СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 1984 г. N 153
О ЗАДАЧАХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РСФСР,
СОВЕТОВ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, ИСПОЛКОМОВ
МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ АПРЕЛЬСКОГО (1984 Г.) ПЛЕНУМА ЦК КПСС
И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР "ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС
отметил большое политическое, социально-экономическое и идеологическое значение
реформы общеобразовательной и профессиональной школы как важной составной части
планомерного, всестороннего совершенствования развитого социалистического
общества.
В Основных направлениях реформы
общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Постановлением
апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и Постановлением Верховного Совета СССР,
разработана научно обоснованная концепция обучения и воспитания молодежи, ее
подготовки к жизни и труду в современных условиях. В ней получили дальнейшее
развитие ленинские идеи о единой, трудовой,
политехнической школе, намечена стратегическая линия партии в области народного
образования в соответствии с установками XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.)
и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.
Реформа призвана поднять работу
общеобразовательной и профессиональной школы на качественно новый уровень,
устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности, обеспечить глубокое
овладение учащимися основами наук, формирование у них прочных коммунистических
убеждений, трудолюбия, нравственной чистоты, воспитания в духе любви к нашей
социалистической Родине, в духе пролетарского интернационализма. Осуществление
реформы позволит коренным образом улучшить трудовое воспитание и
профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с
производительным трудом, подготовку квалифицированных рабочих кадров в
профессионально-технических училищах, дополнить всеобщее среднее образование
молодежи всеобщим профессиональным образованием.
Основные направления реформы
общеобразовательной и профессиональной школы получили в РСФСР, как и во всей
стране, единодушное одобрение и поддержку. Это - новое яркое проявление
монолитного единства партии и народа, глубокого демократизма советского
общественного строя, высокой сознательности и общественно-политической
активности трудящихся.
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Принять к неуклонному руководству и
исполнению Постановление апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и Постановление
Верховного Совета СССР "Об Основных направлениях реформы
общеобразовательной и профессиональной школы", программные положения и
выводы по вопросам развития народного образования, содержащиеся в речи
Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У. Черненко на Пленуме. Положить их в
основу деятельности министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных
республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, хозяйственных органов
и трудовых коллективов. В этой работе исходить из того, что повышение
образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного
укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны,
развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества
по пути к коммунизму.
2. Министерству просвещения РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию,
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, министерствам и
ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных
Советов народных депутатов, хозяйственным органам:
считать
первостепенной государственной задачей неуклонное и последовательное
осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества
образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового
обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких
нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите;
широко развернуть организаторскую и
массово-политическую работу по реализации Основных направлений реформы
общеобразовательной и профессиональной школы;
принять меры к значительному улучшению
учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию
идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и
профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с задачами
современного развития советского общества. Необходимо уже в текущем году
сделать реальные шаги по совершенствованию учебно-воспитательного процесса,
трудового обучения и профессиональной ориентации школьников, хорошо подготовить
и организованно провести, начиная с 1986 года, постепенный переход к обучению
детей с шестилетнего возраста;
повысить ответственность органов
народного образования за постановку дела обучения и воспитания. Создавать
благоприятные возможности для творческой деятельности педагогических
коллективов. Проявлять неустанную заботу об учителях, улучшении условий их труда,
быта и отдыха.
Исполкомам местных Советов народных
депутатов шире использовать свои координационные и контрольные полномочия в
организации воспитательной работы с детьми и подростками, особенно по месту
жительства, в объединении усилий родителей, семьи, школы, учреждений культуры,
спортивных организаций, трудовых коллективов в этом важном деле.
3. Министерству просвещения РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию,
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР разработать и
осуществить комплексные мероприятия по реализации Основных направлений реформы
общеобразовательной и профессиональной школы. Решительно изживать
узковедомственный подход к делу, проявления формализма и бюрократизма в
руководстве народным образованием, совершенствовать стиль работы.
Больше проявлять инициативы,
настойчивости и деловитости в решении всех жизненных вопросов деятельности
школы. Уделить особое внимание работе с директорами школ и
профессионально-технических училищ. Повысить уровень подготовки педагогических
кадров, усовершенствовать систему повышения квалификации и аттестации
преподавателей.
4. Советам Министров автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов повысить уровень
руководства народным образованием. Укрепить материальную базу просвещения,
обеспечить своевременное выполнение планов строительства школ и
профессионально-технических училищ, ремонта школьных зданий и сооружений,
улучшить снабжение школ необходимым инвентарем, учебно-наглядными пособиями.
В целях лучшей постановки трудового
обучения, воспитания, профессиональной ориентации учащихся закрепить за каждой
школой, профессионально-техническим училищем базовое предприятие, организацию,
учреждение.
5. Министерству просвещения РСФСР, Государственному
комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию, Министерству
высшего и среднего специального образования РСФСР представить в Совет Министров
РСФСР предложения об образовании в РСФСР межведомственных комиссий для
осуществления единой государственной политики в области народного образования и
усиления практического руководства учреждениями просвещения,
профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
6. Министерствам и ведомствам РСФСР,
Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных
депутатов создавать необходимые условия для трудового обучения учащихся на
подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях. Для этой цели
выделять оборудование, рабочие места, квалифицированные кадры, сырье и
материалы, обеспечить четкую организацию труда учащихся. Руководители базовых
предприятий наряду с директорами учебных заведений несут личную ответственность
за трудовое обучение школьников, безопасные условия их труда.
7. Редакциям газеты "Советская
Россия", журналов министерств и ведомств РСФСР широко разъяснять
трудящимся высокие цели и гуманистический смысл реформы, показывать ее значение
для всестороннего прогресса нашего общества. Систематически освещать работу
советских органов по реализации реформы общеобразовательной и профессиональной
школы, пропагандировать лучший опыт коллективов учебных заведений,
самоотверженный труд учительства.
8. Творческим союзам и обществам РСФСР
оказывать большую помощь школе в коммунистическом воспитании учащейся молодежи.
9. Советам Министров автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и
ведомствам РСФСР рассмотреть предложения и замечания граждан по вопросам работы
школ и органов народного образования, поступившие в связи с всенародным
обсуждением проекта ЦК КПСС "Основные направления реформы
общеобразовательной и профессиональной школы", и принять необходимые меры
по их реализации.