ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 1986 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНУТРИУЧИЛИЩНОМ КОНТРОЛЕ
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
1. Утвердить Положение о внутриучилищном контроле в среднем
профессионально-техническом училище (прилагается).
2. Считать утратившим силу Приказ Госпрофобра СССР от 14 июля 1978 г. N 115 "Об
утверждении Положения о внутриучилищном контроле в
профессионально-технических учебных заведениях".
3. Настоящий Приказ подлежит включению в
Перечень действующих нормативных актов Госпрофобра
СССР.
Председатель
Государственного комитета
А.П.ДУМАЧЕВ
Приложение
к Приказу Госпрофобра
СССР
от 3 февраля 1986 г. N 23
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИУЧИЛИЩНОМ КОНТРОЛЕ В СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ
Общие положения
1. Внутриучилищный
контроль - система планомерной целенаправленной и объективной проверки, учета и
анализа состояния учебно-воспитательного процесса, одна из форм руководства
инженерно-педагогическим коллективом.
2. Главной задачей внутриучилищного
контроля является обеспечение выполнения решений Партии и Правительства,
Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы,
нормативных документов и указаний органов профтехобразования.
Он должен способствовать всестороннему совершенствованию учебно-воспитательного
процесса, дальнейшему повышению уровня обучения и коммунистического воспитания,
качества подготовки квалифицированных рабочих, способных успешно трудиться в
условиях ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства,
новых методов хозяйствования и прогрессивных форм организации труда. Внутриучилищный контроль является эффективным средством
наведения образцового порядка в каждом училище, укрепления учебной, трудовой и
общественной дисциплины учащихся, оказания конкретной помощи
инженерно-педагогическим работникам училищ, предупреждения, выявления и
своевременного устранения недостатков, решительного искоренения фактов
формализма и процентомании, обобщения и распространения передового
педагогического опыта.
Внутриучилищный контроль характеризуется объективностью и компетентностью,
последовательностью и систематичностью, плановостью и преемственностью,
гласностью и сравнимостью.
3. Персональную ответственность за
организацию и состояние внутриучилищного контроля в
училище несет директор. В соответствии с распределением участков контроля и
указаниями директора внутриучилищный контроль
осуществляют заместители директора по учебно-производственной части (работе) и
учебно-воспитательной работе, заведующий учебной частью по общеобразовательным
дисциплинам и старший мастер. Отдельные стороны учебно-воспитательного процесса
по поручению директора училища проверяют и анализируют председатели
методических комиссий, наиболее подготовленные инженерно-педагогические
работники и по согласованию с директором - представители общественных
организаций училища.
Планирование внутриучилищного контроля
4. Планирование внутриучилищного
контроля осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы училища на
год. При этом учитываются задачи, стоящие перед коллективом училища в новом
учебном году, указания органов профтехобразования,
итоги учебно-воспитательной работы училища за прошлый учебный год, решения
педагогического совета, предложения методических комиссий и др.
Конкретные цели, содержание и методы
контроля, формы обсуждения его результатов, а также лица, его осуществляющие,
указываются в плане контроля на месяц, к которому прилагаются графики посещения
уроков и внеучебных воспитательных мероприятий, в том
числе занятий кружков, секций, клубов, лекториев и т.д.
5. При планировании внутриучилищного
контроля необходимо предусматривать:
систему проверки
всех сторон учебно-воспитательного процесса, уделяя особое внимание качеству
проведения уроков (занятий), организации внеучебной
работы с учащимися, в том числе по месту жительства, уровню их знаний, умений и
навыков, состоянию их дисциплины, работе с родителями, трудовыми коллективами
базовых предприятий;
планомерный охват контролем всех
отделений, филиалов, учебных групп среднего профессионально-технического
училища, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств и т.д.;
координацию действий и единство
требований со стороны руководства училища, проверку исполнения предложений по
итогам предыдущих проверок, решений, ранее принятых по результатам контроля;
распределение участков контроля между
руководителями училища в соответствии с их должностью, специальностью и
практическим опытом;
мероприятия по итогам контроля;
другие вопросы организации контроля.
6. При планировании контроля
устанавливается следующее минимальное количество посещений в течение недели:
┌───┬───────────────────────────────────┬─────────┬──────────────┐
│
N │ Должность │ Уроки │ Внеучебные │
│п/п│ │(занятия)│воспитательные│
│ │ │ │ мероприятия │
├───┼───────────────────────────────────┼─────────┼──────────────┤
│1.
