Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Минздрава СССР
В.Е.КОВШИЛО
22 февраля 1985 г. N 3215-85
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В МЕЖШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ
И В ЦЕХАХ БАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящие Санитарно-гигиенические
требования разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением
Министерства здравоохранения СССР, Научно-исследовательским институтом гигиены
детей и подростков Минздрава СССР.
При их составлении использованы материалы
Ростовского медицинского института Минздрава СССР, Молдавского НИИ гигиены и
эпидемиологии, Казахского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, НИИ физиологии
детей и подростков АПН СССР.
Санитарно-гигиенические требования
предназначены для работников санитарно-эпидемиологических станций.
Трудовая подготовка учащихся в УПК и
цехах базовых предприятий выполняет свою задачу, а также способствует повышению
работоспособности, успеваемости и укреплению здоровья подрастающего поколения
лишь при правильной организации трудовой деятельности школьников; при
рациональном чередовании работы и отдыха, а также при соблюдении
санитарно-гигиенических требований к условиям обучения.
Возросшие требования к трудовой
подготовке вызывают необходимость усиления контроля со стороны органов
здравоохранения за ее организацией.
Данные Санитарно-гигиенические требования
предназначены для врачей школ, подростковых кабинетов и работников
санэпидстанций и разработаны с целью совершенствования организации контроля за трудовой подготовкой школьников в УПК и цехах
базовых предприятий.
Раздел I.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
1.1. Учащиеся допускаются к трудовому
обучению и трудовой деятельности в УПК и цехах базовых предприятий лишь после
медосмотра, устанавливающего отсутствие у них медицинских противопоказаний к
работе (в соответствии с "Перечнем медицинских противопоказаний к работе и
производственному обучению подростков по различным
профессиям", Высшая школа, т. I - IX, 1964 г.).
1.2. Проведение медицинских обследований
(осмотров) учащихся с целью выявления противопоказаний к профессиям, по которым
осуществляется обучение на комбинате, а также лечебно-профилактические,
санитарно-гигиенические мероприятия, содействующие укреплению здоровья
школьников, обеспечивается районным (городским) отделом здравоохранения.
1.3. Районные (городские) санэпидстанции
контролируют организацию условий и режима профессиональной подготовки
школьников в УПК и цехах базовых предприятий.
1.4. Трудовое обучение учащихся 8 - 10
(11) классов может быть организовано различно: а) для занятий школьников в УПК
или в учебных цехах базовых предприятий выделяются специальные дни недели; б)
учебные занятия в школе сочетаются в какие-то дни с трудовым обучением в УПК или
учебных цехах базовых предприятий.
1.5. В дни, специально выделенные в
учебном расписании для производственного обучения, общая продолжительность
трудовых занятий школьников (теоретические и практические занятия) не должна
превышать для учащихся 8 - 9-х классов - 4-х часов в день; для учащихся 10 -
11-х классов - 6-ти часов в день.
1.6. В недельном расписании занятий время
трудовой деятельности учащихся должно быть постоянным в течение каждого
полугодия с целью выработки у школьников динамического стереотипа деятельности,
способствующего успешному овладению профессиональными навыками.
1.7. Занятия трудом включают
теоретическую подготовку и практическую работу школьников:
а) продолжительность практической работы
учащихся не должна превышать 70 - 75% времени занятий трудом;
б) целесообразно, чтобы занятия теорией
предшествовали практической работе школьников, а тема теоретических занятий
была непосредственно связана с последующей практической работой учащихся;
в) наполняемость групп во время
практической работы школьников не должна превышать 15 - 20 человек.
1.8. Все учащиеся должны обеспечиваться
индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью,
средствами защиты глаз (очки, маски), органов слуха (противошумы).
1.9. В процессе трудового обучения и производительного
труда необходимо:
- равномерно и полно загружать каждого
учащегося;
- постепенно усложнять задания, как в
пределах одной темы, так и в течение всего периода обучения;
- учитывать индивидуальные особенности
учащихся и уровень их подготовленности;
- чередовать трудные работы с более
легкими; работы, выполняемые продолжительное время, - с работами средней
длительности.
1.10. В целях снижения производственного
травматизма необходимо усилить внимание мастеров производственного обучения к
вопросам техники безопасности и охраны труда.
