МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
N 12
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
N 71
ПРИКАЗ
от 14 января 1986 года
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ОРГАНОВ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
НА УСЫНОВЛЕНИЕ, ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО)
Информация с мест и материалы проверок
свидетельствуют о том, что органы народного образования и здравоохранения
проводят определенную работу по охране детства. В последние годы значительно
улучшилась работа по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, устройству их под опеку, попечительство, на усыновление (удочерение)
и по осуществлению контроля за их воспитанием,
развитием и состоянием здоровья.
Ежегодно 70% выявленных детей, лишившихся
родителей, передается в семьи советских граждан в порядке усыновления, опеки
(попечительства).
Вместе с тем имеются еще серьезные
недостатки по соблюдению законодательства об охране детства и соответствующих
указаний Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР.
В Таджикской ССР органы народного
образования не обеспечивают выявление и устройство детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не располагают надлежащими сведениями о
детях, переданных на воспитание в порядке усыновления, опеки (попечительства),
не сообщают о подопечных детях органам здравоохранения, в связи
с чем не обеспечивается целенаправленный медицинский контроль за их состоянием
здоровья.
Органы народного образования УССР
ежегодно не учитывают до половины усыновленных детей. Органы здравоохранения
республики допускают нарушения в медицинском освидетельствовании передаваемых
на усыновление детей.
В Грузинской ССР в нарушение Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и Кодекса о браке
и семье Грузинской ССР допускается передача детей раннего возраста в патронат.
Дети передаются без оформления документов. Сведения о переданных детях в
патронат отсутствуют, последующий контроль за их
воспитанием, развитием и состоянием здоровья не осуществляется.
В Казахской ССР и Азербайджанской ССР
имеют место серьезные недостатки в работе по выявлению, устройству детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлению контроля
за условиями воспитания, обучения и медицинского обеспечения подопечных
детей.
В ряде территорий допускаются нарушения в
обеспечении тайны усыновления.
В целях улучшения совместной работы
органов народного образования и здравоохранения по передаче детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи трудящихся приказываем:
1. Утвердить Инструкцию по передаче детей
и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и защите интересов
детей раннего возраста (не приводится).
2. Министрам просвещения и
здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми,
областными, районными, городскими, районными в городах отделами народного
образования и здравоохранения, начальникам территориальных управлений народного
образования и здравоохранения:
2.1. Принять к руководству и исполнению
Инструкцию по передаче детей и подростков на усыновление, под опеку
(попечительство) и защите интересов детей раннего возраста.
2.2. Довести содержание Инструкции до
сведения руководителей детских домов, школ-интернатов, школ, дошкольных
учреждений, родильных домов (отделений), домов ребенка, детских больниц и
поликлиник.
2.3. Обязать руководителей
учебно-воспитательных, родовспомогательных и детских лечебно-профилактических
учреждений незамедлительно передавать сведения о детях, подлежащих усыновлению,
в отделы народного образования, которые обеспечивают учет этих детей и
кандидатов-усыновителей.
2.4. Принять меры к своевременному и
полному выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на усыновление, под опеку (попечительство), в детские
учреждения; упорядочить ведение личных дел этих детей. Дела усыновленных и
подопечных детей до их совершеннолетия должны находиться в районном, городском,
районном в городе отделе народного образования.
2.5. Усилить работу по предупреждению
разглашения тайны усыновления, создать необходимые условия для осуществления
этой работы. Обеспечить особое хранение документации по усыновлению.
2.6. Заключение договора о передаче детей
на воспитание в семьи граждан в порядке патроната может иметь место только в
Латвийской ССР и Узбекской ССР, где эта форма устройства детей предусмотрена
Кодексом о браке и семье.
2.7. Не допускать подбора детей на
усыновление без направления отдела народного образования, а также передачи
детей усыновителям без решения исполнительного комитета районного, городского,
районного в городе Совета народных депутатов.
3. Министерствам
просвещения и здравоохранения союзных и автономных республик, краевым,
областным и территориальным управлениям народного образования проводить
совместную проверку работы органов народного образования, здравоохранения и их
учреждений по соблюдению юридической обоснованности, педагогической
целесообразности и медицинских показаний к передаче детей на усыновление, под
опеку (попечительство) и осуществлению последующего контроля за условиями
воспитания, развития и состоянием здоровья подопечных.
4. Считать утратившим силу Приказ
Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 28
сентября 1977 г. N 885/131 "Об утверждении Инструкции о порядке передачи
детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском
обеспечении".
5. Контроль за
исполнением Приказа возложить на Главное управление школ Министерства
просвещения СССР (т. Иванов Ю.Ю.) и Главное управление лечебно-профилактической
помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР (т. Гребешева И.И.).
Заместитель Министра
просвещения СССР
В.Д.ШАДРИКОВ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.И.ВОРОБЬЕВ