СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 1985 г. N 177
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР
от 06.11.1986 N 1326 - СП СССР, 1987, N 2, ст.
11;
от 22.02.1988 N 263)
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 315 "О дальнейшем развитии
системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке
квалифицированных рабочих кадров" (СП СССР, 1984, N 19, ст. 104) Совет
Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
среднем профессионально-техническом училище.
2. Признать утратившим силу Постановление
Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 г. N 296 "Об утверждении Положения
о профессионально-технических учебных заведениях СССР" (СП СССР, 1980, N
11, ст. 77).
3. Распространить действие Положения о
среднем профессионально-техническом училище на профессионально-технические училища
системы Центросоюза с учетом особенностей их деятельности.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 22 февраля 1985 г. N 177
ПОЛОЖЕНИЕ
О СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР
от 06.11.1986 N 1326 - СП СССР, 1987, N 2, ст.
11;
от 22.02.1988 N 263)
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Средние профессионально-технические
училища осуществляют профессионально-техническое образование молодежи,
обеспечивают планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)
2. Главными задачами средних
профессионально-технических училищ являются:
подготовка для
народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих
кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и
научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением,
глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной
вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно
осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;
осуществление профессионального и общего
среднего образования молодежи;
идейно-политическое воспитание,
формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание
коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического
интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного
понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства,
происходящих в стране и мире событий;
воспитание будущих
молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического
общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу
революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией,
высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;
воспитание бережного отношения к
социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;
правовое воспитание, привитие учащимся
уважения к советским законам и правилам социалистического общежития,
формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие
потребности и способности участвовать в создании прекрасного
в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление
здоровья учащихся.
Средние профессионально-технические
училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее,
гармоничное развитие учащихся.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)
3. Среднее профессионально-техническое
училище входит в систему Государственного комитета СССР по
профессионально-техническому образованию, находится в непосредственном ведении
государственного комитета союзной республики по профессионально-техническому
образованию (в союзной республике, не имеющей областного деления),
республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления
профессионально-технического образования.
4. Среднее профессионально-техническое
училище создается на базе предприятия (объединения, организации) с численностью
работников 2 тыс. человек и более при наличии необходимой учебно-материальной
базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в
каждом административном районе и входит в состав районного агропромышленного
объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище может
создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации.
5. Предприятие (объединение,
организация), на базе которого создается и действует среднее
профессионально-техническое училище, подготавливающее для него
квалифицированные рабочие кадры, является базовым предприятием данного учебного
заведения.
Взаимоотношения среднего
профессионально-технического училища и базового предприятия определяются
Положением о базовом предприятии (объединении, организации) среднего
профессионально-технического училища, утверждаемым Советом Министров СССР.
6. Подготовка и переподготовка рабочих
кадров осуществляются в среднем профессионально-техническом училище с дневной и
вечерней (сменной) формами обучения.
7. В среднем профессионально-техническом
училище могут организовываться соответствующие отделения по профессиям и срокам
обучения в зависимости от уровня образования поступающих,
вечерние (сменные) отделения и филиалы. Филиалы являются структурным
подразделением среднего профессионально-технического училища.
8. Среднее профессионально-техническое
училище и его филиалы создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке,
устанавливаемом Советом Министров союзной республики.
9. Среднее профессионально-техническое
училище осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним
образованием:
из числа молодежи, окончившей неполную
среднюю школу, - срок обучения, как правило, 3 года;
из выпускников средней
общеобразовательной школы - сроки обучения дифференцированы с учетом их
трудовой, первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и
составляют, как правило, до 1 года;
из числа лиц, уволенных в запас из рядов
Вооруженных Сил СССР, принятых на обучение при очередном приеме,
непосредственно следующем за увольнением военнослужащего в запас, - сроки
обучения сокращены.
Кроме того, в училище могут создаваться отдельные
группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, а
также группы по переподготовке рабочих кадров.
10. Среднее профессионально-техническое
училище может организовывать в установленном порядке по договорам с
предприятием (объединением, организацией) теоретическое обучение рабочих,
получающих профессиональную подготовку на производстве.
11. Перечень профессий, по которым
осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (младшего технического
персонала) в среднем профессионально-техническом училище, сроки обучения,
возраст лиц, принимаемых на обучение, порядок аттестации и присвоения
квалификации (разряда, класса, категории) выпускникам училища утверждаются в
установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому
образованию.
12. Планы приема молодежи в среднее
профессионально-техническое училище и выпуска квалифицированных рабочих по
профессиям устанавливаются училищу вышестоящим по подчиненности органом
профессионально-технического образования в соответствии с государственным
планом экономического и социального развития, потребностями (заявками) базового
предприятия в квалифицированных рабочих кадрах и учебно-материальной базой
училища.
13. Типовые правила внутреннего
распорядка среднего профессионально-технического училища утверждаются
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в
установленном порядке. На основе типовых правил в каждом
среднем профессионально-техническом училище разрабатываются правила внутреннего
распорядка, утверждаемые директором училища по согласованию с профсоюзной и
комсомольской организациями.
14. Обучение в среднем
профессионально-техническом училище бесплатное.