1.11. В специальные дни трудовой
подготовки учащихся 8 - 9 классов в УПК занятия включают 1 час теоретической
подготовки и 3 часа практической работы школьников.
Для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется
следующий режим работы:
а) после теоретической части занятий
организуется 10-мин. перерыв;
б) на занятиях в 8-х классах в течение
двух часов практической работы через каждые 30 мин. следует проводить
пятиминутные перерывы;
- на занятиях 9-х классов после первого
часа практической работы (45 мин.) следует проводить десятиминутный перерыв;
в) после двух часов практических занятий
для учащихся 8 - 9 классов рекомендуется организовывать перерыв длительностью
30 мин. (обеденный перерыв).
1.12. В дни трудовой подготовки учащихся
10 - 11 классов в УПК или в учебных цехах базовых предприятий занятия трудом
включают 2 часа теоретической подготовки и 4 часа практической работы учащихся
(допускается практическая работа в течение 5 часов).
Для школьников 10 - 11 классов
рекомендуется следующий режим работы:
- 2 часа теоретических занятий
разделяются 10-минутным перерывом;
- после теоретических занятий также
проводится десятиминутный перерыв;
- после двух часов практической работы
организуется перерыв длительностью 30 мин. (обеденный перерыв).
1.13. В процессе трудового обучения и
общественно полезного производительного труда школьников следует проводить
физические упражнения в виде физкультпауз,
физкультминуток и вводной гимнастики.
а) Физкультминутки (длительностью до 3-х
минут) включают в основном упражнения, направленные на предупреждение
неблагоприятного влияния вынужденной позы, на активацию дыхания и
кровообращения, на активный отдых тех мышц, которые во время работы испытывают наибольшую
динамическую или статическую нагрузку. Проводятся они в середине каждого часа
(45') работы на рабочем месте при предварительно выключенном оборудовании.
б) Физкультпаузы
(длительностью 5 мин.) включают, помимо этого, упражнения, имеющие профессиональную
прикладную физическую направленность для более активного развития
профессионально значимых функций и двигательных качеств (специфичных для каждой
профессии). Физкультпаузы проводятся во время
десятиминутных перерывов.
При наличии неблагоприятных производственных
факторов (шум, вибрация, запыленность, наличие в воздухе химических и
токсических веществ, дискомфортный микроклимат) физкультурные паузы проводятся
вне производственных помещений, в местах, специально отведенных для отдыха.
в) Вводная гимнастика включает в себя в
большей мере упражнения, направленные на активное развитие профессионально
значимых функций, и проводятся на рабочем месте непосредственно перед началом
практической работы в течение 5 - 7 минут.
1.14. Специальные комплексы физических
упражнений составляются преподавателями физической культуры школы и проводятся
физоргом группы под руководством мастера производственного обучения.
Указанные формы физического воспитания,
введенные в режим дня трудового обучения, способствуют более быстрому вхождению
в работу, тренировке профессионально значимых функций, сохранению высокого
уровня работоспособности до конца рабочего дня.
1.15. Гигиенически оптимальная зона
плотности рабочего времени учащихся рекомендуется в пределах 60 - 88%. Работа
как с более низкой, так и с более высокой плотностью приводит к снижению
работоспособности и ухудшению самочувствия школьников.
1.16. Нормы выработки для школьников 14
лет не должны превышать 40% почасовой нормы взрослых; для подростков 15 - 16
лет - не более 60%, для 17-летних - не более 80% почасовой нормы взрослых.
При выполнении работ, связанных с
переносом и передвижением тяжестей, должны соблюдаться следующие нормы переноса
тяжестей:
Юноши Девушки
14 лет не более 6 кг не более 6,0 кг
15 лет -"- 8,2 кг -"- 6,8 кг
16 лет -"- 12 кг -"- 8,0 кг
17 лет -"- 16,4 кг -"- 9,0 кг.
При этом длительность такой работы не
должна превышать 1/3 рабочего времени подростка.
1.17. В дни недели, сочетающие занятия по
общеобразовательным предметам в школе с трудовым обучением, общая
продолжительность учебно-трудовой нагрузки школьников 8 - 10 (11) классов не
должна превышать 6-ти часов в день.
