Утверждаю
Заместитель Министра
автомобильного
транспорта РСФСР
А.С.ПАНТЕЛЕЕВ
10 января 1986 года
Введен впервые
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-06
Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного
транспорта (НИИАТ).
Настоящий Руководящий документ разработан
на основе Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий N 13
от 05.08.75, Постановлений Коллегии Минавтотранса
РСФСР N 68 от 03.03.81, N 33-сп от 17.02.83.
Документ регламентирует порядок и
содержание проверок работы по профилактике аварийности в автотранспортных
предприятиях и организациях.
Работа выполнена в соответствии с
комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по
стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на
1985 г.
1. Общие положения
1.1. Проверки работы предприятий и
организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий осуществляются
с целью оценки их деятельности по обеспечению безопасности перевозок, выявления
резервов сокращения аварийности, принятия мер и оказания помощи по устранению
выявленных проверками недостатков.
1.2. Организация и проведение проверок
работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий возлагается на
службу безопасности движения и другие службы в части, их касающейся, по решению
руководителя проверяющей организации к проверкам могут привлекаться работники
других подразделений, а также специалисты из подведомственных предприятий и
организаций.
1.3. Проверки работы по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий проводятся министерством, республиканскими
объединениями, главными управлениями, территориальными объединениями в
собственных подразделениях, а также в подведомственных предприятиях и
организациях.
1.4. Проверки подразделяются на плановые, внеплановые, ознакомительные - при посещении
предприятий и организаций по другим вопросам.
1.5. По видам проверки бывают
комплексные, выборочные, проверки по направлениям деятельности (выполнение
одного или нескольких РД), связанные с поступившими сигналами, письмами и
жалобами.
2. Порядок подготовки
и проведения проверок
по безопасности движения в автотранспортных
предприятиях и организациях
2.1. Плановые проверки проводятся не реже
одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся по поручению
руководства или вышестоящей организации, а также при проведении служебного
расследования ДТП (РД "Положение о проведении служебного расследования и
разбора дорожно-транспортных происшествий").
2.2. Проведению проверки предшествует
изучение (повторение) всех нормативных документов, материалов ранее проводимых
проверок, имеющихся данных об образовании, опыте и отношении к делу
руководителей служб и подразделений проверяемых предприятий и организаций.
2.3. До начала проверки должен быть
составлен и утвержден руководителем план проведения проверки, формы и анкеты
для сбора необходимого статистического материала, предложения о рассмотрении
результатов проверки.
2.4. При каждой проверке обязательным
является: выявление проблем аварийности, выполнение планов мероприятий и
основные направления в профилактике аварийности, достижение запланированных
результатов (заданий) по сокращению аварийности и количественная и качественная
оценка.
2.5. При проверке территориальными
объединениями подведомственных предприятий используется перечень следующих
вопросов:
2.5.1. Вопросы, связанные с деятельностью
администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия:
- наличие планов работы автотранспортного
предприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, привлечение
всех служб к разработке планов, контроль за
выполнением запланированных мероприятий;
- проведение служебного расследования и
разбора дорожно-транспортных происшествий в порядке и сроки, предусмотренные
Положением о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных
происшествий;
- проведение служебного расследования по
каждому случаю появления водителя на работе в состоянии опьянения, принятие к
нарушителям мер воздействия;
- какая работа проводится по устранению
выявленных нарушений правил, инструкций и приказов, а также по устранению
других недостатков в обеспечении безопасности движения, в том числе отмеченных
в книге ревизорских указаний;
- проведение смотров и конкурсов по
безопасности движения;
- наличие планов работы комиссии
общественного контроля за безопасностью движения,
добровольной народной дружины, совета общественных автоинспекторов,
товарищеского суда и других общественных организаций.
