ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1984 г. N 316
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ,
ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА И БЫТА
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ЦК КПСС, Совмина СССР
от 13.01.1989 N 27 - СП СССР, 1989, N 9, ст. 27)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров
СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик,
крайкомам, обкомам, горкомам, райкомам партии, Министерству просвещения СССР,
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному
комитету СССР по профессионально - техническому образованию, министерствам и
ведомствам, имеющим общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и
профессионально - технические учебные заведения:
обеспечить совершенствование подготовки и
повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с решениями
июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и Основными направлениями реформы
общеобразовательной и профессиональной школы;
сосредоточить усилия педагогических
коллективов, партийных организаций высших и средних специальных учебных
заведений, готовящих кадры для системы народного и профессионально -
технического образования, на всемерном повышении уровня идейной и
профессиональной подготовки специалистов, воспитывать их активными проводниками
политики партии, людьми высокого гражданского долга, трудолюбия, нравственной
чистоты, широкой эрудиции и культуры;
усилить подготовку будущих учителей
(преподавателей) и мастеров производственного обучения к решению задач
укрепления связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом.
2. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР, Министерству просвещения СССР, Государственному
комитету СССР по профессионально - техническому образованию и Советам Министров
союзных республик:
обеспечить более глубокую идейно -
политическую подготовку студентов педагогических институтов и педагогических
отделений (факультетов) университетов, расширить изучение ими марксистско -
ленинской этики и эстетики;
обратить особое внимание на изучение
выпускниками педагогических учебных заведений основ современного производства,
методов организации политехнического, трудового обучения и воспитания,
общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации
учащихся;
значительно улучшить психолого -
педагогическую и методическую подготовку учителей (преподавателей) и мастеров
производственного обучения, вооружать их активными формами и навыками
воспитательной деятельности в ученических коллективах, классного руководства,
организации комсомольской и пионерской работы, повысить роль общетеоретических
и специальных кафедр в формировании у них педагогических навыков;
ввести педагогическую практику студентов
педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов)
университетов с 1 по 4 (5) курсы;
закрепить за каждым учебным заведением,
ведущим подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного
обучения, общеобразовательные школы, средние специальные и профессионально -
технические учебные заведения и внешкольные учреждения в качестве базовых для
организации в них педагогической практики и другой учебно - воспитательной
работы;
расширить изучение студентами
педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов) университетов
курса "Профессиональная ориентация школьников";
переработать соответственно учебные планы
и программы учебных заведений, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и
мастеров производственного обучения.
3. Госплану СССР, Министерству
просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования
СССР, Государственному комитету СССР по профессионально - техническому
образованию и Советам Министров союзных республик:
улучшить планирование подготовки и
распределения педагогических кадров системы просвещения и профессионально -
технического образования, а также их использование;
Абзац третий пункта 3 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
(абзац четвертый) обратить особое
внимание на расширение подготовки педагогических кадров для районов Сибири,
Дальнего Востока, республик Средней Азии, Казахстана и других районов
интенсивного развития производительных сил;
Абзац пятый пункта 3 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
(абзац шестой) принять меры к дальнейшему
развитию инженерно - педагогического образования в стране, обеспечить
рациональное размещение сети инженерно - педагогических факультетов (отделений)
высших учебных заведений, укрепление их учебно - материальной базы, расширение
профиля подготовки специалистов;
осуществить постепенный переход в
педагогических институтах на пятилетний срок обучения по
специальностям "Русский язык и литература", "Родной язык
и литература", "История", "Математика",
"Физика", "Общетехнические дисциплины и труд".
4. Признать необходимым
обеспечить дальнейшее совершенствование высшего педагогического
образования без отрыва от производства как одной из эффективных форм подготовки
и повышения квалификации учителей (преподавателей) и мастеров производственного
обучения.
Министерству
высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР
и Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию
увеличить прием на заочные и вечерние отделения педагогических институтов
учителей начальных классов и других работников со средним педагогическим
образованием, связанных с обучением и воспитанием детей, организовав для них
специальные группы с сокращенным сроком обучения.
Учителей
(преподавателей), воспитателей и мастеров производственного обучения, имеющих
среднее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее года,
принимать по направлениям органов народного и профессионально - технического
образования на учебу по соответствующей специальности без отрыва от
производства в высшие учебные заведения, ведущие подготовку учителей
(преподавателей) и мастеров производственного обучения, на основе результатов
собеседования, без вступительных экзаменов.
