| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Начальник Главного

санитарно-эпидемиологического

управления МЗ СССР

В.Е.КОВШИЛО

10 июля 1985 г. N 3910-85

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ КРУЖКОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

В настоящих Методических рекомендациях освещены вопросы режима, размещения, планировки, благоустройства внешкольных учреждений в соответствии с имеющимися официальными положениями, программами и гигиеническими рекомендациями о внешкольных учреждениях (Сергета В.Н., Боярский А.П.), СНиПами (II-60-75**; II-65-73; II-100-75; II-12-77; II-Л-16-71; II-76-78; II-33-75; II-4-79; В-8-71), проектными заданиями на проектирование, разработанными ПНИЭП учебных зданий, санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, а также опубликованными литературными данными (Дворянцева Ю.М., Крылова М.Е., Мирчевская Л.Б., Степанов В.И. и др.).

 

Общие положения

 

В рациональной организации свободного времени учащихся большая роль принадлежит внешкольным учреждениям, которым в соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы отводится особое внимание как учреждениям, совместно со школой осуществляющим комплексный подход к воспитанию учащихся: идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание, профессиональная ориентация, подготовка к жизни, труду и службе в рядах Вооруженных Сил.

Комплексный подход к воспитанию учащихся у нас в стране решается четко сложившейся Государственной системой внешкольных учреждений, номенклатура которых утверждена Министерством просвещения СССР, ВЦСПС, Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР.

Внешкольные учреждения в зависимости от их деятельности и баз размещения находятся в подчинении тех или иных ведомств (Министерство просвещения СССР, ВЦСПС, ЦК ДОСААФ, Министерство путей сообщения, Министерство культуры).

На каждый вид номенклатурного внешкольного учреждения имеется типовое положение, утвержденное Министерствами просвещения СССР, финансов СССР и другими партийно-хозяйственными или ведомственными организациями. Согласно утвержденной номенклатуре, внешкольные учреждения могут быть:

- многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров и школьников, комнаты школьников и клубы подростков при ДЭЗах, детские клубы при Дворцах и Домах культуры и техники и др.);

- специализированные (библиотеки, детско-юношеские спортивные школы всех видов, станции и клубы юных техников, станции юных натуралистов, туристов, детские музыкальные и художественные школы, хоровые студии, детские школы искусств, детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами и др.);

- прочие внешкольные учреждения (детские театры, кинотеатры, стадионы, парки, сектора при местах массового отдыха трудящихся, площадки при ДЭЗах и др.).

Внешкольным учреждениям - многопрофильным и специализированным - отводится ведущая роль в воспитании подрастающего поколения в течение учебного года.

Основная форма работы во внешкольных учреждениях - это кружковая или секционная деятельность, протекающая по типу активного отдыха и имеющая оздоровительное значение для детей и подростков, т.к. занятия по собственному выбору значительно восстанавливают работоспособность после наступившего утомления в процессе предшествующих занятий в школе. Однако все эти процессы имеют место только при правильной организации внешкольной деятельности и создании благоприятных условий окружающей среды.

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы" (1984 г.), Советам Министров союзных республик предложено разработать и осуществить конкретную программу развития сети и укрепления материально-технической базы внешкольных учреждений в городской и сельской местности на период до 1990 года. Развитию и улучшению работы детских клубов при ДЭЗах, Дворцах и Домах культуры, детским спортивным школам уделяется также особое внимание в соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 12.06.1985 "О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений".

 

Гигиенические требования к режиму

внешкольной деятельности

 

Анализ бюджета дневного времени учащихся выявил, что в учебные дни у школьников 10 - 13 лет свободное время составляет от 3,5 до 4 час., 14 - 16 лет - от 3,0 до 3,5 час., в дни отдыха свободное время увеличивается до 8,0 - 9,0 час. Из этого времени от 1,5 до 2 час. в день дети затрачивают на прогулки на свежем воздухе, остальное свободное время у учащихся отводится организованным видам досуга - занятиям в кружках, избранных по собственному желанию в школах или во внешкольных учреждениях. В среднем охват учащихся внешкольными учреждениями составляет 25% от общего их числа, в перспективе этот процент возрастает до 33.

Режим работы внешкольных учреждений в основном определяется сменностью занятий в общеобразовательных школах. При односменных занятиях в школах учащиеся обычно посещают внешкольные учреждения с 15.00 до 20.00. За этот период времени кружковые занятия в Домах пионеров и школьников, станциях юных техников и натуралистов проходят в две смены (при двухсменных занятиях в школах - в 4 смены).

Запись детей в кружки начинается со второй половины сентября, только после того, как в школах четко определяется учебное расписание. При зачислении во внешкольное учреждение руководитель каждого кружка учитывает данные о состоянии здоровья детей и их профпригодности по справкам, которые дети приносят от школьного врача или от врача детской поликлиники. Сведения о состоянии здоровья вносятся в журнал учета кружковой работы.

Основная форма работы во внешкольных учреждениях - это кружковая или секционная деятельность. Во Дворцах или Домах пионеров обычно представлены в той или иной степени все ее профили. В специализированных внешкольных учреждениях - какая-либо одна из них, но с широким набором разнообразных кружков по данному виду творчества. Номенклатура и основная характеристика кружковой деятельности представлена в Приложении.

При формировании каждого кружка должен соблюдаться как возрастной принцип, так и продолжительность предыдущего обучения в кружке.

Согласно типовым положениям о внешкольных учреждениях и утвержденным программам, занятия в них проводятся шесть раз в неделю, выходной день - воскресенье. Оптимальным вариантом проведения кружковой работы, как показали гигиенические исследования, является любой день недели, включая воскресенье, кроме пятницы, которая для кружковцев оказалась неэффективной из-за низкой работоспособности.

Занятия во внешкольных учреждениях (вне зависимости от вида кружковой работы) должны обязательно проводиться с перерывами после каждых 45 мин. Время перерыва длительностью не менее 10 мин. дети должны проводить различно - в зависимости от характера деятельности в кружке, т.е. от интенсивности мышечных нагрузок. В зависимости от последних занятия в кружке можно разделить на четыре группы (табл. 1).