Раздел II
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
15. Учебно-воспитательный процесс в среднем профессионально-техническом училище
осуществляется на основе ленинского принципа соединения обучения с
производительным трудом, направлен на подготовку учащихся к высокопроизводительному,
творческому труду, воспитание у них социально-политической и
общественно-трудовой активности и обеспечивает строгую преемственность обучения
и воспитания учащихся с общеобразовательной школой.
16. Учебно-воспитательный процесс включает теоретическое обучение, производственное
обучение и производственную практику, физическое воспитание и начальную военную
подготовку, а также внеучебную воспитательную работу
с учащимися.
Содержание и организация
учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами, программами и
другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
17. Теоретическое обучение включает
изучение общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных
дисциплин и осуществляется с учетом политехнической и практической
направленности преподавания. Теоретическое обучение призвано
обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими,
агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами,
раскрывающими тенденции и перспективы научно-технического и социального
прогресса, выработку навыков и умений применять полученные знания на практике,
особенно для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных
производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и
гибких технологий.
Уровень общеобразовательной подготовки в
училище должен соответствовать единому уровню общего среднего образования,
установленному в стране.
Учащимся предоставляется возможность
углубленного изучения по их выбору отдельных предметов с помощью факультативных
и кружковых занятий.
18. Производственное обучение и
производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся
и включают:
обучение учащихся в
учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебном
хозяйстве училища, а также в цехах и на участках, полях и фермах,
предоставляемых училищу базовым предприятием. Профессиональные умения и навыки
учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения
сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия и органов
профессионально-технического образования;
обучение непосредственно на рабочих
местах в условиях производства с целью прочного овладения учащимися
практическими навыками и умениями эффективного использования новой техники и
технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации
труда, а также воспитания у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости,
ответственности за порученное дело;
производственную практику на базовом
предприятии, которая имеет целью достижение установленного уровня квалификации
по профессии, завершает профессиональное обучение и обеспечивает социальную,
психологическую и профессиональную адаптацию учащихся в трудовом коллективе
этого предприятия.
Производственное обучение и
производственная практика учащихся проводятся, как правило, на предприятии, где
учащиеся будут работать после окончания училища, под руководством мастеров производственного
обучения училища в составе лучших бригад и звеньев, комсомольско-молодежных
коллективов, особенно в тех, где внедрен хозрасчет и
оплата труда производится по конечным результатам. Для руководства практикой
учащихся привлекаются передовики и новаторы производства, ветераны труда,
опытные наставники.
Учащиеся во время производственной
практики в списочный состав работников предприятия или организации не
включаются.
Производственная практика учащихся
среднего профессионально-технического училища организуется в соответствии с
положением о производственной практике, утверждаемым в установленном порядке
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
19. Воспитательная работа осуществляется
в единстве с учебным процессом в целях всестороннего и гармоничного развития
личности и предусматривает тесную взаимосвязь всех видов коммунистического
воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного,
военно-патриотического, правового, эстетического, физического, а также координацию
усилий педагогического и ученического коллективов, общественных организаций
училища и коллектива базового предприятия по формированию личности молодого
рабочего.
20. Учебный год в среднем
профессионально-техническом училище начинается 1 сентября, а на отделениях,
укомплектованных выпускниками средней общеобразовательной школы, - не позднее 1
октября.
В среднем профессионально-техническом
училище с вечерней (сменной) формой обучения, на вечерних (сменных) отделениях
училища, при обучении лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, а
также при переподготовке рабочих кадров начало занятий устанавливается по мере
укомплектования учебных групп.
Для учащихся, обучающихся один учебный
год и более, устанавливаются каникулы, во время которых организуется отдых
учащихся, проводятся мероприятия, направленные на развитие у них
общественно-политической и трудовой активности. Сроки предоставления учащимся
каникул и их продолжительность устанавливаются учебными планами.
Учебная нагрузка учащихся среднего
профессионально-технического училища определяется учебными планами и, как
правило, не должна превышать 36 часов в неделю. В училище, где обучение ведется
на нерусском языке, выделяется дополнительно время на изучение русского языка.
Продолжительность работы учащихся в
период производственного обучения в условиях производства и производственной
практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, и не
превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым
законодательством для соответствующих категорий работников.
В среднем профессионально-техническом
училище с вечерней (сменной) формой обучения и на вечерних (сменных) отделениях
училища порядок осуществления учебного процесса устанавливается с учетом
характера работы базового предприятия.
21. Учащиеся среднего
профессионально-технического училища объединяются по профессиям в учебные
группы по 25 - 30 человек.
Группы с числом учащихся свыше 25 человек
делятся на две подгруппы на занятиях по иностранному языку, а также при
изучении русского языка и литературы в училищах, где обучение ведется на
нерусском языке.
Занятия по физическому воспитанию
проводятся раздельно для юношей и девушек при наличии в группе не менее 25
человек, из которых не менее 8 юношей или девушек.
Производственное обучение
по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования,
выполнением опасных или сложных работ, осуществляется в группах по 12 - 15
человек. Перечень этих профессий определяется Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию по согласованию с Государственным
комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и
ВЦСПС.
22. Основной формой организации
теоретического и производственного обучения в среднем
профессионально-техническом училище является урок. Кроме
того, проводятся лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы,
консультации, самостоятельные и лабораторные работы, факультативные занятия.
