СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 1985 г. N 87
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ, СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ
И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В целях усиления
воздействия системы оплаты труда и премирования работников строительства на
обеспечение своевременного ввода в действие производственных мощностей и
объектов, на рост производительности труда, внедрение прогрессивных форм
организации строительно-монтажных работ, повышение на этой основе эффективности
строительного производства и в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387 "Об улучшении планирования,
организации и управления капитальным строительством"
Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов
постановляют:
1. Министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик осуществить в 1985 году и
в двенадцатой пятилетке меры, направленные на дальнейшее усиление экономической
заинтересованности трудовых коллективов строительно-монтажных организаций в
своевременном вводе в действие производственных мощностей и объектов, ускорении
темпов роста производительности труда, повышении качества строительства и снижении
себестоимости работ. При этом обеспечить более тесную зависимость фонда
заработной платы от объемов, характера и трудоемкости выполняемых работ.
Госплану СССР
утвердить в 1985 году на двенадцатую пятилетку министерствам и ведомствам СССР
и Советам Министров союзных республик дифференцированные в зависимости от
характера выполняемых работ стабильные нормативы заработной платы работников,
занятых на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах,
предусмотрев в них прогрессивные соотношения между темпами прироста
производительности труда и прироста средней заработной платы работников.
2. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик, главным управлениям по строительству,
объединениям, трестам, управлениям и другим строительно-монтажным организациям
совместно с центральными комитетами, республиканскими, краевыми и областными
советами и комитетами профсоюзов:
разработать и осуществить мероприятия по
дальнейшему широкому распространению в строительстве прогрессивных форм организации
и стимулирования труда, обеспечивающих успешное выполнение
строительно-монтажных работ в основном методами бригадного и сквозного
поточного подряда;
внедрить в
строительном производстве систему годового, квартального и месячного
планирования работы производственных участков и бригад, предусматривать в
планах целевые задачи по выполнению отдельных технологических этапов
строительно-монтажных работ и вводу в действие производственных мощностей и
объектов;
осуществить перевод бригад на
хозяйственный расчет, обеспечив учет расходования материальных и других видов
ресурсов в бригадах;
осуществить укрупнение бригад, с тем чтобы создать возможность для выполнения, как правило,
силами одной бригады технологически законченных этапов строительства или для
сооружения объектов в целом. По мере накопления опыта переводить на подрядные
формы организации и оплаты труда коллективы производственных участков, а в
дальнейшем - более крупные структурные подразделения.
Включать в состав укрупненных бригад (где
это целесообразно) инженерно-технических работников и возлагать на них
руководство такими бригадами с оплатой труда в соответствии с результатами
работы бригады. Госстрою СССР и Государственному комитету
СССР по труду и социальным вопросам с участием ВЦСПС разработать и утвердить в
3-месячный срок положение о правах, обязанностях и оплате труда
инженерно-технических работников, включаемых в состав строительных и монтажных
бригад;
повысить роль советов бригад и советов
бригадиров в управлении производством, улучшении организации труда и укреплении
дисциплины. Рекомендовать создание на строительстве объектов советов бригадиров
из представителей генподрядных и субподрядных организаций;
осуществить в 1985 - 1986 годах
переподготовку (повышение квалификации) бригадиров и в последующем проводить ее
не реже одного раза в пять лет.
3. Установить руководителям бригад и
звеньев доплаты за руководство бригадой и звеном в зависимости от количества
рабочих, объемов и специфики выполняемых работ: бригадирам - от 20 до 50 рублей
в месяц и звеньевым - от 10 до 20 рублей в месяц. Доплаты производить при
условии выполнения бригадой или звеном заданий в установленные сроки, при
высоком качестве работ, с учетом состояния трудовой и производственной
дисциплины.
4. В целях
стимулирования многосменной работы строительно-монтажных организаций и
улучшения использования строительной техники предоставить право руководителям
строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по
согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами дополнительную оплату
труда рабочих и линейных инженерно-технических работников в размере 35
процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время
в пределах фонда заработной платы указанных организаций и сметной
стоимости строительства соответствующих объектов.
5. Министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, главным управлениям по
строительству, объединениям, трестам, управлениям и другим
строительно-монтажным организациям осуществить последовательный переход к
расчетам по заработной плате за выполненные работы на основе смет на
строительство, обеспечить применение укрупненных комплексных норм и расценок и
формирование на этой основе аккордной системы оплаты труда по конечным
результатам (этап, узел, сооружение, объект).
Проектным и проектно-технологическим
организациям при разработке проектов осуществлять разделение объектов на
технологические узлы с определением по ним объемов строительно-монтажных работ,
трудовых затрат и потребности в материальных ресурсах.
