СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 1984 г. N 391
О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА
ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ В РСФСР
Совет Министров РСФСР отмечает, что за
истекшие годы пятилетки общественный транспорт в Российской Федерации получил
дальнейшее развитие. Введены в эксплуатацию новые линии железных дорог,
метрополитенов, городских и сельских маршрутов, вокзалы, депо и автобусные
станции. Подвижной состав пополнился современными вагонами, автобусами,
троллейбусами, трамваями. В настоящее время различными видами транспорта
ежесуточно перевозится почти 114 млн. пассажиров.
Вместе с тем во многих автономных
республиках, краях и областях в организации обслуживания населения
пассажирскими перевозками имеются серьезные недостатки. Потребности в
транспортных услугах удовлетворяются не полностью, имеющийся технический
потенциал общественного транспорта используется недостаточно, низка культура
обслуживания. В летнее время на транспорте, особенно на
железнодорожном, создаются большие трудности с пассажирскими перевозками, что
вызывает значительное количество жалоб и нареканий.
На ряде железных дорог подготовка
пассажирских составов в рейс проводится некачественно, с нарушением санитарных
и технических норм. Расписание движения поездов часто не выполняется, слабо
поставлена работа справочно-информационных и контрольно-ревизорских служб.
Медленно сокращается количество лиц, провозимых без билетов. На некоторых
вокзалах помещения для пассажиров не благоустроены, отсутствуют комнаты матери
и ребенка, багажные отделения. Плохо организовано питание пассажиров на
вокзалах и в поездах. Беден ассортимент блюд, допускаются
низкое качество приготовления пищи и несоблюдение санитарных требований,
нередки обсчет пассажиров и другие нарушения.
С большим напряжением работает городской
транспорт. Во многих городах автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда на
некоторых линиях Московского и Ленинградского метрополитенов, а также
пригородные поезда, особенно в часы "пик", перегружены. Имеют место
сбои в движении пассажирского транспорта. Зачастую не обеспечивается
обслуживание рабочих ночных смен. Подвижной состав в ряде случаев находится в
запущенном состоянии, на линии нередко выпускаются технически неподготовленные
машины и вагоны. Не изжиты невнимательное, а порой и грубое отношение к
пассажирам, факты присвоения выручки.
Недостаточно развиваются перевозки в
сельской местности. Значительная часть центральных усадеб колхозов и совхозов
не связана регулярным автобусным сообщением с районными центрами.
Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог в
РСФСР существенно отстают от потребностей. Не уделяется должного
внимания бытовому обслуживанию водителей транспорта, особенно на междугородных
линиях. На маршрутах, как правило, отсутствуют столовые и буфеты.
Совет Министров РСФСР считает работу
транспорта по обслуживанию пассажиров в РСФСР
неудовлетворительной. Руководители Министерства
автомобильного транспорта РСФСР, Министерства речного флота РСФСР, Министерства
жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, других министерств и ведомств, связанных
с развитием транспорта и обслуживанием пассажиров, Советы Министров автономных
республик, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы ослабили внимание к
пассажирским перевозкам, недооценивают их социальную значимость, примиренчески
относятся к фактам неудовлетворительной работы пассажирского транспорта, не
проявляют достаточной заботы о развитии его производственно-технической базы,
повышении культуры обслуживания. Продолжают иметь место аварии и другие
происшествия с пассажирскими поездами, судами и автобусами, которые причиняют
большой материальный ущерб государству. Все это отрицательно сказывается на
настроении людей и их трудовой активности.
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Обязать Министерство автомобильного
транспорта РСФСР, Министерство речного флота РСФСР, Министерство
жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Советы Министров автономных республик,
крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы:
устранить отмеченные недостатки.
Разработать и осуществить конкретные мероприятия по наиболее полному
удовлетворению потребностей населения в перевозках и коренному повышению
культуры обслуживания, навести должный порядок и дисциплину на транспорте;
ускорить внедрение автоматизированных
систем по управлению движением и продаже билетов. Существенно укрепить
производственно-техническую базу пассажирского транспорта, повысить качество
ремонта и содержания подвижного состава, улучшить материально-техническое
снабжение.
обеспечить бесперебойную, слаженную работу всех видов пассажирского
транспорта, строгое соблюдение установленных расписаний движения. Поддерживать
высокую техническую готовность транспортных средств, создавать для этого
необходимые условия;
увеличить количество скоростных
трамвайных линий и специальных автобусных маршрутов по доставке трудящихся к
месту работы. Совершенствовать координацию управления всеми видами городского
пассажирского транспорта;
установить строгий контроль
за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа, обеспечить
увеличение доходов от эксплуатации пассажирского транспорта, полноту сбора и
сохранность денежной выручки;
шире распространять передовой опыт в
обслуживании пассажиров, эффективно использовать все формы морального и
материального стимулирования работников пассажирского транспорта;
уделить особое внимание комплектованию и
закреплению кадров пассажирского транспорта - водителей, диспетчеров, кассиров
и других работников, связанных с обслуживанием трудящихся. Совершенствовать их
профессиональную подготовку, воспитывать чувство высокой ответственности и
понимания важности их труда для народа. Проявлять постоянную заботу об
улучшении производственных и бытовых условий работников транспорта, обеспечении
жильем, детскими и лечебно-профилактическими учреждениями;
повысить ответственность руководителей
предприятий и организаций пассажирского транспорта за улучшение воспитательной
работы в коллективах. Строго спрашивать с лиц, допускающих нарушения дисциплины
и установленного порядка, не оставлять без внимания ни одного факта проявления
грубости, халатного отношения к делу, использования государственного транспорта
в корыстных целях.
