РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
В ДОРОЖНО-МОСТОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Настоящая Методика содержит расчет
нормативной себестоимости нового строительства, капитального, среднего и
текущего ремонтов дорожных покрытий на основе действующих в настоящее время
нормативов. Даны примеры расчета нормативной себестоимости.
Методика разработана отделом экономики
АКХ им. К.Д. Памфилова (канд. экон. наук А.В. Минакова, и.о. мл. науч. сотр.
М.П. Гордеева). При подготовке к утверждению и изданию учтены предложения и
замечания Главблагоустройства Минжилкомхоза РСФСР.
Предназначены для определения научно
обоснованного уровня себестоимости для каждого предприятия дорожно-мостового
хозяйства с учетом конкретных условий выполнения работ.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Нормативная себестоимость - это
себестоимость, определяемая планово-экономическими подразделениями предприятия
(организации) на основе утвержденных норм, действующих строительных правил,
технических правил содержания, ремонта и строительства дорог. Отношение
исчисленной общей суммы нормативных расходов к планируемому объему работ
составит нормативную себестоимость единицы выполненных работ - 1000 кв. м
площади строительства (реконструкции), капитального, среднего, текущего
ремонтов городских дорог.
2. Отношение нормативных затрат по каждой
из статей затрат к показателю измерителя, обусловливающему эти затраты,
составляет удельные нормативные расходы по каждой статье затрат. Рассчитанные
нормативы удельных затрат на основе действующих норм и смет расходов на
выполнение строительных, ремонтных работ в предприятиях (организациях)
дорожного хозяйства согласовываются с исполкомом Совета народных депутатов и
утверждаются Минжилкомхозом АССР или край(обл)комхозами. В случае изменения
действующих норм, прейскурантов, упорядочения заработной платы и т.п. удельные
нормативные расходы пересматриваются.
На каждый последующий период нормативные
затраты определяют путем умножения утвержденных нормативных удельных затрат на
планируемую на предстоящий период величину показателей, определяющих удельные
нормативные затраты. Затраты на материалы, запасные части, топливо и другие
товарно-материальные ценности отражаются по стоимости их приобретения, включая
расходы на транспортировку и заготовку материалов.
3. Начисление заработной платы работникам
осуществляется в соответствии с действующим положением, включая доплаты и премии
из фонда заработной платы.
4. Накладные расходы включают в
нормативную себестоимость в проценте от суммы прямых затрат, утвержденном для
предприятий дорожно-мостового хозяйства.
5. Расчет нормативной себестоимости
осуществляется сроком на пять лет отдельно по каждому виду работ дорожного
предприятия (организации): строительство (реконструкция); капитальный ремонт;
средний ремонт; текущий ремонт и содержание дорог; по каждому виду покрытия.
6. Настоящие Рекомендации предназначены
для определения уровня нормативной себестоимости строительства (реконструкции),
капитального, среднего, текущего ремонтов площади городских дорог: проезжей
части, тротуаров, мостов <*> в дорожно-строительных управлениях, трестах;
в дорожно-эксплуатационных участках, трестах; в управлениях дорожно-мостового
хозяйства; в трестах по дорожному строительству и благоустройству; в
специализированных дорожных ремонтно-строительных управлениях; в управлениях по
капитальному ремонту дорог <**>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - дороги.
<**> В дальнейшем - предприятия
(организации) дорожного хозяйства.
7. Исходной базой при разработке методики
планирования нормативной себестоимости строительства (реконструкции),
капитального, текущего, среднего ремонтов дорог являются положения о порядке
составления годового отчета по капитальному строительству, "Нормативы
ежегодных объемов и методика выбора и расчета потребности в средствах
механизации для работ по текущему, среднему и капитальному ремонтам дорожных
одежд в городах РСФСР различных категорий" (М.: ОНТИ АКХ им. К.Д.
Памфилова, 1974); "Рекомендации по технологическим схемам ремонта
городских дорог" (М.: Стройиздат, 1978); "Технологические правила
содержания и ремонта городских дорог" (М.: Стройиздат, 1979);
"Строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя СССР; "Нормативы
численности рабочих, занятых содержанием и текущим ремонтом автомобильных
дорог" (М.: ЦБПИ по труду при НИИТ Государственного Комитета СМ СССР по
вопросам труда и заработной платы (М., 1975)); "Рекомендации по расчету
нормативной себестоимости продукции (услуг) в водопроводно-канализационном
хозяйстве" (М.: ОНТИ АКХ им. К.Д. Памфилова, 1983).
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
(РЕКОНСТРУКЦИИ), КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГОРОДСКИХ
ДОРОГ
Нормативная себестоимость строительства
(реконструкции), капитального ремонта дорог отражает затраты дорожных
ремонтно-строительных предприятий (организаций) на производство работ по
сметным нормам и ценам, отражающим в денежном выражении затраты на выполнение
единицы работ.
Основными видами сметных цен,
используемых для определения нормативной себестоимости строительства
(реконструкции), капитального ремонта объектов дорожно-мостового хозяйства,
являются единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР),
местные (индивидуальные) единичные расценки, прейскуранты, укрупненные расценки
(УР), рассчитанные на основании ценников сметных норм и правил ч. IV СНиПа,
сметных цен на материальные ресурсы и на работу строительных машин.
Единичные районные (местные, укрупненные)
расценки, прейскуранты отражают величину прямых затрат на различные виды
дорожных ремонтно-строительных работ на измерители, соответствующие сметным
нормам ч. IV СНиПа. Каждая единичная расценка содержит следующие показатели:
общую сумму прямых затрат, в том числе стоимость материалов; основную
заработную плату рабочих; затраты на эксплуатацию машин, в том числе заработную
плату рабочих, обслуживающих машины.