23. Продолжительность урока по предметам
теоретического обучения устанавливается 45 минут, длительность перемен - не
менее 10 минут, а после двух уроков, как правило, - не менее 15 минут. Занятия
в учебно-производственных мастерских проводятся с 10-минутными перерывами через
каждые 50 минут в первый год и через каждые 1 час 50 минут во второй и
последующие годы обучения. Перерыв на обед продолжительностью не менее 1 часа
устанавливается, как правило, после четвертого часа занятий.
Количество и последовательность уроков
определяются расписанием учебных занятий.
24. Знания, умения и навыки учащихся
оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).
Поведение учащихся оценивается как
примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Так же
оценивается прилежание учащихся в учении и производительном труде.
25. Учащиеся среднего
профессионально-технического училища, закончившие полный курс обучения и
имеющие положительные итоговые оценки по всем предметам, производственному
обучению и поведению, допускаются к сдаче выпускных квалификационных экзаменов.
Порядок перевода учащихся училища на следующий курс и проведения выпускных квалификационных
экзаменов определяется инструкцией, утверждаемой Государственным комитетом СССР
по профессионально-техническому образованию.
26. Среднее профессионально-техническое
училище поддерживает связь со своими выпускниками, изучает их производственную
деятельность и общественную активность и на основе анализа этих данных
совершенствует формы работы по обучению и воспитанию учащихся.
27. Среднее профессионально-техническое
училище оказывает общеобразовательным школам содействие в трудовом воспитании,
обучении и профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии,
предоставляет в установленном порядке учебно-производственные мастерские для
трудового обучения, общественно полезного, производительного труда школьников.
28. Среднее профессионально-техническое
училище оказывает базовому предприятию методическую помощь в профессиональном
обучении рабочих непосредственно на производстве.
Раздел III
УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
УЧИЛИЩА
29. В среднее профессионально-техническое
училище принимаются граждане СССР в возрасте до 30 лет - на дневное обучение и
без ограничения возраста - на вечернее обучение и в отдельные группы по
переподготовке рабочих кадров.
Прием в среднее
профессионально-техническое училище производится в соответствии с правилами,
утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому
образованию, и с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и
производственному обучению учащихся профессиям, по которым проводится
подготовка квалифицированных рабочих кадров в этом училище, утверждаемого
Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС.
Медицинский отбор лиц, поступающих в
училище, проводится на основании справки установленного образца о состоянии
здоровья с заключением врача о профессиональной пригодности.
30. Учащимся среднего
профессионально-технического училища выдаются билет учащегося и книжка
успеваемости установленных Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию образцов.
31. Учащиеся среднего
профессионально-технического училища имеют право:
пользоваться учебными кабинетами и
лабораториями, учебно-производственными мастерскими и участками, полигонами,
библиотеками и читальными залами, спортивными сооружениями, инвентарем и
оборудованием, находящимися в распоряжении училища и базового предприятия;
участвовать в решении вопросов, связанных
с совершенствованием учебно-воспитательной работы, укреплением трудовой и
учебной дисциплины, повышением качества знаний, развитием умений и навыков,
улучшением социально-культурных и жилищно-бытовых условий;
принимать участие в общественной жизни
училища и базового предприятия, в деятельности органов ученического
самоуправления.
32. Долг и обязанность
учащихся среднего профессионально-технического училища - быть достойными
гражданами социалистической Родины, знать и соблюдать Конституцию СССР, уважать
Герб, Флаг и Гимн СССР, последовательно вырабатывать коммунистические убеждения
и умение отстаивать их, быть верными революционным трудовым и боевым традициям
Коммунистической партии и советского народа, воспитывать в себе чувство
товарищества и коллективизма, активно участвовать в общественной жизни.
Учащиеся среднего
профессионально-технического училища обязаны:
систематически и глубоко овладевать
знаниями основ наук, вырабатывать умение применять их на практике, регулярно
посещать учебные занятия, в установленные сроки добросовестно выполнять работы,
предусмотренные учебными программами, и домашние задания;
постоянно повышать свой
идейно-политический и культурный уровень, улучшать физическую подготовку,
овладевать профессиональным мастерством, стремиться стать квалифицированными
рабочими, достойным пополнением рядов рабочего класса и колхозного
крестьянства;
быть дисциплинированными, соблюдать
советские законы, нормы социалистического общежития, учебную и трудовую
дисциплину, правила внутреннего распорядка в училище и трудового распорядка на
базовом предприятии;
беречь и укреплять социалистическую
собственность, беречь природу и охранять ее богатства, нетерпимо относиться ко
всяким антиобщественным проявлениям;
вести здоровый образ жизни, укреплять
здоровье, готовить себя к защите социалистического Отечества.
Учащиеся привлекаются к самообслуживанию
и другим видам общественно полезного труда во внеучебное
время в соответствии с возрастом, требованиями гигиены и охраны здоровья. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на
администрацию училища и медицинских работников, закрепленных в установленном
порядке за училищем.
Запрещается отвлечение учащихся во время
учебного года на сельскохозяйственные и другие работы, не связанные с учебным
процессом, а во время занятий - на дежурства, для выполнения общественных
поручений, участия в художественной самодеятельности, спортивных и других
мероприятиях.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)
33. За прилежание в учебе, труде,
соблюдение учебной и трудовой дисциплины, успехи в социалистическом
соревновании и активное участие в общественной жизни учащиеся среднего
профессионально-технического училища могут быть поощрены в установленном
порядке. Поощрения применяются администрацией совместно или
по согласованию с профсоюзной и комсомольской организациями учащихся.