2. Министерству автомобильного транспорта
РСФСР:
увеличить в 1984 -
1985 годах протяженность автобусных маршрутов на 70 тыс. километров, в том
числе в городском и пригородном сообщениях - на 28 тыс. километров, значительно
улучшить перевозки пассажиров в сельской местности;
довести в 1985 году выпуск на линию
автобусов до 76 - 78%, повысить регулярность их движения, особенно в часы
"пик";
совместно с Министерством торговли РСФСР,
Роспотребсоюзом, Советами Министров автономных
республик, крайисполкомами и облисполкомами разработать и осуществить меры по
улучшению обслуживания водителей автомобилей питанием, особенно на
междугородных линиях, создать необходимые условия для их отдыха.
3. Министерству жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
увеличить в 1984 - 1985 годах
протяженность трамвайных линий на 152 километра и троллейбусных - на 296
километров;
повысить эксплуатационную скорость
движения на городском электрическом транспорте;
обеспечить строительство объектов
городского электрического транспорта в строгом соответствии с утвержденными
комплексными схемами развития всех видов городского пассажирского транспорта.
4. Министерству речного флота РСФСР:
повысить надежность работы судов,
улучшить организацию питания, торгового и медицинского обслуживания пассажиров;
увеличить перевозки в пригородные зоны
отдыха, особенно в выходные и праздничные дни;
открыть дополнительно в 1985 году 15
новых пассажирских линий, в том числе 7 в пароходствах восточных бассейнов.
5. Советам Министров автономных
республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому
горисполкомам:
рассмотреть состояние дел на местном и
городском транспорте и принять необходимые меры по устранению выявленных
недостатков;
привести в порядок автомобильные дороги,
улицы городов и поселков, шире привлекать в этих целях местные ресурсы;
внести (с учетом местных условий)
изменения времени начала и окончания работы городских предприятий, организаций
и учреждений с целью более эффективного использования транспортных средств.
Улучшить перевозки населения в сельской местности;
установить постоянный контроль
за содержанием привокзальных площадей и организацией работы вокзалов,
предприятий торговли, общественного питания, быта и связи по обслуживанию
пассажиров;
выделять в необходимых случаях
дополнительные помещения для организации железнодорожных билетных касс,
особенно в летний период;
оказывать активное содействие в развитии
и расширении шефства предприятий над пассажирскими поездами местного
формирования.
6. Госплану РСФСР, Министерству
автомобильного транспорта РСФСР, Министерству речного флота РСФСР, Министерству
жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при
разработке проекта плана экономического и социального развития РСФСР на 1986 -
1990 годы рассматривать развитие пассажирского транспорта как социальную и
экономическую задачу первостепенной важности.
Предусмотреть на двенадцатую пятилетку
более полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.
Принять меры к устранению имеющихся диспропорций и недостатков в развитии
материально-технической базы всех видов пассажирского транспорта и ее
дальнейшему укреплению. Выделять для этого необходимые материальные ресурсы и
капитальные вложения. Особое внимание обратить на развитие транспорта общего
пользования. Увеличить ввод в действие вокзалов, станций, ремонтных предприятий
и других объектов, связанных с обеспечением перевозок и обслуживанием
пассажиров.
7. Госплану РСФСР, Министерству
автомобильных дорог РСФСР, Росколхозстройобъединению,
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам при
разработке проекта плана на двенадцатую пятилетку предусмотреть необходимые
меры по развитию дорожного строительства в РСФСР. К 1990 году в основном
обеспечить связи центральных усадеб колхозов и совхозов с районными центрами.
8. Госстрою РСФСР
принять участие в работе Госстроя СССР, проводимой в 1984 - 1985 годах, по
пересмотру действующих и разработке новых типовых проектов вокзалов и других
объектов, связанных с обслуживанием пассажиров, имея в виду широкое применение
в них прогрессивных материалов и конструкций.
9. Министерству автомобильного транспорта
РСФСР, Министерству речного флота РСФСР, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам,
облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам сообщить о ходе
выполнения настоящего Постановления Госплану РСФСР до 1 сентября 1985 года.
Госплану РСФСР обобщить указанные материалы и представить доклад Совету
Министров РСФСР до 1 октября 1985 года.