Нормативная (сметная) себестоимость
дорожных ремонтно-строительных работ складывается из двух различных по своему
экономическому содержанию частей: прямых затрат и накладных расходов. Прямые
затраты определяют на основании сметных норм и цен непосредственно "прямым
счетом" по видам работ, объектам строительства (реконструкции), ремонта. В
состав прямых затрат входят основная заработная плата рабочих, стоимость
материалов, расходы по эксплуатации машин. В накладные расходы входят затраты
по обслуживанию процесса производства, по управлению предприятием.
Прямые затраты и накладные расходы
образуют нормативную (сметную) себестоимость строительства (реконструкции)
капитального ремонта площади дорог в предприятиях (организациях) дорожного
хозяйства.
В этой связи структуру нормативной
себестоимости можно представить следующими статьями затрат:
материалы (франко-приобъектный склад) З
м
основная заработная плата рабочих З
п
затраты по эксплуатации машин и механизмов
Э
м
Итого прямых затрат
накладные расходы Н
р
Итого нормативная
себестоимость строительства
(реконструкции),
капитального ремонта дорог С
мр
Поэтойжеструктуре затрат определяют себестоимость
единицы работ -
к - коэффициент, учитывающий норму
накладных расходов.
ПРИМЕР РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ПОКРЫТИЙ ДОРОГ
Пример расчета нормативной себестоимости
капитального ремонта дорожных асфальтобетонных покрытий площадью 12846 кв. м
приведен в табл. 1. В расчете для примера приведены номера прейскурантов,
укрупненных норм, расценок, действующих в данном предприятии дорожного
хозяйства.
Предприятию в соответствии с планом
следует капитально отремонтировать 12846 кв. м площади дорог. В соответствии с
действующими СНиПами, ЕНиРами, прейскурантами определяется нормативная
(сметная) себестоимость капитального ремонта дорожных покрытий.
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ СРЕДНЕГО,
ТЕКУЩЕГО РЕМОНТОВ ГОРОДСКИХ ДОРОГ
Расчет нормативной себестоимости
среднего, текущего ремонтов городских дорог осуществляется в соответствии со
статьями калькуляции для составления годового отчета предприятиями дорожно-мостового
хозяйства.
Основными
статьями калькуляции, составляющими нормативную себестоимость
С, являются
материалы (франко-приобъектный склад) С , основная заработная
мрм
платарабочих
Ф, затраты на эксплуатацию машин и
механизмов С, прочие
оснмх
прямые затраты З , накладные расходы Н :
пр
nnnnnn
SUM С= SUM С+ SUM Ф+ SUM С+ SUM З+ SUM Н.(8)
i=1мрii=1мii=1оснii=1мхii=1пii=1рi
Ниже приведены содержание каждой из
статей калькуляции и методики расчета нормативных затрат по каждой из статей.
Материалы. В статье калькуляции
"Материалы" отражают стоимость всех материалов (песок, цемент,
щебень, гравий, битум, асфальтобетонная смесь и т.д.), деталей и конструкций,
израсходованных непосредственно на производство работ, а также стоимость
топлива, электроэнергии, вода, пара. Сюда же относятся затраты, связанные с
приобретением и доставкой материалов, сумма премий, начисленная за экономию
материалов.
Нормативные затраты на материалы,
необходимые для ремонтных работ, определяют на основании планируемого объема
работ (по видам ремонтов и дорожных покрытий), потребности в материалах исходя
из производственной необходимости и планово-расчетных цен:
nn
SUM С= SUM VСЦ
,(9)
i=1мii=1iнii
где:
С- нормативные затраты на материалы, руб.;
мi
V- объем работ по i-му виду ремонта дорог, кв.
м;
i
С- норма расхода материала i-го вида на
единицу i-го вида работ, т,
нi
кг;
Ц- планово-расчетная цена единицы материала
i-го вида, руб.
i
Физический объем работ по ремонту дорог
определяется на основании дефектной ведомости, составленной в предприятии
(организации) дорожного хозяйства. Норму расхода материалов по их видам на
единицу работ определяют на основании действующих производственных норм расхода
материалов. Планово-расчетные цены на материалы определяют в соответствии с
положением о порядке составления и применения планово-расчетных цен на
материалы, продукцию и услуги в строительстве.
Затраты на материалы, конструкции
показывают по их стоимости (франко-приобъектный склад), которая включает: а)
стоимость материалов, конструкций, деталей (по действующим отпускным ценам
промышленности) с наценками снабженческо-сбытовых организаций или по
планово-расчетным ценам - при получении материалов, конструкций, деталей от
конторы снабжений, или по фактической себестоимости - при получении продукции
от своих подсобных производств, не выделенных на самостоятельный баланс
(асфальтобетонный завод, карьеры); б) расходы по доставке материалов до
приобъектного склада (включая расходы на погрузочно-разгрузочные работы); в)
заготовительно-складские расходы, включающие содержание заготовительного
аппарата и материальных складов предприятия дорожного хозяйства:
Ц= Ц+ Ц+ Ц+ Ц+ Ц,(10)
iотiнсiтрiтiзi
где:
Ц-
стоимость единицы материала i-го вида;
i
Ц- отпускная цена единицы i-го материала,
руб.;
отi
Ц-наценки снабженческих и сбытовых организаций на продукцию i-го
нсi
вида, руб.;
Ц,Ц, Ц- соответственно транспортные расходы,
расходы на тару,
трiтiзi
заготовительно-складскиерасходы,связанныесдоставкой материалов i-го
вида на объект, руб.
Отпускные цены на материалы определяются
на основании Прейскурантов N 06-12-01, ч. 1 (щебень, гравий, песок,
песчано-гравийная смесь, искусственные строительные материалы, продукция
асфальтобетонной промышленности); N 04-02 (нефтепродукция); N 06-01 (цемент).