2.5.2. Вопросы, общие для всех служб и
подразделений автотранспортного предприятия:
- определение
должностных инструкций работников, обязанностей и ответственности за
осуществление ими мероприятий по обеспечению безопасности движения; как
работники знают и выполняют свои обязанности;
- предусмотрены ли меры по безопасности
движения для любых условий перевозок (при заступлении
водителей на смену вне автотранспортного предприятия или работе в отрядах на
уборке урожая, при выполнении заказных рейсов и др.);
- соответствие квалификации работников
поставленным перед ними задачам по обеспечению безопасности движения;
- поощрение работы водителей,
диспетчеров, инженерно-технического состава за обеспечение безопасности
движения;
- анализ действенности проводимых по
безопасности движения мероприятий.
2.5.3. По производственно-технической
службе и ОТК:
- соблюдение установленных объемов и
периодичности ТО-1 и ТО-2 (с использованием показателей "процент
автомобилей, не прошедших ТО-1 и ТО-2 (или прошедших в неполном объеме"));
- выполнение
требований по проведению разборов случаев схода автотранспорта с линии по
причине технической неисправности (с использованием показателей
"количество сходов с линии по технической неисправности на 100 автомобилей
в месяц", "количество выявленных ГАИ на линии технических
неисправностей автомобилей на 100 автомобилей", "процент автомобилей,
имеющих 3 и более сходов с линии в месяц");
- оснащение ОТК необходимыми приборами и
инструментом для проверки технического состояния автомобилей при выпуске на
линию и возвращении в гараж;
- проведение занятий по технической учебе
с водителями, ремонтными рабочими и инженерно-техническими работниками;
- проведение стажировки водителей,
прикрепление молодых водителей к водителям-наставникам (с использованием
показателей "количество нарушений ПДД (мелких аварий) на 100 водителей со
стажем до 1 (до 3) лет относительно аналогичного показателя для водителей со
стажем более 3 лет", "процент молодых водителей (или водителей с
малым стажем работы в АТП), прошедших стажировку");
- работа аттестационной комиссии по
присвоению квалификации водителей I и II классов;
- оснащение автобусов медицинскими
аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки, молоточками для
разбивания стекол, а также наличие в автобусах соответствующих надписей,
инструктирующих пассажиров о способах экстренного открывания дверей и удаления
стекол в случае дорожно-транспортного происшествия (с использованием
показателей "процент автомобилей, не оборудованных огнетушителями,
аптечками, молоточками, ремнями безопасности").
2.5.4. По службе эксплуатации:
- составление и выполнение
графиков работы на линии инженерно-технического состава по контролю за
техническим состоянием и использованием подвижного состава, соблюдением
водителями Правил дорожного движения для пассажирских АТП, кроме того,
регулярности движения и соблюдения норм вместимости автобусов (с использованием
показателей: количество проверок линейного контроля на линии; количество часов,
отработанных линейным контролем на линии; количество
выявленных нарушений ПДД на одну проверку; процент выявленных нарушений по видам
(техническая неисправность автомобиля, нарушения водителя, отклонения от
маршрута, использование автомобиля в личных целях, несоблюдение <...>
автобусов, культура обслуживания пассажиров автобусов (такси) и др.);
- составление и выполнение графика дежурств
руководящих работников автопредприятия с целью оперативного принятия мер к
предупреждению выпуска неисправного автотранспорта и других нарушений;
- проведение инструктажей водителей об
особенностях движения, об изменении метеорологических и дорожных условий на
маршруте (с использованием показателей: процент водителей, проходящих
инструктажи, от общего числа выходящих на линию, отдельно - тот же показатель
для инструктажей при изменении метео- и дорожных
условий);
- обследование и проверка соответствия
водителей условиям и видам перевозок;
- обследование дорожных условий на
маршрутах работы подвижного состава автопредприятия (с использованием
показателей: количество выявленных опасных участков на маршрутах АТП;
количество удовлетворенных заявок дорожным организациям по устранению опасных
участков);
- проведение в соответствии с действующей
методикой предрейсовых и межрейсовых
осмотров водителей (с использованием показателей: процент водителей, прошедших
медосмотр перед выходом на линию, от общего числа выходящих на линию; процент
водителей, прошедших межрейсовый медосмотр; процент
отстраненных от работы по причине алкогольной интоксикации, заболевания,
переутомления);
- контроль соблюдения водителями
предписанных режимов труда и отдыха; учет и контроль сверхнормативных нагрузок
(с использованием показателей: процент водителей, имеющих сверхнормалевую
нагрузку; количество часов, отработанных на линии сверхурочно на 1 водителя в
месяц; среднее время подготовительно-заключительного периода;
непроизводительные траты времени при работе на линии; ожидание
погрузки-разгрузки; оформление документов и т.д.);
- проведение нормирования скоростей
движения с учетом требований безопасности движения;
- выполнение требований по обеспечению
каждого водителя, выполняющего городские, пригородные и туристические рейсы,
схемами маршрутов с указанием опасных мест.