6. В целях повышения заинтересованности
коллективов строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций в
экономии фонда заработной платы установить, что экономия фонда, исчисленная
исходя из фактически выполненного за год объема строительно-монтажных работ,
остается в распоряжении строительно-монтажной организации и перечисляется в
фонд материального поощрения.
Предоставить право
руководителям трестов и приравненных к ним организаций устанавливать по
согласованию с профсоюзными комитетами за счет экономии фонда заработной платы
повышенные надбавки к тарифным ставкам высококвалифицированным рабочим, занятым
на особо ответственных работах, за профессиональное мастерство (рабочим IV
разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20 процентов и VI разряда - до 24
процентов тарифной ставки). Указанные
надбавки уменьшать или отменять полностью при ухудшении показателей работы.
Установить, что допущенный перерасход
фонда заработной платы подлежит обязательному возмещению (в течение года с
момента возникновения) за счет экономии фонда заработной платы либо за счет
фонда материального поощрения строительно-монтажного треста, приравненной к
нему организации, а при его недостаточности - за счет резерва фонда заработной
платы или фонда материального поощрения министерства, ведомства. Указанный
порядок возмещения фонда заработной платы определяется Госпланом СССР,
Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с
ВЦСПС.
При наличии на конец года невозмещенного
перерасхода фонда заработной платы вознаграждение за общие результаты работы по
итогам за год руководящим работникам трестов и приравненных к ним организаций
уменьшается в соответствии с действующим законодательством.
7. Установить, что начиная с 1985 года
планирование численности и фонда заработной платы руководящих,
инженерно-технических работников (включая линейный персонал) и служащих
строительно-монтажных организаций должно осуществляться по нормативам на 1 млн.
рублей строительно-монтажных работ в соответствии со сметной стоимостью работ,
выполняемых в данном году.
Госплану СССР,
Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и
Министерству финансов СССР по представлению министерств и ведомств СССР и
Советов Министров союзных республик утвердить в первом полугодии 1985 г. - на
1985 год и до конца 1985 года - на двенадцатую пятилетку нормативы численности
и фонда заработной платы руководящих, инженерно-технических работников (включая
линейный персонал) и служащих на 1 млн.
рублей строительно-монтажных работ.
Министерствам и ведомствам СССР и Советам
Министров союзных республик разработать и довести указанные нормативы до
главных территориальных управлений по строительству (всесоюзных
строительно-монтажных объединений) и трестов с учетом специфики их
производственной деятельности.
Установить, что вся
экономия фонда заработной платы, полученная от сокращения численности
руководящих, инженерно-технических работников и служащих против предусмотренной
по нормативу, исчисленная исходя из фактически выполненного за год объема
строительно-монтажных работ, остается в распоряжении трестов и приравненных к
ним организаций и может быть использована для выплаты надбавок в размере до 50
процентов должностного оклада работника, включая руководителей трестов,
управлений и приравненных к ним организаций,
линейный персонал и аппарат управления трестов и этих организаций. Указанные
надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении показателей работы.
8. В целях повышения эффективности работы
строительно-монтажных организаций:
а) ввести
начиная с 1985 года показатели для отнесения строительных,
строительно-монтажных, специализированных, пусконаладочных,
ремонтно-строительных, реставрационных и других приравненных к ним организаций
к группам по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников
согласно Приложению.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам и Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и с участием
соответствующих министерств установить поправочные коэффициенты к объемам
строительно-монтажных работ для определения групп по оплате труда с учетом
специфики и трудоемкости работ. При утверждении коэффициентов обеспечить
повышение материальной заинтересованности работников строительных организаций в
увеличении доли работ по реконструкции действующих предприятий;
б) разрешить
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик сохранять
в течение двух лет после введения повышенных показателей для отнесения
строительно-монтажных организаций к группам по оплате труда ранее установленные
руководящим и инженерно-техническим работникам должностные оклады, если в связи
с введением новых показателей будет иметь место снижение групп по оплате труда
этих работников;
в) предоставить
право министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик
повышать до 10 процентов должностные оклады руководящим и инженерно-техническим
работникам (оплата труда которых зависит от установленной группы)
строительно-монтажных трестов, управлений и приравненных к ним организаций,
отнесенных ко второй и третьей группам по оплате труда, в случаях, когда
фактический объем работ, выполненный этими организациями, не менее чем на 30 процентов превышает минимальные показатели, установленные для
соответствующей группы.
