Утверждаю
Заместитель Министра
гражданской авиации
И.Е.МАШКИВСКИЙ
17 декабря 1984 г. N 48/И
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЗАПРАВКЕ САМОЛЕТА ИЛ-86 ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция содержит
указания и сведения для руководства по заправке системы водоснабжения самолета
Ил-86 питьевой водой.
1.2. Ответственным за организацию работ
по обеспечению качества питьевой воды, заправляемой в самолет, является
начальник аэропорта.
1.3. Инструкция предназначена для
заправщиков самолетов питьевой водой, водителей водозаправщиков
МВ-2 (МВ-1), авиатехников, обслуживающих систему водоснабжения самолетов Ил-86.
1.4. Техническое обслуживание пунктов
раздачи питьевой воды, водозаправщиков МВ-2 (МВ-1),
системы водоснабжения самолета Ил-86 производится в соответствии с инструкциями
по эксплуатации этих объектов, разработанными предприятиями-изготовителями.
Данная инструкция дополняет вышеуказанные в части организации работ по заправке
самолетов питьевой водой и по взаимосвязи между отдельными службами аэропорта.
1.5. Учитывая, что система водоснабжения
самолета Ил-86 предназначена для обеспечения питьевой водой большого количества
пассажиров, особое внимание должно быть обращено на контроль
за качеством питьевой воды и на меры, исключающие возможность ее
загрязнения.
1.6. Настоящая Инструкция может быть
использована для организации работ по заправке централизованных систем
водоснабжения других типов самолетов после принятия соответствующих решений по
самолетам о пригодности систем водоснабжения для обеспечения пассажиров
питьевой водой.
1.7. Данная Инструкция является типовой и
может быть уточнена с учетом местных условий в аэропортах.
2. Краткие сведения
по пунктам раздачи питьевой воды
2.1. Пункты раздачи питьевой воды
предназначены для заправки водопроводной питьевой водой водозаправщиков
МВ-2 (МВ-1).
2.2. Пункты раздачи должны быть
расположены в изолированных помещениях с отдельным входом и выполнены с учетом
требований санитарной гигиены. Пункты раздачи находятся в подчинении службы,
ответственной за снабжение аэропортов питьевой водой (ТИСТО).
2.3. Оборудование, смонтированное на
пунктах, обеспечивает закрытую заправку водозаправщика
водой с давлением в водопроводной сети до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).
2.4. Для подогрева воды в зимнее время в
пунктах раздачи предусмотрены водонагреватели.
2.5. Контроль параметров воды
(температуры и давления) осуществляется с помощью расположенных в раздаточном
устройстве манометра и термометра.
2.6. На раздаточном устройстве
смонтирован кран отбора воды для проведения ее лабораторного анализа.
2.7. Соединение раздаточного устройства с
приемочным штуцером водозаправщика осуществляется
заправочным шлангом из комплекта ЗИП водозаправщика.
Шланг хранится на раздаточном пункте. Шланг и штуцер раздаточного устройства
закрываются заглушками и чехлами во избежание попадания загрязнений в водяную
магистраль.
2.8. Категорически запрещается
использовать воду из пункта раздачи для других надобностей и заправлять другие
водозаправочные средства.
