Утверждаю
Заместитель Министра энергетики
и электрификации СССР
С.И.САДОВСКИЙ
30 декабря 1985 года
МЕТОДИКА
НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
РД 34.10.557
Методика нормирования расхода смазочных
масел подготовлена ПКБ Главэнергостроймеханизацией
для внедрения в отрасли единой системы нормирования, учета и отчетности всех
видов масел и смазок. Предназначена для обоснования
потребности в смазочных маслах на всех уровнях планирования.
ВВЕДЕНИЕ
Рост энерговооруженности общественного
производства, механизации и автоматизации производственных процессов
сопровождается ростом интенсивного потребления народным хозяйством смазочных
масел (СМ).
Отсутствие в Минэнерго СССР единой
системы нормирования, учета и отчетности всех видов масел и смазок, общего методического подхода к расчету расхода СМ, а также
значительное потребление СМ в отрасли потребовало разработку единых
методических документов по нормированию расхода масел и смазочных материалов.
Рациональное использование материальных
ресурсов в народном хозяйстве - один из решающих факторов их эффективного
применения.
Настоящая Методика определяет порядок
расчета индивидуальных и групповых норм расхода масел и смазок в отрасли и
предназначается для обоснования потребности в смазочных материалах на всех
уровнях планирования: министерство, объединение, главк, предприятие.
Работа выполнена по заданию Госстроя СССР
на основе Методических указаний, разработанных НИИПиНом
при Госплане СССР, и утвержденных Постановлением Госплана СССР от 10.06.1985 N
139/20 "О методических указаниях по нормированию расхода смазочных
масел".
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормирование расхода СМ - это установление плановой меры их потребления.
1.2. Основная задача нормирования СМ при планировании и в производстве работ - обеспечение
применения технически и экономически обоснованных норм расхода для
осуществления режима нормальной эксплуатации оборудования, экономии,
рационального распределения и эффективного использования нефтепродуктов.
1.3. Нормирование расхода СМ должно осуществляться на всех уровнях планирования и
хозяйственной деятельности в соответствии с данной Методикой.
1.4. Нормированию подлежит расход СМ на все основные производственно-эксплуатационные нужды,
затраты на научно-исследовательские и экспериментальные работы.
1.5. Норма расхода СМ - это плановый
показатель их расхода, устанавливаемый с учетом конструкции и режимов
эксплуатации техники на единицу производимой ею
работы.
1.6. Нормы расхода СМ
служат для планирования их потребления и оценки эффективности использования.
Выполнение установленных норм является непременным условием при материальном
стимулировании.
1.7. Нормы расхода СМ
должны:
- разрабатываться на всех уровнях планирования
на единой методической основе с учетом условий работы, достижений
научно-технического прогресса, планов организационно-технических мероприятий,
предусматривающих рациональное и эффективное использование СМ;
- систематически пересматриваться с учетом
планируемого развития и технического прогресса производства, достигнутых
наиболее экономичных показателей использования техники и СМ;
- способствовать максимальной мобилизации
внутренних резервов экономии СМ при выполнении
заданий.
1.8. Нормы расхода СМ классифицируются по
степени агрегации на индивидуальные и групповые.
1.9. Индивидуальная норма расхода
смазочного масла - это плановый показатель расхода на единицу работы,
производимой машинами, оборудованием, агрегатами и установками <*> данной
марки (типа), с учетом их технического состояния и условий эксплуатации.
--------------------------------
<*> В дальнейшем под термином
"машина" понимается любая техника, машины, агрегаты, оборудование и
установки, используемые в народном хозяйстве.
1.10. Групповая норма - это плановый
показатель расхода смазочного масла хозяйственным объектом, устанавливаемый на
единицу работы с учетом структуры, технического состояния машин и планируемых
объемов работ. Групповые нормы расхода разрабатываются на следующих уровнях
планирования: министерство, главк, объединение, предприятие.
1.11. Состав норм расхода СМ - это перечень статей (направлений) их расхода.
Состав норм расхода СМ
может уточняться в соответствующих инструкциях, разрабатываемых с учетом
особенностей производства работы и используемой техники. Произвольное изменение
состава норм не допускается.
1.12. В индивидуальные и групповые нормы
расхода не включаются затраты СМ, вызванные
отступлениями от принятой технологии производства работ, режимов эксплуатации,
несоблюдением требований к качеству СМ, затраты на научно-исследовательские и
экспериментальные работы. Смазочные масла на эти нужды нормируются отдельно.
