ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1984 г. N 387
ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАПИТАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
ЦК КПСС,
Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)
Развитие капитального строительства,
превращение его в крупную индустриальную отрасль народного хозяйства страны
являются предметом постоянного внимания Коммунистической партии и Советского
правительства. В стране осуществляется большая программа капитального
строительства и обновления основных фондов народного хозяйства. За девятую,
десятую и три года одиннадцатой пятилетки построены и введены в действие более
3,2 тыс. промышленных предприятий, а также жилые дома общей площадью свыше 1,3
млрд. кв. метров. Объем строительно - монтажных работ
за это время увеличился почти в 2 раза.
Вместе с тем в капитальном строительстве,
как это было отмечено в решениях XXVI съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК
КПСС, имеется немало нерешенных проблем. Не выполняются планы ввода в действие
мощностей и объектов, продолжительность сооружения предприятий и объектов
значительно выше нормативной. Не устранены недостатки
в планировании, проектном и сметном деле, в организации и управлении капитальным
строительством. Ослаблена ответственность министерств - заказчиков, их
объединений и предприятий, а также строительных министерств за выполнение
заданий по вводу в действие мощностей и объектов, эффективное использование
капитальных вложений, улучшение финансово - экономических показателей в
строительстве. Допускается распыление капитальных вложений по многочисленным
стройкам; в ряде отраслей велики еще сверхнормативные объемы незавершенного
строительства, недостаточны масштабы работ по реконструкции и техническому
перевооружению производства. Медленными темпами растет производительность труда
в строительстве; слабо внедряются принципы хозяйственного расчета, многие строительно - монтажные организации работают убыточно;
имеются факты некачественного выполнения строительно - монтажных работ.
Структура управления строительством уже
не соответствует возросшим объемам и сложности выполняемых работ, передовым
методам организации производства и труда.
В целях улучшения планирования,
организации и управления капитальным строительством Центральный Комитет КПСС и
Совет Министров СССР постановляют:
1. Считать важнейшей задачей ЦК компартий
союзных республик, краевых и областных комитетов партии, министерств и ведомств
СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и
областных Советов народных депутатов осуществление мер покоренному улучшению
дел в капитальном строительстве, имея в виду обеспечить:
выполнение всеми
предприятиями и организациями плановых задании по вводу в действие производственных
мощностей и объектов, а также жилых домов, детских дошкольных учреждений,
объектов просвещения, здравоохранения и коммунального хозяйства;
повышение эффективности строительного
производства, сокращение сроков и повышение качества строительства, выполнение
заданий по прибыли и снижению себестоимости строительно -
монтажных работ на основе улучшения организационной структуры управления
строительством, укрупнения строительно - монтажных организаций и предприятий
строительной индустрии, дальнейшего развития индустриальных методов
строительства; внедрение прогрессивных проектных решений;
значительный рост
производительности труда в строительстве, в том числе за счет устранения потерь
рабочего времени и нарушений трудовой и производственной дисциплины, повышения
организованности и требовательности, развития бригадного подряда, создания
постоянных квалифицированных кадров, улучшения условий труда и быта для
работников строительных организаций и предприятий строительной индустрии, а
также за счет усиления роли трудовых коллективов в выполнении установленных
заданий.
Абзац утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
2. Госплану СССР, министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при разработке планов
капитального строительства обеспечить:
направление капитальных вложений прежде всего на осуществление мероприятий,
связанных с внедрением в народное хозяйство новейших научно - технических
достижений, на техническое перевооружение и реконструкцию действующих
предприятий, комплексное развитие сырьевых и перерабатывающих отраслей,
ликвидацию межотраслевых и внутриотраслевых диспропорций;
сбалансированность лимитов капитальных
вложений и строительно - монтажных работ с финансовыми
и материальными ресурсами, а также с мощностями строительно - монтажных
организаций в целом по министерствам и ведомствам и в территориальном разрезе,
с тем чтобы сооружение предприятий и объектов осуществлялось в соответствии с
нормами продолжительности строительства;
сокращение количества одновременно
строящихся объектов, имея в виду в ближайшие 3 - 4 года довести объем
незавершенного строительства до установленных нормативов.
