ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 1985 г. N 1114
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР
от 13.01.1989 N 27 - СП СССР, 1989, N 9, ст. 27)
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что осуществленные в соответствии с решениями майского
(1982 г.) Пленума ЦК КПСС меры по улучшению управления сельским хозяйством и
другими отраслями агропромышленного комплекса положительно сказались на
увеличении производства и обеспечении населения продуктами питания. Укрепилась
экономика колхозов и совхозов, получили дальнейшее развитие производственные
связи предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Вместе с тем, как
показала практика, из-за незавершенности структуры управления агропромышленным
комплексом на союзном и республиканском уровнях не достигнуто необходимой
интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью, не произошло
существенных изменений в экономическом механизме взаимоотношений колхозов,
совхозов и обслуживающих организаций.
Руководствуясь установками апрельского
(1985 г.) Пленума ЦК КПСС о необходимости дальнейшего совершенствования
управления агропромышленным комплексом, обеспечения планирования,
финансирования и управления им как единым целым на всех уровнях, что является
важнейшим условием его эффективной деятельности, Центральный Комитет КПСС и
Совет Министров СССР постановляют:
1. Признать необходимым образовать союзно - республиканский Государственный агропромышленный
комитет СССР (Госагропром СССР) на базе Министерства сельского хозяйства СССР,
Министерства плодоовощного хозяйства СССР, Министерства мясной и молочной
промышленности СССР, Министерства пищевой промышленности СССР, Министерства
сельского строительства СССР и Государственного комитета СССР по
производственно - техническому обеспечению сельского хозяйства, соответственно
упразднив их.
Установить, что Госагропром СССР является
центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом
страны и наряду с Советами Министров союзных республик несет всю полноту
ответственности за наращивание производства, выполнение планов закупок
сельскохозяйственной продукции и обеспечение ее полной сохранности,
качественную переработку и значительное расширение ассортимента
продовольственных товаров. В этих целях Комитет наделяется соответствующими
правами и полномочиями в области планирования, финансирования и обеспечения
материально - техническими ресурсами агропромышленного комплекса. Решения
Госагропрома СССР, принимаемые в пределах его компетенции, являются
обязательными для исполнения всеми министерствами и ведомствами, а также
учреждениями, объединениями, предприятиями и организациями.
Госагропром СССР осуществляет свою
деятельность под руководством Совета Министров СССР, а госагропромы
союзных республик, агропромы автономных республик, краев и областей, районные
(окружные) агропромышленные объединения - под руководством соответственно Советов
Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых, областных,
районных (окружных) Советов народных депутатов.
2. Обязать ЦК компартий, Советы Министров
союзных республик и Госагропром СССР обеспечить:
создание с учетом конкретных особенностей
союзно - республиканских государственных
агропромышленных комитетов союзных республик (госагропромов
союзных республик), агропромышленных комитетов в автономных республиках, краях
и областях (агропромов автономных республик, краев, областей);
соответствующую перестройку окружных,
районных агропромышленных объединений, предусмотрев их организационное
укрепление как единых органов территориального управления хозяйствами,
организациями и предприятиями, входящими в агропромышленный комплекс.
Госагропрому СССР, Советам Министров
союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам определить
перечень предприятий и организаций, передаваемых в непосредственное подчинение
районных агропромышленных объединений, областных, краевых и республиканских
(АССР) агропромов и госагропромов союзных республик.
3. Признать
целесообразным передать в Госагропром СССР:
из Министерства заготовок СССР инспекции
по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов (кроме хлебных
инспекций). В связи с этим преобразовать Министерство заготовок СССР в союзно - республиканское Министерство хлебопродуктов СССР,
передав в его подчинение из упраздняемого Министерства пищевой промышленности
СССР предприятия и организации хлебопекарной и макаронной промышленности,
научно - исследовательские учреждения и соответствующую численность аппарата;
из Министерства легкой промышленности
СССР предприятия по первичной переработке хлопка, льна, других лубяных культур,
а также шерсти, научно - исследовательские учреждения и соответствующую
численность аппарата управления;
из Министерства мелиорации и водного
хозяйства СССР функции экспертизы проектов и смет, определения лимитов на
капитальные вложения и финансирование мелиоративных работ, приемки законченных
строительством объектов с соответствующей численностью работников,
осуществляющих эти функции.