Наценки снабженческих и сбытовых
организаций (транзитные, складские) устанавливают в процентах от отпускной цены
материалов и рассчитывают по предприятию как среднюю величину.
Заготовительно-складские расходы устанавливают в процентах от цены материала
(франко-приобъектный склад) в размере 2%.
Затратына тару, грузовые перевозки, на погрузочно-разгрузочные работы
определяют по Ценнику Госстроя СССР N 3, разделы
соответственно 2, 3, 4, 1.
Удельныенормативныезатраты наматериалы,приходящиесяна1000 кв. м
площади текущего, среднего ремонтов дорог С, определяют по формуле:
му
nn
С= SUM С/ SUM V .(11)
муi=1мii=1i
Основная заработная плата рабочих. По
этой статье показывают основную заработную плату рабочих, включая рабочих, не
состоящих в списочном составе, занятых непосредственно на текущем, среднем
ремонтах дорог, заработную плату рабочих по доставке строительных материалов от
приобъектного склада до места укладки их в дело, если эта доставка производится
вручную.
Основная заработная плата состоит из
заработной платы за проработанное время, начисленной по повременной,
повременно-премиальной, сдельной системам оплаты труда. Кроме премиальных
доплат, в основную заработную плату рабочих включаются доплаты за обучение
учеников на производстве, за руководство работой практикантов, доплаты при
освоении новых процессов производства, надбавки за особые условия работы и другие
планируемые доплаты, предусмотренные законом.
По этой статье не показывают заработную
плату рабочих, занятых в подсобных производствах, обслуживающих и прочих
хозяйствах; рабочих, занятых на работах, производимых за счет накладных
расходов, а также заработную плату рабочих, осуществляющих погрузку, разгрузку
и доставку материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с
транспортных средств на приобъектном складе.
Фондзаработнойплаты Фсостоит из фонда
заработной платы рабочих,
умножениячасовыхтарифныхставокТдля рабочих-повременщиков
среднего
ч
разрядарабочегодорожного хозяйства на
среднее число часов работы в году
одного рабочего Ти на списочное число рабочих Р :
рс
Ф= ТТР .(13)
ччрс
Часовая тарифная ставка устанавливается в
соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от
29.12.68 N 1045 "О повышении заработной платы среднеоплачиваемой категорий
работников, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах"; с
Приказом МКХ РСФСР от 21.01.69 N 14 "О повышении заработной платы
среднеоплачиваемых категорий работников организаций Министерства и исполкомов
местных Советов депутатов трудящихся, осуществляющих строительство и
ремонтно-строительные работы", в соответствии с Приказом МЖКХ РСФСР от
31.01.73 N 42.
Среднеечисло часов работыТв
году одного рабочего определяется по
р
балансу рабочего времени.
Для расчета списочного числа рабочих
используют "Нормативы численности рабочих, занятых содержанием и текущим
ремонтом автомобильных дорог", рассчитанные на явочную численность
рабочих. Списочное число рабочих определяется по формуле:
Р= РК,(14)
ся
где:
Р- явочная численность рабочих по профессиям;
я
К -
переходный коэффициент от явочной численности рабочих к списочной.
Переходный
коэффициент:
К = 1 + Н :
100,(15)
гдеН-процентпланируемыхневыходов на работу, отпуска, болезни,
жилищно-коммунальногохозяйстваРСФСР(ПриказМЖКХРСФСР от 08.06.81 N
315).
Доплата за работу в ночное время Фрассчитывается по формуле:
н
ТПРН
чсмнс
Ф= ------------,(16)
н7 х 100
где:
П- продолжительность ночной смены, ч (8 ч);
см
Р- число рабочих, работающих в ночную смену;
н
Н- количество ночных смен.
с
Величина доплаты за каждый час в ночное
время определяется в соответствии с действующим положением: при 8-часовой
рабочей смене принимается в размере 1/7 часовой тарифной ставки.
Расчет доплат за работу в праздничные
дни:
ТПЧР
чсмпрпр
Ф= --------------,(17)
д100
где:
Ч- число праздничных дней в году;
пр
Р- число рабочих, работающих в праздничные
дни.
пр
Все остальные доплаты определяют как
средние по предприятию величины в процентах к фонду заработной платы рабочих.
Удельные нормативные затраты на
заработную плату, приходящиеся на 1000 кв. м площади текущего, среднего
ремонтов дорог, определяют по формуле:
nn
Ф= SUM Ф/ SUM V
.(18)
у.оснii=1оснii=1i
Эксплуатация машин и механизмов. В статье
калькуляции "Затраты по эксплуатации машин и механизмов" отражают
комплекс затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией дорожных строительных
машин и механизмов. Расходы по содержанию и обслуживанию машин и механизмов
планируют по месту и цели их использования. Если машины заняты на
погрузочно-разгрузочных работах или перевозке строительных материалов, то
затраты планируют в составе расходов на материалы.
Все затраты на эксплуатацию и содержание
строительных машин и механизмов слагаются из текущих и единовременных расходов.
В состав текущих расходов входят:
основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин и
механизмов (механиков, машинистов, мотористов и др.); стоимость топлива,
горючего, смазочных и других вспомогательных эксплуатационных материалов;
амортизация машин и механизмов; стоимость работ по техническому обслуживанию и
текущему ремонту машин, механизмов. Единовременные расходы состоят из расходов
по погрузке, разгрузке и транспортировке машин и механизмов, стоимости работ по
их монтажу, демонтажу.
Накладные расходы, связанные с
эксплуатацией дорожно-строительных машин, находящихся на балансе дорожной
организации, не включают в статью "Затраты по эксплуатации машин и
механизмов", а относят на статью калькуляции "Накладные расходы".