 

Таблица 1

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ИНТЕНСИВНОСТИ МЫШЕЧНЫХ НАГРУЗОК

 

┌───────┬───────────────────────────┬────────────────────────────┐

│Группы │  Интенсивность мышечных         Примеры кружков      

                нагрузок                                     

├───────┼───────────────────────────┼────────────────────────────┤

   1               2                            3            

├───────┼───────────────────────────┼────────────────────────────┤

│I      │С малыми мышечными нагруз- │Шахматный, радиотехнический,│

       ками, при которых частота  │рисование, кройка и шитье и │

       │сердечных сокращений       │др.                        

       │(ч.с.с.) на высоте занятия │                           

       │менее 100 уд./мин.                                    

                                                             

│II     │Со средними мышечными наг- │Авиационный, судомодельный, │

       рузками (ч.с.с. в пределах │оркестровый и др.          

       │101 - 120 уд./мин.)                                   

                                                             

│III    │С большими нагрузками (мы- │Хореографический, бального 

       шечными) (ч.с.с. в пределах│танца, настольный теннис,  

       │121 - 140 уд./мин.)        │баскетбол и др.            

                                                             

│IV     │Со значительными мышечными │Художественная гимнастика, 

       │нагрузками (ч.с.с. более   │легкая атлетика и др. виды 

       │140 уд./мин.)              │спорта                     

└───────┴───────────────────────────┴────────────────────────────┘

 

При кружковой или секционной деятельности, относящейся к III или IV группам, целесообразен спокойный отдых - в виде покоя сидя. И, наоборот, при занятиях с малыми мышечными нагрузками (I, II гр.) показан активный отдых - спортивные игры, желательно на участке.

Необходимо осуществлять систематический медицинский контроль за здоровьем детей и подростков, занимающихся в кружках, отнесенных ко II, III и IV группам, силами районной детской поликлиники, врачебным физкультурным диспансером.

 

Основные принципы размещения сети внешкольных учреждений

 

В сельской местности внешкольная деятельность с детьми сосредотачивается, как правило, на базе школ, в сельских клубах, в районных центрах создаются Дома пионеров и школьников и специализированные внешкольные учреждения.

В условиях большого города внешкольная сеть размещается с учетом принципа ступенчатости. Первая ступень - микрорайонная: кружковая деятельность при школах, подростковые клубы и комнаты школьников при ДЭЗах, спортплощадки. Радиус обслуживания этих учреждений для детей младшего школьного возраста не должен превышать 500 - 700 м. Вторая ступень - районная: Дома пионеров и школьников, клубы при Дворцах и Домах культуры и техники, музыкальные, художественные школы, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, библиотеки. Время на дорогу в такие учреждения не должно превышать у школьников более 20 минут. Третья ступень - городская: это те же учреждения, что при районной ступени, но с большей вместимостью учреждений и более широким профилем их деятельности.

При оценке существующей сети и составлении перспективных планов развития сети производится расчет необходимого числа мест на данный период (1 очередь) и на перспективу (на расчетный срок), представленных в табл. 2.

 

Таблица 2

 

РАСЧЕТНОЕ ЧИСЛО МЕСТ

ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

┌───────────────────────┬────────────────────────────────────────┐

      Учреждение              Число мест на 1000 жителей      

                       ├──────────────────────┬─────────────────┤

                             1 очередь       │на расчетный срок│

├───────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────┤

│Дома пионеров и школь- │1 для кружк. занят.   │5 - 6           

ников                                                        

                                                             

│Станции юных техников  │0,7 -"-               │1,2             

                                                             

│Станции юных натуралис-│0,4 -"-               │0,6             

тов                                                          

                                                             

Детско-юношеские спорт-│1,62 -"-              │2,13            

│школы                                                         

                                                             

│Детские экс.-туристи-  │0,15 -"-              │0,20            

ческие станции                                               

                                                             

│Детские музыкальные    │0,21 для инд. занят.  │0,27            

│школы                                                        

                                                             

│Детские художественные │0,22 для кружк. занят.│0,36            

│школы                                                        

                                                             

│Детские библиотеки     │1,3 мест в чит. зале  │1,6             

└───────────────────────┴──────────────────────┴─────────────────┘

 

Для более точного определения числа мест на 1000 жителей с учетом конкретных демографических условий (численности учащихся на 1000 жителей) необходимо пользоваться приведенной ниже формулой, в которой показана взаимосвязь между процентом учащихся, занимающихся в том или ином внешкольном учреждении, числом мест на 1000 жителей, численностью учащихся, приходящихся на 1000 жителей и пропускной способностью внешкольного учреждения в неделю:

 

                   ┌─────────┐

                     число     % охвата Н x Д

                   │ мест на │ = --------------,

                   │1000 жит.│      6 x 100%

                   └─────────┘

 

где:

Н - число посещений каким-либо учеником одного кружка в неделю (см. Прилож.);

Д - численность учащихся на 1000 жителей;

6 - число дней в неделю;

С - число смен занятий в день во внешкольном учреждении.

Основным критерием выбора здания внешкольного учреждения является единовременная вместимость из расчета числа занимающихся в нем детей в среднем в один день за одну смену.

Рекомендуемая номенклатура типов зданий внешкольных учреждений в зависимости от единовременной вместимости по кружковой работе следующая: Дома пионеров и школьников (ДПШ) на 150, 300 посещений; станции юных техников (СЮТ) на 200, 300 посещений, станции юных натуралистов (СЮН) на 140, 220, 300 мест; детские экскурсионные станции на 50, 100 мест; детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) на 160 - 180 человек; детские музыкальные школы на 150, 300 учащихся; художественные школы на 250 учащихся; детские школы искусств на 150, 300 и на 420 мест; детские библиотеки от 50 до 100 мест в читальном зале. В больших городах при экспериментальном и индивидуальном строительстве единовременная вместимость учреждений увеличивается: Дворцы пионеров и школьников на 500 - 800 посещений, детская школа искусств (ДШИ) на 850 мест, музыкальные школы на 600, 1000 учащихся, детско-спортивная школа на 220 человек и т.д.

