училищам, осуществляющим подготовку кадров для
сельскохозяйственного производства, земельных участков для организации новых и
расширения действующих учебных хозяйств согласно приложению N 6, а также
тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов, мелиоративной техники и
станочного оборудования согласно приложению N 7.
Установить для этих училищ порядок
проведения в учебных хозяйствах мелиоративных, культуртехнических
работ за счет государственных капитальных вложений на условиях, предусмотренных
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 декабря 1975 г. N 991.
10. Советам Министров союзных республик
по согласованию с Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию и Министерством сельского хозяйства
СССР осуществлять начиная с 1985 года планирование
подготовки квалифицированных рабочих кадров по основным профессиям
сельскохозяйственного производства в профессионально-технических учебных
заведениях.
11. Установить, что продажа работникам
средних профессионально-технических училищ, готовящих кадры для
сельскохозяйственного производства, сборных конструкций домов, строительных
материалов и оборудования для индивидуального жилищного строительства
производится на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 438. Распространить на работников этих
училищ действие Постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1970 г. N 335 в
части продажи мяса, молока, яиц и других продуктов, производимых в учебных
хозяйствах, по государственным розничным ценам.
12. Распространить на учащихся средних
профессионально-технических училищ, подготавливающих по сокращенным срокам
обучения квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства из
числа лиц, окончивших средние общеобразовательные школы и изучивших в них
основы животноводства и сельскохозяйственной техники, действие распоряжения
Совета Министров СССР от 23 ноября 1973 г. N 2545.
Распространить на выпускников средних
профессионально-технических училищ, поступивших на постоянную работу в колхозы,
совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, действие
подпунктов "б" и "в" пункта 4 Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 438.
Разрешить совхозам и другим
государственным сельскохозяйственным предприятиям и рекомендовать колхозам
выплачивать выпускникам средних профессионально-технических училищ, принятым на
постоянную работу в хозяйства, единовременное пособие на хозяйственное обзаведение
в размере 500 рублей. Лица, проработавшие менее 3 лет и уволенные по
собственному желанию (без уважительных причин) или за нарушение трудовой
дисциплины, обязаны полностью возвратить полученное пособие.
13. Советам Министров союзных республик и
Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию
усилить работу по повышению уровня учебно-воспитательной работы в специальных
профессионально-технических училищах, укреплению их инженерно-педагогическими
кадрами и воспитателями. Предусмотреть выделение целевым назначением в 1985 -
1986 годах специальным профессионально-техническим училищам автотранспорта,
станочного оборудования и инструмента согласно приложению N 8.
Закрепить за каждым специальным
профессионально-техническим училищем базовое предприятие, обеспечить участие
его трудового коллектива в обучении и воспитании учащихся. Осуществлять контроль за трудоустройством выпускников специальных
профессионально-технических училищ и состоянием воспитательной работы,
проводимой с ними по месту работы и месту жительства.
14. Распространить с
1986 года на учащихся средних профессионально-технических училищ, проживающих в
отрыве от родителей, нормы расходов на питание, установленные для учащихся
школ-интернатов Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1981 г. N 39,
и действие пункта 2 распоряжения Совета Министров СССР от 8 мая 1974 г. N 1126
в период пребывания учащихся в оздоровительных, спортивных и
оборонно-спортивных лагерях, а на сотрудников, привлекаемых для работы с
учащимися в этих лагерях, - действие распоряжения Совета Министров СССР от 19
апреля 1979 г. N 847.
15. Государственному
комитету СССР по профессионально-техническому образованию и органам
профессионально-технического образования союзных республик совместно с министерствами
и ведомствами, руководителями предприятий, строек, совхозов и колхозов шире
привлекать специалистов производства, наставников молодежи, ветеранов и
передовиков труда к работе с учащимися средних профессионально-технических
училищ, всемерно поощрять инициативу высококвалифицированных рабочих,
переходящих на работу в профессионально-технические учебные заведения мастерами
производственного обучения. Распространить на рабочих и
инженерно-технических работников - лауреатов Ленинской премии и Государственной
премии СССР, переведенных с их согласия с предприятий и из организаций в
профессионально-технические учебные заведения для работы в качестве мастеров
производственного обучения, порядок установления должностных окладов,
предусмотренный распоряжением Совета Министров СССР от 8 июля 1981 г. N 1350.
