Утверждаю
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Минздрава СССР
В.Е.КОВШИЛО
22 февраля 1985 г. N 3216-85
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 7 КЛАССОВ
Настоящие Санитарно-гигиенические
требования разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим Управлением
Министерства здравоохранения СССР, Научно-исследовательским институтом гигиены
детей и подростков Минздрава СССР.
При их составлении использованы материалы
Ростовского медицинского института Минздрава СССР.
Санитарные правила предназначены для
работников санитарно-эпидемиологических станций.
"Основными направлениями реформы
общеобразовательной и профессиональной школы" 1984 года предусмотрено
улучшение трудового обучения и воспитания учащихся школ и включение их, начиная
с младших классов, в систематический, организационный, посильный для их
здоровья и возраста общественно полезный труд.
На трудовое обучение, общественно
полезный производительный труд, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета
Министров СССР "Об улучшении трудового воспитания, обучения,
профессиональной ориентации школьников и организации их общественно-полезного,
производительного труда" (12 апреля 1984 г.), выделяется во 2 - 4 классах
- 3 часа, в 5 - 7 классах - 4 часа в неделю. Из этого времени на трудовое
обучение учащихся 1 - 7 классов отводится 2 часа в неделю.
Трудовое обучение учащихся 1 - 4 классов
проводится в классных комнатах, учащихся 5 - 7 классов - в учебных мастерских
школ и кабинетах обслуживающего труда.
Основным гигиеническим принципом
организации труда школьников является соответствие его характера (вида), объема
и условий функциональным и возрастным возможностям учащихся.
1. Организация и
режим занятий
1.1. Организация и режим занятий для
учащихся 1 - 4 классов.
1.1.1. Занятия трудом для учащихся 1 - 4
классов проводятся в течение 1 учебного часа (45 минут) 2 раза в неделю.
1.1.2. Сдваивание уроков труда в младшем
школьном возрасте представляет значительную нагрузку для организма, сильно
утомляет детей и поэтому недопустимо.
1.1.3. Каждое занятие должно включать
объяснение преподавателя, самостоятельную работу школьников, подведение итогов
работы класса и уборку рабочего места учащимися.
Объяснения преподавателя не следует
целиком сосредоточивать в начале урока, целесообразно в процессе
самостоятельной работы учащихся, после выполнения определенной части задания,
объяснять следующий этап работы.
Общая длительность практической работы
для учащихся 1 - 2-х классов не должна превышать 20 - 25 мин. времени урока.
Для учащихся 3 - 4-х классов на
практическую работу отводится 30 - 35 мин. времени урока.
1.1.4. На занятиях трудом следует
чередовать различные по характеру задания. Однообразная работа учащихся - выполнение
одного вида деятельности на протяжении всего времени самодеятельной работы на
уроке - недопустима.
1.1.5. Учитывая, что такие двигательные
качества, как выносливость, координация и точность движения рук, находятся в
стадии развития у детей 6 - 9-летнего возраста, необходимо ограничивать
непрерывную длительность выполнения трудовых действий для школьников 1 - 4-х
классов:
а) на занятиях трудом продолжительность
непрерывной работы для учащихся 1-х классов не должна превышать 5 минут;
б) для учащихся 2 - 3 классов
продолжительность непрерывной трудовой деятельности при работах с бумагой,
картоном и тканью не должна превышать 5 - 7 минут;
в) для учащихся 4-х классов непрерывное
выполнение трудовой деятельности при работе с бумагой, картоном, тканью не должно
превышать 10 минут, при работе с деревом и проволокой - 4 - 5 минут.
1.1.6. При трудовом обучении учащихся
младшего школьного возраста рекомендуется следующий режим занятий:
- для учащихся 1-х классов после каждого
периода работы нужно организовать 2 - 3-мин. перерывы для отдыха школьников и
дополнительных объяснений преподавателя;
- для учащихся 2 - 4-х классов через
каждые 15 минут урока следует проводить физкультминутки (длительностью 3
минуты).
1.1.7. Общественно полезный
производительный труд учащихся 2 - 4-х классов должен проводиться в дни недели,
в учебном расписании которых не было уроков труда.
Занятия общественно полезным
производительным трудом должны начинаться через 1 час после окончания уроков по
расписанию. Это время отводится на обед и отдых школьников.
1.2. Организация и режим занятий для
учащихся 5 - 7 классов.
1.2.1. Занятия трудом для школьников 5 -
7 классов проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков.