За систематическую неуспеваемость, грубое
нарушение правил поведения, пропуски занятий без уважительных причин к учащимся
могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до исключения из училища.
Решение об исключении принимается педагогическим советом по согласованию с
районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних.
34. Лицам, окончившим средние
профессионально-технические училища и получившим в этих училищах или до
поступления в них общее среднее образование, выдается соответственно диплом о
присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии и получении
общего среднего образования или диплом о присвоении квалификации (разряда,
класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - диплом с отличием.
Лицам, не получавшим по каким-либо
причинам общего среднего образования в средних профессионально-технических
училищах или до поступления в них, выдается аттестат о присвоении квалификации
(разряда, класса, категории) по профессии, а особо отличившимся - аттестат с
отличием.
Выпускникам среднего
профессионально-технического училища, обучавшимся по профессиям, связанным с
работами на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам,
вместе с дипломом (аттестатом) выдается соответствующее удостоверение для
допуска к работе на указанных объектах.
Квалификационные разряды, классы,
категории, присвоенные выпускникам среднего профессионально-технического
училища, обязательны для всех предприятий (объединений, организаций) и не могут
быть снижены.
Выпускникам среднего профессионально-технического
училища, имеющим по производственному обучению и не менее чем по 75 процентам
других предметов учебного плана итоговую оценку "5", а по остальным
предметам оценку "4" и примерное поведение, сдавшим выпускные
квалификационные экзамены на оценку "5" и проявившим себя в
общественной работе, выдается диплом (аттестат) с отличием.
Дипломы и аттестаты вручаются выпускникам
в торжественной обстановке.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)
35. Выпускники среднего
профессионально-технического училища, получившие диплом (аттестат) с отличием,
пользуются преимущественным правом при распределении на работу, а также правом
поступления в высшие и средние специальные учебные заведения непосредственно
после окончания училища.
Выпускники среднего
профессионально-технического училища, получившие диплом с отличием, при
поступлении в высшие учебные заведения пользуются преимуществами,
установленными для выпускников средних общеобразовательных школ, награжденных
золотой или серебряной медалью, и выпускников средних специальных учебных
заведений, получивших диплом с отличием. Лица,
окончившие отделения средних профессионально-технических училищ для выпускников
средних общеобразовательных школ и получившие диплом с отличием, пользуются
преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения на обучение
по специальностям, соответствующим профессиям, полученным в училище, или
родственным им профессиям.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.11.1986 N 1326)
Выпускники училища (до 10 процентов
выпуска), получившие оценки "5" и "4" по всем предметам и
успешно выдержавшие выпускные квалификационные экзамены, имеют право поступать
на дневные отделения высших и средних специальных учебных заведений по
соответствующим специальностям по рекомендации педагогического совета
непосредственно после окончания училища при
представлении справки установленного Министерством высшего и среднего
специального образования СССР образца.
Лица, не поступившие в высшие и средние
специальные учебные заведения, обязаны вернуться на работу по месту
распределения.
36. Учащиеся среднего
профессионально-технического училища с вечерней (сменной) формой обучения и
вечерних (сменных) отделений училища пользуются дополнительными льготами, установленными
действующим законодательством.
37. В каждой учебной группе на общем
собрании учащихся избирается и приказом директора училища утверждается староста
группы, который на занятиях по начальной военной подготовке является командиром
взвода. Староста работает под руководством мастера
производственного обучения и преподавателя - классного руководителя,
закрепленных за данной группой, и подотчетен в своей работе профсоюзной и
комсомольской организациям и общему собранию учащихся.
38. Медицинское обслуживание учащихся
осуществляется специально закрепленными за училищем поликлиниками,
здравпунктами и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Медицинский
персонал проводит лечебно-профилактические и совместно с администрацией и
профсоюзным комитетом училища санитарно-гигиенические мероприятия,
способствующие сохранению здоровья, физическому развитию, успешному обучению и
воспитанию учащихся.
39. Нормы материального обеспечения
учащихся среднего профессионально-технического училища утверждаются Советом Министров
СССР. На период обучения учащимся предоставляется общежитие в установленном
порядке.
Все работы, выполненные учащимися во
время производственного обучения и производственной практики, оплачиваются по
действующим нормам, расценкам, ставкам (окладам) с учетом установленного
коэффициента, доплат и надбавок к заработной плате.
Начисленные учащимся суммы переводятся на
текущий счет училища не позднее 3 дней после выплаты заработной платы рабочим
предприятия. За работы, выполненные в период производственного обучения и
производственной практики на предприятии, училище выплачивает учащимся,
подготавливаемым для работы в сельскохозяйственном производстве,
водохозяйственном строительстве и лесном хозяйстве, 75 процентов заработанных
ими сумм, а подготавливаемым для работы в других отраслях народного хозяйства,
- 50 процентов. Выплата производится не позднее 3 дней со дня поступления
средств на текущий счет училища от предприятий, на которых учащиеся проходили
производственное обучение и производственную практику. Остальные средства
остаются в распоряжении училища и используются в установленном порядке.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 22.02.1988 N 263)
Оплата за перевыполнение норм выработки и
премии выплачиваются учащимся, проходящим производственную практику в составе
бригад, непосредственно на производстве в размере 100 процентов.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 22.02.1988 N 263)
40. Время обучения в среднем
профессионально-техническом училище засчитывается в общий трудовой стаж, а
также в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем окончания училища и
днем поступления на работу не превысил 3 месяцев.
