МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПИСЬМО
от 12 сентября 1984 г. N 140/18-3
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Министерство просвещения РСФСР направляет
для руководства письмо Министерства просвещения СССР от 8 июня 1984 г. N 39-М
"О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой
деятельности детей в детском саду".
Заместитель Министра
А.И.ШУСТОВ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 8 июня 1984 г. N 39-М
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Об огромном значении трудового воспитания
подрастающего поколения и необходимости его совершенствования говорится в
документах XXVI съезда КПСС, Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
22 декабря 1977 г. N 1111 "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания
учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду".
Программа воспитания в детском саду
предусматривает ознакомление дошкольников с трудом взрослых, воспитание
уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда,
желания и потребности трудиться.
Содержанием детского труда в дошкольном
учреждении является работа по самообслуживанию, уходу за растениями и животными
в уголке природы и на участке детского сада; участие в уборке групповых
помещений, веранд и игровых площадок, поделка игрушек, пособий для занятий,
сувениров и украшений для подарков и т.д. Дети прочно осваивают трудовые
навыки, могут выполнять работу в течение достаточно длительного времени,
достигая качественных результатов, но это ни в коей мере не должно служить
средством подмены труда взрослых. Основной задачей организации трудовой
деятельности детей является использование ее в целях всестороннего воспитания.
Для успешного решения воспитательно-образовательных
задач важное значение имеет создание педагогически
продуманных условий труда детей таких, как определение содержания и объема
работы, подбор материалов и оборудования, организация рабочего места,
продолжительность работы с учетом ее характера и особенностей возраста детей и
т.д.
Недостаточное внимание к созданию этих
условий для труда дошкольников может привести не только к ошибкам, к снижению
его воспитательного влияния, но и повлечь за собой различные травмы, повредить
здоровью ребенка. Поэтому организация труда детей требует строгого соблюдения техники
безопасности, которая должна учитывать особенности каждого дошкольного
учреждения и вместе с тем отвечать следующим основным требованиям.
I. ТРЕБОВАНИЯ К
УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Любая деятельность детей и особенно
труд, связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под
непосредственным контролем и наблюдением взрослого.
2. В группах и на участке детского сада
должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребенка:
2.1. Все шкафы и полки должны быть
надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства
должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и
устойчивости, исключающей возможность падения.
2.2. Инвентарь, используемый в
самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и
шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка.
2.3. Аквариумы, клетки с животными и
комнатные растения в уголках природы размещаются с таким расчетом, чтобы
ребенок мог осуществлять уход за ними стоя на полу; при поливе растений ребенок
должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и
не попадала на одежду.
Строго соблюдать санитарно-гигиенические
требования к содержанию животных.
2.4. Категорически запрещается в группах
детей раннего и младшего дошкольного возраста содержать кактусы и другие
колючие растения, а также хищных птиц и животных.
3. Помещения, в которых организуется
трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо
проветренными.
Освещенность рабочего места, занимаемая
каждым ребенком, особенно при организации ручного труда, должна соответствовать
установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей
весом более 2 - 2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
5. При выполнении поручений, связанных с
обязанностями дежурных по столовой и уголку природы, дети могут посещать
пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом категорически запрещается
перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов.
6. Организация труда детей в специально
оборудованных комнатах допускается лишь под руководством и в присутствии
взрослого.
7. Категорически запрещается привлекать
детей к труду, представляющему опасность инфицирования (уборка санузлов, сбор
общего грязного белья, бытовых отходов и пр.).
8. Нельзя привлекать детей к разведению
костров, сжиганию сухих листьев и мусора.
II. ТРЕБОВАНИЯ К
ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ
1. Столы, стулья, верстаки, прочая мебель
и оборудование, которыми пользуются дети, должны по своим размерам
соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование детям даются исправные и
безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо
закрепленными рукоятками. При этом ножницы должны быть с тупыми концами,
молоток - с закругленной ударной частью, пила - в распиловочной коробке и т.д.
3. Запрещается использование детьми
оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Нецелесообразно,
педагогически неоправданно и опасно применение инструментов, выпускаемых
промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все колющие и режущие инструменты
должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы хранятся в
специальных шкатулках-игольницах, всегда с нитками; их количество
систематически проверяется воспитателем.