3. Техническая
характеристика машин для заправки
самолетов питьевой водой
3.1. Техническая характеристика
применяемых для заправки систем водоснабжения самолетов питьевой водой водозаправочных
машин МВ-2 и МВ-1 представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОЗАПРАВОЧНЫХ МАШИН
┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Параметры │ Тип машины │
│ ├────────────┬──────────────┤
│ │ МВ-1
│ МВ-2 │
├─────────────────────────────────────────────┼────────────┴──────────────┤
│Производительность,
кг/с (л/мин.) │ 0,66 (40) │
│ │ │
│ │ +0,05 +0,5
│
│Давление
воды, МПа (кгс/кв. см) │ 0,25
(2,5 ) │
│ │ │
│Объем
заправочной емкости, куб. м │2 │2,5 │
│ │ │
│Объем
сливной емкости, куб. м │ 2 │
│ │ │
│Рабочий
вакуум в емкостях, кПа (кгс/кв. см) │ 20 - 65 (0,2 + 0,65) │
│ │ │
│Термоизоляция
емкостей не должна допускать │ 10 │
│повышения
температуры воды более чем на 2 °С │ │
│или
понижения более чем на 4 °С при разности │ │
│температур
между водой и окружающей средой 30│ │
│+/-
2 °С в течение, час. │ │
│ │ │
│Тип
шасси │ ЗИЛ-130 │
│ │ │
│Габаритные
размеры: │ │
│ - длина, м │6,73 │6,80 │
│ - ширина, м │2,450 │2,50 │
│ - высота, м │2,700 │2,76 │
│ │ │ │
│Полная
масса, кг │8600 │10520 │
│ │ │ │
│Предприятие-изготовитель │з-д N 409ГА │Прилукский з-д│
│ │ │НПО Минстрой- │
│ │ │дормаш │
└─────────────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────┘
3.2. Водозаправщик
предназначается для выполнения следующих операций:
- доставки в пределах аэропорта питьевой
воды к самолету;
- заправки закрытым способом системы
водоснабжения самолета питьевой водой;
- сохранения питьевой воды без изменения
ее качества;
- дезинфекции системы водоснабжения
самолета при его обслуживании;
- приеме
сливаемой воды из системы водоснабжения самолета.
4. Система
водоснабжения самолета Ил-86
4.1. Система водоснабжения самолета
предназначена для удовлетворения гигиенических потребностей пассажиров на борту
самолета, нужд буфета-кухни и других потребителей, обеспечивая подачу питьевой
воды ко всем точкам потребления туалетов, буфетов и кухни.
4.2. Конструкция системы обеспечивает
закрытую централизованную заправку питьевой водой, соответствующей ГОСТ
2874-84, от водозаправщика, подсоединяемого к
водозаправочной панели (рис. 4.1 - здесь и далее рисунки не приводятся),
расположенной по правому борту в нише фюзеляжа между 37 и 38 шпангоутами.
4.3. В системе водоснабжения самолета предусмотрены
два водяных бака емкостью по 300 литров каждый. Вода к потребителям подается
под давлением наддува баков, создаваемым бортовым компрессором.
4.4. Для слива из системы водоснабжения
самолета предусмотрены 3 сливных штуцера, один из которых расположен на
водозаправочной панели, а два других - на сливных панелях (рис. 4.2). Сливные
панели расположены: одна между 9 и 10 шпангоутами, другая между 65 и 66
шпангоутами. На рис. 4.3 показано расположение упомянутых заправочных и сливных
точек на борту самолета Ил-86.
4.5. Контроль количества воды в баках
самолета производится по индикаторным табло, расположенным в кабине экипажа
самолета и на водозаправочной панели. Кроме того, по показаниям приборов в
кабине экипажа контролируется температура воды и давление наддува баков.
5. Общие требования
по организации заправки
самолетов питьевой водой
5.1. Заправщик самолетов питьевой водой
(в дальнейшем - заправщик) должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,
предъявляемым к работникам, имеющим доступ к пищевым продуктам.
5.2. Заправщик отвечает за
санитарно-техническое состояние помещения и оборудования раздаточного пункта, а
также емкостей водозаправщика. Техническое
обслуживание водопроводного оборудования производится службой ТИСТО.
Заправщик обеспечивает:
- заправку емкости для перевозки питьевой
воды машины МВ-2 (МВ-1);
- хлорирование воды в водозаправщике
с обязательной отметкой в журнале о проведенном мероприятии;
- делает отметку в журнале водозаправщика о качестве и сроках годности заправленной
воды;
- слив воды, оставшейся в шланге после
заправки самолета, и установку заглушек и чехлов на штуцера раздаточного
шланга;
- выполнение других операций, связанных с
непосредственным контактом с питьевой водой или с деталями, омываемыми питьевой
водой;
- заполнение журнала по заправке
самолетов питьевой водой в данном аэропорту с указанием номера рейса, времени
заправки и номера водозаправщика;
- проведение дезинфекции емкости водозаправщика.