В затраты на эксплуатацию машин и
механизмов относят сумму арендной платы за пользование дорожными строительными
машинами, механизмами. Если дорожная организация пользуется в виде аренды
машин, механизмов услугами управления механизации своего треста, то расчеты
производятся по планово-расчетным ценам, утвержденным трестом, с начислением
накладных расходов, но без плановых накоплений и не выше сметных цен.
При пользовании машинами управлений
механизации, входящих в состав специальных трестов механизации и других
автохозяйств, в том числе спецавтохозяйств, автодормехбаз, планово-расчетные
цены на маш.-ч (машино-смену) устанавливают с учетом накладных расходов и
плановых накоплений. Затраты на эксплуатацию дорожных машин, механизмов
рассчитываются исходя из планово-расчетной цены 1 ч работы дорожной машины,
механизма и нормативной продолжительности работы машин, механизмов на объекте
по формуле:
n
С= ЦSUM N ,(19)
мхiмi i=1i
где:
Ц- планово-расчетная цена 1 маш.-ч
эксплуатации строительных машин,
мi
механизмов i-го вида, руб.;
N- число машино-часов работы i-ой машины,
механизма, необходимое для
техническоеобслуживаниеи текущий ремонт
механизмов) за год i-ой машины,
механизма, руб.;
Т-
плановое число часов работы машин, механизма i-го вида за год, ч;
гi
Ц-амортизационныеотчисления машин,
механизмов i-го вида за год,
аi
руб.;
Ц-затратынаперебазированиемашин(монтаж,демонтаж,
тi
транспортирование i-го механизма, машины), руб.;
Т-продолжительностьработынаодномобъектедонового
плi
перебазирования механизма, машины i-го вида, ч.
Затраты по заработной плате машинистов и
их помощников определяют по тарифным ставкам, установленным для данной
категории работников в соответствии с Приказом МЖКХ РСФСР от 31.01.73 N 42. При
расчете плановых затрат по заработной плате к тарифным ставкам добавляют
премиальные в размере, сложившемся в предприятии (организации) на основании
вышеуказанных "Типовых положений о премировании".
Затраты на горюче-смазочные материалы
определяют в соответствии с утвержденными нормами расхода топлива на 1 маш.-ч
работы дорожной машины, механизма (Постановление Совета Министров РСФСР от 15.08.67
N 608 "Нормы расхода жидкого топлива для строительных, дорожных и других
машин и механизмов"), планируемым временем работы машин, механизмов,
стоимостью горюче-смазочных материалов по Прейскуранту. Данные расчета затрат
на горюче-смазочные материалы группируют по механизмам - потребителям. После
подсчета общую сумму затрат делят на плановое количество часов работы
дорожно-строительного механизма и определяют долю расходов, приходящуюся на 1
маш.-ч работы машины, механизма.
При планировании затрат на средства
механизации также рассчитывают расходы, связанные с техническим обслуживанием и
текущим ремонтом машин, механизмов. Расчет производится на основании
"Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта
строительных машин" (М.: Стройиздат, 1978); "Указаний по организации
и проведению технического обслуживания и ремонта дорожных машин". ВСН-6-79
(М.: Транспорт, 1980).
Затраты на техническое обслуживание и
ремонт машин, механизмов включают в себя расходы на заработную плату ремонтных
рабочих с учетом премии, стоимости деталей, запасных частей.
Заработная плата ремонтных рабочих
осуществляется в соответствии с Приказом МЖКХ РСФСР от 31.01.73 N 42. Общую
сумму заработной платы ремонтных рабочих определяют умножением часовой тарифной
ставки среднего разряда ремонтного рабочего на затраты труда ремонтных рабочих
на техобслуживание и ремонт машин и механизмов.
Затратытрударемонтных рабочих Т(чел.-ч) на 1
маш.-ч работы машины
р
определяют по формуле:
Т= (ТК+
ТК ) / Ц ,(21)
р1122м
где:
Ти Т-
затраты труда на проведение одного технического обслуживания
12
и одного текущего ремонта, чел.-ч;
КиК-количество технических обслуживаний и текущих
ремонтов за
12
один межремонтный цикл;
Ц- продолжительность межремонтного цикла, ч.
м
От суммы порученной заработной платы
определяют сумму премий ремонтным рабочим.
Стоимость ремонтных материалов, прочие
затраты на текущий ремонт, техническое обслуживание определяют на основании
"Указаний по организации и проведению технического обслуживания и ремонта
дорожных машин".
Суммированием затрат на заработную плату
ремонтным рабочим, на материалы, использованные на техническое обслуживание и
ремонт, определяют затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт
дорожных машин, механизмов, приходящиеся на 1 ч работы машины, механизма.
Сумму амортизационных отчислений определяют
по формуле:
Ц= СН,(22)
аiмiаi
где:
С- балансовая стоимость i-го механизма, руб.;
мi
Н- норма амортизационных отчислений i-го
механизма за год, %.
аi
Стоимость строительного механизма
определяется по данным бухгалтерского учета основных средств; норму
амортизационных отчислений определяют на основании Норм амортизационных отчислений
по основным фондам народного хозяйства СССР и Положения о порядке планирования,
начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве,
утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 14.03.74 N 183.
Сумму
амортизационных отчислений, приходящуюся на 1 маш.-ч работы Ц,
ачi
определяют по формуле:
ЦЦ
аiаi
Ц= --- = ---------------,(23)
ачiТ100 ТТбета
гдсм
где:
Т- число дней работы машины, механизма в году,
дней;
д
Т- продолжительность смены, ч;
см
бета -
коэффициент сменности.