5. Отбирая для детских поделок природный,
бросовый и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его
безопасности; не брать очень острых сучков, режущей травы, ядовитых ягод,
грибов и растений, твердой проволоки, битого стекла, спичек с неудаленной серной головкой и т.п.
6. Из отходов промышленного производства
в работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и красители,
которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для здоровья детей.
Запрещается использовать стекловату, стекловолокно, искусственный
(синтетический) мех и материал на капроновой основе, свинец, нитро- и эмалевые краски и лаки, эпоксидную смолу и органические
растворители (согласовано с Минздравом СССР).
7. Воспитатель должен тщательно
продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость
изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских
работ, не нашедших своего применения.
8. Все оборудование, инструменты и
материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в
чистом и исправном состоянии в закрытых емкостях.
III. ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДРЕВЕСИНОЙ
1. Работа с древесиной
в весенне-летний период проводится на участке, а в осенне-зимний - в помещении
детского сада, если для этого созданы соответствующие условия (наличие
отдельной комнаты или специально оборудованного уголка труда в групповой
комнате, размеры которой составляют не менее 60 кв. метров).
2. Трудовой уголок должен иметь хорошее
дневное освещение. Желательно расположить его у окон, выходящих на юг или
юго-восток.
3. Все работы по изготовлению поделок из
древесины производятся на верстаках или специальных рабочих столах,
оборудованных зажимным устройством и распиловочной коробкой.
4. Для работы с древесиной необходимо
иметь прочные, удобные и красивые инструменты соответствующих размеров.
5. Для детских поделок используется
древесина мягких пород: сосна, ольха, липа, осина.
6. Материал для работы заготавливается в
виде брусков, дощечек, реек, кругляков диаметром не более 4 см.
7. Материал, предлагаемый детям, должен
быть хорошо выструган, чтобы ребенок не поцарапался и не занозил руки.
8. Каждый ребенок должен быть обеспечен
для работы фартуком и удобным головным убором.
9. В трудовом уголке для уборки рабочего
места необходимо иметь щетку-сметку, совок, веник, детское ведерко для сбора
отходов и мусора.
10. В уголке труда
обязательно наличие аптечки, содержащей настойку йода, перекись водорода,
свинцовую примочку, бинт, ножницы, пинцет, лейкопластырь, бумажные салфетки.
11. Работа с древесиной организуется один
раз в неделю с подгруппой детей в 4 - 5 человек. При действии с пилой и другими
колющими и режущими инструментами запрещается одновременная работа нескольких
детей: за верстаком может работать только один ребенок.
12. Перед началом работы воспитатель
обязан проверить исправность верстака и инструментов, надежность закрепления
обрабатываемого материала в зажимных устройствах.
13. Дети работают стоя.
14. Во время работы, особенно при
выполнении таких операций, как сколачивание, распиливание, зачистка деталей и
другое, ребенок должен стоять за рабочим столом или верстаком таким образом,
чтобы позвоночник его был выпрямлен, плечи расправлены, грудная клетка не
сжималась.
15. В процессе обучения воспитатель
знакомит детей с основными приемами работы с древесиной (разметка, пиление,
соединение деталей с помощью гвоздей и др.), осуществляя грамотный показ и
учитывая индивидуальные особенности детей.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К
МЕТОДИКЕ РУКОВОДСТВА
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Обучая детей различным навыкам и
приемам работы, владению инструментом, воспитатель должен обеспечить четкий и
грамотный их показ.
2. Прежде чем объединять детей для
выполнения групповой или коллективной работы, воспитатель должен быть уверен в
том, что каждый ребенок в достаточной степени овладел необходимыми навыками.
3. Во время работы с инструментами число
детей, работающих одновременно, не должно превышать 4 - 5 человек.
До начала работы и на всем ее протяжении
воспитатель следит за тем, чтобы между работающими детьми сохранялось
расстояние не менее 1 метра.
4. При организации трудовой деятельности,
требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив
огорода и цветника, расчистка участка зимой и т.д.), воспитатель должен
внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления,
перегрева и охлаждения. В случае проявления у ребенка учащенного дыхания,
покраснения кожи лица, выступления пота и других внешних признаков утомления
воспитатель предлагает ему отдохнуть, а затем переключает на спокойную
деятельность.