5.3. Водитель водозаправщика
обеспечивает:
- техническую эксплуатацию машины;
- контроль за
количеством и температурой воды, находящейся в емкостях машины;
- управление работой спецоборудования
машины при техническом обслуживании самолета;
- слив воды из емкостей водозаправщика в установленном месте.
5.4. Авиатехник, ответственный за
заправку системы водоснабжения самолета:
- контролирует температуру заправляемой
воды;
- дает команду на начало и окончание
заправки системы водоснабжения самолета;
- контролирует количество воды,
находящейся в емкостях самолета;
- подсоединяет и отсоединяет шланг водозаправщика при сливе воды из самолета;
- руководит отъездом и подъездом водозаправщика;
- устанавливает и убирает упорные
колодки.
Примечание: Водителю водозаправщика
и авиатехнику запрещается выполнять операции, связанные с непосредственным
контактом с питьевой водой или с деталями, омываемыми питьевой водой.
5.5. Работники санитарной службы
аэропорта обеспечивают контроль за качеством питьевой
воды в водозаправщике и самолете.
Ежедневно и по эпидемиологическим
показаниям результаты исследования в виде протоколов с заключением и
рекомендациями направляются в службу ТИСТО.
6. Подготовка водозаправщика МВ-2 (МВ-1) и системы
водоснабжения самолета Ил-86 к заправке питьевой
водой
6.1. Подготовка водозаправщика
6.1.1. Водозаправщик
при введении его в эксплуатацию, а также после его ремонта должен подвергаться
следующей обработке и дезинфекции:
- механической чистке;
- хлорированию;
- промывке.
Хлорирование - методом орошения
поверхности из расчета 0,3 - 0,5 литр. на 1 кв. м поверхности с концентрацией 200 - 250 мг/литр.
активного хлора. После этого емкость промывается питьевой водой из раздаточного
пункта.
После промывки емкость полностью
заполняется водой с навеской гипохлорита кальция или хлорной извести, обеспечивающей
в растворе концентрацию активного хлора 75 - 100 мг/л (потребное количество
дезинфицирующего вещества определяет СЭС аэропорта). Раствор выдерживается в
емкости в течение 6 часов, после чего сливается и емкость 2 - 3 раза
промывается чистой водой.
6.1.2. Указанные в п. 6.1.1 мероприятия
проводятся также и в период эксплуатации водозаправщика
не реже 1 раза в месяц.
6.1.3. Если вода не отвечает требованиям
ГОСТ 2874-82, то водозаправщик подвергается повторной
очистке и дезинфекции в соответствии с п. 6.1.1.
6.1.4. Присоединительный шланг,
предназначенный для заправки системы водоснабжения самолета, должен храниться
на водозаправщике в чехле, предохраняющем его от
загрязнения.
6.1.5. Присоединительный шланг перед
заправкой систем водоснабжения самолета должен быть промыт питьевой водой и
перед присоединением его к штуцеру водозаправки
самолета последний должен быть ополоснут водой из шланга водозаправщика.
6.2. Подготовка системы водоснабжения
самолета
6.2.1. При вводе в эксплуатацию нового
самолета, после его капитального ремонта или замены агрегатов (подогревателей
воды, кранов смесителей и др.), а также при периодических регламентных работах
(ф1 и выше) система подвергается очистке.
6.2.2. Очистка системы водоснабжения
самолета производится с обязательным хлорированием (по п. 6.2.4), затем
проводится экспозиция, слив и промывка.
6.2.3. После промывки водосистема
подвергается дезинфекции.
6.2.4. Дезинфекция системы водоснабжения
самолета производится путем заполнения ее водой из водозаправочной автомашины,
содержащей навеску гипохлорита кальция или хлорной извести, обеспечивающих в
растворе концентрацию активного хлора 75 - 100 мг/л с экспозицией не менее 6
часов.