Внешкольные учреждения, кроме комплексов, расположенных при клубах, Домах культуры и техники, а также встроенных в жилые дома, размещаются на обособленных земельных участках, имеющих следующие размеры: от 3,5 до 6 га для Дома пионеров и школьников; от 1,5 до 2 га - станции юных техников; от 6 до 8 га - станции юннатов; от 2 до 4 га - детской юношеской спортшколы; от 1 до 1,2 га - детской экскурсионно-туристической станции; 0,5 га - детской музыкальной школы; 1 га - детской художественной школы; 0,5 га - детской библиотеки; 1 га и более - детской школы искусств.

В основу планировки и благоустройства участка должен быть заложен принцип чередования видов деятельности и набор элементов, необходимых для жизни внешкольного учреждения: 1 - территория, отводимая для организации занятий кружков различных профилей на открытом воздухе; 2 - спортивные площадки для организации активного отдыха различных возрастных групп; 3 - площадки для тихого отдыха детей различных возрастных групп; 4 - хозяйственная зона с хозблоком, 5 - зеленая зона.

Площади перечисленных зон решаются в каждом отдельном случае заданием на проектирование в соответствии со СНиПами на спортивные сооружения, общеобразовательные школы. Примерное распределение зон на территории участка Дворцов или Домов пионеров представляется следующим образом:

1. Спортивная, площадью 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45 x 20 м), две волейбольные (9 x 18 м), две баскетбольные (16 x 28 м) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и одну - комбинированную, кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром.

2. Учебно-опытная, площадью 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных и полевых культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки.

3. Отдыха и аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр, аттракционы.

4. Хозяйственная, площадью 0,05 - 0,1 га.

5. Зеленая зона, где насаждения должны составлять не менее 50% ее территории.

 

Гигиенические требования к зданиям и помещениям

внешкольных учреждений

 

Объемно-планировочное решение внешкольных учреждений разнообразное: от размещения всех помещений в одном здании (объем) до развернутых объемных композиций (несколько блоков, соединенных между собой переходами).

Максимальная этажность зданий обычно не превышает трех этажей.

При размещении кружков и вспомогательных служб в зданиях выделяются различные функционально-планировочные группы в зависимости от профильной направленности внешкольного воспитания, возрастных групп учащихся, принятых организационных форм обучения, режима работы учреждения, особенностей эксплуатации здания в связи с его многопрофильностью и техническим оснащением.

В соответствии с перечисленными параметрами в Дворцах и Домах пионеров и школьников (ДПШ) предусматриваются: группа кружковых помещений и спортблок; помещения для массово-методической работы; административно-хозяйственный и обслуживающий блок.

В зданиях станций юных техников (СЮТ): группа кружковых помещений, организационно-массовый отдел, административно-хозяйственная группа, блок гаража.

Здания станций юных натуралистов (СЮН) подразделяются на блок учебных лабораторий, административно-клубный отдел, учебные теплицы, автогараж с мастерской, павильоны животноводства.

Здания детской школы искусств, музыкальной, художественной, экскурсионной школ делятся на учебные и помещения, непосредственно обслуживающие учебный процесс; общешкольный центр с обслуживающими его помещениями; административно-хозяйственные и бытовые помещения.

Здания детско-юношеской спортивной школы включают: игровые зоны общей физической подготовки, специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих их помещений; административно-хозяйственные и плоскостные сооружения на участке и другие элементы в зависимости от профиля школы.

Здание детской библиотеки состоит из трех подразделений: служебное, читательское и книгохранилище.

Набор помещений и площади для организации работы кружков определяются единовременной вместимостью внешкольного учреждения, т.е. среднее количество работающих кружков в день в одну смену. Такое условие позволяет создать оптимальные условия для занятий по схеме: одна учебная группа - одно помещение. Кружковые (групповые) помещения однопрофильные должны размещаться компактно вокруг общих помещений холлов-выставок. Для каждой группы однопрофильных кружков или двух групп целесообразно предусмотреть питьевые фонтанчики (или сатураторы) и помещения для хранения уборочного инвентаря.

При размещении помещений по этажам необходимо учитывать особенности деятельности кружков, связанной либо с инженерно-техническим оборудованием и оснащением, либо с необходимостью тесной связи с участком, либо с возможностью отрицательного воздействия на режим работы других помещений. Так классы для занятий натуралистов должны иметь удобную связь с учебными теплицами и павильонами животноводства через теплые переходы. Лаборатория картинга также должна быть приближена к участку, поскольку из нее обязательно предусматривается дополнительный специальный выезд для машин. Мастерские скульптуры, керамики, связанные с использованием материалов, хранимых в подсобном помещении на участке, размещают на первых этажах и при возможности предусматривают непосредственное их сообщение с участком. На первых этажах зданий следует располагать помещения с крупногабаритным или станочным оборудованием научного и технического творчества, индивидуальные комнаты для занятий на фортепьяно из-за возникновения ударного шума, общезрелищные помещения. На последних этажах здания размещают химико-технические, радиотехнические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, требующие специального оборудования вентиляционных устройств или для проведения астрономических наблюдений; мастерские рисунка, живописи с целью организации верхнего потолочного естественного освещения комнаты для занятий на духовых инструментах.

Основные лаборатории для занятий кружков технического, художественного творчества, натуралистов должны быть смежными с лаборантскими комнатами и иметь обязательную подводку с холодной и горячей водой.

При лабораториях судо- и автомоделирования обязательно должны быть предусмотрены в едином с ними комплексе комната для окраски моделей (лакокрасочная) и кладовая для хранения лакокрасочных материалов с отдельным выходом на участок. В помещении лакокрасочной оборудуется самостоятельная приточно-вытяжная вентиляция. При оснащении лабораторий по радиоэлектронике, радиоконструированию и др., связанных с пайкой у рабочих мест, предусматривается местная вытяжная вентиляция.

В лабораториях с тяжелым станочным оборудованием предъявляются специальные требования к устройству полов, которые должны выдерживать повышенную нагрузку.

Столярная и слесарная мастерские во внешкольных учреждениях могут оборудоваться самостоятельно, при этом они обслуживают все кружки, или (при небольшой вместимости учреждения) эти работы выполняются в специализированных кабинетах или лабораториях.