1.2.2. Структура занятий трудом учащихся
5 - 7 классов включает: теоретическую часть, практическую работу школьников,
организационные перерывы в процессе самостоятельной работы и заключительную
часть.
а) Практическая работа учащихся занимает
основное место на занятиях трудом: длительность ее составляет 60 - 65% времени
занятий.
б) Учитывая, что возможность длительно выполнять трудовую деятельность с относительно высокой рабочей
активностью у учащихся среднего школьного возраста ограничена, в
процессе самостоятельной работы школьников на занятиях необходимо проводить
организованные перерывы (длительностью 3 мин.) для всего класса. Во время
организованных перерывов проводится выполнение физических упражнений
(физкультминутки). Время проведения организованных перерывов в процессе
практической работы на занятиях различно для учащихся разных классов.
1.2.3. Выполнение столярных, слесарных
работ, занятия швейным делом вызывают напряжение сердечно-сосудистой,
мышечной и центральной нервной системы организма, которые у 10 - 13-летних
учащихся находятся в стадии развития, поэтому при трудовом обучении необходимо
регламентировать длительность непрерывного выполнения основных трудовых
операций для школьников 5 - 7 классов на занятиях в столярных, слесарных и
швейных мастерских:
а) оптимальная непрерывная длительность
выполнения основных столярных операций для учащихся 5 класса равна 8 мин.,
слесарных - 6 мин.
Допустимая длительность непрерывной
работы по основным трудовым операциям для школьников 5 класса не должна
превышать 10 мин.;
б) оптимальная продолжительность
непрерывной работы по основным столярным операциям в 6 классе равна 11 мин., по
слесарным - 9 мин.
Допустимая длительность непрерывного
выполнения столярных и слесарных операций для учащихся 6-го класса не должна
превышать 13 мин.;
в) оптимальная продолжительность
непрерывной работы по основным столярным операциям для учащихся 7 класса не
должна превышать 12 мин., оптимальная длительность слесарной работы для
школьников 7 класса равна 10 мин.
Допустимая длительность непрерывного выполнения
основных трудовых операций для учащихся 7 класса не должна превышать 16 мин.;
г) оптимальная длительность непрерывной
работы на электрических швейных машинах должна составлять для школьниц 5-го
класса - 5 - 10 мин., для школьниц 6 - 7-го класса - 7 - 12 мин.
Допустимая длительность непрерывной
работы на швейных машинах не должна превышать для школьниц 5-го класса - 12
мин.; для школьниц 6 - 7 класса - 15 мин.
1.2.4. а) Практическая работа школьников
на уроках труда включает основную и вспомогательную работу (выполнение трудовых
операций), измерение и контроль выполняемого изделия, паузы и перерывы в
работе. Во время практической работы проводится индивидуальный инструктаж
учителя.
б) Оптимальная плотность основной и
вспомогательной работы учащихся на занятиях техническим трудом не должна
превышать 80%.
в) Оптимальная плотность основной и
вспомогательной работы учащихся на занятиях швейным делом должна составлять 50
- 70%.
1.2.5. При выполнении школьниками изделий
(заданий) на занятиях трудом необходимо предусматривать чередование 3 - 4
основных операций в процессе практической работы каждого учащегося.
Однообразная трудовая деятельность на протяжении всего времени самостоятельной
работы школьников на занятиях недопустима.
1.2.6. Темп и ритм работы обуславливаются
возрастными и индивидуальными особенностями организма, а также уровнем трудовых
навыков и умений школьников. В связи с этим, при трудовом обучении не следует
регламентировать единые для всех ритм и темп работы и не ограничивать
самопроизвольные микропаузы в процессе практической
работы школьников.
1.2.7. Для учащихся 5 - 7 классов
рекомендуется следующий режим занятий в столярных и слесарных мастерских школ:
а) для учащихся 5 - 6 классов между
первым и вторым часом занятий необходимо проведение перемен длительностью 10 -
15 минут, во время которых школьники находятся в рекреационных помещениях, а в
мастерских организуется сквозное проветривание;
б) для учащихся 5 классов через каждые 12
мин. практической работы необходимо проведение организованных перерывов
(длительностью 3 мин.);
в) для учащихся 6 классов через каждые 15
- 18 мин. работы необходимо проведение организованных перерывов;
г) для учащихся 7 классов организованные
перерывы следует проводить через каждые 20 мин. практической работы школьников.