1.18. В дни занятий школьников в УПК не
следует организовывать общественно полезный производительный труд учащихся во
внеурочное время.
1.19.
а) Общественно полезный производительный
труд учащихся 8 - 11 классов во внеурочное время должен проводиться в дни
недели, в учебном расписании которых предусмотрено не более 5 уроков.
б) Занятия учащихся общественно полезным
производительным трудом во внеурочное время должны начинаться не менее чем
через 1 час после окончания уроков по расписанию. Это время должно строго
соблюдаться, оно отводится на обед и отдых школьников.
в) Продолжительность общественно
полезного производительного труда во внеурочное время не должна превышать 2-х
часов в день для учащихся 8 - 9 классов, 3-х часов в день для учащихся 10 (11)
классов.
Раздел II.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ, УЧЕБНЫХ
КАБИНЕТАХ,
МАСТЕРСКИХ УПК И НА РАБОЧИХ МЕСТАХ БАЗОВЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Условия внешней среды, в которой
происходит учебно-производственная деятельность подростков, оказывают
существенное влияние на его работоспособность и состояние здоровья.
Учебные мастерские УПК и учебные цехи
базовых предприятий должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
Основные документы, регламентирующие условия обучения подростков, следующие:
Постановление Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам от 10 сентября 1980 г. N 283/П-9 "О
списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на
которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
Постановление Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 г. N
240/П10-3 "Об утверждении списка производств, профессий и работ с тяжелыми
и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда
женщин".
Постановление Государственного комитета
СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 27 января 1982 г.
"О нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и
перемещении тяжестей вручную".
Строительные нормы и правила II-66-87
"Профессионально-технические училища и средние специальные учебные
заведения. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила II-65-73
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Строительные нормы и правила II-4-79
"Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
Санитарные нормы проектирования
промышленных предприятий. СН 245-71.
ГОСТ 12.1.003-76 "Шум. Общие
требования безопасности".
ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей
зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности".
При устройстве и оборудовании учебных
кабинетов, лабораторий и мастерских учебно-производственных комбинатов, а также
при организации условий трудовой подготовки школьников в учебных цехах базовых
предприятий следует руководствоваться Методическими рекомендациями
"Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся средних
профессионально-технических училищ" (1985 год).
2.1. Естественное и
искусственное освещение
2.1.1. Все учебные помещения (учебные
кабинеты, лаборатории, мастерские) должны иметь естественное освещение.
Наилучшими видами естественного освещения
для учебных помещений является боковое левостороннее.
При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего
подсвета. Высота правостороннего подсвета при наличии глухой перегородки должна
быть не менее 2,2 м от потолка и 0,8 м от пола (при высоте 3,0). Для мастерских
с большой глубиной заложения наилучшими системами естественного освещения
следует считать двустороннее освещение и комбинированное (боковое левостороннее
с верхним).
2.1.2. В классных помещениях и кабинетах
коэффициент естественного освещения (КЕО) в наиболее удаленной от окон точке
помещения должен быть не менее 1,5%, а в кабинетах технического черчения и
рисования - не менее 2,0%.
В учебных мастерских и на рабочих местах
базовых предприятий КЕО должен создаваться с учетом характера выполняемой
зрительной работы (СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное
освещение").
2.1.3. Для окраски учебных столов
рекомендуется светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая,
светло-зеленая, бежевая, цвета натуральной древесины) с коэффициентом отражения
не менее 0,45.
Стены, потолки, оборудование учебных и
производственных помещений должны иметь матовую поверхность. Окраску
поверхностей интерьера учебных помещений следует предусмотреть светлых, лучше
теплых тонов со средневзвешенным коэффициентом отражения не менее 0,45; потолок
и верхние части стен необходимо окрашивать в белый цвет.
2.1.4. Помещения цехов металлообработки и
деревообработки окрашивают спокойными тонами зеленого и желтого спектра с
коэффициентом отражения не менее 0,60. Неподвижные части
металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части - в
кремовый. Отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные
конструкции (колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и
контрастные цвета. Для акцентирования внимания учащихся на отдельном
оборудовании его можно покрасить в более интенсивный цвет (цвет станка мастера
может быть ярче, чем на рабочих местах учащихся).