│Директор
│2 │1 │
│2.
│Заместитель директора по учебно-
│3 │1 │
│ │производственной части (работе) │ │ │
│3.
│Заместитель директора по учебно-
│2 │3 │
│ │воспитательной работе │ │ │
│4.
│Заведующий учебной частью по
│4 │1 │
│ │общеобразовательным дисциплинам │ │ │
│5.
│Старший мастер
│3 │1 │
└───┴───────────────────────────────────┴─────────┴──────────────┘
Проверка занятия производственного
обучения и производственной практики в одной группе независимо от их
длительности по времени, а также сдвоенного урока теоретического обучения
учитывается при контроле как одно посещение.
Содержание и методы
внутриучилищного контроля
7. Внутриучилищный
контроль должен быть направлен на изучение и анализ:
выполнения постановлений Партии и
Правительства, реформы общеобразовательной и профессиональной школы, указаний
директивных органов;
идейно-политического и
научно-методического уровня уроков, состояния преподавания общественных,
общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин, производственного
обучения и производственной практики учащихся;
выполнения учебных планов и программ;
качества общеобразовательной и
профессиональной подготовки, уровня знаний, умений и навыков учащихся;
организации распорядка учебы, труда и
отдыха учащихся, состояния их дисциплины, прилежания в учении и
производительном труде;
состояния внеучебной
воспитательной работы с учащимися, вовлечения всех учащихся в занятия
художественным, техническим творчеством, спортом, туризмом, работы по
профилактике правонарушений среди учащихся; их физического воспитания и
начальной военной подготовки;
организации и состояния индивидуальной
работы с учащимися на уроках и во внеучебное время,
их самоподготовки;
ведения планирующей, учетной и отчетной
документации;
организации и эффективности методической
работы;
системы работы мастеров производственного
обучения, преподавателей, воспитателей, их передового педагогического опыта, в
том числе по классному руководству, работе с родителями, по месту жительства
учащихся, с базовыми предприятиями;
состояния комплексного педагогического
обеспечения и учебно-материальной базы по каждому предмету и профессии,
библиотечного фонда, различных средств воспитательной работы, эффективности их
использования;
других сторон работы учебного заведения.
8. В зависимости от поставленной цели внутриучилищный контроль может осуществляться как
фронтальный или комплексный (всестороннее изучение постановки
учебно-воспитательного процесса), так и тематический (изучение какого-либо
определенного вопроса). В зависимости от объекта проверки он может быть
персональным (изучение работы одного преподавателя, мастера производственного
обучения, воспитателя), предметно-обобщающим (проверка работы преподавателей
одного предмета или мастеров производственного обучения одной специальности),
классно-обобщающим (изучение работы преподавателей и мастеров производственного
обучения, работающих в одной учебной группе).
9. В качестве основных форм и методов внутриучилищного контроля могут применяться следующие:
посещение и анализ уроков теоретического
и производственного обучения, производственной практики, внеучебных
воспитательных мероприятий;
анализ выполнения учебных планов и
программ;
наблюдение за работой мастеров
производственного обучения, преподавателей, классных руководителей,
воспитателей и других инженерно-педагогических работников училища;
собеседование с мастерами
производственного обучения, преподавателями, воспитателями по различным
вопросам их деятельности;
непосредственная проверка качества
знаний, умений и навыков учащихся путем устного опроса, выполнения учащимися
работ по заданию проверяющего лица, проведения фронтальных контрольных и
проверочных работ;
периодическая проверка тетрадей,
конспектов, контрольных работ, проверка содержания и объема домашних заданий
учащихся;
анализ планирующей и учетной
документации, отчетов инженерно-педагогических работников училища и
статистических данных;
другие формы и методы.
Учет внутриучилищного контроля
10. Для учета внутриучилищного
контроля в среднем профессионально-техническом училище на каждого
преподавателя, мастера производственного обучения и воспитателя заводится
журнал анализа его работы, который является единым и обязательным документом
для всех руководителей учебного заведения. В журнале не позднее чем через 2 дня
делаются записи анализа посещенных уроков и других проверенных сторон работы
преподавателя, мастера производственного обучения и воспитателя, содержащие
выводы и конкретные предложения по устранению выявленных недостатков с учетом
материалов всех предыдущих проверок по данному вопросу.
11. По результатам внутриучилищного
контроля в училище периодически издаются приказы и распоряжения. Вопросы,
требующие коллективного анализа и решения, выносятся на обсуждение методических
комиссий, педагогического совета, общественных организаций училища.