Пункты 4 и 5 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
6. Госагропром СССР, госагропромы союзных республик, агропромышленные комитеты
автономных республик, краев, областей, районные (окружные) агропромышленные
объединения, подведомственные им совхозы, предприятия, организации и учреждения
образуют единую систему Госагропрома СССР.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
13.01.1989 N 27)
Установить, что
наряду с предприятиями и организациями Госагропрома СССР, колхозами и другими
сельскохозяйственными кооперативами (с сохранением функций и прав,
предусмотренных их уставами) в систему агропромышленного комплекса страны
входят Министерство хлебопродуктов СССР, Министерство мелиорации и водного
хозяйства СССР, Министерство рыбного хозяйства СССР, Государственный комитет
СССР по лесному хозяйству, которые планируются и финансируются как единое
целое, а также Центросоюз с сохранением функций и прав, предусмотренных его уставом.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
13.01.1989 N 27)
Министерство тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения, Министерство машиностроения для
животноводства и кормопроизводства, Министерство машиностроения для легкой и
пищевой промышленности и бытовых приборов, Министерство по производству
минеральных удобрений, Министерство медицинской и микробиологической
промышленности, производящие средства производства и другие ресурсы для
агропромышленного комплекса, тесно координируют свою работу с Госагропромом
СССР.
7. Госагропром СССР возглавляет
Председатель, который одновременно является Первым заместителем Председателя
Совета Министров СССР. Общее количество заместителей Председателя Комитета
определить в количестве 12 человек, в том числе два первых заместителя -
министры СССР.
8. Установить, что
членами Государственного агропромышленного комитета СССР, помимо Председателя и
его заместителей, являются Министр хлебопродуктов СССР, Министр мелиорации и
водного хозяйства СССР, Министр рыбного хозяйства СССР, Министр по производству
минеральных удобрений, Министр медицинской и микробиологической промышленности,
Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Министр машиностроения
для животноводства и кормопроизводства, Министр машиностроения для легкой и
пищевой промышленности и бытовых приборов, Председатель Государственного
комитета СССР по лесному хозяйству, Председатель
Правления Центросоюза, первый заместитель Председателя Госплана СССР, первый
заместитель Председателя Государственного комитета СССР по науке и технике,
первый заместитель Министра финансов СССР, заместитель Председателя Госснаба
СССР, заместитель Председателя Правления Госбанка СССР, заместитель Начальника
ЦСУ СССР, председатели госагропромов союзных
республик, ученые, руководящие работники других ведомств и организаций.
Комитет рассматривает крупные проблемы
развития агропромышленного комплекса страны. Его заседания проводятся по мере
необходимости, но не реже двух раз в год.
Для решения вопросов работы предприятий и
организаций, входящих в систему Госагропрома СССР, создать коллегию в
количестве 25 человек.
Персональный состав членов
Государственного агропромышленного комитета СССР и коллегии Госагропрома СССР
утверждается Советом Министров СССР.
9. Установить, что аппарат управления
Госагропрома СССР, госагропромов союзных республик,
агропромов автономных республик, краев и областей, районных (окружных)
агропромышленных объединений создается за счет общей численности органов
управления министерств, ведомств, упраздняемых в соответствии с настоящим
Постановлением, и подведомственных им организаций. Предельная численность
центрального аппарата Госагропрома СССР и организаций при нем и фонд заработной
платы утверждаются Советом Министров СССР, штатное расписание утверждается
Председателем Госагропрома СССР.