2.1.5. В учебном помещении следует
предусматривать наличие солнцезащитных устройств на окнах. В темное время
солнцезащитные устройства должны использоваться как отражающие поверхности, ибо
окна в вечернее время поглощают большое количество света. Поэтому
солнцезащитные устройства должны иметь светлую окраску с коэффициентом
отражения не менее 0,40.
Для учебных помещений наилучшим видом
солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные
между оконными рамами. Допускается применение штор из хлопчатобумажных тканей,
обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими
свойствами (поплин, штапельное полотно, репс).
2.1.6. В учебных помещениях, кабинетах,
лабораториях столы следует размещать перпендикулярно к окнам, чтобы свет падал
слева от учащегося, в три ряда по 5 - 6 столов.
В учебных мастерских станки располагаются
в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом
системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30
- 45° по отношению к окнам. В инструментальных мастерских: слесарных -
расположение верстаков перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении;
токарных - параллельно окнам, под углом 20 - 30° или в шахматном порядке при левостороннем
освещении; фрезерных - параллельно окнам при двустороннем освещении.
2.1.7. Искусственное освещение в учебных
помещениях и кабинетах должно быть представлено светильниками рассеянного света
с люминесцентными лампами и, в виде исключения, лампами накаливания. Уровень
освещенности на рабочих поверхностях должен быть не менее 300 лк.
Искусственное
освещение в учебных мастерских, учебных цехах на базовых предприятиях
устанавливается по нормам освещения (СНиП II-4-79 "Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение").
Уровни освещенности зависят от характера
зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном (СНиП
II-4-79).
При выполнении тонких зрительных работ 1
- 4 разряда необходимо комбинированное освещение: при этом уровень освещенности
от светильников общего света должен составлять 10% нормируемой, но не менее 150
лк.
2.1.8. Искусственное освещение учебных
помещений обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами типа
ЛПО-01-2х40/Д-01; ЛПО-02-4х40/А-01; ЛПО-10-2х65; ЛС-002-2х65. Светильники в
учебном помещении располагаются параллельно линии окон. Расстояние
ряда светильников от наружной стены - 1 - 2 м, от внутренней - 1,5 м.
Для создания нормируемых уровней
освещенности в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 12 действующих
светильников ЛПО-01-2х40 или 8 светильников ЛС-002-2х65 при удельной мощности -
24,2 Вт/кв. м. В учебных кабинетах и лабораториях площадью 66 кв. м должно быть
16 действующих светильников ЛПО-01-2х40.
В кабинетах черчения площадью 66 кв. м
должно быть 24 светильника (3-й разряд) ЛПО-01-2х40 при удельной мощности 36,4
Вт/кв. м.
Классная доска освещается двумя
установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-12-1х40,
расположенными на высоте 2,2 м от пола и на 0,6 м в сторону класса перед
доской.
2.1.9. Искусственное освещение учебных
мастерских создается системой общего освещения или комбинированного в
зависимости от характера зрительной работы. В слесарных мастерских уровень
искусственной освещенности на рабочих местах должен составлять 500 лк и создаваться системой общего освещения.
Для общего освещения учебных мастерских с
нормальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически
активных веществ) должны использоваться люминесцентные светильники серии
ЛСО02-2х40, Л2010М-2х40 (2x80), ЛСП02-2х40 (2x65), ЛСП06-2х80. Допустимо также
использование светильников типа: ЛП001-2х40 (2x65), ЛП013-2х40 (2x65),
ЛП002-2х40 (2x65).
Для производственных помещений с
неблагоприятными условиями среды должны использоваться люминесцентные
светильники серии: ПВЛ-2х40 (2x80), ПВЛ02-2х40, ЛВП31-4х80, ЛВП33-2х80.
Для местного освещения при выполнении
инструментальных работ должны применяться светильники с лампами накаливания
серии НКС1, для шлифовальных станков - светильники
серии ЛКС-01.
2.1.10. Светильники очищаются не реже
одного раза в три месяца. Запрещается привлекать учащихся к очистке
светильников.
2.2.
Воздушно-тепловой режим
2.2.1. Температура воздуха в основных
помещениях в зависимости от разных климатических условий должна быть в классах,
кабинетах, лабораториях 17 - 20 °С; в мастерских по
обработке металла и древесины - 16 - 18 °С; в рекреационных помещениях - 16 -
18 °С; в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °С.