Для руководящих и инженерно-технических
работников указанных организаций, отнесенных к первой группе, при фактическом
выполнении объемов работ, превышающих установленные показатели в 1,5 раза,
должностные оклады могут быть повышены на 15 процентов, в 2 раза и более - на
20 процентов.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам совместно с ВЦСПС установить в I квартале 1985 г. порядок
повышения должностных окладов этих работников в зависимости от объемов
выполненных работ;
г) установить, что
строительные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению
министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в
соответствии с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации
предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденным Постановлением
Совета Министров СССР от 2 сентября 1982 г. N 816 (СП СССР, 1982, N 25, ст.
130), без соблюдения условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 этого Положения.
Создание строительно-монтажных
организаций допускается, как правило, при условии, если действующие на данной
территории аналогичные организации достигли показателей первой группы по оплате
труда руководящих и инженерно-технических работников;
д) разрешить
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик относить
вновь создаваемые для сооружения крупных объектов строительно-монтажные тресты,
управления и приравненные к ним организации на одну группу выше группы по
оплате труда руководящих и инженерно-технических работников, соответствующей
установленному плановому объему работ, на период до одного года с момента
создания этих организаций;
е) установить, что
в случаях, когда передвижные механизированные колонны, созданные в соответствии
с решениями Совета Министров СССР для строительства объектов в сельской
местности, а также в некоторых отраслях народного хозяйства, реорганизуются в
связи с введением новых показателей в хозрасчетные участки, за работниками этих
участков сохраняется порядок выплаты надбавок к заработной плате,
предусмотренный Постановлениями Совета Министров СССР от 6 июня 1963 г. N 629 (СП СССР, 1963, N 13, ст. 132) и от 3 сентября 1974 г. N 691
(СП СССР, 1974, N 20, ст. 113).
9. Установить, что сроками ввода в
действие производственных мощностей и объектов строительства, дающими право на
выплату премий за ввод их в действие в полном размере, считаются сроки,
первоначально определенные в годовых планах экономического и социального
развития.
10. Установить, что при обеспечении
строительно-монтажным трестом, управлением, приравненной к ним организацией
ввода в действие всех производственных мощностей и объектов строительства,
предусмотренных планом экономического и социального развития, в данном году
одному работнику может выплачиваться премия за ввод их в действие в размере до
шести месячных должностных окладов (тарифных ставок) в год. В том случае, если
введены в действие не все запланированные мощности и объекты, предельный размер
премий не должен превышать четырех месячных должностных окладов (тарифных
ставок) в год. Указанные премии выплачиваются независимо от других показателей
работы.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам, Госстрою СССР совместно с ВЦСПС установить работникам
максимальные размеры индивидуальных премий за ввод в действие производственной
мощности или одного объекта в зависимости от нормативной продолжительности их
строительства.
11. Установить, что средства на
премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов в
предусмотренных размерах включаются в сметы на строительство. Указанные
средства не могут быть использованы на другие цели.
12. Руководителям строительно-монтажных
трестов и приравненных к ним организаций - генеральных подрядчиков до начала
строительства определять условия и размеры выплаты премий за ввод в действие
производственных мощностей и объектов строительства для каждого коллектива,
участвующего в строительстве, а также для руководящих и инженерно-технических
работников. Размер премий определять в зависимости от характера, трудоемкости
выполняемых работ и вклада соответствующих организаций и работников в конечные результаты
- ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства в
установленные сроки.
13. Разрешить руководителям
строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций - генеральных
подрядчиков уменьшать (но не более чем на 50 процентов) сумму средств,
полагающихся на премирование за ввод в действие производственных мощностей и
объектов строительства, при несвоевременном выполнении ими графиков
производства работ. Не использованные в этом случае средства расходуются
организациями - генеральными подрядчиками на премирование работников других
организаций, способствовавших ускорению строительства и обеспечению ввода в
действие указанных мощностей и объектов в установленные сроки.
14. Предоставить право
руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций
выделять часть средств, предусмотренных на премирование за ввод в действие
производственных мощностей и объектов строительства, для поощрения работников
промышленных предприятий, входящих в состав этих трестов, а также работников
автотранспортных организаций, непосредственно участвовавших в сооружении
указанных объектов и способствовавших быстрейшему завершению строительства.
15. Разрешить премирование работников в
виде аванса, занятых на объектах с нормативной продолжительностью строительства
более одного года, с использованием на эти цели до 50 процентов суммы премий,
полагающейся за ввод в действие производственных мощностей и объектов
строительства в целом. Остальная часть суммы премий выплачивается после
утверждения в установленном порядке акта государственной приемочной комиссии по
приемке в эксплуатацию соответствующих мощностей и объектов в запланированный
срок.