5. Министерству высшего и среднего специального
образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному комитету
СССР по профессионально - техническому образованию совместно с ЦК ВЛКСМ:
улучшить отбор молодежи для учебы в
высших учебных заведениях, ведущих подготовку учителей (преподавателей) и
мастеров производственного обучения;
предусмотреть льготы для лиц, поступающих
на учебу в эти учебные заведения по рекомендациям педагогических советов школ и
средних профессионально - технических училищ, трудовых коллективов, комитетов
комсомола;
развивать практику целевого приема в
высшие педагогические учебные заведения по направлениям местных органов
народного и профессионально - технического образования;
принять меры к более широкому приему
юношей в высшие педагогические учебные заведения.
Установить, что на учебу в высшие учебные
заведения по инженерно - педагогическим специальностям принимаются, как
правило, выпускники средних профессионально - технических училищ и лица из
числа рабочей и сельской молодежи, имеющие производственную специальность и
склонность к педагогической деятельности.
6. Министерству просвещения СССР и
Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
осуществить систему мер по укреплению
квалифицированными кадрами профессорско - преподавательского
состава высших педагогических учебных заведений и созданию в них условий для
развития научно - исследовательской работы;
обеспечить совместно с Высшей аттестационной
комиссией при Совете Министров СССР дальнейшее совершенствование подготовки и
аттестации научно - педагогических кадров указанных учебных заведений,
предусмотрев расширение сети специализированных советов по присуждению ученых
степеней по психолого - педагогическим специальностям.
7. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Госпланом СССР и
Министерством финансов СССР рассмотреть вопросы:
о снижении начиная с 1986 года норм
расчета общей численности профессорско - преподавательского
состава высших педагогических учебных заведений;
о зачете в научно - педагогический стаж
работников высших педагогических учебных заведений времени их руководящей и
педагогической работы в общеобразовательных школах, средних специальных и
профессионально - технических учебных заведениях, органах народного
образования.
Распространить с
1986/87 учебного года на студентов педагогических (включая инженерно -
педагогические) институтов, педагогических отделений (факультетов)
университетов и учащихся педагогических училищ стипендиальное обеспечение,
установленное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1971
г. N 755 для студентов и учащихся горных, металлургических, нефтяных и лесных
специальностей.
Разрешить выплачивать учащимся
педагогических училищ в период педагогической практики заработную плату по
месту прохождения практики независимо от получения стипендии. Министерству
финансов СССР и Министерству просвещения СССР установить порядок и определить
источники выплаты указанной заработной платы.
8. В целях дальнейшего совершенствования
работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и
создания условий для постоянного самообразования учителей (преподавателей)
Министерству просвещения СССР и Министерству высшего и среднего специального
образования СССР:
а) обеспечить развитие институтов
усовершенствования учителей как центров научно - методической работы с педагогическими
кадрами, повышения их профессионального мастерства, обобщения и распространения
передового опыта, создавать в этих институтах соответствующие кафедры.
Распространить на
институты усовершенствования учителей, в которых созданы указанные кафедры,
действие пунктов 10, 11 и 12 Постановления Совета Министров СССР от 6 июня 1967
г. N 515, а на институты по перечню, определяемому Министерством просвещения
СССР, также действие пункта 8 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
13 октября 1977 г. N 933 в части предоставления права издания учебно - методических материалов;
б) преобразовать Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин
университетов и педвузов при Академии педагогических наук СССР во
Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно -
педагогических и руководящих кадров народного образования при этой Академии.
Численность профессорско
- преподавательского состава и учебно - вспомогательного персонала
указанного института определить по нормам, установленным для высших
педагогических учебных заведений, а оплату труда руководящего и профессорско -
преподавательского состава установить в соответствии с Постановлением Совета
Министров СССР от 5 июня 1957 г. N 660 и Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров
СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057 (таблица 2 приложения N 1).
Распространить на слушателей Всесоюзного
института переподготовки и повышения квалификации научно - педагогических и
руководящих кадров народного образования порядок материального обеспечения,
установленный Постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 г. N
1035;
в) обеспечить совершенствование
аттестации учителей и других педагогических работников, усиливая ее
стимулирующую роль в постоянном росте их квалификации, педагогического
мастерства и творческой инициативы.
9. Министерству
просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР переработать учебные планы
и программы повышения квалификации работников народного образования в
соответствии с возросшими требованиями в области обучения и коммунистического
воспитания учащихся и студентов, принять меры к обеспечению учебных заведений
системы повышения квалификации кадров необходимыми учебно - методическими
пособиями, активнее совершенствовать методы работы по повышению квалификации и
переподготовке работников народного образования.
10. Учредить для наиболее отличившихся
учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ,
профессионально - технических учебных заведений и педагогических училищ премию
имени Н.К. Крупской в размере 200 рублей.
Установить для Министерства просвещения
СССР 200 и для Государственного комитета СССР по профессионально - техническому
образованию 25 таких премий, присуждаемых ежегодно.
