Утверждаю
Заместитель Министра
автомобильного
транспорта РСФСР
А.С.ПАНТЕЛЕЕВ
20 января 1986 года
Введен впервые
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ВОДИТЕЛЕЙ УСЛОВИЯМ И ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК
РД-200-РСФСР-12-0071-86-10
Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного
транспорта (НИИАТ).
Разработан на
основе приложения N 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 09.08.74 N 733
Инструкции о проведении предрейсовых медицинских
осмотров водителей автотранспорта; Постановления Коллегии Минавтотранса
РСФСР и Президиума ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных
дорог N 33-сп от 17.02.83 "О неудовлетворительном положении с
безопасностью движения на автомобильном транспорте Минавтотранса
РСФСР и дополнительных мерах по предупреждению дорожно-транспортных
происшествий"; Инструкции по
предупреждению дорожно-транспортных происшествий, приложение к Приказу Министра
автомобильного транспорта РСФСР от 05.08.75 N 13.
Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР и определяет основные принципы проверки
и обеспечение соответствия водителей условиям и видам перевозок.
Работа выполнена в соответствии с
Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по
стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на
1985 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий руководящий документ
устанавливает единые для всех предприятий Минавтотранса
РСФСР требования по обеспечению и проверке соответствия водителей условиям и
видам перевозок.
1.2. Обеспечение соответствия водителей
условиям и видам перевозок достигается путем:
- прохождения водителями соответствующего
курса обучения, переподготовки, повышения квалификации, профессионального
мастерства;
- информирования водителей об
особенностях работы в предприятии, на данном маршруте, на различных видах
перевозок;
- подбора водителей для работы на линии в
зависимости от условий и видов перевозок;
- контроля режимов труда и отдыха
водителей, уровня организации перевозок;
- контроля состояния здоровья водителей;
- контроля уровня профессионального
мастерства водителей и получения ими оперативной информации.
2. Проверка
соответствия водителей медицинским
и квалификационным требованиям при приеме на
работу
и после перерывов в работе
2.1. Водитель может быть принят на работу
при условии:
- прохождения соответствующего курса
обучения в учебно-курсовых комбинатах и получения водительского удостоверения
на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- прохождения медицинского
освидетельствования в порядке, установленном Минздравом СССР по согласованию с
МВД СССР;
- прохождения собеседования в отделе
кадров предприятия и в службе безопасности движения, предполагающего выяснение
трудовой биографии, мотивов поступления на работу, отношения к будущим
обязанностям и ознакомление водителя с особенностями работы, режимом и
характером работы предприятия.
2.2. При оформлении водителя на работу
отдел кадров делает запрос на прежнее место работы для получения анкетных
данных и данных о случаях дорожно-транспортных происшествий из личной карточки
водителя.
2.3. При перерыве в работе более 6
месяцев допускаются к управлению автомобилем водители, прошедшие медицинское
освидетельствование, стажировку и сдачу экзамена по управлению автомобилем.
2.4. При перерыве в работе более одного
года к управлению транспортными средствами допускаются водители, сдавшие в
Госавтоинспекции теоретический экзамен по Правилам дорожного движения и
практический экзамен по вождению автомобиля.
2.5. При перерыве в работе более трех
лет, кроме сдачи теоретического и практического экзаменов в ГАИ, водители
должны пройти медицинское переосвидетельствование.
3. Обеспечение
уровня профессионального мастерства
водителей
3.1. Обеспечение уровня профессионального
мастерства достигается организацией специальной подготовки и стажировки,
повышением уровня профессионального мастерства, проведением установленного
комплекса инструктажей.
Организация мероприятий по повышению
квалификации, технической учебе, работе квалификационной комиссии возлагается
на отдел кадров совместно с производственно-технической службой.
3.2. Подготовка, переподготовка и
повышение квалификации водителей осуществляется очным обучением с отрывом и без
отрыва от производства учебно-курсовыми комбинатами
как в учебных заведениях, так и на курсах, организуемых последними на
предприятиях по единым учебным планам и программам, утвержденным
Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию и
согласованным с Главным управлением ГАИ МВД СССР.
3.3. На категории В
и С готовят водителей не моложе 18 лет, легковых такси - не моложе 20 лет, на
категорию Д - не моложе 21 года. Образование для всех - не менее 8 классов.
3.4. Присвоение квалификации и допуск к
управлению транспортными средствами осуществляется Госавтоинспекцией на
основании Положения о присвоении квалификации водителя.