Госплану СССР с участием Госстроя СССР,
Госснаба СССР, Стройбанка СССР, ЦСУ СССР, министерств и ведомств СССР и Советов
Министров союзных республик обеспечить разработку до 1 января 1986 г. единой
системы планирования капитального строительства на основе широкого использования
вычислительной техники.
3. В целях повышения обоснованности и
улучшения практики разработки пятилетних планов капитального строительства:
а) Госплану СССР при определении лимитов
капитальных вложений на развитие отраслей народного хозяйства и отраслей
промышленности исходить из необходимости планирования действующего производства
и нового строительства как единого целого, предусматривая выделение капитальных
вложений на развитие отраслей под запланированный прирост объема производства
продукции и оказания услуг;
б) министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик:
представлять в Госплан СССР при
подготовке проектов пятилетних планов обоснованные предложения по лимитам
капитальных вложений и созданию новых производственных мощностей, исходя из
нормативов использования имеющихся мощностей и коэффициентов сменности работы
оборудования и широкого внедрения технических средств, обеспечивающих
значительное повышение производительности труда;
разработать и по согласованию с Госпланом
СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам утвердить
в 1985 году коэффициенты сменности работы оборудования и нормы годового фонда
работы оборудования по соответствующим отраслям, а также установить нормативы
использования действующих производственных мощностей на 1986 - 1990 годы.
Уточнять указанные коэффициенты, нормы и нормативы на каждую следующую
пятилетку;
в) министерствам и ведомствам,
осуществляющим строительно - монтажные работы,
разрабатывать заблаговременно в составе пятилетних планов раздел по развитию
производственных мощностей строительно - монтажных организаций и предприятий
промышленности строительных материалов в территориальном разрезе, а Госплану
СССР предусматривать выделение на эти цели необходимых капитальных вложений;
г) министерствам и
ведомствам - заказчикам осуществить до 1 апреля 1985 г. пересмотр и уточнение
проектно - сметной документации по стройкам, переходящим на двенадцатую
пятилетку, с тем чтобы обеспечить высокий технический уровень предприятий,
исключить из проектов и смет всякого рода излишества, а также объекты,
строительство которых не вызывается первостепенной необходимостью или может
быть отложено на более поздние сроки, и за счет этого снизить сметную стоимость строек.
4 - 5. Утратили силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
6. Установить, что
строительство новых предприятий может включаться в план при условии, что
мощности действующих предприятий данной отрасли с учетом их технического
перевооружения и реконструкции используются полностью, а для переходящих строек
выделены капитальные вложения для своевременного обеспечения ввода их в
действие, а также при наличии утвержденной в установленные сроки проектно -
сметной документации, с определением в ней при необходимости пусковых
комплексов.
7. Министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов
народных депутатов для улучшения комплектования предприятий квалифицированными
кадрами, своевременного освоения и полного использования
вводимых в действие производственных мощностей обеспечить строгое соблюдение
установленного порядка планирования и осуществления комплексного строительства
объектов производственного и непроизводственного назначения, с тем чтобы
строительство жилых домов, объектов социально - бытового назначения и
коммунального хозяйства завершалось ко времени ввода в действие предприятий.
8. Установить, что основой политики в
области прироста производственных мощностей на ближайшие годы и перспективу
должны являться реконструкция и техническое перевооружение действующих
предприятий на базе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов
и оборудования. В связи с этим обязать министерства и ведомства СССР, Советы
Министров союзных республик и Госплан СССР обеспечить разработку на 1985 год и
двенадцатую пятилетку планов реконструкции и технического перевооружения
действующих предприятий, а также сводных планов осуществления этих работ по
соответствующим отраслям.
Абзац второй утратил силу. - Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
(Абзац третий) Предоставить право
руководителям предприятий - заказчиков, строительных и проектных организаций
разрешать осуществлять работы, связанные с реконструкцией и техническим
перевооружением действующих предприятий, по согласованным сметам,
разрабатываемым с учетом реальных условий и характера производства работ.