При оборудовании хореографического зала устанавливаются станки двух размеров (80 и 100 см от уровня пола с разрывом от стены не менее 30 см) и зеркала. Полы в залах хореографии должны быть некрашенны дощатые. В одном комплексе с хореографическим залом размещаются помещения костюмерной, раздевальных, душевых и санузлов.

При оборудовании класса для занятий хора и оркестра (обычно это совмещенное помещение) их делят зонально между собой: для хорового кружка в одной стороне класса оборудуются скамейки с превышением рядов одного над другим на 20 см, в другой - эстрада, приподнятая над уровнем пола на 15 - 20 см.

При музыкальном отделении обязательно предусматриваются кабинет и студия звукозаписи, радиоузел, помещения для хранения и ремонта музыкальных инструментов, а также концертный зал.

При оборудовании мастерских по изодеятельности условно выделяются три зоны: 1) рабочая зона, где размещены мольберты; 2) зона моделей, размещенная с двух сторон от рабочей зоны; 3) вспомогательная зона, занимающая часть помещения, наиболее удаленную от светонесущей стены.

Занятия сценическим искусством (ДПШ, ДШИ) целесообразно проводить в помещениях, удобно связанных со сценой зала.

Помещения для оборонно-спортивных и спортивных кружков и секций размещаются в едином блоке, набор и состав их может меняться и в каждом конкретном случае определяется СНиПом.

Рекомендуемый состав и площади помещений при организации занятий в кружках отдельных видов творчества Дворцов и Домов пионеров приведены в табл. 3.

 

Таблица 3

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ

ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ДВОРЦАХ И ДОМАХ ПИОНЕРОВ

 

┌───┬─────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ N │   Название помещений      Площади в кв. м в зависимости от 

п/п│                           кол-ва мест для кружковой работы 

                            ├───────────┬────────────┬───────────┤

                                150        300         500   

├───┼─────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤

│ 1 │           2                  3          4           5    

├───┴─────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┤

                 Кружки технического творчества                  

├───┬─────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┤

│1. │Кружок технического моде-│35 + 18    │35 + 18     │54 + 18   

   лирования младших школь- │                                 

   никовлаборантской)                                    

                                                             

│2. │Лаборатория авиамоделиро-│70 + 18    │70 + 18     │72 + 18   

   вания (с лаборантской)                                     

                                                             

│3. │Лаборатория судомоделиро-│-          │70 + 18     │82 + 18   

   вания и автомоделирования                                 

                                                             

   │при ней: комната окраски │-          │18 + 18     │36 + 18   

   │моделей с кладовой для                                    

   │хранения лакокрасочных                                    

   │материалов с отдельным                                    

   │выходом на участок                                        

                                                             

│4. │Лаборатория радио и      │52 + 18    │52 + 18     │54 + 18   

   │электротехники с лабо-                                    

   рантской                                                  

                                                             

   │при ней: помещение       │18         │18          │18        

   │радиостанции                                              

                                                             

│5. │Универсальная лаборатория│-          │70 + 18     │72 + 18   

   │по основам наук (новой                                    

   │техники и научно-исследо-│                                 

   вательских работ)                                         

                                                              

│6. │Обсерватория                                    │35        

                                                             

│7. │Помещение кинофотостудии │25 + 18    │25 + 18         108   

   │с кинофотолабораторией и │(только    │(только     │-----------│

   │просмотровая             │лаб.)      │лаб.)       │72 + 2 x 18│

├───┴─────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┤

               Кружки художественного воспитания                 

├───┬─────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┤

│1. │Зал хореографии с разде- │100 + 2 x  │100 + 2 x   │100 + 2 x 

   │вальными, душевыми с сан-│16 + 12    │16 + 12     │24 + 12   

   │узлами и др. подсобными                                   

   │помещениями                                               

                                                             

│2. │Помещения для занятий    │-          │52 + 35 + 2 │54 + 36 + 3│

   │музыкой                             │x 12        │x 12      

                                                             

│3. │Комнаты для занятий хора │-          │-           │70        

                                                             

│4. │Помещение для занятий ку-│70 + 3 x 12│35 + 18 + 52│72 + 8 + 54│

   кольного театра с кладо- │                                 

   │вой и работы драмкружка                                   

                                                             

│5. │Комнаты для вокальных    │-          │2 x 18      │2 x 18    

   │занятий                                                   

                                                             

│6. │Помещения для занятий    │35 + 12    │70 + 18     │72 + 8    

   │студии изобразительного                                   

   │искусства с подсобной                                     

                                                             

   │при них: помещение для                                   

   │скульптуры                                                

                                                             

│7. │Комнаты кройки, шитья и  │35 + 8     │35 + 8      │36 + 9    

   │рукоделия                                                 

├───┴─────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┤

            Кружки натуралистов, туризма, краеведения            

├───┬─────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┤

│1. │Помещения для занятий    │35 + 12    │2 x 35 + 18 │2 x 36 + 18│

   │с лаборантскими                                           

                                                             

│2. │Кабинет-музей краеведчес-│-          │35          │54 + 18   

   │кий с подсобной                                           

└───┴─────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┘

 

Кружки технического творчества при станциях юных техников по своей номенклатуре, набору помещений приближаются к установленным для Дворца пионеров на 500 мест, однако площадь каждой лаборатории должна быть не меньше 70 кв. м.

В станции юных натуралистов выделяются несколько учебных лабораторий площадью каждая 72 кв. м с лаборантской комнатой (18 кв. м). Кроме этого, предусматриваются две лаборатории механизации сельского хозяйства, площадь каждой из них должна быть не менее 90 кв. м, также с лаборантской (18 кв. м).

В учебных павильонах (теплицах и помещениях для животных) предусматриваются учебные комнаты для занятий площадью каждая не менее 36 кв. м.

Набор помещений для занятий в детской школе искусств, музыкальной, художественной школы значительно шире, чем для кружков художественного профиля во Дворцах и Домах пионеров. В табл. 4 приведен рекомендуемый набор помещений и их площади для детской школы искусств, который может быть принят за основу и при рассмотрении проектных решений музыкальных и художественных школ.