1.13. Размерность норм расхода СМ должна соответствовать единицам измерения, принятым при
планировании и учете объемов работ, а также обеспечивать практическую
возможность контроля за выполнением норм.
1.14. Расход СМ
на единицу работы нормируется в весовых - граммах, килограммах, тоннах (г, кг,
т) или объемных единицах - литрах (л).
1.15. Нормы расхода СМ
разрабатываются на единицу объема выполняемой машиной работы.
1.16. Основным методом разработки норм
расхода СМ является расчетно-аналитический метод, при
котором для определения индивидуальных норм расхода применяются одновременно
опытный и расчетно-статистический методы.
1.17. Групповые нормы расхода СМ рассчитываются для различных уровней планирования
ежегодно.
1.18. Потребность в СМ
по уровням планирования определяется на основании групповых (или
индивидуальных) норм расхода с учетом планируемых объемов работ.
2. РАЗРАБОТКА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ
2.1. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются на базе экспериментально установленных
статей расхода СМ на конкретные марки машин с учетом достигнутых прогрессивных
показателей использования СМ и внедряемых мероприятий по их экономии.
2.2. В состав индивидуальных норм включают
неизбежные расходы СМ, связанные с обеспечением
работоспособности исправных машин, их узлов, агрегатов, систем, к их числу
относится расход на периодическую замену СМ, восполнение угара (для моторных
масел), потери при выполнении регламентных работ и вследствие испарения.
Неизбежные затраты периодически восполняются дозаправкой систем смазки машин.
2.3. Опытный метод, применяемый при
определении индивидуальных норм расхода СМ,
заключается в определении нормативных составляющих по данным, полученным в
результате испытаний (наблюдений). При этом машины должны быть в технически
исправном состоянии, а технологический процесс работы должен осуществляться в
режимах, предусмотренных технологическими регламентами или инструкциями.
2.4. Индивидуальные нормы расхода СМ имеют размерность кг/ч (л/ч).
2.5. Индивидуальные нормы расхода СМ рассчитываются по формуле:
Н = Н + Н
, (1)
i зi дi
где:
Н -
индивидуальная норма расхода СМ машинами
i-й марки, кг/ч;
i
Н -
расход СМ на периодическую замену у машины i-й марки, кг/ч;
зi
Н -
расход СМ на дозаправку машины i-й марки, кг/ч.
дi
Расчет
индивидуальной нормы расхода
масла И-45 приводится
для
экскаватора
Э-2503: <*>
Н =
0,168 кг/ч, Н = 0,057 кг/ч,
з д
Н
= 0,168 + 0,057 = 0,225 кг/ч.
инд
--------------------------------
<*> Далее для расчета берется та же
марка масла и та же марка экскаватора.
2.6. Величина расхода конкретного СМ на периодическую замену у машины i-й марки определяется
расчетным путем, так как она полностью характеризуется конструктивными
параметрами машины, а также установленными правилами и технологией их
технического обслуживания.
2.7. Величину расхода конкретного вида СМ на дозаправку (долив) машины i-й марки определяют опытным
методом, так как она зависит от технического состояния машины, режимов и условий
ее эксплуатации и обслуживания.
2.8. Расход СМ на
периодическую замену Н рассчитывают по
формуле:
зi
l
i 1
Н = SUM -- V x n , (2)
зi
j=1 t ij i
i
где:
V - объем j-ой
заправочной емкости СМ машины i-ой марки, л (кг);
ij
n -
количество полных регламентированных замен СМ у машины
i-й марки
i
за расчетный
период;
t
- продолжительность наблюдений за
расходованием СМ
у машины i-й
i
марки, ч;
l -
число масляных емкостей у машины i-й марки, заправляемых СМ.
i
Пример:
V
- объемы заправочных
емкостей масла И-45 для экскаватора
Э-2503
ij
равны: V =
15 кг, V
= 15 кг, V = 30 кг,
V = 20 кг, V =
12,5 кг,
1 2 3 4 5
V = 12,6 кг;
6
n -
количество полных регламентированных замен
масла И-45 для Э-2503
i
за расчетный
период, в данном примере n = n = n =
n = n
= n = 4;
1 2
3 4 5
6
t -
продолжительность наблюдений, равная 2477 ч;
i
15 x 4
15 x 4 30 x 4 20 x 4
12,5 x 4 12,6 x 4
Н =
------ + ------ + ------ + ------ + -------- + -------- = 0,168 кг/ч.