3.5. Переподготовка (повышение
квалификации) водителей на получение права управления транспортными средствами
категорий В, С, Д, Е осуществляется в срок до 3
месяцев; изучение новой автомобильной техники, технологии перевозок, передовых
методов труда и Правил дорожного движения, совершенствование мастерства
вождения осуществляется в срок до 1 месяца.
Переподготовка (повышение квалификации)
на получение права управления транспортными средствами категории В осуществляется из числа водителей автотранспортных
средств категорий С и Д и индивидуального автомобильного транспорта категории
В;
- категории С
осуществляется из числа водителей автотранспортных средств категорий В, Д и
индивидуального автомобильного транспорта категории В;
- категории Д
осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на
автотранспортных средствах категорий В или С и возраст к концу обучения - 21
год;
- категории Е
осуществляется из числа водителей, имеющих непрерывный годичный стаж работы на
соответствующих автотранспортных средствах категорий В, С или Д;
- категорий Д и
Е осуществляется с учетом квалификационных требований, предъявляемых к
водителям II или I класса.
3.6. Водители, имеющие право на
управление какой-либо категорией транспортных средств и желающие получить право
на управление низшей категорией транспортных средств, должны сдать в ГАИ только
практические экзамены. Обязательное обучение в этом случае не требуется.
3.7. Водители автомобилей допускаются к
управлению лишь теми категориями транспортных средств, на которые имеется
отметка в водительском удостоверении.
Водители транспортных средств могут
управлять:
- категорией В -
(с правом найма) автомобилями, разрешенный максимальный вес которых не
превышает 3500 кг и число мест (помимо водителя) не более 8 (такси);
- С - автомобилями для перевозки грузов,
разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг (грузовой автомобиль);
- Д - автомобилями, предназначенными для
перевозки пассажиров и имеющими более 8 мест для сидения (автобус);
- Е - составами транспортных средств с
тягачами, относящимися к категории транспортных средств В,
С или Д, при наличии в удостоверении отметки о разрешении управлять указанными
категориями или одной из них (прицепами весом до 750 кг имеют право управлять
водители категорий В, С и Д без соответствующей отметки; более 750 кг -
необходимо иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку в категории
Е).
3.8. Единое водительское удостоверение на
право управления любыми категориями транспортных средств действительно в
течение 10 лет со дня выдачи, после чего подлежит замене.
3.9. Присвоение и снижение водителям
классности осуществляется квалификационными комиссиями автопредприятия, в
состав которых, кроме лиц, определяемых в соответствии с Общими положениями
Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, включаются
также работники службы безопасности движения.
3.10. Повышение квалификации
осуществляется в следующие сроки:
III на II класс - 2 месяца;
II класс (В, С,
Е) на I - 2 месяца;
II класс (Д) на I - 2 месяца.
Повышение квалификации водителей на II и
I классы осуществляется очным и заочным обучением в учебных комбинатах,
автошколах Минавтотранса, в учебных заведениях профтехобразования, автошколах ДОСААФ.
3.11. Водителям, окончившим курсы
повышения квалификации на I и II класс, при наличии у них на протяжении
последнего года нарушений Правил дорожного движения и трудовой дисциплины
соответствующая квалификация не присваивается.
3.12. Водителям I - II
класса, не выполняющим требования, предусмотренные соответствующей
квалификационной характеристикой, или систематически нарушающим Правила
дорожного движения и Правила технической эксплуатации подвижного состава, по
представлению администрации предприятия, согласованному с профсоюзным
комитетом, квалификационная комиссия может понизить класс квалификации.
3.13. Водителям, которым понижен класс
квалификации, или которые были лишены права на управление автомобилем сроком от
одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях.
3.14. Для повышения уровня
профессионального мастерства водителей в процессе их трудовой деятельности по
методикам НИИАТ проводятся занятия с отрывом от производства:
для водителей автобусов - один раз в три
года;
для водителей легковых и грузовых
автомобилей - один раз в пять лет.
В первую очередь к занятиям привлекаются
вновь принятые водители; водители, совершившие ДТП, привлекаются к обучению
дополнительно.
3.15. В промежутке между занятиями по
программе совершенствования профессионального мастерства с водителями ежегодно
проводятся занятия без отрыва от производства по программе ежегодных занятий с
водителями.
3.16. Уровень оперативной информации
водителей поддерживается путем проведения инструктажей в соответствии с РД
"Положение о проведении инструктажей по БД с водительским составом".