 

Таблица 4

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ

ДЛЯ КРУЖКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТСКИХ ШКОЛ

ИСКУССТВ РАЗЛИЧНОЙ ВМЕСТИМОСТИ

 

┌──────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

  Названия помещений                Типы зданий               

                      ├─────────────┬─────────────┬─────────────┤

                        150 мест     300 мест     420 мест  

                      ├────┬────────┼────┬────────┼────┬────────┤

                      │кол.площ., │кол.│ площ., │кол.│ площ., │

                      │пом.│ кв. м  │пом.│ кв. м  │пом.│ кв. м 

├──────────────────────┼────┼────────┼────┼────────┼────┼────────┤

          1           │ 2     3    │ 4     5    │ 6     7   

├──────────────────────┴────┴────────┴────┴────────┴────┴────────┤

                 I. Подготовительное отделение                 

├──────────────────────┬────┬────────┬────┬────────┬────┬────────┤

│Класс музыки          │2   │18 + 36 │3   │2 x 18 +│5   │3 x 18 +│

                                      │36          │2 x 36 

                                                         

│Класс рисования и леп-│2   │54 + 36 │2   │54 + 36 │2   │2 x 54 

ки                                                       

                                                         

│Кладовая принадлежнос-│2   │2 x 9   │2   │2 x 9   │2   │2 x 9  

тей рисования и лепки │                                   

                                                        

│Комната для хранения  │1   │18      │1   │18      │1   │18     

│музыкальных инструмен-│                                   

тов и художественного │                                   

│фонда                                                    

                                                         

│Универсальный зал     │1   │144     │1   │144     │1   │144    

                                                         

│Раздевалки, душевые,  │2   │2 x 18  │2   │2 x 18  │2   │2 x 18 

│санузлы                                                  

├──────────────────────┴────┴────────┴────┴────────┴────┴────────┤

                 II. Музыкальное отделение                     

├──────────────────────┬────┬────────┬────┬────────┬────┬────────┤

│Комната для индивиду- │7   │6 x 18 +│12  │10 x 18 │16  │13 x 18 │

альных занятий по спе-│    │24          │+ 2 x 24│    │+ 3 x 24│

циальности фортепьяно │                                    

                                                         

│Комната для индивиду- │6   │6 x 18  │14  │14 x 18 │15  │15 x 18 │

альных занятий по спе-│                                   

циальностям: струнные,│                                   

│духовые, народные ин- │                                   

струменты                                                

                                                         

│Классы для групповых  │3   │3 x 36  │6   │6 x 36  │8   │8 x 36 

│музыкальных теорети-                                     

ческих занятий на 12                                     

│учащихся                                                 

                                                         

│Класс для занятий хора│1   │54      │2   │72 + 54 │2   │2 x 72 

│и оркестра                                               

                                                         

│Специализированный    │1   │36      │1   │36      │1   │36     

│кабинет                                                  

                                                         

│Кабинеты звукозаписи  │1   │12      │1   │18      │1   │18     

                                                         

│Студия звукозаписи    │1   │24      │1   │36      │1   │36     

                                                         

│Радиоузел             │1   │10      │1   │10      │1   │12     

                                                         

│Помещение для хранения│1   │18      │1   │18      │2   │2 x 11 

│музыкальных инструмен-│                                   

тов                                                      

                                                         

│Помещение для ремонта │1   │36      │1   │36      │1   │36     

│музыкальных инструмен-│                                   

тов                                                      

├──────────────────────┴────┴────────┴────┴────────┴────┴────────┤

                III. Хореографическое отделение                

├──────────────────────┬────┬────────┬────┬────────┬────┬────────┤

│Зал для занятий ритми-│1   │144     │2   │2 x 144 │2   │2 x 144 │

│кой и танцами                                            

                                                         

│Класс теоретических   │1   │54      │1   │54      │2   │2 x 54 

│дисциплин                                                

                                                         

│Раздевалка, душевые,  │2   │2 x 18  │4   │4 x 36  │4   │4 x 36 

│санузлы                                                 

                                                         

│Костюмерная мастерская│1   │18      │1   │36      │1   │36     

                                                         

│Кладовая для хранения │1   │18      │1   │9       │1   │9      

│музыкальной аппаратуры│                                   

├──────────────────────┴────┴────────┴────┴────────┴────┴────────┤

             IV. Отделение изобразительного искусства          

├──────────────────────┬────┬────────┬────┬────────┬────┬────────┤

│Мастерская рисунка,   │1   │54      │2   │2 x 54  │2   │2 x 54 

│живописи                                                 

                                                         

│Кладовая для хранения │1   │9       │1   │9       │2   │2 x 9  

│рисунка, живописи                                        

                                                         

│Мастерская скульптуры │1   │54      │1   │54      │2   │2 x 54 

                                                         

│Кладовая глины, гипса,│2   │2 x 9   │2   │2 x 9   │3   │3 x 9  

│отходов                                                  

                                                         

│Мастерская прикладного│1   │54      │1   │54      │1   │54     

│искусства                                                

                                                         

│Мастерская композиции │1   │54      │1   │54      │1   │54     

                                                         

│Кабинет истории       │1   │54      │1   │54      │1   │54     

│искусств                                                 

                                                         

│Помещения для хранения│1   │18      │1   │18      │2   │2 x 18 

│натюрмортного методи- │                                   

ческого фонда                                            

└──────────────────────┴────┴────────┴────┴────────┴────┴────────┘

 

При размещении внешкольных учреждений в приспособленных зданиях (чаще в помещениях ДЭЗов) необходимо обеспечить минимальный набор помещений для занятий 45 - 50 детей.

При этом для занятий кружков обычно предусматриваются две комнаты, площадью каждая не менее 30 кв. м, дополнительно выделяются фотолаборатории (5 кв. м), читальный зал с библиотекой (30 кв. м), кладовая (8 кв. м), гардероб (не менее 5 кв. м) и санузел.

Требования к естественному, искусственному освещению, воздушно-тепловому режиму, санитарно-техническому оборудованию, защите от шума, внутренней отделке помещений предъявляются в соответствии со строительными нормами и правилами, с санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, правилами по охране труда в школах и внешкольных учреждениях.