Министерству просвещения СССР и
Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию по
согласованию с ВЦСПС разработать и утвердить положение об указанной премии и о
порядке ее присуждения.
11. Министерству просвещения СССР,
Государственному комитету СССР по профессионально - техническому образованию и
Министерству высшего и среднего специального образования СССР:
принять меры к формированию и обучению
резерва руководящих кадров общеобразовательных школ, профессионально -
технических учебных заведений и педагогических училищ;
преобразовать факультеты повышения
квалификации директоров средних общеобразовательных школ при университетах и
педагогических институтах в факультеты по подготовке и повышению квалификации
организаторов народного образования;
установить для лиц, зачисленных в резерв,
3-месячный срок обучения в институтах усовершенствования учителей и на
указанных факультетах.
Распространить на лиц, зачисленных в
резерв, на период их обучения порядок материального обеспечения,
предусмотренный Постановлением Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 г. N
1035.
12. Советам Министров
союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских и
районных Советов народных депутатов, советам и комитетам профсоюзов проявлять
постоянную заботу о рациональном использовании и закреплении педагогических
кадров, об улучшении условий их труда и быта; принять меры к улучшению
деятельности Домов работников просвещения, Домов учителя и укреплению их
материальной базы; расширить сеть этих учреждений, считать
целесообразным создание Домов работников просвещения в каждом областном центре;
выделять учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и
профессионально - технических учебных заведений жилую площадь в первоочередном
порядке, шире развивать для них кооперативное строительство; предоставлять
педагогическим работникам в сельской местности и рабочих поселках кредиты на
индивидуальное строительство жилых домов, а также обеспечивать их необходимыми
для этого строительными материалами.
Разрешить совхозам и рекомендовать
колхозам продавать педагогическим работникам в сельской местности продукты
питания по государственным розничным ценам в счет общего объема продажи
государству сельскохозяйственной продукции.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК
КПСС, Совмина СССР от 13.01.1989 N 27)
13. Министерству здравоохранения СССР,
Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального
образования СССР и Советам Министров союзных республик улучшить медицинское
обслуживание педагогических работников; шире развивать совместно с ВЦСПС практику оздоровления и лечения педагогических
работников в профилакториях в период их переподготовки и повышения квалификации
в институтах усовершенствования учителей; всемерно развивать сеть подобных
профилакториев при высших педагогических учебных заведениях и институтах
усовершенствования учителей.
ВЦСПС принять
меры к улучшению санаторно - курортного обслуживания учителей (преподавателей)
и мастеров производственного обучения в период летних каникул.
Рекомендовать руководителям и профсоюзным
организациям базовых производственных предприятий, закрепленных за
общеобразовательными школами и профессионально - техническими учебными заведениями,
выделять для учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения
путевки в санатории - профилактории, пансионаты, на базы отдыха, прикреплять их
к ведомственным медицинским учреждениям.
14. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик,
крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам комсомола поднять уровень работы с
молодыми педагогами, всемерно оказывать им помощь в идейно - политическом росте
и профессиональном становлении, в обогащении знаниями и передовым
педагогическим опытом; настойчиво добиваться усиления роли комитетов комсомола,
комсомольских организаций учителей и инженерно - педагогических работников в
создании молодым педагогам благоприятных условий труда, быта, всестороннего
духовного и физического развития, содействовать закреплению их по месту
распределения, особенно в учебных заведениях сельской местности.
15. ЦК компартий
союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии усилить
внимание к воспитанию, политическому и духовному росту педагогических кадров,
глубокому изучению учителями (преподавателями), мастерами производственного
обучения, воспитателями и другими работниками народного образования марксистско
- ленинской теории, политики КПСС, актуальных проблем коммунистического
воспитания, к овладению ими методами активной борьбы за утверждение марксистско
- ленинской идеологии и социалистического образа жизни; обеспечить
регулярное и своевременное информирование педагогических кадров по вопросам
внутренней жизни страны и международного положения; предоставить учителям (преподавателям)
и мастерам производственного обучения общеобразовательных школ и
профессионально - технических учебных заведений возможность первоочередного
приобретения политической, научно - популярной и художественной литературы и
преимущественной подписки на периодические издания; всемерно повышать роль
первичных партийных организаций учебных заведений, учителей (преподавателей) -
коммунистов в претворении в жизнь решений партии, сплочении и укреплении
педагогических коллективов, создании в них здорового морально -
психологического климата, атмосферы подлинного творчества, в повышении
организованности, личной ответственности каждого педагога за результаты своего
труда; принять меры к укреплению партийных организаций учебных заведений за
счет приема в ряды КПСС лучших учителей (преподавателей), воспитателей и
мастеров производственного обучения.
Партийным комитетам регулярно
анализировать вопросы работы учреждений народного и профессионально -
технического образования.