з
2477 2477 2477
2477 2477 2477
2.9.
Расход СМ на
дозаправку Н устанавливают опытным методом на
дi
основании
наблюдений и учета
расхода данного вида СМ конкретными типами
машин.
Полученные
данные записывают в таблицу и обрабатывают для нахождения
искомой величины
по формуле:
m Q
1
i ig
Н
= -- SUM ---,
(3)
дi
m g=1 t
i i
где:
Q
- количество СМ,
израсходованное на дозаправку данной g-й
машины
ig
i-й марки, кг;
m
- количество машин i-й марки,
подвергнутых наблюдениям при контроле
i
за расходованием
СМ;
t
- продолжительность наблюдений
за расходованием СМ машиной i-й
i
марки, ч;
g
- конкретная машина
i-й марки, подвергнутая
наблюдениям за
расходованием СМ.
Продолжительность наблюдений t
за расходованием СМ у машины i-й марки
i
устанавливают
большей, чем срок смены СМ данной марки.
Пример:
Q
- количество масла И-45, израсходованное на дозаправку экскаватора
ig
Э-2503; Q = 46 кг, Q
= 48,2 кг, Q = 46,9 кг;
1 2 3
m - количество машин, подвергнутых
наблюдениям, в данном примере m = 3;
t -
продолжительность наблюдений, равная 2477 ч.
i
1
46 48,2 46,9
Н =
- (---- + ---- + ----) = 0,057 кг/ч.
дi 3
2477 2477 2477
2.10. Машины, за которыми ведется
наблюдение, должны быть исправными; техническое обслуживание этих машин
осуществляется в соответствии с действующей технической документацией при
характерном режиме загрузки. Для наблюдений отбирают машины,
относящиеся к различным группам технического состояния: новые, после ремонта, -
группа 1; с общей наработкой, близкой к среднему значению межремонтного ресурса
- группа 2 и с общей наработкой, близкой к предельному значению межремонтного ресурса,
- группа 3. Образцы техники представляют не менее чем 3 - 5 единицами от
каждой группы технического состояния.
2.11. Разработка индивидуальных норм
расхода смазочных масел подразделяется на три этапа:
- организация работ по нормированию;
- экспериментальные работы по контролю за
расходованием СМ машинами на предприятиях;
- разработка, согласование и утверждение
индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида техники.
2.12. Организация работ по нормированию
включает:
- установление перечня объектов
нормирования;
- установление непосредственных
организаций - исполнителей работ по нормированию;
- разработку и согласование организациями
- исполнителями объемов и сроков выполнения работ с головной
организацией-разработчиком;
- разработку и утверждение головным
разработчиком плана-графика работ по нормированию расхода смазочных масел для
данного вида техники и ее модификаций.
2.13. Экспериментальные работы по контролю за расходованием смазочных масел машинами включают:
- выбор объектов для наблюдений за
расходованием СМ;
- проведение наблюдений за расходованием
смазочных масел машинами на предприятиях;
- анализ результатов наблюдений и
разработку проекта индивидуальных норм расхода смазочных масел для данного вида
техники;
- согласование проекта индивидуальных
норм расхода с головным разработчиком.
2.14. Разработка, согласование и
утверждение индивидуальных норм расхода СИ для данного вида техники включают:
- обобщение головным разработчиком
результатов исследований по нормированию расхода СМ для
данного вида техники;
- согласование головным разработчиком
проекта индивидуальных норм расхода СМ с Госпланом
СССР (НИИПиН при Госплане СССР), Госкомнефтепродуктом
СССР и Миннефтепромом СССР (ВНИИ НП);
- утверждение индивидуальных норм расхода
министерством - разработчиком норм расхода СМ для
данного вида техники;
- определение порядка и правил
использования индивидуальных норм.
3. РАСЧЕТ ГРУППОВЫХ
НОРМ
3.1. Групповые нормы расхода СМ определяют, в основном, расчетно-аналитическим методом на
основе индивидуальных норм расхода СМ, структуры парка машин и оборудования, а
также показателей их практического применения.
3.2. Групповые нормы расхода СМ измеряются в единицах массы или объема на принятую
единицу выполняемой работы.
3.3. Групповая норма расхода СМ (Н) моторных, индустриальных, трансмиссионных масел и др.