Большинство помещений для кружковых занятий должно иметь южную и юго-восточную ориентацию, которая обеспечивает продолжительность непрерывной инсоляции комнат не менее 3 часов в день. Северная ориентация применима только при размещении кружков изобразительного искусства. При вынужденной неудовлетворительной ориентации (в азимутах 135 - 225 град., 315 - 45 град.) лабораторий, кабинетов, залов рекомендуется использовать эритемные люминесцентные лампы ЛЭ (ЭУВ), которые размещаются в помещении в плоскости потолка равномерно на уровне 2,0 - 2,5 м от пола. Количество необходимых эритемных ламп определяется специальным расчетом:

 

                             F установки

                         n = -----------,

                               F1 ламы

 

где:

F установки - эритемный поток установки (мэр);

F1 лампы - эритемный поток одной лампы (мэр), равный 340 мэр при лампе типа ЭУВ-15, 530 мэр при лампе ЭУВ-30;

эритемный поток установки определяется:

 

                                         H

                        уст. = 5,4 x S x -,

                                         t

 

где:

5,4 - коэффициент запаса;

S - площадь пола в кв. м;

t - время работы установки в мин.;

H - доза профилактического ультрафиолетового облучения (мэр мин./кв. м, с учетом, что одна биодоза равна 5000 мэр мин./кв. м).

Все основные помещения внешкольных учреждений должны иметь естественное левостороннее освещение. При глубине кабинетов более 6 м необходим правосторонний подсвет на противоположной стене светонесущего проема. Этот подсвет устраивается на высоте 0,8 м от пола и состоит из матового стекла высотой от 0,8 - 1 м, скомбинированного с оконным стеклом до потолка, высота которого соответственно равна 1,4 и 1,2 м.

Коэффициент естественной освещенности в основных помещениях внешкольных учреждений принимается в соответствии со СНиПом II-4-79 "Естественное и искусственное освещение" и определяется в зависимости от светоклиматического пояса и ориентации здания на участке.

Особое значение имеет создание необходимых условий освещения помещений живописи и рисунка. Для живописи наилучшим является естественное освещение, а для рисунка - искусственное. Для кружковых занятий по живописи в Дворцах и Домах пионеров, а также в детских школах искусств, художественных школах в зависимости от пояса светового климата КЕО следует применять: I пояс - 3,8% (оптим. - 5,1%); II пояс - 3,0% (оптим. - 4,1%); III - 2,5% (оптим. - 3,6%); IV - 2,3% (оптим. 3,0%); V - 1,1% (оптим. - 1,5%).

На состояние естественного освещения в помещениях значительно влияют уровни коэффициента отражения. Эти показатели должны быть для потолка, дверей, оконных переплетов не менее 0,7; панелей стен 0,5; мебели и оборудования 0,4; пола 0,25. Средневзвешенный коэффициент отражения поверхностей помещений должен быть не менее 0,5. Цветовая отделка кружковых помещений внешкольных учреждений обычно применяется светлых тонов, однако целесообразно использовать более яркие по цветовому оформлению интерьеры (как светло-оранжевый), позволяющие сменить привычную школьную обстановку на колоритную, повышающую общий тонус организма.

Основные требования к искусственному освещению. В табл. 5 представлены нормы освещенности в помещениях для занятий кружков различного профиля и рекомендуемые источники света.

 

Таблица 5

 

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА

 

┌────────────────┬─────────────────┬─────────────┬───────────────┐

   Помещение      Тип источника       Тип     │Освещенность  

                      света      │ светильника │рабочих поверх-│

                                              ностей, лк    

├────────────────┼─────────────────┼─────────────┼───────────────┤

│Кабинеты для за-│ЛЛ               │ЛС002        │300           

нятий кружков                    │ЛС004                      

│различного про-                 │ЛП001                      

│филя                             │ЛП002                      

                                                             

│Кабинеты для за-│ЛЛ               │Л2010М       │300           

нятий кружков,  │(допускаются ЛН) │                           

│связанных с об- │                                            

│работкой метал- │                                            

│лов                                                         

                                                            

│Кабинеты для за-│ЛЛ               │ПВЛМ         │300           

нятий кружков,  │(допускаются ЛН) │                           

│связанных с об- │                                            

│работкой древе- │                                            

сины                                                        

                                                           

│Спортивные залы │ЛЛ               │ЛС002        │200           

                │(допускаются ЛН) │Л2010М                     

                                 │УСП                        

                                 │ЛП025 (с за- │              

                                 щитной сет-                

                                 │кой)                       

                                                             

│Изостудии       │лампы накал. типа│СК-300       │300           

                                                            

│Кабинеты кружков│ЛЛ               │ЛС002        │400           

│шитья, художест-                 │ЛС004                      

│венной вязки                     │ЛС001                      

                                 │Л2010М                     

└────────────────┴─────────────────┴─────────────┴───────────────┘

 

Искусственное освещение в кабинетах, лабораториях следует включать в соответствии со световым календарем данного климатического пояса (табл. 6).

 

Таблица 6

 

СВЕТОВОЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ С УЧЕТОМ СВЕТОВОГО КЛИМАТА СССР

(ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕТИЛЬНИКОВ)

 

┌───┬───────┬───────────────────────────────────────────────────────────┐

Ме-  Дни                     Светоклиматический пояс                

сяц       ├───────────┬───────────┬───────────┬───────────┬───────────┤

               I         II         III        IV          V    

          ├───────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┤

                               Ряд светильников                     

├───┼───────┼─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

            1   2    1    2    1    2    1    2    1    2 

├───┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│IX │1 - 10 │17.00│16.50│16.40│16.20│18.30│18.00│19.10│18.45│19.30│18.50│

   │11 - 20│16.30│16.15│16.25│16.00│18.15│17.45│19.00│18.00│19.10│18.20│

   │21 - 30│16.15│16.05│15.50│15.30│18.00│17.25│18.45│18.20│18.15│17.35│

├───┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│X  │1 - 10 │14.40│14.30│14.15│14.00│16.00│15.30│17.30│17.10│16.35│15.50│

   │11 - 20│14.20│14.10│14.00│13.30│15.30│15.00│17.20│17.00│16.10│15.35│

   │21 - 31│14.00│13.50│13.20│13.00│15.00│14.20│17.00│16.35│15.45│15.00│

├───┼───────┼─────┴─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│XI │1 - 10 │ все смены │13.10│13.00│14.10│13.30│16.45│16.10│15.10│14.45│