2.5.5. По контрольно-ревизорской службе:
- проведение проверки автомобилей на
линии и принятие мер вплоть до снятия автомобилей с линии в случае обнаружения
нарушений <...>
<...> необходимых для проверки
документов, устных и письменных объяснений;
- по согласованию на месте с руководством
проверяемого предприятия создавать группы из должностных лиц и общественности
для увеличения охвата проверкой или организации контроля на линии.
3.3. Проверяющие обязаны приступить и
осуществить проверку в установленные сроки, сделать выводы о состоянии работы
по обеспечению безопасности перевозок, указать конкретных должностных лиц,
виновных в недостатках и упущениях, дать предложения по устранению недостатков;
ознакомить со сделанными выводами руководителей проверяемого предприятия
(организации).
4. Оформление
результатов проверки
4.1. По результатам проверки составляется
справка, отражающая конкретные недостатки в профилактической работе, факты,
подтверждающие эти недостатки, причины недостатков, виновность лиц или
организаций; связь недостатков с наблюдаемыми показателями аварийности в
предприятии (организации) и предложения по их устранению.
4.2. Справка составляется в 3-х
экземплярах и направляется в организации (объединения), организующие проверку,
проверяемое и вышестоящее предприятие (организацию) для обобщения и контроля.
4.3. По результатам проверки должен быть
организован разбор в коллективе проверяемого предприятия (организации), издан
приказ или приняты другие действенные меры по устранению выявленных недостатков.
5. Контроль за
устранением выявленных
при проверке недостатков
5.1. Вышестоящая организация (по
отношению к проверяющему) обязана организовать
контроль за устранением в проверяемых предприятиях (организациях) выявленных
недостатков и выполнением мероприятий, направленных на их устранение.
5.2. Руководитель организации,
назначивший проверку, принимает решение о сроках реализации мероприятий,
направленных на устранение выявленных недостатков, ответственности должностных
лиц, виновных в наличии выявленных недостатков.
5.3. Контроль осуществляется путем
изучения письменных отчетов руководителя предприятия (организации) и повторными
проверками на месте в сроки, предусмотренные решением руководителя проверяющей
организации.
5.4. Контроль за
устранением выявленных недостатков возлагается на заместителя руководителя по
безопасности движения проверяемого предприятия (организации), который регулярно
докладывает о состоянии дел в вышестоящие организации.
Библиография
1. Инструкция по предупреждению ДТП, утвержденная
Приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 05.08.75 N 13.
2. Циркулярное письмо Минавтотранса
РСФСР от 16.07.73 N 11/126.
3. Приказ Министра автомобильного
транспорта РСФСР от 27.04.69 N 7.
4. Приказ Министра автомобильного
транспорта РСФСР от 04.06.71 N 6.
5. Постановление Коллегии Минавтотранса РСФСР N 68 от 03.03.81.
6. Постановление Коллегии Минавтотранса РСФСР N 33-сп от 17.02.83.
7. РД 200-УССР-225-84. Указания по
организации контроля работы по предупреждению ДТП.