| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

от 11 мая 1985 г. N 81

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 314 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" (п. 12) приказываю:

1. Утвердить согласованное с Госпланом СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ.

2. Министерствам просвещения союзных республик:

довести Положение до сведения работников органов и учреждений народного образования;

обеспечить совместную работу с заинтересованными министерствами и ведомствами, комитетами комсомола и профсоюзов по организации общественно полезного, производительного труда школьников в соответствии с настоящим Положением и с учетом типовых и переходных учебных планов общеобразовательной школы, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 12.02.85 N 22.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Управление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ (т. Аверичев Ю.П.).

 

Министр

С.Г.ЩЕРБАКОВ

 

 

 

 

 

Утверждено

Приказом

Министерства просвещения СССР

от 11 мая 1985 г. N 81

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО

ТРУДА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

1. Общественно полезный, производительный труд учащихся общеобразовательных школ организуется в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 314 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда", Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы, настоящим Положением, а также положениями об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе, лагере труда и отдыха, другими нормативными документами.

2. Общественно полезный, производительный труд учащихся - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство коммунистического воспитания и всестороннего развития школьников. Его основными задачами являются:

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание в духе коллективизма, трудовой и производственной дисциплины;

ознакомление на практике с основами современного производства, формирование интереса к профессиям народного хозяйства, закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового и профессионального обучения, общеобразовательной подготовки;

экономическое воспитание, формирование представлений о производственном плане, производительности труда, себестоимости и качестве продукции, хозрасчете, учете и нормировании труда, заработной плате, бригадном подряде;

оказание посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам другим организациям народного хозяйства <*> в выполнении производственных заданий.

--------------------------------

<*> Далее именуются "предприятия".

 

3. Общественно полезный, производительный труд составляет основную часть содержания трудового и профессионального обучения и воспитания учащихся I - XI(XII) классов. На трудовое и профессиональное обучение отводится: в I - VII классах - 2 часа, VIII - IX классах - 3 часа, X - XI(XII) классах - 4 часа в неделю. Профессиональное обучение учащихся осуществляется, начиная с VIII класса. Обязательный общественно полезный труд предусматривается учебным планом: в II - IV классах - 1 час, в V - VII классах - 2 часа, в VIII - IX классах - 3 часа, X - XI(XII) классах - до 4 часов в неделю. Соотношение времени на практическое и теоретическое обучение определяется учебными программами. Кроме того, проводится ежегодная трудовая практика учащихся: в V - VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII - IX классах - 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах - 20 дней по 6 часов. Сроки, место и порядок прохождения практики определяются исполкомами районных и городских Советов народных депутатов исходя из местных условий.

Как правило, в период каникул школьники принимают активное участие в патриотическом движении учащейся молодежи "Мой труд вливается в труд моей республики" - работают на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях. Продолжительность работы школьников во время каникул для учащихся II - IV классов - до 2 часов, V - VII классов - до 3 часов, VIII - IX классов - до 4 часов, X - XI(XII) классов - до 6 часов в день.

Учащиеся могут приниматься на временную работу в порядке, установленном действующим законодательством.

4. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы базовые предприятия организуют общественно полезный, производительный труд учащихся VIII - XI(XII) классов, обеспечивают условия для их профессиональной подготовки, содействуют школам в организации труда учащихся I - VII классов, в их трудовом воспитании и обучении (выделяют оборудование, инструменты, инвентарь, материалы и т.п., направляют специалистов, рабочих и колхозников).

Министерства и ведомства СССР, союзных и автономных республик, Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов народных депутатов направляют деятельность базовых предприятий по организации обучения и труда учащихся, предусматривают выделение предприятиям необходимых материальных ресурсов.

 

Содержание и организация общественно полезного,

производительного труда школьников

 

5. Главным направлением общественно полезного, производительного труда учащихся средних и старших классов являются работы в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Другими направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являются работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья (Приложение 1).

Конкретное содержание общественно полезного, производительного труда учащихся определяется исполкомами местных Советов народных депутатов или по согласованию с ними органами народного образования, руководителями предприятий и школ с учетом программ трудового и профессионального обучения, местных условий, потребностей предприятий и школ. При этом необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда учащихся (Приложение 2).

6. Время, выделяемое в VIII - XI(XII) классах на общественно полезный, производительный труд и трудовую практику в VIII - IX классах, рекомендуется использовать в основном на труд по изучаемому профилю (профессии). Содержание трудовой практики в X(XI) классах должно соответствовать овладеваемой профессии.