3.17. Водители, совершившие ДТП в течение
года, решением Комиссии общественного контроля за
безопасностью движения направляются на экспертизу Правил дорожного движения,
дополнительную стажировку или на повторное обучение по программе НИИАТ.
3.18. Продолжительность рабочего дня
водителей категории Д и водителей III класса в течение
первого года работы не должна превышать 8 часов в сутки.
3.19. Запрещено привлекать к работе в
ночное время водителей указанных категорий.
3.20. Привлечение водителей III класса в
течение первого года работы к сверхурочной работе категорически запрещается.
3.21. Водителям грузовых, легковых
автомобилей и автобусов вместимостью менее 8 человек в первый календарный месяц
рекомендуется назначать производственное задание на 15% ниже по сравнению с
уровнем, установленным для данного предприятия. Каждый последующий месяц
задание увеличивается на 5%, постепенно доводится до установленного
на данном предприятии.
4. Контроль
профессионального уровня и состояния здоровья
водителей в процессе трудовой деятельности
4.1. Водители - выпускники
учебно-курсовых комбинатов допускаются к самостоятельной работе при условии
успешного прохождения стажировки, сдачи контрольного зачета по вождению, зачета
по безопасности движения и правилам эксплуатации автомобилей и получения
заключения за подписью главного инженера предприятия о допуске к
самостоятельной работе.
4.2. При переводе водителей на работу из
другого города или на другую марку автомобилей, а также при перерыве в работе
более 6 месяцев водители проходят специальную стажировку в соответствии с РД
"Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки
водителей".
4.3. Заключение в карточке стажирования служит основанием для рассмотрения
квалификационной комиссией предприятия вопроса о присвоении квалификации
молодому водителю: категории Д - квалификации II
класса, категории В, С - квалификации водителя III класса.
4.4. К работе на автобусах с дизельными
двигателями допускаются водители III класса после прохождения ими
дополнительной подготовки по специальной программе.
4.5. Ежедневные медицинские осмотры перед
выездом водителей на линию проводятся медицинским персоналом здравпунктов
предприятия и передвижными медпунктами.
При отсутствии медицинских
противопоказаний на путевой лист ставится штамп "Допущен к рейсу" и
подпись медработника. Без такой отметки водитель к работе не допускается.
4.6. Основанием для отстранения водителя
от работы служит выявление признаков временной утраты трудоспособности:
а) наличие жалоб на плохое самочувствие;
б) недостаточный отдых перед выходом на
работу (сон менее 7-ми часов);
в) выраженная гиперемия, бледность или синюшность кожных покровов лица и слизистых губ,
желтушность склер, отечность лица;
г) учащение или урежение
пульса более чем на 20 уд./мин.
от уровня, постоянного для водителя, аритмия;
д) повышение или понижение артериального
давления более чем на 20 мм рт. ст. по отношению к установившейся у данного
водителя его величине;
е) повышение температуры тела;
ж) положительная проба на алкоголь в
выдыхаемом воздухе (Мохова - Шинкаренко, Раппопорта)
или другие симптомы алкогольного опьянения или похмелья.
4.7. Водители пассажирского автотранспорта
проходят обязательный послерейсовый медицинский
контроль, водители грузового автотранспорта проходят частичный послерейсовый осмотр.
4.8. Контроль за
соблюдением режима труда и отдыха, графиков движения за работой водителей на
линии осуществляется службой эксплуатации с привлечением необходимых
должностных лиц.
4.9. Периодическое медицинское
переосвидетельствование водителей осуществляется специальной комиссией в
порядке, регламентированном Приказом Минздрава СССР N 3, в установленные
Минздравом сроки:
водители автотранспорта (кроме водителей
автобусов вместимостью более 8 человек) - через каждые 5 лет;
водители автобусов вместимостью более 8
человек и водители легковых такси - через каждые 3 года;
стажированные <*> водители автомобилей (инвалиды) - через 12 месяцев;
водители, достигшие 60-летнего возраста
(женщины - 55) - через каждые 2 года.
--------------------------------
<*> Стажированными
считаются водители, имеющие право управления транспортными средствами не менее
3 лет.
В случае прохождения медицинского
освидетельствования водителю выдается справка установленного образца.
4.10. Сроки медицинского
освидетельствования могут быть сокращены врачами медицинских комиссий при
наличии медицинских показаний, но не более чем на год; работниками Государственной
автоинспекции или руководителями предприятия в случае сомнения в состоянии
здоровья водителя.