Числоднейработы машины в году определяют вычитанием из календарного
количества дней Тпраздничных и выходных дней Т;
времени, затрачиваемого
кпр
наперебазировкумашин(времянадемонтаж, перевозку и монтаж
машин на
новомместеработы), Т ,вднях; времени перерывов в
работе механизмов,
б
связанныхснеблагоприятнымиметеорологическимиусловиями,при которых
механизмы не могут работать, Тв днях; времени непредвиденныхперерывов
ат
в работе механизмовТв днях; времени нахождения
механизмов в техническом
н
обслуживании и ремонте Т , в днях:
р
Т= Т- Т-
Т- Т- Т- Т .(24)
дкпрбатнр
За календарное количество дней для машин,
работающих круглогодично, принимается годовое количество календарных дней, за
исключением строительных механизмов (катки, асфальтоукладчики и т.д.),
работающих только строительный сезон.
Затраты на перебазирование дорожных
строительных машин, механизмов рассчитывают исходя из времени на
перебазирование машины, механизма. Количество дней на перебазировку определяют
на основании дальности и разобщенности объектов ремонта и строительства, данных
о количестве фактических перебазировок, способов перемещения механизмов (своим
ходом, перевозка машин в демонтированном состоянии, в кузове, на большегрузном
прицепе-тяжеловозе, на буксире без разбора машин).
Время перемещения механизмов определяют
делением расстояния перевозки на среднюю путевую скорость движения плюс затраты
времени на погрузку, разгрузку, монтаж и демонтаж машин, плюс время ожидания
транспорта. Время перерывов в работе машин, механизмов, связанных с
неблагоприятными атмосферными условиями, определяют на основании данных,
сложившихся за предшествующие периоды, или на основании сведений
соответствующих местных управлений Гидрометеослужб. Так, например, при
определении перерывов в работе моторных катков неблагоприятными днями являются
дни с дождем; экскаваторов, бульдозеров - дни с низкой температурой и дождем и
т.д.
На основании данных о фактическом
целодневном простое определяют дни простоя по непредвиденным причинам, но не
более 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.
Время нахождения машин в ремонте
исчисляют на основании "Рекомендаций по организации технического
обслуживания и ремонта строительных машин" и "Указаний по организации
и проведению технического обслуживания и ремонта дорожных машин". Время
нахождения машин, механизмов в ремонте в течение года определяют на основании
данных о продолжительности одного технического обслуживания, ремонта с учетом
времени простоя машин и механизмов в ожидании постановки на техобслуживание,
ремонт, а также времени транспортировки их в ремонт и из ремонта. Время
нахождения машины в ремонте может быть определено по формуле:
Т- Дбета ТР
кпсмч
Д= -------------------,(25)
р1 + ТРбета
смч
где:
Т- календарное количество дней;
к
Д-суммаднейперерывоввработемашин по всем причинам, кроме
п
перерывов на техобслуживание и ремонт;
бета -
коэффициент сменности работы машин, механизмов;
М-стоимостьтранспортирования машин
i-го вида на данный объект,
трi
руб.;
М-стоимостьдемонтажаимонтажа машин, механизмов i-го вида на
дi
данном объекте, руб.;
Т- число часов работы машин i-го вида на
данном объекте.
чi
При перемещении машин своим ходом
стоимость определяется путем умножения средней стоимости 1 маш.-ч работы
перемещаемой машины на время пребывания машины в пути.
При перевозке машин, механизмов на
прицепах, буксире, в кузовах автомобилей расходы состоят из затрат на
эксплуатацию машины (тягача), на эксплуатацию погрузочно-разгрузочных средств;
из заработной платы такелажников при погрузке, разгрузке, монтаже, демонтаже
машин, механизмов; из заработной платы экипажа машины.
Стоимость эксплуатации тягача С
определяют по формуле:
К-местныепоправочныекоэффициенты к единым тарифам на перевозку
м
грузов автомобильным транспортом;
R -
расстояние перевозки дорожной машины, км.
Общее время
работы тягача:
R 2
В= В+ В= --- + В,(29)
одпрvпр
ср
где:
В- время движения, ч;
д
В- время погрузочно-разгрузочных работ, ч;
пр
v- средняя путевая скорость движения тягача,
км/ч.
ср
Стоимость эксплуатации погрузочного
механизма, участвующего в погрузке и разгрузке дорожной машины, определяют
умножением цены 1 маш.-ч работы погрузочной техники на величину затрат времени
на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку механизма.
Заработную плату такелажников определяют
умножением затрат труда на тарифную ставку среднего разряда работы. Затраты
труда такелажников устанавливает умножением общего времени работы тягача на
количество такелажников (по нормативному составу звена).
Планово-расчетнаясебестоимость1000кмпробегамашинысостоит из
затрат на заработную плату водителя З , суммы
амортизационных отчислений (%
в
отстоимости
машины) А , затрат на техническое обслуживание и ремонт машин
м
З,затратнагорюче-смазочныеи другие материалы Т, рассчитанных на
тргс
1000 км пробега:
А
nмi
SUM С= З+ --- + З+ Т.(33)
i=1кмiвi100трiгсi
Заработная плата водителей определяется
на основании Постановления Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы и Секретариата ВЦСПС от 14.12.72 N 322/34 "Об условиях оплаты труда
работников автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного
обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного
транспорта" в соответствии с установленными расценками на перевозку
грузов, временем работы автомобиля и т.д.
Затраты на амортизационные отчисления
определяют от балансовой стоимости машины и норм амортизационных отчислений на
основании Норм амортизационных отчислений по основным фондам народного
хозяйства СССР и Положения о порядке планирования, начисления и использования
амортизационных отчислений в народном хозяйстве.
Техническое обслуживание и ремонт
автомашин осуществляется в соответствии с "Положением о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (М.:
Транспорт, 1973). Затраты на техническое обслуживание и ремонт машин состоят из
затрат на заработную плату ремонтных рабочих, включая премии и доплаты
ремонтным рабочим, на запасные части и детали.
Заработную плату ремонтных рабочих на
1000 км пробега рассчитывают умножением средней тарифной ставки ремонтных
рабочих на затраты труда ремонтных рабочих на 1000 км пробега машины.