7. Формы организации труда учащихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста школьников. Основной является коллективная (бригадная) форма: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, школьное лесничество, лагерь труда и отдыха, трудовой отряд старшеклассников, другие трудовые объединения школьников, группа (подгруппа), бригада в межшкольном учебно-производственном комбинате, учебном цехе предприятия, в школьной мастерской и т.п. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

8. Органы и учреждения народного образования выделяют учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения для участия в организации труда учащихся, осуществляют педагогическое руководство их трудовой деятельностью, обеспечивают ее связь с трудовым и профессиональным обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность, совместно с профсоюзными, комсомольскими и хозяйственными организациями формируют трудовые объединения школьников.

Общественно полезный, производительный труд школьников организуется на основе социалистического соревнования, которое проводится как внутри ученических трудовых коллективов, так и между ними. Активное участие в организации труда учащихся принимают комсомольские и пионерские организации, органы ученического самоуправления.

9. Школьникам, участвующим в общественно полезном, производительном труде, целесообразно в воспитательных целях устанавливать, с учетом их возраста, пола, условий работы и по согласованию с медицинскими работниками, трудовые задания.

Учет и оплата труда школьников в народном хозяйстве, оплата труда педагогических и других работников, осуществляющих руководство их трудом, производятся в установленном порядке. В учете труда школьников принимают участие работники школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также учащиеся - бригадиры и звеньевые.

10. Участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы.

11. За большие успехи школьники, участвующие в общественно полезном, производительном труде, организаторы и руководители труда учащихся в установленном порядке поощряются, а также представляются к правительственным наградам.

 

Охрана труда

 

12. Руководители предприятий, общеобразовательных школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов организуют общественно полезный, производительный труд учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывают виды работ, условия труда с санитарно-эпидемиологической службой, пожарной, технической инспекцией труда профсоюзов, в необходимых случаях - с Гостехнадзором, несут личную ответственность за безопасные условия труда школьников.

13. Учащиеся допускаются к участию в общественно полезном, производительном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

14. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

15. При несчастных случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно полезного, производительного труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 13 августа 1982 г. N 11-6. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

16. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного, производительного труда школьников осуществляют техническая инспекция труда профсоюзов, профсоюзные комитеты предприятий, органы народного образования, здравоохранения.

 

Минпрос СССР

Ф.Е.ШТЫКАЛО

 

Госплан СССР

А.Н.ТРОШИН

 

Госкомтруд СССР

Б.Н.ГАВРИЛОВ

 

Минздрав СССР

Е.И.ВОРОБЬЕВ

 

Минфин СССР

Н.В.ГАРЕТОВСКИЙ

 

ВЦСПС

Л.А.ЗЕМЛЯННИКОВА

 

ЦК ВЛКСМ

Л.И.ШВЕЦОВА

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Положению об организации

общественно полезного,

производительного труда учащихся

общеобразовательных школ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО,

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА

 

┌───────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│Виды общественно полезного,│               Классы              

  производительного труда  ├──────┬───────┬─────────┬───────────┤

                           │I - IV│V - VII│VIII - IX│X - XI(XII)│

├───────────────────────────┼──────┼───────┼─────────┼───────────┤

            1                 2     3       4         5    

├───────────────────────────┼──────┼───────┼─────────┼───────────┤

│I. Труд  в  промышленности,│                                

│сельском  хозяйстве,  сфере│                                

│обслуживания                                               

                                                           

│Выполнение заданий предпри-│                                

ятий в школьных мастерских,│                                

│межшкольных  УПК,   учебных│                                

цехах предприятий, мастерс-│                                

│ких профтехучилищ                   +       +         +    

                                                          

│Участие в  уборке   урожая,│                                

уходе за посевами,  в выра-│                                

щивании  домашней  птицы  и│                                

│молодняка   сельскохозяйст-│                                

│венных животных, в мелиора-│                                

тивных работах                      +       +         +    

                                                           

│Возделывание сельскохозяйс-│                                

твенных культур с  примене-│                                

нием  машин на полях колхо-│                                

за, совхоза                                           +     

                                                           

│Участие в работах на живот-│                                

новодческих фермах по корм-│                                

лению животных и  уходу  за                                

│ними,   в   доении   коров,│                                

│стрижке овец и др.                          +         +    

                                                           