1.2.8. На занятиях швейным делом,
кулинарией, электротехникой, конструированием для учащихся 5 - 7 классов
рекомендуется следующий режим работы:
а) между первым и вторым часами занятий
необходимо проведение перемен 10 - 15-мин. длительности;
б) на занятиях швейным делом в середине
каждого часа занятий (45 мин.) необходимо организовать перерывы длительностью 5
мин., во время которых целесообразно проведение физкультпауз,
включающих упражнения для плечевого пояса, кистей рук, упражнения для
аккомодационного аппарата глаз.
1.2.9. а) Общественно полезный
производительный труд школьников во внеурочное время должен организовываться в
дни недели, в учебном расписании которых не было занятий трудом.
б) Начало занятий общественно полезным
производительным трудом должно быть не менее чем через 1 час после окончания
занятий школьников 5 - 7 классов по расписанию. Это время отводится на обед и
отдых учащихся.
2. Организация
условий внешней среды на занятиях трудом
2.1. Занятия трудом для учащихся 1 - 7
классов должны проводиться только в учебных классах, учебных мастерских или
кабинетах обслуживающего труда, в которых оборудование, освещение и
воздушно-тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
2.2. При организации трудового обучения
школьников 5 - 7 классов по программе "Технический труд" следует
руководствоваться "Типовым положением об учебных мастерских
общеобразовательной школы", Минпрос СССР, от
29.12.78 N 199.
2.3. При организации трудового обучения
школьников 5 - 7 классов по программе "Обслуживающий труд" следует
руководствоваться "Рекомендациями об организации кабинета обслуживающего
труда общеобразовательной школы" (Инструктивное письмо Министерства
просвещения СССР от 10.07.79 N 07-ЗИ/7).
2.4. Согласно Типовому положению об
учебных мастерских в общеобразовательных школах с числом классов-комплектов 20
и более создаются 2 мастерские - по обработке металла и по обработке дерева. В
школах, имеющих меньше 20 классов-комплектов, - одна мастерская. Кабинет
обслуживающего труда создается в каждой средней школе.
2.5. Учебные классы, мастерские и
кабинеты обслуживающего труда оснащаются оборудованием и пособиями в
соответствии с "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного
оборудования для общеобразовательных школ", Минпрос
СССР, от 05.07.76 N 114.
В мастерских оборудуются рабочие места
для учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя.
2.6. В слесарных мастерских верстаки
располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева.
Целесообразно расставлять верстаки в 4 ряда по 4 верстака в каждом ряду с
расстоянием между рядами 1 м. При наличии двухместных верстаков они
располагаются в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м. Тиски крепятся к
верстакам на расстоянии 90 см друг от друга (расстояние между осями тисков).
Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 65 -
70 см.
2.7. Сверлильные, точильные и другие
станки должны устанавливаться на специальном фундаменте, обязательно оборудоваться
предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
2.8. В столярной мастерской верстаки
расставляются либо под углом 45 град. к окну, либо в три ряда перпендикулярно к
светонесущей стене. Расстояние между верстаками
должно быть не меньше 80 см в передне-заднем направлении.
2.9. Высота верстаков должна
соответствовать росту школьников. Для определения необходимой высоты столярного
верстака учащийся становится боком к торцовой части верстака, свободно опускает
руку и кладет ладонь на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе,
значит высота верстака правильная.
Для определения необходимой высоты
слесарного верстака учащийся становится лицом к тискам, согнутую в локте правую
руку кладет на губки тисков, при этом выпрямленные пальцы должны касаться
подбородка.
2.10. Для кабинета обслуживающего труда
целесообразно выделить два помещения (для занятий кулинарией и швейным делом).
Если выделено одно помещение, в нем рекомендуется отвести отдельно место под
оборудование для кулинарных работ (20 - 25% площади) и отдельно - для работ с
тканью.
В кабинете оборудуются рабочие места
индивидуального и общего пользования.
2.11. Рабочие места индивидуального
пользования (двухместные столы со светлой поверхностью из водоотталкивающего
материала и стулья с изменяющейся высотой сиденья) оснащаются комплектом
соответствующих инструментов. Рабочие места общего пользования - швейные
машины, гладильные доски, примерочная, электрические,
газовые плиты, рабочие и обеденные столы, мойки.
2.12. Размещение оборудования и мебели в
кабинетах должно обеспечивать возможность контроля за
работой всех учащихся. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один-два ряда
так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски
располагают в непосредственной близости от рабочего места учителя. В зоне, в
которой размещается оборудование для кулинарных работ, устанавливают
электрические (газовые) плиты, две мойки, рабочие столы, шкафы.