41. Выпускники среднего
профессионально-технического училища с дневной формой обучения в соответствии с
государственным планом экономического и социального развития направляются на
предприятия (в объединения, организации) и обеспечиваются работой согласно
полученной профессии и квалификации. Направление на работу производится в
соответствии с положением о распределении выпускников среднего
профессионально-технического училища, утверждаемым Государственным комитетом
СССР по профессионально-техническому образованию в установленном порядке.
Учащиеся, направленные на учебу
предприятиями (объединениями, организациями) или получающие установленные
доплаты к стипендии за счет средств предприятий
(объединений, организаций), проходят там производственную практику и по
окончании училища направляются только на эти предприятия (в объединения,
организации).
В случае неприбытия выпускника училища на
работу по месту распределения училище обязано установить причины и принять
необходимые меры к направлению его к месту распределения.
42. Выпускники среднего
профессионально-технического училища с дневной формой обучения обязаны проработать
не менее 2 лет на предприятиях (в объединениях, организациях), куда они
направлены после окончания училища. Руководителям предприятий
(объединений, организаций) запрещается в течение этого срока принимать молодых
рабочих - выпускников среднего профессионально-технического училища на работу
без соответствующего направления училища, не разрешается переводить на работу,
не связанную с полученной профессией и квалификацией, или увольнять выпускников
среднего профессионально-технического училища в течение 2 лет после окончания
ими этого учебного заведения без разрешения министерства (ведомства), которому
подчинено предприятие (объединение, организация), а также
соответствующих органов профессионально-технического образования.
43. Выпускникам
среднего профессионально-технического училища, направленным на работу по
распределению в другую местность (другой населенный пункт по существующему
административно-территориальному делению), предприятием (объединением,
организацией), на которое они направляются, оплачиваются расходы, связанные с
проездом к месту работы, а также предоставляются вне очереди жилые помещения и
другие льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 15 июля
1981 г. N 677 (СП СССР, 1981, N 21, ст. 123).
44. Предприятия (объединения,
организации) предоставляют выпускникам среднего профессионально-технического
училища с дневной формой обучения, обучавшимся один учебный год и более, перед
началом работы отпуск, с оплатой его из расчета тарифной ставки по присвоенному
выпускнику квалификационному разряду (классу, категории) или соответствующего
должностного оклада с учетом действующего в данной местности районного
коэффициента. Выпускникам в возрасте до 18 лет предоставляется отпуск
продолжительностью один календарный месяц, а остальным - продолжительностью,
установленной для работников данной профессии и вида производства на
предприятиях (в объединениях, организациях).
Выпускникам среднего
профессионально-технического училища с дневной формой подготовки, обучавшимся
менее одного учебного года (10 месяцев), время обучения засчитывается в
трудовой стаж, дающий право на очередной отпуск.
45. Иностранные граждане и лица без гражданства,
проживающие на территории СССР, принимаются в среднее
профессионально-техническое училище на общих основаниях. На иностранных граждан
и лиц без гражданства, принятых в среднее профессионально-техническое училище
СССР, распространяются права и обязанности учащихся, установленные настоящим
Положением.
Если международным договором СССР
установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Положении, то
применяются правила международного договора.
Раздел IV
МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛИ
И ВОСПИТАТЕЛИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
УЧИЛИЩА
46. Решающая роль в обучении и
коммунистическом воспитании учащихся в среднем профессионально-техническом
училище принадлежит мастерам производственного обучения, преподавателям и
воспитателям.
47. Мастера производственного обучения и
преподаватели отвечают за качество профессиональной и общеобразовательной
подготовки учащихся, воспитание у них высоких идейно-политических качеств,
осознанного отношения к учебе, привитие любви к избранной профессии, труду и
уважения к людям труда.
48. Мастерами производственного обучения
назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное
образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по
соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие
соответствующее высшее образование. Из числа преподавателей директор училища
назначает классных руководителей, обязанности которых определяются положением о
классном руководителе, утверждаемым Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию. Воспитателями назначаются лица, как
правило, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.
Прием на работу и увольнение мастеров
производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся
директором среднего профессионально-технического училища.
49. Мастера
производственного обучения, преподаватели - классные руководители и воспитатели
среднего профессионально-технического училища проводят во внеучебное
время воспитательную и культурно-массовую работу с учащимися, направленную на
воспитание у них высоких моральных качеств, культуры поведения и навыков личной
гигиены, оказывают помощь в выполнении домашних заданий, организации быта и
досуга, проводят совместно с медицинскими работниками мероприятия по укреплению
здоровья и физическому развитию учащихся.
Мастера производственного обучения,
преподаватели и воспитатели работают в тесном контакте с ученическими
профсоюзной и комсомольской организациями, советом общежития, советом коллектива
физкультуры, родителями учащихся.
50. Обязанности мастеров
производственного обучения, преподавателей и воспитателей среднего
профессионально-технического училища определяются квалификационными
характеристиками должностей руководящих и инженерно-педагогических работников,
утверждаемыми Государственным комитетом СССР но труду
и социальным вопросам.