должны рассчитываться по формуле:
P
SUM Н x W
_ i=1
i i
Н = К x Н = К x
-----------, <*>
(4)
P
SUM W
i=1 i
где:
_
Н - расчетная средневзвешенная норма
расхода СМ, кг/ч;
К
- интегральный нормативный
коэффициент, учитывающий расходы СМ на
конкретном
уровне управления в условиях, отличающихся от
планируемых;
Н
- индивидуальная норма
расхода СМ у машины i-й марки
конкретной
i
техники
(экскаваторы, скреперы и пр.), кг/ч;
W
- планируемый объем работ (режим) машины i-ой марки,
потребляющей
i
СМ, ч;
P
- количество i-х марок машин,
эксплуатируемых на данном предприятии
(главке,
объединении, отрасли, предприятии).
--------------------------------
<*> Развернутые алгоритмы расчета
групповых норм определяются соответствующими методиками нормирования расхода СМ по направлениям их потребления.
3.4. Интегральный нормативный коэффициент К, учитывающий отклонение планируемых условий от принятых
при расчете индивидуальных норм, определяется расчетно-аналитическим методом на
основе данных о фактических расходах СМ, структуры используемой техники и
объеме работы, выполненной на данном уровне планирования за ряд лет.
Ф
К = ----------, (5)
P
SUM Н W
i=1 i
фi
где:
К - фактическое
значение интегрального нормативного коэффициента за
отчетный период;
Ф -
фактический расход СМ в
предыдущем году предприятием (главком,
объединением, отраслью, предприятием) на выполнение машинами
объема работ,
равного W , кг;
ф
P
SUM Н
W - технически необходимый расход СМ на выполнение
машинами
i=1
i фi
P
объема работ,
равного W = SUM W , кг.
ф i=1 фi
Пример расчета групповой нормы расхода
масла И-45.
Допустим, предприятие эксплуатирует 2
экскаватора: ЭКГ-4,6А и Э-2503.
Н -
индивидуальная норма для экскаватора ЭКГ-4,6А, равная 0,761 кг/ч
i
-"- Э-2503, равная
0,225 кг/ч.
Экскаватор
ЭКГ-4,6А за отчетный
период проработал W
= 1900 ч,
израсходовал
масла Ф = 1400 кг.
1
Экскаватор
Э-2503 за отчетный
период проработал W
= 2300 ч,
израсходовал
масла Ф = 600 кг.
1
Планируемый объем работ для ЭКГ-4,6А W = 1800 ч
1
-"- Э-2503 W = 2100 ч.
2
1400 + 600
Тогда: К = --------------------------- =
1,02,
0,761 x 1900 + 0,225 x 2300
0,761 x 1800 + 0,226 x 2100
Н = 1,02 --------------------------- =
0,482 кг/ч.
1800 + 2100
3.5. Потребность предприятия (главка,
объединения, отрасли и т.д.) в СМ
данного вида на
планируемый год определяют по формуле:
П = Н x W, (6)
где:
П - потребность
конкретного предприятия (хозяйства) в СМ
определенного
вида;
P
W = SUM W
- планируемый объем работ, выполняемых машинами конкретного
i=1
i
предприятия
(главка, объединения, отрасли и т.д.), потребляющего конкретный
вид СМ, ч.
Пример расчета потребности предприятия в
масле И-45 на планируемый год:
W
- планируемый объем работ для экскаваторов, в данном
примере равен
3900 часов;
Н - групповая норма расхода масла И-45,
равная 0,482 кг/ч.
П = 0,482 х 3900 =
1879,8 кг = 1,88 т.
Рекомендации по организации работ,
связанных с нормированием расхода СМ, приведены в
Приложении 2.
Приложение 1
Форма N 1
Движение парка машин
на 01.01.19__
(планируемого года)
по
__________________________________________________
(министерству, ведомству,
объединению, предприятию)
N
п/п
|
Наименование
машин
и механизмов
|
Отчет на
01.01.19__ г.
|
Поставки
на 19__ г.
|
Списание
на 19__ г.
|
Наличие
на 19__ г.
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 3
Расчет групповой нормы
расхода
_________________________________________
(наименование смазочного
материала)
по
______________________________________
(министерству, ведомству,
объединению)
на 19__ год
┌───┬─────────────────────┬─────────┬────────────┬────────────┬───────────┐
│
N │ Наименование │ Единица │ Отчетный │
Текущий │Планируемый│
│п/п│ нормообразующих │измерения│ 19__ г.