Удельныерасходына 1000 кв. м площади ремонта дорог по статье затрат
n
"Прочиепрямыезатраты"Зопределяют делением этих затрат SUM Зна
упi=1 пi
n
объем работ по текущему, среднему ремонту дорог,
тротуаров SUM V :
i=1i
nn
З= SUM З/ SUM V
.(37)
упii=1пii=1i
Накладные расходы. Сумма затрат по
накладным расходам определяется установленной для предприятия нормой в
процентах к сумме прямых затрат.
В пределах установленной нормы
предприятие (организация) составляет смету накладных расходов. В смету включают
все накладные расходы независимо от источников их покрытия: собственные
издержки производства, возмещения сверх смет заказчиком или субподрядчиком. При
составлении сметы накладных расходов должна быть учтена экономия,
предусмотренная в плане технического развития и организационно-хозяйственных
мероприятий.
Накладные расходы предприятий
(организаций) дорожно-мостового хозяйства состоят из четырех разделов: I -
административно-хозяйственные расходы; II - расходы по обслуживанию рабочих:
дополнительная заработная плата рабочих; отчисления на социальное страхование;
расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию; затраты по санитарно-бытовому обслуживанию
работников, на охрану труда и техники безопасности; отчисления профсоюзам на
культурно-массовую и физкультурную работу; III - расходы по организации и
производству работ; содержание пожарно-сторожевой охраны; содержание
производственного оборудования и инвентаря; амортизация и текущий ремонт
оборудования учебных лабораторий и кабинетов; расходы по содержанию учебных
заведений; расходы по нормативным работам и рационализации производства;
отчисления на научно-исследовательскую работу; расходы по проектированию
производства работ; расходы по благоустройству и содержанию строительных
площадок; IV - прочие накладные расходы.
К смете накладных расходов составляются
расчеты по отдельным статьям. Смета составляется и на
административно-хозяйственные расходы, основная часть которых представлена
расходами на заработную плату административно-хозяйственным работникам. При
определении размеров заработной платы руководствуются типовыми структурами,
штатами и нормативами численности работников по группе предприятия
(организации) дорожно-мостового хозяйства.
Для определения размера
административно-хозяйственных расходов составляют смету по следующим статьям
расходов: заработная плата; начисления на заработную плату; командировочные
расходы по перемещению и взамен суточных; амортизация, аренда и
эксплуатационные расходы по содержанию помещения; транспортные расходы и
служебные разъезды; канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы;
отчисления на содержание вышестоящих организаций; прочие расходы.
Заработную плату
административно-хозяйственного персонала определяют по штатному расписанию и
установленным окладам; отчисления на социальное страхование - в пределах
действующего норматива (4,7% от заработной платы); отчисления на содержание
вышестоящей организации устанавливают по расчетам вышестоящей организации.
Командировочные, почтово-телеграфные и телефонные расходы, арендную плату,
расходы по содержанию помещений, амортизацию помещений, транспортные расходы и
служебные разъезды принимают по заключенным договорам, фактически сложившимся
условиям, по действующим нормам.
Расходы по обслуживанию рабочих (около
50%) состоят из затрат на дополнительную заработную плату рабочих, принимаемую
в сумме, установленной планом по труду (% от основной заработной платы данной
категории работников). К дополнительной заработной плате рабочих, занятых на
ремонте объектов дорожно-мостового хозяйства, относят расходы по оплате
отпусков, включая расходы по оплате отпусков молодым рабочим после окончания
школ и профтехучилищ, отпусков учащимся вечерних общеобразовательных школ и
заочникам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях;
доплаты в связи с понижением выработки у молодых рабочих; доплаты до среднего
заработка беременным женщинам; доплаты бригадирам за руководство бригадой в
соответствии с действующими положениями об оплате труда работников
дорожно-мостового хозяйства; выплаты работникам за время выполнения
государственных обязанностей.
Отчисления на уплату взносов по
социальному страхованию рассчитывают в соответствии с установленным размером
отчислений в процентах к фонду заработной платы, включая дополнительный фонд
заработной платы.
Расходы по санитарно-бытовому
обслуживанию рабочих, охране труда и технике безопасности могут быть приняты в
размере фактических данных за ряд лет. Они могут быть определены также на
основании специального расчета затрат на спецодежду, спецпитание, на
организацию лекций, издание и приобретение плакатов и литературы; на устройство
ограждений и других приспособлений; содержание душевых на производстве; на
медицинскую помощь.
В накладные расходы включают затраты по
содержанию пожарной и сторожевой охраны, состоящие из расходов на содержание
постов (по договорам или собственными силами); на перезарядку огнетушителей; на
приобретение плакатов и обеспечение предупредительных надписей.
Статья накладных расходов
"Содержание производственного оборудования и инвентаря" включает
следующие затраты:
амортизацию, текущий ремонт, перемещение
производственных приспособлений, учитываемых в составе основных средств,
расходы по содержанию которых не предусмотрены в прямых затратах. Расходы
определяют или по действующим нормам (нормы амортизационных отчислений), или по
укрупненным показателям затрат, сложившимся в хозяйстве за ряд лет;
износ малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и инструментов (МБП) в соответствии с действующим положением о
начислении износа на МБП;
износ временных (нетитульных)
приспособлений и устройств (сооружаемых или приобретаемых за счет накладных
расходов, включая приспособления по технике безопасности).
Эти расходы также определяют на основе
фактических данных за предшествующий планируемый год с учетом их сокращения за
счет организационно-технических мероприятий.
В статью затрат "Амортизация и
текущий ремонт оборудования учебных лабораторий и кабинетов" расходы
включают при условии, если предприятие (организация) дорожно-мостового
хозяйства имеет курсы повышения квалификации, профтехучилища. По этой же статье
затрат учитывают суммы, перечисляемые вышестоящей организации на указанные
мероприятия. Перечисленные расходы определяют по сложившемуся уровню за
предшествующие периоды.