2.13. В классных комнатах, кабинетах
обслуживающего труда, в учебных помещениях для занятий электротехникой и
конструированием устанавливаются ученические столы и стулья с постоянными или с
регулируемыми параметрами (ГОСТы N 11015-71 и 11016-71).
А - для уч-ся, имеющих рост до 130 см.
Б - для уч-ся, имеющих рост от 131 до 145 см.
В - для уч-ся, имеющих рост от 146 до 160 см.
Г - для уч-ся, имеющих рост от 161 до 175
см.
Д - для уч-ся, имеющих рост свыше 175 см.
В учебных комнатах для занятий в 1 - 4-х
классах устанавливается оборудование трех размеров (А, Б и В).
2.14. Организация рабочих мест учащихся
при трудовом обучении должна обеспечивать соблюдение школьниками правильной
рабочей позы при любом виде труда.
Высота рабочих мест должна
соответствовать росту учащихся. С этой целью они должны быть оснащены
оборудованием с изменяющейся высотой или подставками для ног (высотой 5, 10, 15
см).
Рабочее место должно быть закреплено за
учащимися с начала учебного года.
Освещение, отопление и вентиляция учебных
мастерских и кабинетов обслуживающего труда должны соответствовать
гигиеническим нормам в соответствии с "Правилами техники безопасности и
производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных
мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов предприятий, в которых
проводится трудовая подготовка учащихся".
Основные гигиенические требования,
предъявляемые к освещению, включают в себя достаточность и равномерность
освещения, отсутствие резких теней и блескости на рабочих поверхностях.
2.15. Уровень естественной освещенности
(КЕО) на рабочих поверхностях должен быть не менее 1,5%.
2.16. Уровень искусственного освещения на
рабочих поверхностях: а) в мастерских по обработке дерева и металла, в
кабинетах домоводства должен быть не менее 300 лк; б)
в классных комнатах для занятий ручным трудом и в швейных мастерских на рабочих
поверхностях минимальная освещенность - не менее 500 лк.
2.17. а) В средней климатической зоне
оптимальная температура в учебных помещениях должна быть в пределах 18 - 20
град. C.
б) В столярных мастерских температура
воздуха должна составлять 14 - 16 град. C.
в) В слесарных мастерских - 16 - 17 град.
C.
2.18. Влажность воздуха в учебных
мастерских и кабинетах обслуживающего труда должна быть в пределах 40 - 50%.
2.19. а) Для работы в столярных
мастерских учащихся 5-х классов рекомендуется использовать заготовки из сосны и
многослойной фанеры.
б) Для учащихся 6 - 7-х классов кроме
этого можно использовать заготовки из древесно-стружечной плиты (ДСП).
в) Для работы в слесарных мастерских
учащиеся 5 - 6 кл. могут использовать сталь толщиной
0,5 мм, учащиеся 7 кл. - сталь толщиной 0,5 и 1 мм.
г) Для работы в швейных мастерских
учащиеся не должны использовать ткани, имеющие формальдегидосодержащие
пропитки.
2.20. Инструменты, используемые при
трудовом обучении, должны соответствовать возрасту школьников (Приложение 1).
2.21. К занятиям в мастерских допускаются
школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для
занятий трудом. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных
мастерских, учитель получает у медицинского персонала школы.
2.22. Все предусмотренные программой
работы в школьных мастерских должны выполняться в строгом соответствии с
"Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных,
учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов,
цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся"
(1971 г.).
2.23. Все работы в мастерских и кабинетах
обслуживающего труда выполняются в спецодежде (халат и берет, фартуки и
косынки). Эффективной мерой защиты от глазного травматизма являются защитные
очки. В каждой мастерской обязательно должен быть набор защитных очков
соответствующих размеров с учетом возраста детей.
Важным средством профилактики травматизма
при работе в школьных мастерских является инструктаж преподавателя по труду
перед началом работы школьников в мастерских и при каждом новом виде работы.
Медицинский персонал школ проводит контроль за
своевременностью и правильностью инструктажа.
2.24. В мастерских и кабинетах
обслуживающего труда устанавливаются умывальники с
щетками, мылом и электрополотенцем. В мастерских
размещаются ящики для деревянной и металлической стружки (отдельно),
специальные металлические ящики для обтирочных материалов, урны для мусора и
инвентарь для уборки помещений, в кабинетах обслуживающего труда размещаются
бачки для мусора и пищевых отходов, инвентарь для уборки помещений.