6.2.5. После заполнения системы раствором
необходимо подать в систему давление и опустить немного воды через все
водозаборные краны, чтобы убедиться в полном заполнении всей системы дезраствором.
6.2.6. После 6 часов экспозиции вода с
раствором подлежит сливу из водосистемы, а последняя
подвергается 2 - 3-кратной промывке чистой водой с последующим бактериальным
контролем.
6.2.7. Дезинфекцию проводит заправщик
самолетов питьевой водой под контролем работников СЭС.
7. Заправка водозаправщика МВ-2 (МВ-1) питьевой водой
7.1. Заправка производится на аэродромном
пункте раздачи питьевой воды.
7.2. При температуре наружного воздуха
ниже +5 °С оператору необходимо включить
водонагреватели и обеспечить нагрев воды на пункте до +50 - +60 °С.
7.3. Порядок выполнения операций
7.3.1. Водителю водозаправщика
необходимо:
- установить водозаправщик
у пункта раздачи;
- подготовить водозаправщик
к приему воды в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации;
- в процессе заправки осуществлять
контроль количества и температуры воды в емкости водозаправщика,
ориентировочно при давлении воды в водопроводной сети 0,6 МПа время заправки
емкости составляет 15 - 20 мин.;
- по окончании заправки (по показаниям
уровнемера и звуковому сигналу) дать команду заправщику на закрытие вентиля;
- по команде заправщика привести водозаправщик в транспортное положение и отвести его на
место стоянки.
7.3.2. Заправщику необходимо:
- размотать и присоединить заправочный
шланг к штуцерам водозаправщика и раздаточного
устройства, предварительно промыв шланг и штуцера водопроводной водой,
пропуская черев шланг воду в течение 30 - 40 сек.;
- открыть вентиль раздаточного устройства
и заполнить емкость водозаправщика;
- в процессе заправки осуществлять
контроль температуры воды на пункте раздачи;
- по команде водителя об окончании
заправки закрыть вентиль раздаточного устройства;
- отсоединить заправочный шланг, слить с
него воду, установить заглушки и чехлы, уложить шланг в помещении пункта
раздачи;
- по завершении слива отсоединить сливной
шланг от штуцера самолета и слить из него воду;
- открыв последовательно крышки штуцеров
слива передней и задней сливной панелей и открыв клапана слива, слить остатки
воды из магистралей самолета;
- слив остатков воды производить в летний
период непосредственно на аэродромное покрытие, зимой в специальную емкость не
менее 10 л;
- вытереть насухо штуцера и стенки
лючков, закрыть клапана слива и дренажа, надеть крышки на штуцера, закрыть
точки;
- дать команду водителю на отъезд водозаправщика от самолета.
8. Заправка системы
водоснабжения самолета
Ил-86 питьевой водой
8.1. Система водоснабжения самолета Ил-86
должна заправляться только от водозаправщика МВ-2
(МВ-1). Применение иных водозаправочных машин, используемых в настоящее время в
эксплуатационных предприятиях ГА (ММЗИЛ-130, АС-155,
АС-157), категорически запрещается.
8.2. Авиатехнику перед заправкой
подготовить систему водоснабжения самолета в соответствии с инструкцией по
эксплуатации самолета Ил-86, в частности, открыть запорные водяные краны в
туалетах, буфетах, кухне.
8.3. При температуре наружного воздуха
ниже +5 °С систему водоснабжения заправлять теплой
водой (+50 - +60 °С) и только после предварительного прогрева кабины от
наземной или бортовой установки до температуры воздуха в салонах +20 - +25 °С.