В статью расхода "Расходы по
нормативным работам и рационализации производства" включают затраты на
содержание нормативно-исследовательских станций, составление нормативных
справочников, отчисления вышестоящим организациям на
нормативно-исследовательскую работу.
В расходы по проектированию производства
включают расходы на содержание проектно-сметных групп, групп проектирования, а
также на оплату услуг проектных организаций. Расходы планируют по сложившемуся
в организации уровню за предшествующий период.
В затраты по благоустройству и содержанию
строительных площадок включают расходы по уборке ремонтируемых площадей, оплате
электроэнергии; затраты на установку осветительных устройств.
В статью "Прочие накладные
расходы" включают отчисления на создание фондов премирования за внедрение
новой техники, затраты на услуги столовым, буфетам; расходы по проведению совещаний,
организации выставок; проценты, уплаченные за вычетом полученных (за
исключением оплаты банку процентов за кредит по ссудам); расходы, связанные с
продлением отпуска рабочим, занимающимся в вечерних высших и средних
специальных учебных заведениях и школах рабочей молодежи; расходы на ремонт
помещений детских садов, яслей и другие расходы, проводимые в соответствии с
решением правительства; прочие расходы.
Штрафы, пени, неустойки и прочие
непроизводительные расходы в смету накладных расходов не включают.
Наряду с подробными расчетами по
отдельным статьям расходов при планировании накладных расходов можно
пользоваться нормативами расходов по статьям сметы в процентном отношении к
сумме прямых затрат, что позволит сократить трудоемкость их планирования.
Суммунакладных расходов, приходящихся на единицу работ H- 1000 кв.
ур
мплощади
среднего, текущего ремонтов городских дорог, определяют делением
планируемойна
год суммы накладных расходов Нна объем
работ по среднему,
р
текущему ремонтам V :
i
nn
Н= SUM Н/ SUM V .(38)
урii=1рii=1i
Ниже приведен пример расчета нормативной
себестоимости 1000 кв. м площади текущего ремонта покрытий дорог, тротуаров.
ПРИМЕР РАСЧЕТА
НОРМАТИВНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, ПОКРЫТИЙ ДОРОГ, ТРОТУАРОВ
Планом предусмотрен текущий ремонт 127
тыс. кв. м площади дорожных покрытий, в том числе 104 тыс. кв. м площади -
проезжая часть, 23 тыс. кв. м - тротуары.
Работы по ремонту включают следующие
технологические операции: очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и
грязи сжатым воздухом от компрессора, установленного на машине МТРД; разметку
границ выбоин; вырубку материала ремонтируемого покрытия по очерченному
контуру. Поврежденное асфальтобетонное покрытие разламывают отбойным молотком,
работающим от компрессора ЗИФ-55; обрубленные куски удаляют с ремонтируемого
места вручную. Основание и обрубленные края обрабатывают битумом. Подгрунтовку
дна и стенок ремонтируемой карты производят с использованием гудронатора Д-640.
Асфальтобетонную смесь доставляют к месту работы в автосамосвалах. Ее
распределяют с использованием машин для раскладки асфальтобетонной смеси
ЭД-1МБ. Уложенную смесь уплотняют катком массой 8 т.
При текущем ремонте асфальтобетонного
покрытия тротуаров выполняют работы по ликвидации просадок, выбоин, заделку
трещин, используются следующие машины и механизмы: тротуароуборочные машины,
компрессор для разломки поврежденного покрытия, тротуарный асфальтораскладчик
ЭД-60 для укладки асфальтобетонной смеси, тротуарный каток Д-455.
В местах, недоступных для машин и
механизмов, при наличии выступов зданий, различных ограждений, столбов,
смотровых колодцев и т.п. для ремонта тротуаров применяют средства малой
механизации (электро- или пневмоинструмент). Для ремонта тротуаров используют
песчаную асфальтобетонную смесь.
Распределение объема работ: на 70%
площади проезжей части укладывают слой смеси до 5 см, на 30% - 5 см, на 100%
площади тротуаров слой укладываемой смеси составляет 3 см.
Стоимость 1 т асфальтобетона по
Прейскуранту N 06-22-01 - 10 руб. 75 коп., транспортно-заготовительные расходы
- 2 руб. 25 коп. Итого планово-расчетная цена - 13 руб. за 1 т асфальтобетона.
Стоимость 1 т битума по Прейскуранту N
04-02 - 34 руб., транспортно-заготовительные расходы - 2 руб. Итого
планово-расчетная цена - 36 руб. за 1 т битума.
Нормативные затраты на материалы на
ремонт 1000 кв. м площади проезжей части составили:
151,6 тыс.
руб. х 1000 кв. м
---------------------------- = 1457,7 руб.;
104
тыс. кв. м
на ремонт
1000 кв. м площади тротуаров:
21,9 тыс.
руб. х 1000 кв. м
--------------------------- = 952,2 руб.
23
тыс. кв. м
Расчет заработной платы рабочих. В
соответствии с инструкцией, определяющей нормативы численности рабочих, занятых
содержанием и текущим ремонтом дорог, дорожная организация располагает
нормативной явочной численностью дорожных рабочих - 21 чел. Из них на текущем
ремонте дорог занято 17 чел., на ремонте тротуаров - 4 чел. Нормативная явочная
численность рабочих, управляющих дорожно-строительными машинами (машинистов), -
7 чел. Общая нормативная явочная численность работников составляет 28 чел.
Исходя из коэффициента перехода от
явочной к списочной численности, равного 1,09, списочная численность дорожных
рабочих составит 21 х 1,09 = 23 чел., машинистов - 7 чел. х 1,09 = 8 чел. Итого
31 чел.