Указанные работники проходят в
установленном порядке аттестацию, по результатам которой мастерам
производственного обучения, преподавателям и воспитателям могут присваиваться
звания: "Мастер производственного обучения I категории", "Мастер
производственного обучения II категории",
"Преподаватель-методист", "Старший преподаватель" и
"Воспитатель-методист".
51. Мастера производственного обучения,
преподаватели и воспитатели среднего профессионально-технического училища
участвуют в обсуждении на педагогическом совете, методических комиссиях,
совещаниях и конференциях вопросов учебно-воспитательной, методической и
производственной работы и вносят предложения по ее совершенствованию.
Раздел V
РУКОВОДСТВО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
УЧИЛИЩЕМ
52. Основные обязанности руководящих
работников среднего профессионально-технического училища определяются
квалификационными характеристиками должностей руководящих и
инженерно-педагогических работников, положениями и инструкциями, утверждаемыми
в установленном порядке.
53. Руководство всей деятельностью
среднего профессионально-технического училища осуществляет его директор на
основе настоящего Положения, приказов, инструкций и указаний вышестоящих
органов.
Директор среднего
профессионально-технического училища осуществляет руководство
инженерно-педагогическим коллективом, подбор и расстановку кадров, создает
необходимые условия для повышения идейно-политического уровня, педагогической
квалификации и профессионального мастерства инженерно-педагогических работников;
организует работу по профессиональной ориентации и обеспечивает выполнение
планов приема молодежи в училище и выпуска квалифицированных рабочих; направляет деятельность инженерно-педагогических работников на
достижение высокой эффективности процесса обучения и воспитания учащихся, несет
ответственность за идейно-политическую направленность преподавания, за качество
общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, состояние их
здоровья и физическое развитие, охрану труда, содержание и организацию внеучебной воспитательной работы; обеспечивает в училище
обстановку высокой требовательности и образцовый порядок, осуществляет контроль
за учебно-воспитательным процессом и деятельностью работников училища;
организует хозяйственную деятельность и обеспечивает строгое соблюдение
плановой, финансовой и штатной дисциплины.
Директор среднего
профессионально-технического училища имеет право: производить расходы в
пределах утвержденных смет по бюджетным и внебюджетным средствам; списывать с
баланса в порядке, установленном для бюджетных учреждений, морально устаревшие,
изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование,
транспортные средства, инвентарь и инструменты, когда их восстановление
невозможно или экономически нецелесообразно и они не
могут быть реализованы; издавать в пределах своей компетенции приказы по
училищу; принимать на работу и увольнять работников училища в соответствии с
трудовым законодательством.
Директор назначается в установленном
порядке органом, в непосредственном подчинении которого находится среднее
профессионально-техническое училище, из числа лиц, имеющих высшее образование,
соответствующее, как правило, профилю училища, и стаж инженерной или
педагогической работы не менее 5 лет.
54. Заместитель
директора по учебно-производственной части (работе) среднего
профессионально-технического училища является непосредственным организатором
учебно-производственной и методической работы в училище и отвечает за
выполнение учебных планов и программ, идейно-политическую направленность
обучения, качество профессиональной подготовки, обобщение и распространение
передового педагогического опыта, повышение квалификации
инженерно-педагогических работников; осуществляет контроль за работой мастеров
производственного обучения и преподавателей, посещаемостью занятий,
успеваемостью и поведением учащихся.
Заместитель директора по
учебно-производственной части (работе) назначается органом, в непосредственном
подчинении которого находится среднее профессионально-техническое училище, по
представлению директора этого училища из числа лиц, имеющих высшее образование,
соответствующее профилю училища, и стаж инженерной или педагогической работы не
менее 3 лет.
55. Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе среднего профессионально-технического
училища является непосредственным руководителем и организатором воспитательной
и культурно-массовой работы в училище, отвечает за выполнение учебных планов и
программ, качество знаний учащихся по общественным дисциплинам,
идейно-политическую направленность преподавания; организует работу классных
руководителей, воспитателей, библиотечных работников, руководителей кружков
художественной самодеятельности, координирует их работу с мастерами
производственного обучения по вопросам коммунистического воспитания учащихся;
принимает участие в развитии военно-патриотической и физкультурно-спортивной
работы; осуществляет контроль за учебно-воспитательным процессом и внеучебной работой с учащимися, помогает в работе
ученическим профсоюзной и комсомольской организациям, совместно с ними
организует деятельность органов ученического самоуправления.
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе назначается органом, в непосредственном подчинении
которого находится среднее профессионально-техническое училище, по
представлению директора училища из числа лиц, имеющих высшее образование и стаж
педагогической работы с молодежью не менее 3 лет.
56. Старший мастер среднего
профессионально-технического училища организует производственное обучение
учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ,
непосредственно руководит работой мастеров производственного обучения,
персонала учебно-производственных мастерских и учебного хозяйства училища.
Старший мастер работает под руководством заместителя директора по
учебно-производственной части (работе) и назначается директором училища из
числа лиц, имеющих высшее образование, соответствующее профилю училища, высокую
производственную квалификацию и опыт работы по профессиональному обучению не
менее 3 лет.
57. Заведующий учебной частью по
общеобразовательным дисциплинам среднего профессионально-технического училища
организует общеобразовательную подготовку учащихся, отвечает за выполнение
учебных планов и программ, идейно-политическую направленность и качество общеобразовательной
подготовки, осуществляет контроль за посещаемостью
занятий, успеваемостью и поведением учащихся, участвует в составлении
расписания учебных занятий.
