СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 1984 г. N 233
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ,
ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ИХ ТРУДА И БЫТА
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 316 "О мерах по
совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров
системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению
условий их труда и быта" Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Министерству просвещения РСФСР,
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию,
министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим общеобразовательные школы, высшие,
средние специальные и профессионально-технические учебные заведения:
обеспечить совершенствование подготовки и
повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с решениями
июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и Основными направлениями реформы
общеобразовательной и профессиональной школы;
сосредоточить усилия педагогических
коллективов высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры для
системы народного и профессионально-технического образования, на всемерном
повышении уровня идейной и профессиональной подготовки специалистов,
воспитывать их активными проводниками политики партии, людьми высокого
гражданского долга, трудолюбия, нравственной чистоты, широкой эрудиции и
культуры;
усилить подготовку будущих учителей
(преподавателей) и мастеров производственного обучения к решению задач
укрепления связи школы с жизнью, соединения обучения с производительным трудом.
2. Министерству высшего и среднего
специального образования РСФСР, Министерству просвещения РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию,
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
обеспечить более глубокую
идейно-политическую подготовку студентов педагогических институтов и
педагогических отделений (факультетов) университетов, расширить изучение ими
марксистско-ленинской этики и эстетики;
обратить особое внимание на изучение
выпускниками педагогических учебных заведений основ современного производства,
методов организации политехнического, трудового обучения и воспитания,
общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации
учащихся;
значительно улучшить
психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей (преподавателей) и
мастеров производственного обучения, вооружать их активными формами и навыками
воспитательной деятельности в ученических коллективах, классного руководства,
организации комсомольской и пионерской работы, повысить роль общетеоретических
и специальных кафедр в формировании у них педагогических навыков;
ввести в установленном порядке
педагогическую практику студентов педагогических институтов и педагогических
отделений (факультетов) университетов с I по IV (V) курсы;
закрепить за каждым учебным заведением,
ведущим подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного
обучения, общеобразовательные школы, средние специальные и
профессионально-технические учебные заведения и внешкольные учреждения в
качестве базовых для организации в них педагогической практики и другой
учебно-воспитательной работы;
расширить изучение студентами
педагогических институтов и педагогических отделений (факультетов)
университетов курса "Профессиональная ориентация школьников";
переработать в установленном порядке
соответственно учебные планы и программы учебных заведений, ведущих подготовку
учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения.
3. Госплану РСФСР, Министерству просвещения
РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР,
Государственному комитету РСФСР по профессионально-техническому образованию,
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам,
Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
улучшить планирование подготовки и
распределения педагогических кадров системы просвещения и
профессионально-технического образования, а также их использование;
расширить в установленном порядке
подготовку учителей (преподавателей) и воспитателей;
обратить особое внимание на расширение
подготовки педагогических кадров для районов Сибири, Дальнего Востока,
республик Средней Азии, Казахстана и других районов интенсивного развития
производительных сил;
организовать в установленном порядке
дополнительно в ряде университетов педагогические отделения (факультеты),
увеличить направление в 1986 - 1995 годах выпускников этих отделений в
общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения с
учетом потребности в педагогических кадрах;
принять меры к дальнейшему развитию в
установленном порядке инженерно-педагогического образования в РСФСР, обеспечить
рациональное размещение сети инженерно-педагогических факультетов (отделений)
высших учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, расширение
профиля подготовки специалистов;
осуществить в установленном порядке
постепенный переход в педагогических институтах на пятилетний срок обучения по специальностям "Русский язык и
литература", "Родной язык и литература", "История",
"Математика", "Физика", "Общетехнические дисциплины и
труд".
4. Не для печати.
5. Советам Министров автономных
республик, исполкомам местных Советов народных депутатов проявлять постоянную
заботу о рациональном использовании и закреплении педагогических кадров, об
улучшении условий их труда и быта; выделять учителям и другим педагогическим
работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных
заведений жилую площадь в первоочередном порядке, шире развивать для них
кооперативное строительство; предоставлять педагогическим работникам в сельской
местности и рабочих поселках кредиты на индивидуальное строительство жилых
домов, а также обеспечивать их необходимыми для этого строительными
материалами.
6. Министерству здравоохранения РСФСР,
Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального
образования РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам улучшить медицинское
обслуживание педагогических работников; шире развивать совместно с профсоюзными
органами практику оздоровления и лечения педагогических работников в
профилакториях в период их переподготовки и повышения квалификации в институтах
усовершенствования учителей: всемерно развивать сеть подобных профилакториев
при высших педагогических учебных заведениях и институтах усовершенствования
учителей.