│Работы в торговле,  общест-│                               

│венном питании,  транспорте│                                

│и связи,  коммунальном  хо-│                                

зяйстве                                     +         +    

                                                           

│II. Охрана природы.  Работы│                                

│по благоустройству                                         

                                                            

│Сбор лекарственного  сырья,│                                

│плодов,  ягод,  грибов, се-│                                

мян.  Выращивание   рассады│                                

│цветов, посадка цветов, де-│                                

ревьев и кустарников         +      +       +         +    

                                                           

│Зачистка и  посадка   леса,│                                

│полезащитных    насаждений.│                                

│Участие в борьбе с вредите-│                                

лями   сельскохозяйственных│                                

│культур,   леса.   Спасение│                                

│рыбной  молоди во время па-│                                

водков,  охрана   водоемов,│                                

│разведение  рыб.  Помощь  в                                

поддержании чистоты дворов,│                                

│улиц, скверов и парков              +       +         +    

                                                           

│Поделка кормушек  и гнездо-│                                

вий для птиц                 +      +                       

                                                           

│III. Работы для школы                                      

                                                           

│Уборка классных комнат, ка-│                                

бинетов и мастерских,  уход│                                

│за  растениями  в  школьных                                

помещениях,   за   участком│  +      +       +         +    

│школы                                                      

                                                           

│Приготовление и      ремонт│                                

│учебного   оборудования   и│                                

│наглядных пособий,  инстру-│                                

│мента, сельскохозяйственно-│                                

го  инвентаря.  Участие   в                                

создании  и оснащении учеб-│                                

ных кабинетов,  мастерских,│                                

│спортивной,  географической│                                

│площадки,  ремонте школьной│                                

│мебели и хозяйственного ин-│                                

вентаря,  в ремонте  школы,│                                

│мастерских,  гаража, тепли-│                                

цы,  парников, оборудовании                                

│полигонов для обучения уча-│                                

щихся вождению  автомобилей│                                

│и тракторов и т.д.                  +       +         +    

                                                           

│Работы на школьном  учебно-│                                

│опытном участке                                            

                                                           

│Уход за садом,  выращивание│                                

│продукции для школьных сто-│                                

ловых,  цветочно-декоратив-│                                

ных   растений,    кормовых│                                

│культур. Уход за кроликами,│                                

│птицей.  Сельскохозяйствен-│                                

ное опытничество по задани-│                                

│ям ученых                    +      +       +         +    

                                                            

│IV. Сбор вторичного сырья                                  

                                                           

│Металлолома                         +       +         +    

                                                           

│Макулатуры                   +      +       +         +    

                           │(3 - 4│                          

                           │(кл.) │                          

└───────────────────────────┴──────┴───────┴─────────┴───────────┘

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Положению об организации

общественно полезного,

производительного труда учащихся

общеобразовательных школ

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБЩЕСТВЕННО

ПОЛЕЗНОГО, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ

 

1. Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. N 283/П-9.

2. Положение об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР. Утверждено Приказом Министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 г. N 101 по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

3. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. Утверждены в 1971 году Министерством просвещения СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

4. Правила техники безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX - X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскохозяйственном производстве. Утверждены Министерством просвещения СССР и Министерством сельского хозяйства СССР в 1976 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок, Министерством здравоохранения СССР.

5. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся по автоделу. Утверждены Министерством просвещения СССР в 1975 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и Министерством здравоохранения СССР.

6. Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья. Утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1981 году по согласованию с Министерством просвещения СССР.

7. Приказ Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР "О мерах по улучшению медико-санитарного обеспечения трудовых объединений школьников" от 20 декабря 1979 г. N 1284/214.

8. Инструктивно-методические рекомендации по охране труда в трудовых объединениях школьников. Утверждены ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения СССР в 1982 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

9. Методические указания по организации и режиму работы трудовых объединений школьников. Утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР в 1978 году.

10. Инструкция по организации безопасных условий при перевозках автотранспортными средствами студентов и учащихся, принимающих участие в летних и осенних работах. Утверждена Управлением ГАИ Министерства внутренних дел СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Центральным штабом студенческих строительных отрядов в 1974 году по согласованию с ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

11. Правила дорожного движения (п. 24 "Перевозка людей"). Утверждены Министерством внутренних дел СССР в 1979 году.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024