Заведующий учебной частью работает под
руководством заместителя директора по учебно-производственной части (работе) и
назначается директором училища из числа лиц, имеющих высшее педагогическое
образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
58. Управляющий учебным хозяйством
среднего профессионально-технического училища обеспечивает ведение учебного
хозяйства в соответствии с задачами производственного обучения учащихся, несет
ответственность за выполнение производственных планов и соблюдение
сметно-финансовой дисциплины, организует производственное обучение учащихся в
учебном хозяйстве.
Управляющий учебным хозяйством работает
под руководством заместителя директора по учебно-производственной части
(работе) и назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило,
высшее сельскохозяйственное образование и опыт работы по специальности не менее
3 лет.
59. Начальник (заведующий)
учебно-производственной мастерской среднего профессионально-технического
училища совместно со старшим мастером обеспечивает мастерские необходимыми
оборудованием, материалами, инструментами, совместно с механиком - правильную
эксплуатацию и ремонт оборудования, соответствие его состояния требованиям
безопасности труда; ведет учет и отчетность, несет ответственность за
соблюдение плановой, финансовой, договорной и трудовой дисциплины, связанной с
производственной деятельностью мастерской.
Начальник (заведующий)
учебно-производственной мастерской работает под руководством заместителя
директора по учебно-производственной части (работе) и старшего мастера и
назначается директором училища из числа лиц, имеющих, как правило, высшее
образование, соответствующее профилю училища, и стаж работы по специальности не
менее 3 лет.
60. Руководитель физического воспитания
среднего профессионально-технического училища отвечает за выполнение программы
физической подготовки учащихся, качество учебно-спортивной и спортивно-массовой
работы, участвует в военно-патриотическом воспитании.
Руководитель физического воспитания
назначается директором училища в установленном порядке из числа лиц, имеющих,
как правило, высшее образование и опыт педагогической работы по физической
культуре и спорту.
61. Военный
руководитель среднего профессионально-технического училища отвечает за
выполнение программы начальной военной подготовки учащихся, организует и
проводит учебные занятия, осуществляет совместно с общественными организациями
военно-патриотическое воспитание учащихся, руководит работой кружков по
изучению основ военного дела, заведует кабинетом по начальной военной
подготовке, обеспечивает сохранность оружия, боеприпасов и исправное состояние
материально-технических средств для военной подготовки учащихся.
Военный руководитель назначается
директором училища по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом
из числа лиц, имеющих соответствующую военную подготовку.
62. Заведующий филиалом среднего
профессионально-технического училища является непосредственным организатором
учебно-воспитательного процесса в филиале и подотчетен в своей деятельности
директору училища. Должность заведующего филиалом среднего
профессионально-технического училища (на правах заместителя директора училища)
устанавливается при численности учащихся в филиале не менее 150 человек. При
количестве учащихся менее 150 человек руководство учебным процессом возлагается
на директора училища и его заместителей.
Заведующий филиалом назначается органом,
в непосредственном подчинении которого находится среднее
профессионально-техническое училище, по представлению директора училища из
числа лиц, имеющих высшее образование и стаж инженерной или педагогической
работы не менее 3 лет, с учетом рекомендаций руководства базового предприятия.
63. Для обеспечения коллегиального
рассмотрения вопросов учебно-воспитательной и методической работы и
производственной деятельности в среднем профессионально-техническом училище
организуется педагогический совет из числа инженерно-педагогических работников,
представителей общественных организаций и базового предприятия. Состав и
деятельность педагогического совета определяются положением о педагогическом
совете, утверждаемым Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию.
64. Работники среднего
профессионально-технического училища систематически повышают свой
идейно-политический и общеобразовательный уровень, педагогическую квалификацию
и профессиональное мастерство. Мастера производственного обучения в
установленном порядке проходят стажировку на передовых предприятиях (в
объединениях, организациях).
65. Работники среднего
профессионально-технического училища обязаны соблюдать социалистическую
законность, государственную и трудовую дисциплину, бережно относиться к
имуществу училища, правильно осуществлять эксплуатацию зданий, сооружений,
оборудования и инструментов, экономно расходовать материальные ценности и
денежные средства училища.
66. Орган профессионально-технического
образования, в ведении которого находится среднее профессионально-техническое
училище, обязан проявлять заботу о поддержании авторитета и престижа
инженерно-педагогических работников, всемерно способствовать их политической
учебе, повышению квалификации, самообразованию; принимать необходимые меры к
закреплению педагогических кадров, заботиться об улучшении условий их труда и
быта, медицинском обслуживании, санаторном лечении, предоставлении им жилья.
Раздел VI
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
И УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
67. В соответствии с Уставом
профессиональных союзов СССР в среднем профессионально-техническом училище
создаются первичные профсоюзные организации учащихся и работников. Профсоюзная
организация учащихся в своей деятельности руководствуется положением о
профсоюзной организации учащихся профессионально-технического училища,
утверждаемым ВЦСПС. Она принимает активное участие в
повышении качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, формировании
социально активных тружеников, воспитании их на революционных, боевых и
трудовых традициях рабочего класса, способствует развитию у учащихся интереса к
техническому и художественному творчеству, совместно с комсомольской
организацией, администрацией организует социалистическое соревнование в
коллективе учащихся, проявляет заботу об улучшении условий учебы, быта, труда,
отдыха и медицинского обслуживания учащихся.