Госстрою СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР
разработать и по согласованию с Госпланом СССР утвердить в 3-месячный срок
порядок составления проектно - сметной документации на указанные работы.
9. В целях улучшения качества
проектирования и повышения обоснованности строительства министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечивать начиная с
1985 года, исходя из схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и
отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по
экономическим районам и союзным республикам, разработку технико
- экономических обоснований строительства по крупным и сложным
предприятиям и сооружениям, определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР, имея
в виду, что строительство технически несложных зданий и сооружений должно
осуществляться, как правило, по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, в соответствии с утвержденными
ценниками.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953)
Расчетная стоимость строительства,
согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном технико - экономическом обосновании, должна являться лимитом
на весь период проектирования и строительства и учитываться при составлении
планов капитального строительства.
Госплану СССР и Госстрою СССР определить
в 3-месячный срок порядок разработки и утверждения технико -
экономических обоснований.
Госстрою СССР,
Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике,
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в 3-месячный срок
разработать с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных
республик и представить в Совет Министров СССР предложения о дальнейшем
совершенствовании проектно - сметного дела и повышении роли органов экспертизы,
а также проектных организаций в осуществлении авторского надзора, предусмотрев в этих предложениях меры по:
реализации в проектах достижений науки и
техники, передового отечественного и зарубежного опыта, повышению качества
проектной документации, не допуская при разработке проектов использования
оборудования и технологии, не отвечающих современному уровню;
повышению персональной ответственности
должностных лиц за технический и экономический уровень проектных решений,
достоверное определение сметной стоимости строительства и соблюдение ее при
рабочем проектировании;
совершенствованию организации
строительного проектирования на основе упорядочения сети и подчиненности
проектных организаций;
обеспечению качественной разработки
проектов организации строительства и проектов производства работ;
закреплению кадров в проектных и
изыскательских организациях и обеспечению их заинтересованности в повышении
качества проектирования и в конечных результатах строительства.
Абзац первый пункта 10 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
10. (Абзац второй) Установить, что
основным хозрасчетным звеном управления строительным производством должен
являться строительно - монтажный трест
(производственное строительно - монтажное объединение или другая приравненная к
тресту организация).
Второе предложение абзаца второго
утратило силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
Трест - генеральный подрядчик обязан
обеспечивать координацию деятельности всех участников строительства, и его
решения по вопросам, связанным с выполнением утвержденных планов и графиков
работ, являются обязательными для всех участников строительства, независимо от
их ведомственной подчиненности.
Министерствам и ведомствам утвердить не
позднее I квартала 1985 г. структуру каждого треста, имея в виду, что в его
состав должны входить, как правило, в качестве производственных единиц строительно - монтажные управления, управления
производственно - технологической комплектации и другие подразделения в
зависимости от специфики работ, выполняемых трестом. Трест должен быть
обеспечен необходимыми средствами механизации и транспорта либо путем оснащения
ими подразделений треста, либо путем закрепления за трестом в оперативное
подчинение производственных подразделений специализированных организаций по
транспорту и механизации, находящихся в составе министерств и главных
территориальных управлений по строительству. При этом деятельность указанных
специализированных организаций должна оцениваться исходя из конечных
результатов строительного производства.
Обязать строительные министерства и
ведомства, главные территориальные управления по строительству и строительно - монтажные тресты:
осуществить конкретные мероприятия по
улучшению качества строительства, усилению надзора и контроля за соблюдением норм
и правил производства работ, а также повысить ответственность инженерно -
технического персонала, и в первую очередь главных инженеров строительно
- монтажных организаций и предприятий, за выполнение этих мероприятий;
не допускать выполнения строительно - монтажных работ без наличия проектов
организации строительства и проектов производства работ;
укомплектовывать при всех условиях
полностью с начала года за счет имеющихся ресурсов пусковые стройки текущего
года и следующего за ним года рабочей силой, материалами, строительной техникой
и транспортными средствами, с тем чтобы обеспечить
безусловное выполнение графиков строительства и установленных заданий по вводу
в действие мощностей и объектов.