2.2.2. Оптимальные показатели
микроклимата в цехах промышленных предприятий в различное время года в
зависимости от тяжести работ должны соответствовать ГОСТу 12.1.005-76 и
составлять:
1) В холодный и переходный периоды года:
а) при работе легкой (категория I) <1>
и средней тяжести (IIа) <2> - температура 18 -
23 °С, скорость движения воздуха не более 0,2 м/сек.;
б) при работе средней тяжести (категория IIб <3>) - температура 16 - 18 °С,
скорость движения воздуха не более 0,3 м/сек.
--------------------------------
<1> Легкие физические работы
(категория I) производятся сидя, стоя или связаны с ходьбой, но не требуют
систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжестей, энергозатраты до 150 ккал/час. Физические работы средней
тяжести (категория IIа, IIб).
<2> IIа - работы, связанные с постоянной ходьбой,
выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей.
<3> IIб - работы, связанные с ходьбой и переноской
небольших (до 10 кг) тяжестей.
Извлечение из ГОСТа 12.1.005-76
"Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования".
2) В теплый период года:
а) при работе легкой и средней тяжести (I
и IIа) - температура 21 - 25 °С,
скорость движения воздуха не более 0,2 - 0,3 м/сек.;
б) при работе средней тяжести (IIб) - температура 18 - 21 °С,
скорость движения воздуха не более 0,4 - 0,5 м/сек.
Относительная влажность воздуха во все
сезоны и при разных по тяжести видах работ должна составлять 40 - 60%.
2.2.3. Запыленность воздуха в учебных
классах, кабинетах и лабораториях не должна превышать 0,15 мг/куб. м.
В учебных мастерских и на производстве не
должны проводиться работы, связанные с образованием пневмокониозоопасной
пыли (например, сухая шлифовка деталей на абразивных кругах и т.д.). Наличие других видов пыли с содержанием двуокиси кремния менее 2%
не должно превышать 10 мг/куб. м (ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны.
Общие санитарно-гигиенические требования").
2.2.4. Содержание углекислоты в
учебно-производственных помещениях, обусловленное жизнедеятельностью организма
учащихся, должно быть не более 1 мг/л.
2.2.5. Содержание химических веществ в
лабораториях, учебных мастерских и цехах базовых предприятий при работах,
связанных с загрязнением воздушной среды вредными газами, парами, аэрозолями,
не должно превышать предельно допустимые концентрации (ГОСТ 12.1.005-76). При
этом, учитывая повышенную чувствительность подростков ко многим химическим
веществам, в процессе обучения должен быть исключен контакт подростков с
химическими веществами, особо токсичными для их организма (более подробно см. в
разделе "Химическая промышленность").
2.2.6. Поддержание соответствующих
воздушно-тепловых микроклиматических условий обеспечивается эффективными
средствами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями глав СНиП
II-33-75 <1> "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.
Нормы проектирования", СНиП II-66-78 "Профессионально-технические
училища и средние учебные заведения. Нормы проектирования" и для цехов
промышленных предприятий "Санитарными нормами проектирования промышленных
предприятий" СН 245-71.
--------------------------------
<1> Документ находится в стадии
пересмотра.
2.2.7. В учебных классах и кабинетах
рекомендуется осуществление децентрализованного притока воздуха через фрамуги и
автоматически открывающиеся форточки и вытяжки через внутренние вытяжные
каналы.
2.2.8. В лабораториях, кабинетах с
вытяжными шкафами и в мастерских должна быть установлена вытяжная вентиляция с
механическим побуждением.
2.2.9. В лабораториях и
учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых
связана с выделением повышенного количества теплоты, пыли и химических веществ
(муфельная печь, точильные, сверлильные и шлифовальные работы, электросварка и
др.), а также на рабочих местах промышленных предприятий, где обучаются
подростки, должна быть налажена эффективная общая и местная вентиляция,
обеспечивающая минимальное содержание указанных производственных факторов не
выше допустимых уровней и концентрации соответственно ГОСТу 12.1.005-76.