8.4. Порядок выполнения операций
При выполнении операций по заправке
системы водоснабжения самолета Ил-86 питьевой водой необходимо соблюдать
следующий порядок:
- установить водозаправщик
в соответствии со схемой подъезда машин к самолету Ил-86 в районе 37 - 38
шпангоутов по правому борту (выполняет водитель);
- подсоединить раздаточный шланг к
штуцеру водозаправщика и штуцеру заправки на
водозаправочной панели самолета, промыв предварительно штуцера и шланг водой из
емкости водозаправщика (заправщик);
- открыть клапан заправки на
водозаправочной панели и дать команду водителю на включение насоса
(авиатехник);
- открыть краны водозаправщика
и включить насос, увеличивая обороты двигателя, установить давление воды 0,2 -
2,5 МПа (2 - 2,5 кгс/кв. см) и контролировать его по манометру на пульте в
кабине (водитель);
- в процессе заправки контролировать
количество воды по индикаторному табло на водозаправочной панели (авиатехник);
- при появлении струи воды из штуцера
дренажа водозаправочной панели дать команду водителю на выключение насоса
(авиатехник);
- выключить насос водозаправщика
и закрыть краны выдачи воды (водитель);
- при появлении струи воды из штуцера
дренажа водозаправочной панели дать команду водителю на выключение насоса
(авиатехник);
- выключить насос водозаправщика
и закрыть краны выдачи воды (водитель);
- отсоединить раздаточный шланг от
штуцеров водозаправщика и самолета, слить с него
воду, надеть заглушки и чехлы на наконечники шланга, уложить его в ящик
(заправщик);
- после слива воды из линии дренажа и
заправки закрыть клапана на водозаправочной панели (авиатехник);
- вытереть насухо штуцера и нишу
водозаправочной панели, надеть заглушки (заправщик);
- по команде авиатехника перевести водозаправщик в транспортное положение и отвести его от
самолета (водитель);
- сделать отметку в журнале водозаправщика: номера рейса, времени заправки, количества
и температуры заправленной воды (заправщик);
- в бортовом журнале самолета сделать
отметку о времени заправки, температуре и количестве заправленной воды
(авиатехник).
9. Слив питьевой
воды из системы
водоснабжения самолета Ил-86
9.1. Остатки воды из системы
водоснабжения самолета Ил-86 сливать после завершения рейса суммарной
продолжительностью более 4-х часов. Дозаправка воды в промежуточных аэропортах
запрещена. В случае необходимости производится полная заправка системы.
9.2. При отрицательной температуре
наружного воздуха воду из системы водоснабжения самолета сливать сразу же после
остановки двигателей до охлаждения кабины.
9.3. Слив воды производить в сливную
емкость водозаправщика.
9.4. Авиатехнику подготовить перед сливом
воды систему водоснабжения самолета в соответствии с Инструкцией по
эксплуатации самолета Ил-86.
9.5. Порядок выполнения операции
9.5.1. Водителю водозаправщика
необходимо:
- установить водозаправщик
в соответствии со схемой подъезда машин к самолету Ил-86 в районе 37 - 38
шпангоутов по правому борту;
- включить систему вакуумирования
и сообщить авиатехнику о готовности к принятию сливаемой из самолета воды;
- по команде авиатехника об окончании
слива закрыть приемный кран и выключить систему вакуумирования;
- отвести водозаправщик
на место стоянки.
9.5.2. Авиатехнику необходимо:
- подсоединить
сливной штанг к штуцеру слива на водозаправочной панели;
- по докладу водителя о готовности
открыть клапан слива на водозаправочной панели и контролировать процесс опорожнения
баков по показаниям индикаторного табло;
- при отсутствии давления в системе
наддува баков самолета дополнительно открыть штуцер дренажа на водозаправочной
панели;
- по завершении слива отсоединить сливной
шланг от штуцера самолета и слить из него воду;
- открыв последовательно крышки штуцеров
слива передней и задней сливной панелей и открыв клапана слива, слить остатки
воды из магистралей самолета;
- слив остатков воды производить в летний
период непосредственно на аэродромное покрытие, зимой - в специальную емкость
объемом не менее 10 л;
- вытереть насухо штуцера и стенки
лючков, закрыть клапана слива и дренажа, надеть крышки на штуцера, закрыть
лючки;
- дать команду водителю на отъезд водозаправщика от самолета.