В комплект оборудования мастерских входят
носилки и аптечка для оказания первой помощи (Приложение 2 - не приводится).
Медицинский персонал школы должен следить за содержанием аптечки и своевременно
пополнять ее.
2.25. Подготовку к занятиям инструментов,
приспособлений, оборудования, материалов проводит учитель труда. В его
обязанности входит забота об охране труда и здоровья учащихся, о выполнении ими
правил техники безопасности.
Приложение 1
РАЗМЕРЫ
НЕКОТОРЫХ СТОЛЯРНЫХ И СЛЕСАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, ММ
┌─────────────┬─────────┬─────────┬─────────────┬─────────┬─────────┐
│ Возраст
│ 10 - 12 │ 13 - 15 │
Возраст │ 10 - 12 │
13 - 15 │
│ уч-ся
│ лет │
лет │ уч-ся
│ лет │
лет │
├─────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┼─────────┼─────────┤
│
Инструменты │ N 1 │
N 2 │ Инструменты │ N 1 │ N
2 │
├─────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┼─────────┼─────────┤
│ 1
│ 2 │
3 │ 4
│ 5 │
6 │
├─────────────┼─────────┼─────────┼─────────────┼─────────┼─────────┤
│Пила
лучковая│ │ │Рашпиль │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│длина
полотна│500 │550 │общая длина │200 │250 │
│шаг
зубьев │3,5 - 4,0│4,0 - 5,0│Ручка: │ │ │
│Стойка
пилы: │ │ │длина │112 │120 │
│высота │280 │300 │диаметр наи-
│31,5 │34 │
│сечение
в │28 x 14 │30 x 15 │более толстой│ │ │
│месте хвата │ │ │части брюшка │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Ножовка │ │ │Клещи │ │ │
│столярная │ │ │ │ │ │
│ │ │ │общая длина │150 │180 │
│длина
полотна│280 - 300│320 - 350│длина рычагов│125 │150 │
│шаг
зубьев │5,0 │5,0 │расстояние │27 │27 │
│Ручка (форма │
│ │между внешни-│
│ │
│призмы): │ │ │ми сторонами │ │ │
│длина │80 │90 │рычагов в ме-│ │ │
│ширина
со │13 │15 │сте
хвата │ │ │
│стороны
поло-│ │ │ │ │ │
│тна │ │ │Напильники │ │ │
│ширина
со │20 │24 │драчевые
и │ │ │
│стороны
ладо-│
│ │личные │ │ │
│ни │ │ │ │ │ │
│ширина
боко- │29
│31 │общая
длина │200 │250 │
│вой
грани │ │ │Ручка: │ │ │
│Рубанок: │ │ │длина │112 │120 │
│длина │210 │244 │длина наибо-
│31,5 │34,0 │
│ширина │48 │56 │лее толстой │ │ │
│Колодка
ме- │ │ │части брюшка │ │ │
│таллическая: │
│ │ │
│ │
│длина │220 │250 │Ножовка │ │ │
│ширина │47 │52 │слесарная │ │ │
│Железка: │ │ │ │ │ │
│длина │140 │180 │длина полотна│- │275 │
│ширина │30 - 40 │40 │Ручка: │ │ │
│ │ │ │длина │- │120 │
│Шерхебель │ │ │диаметр наи-
│- │34,0 │
│ │ │ │более толстой│ │ │
│Колодка: │ │ │части брюшка │ │ │
│длина │220 │250 │ │ │ │
│ширина │38 │45 │Молоток │ │ │
│Железка: │ │ │слесарный │ │ │
│длина │140 │180 │ │ │ │
│ширина │25 │30 │масса │300 г │400 г │
│ │ │ │длина │280 - 200│300 - 320│
│Молоток │ │ │сечение ручки│26 x
20 │25 x 22 │
│столярный │ │ │в месте хвата│ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│масса │200 г │300 г │Ножницы по │ │ │
│сечение
ручки│26 x 20 │28 x 22 │металлу │ │ │
│в
месте хвата│ │ │ │ │ │
│ │ │ │длина режущей│60 │ │
│ │ │ │части │ │ │
└─────────────┴─────────┴─────────┴─────────────┴─────────┴─────────┘
Ответственный за выпуск:
гл. врач городской СЭС
Б.П.ДОНСКОЙ