2.2.10. Скорость воздуха, удаляемого
через рабочие проемы вытяжных шкафов, в зависимости от предельно допустимых
концентраций (ПДК) выделяемых вредных веществ должна быть:
при ПДК более 10 мг/куб. м - 0,05 м/сек.;
при ПДК от 10 до 0,1 мг/куб. м - от 0,6
до 1 м/сек.;
при ПДК менее 0,1 мг/куб. м - от 1 до 1,5
м/сек.
При полном открытии проема шкафа скорость
воздуха должна быть:
при ПДК 0,1 мг/куб. м и более - 0,3
м/сек.;
при ПДК менее 0,1 м/куб. м - 0,45 м/сек.
(извлечение СНиП II-66-78).
2.2.12. Для осуществления эффективности
тяги воздуха вытяжные вентиляционные решетки должны очищаться от пыли
ежемесячно.
2.2.13. Обеспечение надлежащих
воздушно-тепловых условий осуществляется также рациональным проветриванием и
влажной уборкой всех учебно-производственных помещений. Для обеспечения
рационального проветривания во всех помещениях должны иметься фрамуги и
форточки площадью не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки в учебных и
рекреационных помещениях в холодные периоды года запрещается забивать и
заклеивать.
2.3. Шумовой фактор
2.3.1. Шум является одним из наиболее
распространенных факторов производственной среды, характерным для многих
промышленных предприятий. При работе в условиях шума могут возникать
неблагоприятные изменения в организме работающих.
2.3.2. Учитывая повышенную
чувствительность подросткового организма к воздействию шума, производственное
обучение и практика подростков в мастерских и на базовых предприятиях должны
производиться в соответствии с "Методическими указаниями по профилактике
неблагоприятного воздействия производственного шума на организм
подростков", утвержденными Министерством здравоохранения СССР 1 июля 1981
г. N 2410-81.
Нормируемым параметром шума для
подростков 16 - 17 лет является предельный спектр 65 дБА
(ПС-65).
При повышении нормативного параметра шума
(ПС-65) подростки могут быть допущены к производственному обучению и практике
только при:
- ограничении
длительности работы в шумовой обстановке в соответствии с приведенными выше
"Методическими указаниями...";
- использовании
индивидуальных средств защиты от шума типа наушников ВЦНИИОТ-7Н, ВЦНИИОТ-2М,
ВЦНИИОТ-4А, ВЦНИИОТ-А1, "беруши" и др. и
применении их с первого дня обучения и производственной практики;
- соблюдении
режима труда и отдыха, предусматривающего обязательные перерывы: для учащихся 8
- 9 классов - через 50 минут работы, для учащихся 10 - 11 классов - через 1,5
часа работы.
При параметрах шума ПС-95 и выше
подростки к прохождению производственного обучения и практики не допускаются.
2.4. Санитарный
режим
2.4.1. Перед началом занятий следует
проводить тщательное сквозное проветривание всех помещений. Кроме того, во
время перемен эффективное проветривание должно осуществляться в учебных
помещениях, а во время уроков - в рекреационных.
2.4.2. Для поддерживания образцовой чистоты
во всех учебно-производственных помещениях должна проводиться ежедневная
влажная уборка.
2.4.3. Еженедельно осуществлять уборку с
мытьем полов, осветительной арматуры, дверей, протиркой стен, мебели с
применением моющих и дезинфицирующих средств (1% р-р хлорамина, 0,5% осветленный р-р хлорной извести и др.).
2.4.4. Уборка туалетов и умывальных
комнат осуществляется ежедневно; полы моются горячей водой с применением моющих
средств. Унитазы также ежедневно моются горячей водой с моющими средствами, а
для удаления мочекислых солей - два раза в месяц щеткой, смоченной 2% раствором
соляной кислоты, с последующим обильным промыванием их водой. Уборочный
инвентарь должен иметь маркировку и храниться в шкафах или отведенных для этих
целей помещениях. У входа в УПМ необходимо предусмотреть скребки и щетки для
очистки обуви.
2.4.5. Очистку оконных стекол необходимо
проводить не реже 3 - 4 раза в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц -
изнутри.
2.4.6. Побелка потолка, верхних частей
стен и оконных откосов проводится по мере необходимости. Двери, оконные рамы и
переплеты окрашиваются белой масляной краской.