ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 1985 г. N 10
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ ОБ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ РАБОТУ
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Пленума Верховного Суда СССР от 02.03.1989 N 1)
В связи с изменением законодательства об
ответственности за действия, дезорганизующие работу
исправительно-трудовых учреждений, и вопросами, возникшими в практике его
применения, Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов, что
решительное пресечение попыток дезорганизовать деятельность
исправительно-трудовых учреждений является важным условием усиления борьбы с
преступностью.
Применяя строгие
меры наказания к лицам, виновным в нападениях на администрацию
исправительно-трудовых учреждений и в терроризировании осужденных, вставших на
путь исправления, суды должны в то же время неуклонно соблюдать принцип
индивидуализации ответственности, учитывая при назначении наказания личность
виновного, его поведение в местах лишения свободы, характер и степень
общественной опасности совершенного преступления, тяжесть наступивших
последствий, обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.
2. Разъяснить, что нападения на
администрацию исправительно-трудовых учреждений подлежат квалификации по ст.
77.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик лишь в том
случае, когда они совершались в связи со служебной деятельностью ее представителей.
Ответственность за
указанные действия наступает в случае нападения на должностных лиц, которые на
основании ст. 55 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и соответствующих статей
ИТК других союзных республик пользуются правом применения мер поощрения и
взыскания, на дежурных помощников начальников колоний и лиц контролерского
состава, а также на иных лиц начальствующего состава исправительно-трудовых
учреждений, на военнослужащих внутренних войск, несущих службу по
конвоированию, на лиц, осуществляющих
в местах лишения свободы общеобразовательное и профессионально-техническое
обучение, медицинское обслуживание, на административный и инженерно-технический
персонал, руководящий производственной деятельностью осужденных.
Если суд установит, что нападение на
кого-либо из указанных лиц совершено в связи с явно незаконными действиями
потерпевшего, ответственность может наступить за соответствующее преступление
против жизни или здоровья личности.
3. Действия лиц, совершивших побег из
мест лишения свободы, соединенный с нападением на администрацию, подлежат
квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 77.1 и 188
УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.
4. Организация преступных группировок в
целях нападения на администрацию или терроризирования осужденных, вставших на
путь исправления, либо активное участие в таких группировках образуют состав
преступления, предусмотренного ст. 77.1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК
других союзных республик, и в том случае, когда группировка еще не совершила
намеченных преступных действий. При рассмотрении таких дел судам надлежит
уделять особое внимание установлению действительной роли каждого подсудимого с
тем, чтобы исключить осуждение по названной статье закона за прикосновенность к
группировке.
5. Под терроризированием осужденных,
вставших на путь исправления, следует понимать применение насилия или угрозы
применения насилия с целью заставить отказаться от добросовестного отношения к
труду и соблюдения правил режима, а равно такие же действия, совершенные на
почве мести за выполнение общественных обязанностей по укреплению дисциплины и
порядка в исправительно-трудовом учреждении. Терроризированием должно
признаваться также глумление и издевательство над осужденными в целях их
устрашения и воспрепятствования перевоспитанию.
От терроризирования осужденных, ставших
на путь исправления, суды должны отличать другие, сходные по объективной
стороне преступные проявления (нанесение побоев, причинение телесных
повреждений и т.п.), которые были совершены на почве ссор, личных
взаимоотношений подсудимого с потерпевшим и при иных подобных обстоятельствах.
6. Нападение на
администрацию или терроризирование осужденных, ставших на путь исправления,
сопряженные с угрозами, нанесением побоев, причинением легких, менее тяжких
(средней тяжести) телесных повреждений и другими подобными деяниями,
охватываются признаками преступлений, предусмотренных ст. 77.1 УК РСФСР и
соответствующими статьями УК других союзных республик, и дополнительной
квалификации по иным статьям УК не требуют.
6.1. В случаях
нападения на администрацию или терроризирования осужденных, вставших на путь
исправления, а также организации в этих целях преступных группировок или
активного участия в таких группировках, совершенных лицами, отбывающими
наказание, назначенное по совокупности преступлений (приговоров), из которых
хотя бы одно отнесено законом к тяжким, ответственность по ч. 2 ст. 77.1 УК
РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в
течение всего периода отбывания назначенного по совокупности наказания.
(введен Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 02.03.1989 N 1)
7. Суды не должны
допускать случаев осуждения по ст. 77.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК
других союзных республик за действия, образующие состав злостного неповиновения
администрации исправительно-трудового учреждения либо иного преступления, а
также за малозначительные действия, которые лишь формально попадают под
признаки преступления, а по существу представляют собой нарушение требований
режима, наказуемое лишь в дисциплинарном порядке.
8. Суды должны выявлять причины и
условия, способствующие совершению преступлений в местах лишения свободы, и
частными определениями обращать на них внимание соответствующих органов и
должностных лиц для устранения недостатков в деятельности
исправительно-трудовых учреждений по содержанию, исправлению и перевоспитанию
осужденных.
9. Признать утратившим силу Постановление
Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1962 г. N 16 "О судебной
практике по делам об уголовной ответственности за действия, дезорганизующие
работу исправительно-трудовых учреждений".