Пункт 10 не приводится, как не содержащий
норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
11. Предоставить право председателям
Государственного агропромышленного комитета СССР, государственных
агропромышленных комитетов союзных республик, агропромышленных комитетов
автономных республик, краев, областей, районных и окружных агропромышленных
объединений:
устанавливать высококвалифицированным
работникам этих органов управления надбавки в размере до 50 процентов их
должностного оклада за счет экономии фонда заработной платы, полученной в
результате сокращения численности работников указанных органов. Эти надбавки
отменяются или уменьшаются при ухудшении качества труда, несвоевременном
выполнении заданий, нарушениях трудовой и производственной дисциплины;
утверждать в установленном порядке
штатные расписания указанных органов управления без соблюдения действующих
соотношений специалистов в пределах фонда заработной платы и численности
работников этих органов.
12. Сохранить за
работниками, переводимыми из упраздняемых министерств и ведомств и их местных
органов управления в аппарат Государственного агропромышленного комитета СССР,
государственных агропромышленных комитетов союзных республик, агропромышленных
комитетов автономных республик, краев, областей, районных и окружных
агропромышленных объединений должностные оклады (если они ниже по новому месту
работы) и условия материально - бытового обеспечения и медицинского
обслуживания, действующие по прежнему месту работы, на период работы в
новой должности.
Предоставить право
Председателю Госагропрома СССР, председателям госагропромов
союзных республик, агропромов автономных республик, краев и областей, окружных
и районных агропромышленных объединений сохранять за работниками,
высвобождающимися в связи с проводимой реорганизацией, денежные оклады, которые
они получали по месту прежней работы, на период их трудоустройства, но не более
трех месяцев, а также сохранять непрерывный стаж их работы.
13. Создать в Госагропроме СССР единую
систему материально - технического снабжения на базе соответствующих
подразделений упраздняемых министерств и ведомств. Сохранить за Госагропромом
СССР функции снабжения других отраслей народного хозяйства, ранее
осуществлявшиеся Госкомсельхозтехникой СССР.
14. Возложить на Всесоюзную академию
сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина научное обеспечение и координацию
исследований в агропромышленном комплексе.
Госагропрому СССР и ВАСХНИЛу
уточнить функции региональных отделений Академии и совместно с Советами
Министров союзных республик разработать и утвердить по областям, краям и
республикам систему комплексного научного обеспечения развития
агропромышленного производства, при этом широко пойти на создание научно -
производственных объединений.
Установить, что президент ВАСХНИЛа возглавляет научно - технический совет
Госагропрома СССР.
15. Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР особо подчеркивают, что создание единой системы управления
агропромышленным комплексом страны даст необходимый эффект только при условии
четкого определения прав, обязанностей и конкретной ответственности каждого
уровня управления.
Считать необходимым, чтобы Госагропром
СССР, как центральный орган управления, сосредоточил свое внимание на решении
основных проблем, связанных с ускорением научно - технического прогресса в
агропромышленном производстве, и обеспечивал:
научно обоснованное планирование,
финансирование и ресурсное обеспечение развития производства с учетом наиболее
полного использования возможностей и особенностей каждого региона страны;
строгий контроль за
сбалансированным развитием отраслей агропромышленного комплекса, осуществлением
интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью, развитием
материально - технической базы хранения и транспортировки продукции;
совершенствование экономических
методов ведения хозяйства и хозрасчетных отношений, осуществление научно
обоснованного ценообразования, внедрение прогрессивных форм организации и
оплаты труда, нормативных методов материально - технического снабжения;
совершенствование капитального
строительства и проектного дела в системе агропромышленного комплекса,
экономное использование средств и материальных ресурсов;
углубление интеграции науки и
производства, организацию подготовки и переподготовки кадров с учетом перевода
на интенсивный путь развития всех отраслей агропромышленного производства;
повышение эффективности внешних связей со
странами - членами СЭВ на основе совместно разработанных комплексных программ
ускорения научно - технического прогресса в агропромышленном комплексе.
Госагропром СССР несет всю полноту
ответственности за эффективность селекционной работы, племенное дело, разработку
и внедрение системы машин, интенсивных энерго- и
ресурсосберегающих технологий, рациональное использование удобрений, химических
мелиорантов и средств защиты растений, сохранность
земельных ресурсов и повышение плодородия почв.