Итого заработная плата дорожных рабочих,
выполняющих текущий ремонт проезжей части дорог и тротуаров, составит
соответственно: 24506 + 213 + 25 = 24744 руб. и 5302 + 142 + 7 = 5451 руб.
Нормативные затраты по данной статье на
1000 кв. м площади ремонта дорог составят:
на ремонт проезжей части:
24744 х 1000 кв. м / 104 тыс. кв. м =
237,9 руб.;
на текущий ремонт тротуаров:
5451 х 1000 кв. м / 23 тыс. кв. м = 237
руб.
Дополнительная заработная плата данной
категории работников составит соответственно:
24744 х 6,2 / 100 = 1534 руб. и 5451 х
6,2 / 100 = 338 руб.
Отчисления на социальное страхование,
определяемые в размере 4,7% основной и дополнительной заработной платы данной
категории работников, составляют соответственно:
(24744 + 1534) х 0,047 = 1235 руб. и
(5451 + 338) х 0,047 = 272 руб.
Расчет затрат на эксплуатацию механизмов.
Расчет заработной платы рабочих, осуществляющих управление
дорожно-строительными механизмами, - машинистов, производится по методике,
аналогичной расчету основной заработной платы дорожных рабочих.
Расчет затрат на перебазирование
механизмов. Время работы тягача, осуществляющего перебазирование катков,
составило 1,48 ч; время на ожидание тягача - 2 ч на одну перебазировку; время
на погрузку катка Д-399 при четырех перебазировках составило 12 ч, катка ДУ-54
- 8 ч. Общее время, затраченное на транспортировку катка Д-399, составит 21,48,
катка ДУ-54 - 17,48 ч. Стоимость эксплуатации 1 маш.-ч тягача с учетом доплат
за скорость перевозки механизма свыше 9 км, за пользование спецмашинами
составила для катка Д-399 - 2 руб. 89 коп., для катка ДУ-54 - 2 руб. 95 коп.
Заработная плата водителя тягача
составила при перевозке катка Д-399 - 19 руб. 18 коп., при перевозке катка
ДУ-54 - 15 руб. 60 коп.; затраты на техническое обслуживание и ремонт тягача,
амортизационные отчисления, затраты на горюче-смазочные материалы - 9 руб. 19
коп. и 8 руб. 10 коп. соответственно.
Заработная плата машинистов катков
составила 13 руб. 42 коп. и 10 руб. 92 коп. соответственно.
Итого затраты на перевозку катка Д-399
составили 103 руб. 98 коп., катка ДУ-54 - 86 руб. 27 коп. Стоимость 1 ч
перевозки, приходящуюся на 1 ч работы катка, определяют делением суммы затрат
на время работы катков на каждом объекте. Соответственно время работы катка
Д-399 составило 466,9, катка ДУ-54 - 387,4 ч. Стоимость 1 ч перебазирования
механизмов, приходящаяся на 1 ч работы катков, составляет 0,22 руб.
Расчет прочих прямых затрат. С объекта
при текущем ремонте в течение года следует вывезти старый разломанный асфальт:
15600 т проезжей части и 1380 т тротуаров.
Расстояние вывоза мусора - 25 км,
грузоподъемность машины ЗИЛ-ММЗ-555 - 5,2 т.
Количество ездок, необходимое для вывоза
разломанного асфальта при ремонте проезжей части, - 3000; при ремонте тротуаров
- 266. Балансовая стоимость самосвала - 6 тыс. руб.; норма амортизационных
отчислений - 0,5% от стоимости машины на 1000 км пробега.
Необходимое время на вывоз мусора
составит соответственно 12540 и 1112 ч, общий пробег самосвалов -
соответственно - 150 и 13,3 тыс. км.
Заработная плата водителя составит 8263,8
руб. (65,9 коп. х 12540 ч), премия (25%), доплата за классность (15%) - 3305,5
руб.; итого заработная плата на 1000 км пробега - 77,12 руб.
Амортизационные отчисления на 1000 км
пробега составляют:
0,5 х 6000 руб.
30 руб. (---------------).
100
Затраты на техническое обслуживание и
ремонт самосвалов составили: общая трудоемкость выполнения ТО и ТР - 2924,8
чел.-ч; заработная плата ремонтных рабочих с премией - 2020 руб. или 16,83 руб.
на 1000 км пробега; затраты на материалы, запасные части - 20 руб. 19 коп. на
1000 км пробега. Итого затраты на 1000 км пробега на ТО и ТР составят 37 руб.
02 коп.
Затраты на амортизацию шин составят:
1,38 руб. х 6 баллонов = 8,28 руб.
(1,38 руб. - норма амортизационных
отчислений на 1000 км пробега).
Затраты на топливо составили: норма
расхода бензина на 1000 км пробега - 37 л, на одну ездку - 0,25 л; затраты на
бензин составили 8437 руб. (0,15 руб. х 56250 л); на смазочные материалы - 110
руб. (0,65 руб. х 1692 л); итого на 1000 км пробега - 56,99 коп.
В целом затраты на эксплуатацию самосвала
в расчете на 1000 км пробега составили, руб.:
заработная плата водителя77,12
амортизационные отчисления30
техническое обслуживание и ремонт37,02
амортизация шин8,28
затраты на топливо и горюче-смазочные
материалы56,99
-------
209,41.
Затраты на эксплуатацию самосвалов на
выполнение всего объема работ по вывозу разломанного асфальта с проезжей части
(на общий пробег машин 150 тыс. км) составят 31411,5 руб. (209,41 руб. х 150);
тротуаров (на общий пробег машин - 13,3 тыс. км) - 2785,15 руб. (209,41 руб. х
13,3).
Удельные расходы на 1000 кв. км площади
текущего ремонта проезжей части
31411,5 руб. х 1000
составят 302
руб. (-------------------); на 1000 кв. мтекущегоремонта
Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.