10. Слив воды из
емкости водозаправщика
10.1. Вода подлежит сливу из емкости для
питьевой воды в следующих случаях:
- при нахождении воды в емкости более 8
часов;
- при температуре воды в зимнее время
ниже 50 °С.
Остатки воды из емкости водозаправщика (менее 0,6 куб. м) после заправки самолета
подлежат сливу.
10.2. Вода из сливной емкости водозаправщика подлежит сливу сразу же после обслуживания
самолета (особенно в зимнее время).
10.3. Слив воды производится в люк
канализации в специально отведенном месте. В летнее время сливаемую воду
целесообразно дополнительно использовать как техническую.
10.4. Порядок выполнения операций при
сливе воды из питьевой емкости водозаправщика:
10.4.1. Водителю водозаправщика
необходимо:
- установить водозаправщик
на площадку у люка канализации, открыть краны слива и включить насос;
- по окончании слива привести водозаправщик в транспортное положение и отвести его на
место стоянки.
10.4.2. Заправщику необходимо:
- подсоединить раздаточный шланг к
штуцеру насоса водозаправщика;
- на другой конец шланга установить
переходник, обеспечивающий открытие клапана наконечника;
- наконечник шланга укреплять на
подставке во избежание касания наконечником земли;
- дать команду водителю на включение
насоса;
- по окончании слива дать команду
водителю на включение насоса;
- по окончании слива дать команду
водителю на выключение насоса;
- отсоединить раздаточный шланг, слить с
него воду, вытереть штуцера, закрыть их крышками и чехлами, уложить шланг;
- дать команду водителю на отвод водозаправщика;
- сделать отметку в журнале о времени
слива воды и о его причине (см. п. 10.1).
Примечание: слив воды разрешается
производить самотеком через заливной штуцер.
10.5. Порядок выполнения операций при
сливе воды из сливной емкости водозаправщика.
10.5.1. Водителю водозаправщика
необходимо:
- установить водозаправщик
у люка для слива воды;
- подсоединить сливной шланг к штуцеру водозаправщика;
- открыть сливные краны;
- произвести слив воды, контроль слива
осуществлять по показаниям уровнемера в кабине водителя;
- по прекращении слива воды отсоединить
сливной шланг, слить с него воду, вытереть штуцера, надеть крышки и чехлы,
шланг уложить в ящик;
- перевести водозаправщик
в транспортное положение и отвести на место стоянки.
11. Санитарный контроль за качеством питьевой воды
11.1. Санитарно-бактериологический
контроль на соответствие питьевой воды требованиям ГОСТ 2874-82 "Вода
питьевая" производится согласно ГОСТ 18963-79 "Методы
санитарно-бактериологического анализа".
11.2. Санитарно-бактериологический
контроль осуществляет СЭС аэропорта.
11.3. Пробы воды для проведения анализа
отбираются на аэродромном пункте раздачи воды из крана на заправочном
трубопроводе, из водозаправщика МВ-2 из крана на
заглушке заправочного шланга и из водосистемы
самолета Ил-86 из кранов одного переднего и одного заднего туалетов и из крана
буфета-кухни. Методы отбора проб проводятся по ГОСТ 1893-74 и ГОСТ 4979-49
поэтапно.
11.4. Отбор проб воды производит
сотрудник СЭС аэропорта в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
11.5. Периодичность отбора проб воды в
процессе эксплуатации - 1 раз в неделю.
11.6. После каждой очистки и дезинфекции
системы водоснабжения самолета отбираются пробы воды для бактериологического
анализа в соответствии с п. 11.3. После проведенных мероприятий дать
телефонограмму на СЭС для контрольного отбора проб воды.
11.7. Сотрудник СЭС, производящий отбор
проб воды, делает отметку в формуляре о времени отбора и результатах
бактериологического анализа. Протокол лабораторных исследований с заключением и
рекомендациями СЭС передает служба ТИСТО.
11.8. Дезинфекция системы водоснабжения
самолетов, прибывших из стран, неблагополучных по эпидемиологическим ситуациям,
обязательна.