   │11 - 20│    -"-    │13.00│12.45│14.00│13.15│16.00│15.30│14.50│14.30│

   │21 - 30│    -"-    │ все смены │13.20│13.00│15.00│14.10│14.20│14.00│

├───┼───────┼───────────┼───────────┼─────┴─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│XII│1 - 10 │    -"-        -"-    │ все смены │13.45│13.10│14.10│13.45│

   │11 - 20│    -"-        -"-        -"-    │ все смены │13.40│13.00│

   │21 - 31│    -"-        -"-        -"-        -"-    │13.00│12.30│

├───┼───────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────┴─────┤

│I  │1 - 10 │    -"-        -"-        -"-        -"-        -"-   

   │11 - 20│    -"-        -"-        -"-        -"-        -"-   

   │21 - 31│    -"-        -"-        -"-    │14.10│13.45│13.45│13.20│

├───┼───────┼───────────┼─────┬─────┼─────┬─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│II │1 - 10 │    -"-    │13.20│13.20│13.40│13.30│14.35│14.00│14.25│14.00│

   │11 - 20│    -"-    │13.35│13.20│15.00│14.40│14.50│14.15│14.50│14.30│

   │21 - 28│    -"-    │14.00│13.35│15.40│15.15│15.15│15.40│15.15│15.00│

├───┼───────┼─────┬─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│III│1 - 10 │14.20│14.00│14.20│14.00│15.50│15.30│15.50│15.15│15.45│15.20│

   │11 - 20│14.25│14.10│15.00│14.40│16.15│15.30│16.25│16.00│16.10│15.30│

   │21 - 31│15.40│15.20│15.50│15.30│16.45│16.20│16.50│16.20│16.45│16.00│

├───┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│IV │1 - 10 │17.25│16.00│17.30│17.10│18.00│17.35│18.00│17.30│17.45│17.10│

   │11 - 20│18.30│18.00│18.10│17.45│18.30│18.00│18.45│18.10│18.10│17.30│

   │21 - 30│19.30│18.50│19.00│18.30│19.20│18.55│19.30│18.50│18.30│17.45│

├───┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│V  │1 - 10 │20.10│19.30│19.50│19.20│20.20│19.45│20.15│19.45│18.50│18.30│

   │11 - 20│20.50│20.00│20.15│19.45│20.50│20.00│20.50│20.10│19.25│19.00│

   │21 - 31│-    │-    │21.45│21.00│21.45│21.15│21.45│21.20│20.00│19.30│

├───┼───────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│VI │1 - 10 │-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │20.00│19.30│

   │11 - 20│-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │20.00│19.30│

   │21 - 30│-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │-    │20.00│19.30│

└───┴───────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

 

При оборудовании искусственного освещения во внешкольных учреждениях следует учесть, что наилучшие условия для зрительной работы в кружках по рисованию создаются при использовании ламп накаливания при уровне освещенности модели 200 - 400 лк и рабочей поверхности мольберта 200 - 300 лк, т.е. освещенность рабочего места должна быть равна освещенности модели или быть примерно на 100 лк меньше, причем последняя должна иметь обязательный дополнительный подсвет в виде специального софита.

Один из важных вопросов инженерно-технического оборудования внешкольных учреждений - обеспечение акустики и звукоизоляции помещений: музыкальных, хореографических отделений, студий и кабинетов звукозаписи. Наибольший уровень звукового давления, возникающего в помещении с источником шума, должен быть не более 95 дБА, а допустимый уровень звукового давления, проникающего в другие помещения, - не более 35 дБА. Это условие может быть обеспечено специальными мероприятиями по защите от шума, заложенными в проектах: звукоизоляция ограждающих конструкций, применение звукопоглощающих конструкций и глушителей шума. Так, для снижения проникновения шума в соседние помещения используются двойные перегородки с расположенными в них шахтами; оконные блоки решаются как раздельно-сближенные; дверные проемы между кабинетами, являющимися источником шума, и коридором защищаются тамбурами со звукопоглощающей отделкой (стены-маты из линваты и панели типа "Декорт"). Потолки в таких помещениях устраиваются из акустических плит, стены окрашиваются на высоту 2,1 м масляной краской, выше - плитка типа "Мелодия". Использование водоэмульсионной краски не рекомендуется из-за нестойкости. В вертикальном направлении проникновению звуков препятствуют утолщенные полы (слой песка до 35 - 40 мм, бетон - 75 мм и обычные покрытия полов). В воздуховодах ставятся трубчатые глушители.

 

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму

 

В помещениях для кружковой работы относительная влажность воздуха допускается 40 - 60%, движения воздуха - 0,1 - 0,2 м/сек. Рекомендуемые параметры температуры воздуха в помещениях для занятий кружков I, II групп приведены в табл. 7. В кружках и секциях III, IV групп температура воздуха в помещениях должна быть такая же, как в физкультурном зале школы.

 

Таблица 7

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

В ПОМЕЩЕНИЯХ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

 

┌─────────────────┬──────────────────────┬──────────┬────────────┐

  Климатический  │ Ориентация помещений │Сезон года│Температура

│район и подрайон │(при отсчете азимутов │          │(в градусах)│

                 │от севера в градусах) │                     

├─────────────────┼──────────────────────┼──────────┼────────────┤

│I А, I Б, I Г    │315 - 45              │осень     │20 - 22    

                                       │зима      │20 - 21    

                                       │весна     │21 - 24    

                                                            

                 │45 - 135              │осень     │19 - 23    

                                       │зима      │20 - 23    

                                       │весна     │21 - 25    

                                                            

                 │135 - 225             │осень     │18 - 21    

                                       │зима      │17 - 20    

                                       │весна     │19 - 23    

                                                            

                 │225 - 315             │осень     │20 - 25     

                                       │зима      │19 - 22    

                                       │весна     │20 - 23    

├─────────────────┼──────────────────────┼──────────┼────────────┤

│I В, I Д, II и   │315 - 45              │осень     │20         

│III                                    │зима      │19         

                                       │весна     │20 - 24    

                                                            

                 │45 - 135              │осень     │18 - 22    

                                       │зима      │19 - 21    

                                       │весна     │19 - 24    

                                                            