Государственные агропромышленные комитеты
союзных республик, агропромышленные комитеты автономных республик, краев и
областей обеспечивают выполнение планов производства и закупок
сельскохозяйственных продуктов и поставки их в общесоюзный фонд,
взаимоувязанную деятельность всех предприятий по их переработке и хранению. Они
полностью отвечают за максимальное использование местных возможностей
увеличения производства продуктов питания и улучшение снабжения ими
населения областей, краев и республик. Свою деятельность указанные комитеты
должны главным образом сосредоточить на решении следующих проблем:
освоение научно обоснованных систем
земледелия и животноводства, эффективное использование материально -
технических, финансовых и трудовых ресурсов;
совершенствование территориальной
структуры агропромышленного комплекса, развитие специализации и концентрации
производства;
выравнивание экономических условий
хозяйствования в колхозах, совхозах и других предприятиях системы
агропромышленного комплекса;
дальнейшее развитие подсобных хозяйств предприятий и организаций, личных подсобных хозяйств
граждан, коллективного садоводства и огородничества как составных частей
продовольственного комплекса;
осуществление мер по социальному
переустройству села, создание стабильных трудовых коллективов в колхозах и
совхозах, строительных организациях и перерабатывающих предприятиях, подготовка
и переподготовка кадров среднего звена и массовых профессий.
Госагропромы союзных республик и агропромы автономных республик, краев и областей
непосредственно отвечают за улучшение деятельности подведомственных научно -
исследовательских учреждений, научно производственных объединений, усиление их
влияния на развитие агропромышленного производства применительно к конкретным
условиям, за ведение семеноводства, своевременную сортосмену и сортообновление, ветеринарное обслуживание животноводства,
за работу племстанций и станций по искусственному
осеменению, качественное совершенствование породного состава скота и улучшение
воспроизводства стада.
Внимание районных агропромышленных
объединений (РАПО) как первичных звеньев в системе управления агропромышленным
комплексом должно быть сосредоточено прежде всего на
безусловном выполнении заказов государства на поставку продукции в
установленном ассортименте, создании для этого оптимальных условий эффективной
деятельности колхозов, совхозов, перерабатывающих, ремонтных, строительных и
других предприятий и организаций.
Районные агропромышленные объединения
призваны всемерно развивать хозяйственную инициативу
трудовых коллективов на основе использования экономических рычагов в
управлении, значительного повышения материальной заинтересованности всех
работающих в конечных результатах труда, широкого внедрения коллективного
подряда и хозрасчета во всех производственных звеньях, улучшения финансирования
и кредитования.
Особую заботу
руководители и специалисты районных агропромышленных объединений должны
проявлять об организации работы единой инженерной службы, своевременном решении
вопросов обеспечения колхозов, совхозов и других предприятий материально -
техническими ресурсами, организации заготовок и сбыта продукции, развития в
колхозах и совхозах базы переработки и хранения, дальнейшего совершенствования
агрохимического, производственно - технического и транспортного обслуживания, капитального
строительства.
Важнейшей обязанностью районных
агропромышленных объединений является эффективное использование созданного
производственного потенциала, улучшение почвенного плодородия, увеличение
урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, обеспечение
роста производительности труда, сокращение затрат на единицу продукции,
ускорение окупаемости вкладываемых средств и повышение рентабельности
производства.
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР обращают внимание на недопустимость мелочной опеки и
администрирования, подмены хозяйственных руководителей и специалистов. В центре
внимания партийных комитетов, советских органов и всех звеньев управления
агропромышленным комплексом должна быть забота о стабильности руководящих
кадров колхозов, совхозов и предприятий, создании им благоприятных условий для
творческой деятельности, воспитании высокой ответственности за порученное дело.
16. Установить, что агропромышленный
комплекс страны, представляемый Госагропромом СССР,
планируется как единое целое. Госагропром СССР определяет с участием Госплана
СССР развитие агропромышленных комплексов союзных республик, разрабатывает
соответствующие показатели по союзным республикам, министерствам и ведомствам
СССР, входящим в систему агропромышленного комплекса страны, а также по
объединениям, организациям и предприятиям непосредственного подчинения и
наделяет их необходимыми ресурсами.