4.11. Контроль за
соблюдением сроков прохождения периодических медицинских
переосвидетельствований и ответственность за своевременную и организованную
явку водителей на них возлагается на отдел кадров и отдел эксплуатации
предприятия. Сроки прохождения переосвидетельствования контролируются
ежемесячно службой безопасности движения и в период ежегодных технических
осмотров администрацией автопредприятия и Госавтоинспекцией.
4.12. Каждые три года квалификационная
комиссия в каждом пассажирском предприятии осуществляет оценку деловых и
моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности
продолжения их работы на автобусе.
4.13. Контроль профессионального
мастерства водителей осуществляется периодически:
для водителей автобусов - один раз в три
года;
для водителей грузовых автомобилей - один
раз в пять лет при сдаче зачета после проведения занятий с отрывом от
производства по Методике НИИАТ.
5. Обеспечение
соответствия водителей условиям
и видам перевозок
5.1. Соответствие водителей условиям и
видам перевозок определяется состоянием здоровья, квалификацией и опытом работы
водителей.
5.2. С водителями,
впервые принятыми для работы на пассажирском и грузовом автотранспорте, при
поступлении в предприятие новых марок автомобилей, при переводе водителей на
новые для них марки и модели автомобилей проводится специальная подготовка на
базе учебно-курсовых комбинатов или непосредственно на предприятиях с
привлечением наиболее квалифицированных преподавателей автокомбинатов или
инженерно-технических работников автопредприятия.
Продолжительность специальной подготовки
определяется в зависимости от категории транспортных средств и видов перевозок,
на которые направляются водители.
5.3. Женщины допускаются к управлению
грузовыми автомобилями, не превышающими 2,5 т, и автобусами с числом мест не
свыше четырнадцати.
5.4. К управлению
транспортными средствами всех категорий, оборудованными специальными звуковыми
и световыми сигналами, автобусами, обслуживающими междугородные и международные
линии, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки, поездки по разовым
заявкам, перевозки детей, а также транспортными средствами, занятыми на
перевозке опасных грузов, допускаются только водители с непрерывным трехлетним
стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных
средств.
Для работы в сложных в дорожном отношении
и напряженных по условиям движения маршрутах допускаются наиболее опытные
водители, прошедшие в установленном порядке стажирование
и ознакомление с маршрутами.
5.5. К перевозке опасных грузов
допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не
менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством
соответствующей категории и прошедшие специальную подготовку или инструктаж на
АТП и медицинский контроль.
Водители, временно привлекаемые к
перевозкам опасных грузов, проходят медицинский осмотр и специальную подготовку
или инструктаж при назначении его на данный вид перевозок.
5.6. К работе на горных автобусных
маршрутах допускаются водители I и II класса, прошедшие стажировку, имеющие
стаж работы на автобусах не менее двух лет и не допускавшие нарушений трудовой
и производственной дисциплины.
5.7. К работе по выполнению междугородных
грузовых и пассажирских перевозок допускаются водители, не имеющие дорожно-транспортных
происшествий, нарушений Правил дорожного движения и Правил перевозки грузов,
транспортной дисциплины, не моложе 25-ти и не старше 55 лет. Случаи отступления
от этой рекомендации должны быть согласованы с профсоюзным комитетом и
оформлены приказом.
5.8. На автобусы междугородного сообщения
вместимостью более 40 мест подбираются водители I класса со стажем работы на
автобусах не менее пяти лет.
5.9. Для перевозки детей и учащихся
допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, имеющие непрерывный
стаж работы на автобусе не менее трех лет, не допускавшие за последние три года
нарушений ПДД, отмеченных просечками в талоне предупреждений, а также нарушений
трудовой и производственной дисциплины. Этим водителям должен выдаваться специальный
талон - допуск на право перевозки детей.
5.10. Продолжительность работы водителей
пассажирского автотранспорта устанавливается не более 10 часов в смену.
Увеличение рабочей смены водителей свыше
10, но не более 12 часов допускается:
- на международных маршрутах, где
продолжительность одного оборотного рейса превышает 10 часов;
- при невозможности участковой
организации движения на междугородных межобластных маршрутах протяженностью
свыше 300 км;
- на междугородных межреспубликанских
маршрутах при невозможности участковой организации движения.
Работа свыше 12 часов категорически
запрещается.
5.11. В случае, когда при междугородных
перевозках водитель вынужден управлять автомобилем более 12 часов, в рейс
направляются два водителя.