68. В соответствии с Уставом ВЛКСМ в
среднем профессионально-техническом училище создается комсомольская
организация, которая оказывает помощь педагогическому коллективу в
идейно-политическом воспитании учащихся, повышении качества их учебы,
укреплении дисциплины и формировании культуры поведения. Все вопросы обучения,
труда, быта и отдыха учащихся решаются при непосредственном участии
комсомольской организации.
69. В среднем профессионально-техническом
училище в установленном порядке создаются первичные организации Всесоюзного
общества изобретателей и рационализаторов, Всесоюзного совета
научно-технических обществ, Всесоюзного добровольного общества содействия
армии, авиации и флоту, Всесоюзного добровольного спортивного общества
"Трудовые резервы" и другие.
Создаются также ученические кружки,
общественные конструкторские бюро, спортивные секции, клубы и другие
объединения учащихся.
70. В среднем профессионально-техническом
училище, имеющем общежитие, из числа проживающих
избирается совет общежития. Деятельность совета общежития определяется типовым
положением о совете общежития среднего профессионально-технического училища,
утверждаемым Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому
образованию по согласованию с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
71. Для обеспечения постоянной связи
педагогического коллектива среднего профессионально-технического училища с
семьей избирается родительский комитет училища, деятельность которого
определяется положением, утверждаемым государственным комитетом союзной
республики по профессионально-техническому образованию.
Раздел VII
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА, ФИНАНСИРОВАНИЕ И
ОТЧЕТНОСТЬ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
72. К учебно-материальной базе среднего
профессионально-технического училища относятся здания и сооружения, земельные
участки, инвентарь и другое оборудование, а также учебно-наглядные пособия,
технические средства обучения, электронно-вычислительная техника.
Для обеспечения высокого качества
подготовки квалифицированных рабочих кадров среднее профессионально-техническое
училище должно располагать:
учебными кабинетами и лабораториями,
оснащенными учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения,
учебно-наглядными пособиями;
учебно-производственными мастерскими и
участками для подготовки рабочих по каждой профессии или группе профессий, по
которым осуществляется обучение, учебным хозяйством, полигонами, оснащенными
современным оборудованием, отвечающим требованиям безопасности труда,
материалами, инструментами и приспособлениями;
помещениями, спортивными сооружениями и
инвентарем для проведения уроков физического воспитания и начальной военной
подготовки учащихся, учебно-спортивной и спортивно-массовой работы, занятий
кружков художественной самодеятельности и технического творчества;
библиотекой, читальным и актовым залами;
помещением для медицинского пункта,
столовой, общежитием для учащихся, оборудованными в соответствии с действующими
нормативами и санитарными правилами;
помещениями для педагогических
работников, общественных организаций, административного и обслуживающего
персонала, коммунально-бытовыми и другими помещениями.
Учебное хозяйство среднего
профессионально-технического училища должно иметь земельный участок,
сельскохозяйственную технику, поголовье сельскохозяйственных животных,
учебно-производственные и жилищно-бытовые постройки.
Типовые нормативы оснащения
учебно-производственных мастерских и участков, полигонов, учебных хозяйств,
учебных кабинетов, лабораторий утверждаются Государственным комитетом СССР по
профессионально-техническому образованию по согласованию с соответствующими
министерствами и ведомствами.
73. Обеспечение среднего
профессионально-технического училища современным оборудованием, машинами,
механизмами, транспортными средствами, сельскохозяйственной и мелиоративной
техникой, запасными частями для их ремонта, горюче-смазочными материалами,
приспособлениями, измерительным, режущим и другим инструментом, топливом, электроэнергией,
а также ремонт зданий и оборудования осуществляются базовым предприятием за
счет своих фондов. Базовое предприятие, а также организации, предприятия и
учреждения, для которых училища на основе отраслевой и межведомственной
кооперации готовят квалифицированных рабочих, безвозмездно предоставляют
среднему профессионально-техническому училищу помещения, выделяют необходимые
оборудование, технику, приборы, инструменты и материалы
как для учебных целей, так и для выполнения в процессе производственного
обучения заказов базового предприятия.
Выделение земельных участков для учебного
хозяйства среднего профессионально-технического училища производится в
установленном порядке.
74. Лица, виновные в порче имущества и
причинении училищу материального ущерба, несут ответственность в установленном
порядке.
75. Здания, сооружения, оборудование,
инвентарь и другое имущество среднего профессионально-технического училища
используются по прямому назначению.
76. Финансирование среднего
профессионально-технического училища производится за счет ассигнований из
государственного бюджета в соответствии со сметой, утверждаемой в установленном
порядке, средств предприятий (объединений,
организаций), для которых осуществляется подготовка рабочих кадров по
договорам, а также за счет внебюджетных средств.
77. Среднее профессионально-техническое
училище ведет установленные для него делопроизводство, архив, бухгалтерскую и
статистическую отчетность, отчитывается о работе перед
вышестоящим органом и представляет статистическую отчетность и другие сведения
в соответствующие организации.
78. Среднее профессионально-техническое
училище пользуется правами юридического лица, имеет печать с изображением
Государственного герба союзной республики, наименованием учебного заведения и
органа, в ведении которого оно находится.