Премии в виде аванса выплачиваются за выполнение
в установленный срок отдельных заданий и этапов строительства, оказывающих
существенное влияние на своевременный ввод в действие производственных
мощностей и объектов строительства.
Распространить премирование в виде аванса
на работников аппарата строительно-монтажных трестов и приравненных к ним
организаций, управлений производственно-технологической комплектации,
промышленных предприятий, входящих в состав трестов, а также на работников
автотранспортных организаций, непосредственно участвующих в сооружении объектов
и способствующих быстрейшему завершению строительства, и на работников службы
заказчика и проектно-изыскательских организаций.
16. Предоставить право
руководителям строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций -
генеральных подрядчиков использовать по согласованию с профсоюзными комитетами
до 5 процентов средств, выделяемых на премирование в виде аванса за ввод в
действие производственных мощностей и объектов строительства, для поощрения
работников по итогам социалистического соревнования за своевременное и
качественное выполнение важных этапов строительства.
17. Разрешить
министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик
производить премирование работников аппарата управления главных территориальных
управлений по строительству (всесоюзных строительно-монтажных объединений),
принимавших непосредственное участие и внесших значительный вклад в обеспечение
своевременного ввода в действие конкретных производственных мощностей и
объектов строительства, в размере до двух месячных должностных окладов в год.
18. Для усиления воздействия премий на
повышение эффективности строительства и создание необходимого строительного
задела ввести премирование руководящих, инженерно-технических работников и
служащих строительно-монтажных трестов, управлений и приравненных к ним
организаций за результаты хозяйственной деятельности в размере до одного
месячного должностного оклада в квартал. Указанные премии выплачивать
раздельно: 50 процентов премии - за выполнение квартальных планов по объему
строительно-монтажных работ при соблюдении требований к качеству строительства
и по 25 процентов - за выполнение заданий по росту производительности труда и
снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
Указанные премии выплачивать из фонда
материального поощрения, а линейным инженерно-техническим работникам также за
счет экономии фонда заработной платы производственных участков.
19. Министерствам, ведомствам, главным
управлениям по строительству, строительно-монтажным трестам и приравненным к
ним организациям осуществить меры по обеспечению комплектной поставки
предприятиями строительной индустрии, управлениями
производственно-технологической комплектации и транспортными организациями
материалов, изделий и конструкций как важного условия развития бригадного и
сквозного поточного подряда, совершенствования строительного производства.
Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам, Госстрою СССР совместно с ВЦСПС и с участием
заинтересованных министерств и ведомств в 2-месячный срок разработать и
утвердить положение о материальном стимулировании и повышении ответственности
за комплектную поставку и высокое качество строительных материалов, изделий и
конструкций.
20. Предоставить право руководителям
строительно-монтажных трестов и приравненных к ним организаций разрешать, в
виде исключения, строительным организациям, входящим в состав этих трестов на
правах производственных единиц, образовывать по результатам их деятельности
фонд материального поощрения за счет полученной ими прибыли.
21. ЦСУ СССР, исходя из настоящего
Постановления, внести необходимые изменения в действующую статистическую
отчетность.
22. Министерству юстиции СССР,
Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Госплану СССР,
Госстрою СССР и Министерству финансов СССР подготовить с участием
заинтересованных министерств и ведомств СССР предложения о внесении в
действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.ТИХОНОВ
Председатель ВЦСПС
С.ШАЛАЕВ
Приложение
к Постановлению
Совета Министров СССР и ВЦСПС
от 24 января 1985 г. N 87
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ,
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ,
МОНТАЖНЫХ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ, ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ,
РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ, РЕСТАВРАЦИОННЫХ И ДРУГИХ
ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ОРГАНИЗАЦИЙ К ГРУППАМ ПО
ОПЛАТЕ
ТРУДА РУКОВОДЯЩИХ И
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
┌──────────────────────────────────┬─────────┬───────────────────┐
│ │
Группа │Объемы строительно-│
│ │по
оплате│ монтажных работ │
│ │ труда │(млн.
рублей в год)│
├──────────────────────────────────┼─────────┼───────────────────┤
│Тресты
и управления строительства │
I │от 40 │
│на
правах трестов │ II │от
25 до 40 │
│ │ III │от
15 до 25 │
│ │ │ │
│Управления,
передвижные механизи- │ I │от
8 │
│рованные колонны, строительно-мон-│ II │от
5 до 8 │
│тажные поезда и отряды │ III │от
3 до 5 │
│ │ │ │
│Хозрасчетные
участки │ I │от
1,7 │
│ │ II │от
1 до 1,7 │
└──────────────────────────────────┴─────────┴───────────────────┘