Организовать во Всесоюзном институте
повышения квалификации руководящих работников и специалистов
профессионально-технического образования, в республиканских институтах
повышения квалификации инженерно-педагогических работников и их филиалах
переподготовку лиц, перешедших в училища на должность мастера производственного
обучения. Сосредоточить внимание слушателей этих учебных заведений на изучении
педагогики и психологии, овладении современными достижениями отраслей
производства, методикой производственного обучения и воспитания учащихся.
16. Академии педагогических наук СССР,
Министерству просвещения СССР, Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам повысить
эффективность научных исследований по актуальным проблемам
профессионально-технического образования. Осуществить меры по дальнейшему
развитию отделения педагогики и психологии профессионально-технического
образования Академии педагогических наук СССР.
17. Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию осуществить меры по совершенствованию
стиля и методов руководства системой профессионально-технического образования,
повышению ответственности, инициативы и деловитости кадров в выполнении
поставленных перед профессиональной школой задач. Усилить внимание к вопросам
управления профессионально-техническими учебными заведениями и особенно
совершенствования организационно-педагогической работы в средних
профессионально-технических училищах, научной организации труда
инженерно-педагогических работников, контроля за теоретическим и
производственным обучением.
Государственному комитету СССР по
профессионально-техническому образованию совместно с Государственным комитетом
СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС в 3-месячный срок разработать и
внести на утверждение в Совет Министров СССР положения о среднем
профессионально-техническом училище и о базовом предприятии (объединении,
организации) среднего профессионально-технического училища.
Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов
СССР рассмотреть просьбу Государственного комитета СССР по
профессионально-техническому образованию о приравнении
начальников республиканских (АССР), краевых, областных, главных и городских
управлений профессионально-технического образования и их заместителей по оплате
труда к министрам просвещения автономных республик, заведующим соответствующими
отделами народного образования и их заместителям и в случае необходимости
представить предложения в Совет Министров
СССР.
18. Советам Министров союзных и
автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов при разработке
единых планов распределения выпускников неполной средней и средней
общеобразовательной школ текущих лет предусматривать (с учетом мероприятий по
профессиональной ориентации) комплектование средних профессионально-технических
училищ учащимися в соответствии с утвержденными планами приема. Установить контроль за выполнением этих планов. Эффективно влиять на
ход строительства и своевременный ввод в действие к началу учебного года
объектов профессионально-технического образования. Оказывать помощь в
укреплении училищ кадрами, постоянно заботиться об улучшении условий труда и
быта работников профессионально-технических учебных заведений, предоставлять им
жилые помещения в первую очередь. Добиваться повышения качества обучения,
воспитания и культурно-бытового обслуживания учащихся, закрепления выпускников
средних профессионально-технических училищ на производстве.
19. Центральным комитетам и советам
профсоюзов, трудовым коллективам базовых предприятий принимать активное участие
в повышении качества подготовки и воспитания квалифицированных рабочих, усилить
контроль за трудоустройством и использованием
выпускников профессионально-технических училищ в строгом соответствии с
полученной профессией и квалификацией, совершенствовать организацию
социалистического соревнования в коллективах учащихся и
инженерно-педагогических работников. Предусматривать в планах экономического и
социального развития, коллективных договорах меры по укреплению
материально-технической базы профессионально-технических учебных заведений,
улучшению условий учебы, труда, быта, отдыха и оздоровления учащихся, развитию
у них интереса к техническому и художественному творчеству.
Повысить роль профсоюзных организаций
учащихся в формировании социально активных тружеников, воспитании их на
революционных, боевых и трудовых традициях рабочего класса.
20. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик,
крайкомам и обкомам комсомола усилить шефство над профессионально-техническими
учебными заведениями, оказывать училищам действенную помощь. Повысить
ответственность ученических комсомольских организаций за активное участие в
идейно-политическом воспитании учащихся, формирование у них высоких
нравственных качеств, за результаты учебы, соблюдение учебной и трудовой
дисциплины.
21. ЦК компартий союзных республик,
крайкомам и обкомам партии всемерно повышать престиж системы
профессионально-технического образования, усилить контроль за
деятельностью министерств и ведомств, базовых предприятий, органов
профессионально-технического образования и средних профессионально-технических
училищ по расширению и совершенствованию подготовки квалифицированных рабочих, их
коммунистическому воспитанию; улучшить руководство первичными партийными
организациями училищ, укреплять их коммунистами, имеющими опыт
учебно-воспитательной работы, обратив особое внимание на усиление партийной
прослойки среди мастеров производственного обучения и преподавателей
общественных дисциплин.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
К.ЧЕРНЕНКО
Председатель
Совета Министров СССР
Н.ТИХОНОВ