11 - 14. Утратили силу. - Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
15. В целях сокращения сроков
строительства объектов, расположенных на значительном расстоянии от мест
дислокации строительных организаций и в необжитых районах страны, концентрации
сил на важнейших пусковых стройках обязать строительные министерства
разработать и осуществить мероприятия, направленные на повышение мобильности в
строительстве. Укрепить имеющиеся и при производственной
необходимости создать новые мобильные организации для осуществления
собственными силами сооружения в короткие сроки пионерных баз и поселков в
новых районах строительства, выполнения отдельных видов специальных работ
механизированным способом, в том числе земляных, отделочных, изоляционных и
бетонных работ, работ по устройству коммуникаций, строительству отдельных типов
специальных зданий и сооружений.
Строительным министерствам оснастить в
1984 - 1985 годах мобильные строительно - монтажные
организации недостающими высокопроизводительными машинами, механизмами,
инструментом, транспортными средствами, сборно - разборными передвижными
производственными и жилищно - бытовыми зданиями.
Госплану СССР и Госснабу СССР обеспечить
выделение министерствам по их заявкам для мобильных строительно
- монтажных организаций производственных и жилищно - бытовых сборно -
разборных зданий, высокопроизводительной строительной техники и транспортных
средств.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам разработать совместно с ВЦСПС и строительными
министерствами и представить в 1984 году в Совет Министров СССР предложения об
усилении материальной заинтересованности работников мобильных строительно - монтажных организаций, в том числе при
вахтовом методе производства работ, предусмотрев в них, что выплата надбавок к
заработной плате работникам указанных организаций за мобильность должна
производиться лишь за время работы вне мест их постоянной дислокации.
16. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
Пункт 17 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
18. Утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
19. Признать
необходимым значительно повысить ответственность министерств, ведомств,
предприятий и организаций - заказчиков за коренное улучшение положения дел в
капитальном строительстве. Обязать их разработать в 1984 - 1985 годах
мероприятия, обеспечивающие:
существенное повышение эффективности
использования капитальных вложений;
выполнение в установленные сроки заданий
по вводу в действие мощностей, объектов и основных фондов и освоение в
нормативные сроки вновь введенных в действие производственных мощностей.
Выполнение этих заданий должно учитываться при премировании руководящих
работников предприятий и организаций - заказчиков;
применение в проектах технических решений
с использованием передового отечественного и зарубежного опыта;
правильность и своевременность заказов на
оборудование, комплектную поставку и сдачу его в монтаж в соответствии с
графиком;
своевременную разработку, высокое
качество и комплектность проектно - сметной документации;
достоверность определения сметной
стоимости строительства объектов и неизменность ее в процессе производства
работ.
20. Обязать машиностроительные
министерства и министерства - заказчики разработать и осуществить меры по
повышению технического уровня и комплектности поставляемого на пусковые объекты
1985 года и двенадцатой пятилетки технологического оборудования, с тем чтобы
оно ко времени ввода в действие мощностей соответствовало прогрессивным технико - экономическим показателям.
Абзац утратил силу. - Постановление ЦК
КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
(Абзац третий) Обязать министерства -
поставщики оборудования обеспечить строгое соблюдение сроков изготовления и
комплектной поставки оборудования строящимся объектам, проведение контрольной
сборки сложных видов технологического оборудования, участие предприятий -
поставщиков в шефмонтаже поставляемого ими оборудования, в выполнении пуско -
наладочных работ и доведении оборудования до проектной мощности.
Госплану СССР, Госснабу СССР и Госстрою СССР определить с участием
машиностроительных министерств условия и порядок осуществления указанных работ.
21. Установить, что:
министерства и ведомства в пределах
выделенных им по утвержденным Госпланом СССР и Госстроем СССР нормам на 1 млн.
рублей строительно - монтажных работ фондов на
материально - технические ресурсы распределяют их между подведомственными
строительными организациями и стройками, исходя из потребности, определяемой
проектами и сметами. Территориальные органы Госснаба СССР осуществляют
комплектную по номенклатуре и сортаменту поставку этих ресурсов для строек в
соответствии с договорами (заказами), а также с учетом графиков производства строительно - монтажных работ;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
03.08.1988 N 953)
абзацы третий и четвертый утратили силу.
- Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 03.08.1988 N 953.
(Абзац пятый) Госплану СССР и Госснабу
СССР предусматривать в планах создание на базах Госснаба СССР необходимых
запасов материалов для ритмичного обеспечения строительных организаций.
Госснабу СССР обеспечивать строительные организации продукцией номенклатуры
Госснаба СССР, исходя из потребности, определяемой проектами и сметами.
Госснабу СССР с участием Госплана СССР и
строительных министерств разработать и внедрить систему обеспечения
капитального строительства материально - техническими ресурсами,
предусматривающую планирование материальных ресурсов
для строительства объектов исходя из выделенных фондов и потребности,
определяемой проектами и сметами, организацию их поставок на основе длительных
хозяйственных связей, осуществление контроля за поставками ресурсов через
территориальные органы Госснаба СССР.
Пункт 22 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
23. Повысить роль Стройбанка СССР и
Госбанка СССР в обеспечении эффективного использования капитальных вложений,
концентрации их на пусковых и важнейших стройках, выполнения заданий по вводу в
действие производственных мощностей и основных фондов, сокращения объемов
незавершенного строительства. Стройбанку СССР и Госбанку СССР:
а) предоставлять строительным
организациям, успешно выполняющим задания по вводу в действие мощностей и
объектов, кредит по пониженным наполовину процентным ставкам;
б) непрерывно финансировать стройки
производственного назначения в пределах их сметной стоимости и установленных
сроков строительства. Финансировать стройки производственного назначения,
пусковые в текущем году и следующем за ним году, в пределах годовых
ассигнований, независимо от их квартального распределения. Выдавать кредит при
перевыполнении годовых планов стройкам, объединениям, предприятиям и
организациям на затраты, связанные с приближением сроков ввода в действие
мощностей, объектов и основных фондов;
в) осуществлять кредитование затрат на
приобретение крупного технологического и энергетического оборудования для
объектов производственного назначения в течение всего планового срока до сдачи
его в монтаж;
г) утратил силу. - Постановление ЦК КПСС,
Совмина СССР от 03.08.1988 N 953;
д) предоставлять на срок до 3 лет
подрядным строительно - монтажным организациям
долгосрочный кредит на проведение сверх лимитов государственных капитальных
вложений организационно - технических мероприятий по экономии материальных
ресурсов и механизации труда;
е) ограничивать выдачу кредитов подрядным
организациям (кроме кредитов на покрытие затрат по незавершенному производству
строительно - монтажных работ), допускающим нарушения государственной плановой
дисциплины, в том числе утрату собственных оборотных средств;
ж) при выявлении убыточных строительно - монтажных организаций вносить в министерства и
ведомства СССР и Советы Министров союзных республик предложения, направленные
на повышение рентабельности этих организаций.
Обязать министерства и ведомства СССР и
Советы Министров союзных республик принять в 1984 - 1985 годах меры к
ликвидации плановой убыточности строительных организаций за счет их укрупнения,
снижения накладных расходов и повышения производительности труда.
Министерству финансов СССР, Стройбанку
СССР, Госбанку СССР и Госплану СССР представить до 1 января 1985 г. в Совет
Министров СССР предложения о дальнейшем усилении ответственности заказчика за
бесперебойное финансирование строительства.
Пункты 24 и 25 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
* *
*
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что партийные,
советские и хозяйственные органы, профсоюзные и комсомольские организации,
строители, монтажники и другие участники строительства, руководствуясь
решениями XXVI съезда партии и последующих Пленумов ЦК КПСС, сделают все
необходимое для коренного улучшения капитального строительства, повышения его
эффективности, качества и снижения стоимости, неуклонного роста
производительности труда, проявят высокую организованность в решении главной задачи - сократить сроки строительства и обеспечить
выполнение планов ввода в действие мощностей и объектов, внесут достойный вклад
в реализацию программы экономического и социального развития страны.