5. Продолжительность трудового процесса
необходимо четко регламентировать, особенно при выполнении однообразной,
монотонной работы (прополка, сбор ягод, протирание стульев, различные виды
ручного труда): время, отводимое на нее, не должно превышать 30 минут. При этом
через каждые 7 - 10 минут необходимо производить смену деятельности детей или
устраивать перерывы.
6. В жаркие солнечные дни труд детей в
огороде и цветнике организуется в утренние часы, до завтрака, и в часы вечерней
прогулки.
7. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей в
процессе работы.
8. Воспитатель приучает детей работать
внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.
9. Все колющие и режущие инструменты
воспитатель выдает и принимает от детей строго по счету.
10. Экскурсии, проводимые в целях
ознакомления с трудом взрослых, должны быть тщательно подготовлены воспитателем
с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей.
Накануне экскурсии воспитатель уточняет
предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и принимает
необходимые меры к обеспечению безопасности детей, особенно при наблюдении за
работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники. Проводит беседу с
детьми о правилах поведения во время экскурсии.
Детей должны сопровождать не менее двух
взрослых.
11. Воспитатель в обязательном порядке
знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и
систематически контролирует их выполнение.
V. ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель создает необходимые условия
для трудовой деятельности детей, осуществляет обучение их навыкам работы с
различными материалами и инструментами, обеспечивает усвоение
и выполнение детьми правил поведения в процессе труда.
Дети должны знать и строго соблюдать
следующие требования:
1. Выполнять порученную работу только в
местах, отведенных для данного вида труда.
2. Прежде чем приступить к работе,
следует надеть фартук или другую специальную одежду, засучить рукава и вымыть
руки, если это необходимо, подобрать волосы.
3. В соответствии с полученным заданием
подготовить свое рабочее место: аккуратно, удобно и красиво расположить нужные
материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
4. В процессе труда постоянно поддерживать
порядок на своем рабочем месте, не допуская его захламленности.
5. Использовать оборудование и
инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приемы,
показанные воспитателем.
Инструменты, необходимые для
самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения воспитателя.
6. Работать внимательно, не отвлекаясь,
не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
7. В процессе работы иглы класть только в
игольницу, гвозди - в ящичек или коробку, ножницы - на специальную подставку
сомкнутыми концами от себя.
8. Отрезать нитку только ножницами,
проволоку кусачками, гвозди вытаскивать клещами.
9. По окончании работы проверить
состояние оборудования и инвентаря, отчистить его, уложить и убрать.
Рабочее место привести в порядок с
помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, не сдувая опилки, мусор ртом и
не смахивая их руками.
Затем тщательно вымыть руки, снять и
убрать на место рабочую одежду, причесаться, поправить одежду.
10. В случае даже незначительного
ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Руководитель учреждения обеспечивает
условия для правильной организации трудовой деятельности детей в детском саду и
вместе с воспитателями несет персональную ответственность за выполнение
настоящих требований.
В своей деятельности
заведующие и воспитатели руководствуются следующими инструктивными и
программно-методическими материалами:
1. Приказ Министерства просвещения СССР
от 24 декабря 1971 г. N 101 "О введении в действие Положения об
организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения
СССР".
2. Инструкция по организации охраны жизни
и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, утвержденная
Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955 года ("Сборник приказов и
распоряжений Министерства просвещения РСФСР", 1955, N 42), и аналогичные
инструкции, утвержденные министерствами просвещения союзных республик.
3. Санитарные правила устройства и
содержания детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских
яслей-садов), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР.
4. Сборник руководящих технических
материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного
оборудования для помещений детских садов-яслей, изданных Госгражданстроем
при Госстрое СССР в декабре 1977 года.
5. Программа воспитания
в детскому саду. М.: Просвещение, 1984.
6. Гульянц Э.К.
Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1979.
7. Веретенникова С.А. Методика
ознакомления детей с природой. М.: Просвещение, 1973.
8. Как знакомить дошкольников с природой.
Под ред. Саморуковой. М.: Просвещение, 1978.
Заместитель Министра
М.И.ЖУРАВЛЕВА