│ 19__ г. │
год │
│ │
показателей │ ├─────┬──────┼─────┬──────┤ │
│ │ │ │план │факти-│план │факти-│
│
│ │ │ │ │ческое│ │ческое│ │
│ │ │ │ │выпол-│ │выпол-│ │
│ │ │ │ │нение │ │нение │ │
├───┼─────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────────┤
│1 │Расчетные средне- │кг/ч │
│ │ │ │ │
│ │взвешенные нормы │ │ │ │ │ │ │
│ │расхода
(удельные │ │ │ │ │ │ │
│ │расходы смазочного │ │ │ │ │ │ │
│ │масла), Н │ │ │ │ │ │ │
│ │ р │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────────┤
│2 │Общий объем работы, W│ч │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────────┤
│3 │Интегральный
норма- │ │ │ │ │ │ │
│ │тивный
коэффициент, К│ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────────┤
│4 │Групповая норма │кг/ч │
│ │ │ │ │
│ │расхода
(удельный │ │ │ │ │ │ │
│ │расход) смазочного │ │ │ │ │ │ │
│ │масла, Н │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────┼─────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼───────────┤
│5 │Потребность в │т │ │ │ │ │ │
│ │смазочных маслах, П │ │ │ │ │ │ │
└───┴─────────────────────┴─────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴───────────┘
Приложение 2
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ, ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА
СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ (СМ)
4.1. Начальный этап - получение исходных
данных для разработки организационной схемы проведения работ. Основные сведения
обобщаются в виде таблиц, включающих следующие данные:
- наименование марок данного вида
техники, подлежащих нормированию;
- тип (марку) двигателя, устанавливаемого
на соответствующее изделие;
- межремонтный ресурс машины;
- основные сведения о системах смазки,
марках применяемых СМ, установленные сроки смены СМ;
- перечень основных предприятий,
эксплуатирующих данный вид машин.
4.2. Головной разработчик на основании
обобщения опыта эксплуатации техники на предприятиях отрасли за последние 3 - 5
лет устанавливает характерные режимы использования каждой марки (типа)
соответствующего вида техники.
На основе обобщенного опыта использования
данного вида техники назначаются конкретные предприятия, привлекаемые к
проведению экспериментальных наблюдений за расходованием СМ
машинами. Перечень предприятий и сроки проведения наблюдений за расходованием СМ определяются приказом по Министерству.
Для обеспечения высокой достоверности
разрабатываемых индивидуальных норм расхода СМ
наблюдения за их расходованием необходимо производить минимум в трех
хозяйствах, эксплуатирующих данный тип техники с характерным режимом нагрузки.
В результате выполнения работ по данному
пункту головной разработчик составляет план-график проведения работ по
нормированию расхода СМ для данного вида техники.
План-график является документом, координирующим работу головного разработчика и
организаций-соисполнителей, и утверждается руководством Министерства.
4.3. Достоверность индивидуальных норм
расхода СМ зависит от обоснованного выбора
(назначения) объектов для проведения наблюдений за расходованием СМ.
Наблюдениям необходимо подвергать машины с различным техническим состоянием: новые
(после выпуска, ремонта), с общей наработкой, близкой к среднему значению
межремонтного ресурса, и с наработкой, близкой к предельному значению
межремонтного ресурса. Образцы машин, выбираемые для наблюдения за
расходованием СМ, должны быть представлены не менее
чем 3 - 5 единицами от каждой группы технического состояния.
Организация наблюдений за расходованием СМ должна обеспечивать четкий контроль за расходованием
каждого вида СМ машинами, выбранными для наблюдений.
Учет расходования конкретного вида СМ должен вестись раздельно по каждой машине.
Техническое обслуживание машины следует
осуществлять в соответствии с действующими регламентами или инструкциями.
Дозаправку машин СМ необходимо проводить с таким
расчетом, чтобы к моменту замены наличие СМ в системе было, по возможности,
равным или близким к минимально допустимому значению.
4.4. Сроки замены СМ
должны быть определены химмотологическими картами
физико-химических показателей в соответствии с ГОСТ 25549-82.
4.5. Продолжительность наблюдений за
расходованием конкретного вида СМ должна быть не менее
чем срок, устанавливаемый для замены соответствующего СМ.
4.6. Анализ результатов наблюдений за
расходованием машинами СМ предполагает:
- составление обобщенных данных по
результатам наблюдений за расходованием каждого вида СМ
машинами (агрегатами и узлами) данного типа (марки);
- анализ возможных причин расхождений в
значениях расхода СМ у машин одной группы по
техническому состоянию;
- разработку проекта индивидуальных норм
расхода каждого вида СМ для машин данного типа
(марки).