Контрольные цифры развития
агропромышленного комплекса, одобренные Советом Министров СССР, в установленном
порядке доводятся до Советов Министров союзных республик единой строкой без
разбивки по отраслям и до соответствующих министерств и ведомств СССР для
предприятий и организаций союзного подчинения.
В соответствии с этим Советы Министров
союзных республик определяют порядок доведения контрольных цифр единой строкой
до областей, краев, автономных республик и районов.
Планы экономического и социального
развития разрабатываются в установленном порядке снизу - в колхозах и совхозах,
предприятиях и организациях.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от
13.01.1989 N 27)
Советы Министров союзных республик
представляют в полном объеме сводный план по территории в Госплан СССР, а
раздел плана по агропромышленному комплексу - в Госагропром СССР.
На основе предложений союзных республик,
а также министерств и ведомств СССР Госагропром СССР составляет проекты годовых
и пятилетних планов экономического и социального развития по системе
агропромышленного комплекса СССР и в установленные сроки представляет их в
Госплан СССР.
Госагропром СССР распределяет выделенные
ему фонды на материально - технические ресурсы по союзным республикам,
министерствам и ведомствам СССР (для предприятий и организаций союзного
подчинения) и организует их реализацию. Он имеет в своем распоряжении материальные
и финансовые резервы, необходимые для организации оперативного выполнения
непредвиденных работ, в размерах, установленных Советом Министров СССР.
17. Признать
целесообразным сосредоточить финансирование и кредитование всех
объединений, предприятий и организаций, входящих в агропромышленный комплекс, в
Госбанке СССР. Стройбанку СССР в месячный срок передать Госбанку СССР
соответствующую численность и фонд заработной платы работников
и предельные ассигнования на их содержание.
18. В связи с изменениями
порядка планирования, финансирования и материально - технического снабжения
отраслей агропромышленного комплекса поручить Госплану СССР, Госснабу СССР,
Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству финансов СССР,
Госбанку СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам,
Государственному комитету СССР по ценам, ЦСУ СССР осуществить перестройку
структуры аппарата, предусмотрев создание единых подразделений по обеспечению
функционирования агропромышленного производства.
19. В целях улучшения
капитального строительства в агропромышленном комплексе, эффективного
использования созданной базы стройиндустрии и устранения параллельных звеньев в
строительстве рекомендовать ЦК компартий и Советам Министров союзных республик,
крайкомам, обкомам партии, Советам Министров автономных республик,
крайисполкомам и облисполкомам рассмотреть вопрос о создании на базе
строительных организаций межколхозстроя и министерств
сельского строительства кооперативно - государственных или государственно -
кооперативных объединений в районах, областях, краях и республиках, исходя из конкретных условий.
20. ЦК компартий союзных республик,
крайкомам, обкомам и другим партийным комитетам провести необходимую работу
среди специалистов центральных, краевых, областных и районных органов
агропромышленного комплекса с целью отбора и направления их для укрепления
колхозов, совхозов и предприятий квалифицированными кадрами.
Распространить на
лиц, перешедших на работу в колхозы, совхозы, другие государственные и
межхозяйственные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и сельские
строительные организации в качестве руководителей и специалистов указанных
предприятий и руководителей подразделений среднего звена производства, льготы,
предусмотренные пунктом 3 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24
мая 1982 г. N 438, в части выплаты единовременного пособия по месту новой работы при переезде на работу в другую местность.
Пункты 21 и 22 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
* *
*
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность в том, что трудовые коллективы
колхозов, совхозов, всех предприятий и организаций агропромышленного комплекса
примут действенные меры к более эффективному использованию созданного в его отраслях
экономического потенциала, выделяемых материально - технических ресурсов,
ускоренному внедрению на предприятиях и в организациях достижений науки и
техники, внесут весомый вклад в решение поставленных задач по дальнейшему росту благосостояния советских людей.