                 │135 - 225             │осень     │17 - 23    

                                       │зима      │17 - 22    

                                       │весна     │17 - 22    

                                                             

                 │225 - 315             │осень     │20 - 24    

                                       │зима      │18 - 22    

                                       │весна     │19 - 24    

├─────────────────┼──────────────────────┼──────────┼────────────┤

│IV               │315 - 45              │осень     │23 - 28    

                                       │зима      │17 - 22    

                                       │весна     │21 - 25    

                                                            

                 │45 - 135              │осень     │22 - 28    

                                       │зима      │17 - 23    

                                       │весна     │20 - 26    

                                                            

                 │135 - 225             │осень     │20 - 27    

                                       │зима      │16 - 25    

                                       │весна     │21 - 27    

                                                            

                 │225 - 315             │осень     │22 - 27    

                                       │зима      │17 - 26    

                                       │весна     │20 - 27    

└─────────────────┴──────────────────────┴──────────┴────────────┘

 

В лабораториях, кабинетах площадь форточек или фрамуг должна составлять не менее 1/40 - 1/50 площади пола. Вентиляция основных помещений должна осуществляться организованным притоком подогретого воздуха с механическим побуждением в количестве не менее 16 - 20 куб. м/час на одного учащегося. Допускается применение децентрализированного притока неподогретого воздуха при обеспечении установленных величин нормируемых параметров воздуха. Удаление воздуха из помещения осуществляется за счет вытяжных каналов, частично через рекреационные помещения.

Длительность проветривания кабинетов между сменами занятий зависит от наружной температуры воздуха: при температуре +6 град. C и выше - 26 - 35 мин., 0 - +5 град. C - 20 - 30, 0 - -5 град. C - 15 - 25, -5 - -10 град. C - 10 - 15 и ниже -10 град. C - 5 - 10 мин. В теплые дни во время занятий кружков целесообразно держать форточки открытыми.

 

 

 

 

 

Приложение

 

НОМЕНКЛАТУРА

КРУЖКОВОЙ (СЕКЦИОННОЙ, ГРУППОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ

 

┌───┬────────────────────┬───────────────┬─────────┬─────────────┐

│ N │Профили и отдельные │ Наполняемость │  Число  Продолжитель-│

п/п│виды кружков (групп,├───────┬───────┤ занятий │ность одного │

         секций)       санит. │допуст.│в неделю │занятия     

                                     │ каждого │            

                                     │ кружка              

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│ 1 │         2             3      4       5          6     

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│I  │Технические кружки                                     

                                                          

   │1.1. Подготовитель- │15     │20     │2        │45 мин. x 2 

   ные технические                                        

   │кружки                                                 

                                                          

   │1.2. Спортивно-тех- │-"-    │-"-    │2        │-"-         

   нические кружки                                        

                                                          

   │1.3. Производствен- │-"-    │-"-    │2        │-"-         

   но-технические круж-│                                   

   ки                                                     

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│II │Оборонно-спортивные │                                   

   │кружки                                                 

                                                          

   │2.1. Стрелковые     │10     │12     │2 - 3    │45 мин. x 2 

                                                          

   │2.2. Радиоспорта    │15     │20     │2 - 3    │-"-         

                                                          

   │2.3. Прочие (мор-   │15     │20     │2 - 3    │в зависимости│

   ские, юных пожарни-                       │от характера │

   │ков, собаководов)                          │занятия теор.│

                                              │45 мин. x 2 

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

III│Художественные                                         

                                                          

   │3.1. Литературно-   │15     │20     │2        │45 мин. x 2 

   │творческие                                             

                                                          

   │3.2. Театральные    │10     │15     │2        │-"-         

                                                          

   │3.3. Хоровые        │50     │70     │2        │от 1,5 час. 

                                              до 45 мин. x │

                                              │2 - 3       

                                                          

   │3.4. Сольные        │1      │1      │2        │30 мин.     

                                                          

   │3.5. Оркестровые    │от 8   │до 30  │2        │репетиция   

                                              │около 3,5   

                                              │час. внутри 

                                              │перерыв 20 - │

                                              │25 мин.;    

                                              │др. занятия 

                                              │от 45 мин. до│

                                              │45 x 2      

                                                          

   │3.6. Музыкальные    │1/8    │1/12   │от 2 до 3│30 мин. (ин- │

                       │<*>                    │див. зан.)  

                                              │45 мин. x   

                                              │2 - 3 (груп- │

                                              повые)      

                                                          

   │3.7. Бального танца │30     │45     │2        │45 мин. x 2 

                                                          

   │3.8. Хореография    │15     │25     │2        │60 мин. мл. 

                              │<**>            шк.; 45 x 2 

                                              │др. гр.     

                                                          

   │3.9. Изодеятельности│15     │20     │2 - 3    │45 мин. x   

                                              │2 - 3 - 4   

                                                          

   │3.10. Кинофотолюби- │15     │20     │2        │45 мин. x 2 

   телей                                                  

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│IV │Кружки юных туристов│15     │20     │1 и 1 - 2│45 мин. x 3 

   │и краеведов         │в зави-       │подхода  │занятия на  

                       симости       │или заня-│местности до │

                       │от вида│       тия на   │4-х час.    

                       │кружка │       │местности│            

                       │кол-во │       │в м-ц                

                       │может                              

                       │быть                               

                       умень- │                            

                       шенным                            

                       │до 10                              

                       │человек│                            

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│V  │Кружки юных натура- │15     │20     │2        │45 мин. x 2 

   │листов                            │из них               

                                     │одно про-│            

                                     │водится              

                                     │по                   

                                     п/группам│            

├───┼────────────────────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤

│VI │Секции и группы                                       

   │спортивного профиля │                                   

                                                          

   │Группы начальной    │18     │25     │2 - 3    │45 мин. x 1 

   │подготовки                                 │для уч-ся   

                                              │8 - 13 лет  

                                                          

                                              │45 мин. x 2 

                                              │для уч-ся   

                                              │14 - 17 лет 

└───┴────────────────────┴───────┴───────┴─────────┴─────────────┘

 

--------------------------------

<*> В числителе - индив. занятия, в знаменателе - групповые.

<**> Младшая группа 1-го года обучения.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024